Фото Markus Spiske / Unsplash
Новые форматы
Магнитная лента и долгоиграющие пластинки, которые появились после Второй мировой войны, изменили музыкальную культуру. Новые технологии звукозаписи и материалы позволили увеличить объем накопителей, и на них стало влезать больше музыки. Тот же двенадцатидюймовый винил мог уместить до 23 минут аудио, а бобина порядка 30 минут. До этого момента для музыкантов было нормой выпустить всего одну песню, но тогда начали выходить целые альбомы, часто объединенные какой-либо темой.
Первопроходцами эры концептуальных альбомов по праву считают The Beatles и их Rubber Soul он вышел в 1965 году. Вскоре последовали работы других коллективов Aftermath от The Rolling Stones, Pet Sounds от The Beach Boys и Blonde on Blonde Боба Дилана.
Новый звук
Новые форматы стали пространством для выражения музыкальных идей, которые не всегда возможно воплотить вживую. Ярким примером может быть Nowhere Man с уже упомянутого альбома Rubber Soul. В записи этой песни использовалось наложение вокала поэтому во время живого концерта она звучала гораздо проще, чем на альбоме.
Отпечаток на музыке оставили и технические особенности форматов. Магнитную ленту можно было регулярно записывать и перезаписывать, и музыканты начали экспериментировать с новым звуком. Например, частью песни Tomorrow Never Knows с альбома Revolver The Beatles стали пять пленочных семплов, проигрываемых в разном направлении и на переменной скорости. Некоторые музыканты даже нарезали магнитную ленту с аудиозаписями на кусочки и собирали из них оригинальные композиции практика получила название tape splicing (склеивание ленты).
После многократной перезаписи магнитная лента начинала деградировать, что сказывалось на звучании. Эту особенность музыканты также использовали в своих работах. Среди них был британский композитор и один из основателей жанра эмбиент Брайан Ино. Он использовал эффект, который накладывала деградировавшая пленка, во время записи альбома Discreet Music.
Чтобы в полной мере раскрыть звучание новых акустических приемов, понадобилось более совершенное домашнее звуковое оборудование. И оно начало появляться в 50-х 60-х годах прошлого века период называют золотым веком Hi-Fi.
Золотая эра Hi-Fi
Это период, в который была задана звуковая планка и сформированы ожидания потребителей. Именно в 50-е в США появились полочные колонки. Одним из первых подобное устройство представил бренд Acoustic Research, основанный изобретателем и популяризатором колонок закрытого типа Эдгаром Вильчуром (Edgar Villchur). Их колонки были выпущены в 1954 году под названием AR-1. По сравнению с конкурентами устройство имело небольшие размеры и неплохое качество звучания. Однако популярным продукт Acoustic Research стал лишь спустя пять лет, с выходом AR-3.
Каждая из колонок AR-3 содержала три динамика: конический вуфер, купольный твитер и излучатель средних частот. AR-3 быстро стали классикой, повысив планку звучания для домашней аудиотехники.
В Acoustic Research даже устраивали слепые тесты в формате концертов, во время которых музыку попеременно играли живой оркестр и акустическая система. По словам очевидцев, отличия были практически незаметны. Вплоть до 1966 года компания удерживала почти треть американского рынка домашней акустики достижение, не превзойденное ни до, ни после.
Параллельно с рынком акустики начал развиваться рынок аудиоусилителей. Лидером в этой категории долгое время оставался ламповый усилитель Dynaco ST-70, впервые представленный публике в 1959 году. За тридцать с небольшим лет существования модели было продано более полумиллиона экземпляров а современную версию ST-70 производитель поставляет и сейчас.
Фото Fred von Lohmann / CC BY / На фото: Dynaco ST-70
В 1970-х началась гонка за мощностью. Тогда на рынок пришли усилители McIntosh MC3500. Эти устройства до сих пор популярны и уходят с молотка на аукционах за приличные деньги.
Тогда же развивались проигрыватели пластинок. Первая вертушка с прямым приводом без вызывающих излишних вибраций ремней Technics SP-10 вышла в 1970 году. Именно такая разновидность проигрывателей стала популярной среди диско-диджеев, и привела к появлению хип-хопа и электронной музыки. Но не стоит думать, что в золотой век Hi-Fi все было хорошо.
Тогда аудиотехника была, как правило, дорогой, и многие американские установки регулярно выходили из строя. Из-за этих недостатков рынок США (как, впрочем, и мировой) начали постепенно захватывать азиатские компании Pioneer, Kenwood, Sensui. Они производили более дешевое оборудование и проводили активные маркетинговые кампании. Результат налицо по сей день, когда мы говорим о доступном Hi-Fi, первыми в голову приходят имена именно этих производителей.
В любом случае рынок аудио-оборудования в золотую эру был очень бурным. За четверть века конкуренции и технологических гонок была сформирована культура меломанов.
Дополнительное чтение по теме в Мире Hi-Fi:
Как развивалось домашнее аудио от песенных вечеров до первых проигрывателей
Как домашнее аудио становилось массовым
Как развивалось домашнее аудио: эра винила
Терменвокс: инструмент будущего родом из прошлого
Запекать до готовности: кто спасает раритетные записи на магнитной ленте таким способом
История аудиоформатов эпоха кассет и развитие технологий синтеза речи