
В жизни каждого разработчика наступает момент, когда одного понимания популярных паттернов и правил написания чистого кода начинает не хватать. Обычно это происходит, когда на поток поступает проект сложнее типового сайта-каталога. При создании такого проекта очень важно заложить правильную архитектуру (особенно, если проект долгосрочный), которая будет способна максимально гибко и быстро адаптироваться под новые требования бизнеса.
Сегодня мы поговорим об одном из способов организации бизнес логики - сервисном слое (он же service layer), когда и зачем его нужно применять, а такжекакие проблемы архитектуры он поможет решить. Примеры реализации будут показаны с использованием архитектурного паттерна MVC и фреймворка Laravel.
Решение, описанное ниже, не является единственной истинной того, как надо делать. Идея данной статьив том, чтобы осветить определенные проблемы, возникающие на этапе разработки веб-приложений, а также показать, на субъективный взгляд автора, практичные примеры решения данных проблем.
Стоит также заметить, что Service layer - не панацея всего. Это всего лишь один из подходов к структурированию кода в вашем приложении, который будет поддаваться расширению и будет понятен для других программистов.
Основы
Если обратиться к теории, то сервисный слой можно описать таким определением:
Сервисный слой (Service layer) это шаблон проектирования, который инкапсулирует бизнес логику вашего приложения и определяет границу и набор допустимых операций с точки зрения взаимодействующих с ним клиентов.
Думаю, что звучит запутанно и сложно. Если простыми словами, товы сосредотачиваете логику вашего приложения в одном (или нескольких)классе-сервисе, а в своих контроллерах обращаетесь к нему. Это избавляет от дублирования кода в разных участках системы, делая ваш контроллер действительно соответствующим букве S из SOLID.
Мы не будемрассматривать примеры, где показывают работу с Eloquent в контроллере, как его выносят в сервисный слой и т.д. Такие примеры, на мой взгляд, достаточно абстрактно описывают проблему и не показывают преимущества сервисного слоя. Вместо этого, мы рассмотрим реализацию классической логики интернет-магазина, где при определенных событиях, система оповещает клиента определенными сообщениями. Итак, начнем.
Email уведомления
Представим, что вы разрабатываете интернет-магазин и задача на текущий день - написать код, который будет оповещать клиента об успешном оформлении заказа. Реализуем эту простую логику.
namespace App\Http\Controllers;use App\Http\Requests\CreateOrderRequest;use Illuminate\Support\Facades\Mail;class OrderController{ public function createOrder(CreateOrderRequest $request) { // Логика создания заказа... Mail::send('mail.order_created', [ 'order' => $order ], function ($message) use ($order) { $message->to($order->email) ->subject(trans('mail/order_created.mail_title')); }); }}
Думаю, что ничего сложного. Laravel позволяет нам реализовывать типовую логику большинства приложений в несколько строчек кода и это прекрасно. Далее, нам поступила задача также отправлять письмо клиенту, когда статус его заказа изменился.
public function editOrder(EditOrderRequest $request){ // Логика обновления данных заказа... Mail::send('mail.order_updated', [ 'order' => $order ], function ($message) use ($order) { $message->to($order->email) ->subject(trans('mail/order_updated.mail_title')); });}
И конечно, нам нужно поприветствовать клиента, когда он решил стать нашим постоянным покупателем.
public function registerCustomer(RegisterCustomerRequest $request){ // Логика регистрации пользователя... Mail::send('mail.customer_register', [ 'customer' => $customer ], function ($message) use ($customer) { $message->to($customer->email) ->subject(trans('mail/customer_register.mail_title')); });}
Таким образом, мы решаем все последующие задачи оповещений с помощью фасада Mail и все идет по плану, до тех пор, пока наш интернет-магазин не начинает стремительно набирать обороты.
Набор оборотов
Наш магазин уже достаточно давно на рынке и в один прекрасный день бизнес понимает, что ему мало стандартных email оповещений. Необходимо отслеживать активность, предлагать оставить отзыв о купленном товаре, массово оповещать о новых поступлениях, скидках и т.д. В общем - бизнес хочет перейти на сервисы email рассылок, которые прекрасно справятся с поставленными задачами. Конечно бизнес приходит к нам и просит перейти на новую систему оповещений.
Выше, мы реализовали три отправки email сообщений в трех разных частях системы, а поскольку мы рассматриваем близкую к реальности ситуацию, то по мере развития интернет-магазина будет реализовано еще очень много таких отправок. А теперь представьте, что нам нужно пройтись по всем частям системы и заменить старый код с фасадом Mail на новую логику отправки с помощью сервиса рассылок. Сколько времени необходимо на это потратить и сколько тестов нужно переписать (если код конечно покрывался тестами)? И чем больше кода разработчику необходимо изменить, тем больше вероятность допущения ошибки по причине человеческого фактора. Хорошо еще, если разработчик вынесет логику обращения к сервису рассылок в отдельный класс, а не будет дублировать код по всем частям системы. Чтобы не попадать в такие ситуации, перепроектируем систему с применением сервисного слоя.
Сервисный слой
Для начала, давайте инкапсулируем логику уведомлений в новый класс NotificationService.
namespace App\Services;use Illuminate\Support\Facades\Mail;use App\Mail\Events\MailEventInterface;use App\Mail\Events\OrderCreatedEvent;use App\Mail\Events\OrderUpdatedEvent;use App\Mail\Events\CustomerRegisterEvent;class NotificationService{ public function notify(string $event, array $data) { $event = $this->makeNotificationEvent($event, $data); Mail::send($event->getView(), $event->getData(), function ($message) use ($event) { $message->to($event->getEmail()) ->subject($event->getMailSubject()); }); } private function makeNotificationEvent(string $event, array $data) : MailEventInterface { switch ($event) { case 'order_created': return new OrderCreatedEvent($data); case 'order_updated': return new OrderUpdatedEvent($data); case 'customer_register': return new CustomerRegisterEvent($data); default: throw new \InvalidArgumentException("Undefined event $event"); } }}
Далее, создадим интерфейсMailEventInterface.
namespace App\Mail\Events;interface MailEventInterface{ public function getView() : string; public function getData() : array; public function getEmail() : string; public function getMailSubject() : string;}
А также, в качестве примера, напишем новый классOrderCreatedEvent (оповещение клиента об успешном оформлении заказа).
namespace App\Mail\Events;class OrderCreatedEvent implements MailEventInterface{ private $order; public function __construct(array $data) { // Логика валидации (на любителя) $this->order = $data['order']; } public function getView(): string { return 'mail.order_created'; } public function getData(): array { return [ 'order' => $this->order ]; } public function getEmail(): string { return $this->order->email; } public function getMailSubject(): string { return trans('mail/order_created.mail_title'); }}
Теперь мы можем переписать наш контроллер, используя сервисный слой.
namespace App\Http\Controllers;use App\Http\Requests\CreateOrderRequest;use App\Services\NotificationService;class OrderController{ private $notificationService; public function __construct(NotificationService $notificationService) { $this->notificationService = $notificationService; } public function createOrder(CreateOrderRequest $request) { // Логика создания заказа... $this->notificationService->notify('order_created', [ 'order' => $order ]); }}
Что у нас получилось? Мы передали ответственность за отправку писем сервисному слою, избавив наш контроллер от дополнительных обязанностей. Теперь контроллеру не важно, каким образом клиент будет оповещен о нужных событиях, он лишь знает как использовать предоставленный ему интерфейс. Если в будущем нам поступит задача об отправке оповещений через сервис рассылок (или еще что-нибудь), то мы изменим реализацию лишь в одном месте, вместо замены десятка раскиданных по системе реализаций. На этом этапе, я надеюсь, что преимущества сервисного слоя перед традиционным подходом "раздутый контроллер" стали очевиднее. Теперь поговорим о деталях.
Нужно ли объявлять интерфейс для сервисного слоя?
И да и нет. Ответ тут зависит от ситуации. Взгляните на пример выше. Этот код прекрасно проявит себя в деле, если поступит задача отправлять все письма через сервис рассылок. Но что если нам понадобитьсяперевести лишь часть событий?В таком случае, гораздо эффективнее было бы объявить общий интерфейс NotificationServiceInterface и в зависимости от контроллера, пробрасывать соответствующую реализацию в нашем сервис-провайдере. Что-то по типу этого.
$this->app->when(OrderController::class) ->needs(NotificationServiceInterface::class) ->give(function () { return new ESputnikNotificationService(); });$this->app->when(OrderUpdateController::class) ->needs(NotificationServiceInterface::class) ->give(function () { return new MailNotificationService(); });
К слову, в 95% случаях, интерфейсы для сервисного слоя все-таки не нужны.
Можно ли использовать сервисы внутри сервисов?
Я бы однозначно не рекомендовал такую практику, так как этим вы нарушаете single responsibility принцип, делая ваш код, к тому же, достаточно запутанным.
Работу с несколькими сервисами можно организовать такими способами.
1. Внедрением зависимостей в контроллер и поочередный их вызов в экшене. В таком случае отлов неудач можно, например, делегировать блоку try/catch.
class OrderController{ public function saveOrder( SaveOrderRequest $request, OrderService $orderService, NotificationService $notificationService ) { try { $order = $orderService->createOrderFromRequest($request); $notificationService->notify('order_created', [ 'order' => $order ]); return response()->json([ 'success' => true, 'data' => [ 'order' => $order ] ]); } catch (OrderServiceException|NotificationServiceException $e) { return response()->json([ 'success' => false, 'exception' => $e->getMessage() ]); } }}
2. Выделение класса, которому можно делегировать работу с цепочкой сервисов. Например, я обычно использую класс с суффиксом Operation (CreateOrderOperation). Ошибки можно все также отлавливать с помощью try/catch, но гораздо практичнее будет ввести сущность OperationResult, которую будет возвращать каждая операция в не зависимости от результата выполнения. Это способ мне нравится больше.
class OrderController{ public function saveOrder( SaveOrderRequest $request, CreateOrderOperation $createOrderOperation ) { // Внутри операции выполняются все обращения к сервисам и т.д. $result = $createOrderOperation->createOrderFromRequest($request); // Для более чистого экшена, сущность OperationResult // может имплементировать JsonSerializable return response()->json($result); }}
На этом моменте статья подошла к своему логическому завершению. Надеюсь, она поможет начинающим разработчикам и тем, кто мало знаком с сервисным слоем, до конца понять суть подхода и проблемы, которые он решает.
Всем спасибо за внимание!