Когда масштабы производства небольшие, можно особо не усердствовать и все это делать прямо в методах. Постепенно, конструктор сервиса начинает обрастать входящими сервисами для выполнения БЛ и сквозного функционала. А это уже ILogger, IAuditService, INotifiesSerice.
Не знаю как Вы, а я не люблю много инъекций и большие методы, которые выполняют много действий за раз.
Можно накрутить на код какую либо реализацию АОП. В стеке .NET такие реализации делают инъекции в ваше приложение в нужные места, внешне похожи на магию 80 уровня и, зачастую, имеют проблемы с типизацией и отладкой.
Я попытался найти золотую середину. Если данные проблемы не обошли вас стороной, добро пожаловать под кат.
Спойлер. На самом деле, мне удалось решить чуть больше проблем, чем я описал выше. Например, я могу отдать разработку БЛ одному разработчику, а навешивание сквозного функционала и даже валидации входящих данных другому одновременно.
И помогли мне в этом декораторы и надстройка над DI. Кто-то далее скажет, что это прокси, с радостью обсужу это в комментах.
Итак, что я хочу как разработчик?
- При реализации БЛ не отвлекаться на левый функционал.
- Иметь возможность в юнит тестах тестировать только БЛ. Причем я не люблю делать 100500 моков, чтобы отключить весь вспомогательный функционал. 2-3 еще ладно, но больше не хочу.
- Понимать, что происходит, не имея 7 пядей во лбу. :)
- Иметь возможность управлять временем жизни сервиса и каждой его обертки ОТДЕЛЬНО!
Что я хочу, как проектировщик и лидер команды?
- Иметь возможность декомпозировать задачи наиболее оптимально и с наименьшей связностью, чтобы одновременно можно было задействовать как можно больше разработчиков на разные задачи и при этом чтобы они тратили как можно меньше времени на исследование (если разработчику надо разработать БЛ, а параллельно думать, что и как залогировать, он потратит больше времени на исследование. И так с каждым куском БЛ. Куда проще взяться за записи аудитов и распихать их по всему проекту).
- Оправлять порядком выполнения кода отдельно от его разработки.
Поможет мне в этом вот такой интерфейс.
/// <summary> /// Обертка для сервиса. /// </summary> /// <typeparam name="T"> Класс сервиса. </typeparam> public interface IDecorator<T> { /// <summary> /// Делегат для работы декоратора. /// </summary> Func<T> NextDelegate { get; set; } }
interface IService{ Response Method(Request request);}class Service : IService{ public Response Method(Request request) { // BL }}class Wrapper : IDecorator<IService>, IService{ public Func<IService> NextDelegate { get; set; } public Response Method(Request request) { // code before var result = NextDelegate().Method(request); // code after return result; }}
Таким образом, действие у нас будет уходить в глубину.
wrapper1
wrapper2
service
end wrapper2
end wrapper1
Но, постойте. Это же уже есть в ООП и называется наследование. :D
class Service {}class Wrapper1: Service {}class Wrapper2: Wrapper1 {}
Я как представил, что появится дополнительный сквозной функционал, который придется внедрять по всему приложению в середину или менять местами уже имеющиеся, так у меня на спине волосы дыбом встали.
Но моя лень это не уважительная причина. Уважительная причина в том, что будут большие проблемы при модульном тестировании функционала в классах Wrapper1 и Wrapper2, тогда как в моем примере NextDelegate можно просто замокать. Более того, у сервиса и каждой обертки свой собственный набор инструментов, которые инжектятся в конструктор, тогда как при наследовании последняя обертка обязана иметь ненужные инструменты, чтобы передать их родителям.
Итак, подход принят, осталось придумать, где, как и когда назначать NextDelegate.
Я решил, что самым логичным решением будет делать это там, где я регистрирую сервисы. (Startup.sc, по умолчанию).
services.AddScoped<Service>(); services.AddTransient<Wrapper1>(); services.AddSingleton<Wrapper2>(); services.AddSingleton<IService>(sp => { var wrapper2 = sp.GetService<Wrapper2>(); wrapper2.NextDelegate = () => { var wrapper1 = sp.GetService<Wrapper1>(); wrapper1.NextDelegate = () => { return sp.GetService<Service>(); }; return wrapper1; }; return wrapper2; });
В целом, все требования выполнены, но появилась другая проблема вложенность.
Эту проблему можно решить перебором или рекурсией. Но под капотом. Внешне все должно выглядеть просто и понятно.
services.AddDecoratedScoped<IService, Service>(builder => { builder.AddSingletonDecorator<Wrapper1>(); builder.AddTransientDecorator<Wrapper2>(); builder.AddScopedDecorator<Wrapper3>(); });
А помогли мне в этом вот эти методы расширения
/// <summary> /// Методы расширения для декораторов. /// </summary> public static class DecorationExtensions { /// <summary> /// Метод регистрации декорируемого сервиса. /// </summary> /// <typeparam name="TDefinition"> Интерфейс сервиса. </typeparam> /// <typeparam name="TImplementation"> Реализация сервиса. </typeparam> /// <param name="lifeTime"></param> /// <param name="serviceCollection"> Коллекция сервисов. </param> /// <param name="decorationBuilder"> Построитель декораций. </param> /// <returns> Коллекцию сервисов после регистрации декораторов. </returns> public static IServiceCollection AddDecorated<TDefinition, TImplementation>( this IServiceCollection serviceCollection, ServiceLifetime lifeTime, Action<DecorationBuilder<TDefinition>> decorationBuilder) where TImplementation : TDefinition { var builder = new DecorationBuilder<TDefinition>(); decorationBuilder(builder); var types = builder.ServiceDescriptors.Select(k => k.ImplementationType).ToArray(); var serviceDescriptor = new ServiceDescriptor(typeof(TImplementation), typeof(TImplementation), lifeTime); serviceCollection.Add(serviceDescriptor); foreach (var descriptor in builder.ServiceDescriptors) { serviceCollection.Add(descriptor); } var resultDescriptor = new ServiceDescriptor(typeof(TDefinition), ConstructServiceFactory<TDefinition>(typeof(TImplementation), types), ServiceLifetime.Transient); serviceCollection.Add(resultDescriptor); return serviceCollection; } /// <summary> /// Метод регистрации декорируемого сервиса с временем жизни Scoped. /// </summary> /// <typeparam name="TDefinition"> Интерфейс сервиса. </typeparam> /// <typeparam name="TImplementation"> Реализация сервиса. </typeparam> /// <param name="serviceCollection"> Коллекция сервисов. </param> /// <param name="decorationBuilder"> Построитель декораций. </param> /// <returns> Коллекцию сервисов после регистрации декораторов. </returns> public static IServiceCollection AddDecoratedScoped<TDefinition, TImplementation>( this IServiceCollection serviceCollection, Action<DecorationBuilder<TDefinition>> decorationBuilder) where TImplementation : TDefinition { return serviceCollection.AddDecorated<TDefinition, TImplementation>(ServiceLifetime.Scoped, decorationBuilder); } /// <summary> /// Метод регистрации декорируемого сервиса с временем жизни Singleton. /// </summary> /// <typeparam name="TDefinition"> Интерфейс сервиса. </typeparam> /// <typeparam name="TImplementation"> Реализация сервиса. </typeparam> /// <param name="serviceCollection"> Коллекция сервисов. </param> /// <param name="decorationBuilder"> Построитель декораций. </param> /// <returns> Коллекцию сервисов после регистрации декораторов. </returns> public static IServiceCollection AddDecoratedSingleton<TDefinition, TImplementation>( this IServiceCollection serviceCollection, Action<DecorationBuilder<TDefinition>> decorationBuilder) where TImplementation : TDefinition { return serviceCollection.AddDecorated<TDefinition, TImplementation>(ServiceLifetime.Singleton, decorationBuilder); } /// <summary> /// Метод регистрации декорируемого сервиса с временем жизни Transient. /// </summary> /// <typeparam name="TDefinition"> Интерфейс сервиса. </typeparam> /// <typeparam name="TImplementation"> Реализация сервиса. </typeparam> /// <param name="serviceCollection"> Коллекция сервисов. </param> /// <param name="decorationBuilder"> Построитель декораций. </param> /// <returns> Коллекцию сервисов после регистрации декораторов. </returns> public static IServiceCollection AddDecoratedTransient<TDefinition, TImplementation>( this IServiceCollection serviceCollection, Action<DecorationBuilder<TDefinition>> decorationBuilder) where TImplementation : TDefinition { return serviceCollection.AddDecorated<TDefinition, TImplementation>(ServiceLifetime.Transient, decorationBuilder); } /// <summary> /// Метод /// </summary> /// <typeparam name="TService"></typeparam> /// <param name="implType"></param> /// <param name="next"></param> /// <returns></returns> private static Func<IServiceProvider, TService> ConstructDecorationActivation<TService>(Type implType, Func<IServiceProvider, TService> next) { return x => { var service = (TService) x.GetService(implType); if (service is IDecorator<TService> decorator) decorator.NextDelegate = () => next(x); else throw new InvalidOperationException("Ожидался декоратор"); return service; }; } /// <summary> /// Создание фабрики для декорируемого сервиса. /// </summary> /// <typeparam name="TDefinition"> Тип контракта сервиса. </typeparam> /// <param name="serviceType"> Тип реализации сервиса. </param> /// <param name="decoratorTypes"> Типы делегатов в требуемом порядке. </param> /// <returns> Фабрику создания сервиса через DI. </returns> private static Func<IServiceProvider, object> ConstructServiceFactory<TDefinition>(Type serviceType, Type[] decoratorTypes) { return sp => { Func<IServiceProvider, TDefinition> currentFunc = x => (TDefinition) x.GetService(serviceType); foreach (var decorator in decoratorTypes) { currentFunc = ConstructDecorationActivation(decorator, currentFunc); } return currentFunc(sp); }; } }
Теперь немного сахара для функциональщиков
/// <summary> /// Базовый класс декоратора. /// </summary> /// <typeparam name="T"> Тип декорируемого сервиса. </typeparam> public class DecoratorBase<T> : IDecorator<T> { /// <summary> /// Делегат для получения следующего декоратора или сервиса. /// </summary> public Func<T> NextDelegate { get; set; } /// <summary> /// Выполнить код декоратора с вызовом следующего декоратора. /// </summary> /// <typeparam name="TResult"> Тип возвращаемого значения. </typeparam> /// <param name="lambda"> Выполняемый код. </param> /// <returns></returns> protected Task<TResult> ExecuteAsync<TResult>(Func<T, Task<TResult>> lambda) { return lambda(NextDelegate()); } /// <summary> /// Выполнить код декоратора с вызовом следующего декоратора. /// </summary> /// <param name="lambda"> Выполняемый код. </param> /// <returns></returns> protected Task ExecuteAsync(Func<T, Task> lambda) { return lambda(NextDelegate()); } }
Имея такой базовый класс, в декораторе, который его наследует, можно писать как то так
public Task<Response> MethodAsync(Request request) { return ExecuteAsync(async next => { // code before var result = await next.MethodAsync(request); // code after return result; }); }
А если конкретный метод не надо оборачивать текущим декоратором, можно просто написать так
public Task<Response> MethodAsync(Request request) { return ExecuteAsync(next => next.MethodAsync(request)); }
Немного магии все же осталось. А именно назначение свойства NextDelegate. Сходу не понятно, что это и как использовать, но опытный программист найдет, а неопытному надо 1 раз объяснить. Это как DbSet'ы в DbContext :)
Я не выкладывал это на гит хаб. Кода немного, он уже обобщенный, так что можно дергать прямо отсюда.
В заключении хочу ничего не говорить :)