Никто точно не знает, кто первым придумал использовать привычку
голубей возвращаться в родное гнездо для доставки сообщений. Я
встречал версии и про древних греков, и про древних персов. В любом
случае, человечество пользуется голубиной почтой многие века, и за
это время накопилось немало интересных историй, связанных с
пернатыми печкиными. Некоторые из них в этом посте.
Говорят, одним из первых, кто додумался использовать голубей для
связи во время военных действий, был Цезарь. Во время Галльской
войны он таким образом поддерживал связь со сторонниками в Риме и
координировал с ними свои действия. Но все же серьезной роли тогда
голубиная почта не сыграла.
Другое дело эмир Алеппо с 1146 года
Нур ад-Дин Занги,
успешно боровшийся с крестоносцами. Он хорошо понимал, насколько
важна точная и своевременно полученная информация для ведения
военных действий. И сделал ставку на голубиную почту. Надо
отметить, что почтовый голубь это не какая-то особая порода, на эту
роль отбирали голубей разной окраски, обращая внимание на их
физические параметры (самые сильные и здоровые птицы). Так вот, Нур
ад-Дин Занги стал скупать таких голубей где только можно за высокую
цену, за пару голубей его люди давали 1000 динариев. А по всей
территории современных Египта и Сирии строили сеть голубиных башен.
В результате, была создана первая в истории (но не последняя)
голубиная почтовая служба. И благодаря ей отряды Нур ад-Дин Занги и
его преемников не раз выигрывали сражения, оказавшись в нужное
время в нужном месте. Например, в 1249 году благодаря голубям
египетский султан узнал, что французы захватили порт Дамиетту и
сумел организовать быструю контратаку до того, как к отряду
французов подошло подкрепление.
Крестоносцы быстро оценили возможности голубиной почты и перенесли
ее на европейскую землю. Правда, здесь она долгое время оставалась
частной инициативой: письма с голубями друг другу отправляли
многие, а вот аналогов голубиной почты пришлось ждать долго.
Аккурат до франко-прусской войны.
В 1870 году прусская армия осадила Париж. Чтобы наладить связь
между осажденной столицей и остальной страной, французы
организовали специальный
голубиный почтамт: из города птиц
вывозили на воздушных шарах, а потом они возвращались своим ходом с
письмами. 4 ноября 1870 года почтовое ведомство издало специальный
декрет, первая статья которого говорила: Всякий имеет право, живя
на территории республики, сноситься с Парижем при помощи голубей
управления почт и телеграфов с уплатой 50 сантимов за слово,
взимаемых при отправлении, и в пределах, указанных в приказе
начальника управления. При отправлении одни служащие Голубиной
почты переписывали сообщения в сильно уменьшенном виде, а после
доставки другие занимались их расшифровкой перед передачей
адресату. Всего
с помощью голубей за время осады было доставлено
около 150 тысяч государственных писем и более миллиона
частных.
Немцы не стали спокойно смотреть на происходящее и попробовали
организовать охоту на пернатых почтальонов с помощью соколов. Но,
как известно, на каждую хитрую гайку что-то да найдется. Французы
стали крепить на хвостовое оперение голубей маленькие свистки,
которые издавали громкие звуки при полете, отпугивая сокола от
добычи.
Может быть немцы придумали бы еще что-то (какие-нибудь соколиные
беруши, к примеру), но война кончилась. После нее благодарные
парижане скинулись на памятник почтовому голубю на площади
Мейо.
Ну а французская армия не стала распускать голубиную почту,
наоборот, занялась подготовкой специалистов по такому виду связи.
Было даже издано специальное пособие по военному голубеводству.
Впрочем, про голубей помнили и в армиях других стран. В большинстве
из них частные общества любителей голубиного спорта (почтовых
голубей еще называют спортивными голубями) обязали в случае начала
войны передавать своих птиц на нужды армии. В итоге в год Первой
мировой войны воюющими сторонами было задействовано несколько тысяч
птиц. Самой известной стал
английский почтовый голубь 888,
который доставил несколько сотен сообщений и погиб при выполнении
особо важного боевого задания. Ему даже присвоили посмертно звание
полковника британской армии. И похоронили с официальными почестями
в соответствии с этим чином.
Еще один памятник почтовым голубям (точнее голубке) в Англии
появился после Второй мировой войны. Тогда в британской армии
служило голубей даже больше, чем в Первую мировую. Одна пара
оказалась на субмарине, которая после атаки немецких самолетов была
вынуждена лечь на дно. Шансов на спасение без посторонней помощи не
было, равно как и возможности передать радиосигнал SOS. Тогда
капитан вспомнил про птиц. К их лапкам прикрепили записки с
просьбой о помощи и указанием координат подлодки, птиц поместили в
специальную капсулу и через торпедный аппарат отправили на
поверхность. Самец где-то в пути погиб, а самка долетела до базы и
помощь пришла. Вот за это ей поставили памятник, да еще и наградили
медалью.
Другой британский
голубь по кличке Коммандо был награжден
медалью за участие в секретной разведывательной работе. Англичане
снабжали своих голубей поддельными опознавательными кольцами и с
помощью агентов-людей внедряли их на немецкую голубиную почту.
Потом птицы возвращались домой с секретными германскими
донесениями. Так вот Коммандо проделал такой путь трижды, а
принесенные им сведения оказались очень ценными.
Существовали награды для военно-почтовых голубей и в других
странах.
Понятно, что голубей использовали не только в военных целях, но и в
вполне себе мирных. Например, биржевые брокеры. История о том, как
Ротшильд разбогател благодаря тому, что узнал об исходе битвы при
Ватерлоо на пару дней раньше своих конкурентов, широко известна.
Выручила его как раз голубиная почта. Голубей в XIX веке часто
использовали журналисты, чтобы оперативно передавать репортажи с
мест событий в печать. А в 1896 году открылись официальные и
регулярные почтовые линии между Оклендом крупнейшим городом Новой
Зеландии и островами Барьерного Рифа. Правда, вскоре, радио и
телефония заметно снизили востребованность голубей в мирной
жизни.
В нашей стране п
ервую регулярную почтово-голубиную связь
организовал князь Голицын в 1854 г. Трасса длиной в 90 верст
проходила между его поместьем в Москве и имением в деревне Симы. В
1887 году в Российской Империи была учреждена военно-голубиная
почта. Первым ее подразделением стала Петербургская станция
почтовых голубей при воздухоплавательной команде военного ведомства
для связи с Москвой. Затем открылся ряд крупных станций постоянной
голубиной связи нескольких военных округов (в основном на южной и
западной границах).
Советская власть продолжила эту традицию:
при Осоавиахиме был
создан единый центр голубиного спорта. В конце 1920-х
озвучивалась идея передать все голубеводства в стране под контроль
РККА, но ходу ей не дали (и, наверное, правильно). Но с началом
Великой Отечественной в стране провели голубиную мобилизацию, изъяв
у населения несколько тысяч птиц. Голубей использовали как в
регулярных войсках, так и для связи между партизанскими отрядами.
Там, где было по каким-то причинам невозможно протянуть линию
связи, выручала птица.
И все же Вторая мировая война стала последним вооруженным
конфликтом, где голубиная почта применялась массово. Дальше
развитие техники сделало свое дело. Но голуби-почтальоны не ушли
совсем из нашей жизни. Часто ее используют в каких-то рекламных
акциях. Например, в 1996 году, по древних примеру греков, Словакия
разослала свои голубеграммы в честь Олимпиады, проходившей в
Атланте. Они были снабжены памятными марками. А вот в Голландии
голуби и по сей день спасают жизни они доставляют пробирки с
донорской кровью в больницы. Это оказалось быстрее и дешевле, чем
доставка автомобилем.
Ну и напоследок некоторые тактико-технические характеристики
пернатых почтальонов. В конце XX века в Прибалтике провели
эксперимент: кто быстрее доставит письмо адресату самолет, наземная
почта или голубь? И первым с поставленной задачей справился голубь.
Что, впрочем, не удивительно. Голуби с письмами пролетают до 1000
км, перелет проходит на высоте до 400 м может длиться до 12 часов
без отдыха. В СССР в 1929 году был установлен рекорд:
одна из
птиц пролетела 537 километров за 6 часов 8 минут, развив, таким
образом, среднюю скорость в 86 километров в час.
А вот благодаря чему они безошибочно находят дорогу домой, несмотря
на расстояния в сотни километров, достоверно до сих пор не
установлено. Есть две основные версии: 1) оснащение клюва голубей
магнитно-рецепторной системой ориентация происходит за счет
улавливания изменений магнитного поля земли и 2) ориентация за счет
слухового восприятия вибраций, колебаний в спектре низкочастотных
звуковых волн. Какая из них верная (а может и обе) еще только
предстоит выяснить.