Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Архитектура архитектуры. Шаг 5 один за всех и все на одного

Продолжение. К предыдущим постам и карте цикла.

В жизни каждого проекта наступает тот самый волнительный и незабываемый момент, когда от архитектора требуется только архитектура. Волнительный он по вполне понятным причинам. К этому моменту вы уже столько раз повторяли и уточняли дизайн, что и сами стали верить в эту сказку. А теперь вот раз и надо архитектуру. Не концепции и технологии, а вот прям весь хребет слона, которого будут растить пару лет в инкубаторе, а потом лет 10 на пастбищах по всему миру, пока из резервации он не попадёт в консервацию. Ну а памятным это событие делает тот факт, что все последующие годы вам будут припоминать всё мелкие недочёты, которые почему-то вы не смогли предвидеть. Ведь вам дали неделю, а может даже и целых две на то, чтоб определить направление и основные вехи разработки всех команд на годы вперёд.

Unus pro omnibus, omnes pro unoUnus pro omnibus, omnes pro uno

И так, контракт подписан и вашей компании выслали официальное извещение о победе на тендере. Теперь пора переходить от теории к практике. Вы работаете в современной компании и все отделы и департаменты давно работают по Agile. То есть их горизонт знаний о проекте ограничен несколькими итерациями. Ну вот эта вот любимая всеми картинка:

Agile development conceptAgile development concept

Если бы архитектору дома сказали, что клиенту хватит палатки или может в крайнем случае бытовки, а через год попросили добавить 3 этажа, то он бы, наверное, удивился. Еще сильней он бы удивился, когда еще через год ему добавили требование лифта, еще 5-ти этажей и бассейна на крыше. А чтобы он думал и делал, когда за пару месяцев до сдачи проекта ему сказали, что там еще подземная парковка на 100 машин должна быть я уж и не знаю. А вот в программной разработке это всё обычное дело. У нас ведь все такие гибкие и топят за адаптивность, а не выстрелы на опережение (особенно если они уже дорогие, но еще не обоснованные). И если вы просто будете апеллировать к методологии, которая подразумевает не только инкрементальность разработки, но и постоянное корректирование уже созданного, то ваша карьера будет яркой, но не долгой.

Да, сюрприза не получилось. Если не планировать вещи заранее, то всё выходит криво и надо постоянно перестраивать. С одной стороны, никто не хочет тратить год на документацию и детальный план разработки продукта, ведь все мы живём в реальном мире и достаточно хорошо понимаем, что изменения неизбежны и нельзя предусмотреть всё. С другой, очевидно, что если просто бежать, не зная дороги и цели, то шанс в конечном счете оказаться там, где нужно и когда ожидают ничтожно мал. Так что для начала нужно точно определить, где мы (точку А), и куда должны попасть (точку Б). Слава богу на этапе начала разработки вы уже прошли несколько шагов в нужном направлении и примерно представляем цель и длину маршрута.

Architecture on feature mapArchitecture on feature map

Возвращаясь к первой статье цикла, ещё раз озвучу своё мнение о назначении архитектуры. Это оптимальный путь решения задач бизнеса. При выборе паттернов проектирования, методологии работы, технологий и фреймворков, мы всегда получаем набор функций и решений, которые работают из коробки и набор ограничений из табакерки. Ещё до финальной подписи в контракте на души разработчиков, вы должны были перепроверить всё, что заявлено. Значит основная парадигма у нас есть. Что-то типа: микросервисы в облаке с разбивкой по DDD с локальным клиентом на Java. Полезность правила измеряется количеством исключений. Так что чем меньше перекосов в сторону монолита на клиенте или костылей вокруг облака тем лучше. Тут никакого откровения нет. Но, всё же не хочется быть автором ещё одной пустой статьи из серии мы в компании Х решили всё сделать по У и у нас всё получилось. Ведь я-то как раз и хотел в статьях показать путь, которым приходят к выбору У и как даётся тот самый success story.

Как вы, возможно, читали ранее выбор часто делают за вас. Технологии - из того, что знает команда, методология тоже какая уж есть в вашей корпорации, провайдеры и стандарты обычно определяются заказчиком как одно из требований тендера. Вам же достаётся игра в Counter Strike. Пытаетесь обезвредить бомбы, которые уже заложены. Особенности работы с большими предприятиями я уже описывал. Так что сам по себе пазл не сложится. Облако и микросервисы стандарт де-факто и, почти наверняка, вас не миновала чаша сия. Такие системы всегда обладают атрибутами AP. Значит стоит определить какие узлы требуют CA.

Энтерпрайз системы в основном рассчитаны на использование сотрудниками компании для автоматизации процессов. Зачастую процессы критические и производственные. Значит нужно чётко понимать, что должно работать вне облака. Почтовое отделение, заводик или магазин должны продолжать обслуживать даже, когда облако не доступно (это не облако упало, а ваш клиент потерял соединение). И данные на месте нужны актуальные (тот самый СА вариант). Если мы возьмём за пример систему управления логистикой, где у нас есть куча грузовиков развозящих товары по дорогам страны, то понятно, что никакие изменения данных в облачном диспетчере не изменят содержимое кузова. Ну и совсем не хочется, чтоб этот грузовик простаивал, если у него нет связи с сетью. Значит его локальная система должна иметь возможность учёта товара, просмотра маршрута и управления исключениями, без которых в реальной жизни никак. Глаз в облаке будет довольствоваться данными последней синхронизации и предполагаемым прогрессом (эвристикой текущего состояния). Заявленные микросервисы на планшет водителя устанавливать видимо тоже не стоит. Они уместны в центре управления, высоко в облаках, там, где вершина корпоративной пирамиды. Но процессы и данные у центра и аппликации водителя будут перекликаться процентов на 70. Это как раз и создаёт предпосылки к путаницам с распределёнными и модульными монолитами. Нежелание повторяться приводит к сильно связанным громоздким сервисам и полурабочему зоопарку клиентов.

Иногда всё же стоит дублировать логику и учесть, что она может отличаться (центральная система должна уметь обрабатывать данные с оффлайновых приложений, даже если они не соответствуют её ожиданиям). Центр знает, что в машине 3 ящика молока и в каждом пункте доставки должны выгрузить один в конечной синхронизации может оказаться, что 3 места посетили, а доставили только 2 ящика. Водитель забыл. Или разбил. Или на одной из точек выгрузил 2. Если вы всё время в онлайне, то постоянный поток данных позволяет следить и корректировать поведение. Допустим через нотификации и подтверждениях о выгрузки товара со стороны получателя. Без этого физический мир просто сообщает вам фактическое состояние и живите с этим как хотите.

Если вам повезло и логику можно инкапсулировать в модуль, который легко впишется и в сервис, и в аппликацию на планшете (reuse over duplication), то данные всё равно будут жить своей жизнью. Но чем меньше кода, тем лучше. Так что если у вас предполагается работа без доступности центра, то стоит свести внесетевые функции к минимуму. Стандартная отказоустойчивость как часть дизайна. Водитель должен отчитаться о разбитом ящике молока не стоит сразу дублировать форму на случай, если связи нет. Может достаточно создать напоминание об этом событии с принудительным заполнением в конце маршрута и оставить сам рапорт только сервисом на бэке? Не работает встроенный принтер сохраним файл. А иногда и просто добавим бумажный формуляр к планшету, а в аппликации потребуем сделать его снимок.

Ошибки молодости

Разработчик сфокусирован на задании и не знает всей предыстории и, главное, последующих приключениях того, что он пишет. Особенно в большом проекте, где он один из легиона. Чтобы попасть в production и выстрелить, ошибка имплементации должна пережить всякие ревью, рефакториниги, автоматическое и ручное тестирование. Да и после этого, обычно, починить можно максимум за недельку. Редко, когда на ошибочном исполнении висят несколько процессов (хотя и такое бывает). А вот недочёт проектирования может вылиться в месяцы работы. Одним из таких подводных камней была моя уверенность, что новая система сменит старую и автоматизация заменит ручной труд. Система датчиков должна была свести к минимуму интеракцию с пользователем, искоренить человеческий фактор и поднять достоверность данных. На деле же заказчик боялся довериться системе и не стал менять процедуры ручных проверок. Ни в каких требованиях и ожиданиях это не было обговорено. Ручной ввод был на случай отказа датчиков, а не в дополнение к ним. Система не могла справиться с прыжками и конфликтами в показаниях между данными от ручных измерений и сенсорами. Пришлось добавить еще один сервис для коррекции входных данных, перенаправить потоки, поменять процессы и переустановить весь прод. С тех пор я всегда рассчитываю на то, что новый продукт работает side-by-side. Этот подход так же помогает подготовиться к миграции и поддержке множества версий.

Ну и как найти и учесть все подобные случаи заранее? А никак. Архитектура большого проекта похожа на школьные опыты по биологии. Там, где рассматривают кожицу лука под микроскопом. Сначала вы смотрите на всё со стороны и добавляете контрастную жидкость. Потом вставляете в микроскоп и настраиваете свет, пытаясь остаться в границах на минимальном приближении. И лишь найдя цель, меняете увеличение на максимум фокусируетесь на деталях. То есть сначала вы делали блок схему, а потом перед непосредственной разработкой будете делать архитектуру каждого блока, заполняя его деталями. По необходимости будете добавлять всякие flow и sequence они легче всего воспринимаются всеми участниками процесса разработки. Так что в отличии от строительства, вы начинаете разработку с наброска, а детальную архитектуру получите лишь в конце. Поэтому так полезны, хоть и не популярны, большие UML пакеты, позволяющие ссылки на диаграммы и вложенные чарты. Разработка это drill down от blue-print до detailed architecture.

Agile architecture conceptAgile architecture concept

Что же нужно делать в начале это инфраструктуру. То, что заказчик явным образом не просит, а значит и добавить её позже будет сложно. Если и не технически, то политически точно. Основа любого проекта команда. Именно на людях стоит сосредоточится и задать единый язык и шаблон. По законам Мёрфи если в коде будет плохой кусок, то его обязательно выберут как пример и размножат бесчисленное количество раз. Обговорите с разработчиками структуру проекта, названия и, если нужно, стилистику кода. Многие считают нейминг не важным, но в долгой разработке у всего есть дополнительный вес. Единый язык продуктового отдела и разработчиков, увековеченный в коде, сильно упрощает поддержку и модификации. Представьте, что вам на рабочий стол попал проект в пару сотен тысяч строк, десятки сервисов и баг, который говорит, что расчёт потенциала не верен. Если поиск в базе кода и системе планирования/отслеживания задач с ключевым словом потенциал ничего не даст, то вас ждут долгие часы выяснения правильного сценария и пошаговой отладки бизнес-процесса, разбросанного по куче модулей. Вам кажется, что пример высосан из пальца, но мне не раз доводилось самому копаться в подобном, пахнущем кислой радугой, проекте. Обилие синонимов, всяких акронимов и аббревиатур сделает вашу жизнь еще сложнее.

Всё, что нужно делать вручную, будут игнорировать так или иначе. Начало проекта начало автоматизации. Тут и юнит тесты (для правильного дизайна и возможности рефакторинга), и интеграционные тесты (для стабильности проекта и уменьшения time-to-market), и метрики кода (всевозможные KPI) всё часть CI-CD. Игры в микросервисы с ручной настройкой и развёрткой оставим мазохистам. Нам необходима команда DevOps. Формально или нет, но кто-то должен быть ответственным за правильную конфигурацию и установку среды. Среды разработки, среды проверок, среды интеграции и т.д. Иначе в будущем вместо среды вас будут ждать суббота и воскресенье разработки и проверки. В производственных системах редко можно найти изолированные бизнес-кейсы. Все микросервисы должны будут взаимодействовать друг с другом и между ними будет явная или не явная зависимость. Устранить этот недостаток можно еще одним уровнем абстракции! Cервис оркестратор сервисов. Тот, что вызывает цепочку других сервисов, чтоб обеспечить необходимый результат.

Delivery service orchestrates domain services in business flowDelivery service orchestrates domain services in business flow

Вернёмся к нашему грузовику. Водитель хочет начать маршрут. Для этого необходимо: получить квоту на топливо, заправиться, погрузить товар, подтвердить погрузку, составить маршрут, сообщить на точки отгрузки предположительное время прибытия и так далее. Если каждый этап станет отдельным сервисом, то клиент будет отвечать за бизнес. А хотелось бы чтоб он был как можно тоньше. Удобно группировать несколько таких шагов в один процесс и вызов. Сервис заправки он проверит маршрут, квоту и авторизирует заправку. То есть последовательно запустит 34 микросервиса (с десяток API вызовов и сохранить состояние между ними). Конечный автомат. Плодить такие сервисы бесплатно тоже нельзя. Стоит создать жирненькие мета-сервисы объединяющие кросс-домейн процессы, вместо того, чтоб рулить всем из фронта. Не легковесные они, потому как знают многое о многих и строят сложные процессы взаимодействия. Однако связь односторонняя. Собственно это простой медиатор. Основная причина не раздувать клиентскую часть лежит в разнообразии таких приложений с однообразием и стандартизацией процесса. Абсолютно тот же функционал должен быть доступен в каком-нибудь легаси винформ монолите, нативном андройд клиенте, который кто-то запилил вашему заказчику пару лет назад и новой веб-аппликации из вашего пакета. Очень удобно все три приложения заставить обращаться к одному сервису, сделав миграцию из legacy в nextgen быстрой и легко управляемой.

Помимо планирования есть еще и проверки того, что план соблюдают. Настройка правил статистического анализатора кода и внедрение проектных тестов (solution unit-test), на мой взгляд, задача архитектора. Что такое проектные тесты? Это жесткие правила ломающие билд при нарушении, написанные в виде юнит теста или плагина к какому-нибудь сонару. Примеры подобных тестов:

Минимальное покрытие тестами в определённых модулях

Ограничение по количеству заигнориных тестов

Тест на то, что тест с ограничением тестов в игноре не заигнорин

Список запрещённых референсов (например уровень бизнес-логики не должен знать о типах в базе данных)

Список разрешённых референсов (допустим open source и legacy библиотеки)

Разрешённые типы файлов (к примеру файлов .sql не должно существовать)

Naming и структура проекта (если должно быть 3 слоя и каждый отдельной библиотекой, а тесты заканчиваться на _Test то будьте любезны)

Парсинг и проверка скриптов на соответствие (например скрипт конфигурации должен создавать одноименную запись и в параметрах окружения и в файлах)

Минимальное количество строк лога в каждом классе (если актуально)

Типы исключений и их иерархия (допустим модуль безопасности не должен отдавать детальные exception, так что там может быть только один тип и без текста)

Такие тесты всегда делаются под конкретный проект и архитектуру решения. Всё это заставляет разработчика задуматься еще раз, и не даёт его менеджерам возможность легко увеличить тех.долг. Только не надо делать из тестов фетиш. Типа: Каждый модуль должен быть на 100% покрыт тестами.. 100% покрытие тестом необходимое условие для пельменей, а не для проекта.

Теперь пора строить план. Что вы должны выдать в качестве необходимого функционала вам сообщат все заинтересованные участники. Надо понять как много (или мало) останется на инфраструктуру. Все Agile, но только, когда им удобно. Выделить месяц на создание основы проекта без деловой логики/функционала, почему-то не хотят. Не достаточно прозрачно. Или сложно тестировать. Все уверены, что основа проекта закладывается с самой сложной формы в UI. Вот gateway ваш, безопасность и мониторинг можно и позже их же всё равно никто не видит. А заказчику нужно что-то показать. Так что опять нужно будет продавать необходимость и своевременность. Как обычно апеллируя к тому, что увеличение числа процессов и компонентов прямо пропорционально стоимости внедрения 3-х С - сквозных системных служб. И, как всегда, создаётся впечатление, что это понимаете вы и пара инженеров, но не управленцы.

Если всё получилось, то земля, прощай и в добрый путь.


Источник: habr.com
К списку статей
Опубликовано: 18.04.2021 04:18:58
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Анализ и проектирование систем

Управление проектами

Инженерные системы

Enterprise architect

Architecture

Архитектура

Энтерпрайз

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru