Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Пишем плагин отладки для SNES игр в IDA v7


Приветствую,


Моя очень старая мечта сбылась я написал модуль-отладчик, с помощью которого можно отлаживать SNES (Super Nintendo) игры прямо в IDA! Если интересно узнать, как я это сделал, "прошу под кат" (как тут принято говорить).


Введение


Я давно увлекаюсь реверс-инжинирингом. Сначала это было просто хобби, затем стало работой (и при этом хобби никуда не делось). Только на работе "всё серьёзно", а дома это баловство в виде обратной разработки игр под ретро-приставки: Sega Mega Drive / Genesis, PS1, AmigaOS. Задача обычно стоит следующая: понять как работает игра, если есть сжатие победить его, понять как строится уровень, как размещаются враги на уровне и т.д.


За то время, которое прошло с момента, как я начал этим заниматься, мною было написано несколько удобных и полезных инструментов для тех, кто хотел реверсить игры на Сегу, Соньку, и другие платформы.


Мне удалось разреверсить один очень крутой shoot'em-up: Thunder Force 3 (а именно благодаря этой игре я и познакомился с Идой). Я написал редактор уровней, разреверсил игру до исходников на ассемблере, и всё это попутно создавая и улучшая инструмент, который в последствии и облегчал данную работу плагин-отладчик сеговских ромов для IDA, который я назвал просто Gensida (т.к. в основе лежал один очень популярный эмулятор этой платформы GENS, а точнее его модификация).



Без эмулятора с отладкой тоже можно создать такой плагин, но для этого придётся писать отладочный функционал с нуля, что не всегда хочется делать.

Со временем я узнал, что у Thunder Force 3 есть и версия для SNES Thunder Spirits, которая имеет несколько новых уровней и некоторые изменения в интерфейсе. Так вот, мне захотелось портировать всё это на Сегу, дополнив игру. Но, знаний как о самой Super Nintendo, так и о том, как её реверсить, у меня не было. Я пошёл гуглить и понял, что как-то всё плохо с отладкой у "сеги подороже". На данный момент существует всего ДВА (!) эмулятора SNES с отладкой, и у одного нет исходников, а второй второй имеет настолько убогий исходный код, что я боялся даже с ним работать.


Тем не менее, овладев некоторыми знаниями и умениями, и переборов желание не ввязываться в такой ужасный код (эмулятора), я смог написать и Snesida отладчик SNES ромов для под IDA. И, я считаю, что теперь то уж настал тот момент, когда я готов рассказать о том, как создать более-менее полноценный отладчик для этого ревёрсерского инструмента.


Что нам потребуется


Для того, чтобы создать свой плагин-отладчик под Иду, нам потребуется:


  1. IDA v7.x
  2. IDA SDK
  3. Эмулятор-отладчик (можно и без отладки, главное с исходниками, которые захочется допилить)
  4. Thrift (да, я выбрал его за сериализацию и RPC прямо "из коробки")
  5. Умение писать на C++

Думаю, список достаточно простой и понятный. Если чего-то из этого у вас нет, то плагин не получится, увы.


А теперь пишем код


Прежде чем начать, советую ознакомиться со статьёй "Модернизация IDA Pro. Отладчик для Sega Mega Drive (часть 2)", т.к. многие моменты здесь будут повторяться, но будут и некоторые новые (т.к. SDK Иды обновляется, и то, что работало раньше, теперь не применимо).


Собственно, написание любого плагина для IDA всегда начинается с создания кода-шаблона. Я использую для этого Visual Studio (на данный момент самой свежей является версия 2019).


Открываем Студию, создаём новый проект DLL, и прописываем в следующие пути к библиотекам в свойствах Linker для проекта:


  • d:\idasdk76\lib\x64_win_vc_32\ это для плагина, который будет работать с 32-битными приложениями (открываться в ida.exe)
  • d:\idasdk76\lib\x64_win_vc_64\ это для плагина, который будет работать с 64-битными приложениями (открываться в ida64.exe)
  • Если у вас не Windows и компилятор не Visual Studio, посмотрите другие имеющиеся папки в d:\idasdk76\lib\

В линкуемые библиотеки добавляем ida.lib. Теперь создаём пустой cpp-файл, чтобы VS показала свойства C/C++ компилятора и указываем:


  • d:\idasdk76\include\ в спискок путей к инклудам
  • Меняем /MDd и /MD на /MTd и /MT соответственно в свойствах Code Generation просто, чтобы не зависеть от лишних библиотек, которые не всегда установлены
  • __NT__;__IDP__;__X64__; в Preprocessor Definitions компилятора
  • __EA64__; дополнительно к предыдущим флагам, если плагин будет работать с 64-битными приложениями
  • Убираем SDL Checks с ним будет сложнее писать код

С подготовкой вроде бы всё. Теперь начнём писать код.


Плагин


Собственно, как вы уже, должно быть, поняли, отладчик для Иды это тоже плагин, а значит он должен ей как-то идентифицироваться. Поэтому пишем следующий код:


ida_plugin.cpp
#include <ida.hpp>#include <idp.hpp>#include <dbg.hpp>#include <loader.hpp>#include "ida_plugin.h"extern debugger_t debugger;static bool plugin_inited;static bool init_plugin(void) {    return (ph.id == PLFM_65C816);}static void print_version(){    static const char format[] = NAME " debugger plugin v%s;\nAuthor: DrMefistO [Lab 313] <newinferno@gmail.com>.";    info(format, VERSION);    msg(format, VERSION);}static plugmod_t* idaapi init(void) {    if (init_plugin()) {        dbg = &debugger;        plugin_inited = true;        print_version();        return PLUGIN_KEEP;    }    return PLUGIN_SKIP;}static void idaapi term(void) {    if (plugin_inited) {        plugin_inited = false;    }}static bool idaapi run(size_t arg) {    return false;}char comment[] = NAME " debugger plugin by DrMefistO.";char help[] =    NAME " debugger plugin by DrMefistO.\n"    "\n"    "This module lets you debug SNES roms in IDA.\n";plugin_t PLUGIN = {    IDP_INTERFACE_VERSION,    PLUGIN_PROC | PLUGIN_DBG,    init,    term,    run,    comment,    help,    NAME " debugger plugin",    ""};

Здесь мы описываем наш плагин, инициализируем структуру dbg, т.к. мы отладчик, и указываем, что работаем мы только с платформой PLFM_65C816 (в моём случае). Более подробно в статье про отладчик для Сеги.


Следом идёт ida_plugin.h. Тут всё просто константы для cpp-файла плагина:


#pragma once#define NAME "snesida"#define VERSION "1.0"

Код самого отладчика


Собственно, пока у нас в голове только идея отладчика, и мы ей горим, всё что мы можем пока написать, это базовый код, который будем постепенно дополнять. Начиная с этой части, если сравнивать с предыдущей статьёй, появились значительные изменения в коде и концепции в написании отладчика, поэтому читаем внимательно:


ida_debug.cpp
#include <ida.hpp>#include <dbg.hpp>#include <auto.hpp>#include <deque>#include <mutex>#include "ida_plugin.h"#include "ida_debmod.h"#include "ida_registers.h"static ::std::mutex list_mutex;static eventlist_t events;static const char* const p_reg[] ={    "CF",    "ZF",    "IF",    "DF",    "XF",    "MF",    "VF",    "NF",};static register_info_t registers[] = {    {"A", 0, RC_CPU, dt_word, NULL, 0},    {"X", 0, RC_CPU, dt_word, NULL, 0},    {"Y", 0, RC_CPU, dt_word, NULL, 0},    {"D", 0, RC_CPU, dt_word, NULL, 0},    {"DB", 0, RC_CPU, dt_byte, NULL, 0},    {"PC", REGISTER_IP | REGISTER_ADDRESS, RC_CPU, dt_dword, NULL, 0},  {"S", REGISTER_SP | REGISTER_ADDRESS, RC_CPU, dt_word, NULL, 0},    {"P", REGISTER_READONLY, RC_CPU, dt_byte, p_reg, 0xFF},  {"m", REGISTER_READONLY, RC_CPU, dt_byte, NULL, 0},  {"x", REGISTER_READONLY, RC_CPU, dt_byte, NULL, 0},    {"e", REGISTER_READONLY, RC_CPU, dt_byte, NULL, 0},};static const char* register_classes[] = {    "General Registers",    NULL};static drc_t idaapi init_debugger(const char* hostname, int portnum, const char* password, qstring* errbuf){  return DRC_OK;}static drc_t idaapi term_debugger(void){  return DRC_OK;}static drc_t s_get_processes(procinfo_vec_t* procs, qstring* errbuf) {  process_info_t info;  info.name.sprnt("bsnes");  info.pid = 1;  procs->add(info);  return DRC_OK;}static drc_t idaapi s_start_process(const char* path,  const char* args,  const char* startdir,  uint32 dbg_proc_flags,  const char* input_path,  uint32 input_file_crc32,  qstring* errbuf = NULL){  ::std::lock_guard<::std::mutex> lock(list_mutex);  events.clear();  return DRC_OK;}static drc_t idaapi prepare_to_pause_process(qstring* errbuf){  return DRC_OK;}static drc_t idaapi emul_exit_process(qstring* errbuf){  return DRC_OK;}static gdecode_t idaapi get_debug_event(debug_event_t* event, int timeout_ms){  while (true)  {    ::std::lock_guard<::std::mutex> lock(list_mutex);    // are there any pending events?    if (events.retrieve(event))    {      return events.empty() ? GDE_ONE_EVENT : GDE_MANY_EVENTS;    }    if (events.empty())      break;  }  return GDE_NO_EVENT;}static drc_t idaapi continue_after_event(const debug_event_t* event){  dbg_notification_t req = get_running_notification();  switch (event->eid())  {  case PROCESS_SUSPENDED:    break;  case PROCESS_EXITED:    break;  }  return DRC_OK;}static drc_t idaapi s_set_resume_mode(thid_t tid, resume_mode_t resmod) // Run one instruction in the thread{  switch (resmod)  {  case RESMOD_INTO:    ///< step into call (the most typical single stepping)    break;  case RESMOD_OVER:    ///< step over call    break;  }  return DRC_OK;}static drc_t idaapi read_registers(thid_t tid, int clsmask, regval_t* values, qstring* errbuf){  if (clsmask & RC_CPU)  {    }    return DRC_OK;}static drc_t idaapi write_register(thid_t tid, int regidx, const regval_t* value, qstring* errbuf){  if (regidx >= static_cast<int>(SNES_REGS::SR_PC) && regidx <= static_cast<int>(SNES_REGS::SR_EFLAG)) {    }    return DRC_OK;}static drc_t idaapi get_memory_info(meminfo_vec_t& areas, qstring* errbuf){  memory_info_t info;  info.start_ea = 0x0000;  info.end_ea = 0x01FFF;  info.sclass = "STACK";  info.bitness = 0;  info.perm = SEGPERM_READ | SEGPERM_WRITE;  areas.push_back(info);  // Don't remove this loop  for (int i = 0; i < get_segm_qty(); ++i)  {    segment_t* segm = getnseg(i);    info.start_ea = segm->start_ea;    info.end_ea = segm->end_ea;    qstring buf;    get_segm_name(&buf, segm);    info.name = buf;    get_segm_class(&buf, segm);    info.sclass = buf;    info.sbase = get_segm_base(segm);    info.perm = segm->perm;    info.bitness = segm->bitness;    areas.push_back(info);  }  // Don't remove this loop    return DRC_OK;}static ssize_t idaapi read_memory(ea_t ea, void* buffer, size_t size, qstring* errbuf){  return size;}static ssize_t idaapi write_memory(ea_t ea, const void* buffer, size_t size, qstring* errbuf){  return size;}static int idaapi is_ok_bpt(bpttype_t type, ea_t ea, int len){  switch (type)  {  case BPT_EXEC:  case BPT_READ:  case BPT_WRITE:  case BPT_RDWR:    return BPT_OK;  }  return BPT_BAD_TYPE;}static drc_t idaapi update_bpts(int* nbpts, update_bpt_info_t* bpts, int nadd, int ndel, qstring* errbuf){  for (int i = 0; i < nadd; ++i)  {    ea_t start = bpts[i].ea;    ea_t end = bpts[i].ea + bpts[i].size - 1;    bpts[i].code = BPT_OK;  }  for (int i = 0; i < ndel; ++i)  {    ea_t start = bpts[nadd + i].ea;    ea_t end = bpts[nadd + i].ea + bpts[nadd + i].size - 1;    bpts[nadd + i].code = BPT_OK;  }  *nbpts = (ndel + nadd);  return DRC_OK;}static ssize_t idaapi idd_notify(void*, int msgid, va_list va) {  drc_t retcode = DRC_NONE;  qstring* errbuf;  switch (msgid)  {  case debugger_t::ev_init_debugger:  {    const char* hostname = va_arg(va, const char*);    int portnum = va_arg(va, int);    const char* password = va_arg(va, const char*);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    QASSERT(1522, errbuf != NULL);    retcode = init_debugger(hostname, portnum, password, errbuf);  }  break;  case debugger_t::ev_term_debugger:    retcode = term_debugger();    break;  case debugger_t::ev_get_processes:  {    procinfo_vec_t* procs = va_arg(va, procinfo_vec_t*);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    retcode = s_get_processes(procs, errbuf);  }  break;  case debugger_t::ev_start_process:  {    const char* path = va_arg(va, const char*);    const char* args = va_arg(va, const char*);    const char* startdir = va_arg(va, const char*);    uint32 dbg_proc_flags = va_arg(va, uint32);    const char* input_path = va_arg(va, const char*);    uint32 input_file_crc32 = va_arg(va, uint32);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    retcode = s_start_process(path,      args,      startdir,      dbg_proc_flags,      input_path,      input_file_crc32,      errbuf);  }  break;  case debugger_t::ev_get_debapp_attrs:  {    debapp_attrs_t* out_pattrs = va_arg(va, debapp_attrs_t*);    out_pattrs->addrsize = 3;    out_pattrs->is_be = false;    out_pattrs->platform = "bsnes";    out_pattrs->cbsize = sizeof(debapp_attrs_t);    retcode = DRC_OK;  }  break;  case debugger_t::ev_rebase_if_required_to:  {    ea_t new_base = va_arg(va, ea_t);    retcode = DRC_OK;  }  break;  case debugger_t::ev_request_pause:    errbuf = va_arg(va, qstring*);    retcode = prepare_to_pause_process(errbuf);    break;  case debugger_t::ev_exit_process:    errbuf = va_arg(va, qstring*);    retcode = emul_exit_process(errbuf);    break;  case debugger_t::ev_get_debug_event:  {    gdecode_t* code = va_arg(va, gdecode_t*);    debug_event_t* event = va_arg(va, debug_event_t*);    int timeout_ms = va_arg(va, int);    *code = get_debug_event(event, timeout_ms);    retcode = DRC_OK;  }  break;  case debugger_t::ev_resume:  {    debug_event_t* event = va_arg(va, debug_event_t*);    retcode = continue_after_event(event);  }  break;  case debugger_t::ev_thread_suspend:  {    thid_t tid = va_argi(va, thid_t);    retcode = DRC_OK;  }  break;  case debugger_t::ev_thread_continue:  {    thid_t tid = va_argi(va, thid_t);    retcode = DRC_OK;  }  break;  case debugger_t::ev_set_resume_mode:  {    thid_t tid = va_argi(va, thid_t);    resume_mode_t resmod = va_argi(va, resume_mode_t);    retcode = s_set_resume_mode(tid, resmod);  }  break;  case debugger_t::ev_read_registers:  {    thid_t tid = va_argi(va, thid_t);    int clsmask = va_arg(va, int);    regval_t* values = va_arg(va, regval_t*);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    retcode = read_registers(tid, clsmask, values, errbuf);  }  break;  case debugger_t::ev_write_register:  {    thid_t tid = va_argi(va, thid_t);    int regidx = va_arg(va, int);    const regval_t* value = va_arg(va, const regval_t*);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    retcode = write_register(tid, regidx, value, errbuf);  }  break;  case debugger_t::ev_get_memory_info:  {    meminfo_vec_t* ranges = va_arg(va, meminfo_vec_t*);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    retcode = get_memory_info(*ranges, errbuf);  }  break;  case debugger_t::ev_read_memory:  {    size_t* nbytes = va_arg(va, size_t*);    ea_t ea = va_arg(va, ea_t);    void* buffer = va_arg(va, void*);    size_t size = va_arg(va, size_t);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    ssize_t code = read_memory(ea, buffer, size, errbuf);    *nbytes = code >= 0 ? code : 0;    retcode = code >= 0 ? DRC_OK : DRC_NOPROC;  }  break;  case debugger_t::ev_write_memory:  {    size_t* nbytes = va_arg(va, size_t*);    ea_t ea = va_arg(va, ea_t);    const void* buffer = va_arg(va, void*);    size_t size = va_arg(va, size_t);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    ssize_t code = write_memory(ea, buffer, size, errbuf);    *nbytes = code >= 0 ? code : 0;    retcode = code >= 0 ? DRC_OK : DRC_NOPROC;  }  break;  case debugger_t::ev_check_bpt:  {    int* bptvc = va_arg(va, int*);    bpttype_t type = va_argi(va, bpttype_t);    ea_t ea = va_arg(va, ea_t);    int len = va_arg(va, int);    *bptvc = is_ok_bpt(type, ea, len);    retcode = DRC_OK;  }  break;  case debugger_t::ev_update_bpts:  {    int* nbpts = va_arg(va, int*);    update_bpt_info_t* bpts = va_arg(va, update_bpt_info_t*);    int nadd = va_arg(va, int);    int ndel = va_arg(va, int);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    retcode = update_bpts(nbpts, bpts, nadd, ndel, errbuf);  }  break;  default:    retcode = DRC_NONE;  }  return retcode;}debugger_t debugger{    IDD_INTERFACE_VERSION,    NAME,    0x8000 + 6581, // (6)    "65816",    DBG_FLAG_NOHOST | DBG_FLAG_CAN_CONT_BPT | DBG_FLAG_SAFE | DBG_FLAG_FAKE_ATTACH | DBG_FLAG_NOPASSWORD |    DBG_FLAG_NOSTARTDIR | DBG_FLAG_NOPARAMETERS | DBG_FLAG_ANYSIZE_HWBPT | DBG_FLAG_DEBTHREAD | DBG_FLAG_PREFER_SWBPTS,    DBG_HAS_GET_PROCESSES | DBG_HAS_REQUEST_PAUSE | DBG_HAS_SET_RESUME_MODE | DBG_HAS_THREAD_SUSPEND | DBG_HAS_THREAD_CONTINUE | DBG_HAS_CHECK_BPT,    register_classes,    RC_CPU,    registers,    qnumber(registers),    0x1000,    NULL,    0,    0,    DBG_RESMOD_STEP_INTO | DBG_RESMOD_STEP_OVER,    NULL,    idd_notify};

Основное изменение, коснувшееся кода плагинов отладчиков по сравнению с тем, что мы писали в статье про отладчик для Сеги, это то, что колбэк теперь всего один idd_notify, но он один теперь обрабатывает все те сообщения, которые раньше приходилось обрабатывать по отдельности. Так что, если захотите просто портировать свой старый код плагина-отладчика, возьмите шаблон колбэка из данной статьи, и адаптируйте его под имеющийся код.


Вторым важным изменением стало введением "стандартизированных" кодов возврата у функций отладчика drc_t. Тут всё просто: если функция отработала без ошибок, возвращаем DRC_OK, иначе DRC_FAILED.


Остальные инклуды:


ida_registers.h
#pragma once#define RC_CPU (1 << 0)#define RC_PPU (1 << 1)enum class SNES_REGS : uint8_t{    SR_A,    SR_X,    SR_Y,    SR_D,    SR_DB,    SR_PC,    SR_S,    SR_P,    SR_MFLAG,    SR_XFLAG,    SR_EFLAG,};

ida_debmod.h
#pragma once#include <deque>#include <ida.hpp>#include <idd.hpp>//--------------------------------------------------------------------------// Very simple class to store pending eventsenum queue_pos_t{    IN_FRONT,    IN_BACK};struct eventlist_t : public std::deque<debug_event_t>{private:    bool synced;public:    // save a pending event    void enqueue(const debug_event_t &ev, queue_pos_t pos)    {        if (pos != IN_BACK)            push_front(ev);        else            push_back(ev);    }    // retrieve a pending event    bool retrieve(debug_event_t *event)    {        if (empty())            return false;        // get the first event and return it        *event = front();        pop_front();        return true;    }};

В ida_registers.h мы просто перечисляем список регистров для удоства обращений к ним в коде, а в ida_debmod.h описан формат eventlist_t, который мы будем использовать для хранения событий, с которыми будет работать IDA.


Подготовка завершена


Теперь, когда код шаблона у нас имеется, стоит понять, что мы будем делать дальше. А дальше нам нужно соорудить модель, по которой между IDA и эмулятором будет происходить общение. Для этого нужно держать в голове следующее:


  1. Эмулятор с функцией отладки должен уметь реагировать на запросы Иды "добавить/убрать брейкпоинт", "прочитать/записать память", "получить/изменить регистры"
  2. Эмулятор также должен: уведомлять IDA о том, что: "брейкпоинт сработал", "шаг при пошаговой отладке выполнен", или "процесс отладки начат или завершён"
  3. Ида должна уметь сообщать эмулятору о том, что есть необходимость: "добавить/убрать брейкпоинт", "прочитать/записать память", "получить/изменить регистры"
  4. Ида должна реагировать на сообщения от эмулятора о том, что: "брейкпоинт сработал", "шаг при пошаговой отладке выполнен", или "процесс отладки начат или завершён"

Исходя из перечисленного понимаем, что понадобятся два канала, т.к. каждому может захотеться "пообщаться" в любой момент, асинхронно:


  1. IDA => эмулятор
  2. Эмулятор => IDA

Учитывая это, можно, опять же, пойти по стопам предыдущей статьи про сеговский отладчик, а можно захотеть использовать "модные и современные" технологии для реализации RPC и сериализации любых данных. Мой выбор пал в сторону Thrift, т.к. с ним работать гораздо удобнее, и он практически не требует дополнительной подготовки (как, например, доклеивание RPC в protobuf, но тут, скорее, на любителя). Единственная сложность, это компиляция сего зверя, но, я оставлю это за рамками данной статьи.


Thrift пишем прототип RPC


Давайте ещё раз посмотрим на те 4 пункта, которые я описал выше, и которые мы всё ещё держим в голове, откроем блокнот, и напишем что-то вроде этого:


service IdaClient {  oneway void start_event(),  oneway void add_visited(1:set<i32> visited, 2:bool is_step),  oneway void pause_event(1:i32 address),  oneway void stop_event(),}

Как видим, в Thrift нету ничего сложного. Здесь мы описали сервис IdaClient, которым будет пользоваться эмулятор, и обработчик которого будет располагаться в IDA. Все эти методы помечены ключевым словом oneway, т.к., по сути, нам не нужно дожидаться их выполнения, и в принципе ожидать, что их обработают.


start_event() будет сообщать Иде о том, что ром выбрал и его эмуляция началась.


add_visited() метод, с помощью которого мы будем сообщать в Иду о том коде, который был выполнен эмулятором. Это полезно при отладке как раз таки ретро-платформ, т.к. в ромах для них код часто перемежается с данными. Если таковой функции в выбранном вами эмуляторе нет, её можно также пропустить и в протоколе.


pause_event() этим методом мы будем сообщать Иде о том, что произошла пауза эмуляции по какой-либо причине: будь то брейкпоинт, завершился шаг при StepInto или StepOver или какой-то другой причине. В качестве нагрузки данный метод будет также передавать адрес, где именно произошла остановка.


stop_event() думаю, тут всё понятно. Эмуляция завершилась, например, по причине завершения процесса эмуляции.


С этим разобрались, теперь часть посложнее отладочный RPC:


service BsnesDebugger {  i32 get_cpu_reg(1:BsnesRegister reg),  BsnesRegisters get_cpu_regs(),  void set_cpu_reg(1:BsnesRegister reg, 2:i32 value),  binary read_memory(1:DbgMemorySource src, 2:i32 address, 3:i32 size),  void write_memory(1:DbgMemorySource src, 2:i32 address, 3:binary data),  void add_breakpoint(1:DbgBreakpoint bpt),  void del_breakpoint(1:DbgBreakpoint bpt),  void pause(),  void resume(),  void start_emulation(),  void exit_emulation(),  void step_into(),  void step_over(),}

Здесь у нас описана серверная часть, которая будет крутиться в эмуляторе, и к которой Ида время от времени будет приставать. Давайте разберём её более детально:


  i32 get_cpu_reg(1:BsnesRegister reg),  void set_cpu_reg(1:BsnesRegister reg, 2:i32 value),

Эти методы мы будем использовать тогда, когда нам потребуется прочитать или записать один регистр. Использованный enum BsnesRegister выглядит так:


enum BsnesRegister {  pc,  a,  x,  y,  s,  d,  db,  p,  mflag,  xflag,  eflag,}

Фактически, это те регистры, значения которых мы хотим видеть во время отладки, у вас они могут быть другими.


Т.к. IDA сама никогда не запрашивает по одному регистру, а требует все сразу, напишем метод, который будет их все сразу и отдавать:


struct BsnesRegisters {  1:i32 pc,  2:i32 a,  3:i32 x,  4:i32 y,  5:i32 s,  6:i32 d,  7:i16 db,  8:i16 p,  9:i8 mflag,  10:i8 xflag,  11:i8 eflag,}service BsnesDebugger {  ...  BsnesRegisters get_cpu_regs(),  ...}

Здесь я завёл одну общую структуру под регистры, указав их размеры и указал её в качестве возвращаемого значения для метода get_cpu_regs().


Теперь работа с памятью:


enum DbgMemorySource {  CPUBus,  APUBus,  APURAM,  DSP,  VRAM,  OAM,  CGRAM,  CartROM,  CartRAM,  SA1Bus,  SFXBus,  SGBBus,  SGBROM,  SGBRAM,}service BsnesDebugger {  ...  binary read_memory(1:DbgMemorySource src, 2:i32 address, 3:i32 size),  void write_memory(1:DbgMemorySource src, 2:i32 address, 3:binary data),  ...}

Здесь мы использовали встроенный в Thrift тип данных binary, и указали различные области памяти, которые могут быть прочитаны (взято из эмулятора).


Теперь пришла очередь брейкпоинтов:


enum BpType {  BP_PC = 1,  BP_READ = 2,  BP_WRITE = 4,}enum DbgBptSource {  CPUBus,  APURAM,  DSP,  VRAM,  OAM,  CGRAM,  SA1Bus,  SFXBus,  SGBBus,}struct DbgBreakpoint {  1:BpType type,  2:i32 bstart,  3:i32 bend,  4:bool enabled,  5:DbgBptSource src,}service BsnesDebugger {  ...  void add_breakpoint(1:DbgBreakpoint bpt),  void del_breakpoint(1:DbgBreakpoint bpt),  ...}

Т.к. список областей памяти, которые можно читать, и на которые можно ставить брейкпоинты отличаются, заводим отдельный список DbgBptSource. Также указываем тип брейкпоинта BpType и адрес его начала/конца bstart/bend. Ещё нам может понадобиться включать брейкпоинт не сразу enabled.


С основными сложными частями протокола закончили, теперь можно описать более простые:


service BsnesDebugger {  ...  void pause(),  void resume(),  void start_emulation(),  void exit_emulation(),  void step_into(),  void step_over(),  ...}

Метод pause() будет приостанавливать процесс отладки по запросу от IDA, resume() продолжать.


start_emulation() нужен для того, чтобы IDA могла сообщить эмулятору, что она начала процесс отладки, и ожидает от него какие-либо события. Фактически, используется в качестве синхронизации начала эмуляции между плагином-отладчиком и собственно эмулятором.


exit_emulation() на случай, если мы захотим остановить отладку из IDA, а не из эмулятора.


step_into() и step_over() пошаговая отладка.


Итоговый debug_proto.thrift
enum BsnesRegister {  pc,  a,  x,  y,  s,  d,  db,  p,  mflag,  xflag,  eflag,}struct BsnesRegisters {  1:i32 pc,  2:i32 a,  3:i32 x,  4:i32 y,  5:i32 s,  6:i32 d,  7:i16 db,  8:i16 p,  9:i8 mflag,  10:i8 xflag,  11:i8 eflag,}enum BpType {  BP_PC = 1,  BP_READ = 2,  BP_WRITE = 4,}enum DbgMemorySource {  CPUBus,  APUBus,  APURAM,  DSP,  VRAM,  OAM,  CGRAM,  CartROM,  CartRAM,  SA1Bus,  SFXBus,  SGBBus,  SGBROM,  SGBRAM,}enum DbgBptSource {  CPUBus,  APURAM,  DSP,  VRAM,  OAM,  CGRAM,  SA1Bus,  SFXBus,  SGBBus,}struct DbgBreakpoint {  1:BpType type,  2:i32 bstart,  3:i32 bend,  4:bool enabled,  5:DbgBptSource src,}service BsnesDebugger {  i32 get_cpu_reg(1:BsnesRegister reg),  BsnesRegisters get_cpu_regs(),  void set_cpu_reg(1:BsnesRegister reg, 2:i32 value),  binary read_memory(1:DbgMemorySource src, 2:i32 address, 3:i32 size),  void write_memory(1:DbgMemorySource src, 2:i32 address, 3:binary data),  void add_breakpoint(1:DbgBreakpoint bpt),  void del_breakpoint(1:DbgBreakpoint bpt),  void pause(),  void resume(),  void start_emulation(),  void exit_emulation(),  void step_into(),  void step_over(),}service IdaClient {  oneway void start_event(),  oneway void add_visited(1:set<i32> changed, 2:bool is_step),  oneway void pause_event(1:i32 address),  oneway void stop_event(),}

От RPC-прототипа к реализации


На этом процесс написания RPC-прототипа завершён. Чтобы сгенерировать из него код для языка C++, качаем Thrift-компилятор, выполняем из командной строки следующее:


thrift --gen cpp debug_proto.thrift

На выходе мы получим каталог gen-cpp, в котором нас будут ждать не только файлики, которые нужно будет компилировать вместе с проектом, но и шаблон кода каждого из сервисов IdaClient и BsnesDebugger.



Добавляем сгенерированные файлы в студийный проект (кроме файлов *_server.skeleton.cpp). Также необходимо слинковать наш проект плагина (и эмулятора) со скомпилированными статичными библиотеками thrift-а и libevent-а (мы будем использовать "nonblocking" вариант Thrift). У этих библиотек имеется CMake вариант сборки, который значительно упрощает процесс.


Код IdaClient хэндлера


Теперь давайте напишем шаблон кода, реализующий IdaClient-сервис:


Необходимые инклуды и адресные пространства
#include "gen-cpp/IdaClient.h"#include "gen-cpp/BsnesDebugger.h"#include <thrift/protocol/TBinaryProtocol.h>#include <thrift/transport/TSocket.h>#include <thrift/transport/TBufferTransports.h>#include <thrift/server/TNonblockingServer.h>#include <thrift/transport/TNonblockingServerSocket.h>#include <thrift/concurrency/ThreadFactory.h>using namespace ::apache::thrift;using namespace ::apache::thrift::protocol;using namespace ::apache::thrift::transport;using namespace ::apache::thrift::server;using namespace ::apache::thrift::concurrency;::std::shared_ptr<BsnesDebuggerClient> client;::std::shared_ptr<TNonblockingServer> srv;::std::shared_ptr<TTransport> cli_transport;

Реализация серверной части IdaClient
static void pause_execution(){  try {    if (client) {      client->pause();    }  }  catch (...) {  }}static void continue_execution(){  try {    if (client) {      client->resume();    }  }  catch (...) {  }}static void stop_server() {  try {    srv->stop();  }  catch (...) {  }}static void finish_execution(){  try {    if (client) {      client->exit_emulation();    }  }  catch (...) {  }  stop_server();}class IdaClientHandler : virtual public IdaClientIf {public:    void pause_event(const int32_t address) override {    ::std::lock_guard<::std::mutex> lock(list_mutex);    debug_event_t ev;    ev.pid = 1;    ev.tid = 1;    ev.ea = address | 0x800000;    ev.handled = true;    ev.set_eid(PROCESS_SUSPENDED);    events.enqueue(ev, IN_BACK);    }    void start_event() override {    ::std::lock_guard<::std::mutex> lock(list_mutex);    debug_event_t ev;    ev.pid = 1;    ev.tid = 1;    ev.ea = BADADDR;    ev.handled = true;    ev.set_modinfo(PROCESS_STARTED).name.sprnt("BSNES");    ev.set_modinfo(PROCESS_STARTED).base = 0;    ev.set_modinfo(PROCESS_STARTED).size = 0;    ev.set_modinfo(PROCESS_STARTED).rebase_to = BADADDR;    events.enqueue(ev, IN_BACK);    }    void stop_event() override {    ::std::lock_guard<::std::mutex> lock(list_mutex);    debug_event_t ev;    ev.pid = 1;    ev.handled = true;    ev.set_exit_code(PROCESS_EXITED, 0);    events.enqueue(ev, IN_BACK);    }  void add_visited(const std::set<int32_t>& changed, bool is_step) override {  }};

В этом коде мы реагируем на события эмуляции и сообщаем о них Иде, добавляя эти события в список. Более подробно о них можно прочитать в той же статье про отладчик для Сеги. Код add_visited() пока оставляем пустым. О нём позже.


Теперь напишем код, который будет отвечать за поднятие сервиса на стороне Иды (будем использовать порт 9091), и ожидание подключения к эмулятору:


init_ida_server и init_emu_client
static void init_ida_server() {    try {    ::std::shared_ptr<IdaClientHandler> handler(new IdaClientHandler());    ::std::shared_ptr<TProcessor> processor(new IdaClientProcessor(handler));    ::std::shared_ptr<TNonblockingServerTransport> serverTransport(new TNonblockingServerSocket(9091));    ::std::shared_ptr<TFramedTransportFactory> transportFactory(new TFramedTransportFactory());    ::std::shared_ptr<TProtocolFactory> protocolFactory(new TBinaryProtocolFactory());    srv = ::std::shared_ptr<TNonblockingServer>(new TNonblockingServer(processor, protocolFactory, serverTransport));    ::std::shared_ptr<ThreadFactory> tf(new ThreadFactory());    ::std::shared_ptr<Thread> thread = tf->newThread(srv);    thread->start();    } catch (...) {    }}static void init_emu_client() {  ::std::shared_ptr<TTransport> socket(new TSocket("127.0.0.1", 9090));  cli_transport = ::std::shared_ptr<TTransport>(new TFramedTransport(socket));  ::std::shared_ptr<TBinaryProtocol> protocol(new TBinaryProtocol(cli_transport));  client = ::std::shared_ptr<BsnesDebuggerClient>(new BsnesDebuggerClient(protocol));  show_wait_box("Waiting for BSNES-PLUS emulation...");  while (true) {    if (user_cancelled()) {      break;    }    try {      cli_transport->open();      break;    }    catch (...) {    }  }  hide_wait_box();}

Осталось дополнить имеющийся шаблон ida_debug.cpp кодом для работы со Thrift. Вот что получилось:


Полный код ida_debug.cpp
#include "gen-cpp/IdaClient.h"#include "gen-cpp/BsnesDebugger.h"#include <thrift/protocol/TBinaryProtocol.h>#include <thrift/transport/TSocket.h>#include <thrift/transport/TBufferTransports.h>#include <thrift/server/TNonblockingServer.h>#include <thrift/transport/TNonblockingServerSocket.h>#include <thrift/concurrency/ThreadFactory.h>using namespace ::apache::thrift;using namespace ::apache::thrift::protocol;using namespace ::apache::thrift::transport;using namespace ::apache::thrift::server;using namespace ::apache::thrift::concurrency;#include <ida.hpp>#include <dbg.hpp>#include <auto.hpp>#include <deque>#include <mutex>#include "ida_plugin.h"#include "ida_debmod.h"#include "ida_registers.h"::std::shared_ptr<BsnesDebuggerClient> client;::std::shared_ptr<TNonblockingServer> srv;::std::shared_ptr<TTransport> cli_transport;static ::std::mutex list_mutex;static eventlist_t events;static const char* const p_reg[] ={    "CF",    "ZF",    "IF",    "DF",    "XF",    "MF",    "VF",    "NF",};static register_info_t registers[] = {    {"A", 0, RC_CPU, dt_word, NULL, 0},    {"X", 0, RC_CPU, dt_word, NULL, 0},    {"Y", 0, RC_CPU, dt_word, NULL, 0},    {"D", 0, RC_CPU, dt_word, NULL, 0},    {"DB", 0, RC_CPU, dt_byte, NULL, 0},    {"PC", REGISTER_IP | REGISTER_ADDRESS, RC_CPU, dt_dword, NULL, 0},  {"S", REGISTER_SP | REGISTER_ADDRESS, RC_CPU, dt_word, NULL, 0},    {"P", REGISTER_READONLY, RC_CPU, dt_byte, p_reg, 0xFF},  {"m", REGISTER_READONLY, RC_CPU, dt_byte, NULL, 0},  {"x", REGISTER_READONLY, RC_CPU, dt_byte, NULL, 0},    {"e", REGISTER_READONLY, RC_CPU, dt_byte, NULL, 0},};static const char* register_classes[] = {    "General Registers",    NULL};static struct apply_codemap_req : public exec_request_t {private:  const std::set<int32_t>& _changed;  const bool _is_step;public:  apply_codemap_req(const std::set<int32_t>& changed, bool is_step) : _changed(changed), _is_step(is_step) {};  int idaapi execute(void) override {    auto m = _changed.size();    if (!_is_step) {      show_wait_box("Applying codemap: %d/%d...", 1, m);    }    auto x = 0;    for (auto i = _changed.cbegin(); i != _changed.cend(); ++i) {      if (!_is_step && user_cancelled()) {        break;      }      if (!_is_step) {        replace_wait_box("Applying codemap: %d/%d...", x, m);      }      ea_t addr = (ea_t)(*i | 0x800000);      auto_make_code(addr);      plan_ea(addr);      show_addr(addr);      x++;    }    if (!_is_step) {      hide_wait_box();    }    return 0;  }};static void apply_codemap(const std::set<int32_t>& changed, bool is_step){  if (changed.empty()) return;  apply_codemap_req req(changed, is_step);  execute_sync(req, MFF_FAST);}static void pause_execution(){  try {    if (client) {      client->pause();    }  }  catch (...) {  }}static void continue_execution(){  try {    if (client) {      client->resume();    }  }  catch (...) {  }}static void stop_server() {  try {    srv->stop();  }  catch (...) {  }}static void finish_execution(){  try {    if (client) {      client->exit_emulation();    }  }  catch (...) {  }  stop_server();}class IdaClientHandler : virtual public IdaClientIf {public:    void pause_event(const int32_t address) override {    ::std::lock_guard<::std::mutex> lock(list_mutex);    debug_event_t ev;    ev.pid = 1;    ev.tid = 1;    ev.ea = address | 0x800000;    ev.handled = true;    ev.set_eid(PROCESS_SUSPENDED);    events.enqueue(ev, IN_BACK);    }    void start_event() override {    ::std::lock_guard<::std::mutex> lock(list_mutex);    debug_event_t ev;    ev.pid = 1;    ev.tid = 1;    ev.ea = BADADDR;    ev.handled = true;    ev.set_modinfo(PROCESS_STARTED).name.sprnt("BSNES");    ev.set_modinfo(PROCESS_STARTED).base = 0;    ev.set_modinfo(PROCESS_STARTED).size = 0;    ev.set_modinfo(PROCESS_STARTED).rebase_to = BADADDR;    events.enqueue(ev, IN_BACK);    }    void stop_event() override {    ::std::lock_guard<::std::mutex> lock(list_mutex);    debug_event_t ev;    ev.pid = 1;    ev.handled = true;    ev.set_exit_code(PROCESS_EXITED, 0);    events.enqueue(ev, IN_BACK);    }  void add_visited(const std::set<int32_t>& changed, bool is_step) override {    apply_codemap(changed, is_step);  }};static void init_ida_server() {    try {    ::std::shared_ptr<IdaClientHandler> handler(new IdaClientHandler());    ::std::shared_ptr<TProcessor> processor(new IdaClientProcessor(handler));    ::std::shared_ptr<TNonblockingServerTransport> serverTransport(new TNonblockingServerSocket(9091));    ::std::shared_ptr<TFramedTransportFactory> transportFactory(new TFramedTransportFactory());    ::std::shared_ptr<TProtocolFactory> protocolFactory(new TBinaryProtocolFactory());    srv = ::std::shared_ptr<TNonblockingServer>(new TNonblockingServer(processor, protocolFactory, serverTransport));    ::std::shared_ptr<ThreadFactory> tf(new ThreadFactory());    ::std::shared_ptr<Thread> thread = tf->newThread(srv);    thread->start();    } catch (...) {    }}static void init_emu_client() {  ::std::shared_ptr<TTransport> socket(new TSocket("127.0.0.1", 9090));  cli_transport = ::std::shared_ptr<TTransport>(new TFramedTransport(socket));  ::std::shared_ptr<TBinaryProtocol> protocol(new TBinaryProtocol(cli_transport));  client = ::std::shared_ptr<BsnesDebuggerClient>(new BsnesDebuggerClient(protocol));  show_wait_box("Waiting for BSNES-PLUS emulation...");  while (true) {    if (user_cancelled()) {      break;    }    try {      cli_transport->open();      break;    }    catch (...) {    }  }  hide_wait_box();}static drc_t idaapi init_debugger(const char* hostname, int portnum, const char* password, qstring* errbuf){  return DRC_OK;}static drc_t idaapi term_debugger(void){  finish_execution();  return DRC_OK;}static drc_t s_get_processes(procinfo_vec_t* procs, qstring* errbuf) {  process_info_t info;  info.name.sprnt("bsnes");  info.pid = 1;  procs->add(info);  return DRC_OK;}static drc_t idaapi s_start_process(const char* path,  const char* args,  const char* startdir,  uint32 dbg_proc_flags,  const char* input_path,  uint32 input_file_crc32,  qstring* errbuf = NULL){  ::std::lock_guard<::std::mutex> lock(list_mutex);  events.clear();  init_ida_server();  init_emu_client();  try {    if (client) {      client->start_emulation();    }  }  catch (...) {    return DRC_FAILED;  }  return DRC_OK;}static drc_t idaapi prepare_to_pause_process(qstring* errbuf){  pause_execution();  return DRC_OK;}static drc_t idaapi emul_exit_process(qstring* errbuf){  finish_execution();  return DRC_OK;}static gdecode_t idaapi get_debug_event(debug_event_t* event, int timeout_ms){  while (true)  {    ::std::lock_guard<::std::mutex> lock(list_mutex);    // are there any pending events?    if (events.retrieve(event))    {      return events.empty() ? GDE_ONE_EVENT : GDE_MANY_EVENTS;    }    if (events.empty())      break;  }  return GDE_NO_EVENT;}static drc_t idaapi continue_after_event(const debug_event_t* event){  dbg_notification_t req = get_running_notification();  switch (event->eid())  {  case STEP:  case PROCESS_SUSPENDED:    if (req == dbg_null || req == dbg_run_to) {      continue_execution();    }    break;  case PROCESS_EXITED:    stop_server();    break;  }  return DRC_OK;}static drc_t idaapi s_set_resume_mode(thid_t tid, resume_mode_t resmod) // Run one instruction in the thread{  switch (resmod)  {  case RESMOD_INTO:    ///< step into call (the most typical single stepping)    try {      if (client) {        client->step_into();      }    }    catch (...) {      return DRC_FAILED;    }    break;  case RESMOD_OVER:    ///< step over call    try {      if (client) {        client->step_over();      }    }    catch (...) {      return DRC_FAILED;    }    break;  }  return DRC_OK;}static drc_t idaapi read_registers(thid_t tid, int clsmask, regval_t* values, qstring* errbuf){  if (clsmask & RC_CPU)  {        BsnesRegisters regs;    try {      if (client) {        client->get_cpu_regs(regs);                values[static_cast<int>(SNES_REGS::SR_PC)].ival = regs.pc | 0x800000;                values[static_cast<int>(SNES_REGS::SR_A)].ival = regs.a;                values[static_cast<int>(SNES_REGS::SR_X)].ival = regs.x;                values[static_cast<int>(SNES_REGS::SR_Y)].ival = regs.y;                values[static_cast<int>(SNES_REGS::SR_S)].ival = regs.s;                values[static_cast<int>(SNES_REGS::SR_D)].ival = regs.d;                values[static_cast<int>(SNES_REGS::SR_DB)].ival = regs.db;                values[static_cast<int>(SNES_REGS::SR_P)].ival = regs.p;        values[static_cast<int>(SNES_REGS::SR_MFLAG)].ival = regs.mflag;        values[static_cast<int>(SNES_REGS::SR_XFLAG)].ival = regs.xflag;                values[static_cast<int>(SNES_REGS::SR_EFLAG)].ival = regs.eflag;      }    }    catch (...) {      return DRC_FAILED;    }    }    return DRC_OK;}static drc_t idaapi write_register(thid_t tid, int regidx, const regval_t* value, qstring* errbuf){  if (regidx >= static_cast<int>(SNES_REGS::SR_PC) && regidx <= static_cast<int>(SNES_REGS::SR_EFLAG)) {    try {      if (client) {        client->set_cpu_reg(static_cast<BsnesRegister::type>(regidx), value->ival & 0xFFFFFFFF);      }    }    catch (...) {      return DRC_FAILED;    }    }    return DRC_OK;}static drc_t idaapi get_memory_info(meminfo_vec_t& areas, qstring* errbuf){  memory_info_t info;  info.start_ea = 0x0000;  info.end_ea = 0x01FFF;  info.sclass = "STACK";  info.bitness = 0;  info.perm = SEGPERM_READ | SEGPERM_WRITE;  areas.push_back(info);  // Don't remove this loop  for (int i = 0; i < get_segm_qty(); ++i)  {    segment_t* segm = getnseg(i);    info.start_ea = segm->start_ea;    info.end_ea = segm->end_ea;    qstring buf;    get_segm_name(&buf, segm);    info.name = buf;    get_segm_class(&buf, segm);    info.sclass = buf;    info.sbase = get_segm_base(segm);    info.perm = segm->perm;    info.bitness = segm->bitness;    areas.push_back(info);  }  // Don't remove this loop    return DRC_OK;}static ssize_t idaapi read_memory(ea_t ea, void* buffer, size_t size, qstring* errbuf){  std::string mem;  try {    if (client) {      client->read_memory(mem, DbgMemorySource::CPUBus, (int32_t)ea, (int32_t)size);      memcpy(&((unsigned char*)buffer)[0], mem.c_str(), size);    }  }  catch (...) {    return DRC_FAILED;  }  return size;}static ssize_t idaapi write_memory(ea_t ea, const void* buffer, size_t size, qstring* errbuf){  std::string mem((const char*)buffer);  try {    if (client) {      client->write_memory(DbgMemorySource::CPUBus, (int32_t)ea, mem);    }  }  catch (...) {    return 0;  }  return size;}static int idaapi is_ok_bpt(bpttype_t type, ea_t ea, int len){  DbgMemorySource::type btype = DbgMemorySource::CPUBus;  switch (btype) {  case DbgMemorySource::CPUBus:  case DbgMemorySource::APURAM:  case DbgMemorySource::DSP:  case DbgMemorySource::VRAM:  case DbgMemorySource::OAM:  case DbgMemorySource::CGRAM:  case DbgMemorySource::SA1Bus:  case DbgMemorySource::SFXBus:    break;  default:    return BPT_BAD_TYPE;  }  switch (type)  {  case BPT_EXEC:  case BPT_READ:  case BPT_WRITE:  case BPT_RDWR:    return BPT_OK;  }  return BPT_BAD_TYPE;}static drc_t idaapi update_bpts(int* nbpts, update_bpt_info_t* bpts, int nadd, int ndel, qstring* errbuf){  for (int i = 0; i < nadd; ++i)  {    ea_t start = bpts[i].ea;    ea_t end = bpts[i].ea + bpts[i].size - 1;    DbgBreakpoint bp;    bp.bstart = start;    bp.bend = end;    bp.enabled = true;    switch (bpts[i].type)    {    case BPT_EXEC:      bp.type = BpType::BP_PC;      break;    case BPT_READ:      bp.type = BpType::BP_READ;      break;    case BPT_WRITE:      bp.type = BpType::BP_WRITE;      break;    case BPT_RDWR:      bp.type = BpType::BP_READ;      break;    }    DbgMemorySource::type type = DbgMemorySource::CPUBus;    switch (type) {    case DbgMemorySource::CPUBus:      bp.src = DbgBptSource::CPUBus;      break;    case DbgMemorySource::APURAM:      bp.src = DbgBptSource::APURAM;      break;    case DbgMemorySource::DSP:      bp.src = DbgBptSource::DSP;      break;    case DbgMemorySource::VRAM:      bp.src = DbgBptSource::VRAM;      break;    case DbgMemorySource::OAM:      bp.src = DbgBptSource::OAM;      break;    case DbgMemorySource::CGRAM:      bp.src = DbgBptSource::CGRAM;      break;    case DbgMemorySource::SA1Bus:      bp.src = DbgBptSource::SA1Bus;      break;    case DbgMemorySource::SFXBus:      bp.src = DbgBptSource::SFXBus;      break;    default:      continue;    }    try {      if (client) {        client->add_breakpoint(bp);      }    }    catch (...) {      return DRC_FAILED;    }    bpts[i].code = BPT_OK;  }  for (int i = 0; i < ndel; ++i)  {    ea_t start = bpts[nadd + i].ea;    ea_t end = bpts[nadd + i].ea + bpts[nadd + i].size - 1;    DbgBreakpoint bp;    bp.bstart = start;    bp.bend = end;    bp.enabled = true;    switch (bpts[i].type)    {    case BPT_EXEC:      bp.type = BpType::BP_PC;      break;    case BPT_READ:      bp.type = BpType::BP_READ;      break;    case BPT_WRITE:      bp.type = BpType::BP_WRITE;      break;    case BPT_RDWR:      bp.type = BpType::BP_READ;      break;    }    DbgMemorySource::type type = DbgMemorySource::CPUBus;    switch (type) {    case DbgMemorySource::CPUBus:      bp.src = DbgBptSource::CPUBus;      break;    case DbgMemorySource::APURAM:      bp.src = DbgBptSource::APURAM;      break;    case DbgMemorySource::DSP:      bp.src = DbgBptSource::DSP;      break;    case DbgMemorySource::VRAM:      bp.src = DbgBptSource::VRAM;      break;    case DbgMemorySource::OAM:      bp.src = DbgBptSource::OAM;      break;    case DbgMemorySource::CGRAM:      bp.src = DbgBptSource::CGRAM;      break;    case DbgMemorySource::SA1Bus:      bp.src = DbgBptSource::SA1Bus;      break;    case DbgMemorySource::SFXBus:      bp.src = DbgBptSource::SFXBus;      break;    default:      continue;    }    try {      if (client) {        client->del_breakpoint(bp);      }    }    catch (...) {      return DRC_FAILED;    }    bpts[nadd + i].code = BPT_OK;  }  *nbpts = (ndel + nadd);  return DRC_OK;}static ssize_t idaapi idd_notify(void*, int msgid, va_list va) {  drc_t retcode = DRC_NONE;  qstring* errbuf;  switch (msgid)  {  case debugger_t::ev_init_debugger:  {    const char* hostname = va_arg(va, const char*);    int portnum = va_arg(va, int);    const char* password = va_arg(va, const char*);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    QASSERT(1522, errbuf != NULL);    retcode = init_debugger(hostname, portnum, password, errbuf);  }  break;  case debugger_t::ev_term_debugger:    retcode = term_debugger();    break;  case debugger_t::ev_get_processes:  {    procinfo_vec_t* procs = va_arg(va, procinfo_vec_t*);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    retcode = s_get_processes(procs, errbuf);  }  break;  case debugger_t::ev_start_process:  {    const char* path = va_arg(va, const char*);    const char* args = va_arg(va, const char*);    const char* startdir = va_arg(va, const char*);    uint32 dbg_proc_flags = va_arg(va, uint32);    const char* input_path = va_arg(va, const char*);    uint32 input_file_crc32 = va_arg(va, uint32);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    retcode = s_start_process(path,      args,      startdir,      dbg_proc_flags,      input_path,      input_file_crc32,      errbuf);  }  break;  case debugger_t::ev_get_debapp_attrs:  {    debapp_attrs_t* out_pattrs = va_arg(va, debapp_attrs_t*);    out_pattrs->addrsize = 3;    out_pattrs->is_be = false;    out_pattrs->platform = "snes";    out_pattrs->cbsize = sizeof(debapp_attrs_t);    retcode = DRC_OK;  }  break;  case debugger_t::ev_rebase_if_required_to:  {    ea_t new_base = va_arg(va, ea_t);    retcode = DRC_OK;  }  break;  case debugger_t::ev_request_pause:    errbuf = va_arg(va, qstring*);    retcode = prepare_to_pause_process(errbuf);    break;  case debugger_t::ev_exit_process:    errbuf = va_arg(va, qstring*);    retcode = emul_exit_process(errbuf);    break;  case debugger_t::ev_get_debug_event:  {    gdecode_t* code = va_arg(va, gdecode_t*);    debug_event_t* event = va_arg(va, debug_event_t*);    int timeout_ms = va_arg(va, int);    *code = get_debug_event(event, timeout_ms);    retcode = DRC_OK;  }  break;  case debugger_t::ev_resume:  {    debug_event_t* event = va_arg(va, debug_event_t*);    retcode = continue_after_event(event);  }  break;  case debugger_t::ev_thread_suspend:  {    thid_t tid = va_argi(va, thid_t);    pause_execution();    retcode = DRC_OK;  }  break;  case debugger_t::ev_thread_continue:  {    thid_t tid = va_argi(va, thid_t);    continue_execution();    retcode = DRC_OK;  }  break;  case debugger_t::ev_set_resume_mode:  {    thid_t tid = va_argi(va, thid_t);    resume_mode_t resmod = va_argi(va, resume_mode_t);    retcode = s_set_resume_mode(tid, resmod);  }  break;  case debugger_t::ev_read_registers:  {    thid_t tid = va_argi(va, thid_t);    int clsmask = va_arg(va, int);    regval_t* values = va_arg(va, regval_t*);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    retcode = read_registers(tid, clsmask, values, errbuf);  }  break;  case debugger_t::ev_write_register:  {    thid_t tid = va_argi(va, thid_t);    int regidx = va_arg(va, int);    const regval_t* value = va_arg(va, const regval_t*);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    retcode = write_register(tid, regidx, value, errbuf);  }  break;  case debugger_t::ev_get_memory_info:  {    meminfo_vec_t* ranges = va_arg(va, meminfo_vec_t*);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    retcode = get_memory_info(*ranges, errbuf);  }  break;  case debugger_t::ev_read_memory:  {    size_t* nbytes = va_arg(va, size_t*);    ea_t ea = va_arg(va, ea_t);    void* buffer = va_arg(va, void*);    size_t size = va_arg(va, size_t);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    ssize_t code = read_memory(ea, buffer, size, errbuf);    *nbytes = code >= 0 ? code : 0;    retcode = code >= 0 ? DRC_OK : DRC_NOPROC;  }  break;  case debugger_t::ev_write_memory:  {    size_t* nbytes = va_arg(va, size_t*);    ea_t ea = va_arg(va, ea_t);    const void* buffer = va_arg(va, void*);    size_t size = va_arg(va, size_t);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    ssize_t code = write_memory(ea, buffer, size, errbuf);    *nbytes = code >= 0 ? code : 0;    retcode = code >= 0 ? DRC_OK : DRC_NOPROC;  }  break;  case debugger_t::ev_check_bpt:  {    int* bptvc = va_arg(va, int*);    bpttype_t type = va_argi(va, bpttype_t);    ea_t ea = va_arg(va, ea_t);    int len = va_arg(va, int);    *bptvc = is_ok_bpt(type, ea, len);    retcode = DRC_OK;  }  break;  case debugger_t::ev_update_bpts:  {    int* nbpts = va_arg(va, int*);    update_bpt_info_t* bpts = va_arg(va, update_bpt_info_t*);    int nadd = va_arg(va, int);    int ndel = va_arg(va, int);    errbuf = va_arg(va, qstring*);    retcode = update_bpts(nbpts, bpts, nadd, ndel, errbuf);  }  break;  default:    retcode = DRC_NONE;  }  return retcode;}debugger_t debugger{    IDD_INTERFACE_VERSION,    NAME,    0x8000 + 6581, // (6)    "65816",    DBG_FLAG_NOHOST | DBG_FLAG_CAN_CONT_BPT | DBG_FLAG_SAFE | DBG_FLAG_FAKE_ATTACH | DBG_FLAG_NOPASSWORD |    DBG_FLAG_NOSTARTDIR | DBG_FLAG_NOPARAMETERS | DBG_FLAG_ANYSIZE_HWBPT | DBG_FLAG_DEBTHREAD | DBG_FLAG_PREFER_SWBPTS,    DBG_HAS_GET_PROCESSES | DBG_HAS_REQUEST_PAUSE | DBG_HAS_SET_RESUME_MODE | DBG_HAS_THREAD_SUSPEND | DBG_HAS_THREAD_CONTINUE | DBG_HAS_CHECK_BPT,    register_classes,    RC_CPU,    registers,    qnumber(registers),    0x1000,    NULL,    0,    0,    DBG_RESMOD_STEP_INTO | DBG_RESMOD_STEP_OVER,    NULL,    idd_notify};

Дабы не описывать весь этот код, здесь я опишу лишь типичный код для работы со Thrift со стороны IDA:


    try {      if (client) {        client->step_over();      }    }    catch (...) {      return DRC_FAILED;    }    return DRC_OK;

Т.е. мы просто оборачиваем код для работы с клиентом BsnesDebugger (серверную часть которого сейчас также напишем) в обработчик исключения и возвращаем либо ошибку, либо ОК.


Код BsnesDebugger хэндлера


Теперь мы дошли до модификации непосредственно эмулятора. Как ни странно, изменений потребуется не так много. Для того, чтобы не вдаваться в подробности реализации конкретного эмулятора, и чтобы не бомбить о том, какая же здесь ужасная структура кода, я просто приведу шаблон cpp-файла, который я использовал при компиляции эмулятора.


remote_debugger.cpp
#include "gen-cpp/IdaClient.h"#include "gen-cpp/BsnesDebugger.h"#include <thrift/protocol/TBinaryProtocol.h>#include <thrift/transport/TSocket.h>#include <thrift/transport/TBufferTransports.h>#include <thrift/server/TNonblockingServer.h>#include <thrift/transport/TNonblockingServerSocket.h>#include <thrift/concurrency/ThreadFactory.h>using namespace ::apache::thrift;using namespace ::apache::thrift::protocol;using namespace ::apache::thrift::transport;using namespace ::apache::thrift::server;using namespace ::apache::thrift::concurrency;#include "../ui-base.hpp"static ::std::shared_ptr<IdaClientClient> client;static ::std::shared_ptr<TNonblockingServer> srv;static ::std::shared_ptr<TTransport> cli_transport;static ::std::mutex list_mutex;::std::set<int32_t> visited;static void send_visited(bool is_step) {  const auto part = visited.size();  ::std::lock_guard<::std::mutex> lock(list_mutex);  try {    if (client) {      client->add_visited(visited, is_step);    }  }  catch (...) {  }  visited.clear();}static void stop_client() {  try {    if (client) {      send_visited(false);      client->stop_event();    }    cli_transport->close();  }  catch (...) {  }}static void init_ida_client() {  ::std::shared_ptr<TTransport> socket(new TSocket("127.0.0.1", 9091));  cli_transport = ::std::shared_ptr<TTransport>(new TFramedTransport(socket));  ::std::shared_ptr<TBinaryProtocol> protocol(new TBinaryProtocol(cli_transport));  client = ::std::shared_ptr<IdaClientClient>(new IdaClientClient(protocol));  while (true) {    try {      cli_transport->open();      break;    }    catch (...) {      Sleep(10);    }  }  atexit(stop_client);}static void toggle_pause(bool enable) {  application.debug = enable;  application.debugrun = enable;  if (enable) {    audio.clear();  }}class BsnesDebuggerHandler : virtual public BsnesDebuggerIf {public:  int32_t get_cpu_reg(const BsnesRegister::type reg) override {    switch (reg) {    case BsnesRegister::pc:    case BsnesRegister::a:    case BsnesRegister::x:    case BsnesRegister::y:    case BsnesRegister::s:    case BsnesRegister::d:    case BsnesRegister::db:    case BsnesRegister::p:      return SNES::cpu.getRegister((SNES::CPUDebugger::Register)reg);    case BsnesRegister::mflag:      return (SNES::cpu.usage[SNES::cpu.regs.pc] & SNES::CPUDebugger::UsageFlagM) ? 1 : 0;    case BsnesRegister::xflag:      return (SNES::cpu.usage[SNES::cpu.regs.pc] & SNES::CPUDebugger::UsageFlagX) ? 1 : 0;    case BsnesRegister::eflag:      return (SNES::cpu.usage[SNES::cpu.regs.pc] & SNES::CPUDebugger::UsageFlagE) ? 1 : 0;    }  }  void get_cpu_regs(BsnesRegisters& _return) override {    _return.pc = SNES::cpu.getRegister(SNES::CPUDebugger::Register::RegisterPC);    _return.a = SNES::cpu.getRegister(SNES::CPUDebugger::Register::RegisterA);    _return.x = SNES::cpu.getRegister(SNES::CPUDebugger::Register::RegisterX);    _return.y = SNES::cpu.getRegister(SNES::CPUDebugger::Register::RegisterY);    _return.s = SNES::cpu.getRegister(SNES::CPUDebugger::Register::RegisterS);    _return.d = SNES::cpu.getRegister(SNES::CPUDebugger::Register::RegisterD);    _return.db = SNES::cpu.getRegister(SNES::CPUDebugger::Register::RegisterDB);    _return.p = SNES::cpu.getRegister(SNES::CPUDebugger::Register::RegisterP);    _return.mflag = (SNES::cpu.usage[SNES::cpu.regs.pc] & SNES::CPUDebugger::UsageFlagM) ? 1 : 0;    _return.xflag = (SNES::cpu.usage[SNES::cpu.regs.pc] & SNES::CPUDebugger::UsageFlagX) ? 1 : 0;    _return.eflag = (SNES::cpu.usage[SNES::cpu.regs.pc] & SNES::CPUDebugger::UsageFlagE) ? 1 : 0;  }  void set_cpu_reg(const BsnesRegister::type reg, const int32_t value) override {    switch (reg) {    case BsnesRegister::pc:    case BsnesRegister::a:    case BsnesRegister::x:    case BsnesRegister::y:    case BsnesRegister::s:    case BsnesRegister::d:    case BsnesRegister::db:    case BsnesRegister::p:      SNES::cpu.setRegister((SNES::CPUDebugger::Register)reg, value);    }  }  void add_breakpoint(const DbgBreakpoint& bpt) override {    SNES::Debugger::Breakpoint add;    add.addr = bpt.bstart;    add.addr_end = bpt.bend;    add.mode = bpt.type;    add.source = (SNES::Debugger::Breakpoint::Source)bpt.src;    SNES::debugger.breakpoint.append(add);  }  void del_breakpoint(const DbgBreakpoint& bpt) override {    for (auto i = 0; i < SNES::debugger.breakpoint.size(); ++i) {      auto b = SNES::debugger.breakpoint[i];      if (b.source == (SNES::Debugger::Breakpoint::Source)bpt.src && b.addr == bpt.bstart && b.addr_end == bpt.bend && b.mode == bpt.type) {        SNES::debugger.breakpoint.remove(i);        break;      }    }  }  void read_memory(std::string& _return, const DbgMemorySource::type src, const int32_t address, const int32_t size) override {    _return.clear();    SNES::debugger.bus_access = true;    for (auto i = 0; i < size; ++i) {      _return += SNES::debugger.read((SNES::Debugger::MemorySource)src, address + i);    }    SNES::debugger.bus_access = false;  }  void write_memory(const DbgMemorySource::type src, const int32_t address, const std::string& data) override {    SNES::debugger.bus_access = true;    for (auto i = 0; i < data.size(); ++i) {      SNES::debugger.write((SNES::Debugger::MemorySource)src, address, data[i]);    }    SNES::debugger.bus_access = false;  }  void exit_emulation() override {    try {      if (client) {        send_visited(false);        client->stop_event();      }    }    catch (...) {    }    application.app->exit();  }  void pause() override {    step_into();  }  void resume() override {    toggle_pause(false);  }  void start_emulation() override {    init_ida_client();    try {      if (client) {        client->start_event();        visited.clear();        client->pause_event(SNES::cpu.getRegister(SNES::CPUDebugger::RegisterPC));      }    }    catch (...) {    }  }  void step_into() override {    SNES::debugger.step_type = SNES::Debugger::StepType::StepInto;    application.debugrun = true;    SNES::debugger.step_cpu = true;  }  void step_over() override {    SNES::debugger.step_type = SNES::Debugger::StepType::StepOver;    SNES::debugger.step_over_new = true;    SNES::debugger.call_count = 0;    application.debugrun = true;    SNES::debugger.step_cpu = true;  }};static void stop_server() {  srv->stop();}void init_dbg_server() {  ::std::shared_ptr<BsnesDebuggerHandler> handler(new BsnesDebuggerHandler());  ::std::shared_ptr<TProcessor> processor(new BsnesDebuggerProcessor(handler));  ::std::shared_ptr<TNonblockingServerTransport> serverTransport(new TNonblockingServerSocket(9090));  ::std::shared_ptr<TFramedTransportFactory> transportFactory(new TFramedTransportFactory());  ::std::shared_ptr<TProtocolFactory> protocolFactory(new TBinaryProtocolFactory());  srv = ::std::shared_ptr<TNonblockingServer>(new TNonblockingServer(processor, protocolFactory, serverTransport));  ::std::shared_ptr<ThreadFactory> tf(new ThreadFactory());  ::std::shared_ptr<Thread> thread = tf->newThread(srv);  thread->start();  atexit(stop_server);  SNES::debugger.breakpoint.reset();  SNES::debugger.step_type = SNES::Debugger::StepType::StepInto;  application.debugrun = true;  SNES::debugger.step_cpu = true;}void send_pause_event(bool is_step) {  try {    if (client) {      client->pause_event(SNES::cpu.getRegister(SNES::CPUDebugger::RegisterPC));      send_visited(is_step);    }  }  catch (...) {  }}

Фактически, я взял код, который уже был во встроенном отладчике, и скопировал его в реализацию каждого из требуемых методов интерфейса BsnesDebugger.


Часть объектов и методов я не делал статичными, т.к. к ним нам нужно будет обращаться из других участков кода эмулятора. Эти методы и объекты представлены в следующем списке:


  • ::std::set<int32_t> visited; сюда мы будем добавлять код, который выполнялся во время эмуляции, и который мы будем отправлять в Иду
  • void init_dbg_server() будем запускать RPC-сервер не при запуске эмулятора, а при запуске эмуляции выбранного рома
  • void send_pause_event(bool is_step) данный метод я использую не только для уведомления Иды о том, что эмуляция приостановлена, но и для отправки перед этим карты кода (codemap). Подробнее про параметр bool is_step и codemap я расскажу чуть позже

Теперь остаётся найти, где же эмулятору стоит сообщать о паузе, где начинается эмуляция, и где заполняется карта кода. Вот эти места:


Выполнение одной инструкции:


alwaysinline uint8_t CPUDebugger::op_readpc() {  extern std::set<int32_t> visited; // я решил не использовать отдельный header  visited.insert(regs.pc); // вставляем в карту кода текущее значение регистра PC  usage[regs.pc] |= UsageExec;  int offset = cartridge.rom_offset(regs.pc);  if (offset >= 0) cart_usage[offset] |= UsageExec;  // execute code without setting read flag  return CPU::op_read((regs.pc.b << 16) + regs.pc.w++);}

Открытие SNES рома:



Пошаговое исполнение:



Реакция на срабатывание брейкпоинта:



Хитрости применения codemap в Иде


Осталось рассказать о хитростях работы с функциями анализатора в IDA, и затем со спокойной (но переживающей "сомпилируется ли") душой нажать на Build Solution.


Оказалось, что просто так взять и в цикле выполнять функции, которые меняют IDB (файлы проектов в IDA) во время отладки нельзя будет вылетать через раз, и доводить своим непостоянством до сумасшествия. Нужно делать по-умному, например, вот так:


Как правильно менять IDB во время отладки
static struct apply_codemap_req : public exec_request_t {private:  const std::set<int32_t>& _changed;  const bool _is_step;public:  apply_codemap_req(const std::set<int32_t>& changed, bool is_step) : _changed(changed), _is_step(is_step) {};  int idaapi execute(void) override {    auto m = _changed.size();    if (!_is_step) {      show_wait_box("Applying codemap: %d/%d...", 1, m);    }    auto x = 0;    for (auto i = _changed.cbegin(); i != _changed.cend(); ++i) {      if (!_is_step && user_cancelled()) {        break;      }      if (!_is_step) {        replace_wait_box("Applying codemap: %d/%d...", x, m);      }      ea_t addr = (ea_t)(*i | 0x800000);      auto_make_code(addr);      plan_ea(addr);      show_addr(addr);      x++;    }    if (!_is_step) {      hide_wait_box();    }    return 0;  }};static void apply_codemap(const std::set<int32_t>& changed, bool is_step){  if (changed.empty()) return;  apply_codemap_req req(changed, is_step);  execute_sync(req, MFF_FAST);}

Если вкратце, то суть в использовании метода execute_sync() и реализации своего варианта структуры exec_request_t и её колбэка int idaapi execute(void). Это рекомендованный разработчиками способ.


Выводы и компиляция


Фактически, мы закончили писать свой собственный плагин-отладчик для IDA. Мне показалось, что как раз для реализации общения между Идой и эмулятором и создания отладчика Thrift подошёл как нельзя кстати. С минимальными усилиями мне удалось написать и серверную и клиентскую часть для обеих сущностей, не городя велосипеды в виде открытия сокетов по разному для разных платформ, и изобретения RPC реализации с нуля.


К тому же, получившийся протокол легко масштабируется под другие методы и структуры и легко переносим.


Всем спасибо!




Источник: habr.com
К списку статей
Опубликовано: 16.04.2021 04:04:08
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

C++

Assembler

Реверс-инжиниринг

Игры и игровые приставки

Отладка

Отладчик

Debug

Debugger

Ida pro

Snes

Super nintendo

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru