Делимся рассказом о развитии технологического проекта WARMR, которым продолжает заниматься один из студентов Университета ИТМО. Вместе с ним обсуждаем идею, первые эксперименты, новый подход к изготовлению умной одежды и планы на будущее.
Идея и прототип
Как рассказывает Олави Сийкки, студент магистратуры факультета технологического менеджмента и инноваций, идея проекта появилась давно: Я жил и учился в небольшом финском городке, где практически не было общественного транспорта, поэтому все по большей части пользовались велосипедами или автомобилями. К сожалению, когда я проходил бакалавриат, у меня украли машину, и пришлось пересесть на велик и самокаты. Последние виды транспорта в Финляндии используют в любую погоду и даже зимой, когда дискомфорт от холода, казалось бы, должен перевешивать удобство передвижения таким способом. Получилось так, что у меня был технический бэкграунд и я подумал, почему бы не помочь любителям городской мобильности с подогревом одежды и отдельных элементов их транспортных средств.
Однако на тот момент опыта изготовления чего-то подобного у основателя проекта и его коллег не было. Эту область пришлось освоить с нуля. Основная сложность состояла в том, чтобы точно передать все необходимые нюансы в техническом задании, по которому подрядчик изготовит прототип, а потом протестировать образец, оценить недостатки и принять решение о дальнейшем развитии начинания. Нам не повезло с поставщиками. Отправили ТЗ, а получили ужасный продукт батарейка была приделана в кармашек, пристегнутый самым обыкновенным степлером на скрепки. Как только я решил протестировать прототип и включил его, он загорелся. Хорошо, что не в момент использования, делится впечатлениями Олави Сийкки.
После этого эксперимента мы занялись элементами сами. Сидения пошили в ателье недалеко от корпуса Университета ИТМО на Кронверкском проспекте. Они получились намного лучше, хотя на тот момент там и не было каких-то интересных технологий.
Университет и переход на одежду
В магистратуре Олави Сийкки продолжил развивать решения для микромобильного транспорта по его словам, во время весеннего карантина этот рынок заметно вырос. Однако в итоге он переключился на производство одежды, как только понял, что может заручиться поддержкой партнера по производству Red Fox. Инициативу поддержал и Антон Гопка, декан факультета #itmotech. Он оценил прототипы и помог перейти к изготовлению новых версий с использованием печатной электроники. В свою очередь, Олави Сийкки, он старался использовать все возможности, которые дает Университет ИТМО, и часто тестировал образцы в лабораториях.
Печатная электроника начинается с паст. В лаборатории мы их производим, берем ткань, вырезаем трафарет, выкладываем на ткань, запекаем и следим за характеристиками. Уже потом, когда мы все изучили [как лучше наносить, комбинировать слоями и так далее], идем на более автоматизированные принтеры.
После лабораторного исследования мы передаем образцы на производство печатной электроники, после этого впаиваем микроконтроллеры в ткань, соединяем, части ткани везем на производство, где из них делают одежду. Процесс длинный, все начинается с исследования, потом печатная электроника, после микроэлектроника и затем только одежда. Наша команда занимается абсолютно всем помимо последнего пункта в этом списке, объясняет основатель WARMR.
По его словам, существенное число конкурентов продолжали, да и сейчас выпускают одежду на основе достаточно старых технологий: не все модели с подогревом можно отдавать в химчистку или стирать дома, другие неудобно носить из-за тяжелых элементов и их расположения.
Отойти от подобных сложностей и выделиться в своей нише Олави Сийкки решил за счет функциональных полимеров токопроводящих чернил, которые закрепляются в структуре ткани: У нас применяется суперлегкая краска (полимеры). Печатные элементы супергибкие и энергоэффективные. Они не требуют батареек и громоздких аккумуляторов хватает одного пауэрбанка. Получается, что в нашей одежде нет огромного количества проводов, соединенных с разрозненными элементами, поэтому с курткой можно делать все что угодно стирать, гладить, не бояться внешнего воздействия. Плюс мы можем предложить равномерный нагрев. У конкурентов есть места перегрева например, на сгибах, где есть опасность возгорания.
Что дальше
Основатели проекта считают, что сегодня сложно кого-либо удивить комбинацией гаджетов и одежды. Умные куртки, которыми занимается WARMR, становятся нормой. Однако в этой области еще есть, куда стремиться с точки зрения развития технологий и пользовательского опыта.
Сейчас мы разрабатываем приложение для управления одеждой температурный режим можно будет быстро поменять при спуске в метро и в других ситуациях.
Плюс мы хотим оснастить одежду целым спектром функций. Например, предусмотреть опцию вызова экстренных служб при падении и возможность климат-контроля в зависимости от окружающей среды (стоим на склоне, дует ветер, можем включить обогрев передней части куртки и так далее), объясняет Олави Сийкки.
Проект пока не привлекает внешние средства, но задумывается о долгосрочных инвестициях. Основная бизнес-модель WARMR это B2B-контракты. В качестве примера команда говорит о сотрудничестве с Red Fox и интересе со стороны Газпромнефти. С точки зрения производственных возможностей, в месяц команда может готовить около двух тысяч комплектов электроники, в том числе и разборных эта задача проще интеграции в одежду.
Другие стартапы из Университета ИТМО:
Англоязычные материалы в нашем блоге на Хабре:
-
Everything you always wanted to know about human memory (but were afraid to ask)
-
Getting Better at Understanding Academic Papers: a Brief Guide for Beginners