На рынке сейчас десятки, если не сотни тренингов по программированию: специализированных, общих, для начинающих и продвинутых Рынок ими будто переполнен. Но есть загвоздка большинство из них будут для вас бесполезны, или принесут минимум пользы.
Почему? Дело в том, что большинство курсов создаются не с целью решить вашу проблему, а по другим причинам. И речь даже не о деньгах.
99% курсов в Интернете создают у вас ощущение прогрессии, того, что вы стали специалистом
Вот вам дали простые задания вы с ними справились. Уровень сложности повысился и вы тоже их одолели, а потом смогли решать даже самые сложные задания. Но обычно мало кого волнует, насколько эти задания совместимы с реальной жизнью и работой.
На самом деле главные проблемы ещё глубже, в самой структуре большинства обучающих материалов.
Как обычно преподают программирование (и не только)
В 90 процентов курсов (и не только по программированию) осуществляется следующий порядок обучения: теоретический блок практика теоретический блок практика и т. д., пока не дойдет до финального экзамена. По сути, так устроена вся мировая система образования.
Это отлаженная и проверенная система, но в современных условиях она вызывает несколько проблем. Во-первых возникают проблемы с теорией. Для создателя курса это самая трудоемкая часть, куда вкладывается большая часть усилий и времени. При этом для пользователя она самая ненужная! Ведь почти всю теорию по программированию можно легко найти в Сети. Более того даже предположим в каком-то курсе теория подана классно и легко, она может быстро устареть.
Во-вторых и с практикой не все так просто. Ведь она обычно привязана к той теории, которую блоками выдают в курсе. То есть человек может пройти курс, успешно в одиночку решить все практические задания, сделанные под условия а потом прийти на работу и не справится с написанием даже простой программы! Нельзя учить программистов на материалах, написанных при Java 6, а потом попросить их написать что-то на Java 16.
Особенно отчетливо все эти проблемы проявляются на интервью. Кроме пробелов в практических навыках, в отличии от большинства зарубежных соискателей, выходец из постсоветского пространства часто ведет себя там как на тесте пытается сам все решить стоя молча у доски, в то время как интервьюер проверяет как раз умение кандидата решать проблемы в команде.
А самое плохое: трудно с ходу придумать замену этой схеме. После шести лет преподавания курсов по программированию мы поняли, что хотим что-то изменить в сложившейся картине. Именно тогда мы и задали себе вопрос:
Как обучать эффективнее в новых условиях?
С этим вопросом мы удалились на подумать и в течении долгого времени не вышло ни одного нового курса от нашей команды. Но результат того стоил мы внедрили в обучающий процесс новую методику, основанную наUODP(User Oriented Development Process), которая ориентируется на потребности студентов.
Чтобы создать максимально полезный, решающий проблемы учеников курс, мы подходим с совершенно другой стороны:
-
Программа максимально сосредоточилась на практике, минимум теоретических основ;
-
Чтобы практика была наглядной каждый блок курса создан на основе реальных задач, с которыми постоянно сталкиваются программисты.
-
И самое главное. Все ученики могут делится своими решениями проблемы и обсуждать их.
Давайте по последнему пункту. В обычной ситуации у всей группы один учебник/преподаватель/справка. Из этого источника знания все извлекут одинаковую информацию кто больше, кто меньше. Но теперь ученикам нужно искать теорию самим, где они сочтут нужным.
Даже при одинаковых запросах в Google два человека получат разный результат, кликнут на разные ссылки. После этого они по-своему решат задачу и поделятся этим решением со всей группой! Т. е. ученик вместо одного правильного решения проблемы получит множество по-своему интересных, до которых сам бы возможно не дошел. А потом сможет в своей практической работе применить то, которое максимально подойдет. Знания взаимодополняют друг друга.
Насколько этот подход оказался эффективным?
Говоря честно, этот подход конечно оказался сложнее прежней схемы но показывает невероятную эффективность. В обычном курсе 10% учеников не заканчивают курс, 75 справляются, но не получают желаемого результата, и только 15% достигают того, что хотели: получают новую, интересную им профессию.
В рамках эксперимента мы организовали серию, по началу совсем бесплатных групп организованных по этой новой методике. В новой схеме обучения расклад интереснее: около половины участников курса не проходят его с первого раза. Но при этом более 40 (!)% говорят да, мы получили то, что хотели от этого курса. Со второго раза курс проходят больше 60% участников цифра уже выше.
Да, даже повторное прохождение на нашем курсе далеко от нормальных показателей 30% учеников не могут справится и во второй раз. Но наша цель не красивые цифры тысяч человек, окончивших курс. Важнее, чтобы люди получили те навыки и знания, за которыми они приходят.
Конечно данных пока мало, так как обучение прошло пока только с десяток групп, но то что есть уже указывает на то, что подобная методика оказалась намного более эффективной в сравнении с классическим подходом.
Если вам интересно узнать подробнее о нашем процессе обучения заходитек нам в Discord там живое общение студентов и печеньки.