Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Стандарт C20 обзор новых возможностей C. Часть 2 Операция Космический Корабль



25 февраля автор курса Разработчик C++ в Яндекс.Практикуме Георгий Осипов рассказал о новом этапе языка C++ Стандарте C++20. В лекции сделан обзор всех основных нововведений Стандарта, рассказывается, как их применять уже сейчас и чем они могут быть полезны.

При подготовке вебинара стояла цель сделать обзор всех ключевых возможностей C++20. Поэтому вебинар получился насыщенным. Он растянулся почти на 2,5 часа. Для вашего удобства мы разбили текст на шесть частей:

  1. Модули и краткая история C++.
  2. Операция космический корабль.
  3. Концепты.
  4. Ranges.
  5. Корутины.
  6. Другие фичи ядра и стандартной библиотеки. Заключение.

Первую часть на Хабре встретили живо, а в комментариях развязались жаркие дискуссии. Не может не радовать, что так много пользователей следят за развитием языка практически в реальном времени.

Это вторая часть, рассказывающая об операции космический корабль в современном C++.

Операция космический корабль


В C++ теперь свой космос!



Мотивация


В C++ шесть операций сравнения:

  1. меньше,
  2. больше,
  3. меньше или равно,
  4. больше или равно,
  5. равно,
  6. не равно.

Они все выражаются через одно любое неравенство. Но написать эти операции всё равно придётся. И это проблема, которую решает космический корабль.

Предположим, вы определили структуру, содержащую одно число:

struct X {    int a;};

Мы хотим сделать так, чтобы значения этой структуры можно было сравнивать друг с другом. Для этого придётся написать шесть операций:

bool operator== (X l, X r) { return l.a == r.a; }bool operator!= (X l, X r) { return l.a != r.a; }bool operator>= (X l, X r) { return l.a >= r.a; }bool operator<= (X l, X r) { return l.a <= r.a; }bool operator< (X l, X r) { return l.a < r.a; }bool operator> (X l, X r) { return l.a > r.a; }

А теперь представьте, что мы хотим сравнивать элементы этой структуры не только между собой, но также с числами int. Количество операций возрастает с шести до 18:

bool operator== (X l, int r) { return l.a == r; }bool operator!= (X l, int r) { return l.a != r; }bool operator>= (X l, int r) { return l.a >= r; }bool operator<= (X l, int r) { return l.a <= r; }bool operator< (X l, int r) { return l.a < r; }bool operator> (X l, int r) { return l.a > r; }bool operator== (int l, X r) { return l == r.a; }bool operator!= (int l, X r) { return l != r.a; }bool operator>= (int l, X r) { return l >= r.a; }bool operator<= (int l, X r) { return l <= r.a; }bool operator< (int l, X r) { return l < r.a; }bool operator> (int l, X r) { return l > r.a; }

Что делать? Можно позвать штурмовиков. Их много, и они быстро напишут 18 операций.



Или воспользоваться космическим кораблём. Эту новую операцию в C++ называют космический корабль, потому что она на него похожа: <=>. Более формальное название трёхстороннее сравнение фигурирует в документах Стандарта.

Пример


В структуру X я добавил всего одну строчку, определяющую операцию <=>. Заметьте, что я даже не написал, что именно она делает:

#include <iostream>struct X {    auto operator<=>(const X&) const = default; // <-- !    int a;};

И C++ всё сделал за меня. Это сработает и в более сложных случаях, например, когда у X несколько полей и базовых классов. При этом всё, что есть в X, должно поддерживать сравнение. После того, как я написал эту магическую строчку, я могу сравнивать объекты X любым способом:

int main() {    X x1{1}, x42{42};    std::cout << (x1 < x42 ? "x1 < x42" : "not x1 < x42") << std::endl;    std::cout << (x1 > x42 ? "x1 > x42" : "not x1 > x42") << std::endl;    std::cout << (x1 <= x42 ? "x1 <= x42" : "not x1 <= x42") << std::endl;    std::cout << (x1 >= x42 ? "x1 >= x42" : "not x1 >= x42") << std::endl;    std::cout << (x1 == x42 ? "x1 == x42" : "not x1 == x42") << std::endl;    std::cout << (x1 != x42 ? "x1 != x42" : "not x1 != x42") << std::endl;}

Получилась корректная программа. Её можно собрать и запустить. Текстовый вывод выглядит так:

x1 < x42not x1 > x42x1 <= x42not x1 >= x42not x1 == x42x1 != x42

Операция космического корабля сработает и для сравнения элемента структуры X с числом. Но придётся написать реализацию. На этот раз C++ не сможет придумать её за вас. В реализации воспользуемся встроенной операцией <=> для чисел:

#include <iostream>struct X {    auto operator<=>(const X&) const = default;     auto operator<=>(int r) const {   // <-- !        return this->a <=> r;    }    int a;};

Правда, возникает проблема. C++ создаст не все операции. Если вы определили эту операцию не через default, а написали сами, проверка на равенство и неравенство не будет добавлена. Кто знает причины пишите в комменты.

int main() {    X x1{1}, x42{42};    std::cout << (x1 < 42 ? "x1 < 42" : "not x1 < 42") << std::endl;    std::cout << (x1 > 42 ? "x1 > 42" : "not x1 > 42") << std::endl;    std::cout << (x1 <= 42 ? "x1 <= 42" : "not x1 <= 42") << std::endl;    std::cout << (x1 >= 42 ? "x1 >= 42" : "not x1 >= 42") << std::endl;    std::cout << (x1 == 42 ? "x1 == 42" : "not x1 == 42") << std::endl; // <--- ошибка    std::cout << (x1 != 42 ? "x1 != 42" : "not x1 != 42") << std::endl; // <--- ошибка}

Впрочем, никто не запрещает определить эту операцию самостоятельно. Ещё одно нововведение C++20: можно добавить проверку только на равенство, а неравенство добавится автоматически:

#include <iostream>struct X {    auto operator<=>(const X&) const = default;    bool operator==(const X&) const = default;    auto operator<=>(int r) const {        return this->a <=> r;    }    bool operator==(int r) const { // <-- !        return operator<=>(r) == 0;    }    int a;};int main() {    X x1{1}, x42{42};    std::cout << (x1 < 42 ? "x1 < 42" : "not x1 < 42") << std::endl;    std::cout << (x1 > 42 ? "x1 > 42" : "not x1 > 42") << std::endl;    std::cout << (x1 <= 42 ? "x1 <= 42" : "not x1 <= 42") << std::endl;    std::cout << (x1 >= 42 ? "x1 >= 42" : "not x1 >= 42") << std::endl;    std::cout << (x1 == 42 ? "x1 == 42" : "not x1 == 42") << std::endl;    std::cout << (x1 != 42 ? "x1 != 42" : "not x1 != 42") << std::endl;}

Хоть 2 операции и пришлось определить, но это гораздо лучше, чем 18.

Мы добавили код для тех ситуаций, когда левый операнд это X, а правый int. Оказывается, сравнение в другую сторону писать не нужно, оно добавится автоматически:

#include <iostream>struct X {    auto operator<=>(const X&) const = default;    bool operator==(const X&) const = default;    auto operator<=>(int r) const {        return this->a <=> r;    }    bool operator==(int r) const { // <-- !        return operator<=>(r) == 0;    }    int a;};int main() {    X x1{1}, x42{42};    std::cout << (1 < x42 ? "1 < x42" : "not 1 < x42") << std::endl;    std::cout << (1 > x42 ? "1 > x42" : "not 1 > x42") << std::endl;    std::cout << (1 <= x42 ? "1 <= x42" : "not 1 <= x42") << std::endl;    std::cout << (1 >= x42 ? "1 >= x42" : "not 1 >= x42") << std::endl;    std::cout << (1 == x42 ? "1 == x42" : "not 1 == x42") << std::endl;    std::cout << (1 != x42 ? "1 != x42" : "not 1 != x42") << std::endl;}

Теория


На этом рассказ про космический корабль можно было бы завершить, но, оказывается, не всё так просто. Есть ещё несколько нюансов.

Первый: всё, что я сказал это неправда. Никаких операций сравнения на самом деле не добавилось. Если вы попробуете явно вызвать операцию меньше, компилятор скажет: Ошибка. Такой операции нет. Несмотря на то, что сравнение работает, получить адрес операции меньше не получится:

#include <iostream>struct X {    auto operator<=>(const X&) const = default;     int a;};int main() {    X x1{1}, x42{42};    std::cout << (x1.operator<(x42) ? "<" : "!<")    // <--- ошибка              << std::endl; }

Удивительно, как же компилятор выполняет операцию, которой нет. Всё благодаря тому, что поменялись правила поведения компилятора при вычислении операций сравнения. Когда вы пишете x1 < x2, компилятор, как и раньше, проверяет наличие операции <. Но теперь, если он её не нашёл, то обязательно посмотрит операцию космического корабля. В примере она находится, поэтому он её использует. При этом, если типы операндов разные, компилятор посмотрит сравнение в обе стороны: сначала в одну, потом в другую. Поэтому нет необходимости определять третий космический корабль для сравнения int и типа X достаточно определить только вариант, где X слева.

Если вам по какой-то причине вместо x < y нравится писать x.operator<(y), то определите операцию < явно. У меня для вас хорошие новости: реализацию можно не писать. default будет работать для обычных операций сравнения так же, как и для <=>. Напишите его, и C++ определит его за вас. Вообще, C++20 многое делает за вас.

#include <iostream>struct X {    auto operator<=>(const X&) const = default;     bool operator<(const X&) const = default; // <-- !    int a;};int main() {    X x1{1}, x42{42};    std::cout << (x1.operator<(x42) ? "<" : "!<")              << std::endl;}

Заметьте, что у operator< потребовалось указать явный тип возврата bool. А в <=> эту работу предоставляли компилятору, указывая auto. Оно означает, что тип я писать не хочу: компилятор умный, он поймёт сам, что нужно поставить вместо auto. Но какой-то тип там есть функция же должна что-то возвращать.

Оказывается, тут не всё так просто. Это не bool, как для простых операций сравнения. Здесь сразу три варианта. Эти варианты разные виды упорядочивания:

  • std::strong_ordering. Линейный порядок, равные элементы которого неразличимы. Примеры: int, char, string.
  • std::weak_ordering. Линейный порядок, равные могут быть различимы. Примеры: string, сравниваемый без учёта регистра; порядок на точках плоскости, определяемый удалённостью от центра.
  • std::partial_ordering. Частичный порядок. Примеры: float, double, порядок по включению на объектах set.

Математики хорошо знакомы с этими понятиями, тут даже нет никакого программирования. Для остальных расскажем. Линейный порядок такой, при котором любые два элемента можно сравнить между собой. Пример линейного порядка целые числа: какие бы два числа мы ни взяли, их можно сравнить между собой.

При частичном порядке элементы могут быть несравнимы. Числа с плавающей запятой float и double подпадают под понятие частичного порядка, потому что у них есть специальное значение NaN, не сравнимое ни с каким другим числом.

Дальнейшие рассуждения об упорядочивании выходят за рамки вебинара. Я лишь хочу сказать, что не всё так тривиально, как кажется. Рекомендую поэкспериментировать с частичным упорядочиванием в разных алгоритмах и контейнерах типа set.

Статус




Космический корабль уже есть везде, и им можно пользоваться:

  • GCC. Хорошо поддерживается с версии 10, хотя и не до конца. Полную поддержку обещают только в GCC 11.
  • Clang. Полная поддержка в версии 10.
  • Visual Studio. Полная поддержка в VS 2019.

Заключение


Во время трансляции мы опросили аудиторию, нравится ли ей эта функция. Результаты опроса:

  • Суперфича 47 (87.04%)
  • Так себе фича 2 (3.70%)
  • Пока неясно 5 (9.26%)

Мы довольно подробно разобрали операцию космический корабль, однако всё равно часть её функций осталась непокрытой. Например, интересный вопрос: как компилятор обработает ситуацию, в которой определено несколько операций сравнения с разными типами.

Читателям Хабра, как и слушателям вебинара, дадим возможность оценить нововведения.
Источник: habr.com
К списку статей
Опубликовано: 05.05.2021 12:08:12
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Блог компании яндекс.практикум

Программирование

C++

It-стандарты

Яндекс.практикум

C++20

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru