
Что делать, если сценарий крутой и сложный, но из-за этого начинает тормозить? Данным вопросом задались наши разработчики Voximplant Kit и придумали функцию оптимизации. Продолжая серию обновлений Кита, расскажем, как оптимизация заставила большие сценарии летать и с какими проблемами мы столкнулись в процессе её создания.
Почему надо оптимизировать
Многим знакома проблема производительности, вызванная наличием слишком большого количества элементов на странице. Что это значит? В нашем случае чем больше элементов в сценарии Voximplant Kit, тем больше это влияет на скорость визуализации перемещения блоков по холсту (всех вместе и по отдельности), а также на скорость визуализации перемещения и масштабирования самого холста.
Мы рассмотрели разные варианты и пришли к выводу, что в качестве решения отлично подойдёт CSS свойство will-change, позволяющее заранее проинформировать браузер об изменениях, которые могут быть применены к элементу. Благодаря этому свойству можно настроить оптимизацию до начала изменений во избежание затрат на запуск операций, негативно влияющих на отзывчивость страницы.
Однако трансформации, связанные с перемещением и масштабированием холста, применяются в используемой нами библиотеке JointJS к дочерней группе элементов SVG, а не ко всему холсту. Поэтому сначала мы не могли переложить вычисления на видеокарту, браузеры игнорировали это свойство и перерисовывали все элементы группы на каждое движение, что вызывало задержку.
<svg ... > <---- Холст <g transform="matrix(1,0,0,1,224,444)"> <---- Группа элементов внутри svg <rect> <rect>
Реализация
У наших разработчиков появилась идея обернуть SVG в div-элемент,
чтобы применять все трансформации сначала к нему, а затем при
необходимости к самому SVG-элементу с холстом. После того, как
трансформации стали применяться к <div>
, мы
смогли использовать will-change: transform для их
отслеживания:
<div> <---- div-обёртка, к которой применяется оптимизация <svg ... > <---- Холст <g> <---- Группа элементов внутри svg <rect> <rect>
Но появилась ещё одна проблема использование will-change
инициирует создание нового слоя, и чем больше ширина и высота
элемента, к которому это св-во применяется, тем больше расходуется
оперативной памяти для хранения слоя. Справиться с этим помогло
уменьшение масштаба SVG в 10 раз. Так, например, при масштабе
холста =200% для слоя сwill-change
требовалось300 мегабайтоперативки , а после
уменьшения масштаба стало нужно всего около3
мегабайт.
Чтобы это осуществить, выставляем параметр zoom
= 0.1
и подключаем к работе методtransformToCenterViewport
,
после чего применяем те же трансформации к div-элементу:
if (isPerfMode) { this.el.classList.add('perf-mode'); // Меняем масштаб перед включением performance mode const prevScale = this._viewportMatrix.a; const point = this.getViewPortCenter(); const zoom = 0.1; // Уменьшаем исходный svg, чтобы will-change тратил меньше оперативной памяти this.transformToCenterViewport(point, zoom, true, false, true); this.initScale = this._viewportMatrix.a; this.createMatrix(); this.isPerfMode = true; // Применяем трансформации к элементу-обертке this.startPerformance(); this.transformToCenterViewport(point, prevScale, false, false, true);}
Т.к. при переходе в режим оптимизации мы уменьшаем SVG, холст становится очень маленьким и неудобным для работы. Чтобы это исправить, применим обратное масштабирование непосредственно к div-элементу:
public startPerformance(force = false) { ... this.isPerformance = true; // Получаем размер области с блоками и отступ от левого угла вьюпорта const { x, y, width, height } = this.layers.getBBox(); const initScale = this.initScale; // Ширина и высота для обёртки и смещение по оси x и y для области с блоками const wrapW = Math.floor(width * initScale) + 2; const wrapH = Math.floor(height * initScale) + 2; const layerX = -x * initScale; const layerY = -y * initScale; // this.wrapMatrix - матрица div-элемента с холстом this.wrapMatrix.e = +(this._viewportMatrix.e + x * this._viewportMatrix.a); this.wrapMatrix.f = +(this._viewportMatrix.f + y * this._viewportMatrix.d); this.svgWrapper.style.width = wrapW + 'px'; this.svgWrapper.style.height = wrapH + 'px'; this.svgWrapper.style.transform = this.wrapMatrix.toString(); this.svgWrapper.style.willChange = 'transform'; this.layers.style.transform = `matrix(${initScale},0,0,${initScale},${layerX} ,${layerY} )`;}
Со скоростью мы разобрались, но на этом сложности не закончились: при уменьшении масштаба холста стали пропадать детали изображения, а при увеличении оно стало размываться. На решение этой проблемы натолкнула статья о повторном растрировании композитных слоев при изменении масштаба.
После завершения масштабирования (событие о скролле), св-во will-change удаляется на 0.1 секунды и затем устанавливается заново. Это заставляет браузер повторно растрировать слой, возвращая пропавшие детали изображения:
// Добавляем 3d трансформацию, чтобы слой не был удаленthis.svgWrapper.style.transform = this.wrapMatrix.toString() + ' translateZ(0)';this.transformFrameId = requestAnimationFrame(() => { // Устанавливаем св-во will-change для применения в следующем кадре this.svgWrapper.style.willChange = ''; this.transformFrameId = requestAnimationFrame(() => { this.svgWrapper.style.willChange = 'transform'; this.svgWrapper.style.transform = this.wrapMatrix.toString(); });});
Осталось внести последний фикс всегда отображать перемещаемый блок поверх других. В JointJS для перемещения блоков и линков по оси Z существуют методы toFront и toBack (аналог z-index в HTML). Принцип их работы заключается в сортировке элементов и перерисовке блоков и линков, это вызывает задержки.
Наши разработчики придумали следующее: блок, с которым мы
взаимодействуем, временно ставится в конец дерева элементов внутри
SVG (элемент с самым высоким z-index находится в конце списка) на
событие mousedown
, а затем возвращается на прежнее
место на событие mouseup
.
Принцип работы
Режим оптимизации можно протестировать во всех браузерах на основе Chromium (Chrome, Opera, Edge, Yandex Browser и т.п.), а также в браузере Safari. Для сценариев, содержащих от 50 блоков, функция включается автоматически. Самостоятельно включить или отключить её можно, перейдя в меню настроек сценария в правом верхнем углу:

Как только оптимизация будет включена или выключена, в верхней части окна со сценарием появится уведомление:

Ниже для сравнения представлены 2 гифки, демонстрирующие работу в редакторе с выключенным и включенным режимом оптимизации. Но поскольку всегда интереснее потестить самому, смело переходим в свой сценарий Voximplant Kit или, если ещё нет аккаунта, на страницу регистрации.
Без оптимизации работа с холстом и его элементами выглядит примерно так (на разных компьютерах с разными мощностями результат может отличаться):

Подключаем оптимизацию и вуаля!

В итоге мы добились более плавного и быстрого перемещения и
масштабирования холста, а также увеличили скорость визуализации
перетаскивания блоков с подключенными линками.
Надеемся, что статья была интересной, мы будем продолжать улучшать
продукт и делиться успехами и лайфхаками с вами!