"Яндекс" с каждым днем делает все более интересные (заметьте, мы не рискуем говорить - уверенные) шаги в сторону развития своих торговых платформ. И все чаще напоминает собой российский Amazon замедленного действия.
А еще "Яндекс" как настоящий родитель. Холит, лелеет и иногда не справляется со своей дочерью. Она показывает характер, замыкается в себе, но, стоит отдать должное, не грубит. И вот настал светлый час, дочка созрела и родители доверили ей первые карманные деньги. Точнее научили ими пользоваться, а вот сами деньги, конечно, "Алиса" будет брать у покупателей. Это хоть и робкий, но серьезный шаг. Учитывая, что "Яндекс" изо всех сил вытащить свой Маркет на передовую, новая функция может ему в этом помощь. В будущем.
Что добавили и как работает?
Компания заявила, что меню голосового помощника впервые дополнилось функцией покупки. Пока речь идет только о книгах и совместном проекте "Яндекса" и "ЛитРес". Выглядит все так: пользователь должен подать голосовую команду "Алиса, купи эту книгу" или "Оплати "ЛитРес". Сама "Алиса" провести платеж не сможет. Уверены, к счастью. После пользовательского запроса она отправляет push-уведомление для подтверждения платежа. Работать вся эта "магия" должна на Яндекс.Станции, Станции Мини и Станции Макс.
"ЛитРес" рад сотрудничеству, хотя и без него у компании все отлично. По итогам прошлого года емкость рынка аудиокниг в России выросла на 44%. При этом навыком "Аудиокниги ЛитРес" с момента его бета-тестирования воспольховался каждый десятый владелец станции от "Яндекс", а это более 100 000 человек.
Ради чего это все?
Следующим этапом "Алису" хотят научить давать рекомендации о том какую книгу лучше всего купить. Думаем, что это отличная возможность для развитие еще одного рекламного канала. Только представьте, умные устройства смогут таргетироваться на пользователей и нативно (хотя кто его знает) рассказывать им о товарах, которые решат продвигать сами продавцы.
При этом сами компании говорят о том, что оплата аудиокниг - шаг к созданию на базе голосового помощника маркетплейса товаров и услуг. Нам это видится как тесная интеграция "Алисы" и "Яндекс.Маркет". Вопрос что мы сможем получить от новых навыков?
Пока что все это выглядит как робкий и неуверенный шаг. Яндекс словно и сам переживает, что доверил Алисе право распоряжаться покупками клиентов. Но без этого никуда. И очевидно, что свой куш компания все равно сорвет. Как заявляет сам "Яндекс" в январе-июле 2020 года продажи портативной акустики и "умных" колонок в Россиивырослина 31% до 1,3 млн штук. Как минимум, владельцы станций - это уже немаленькая аудитория говорящего маркетплейса.
Правда продаётся?
Мало ли что говорит официальная статистика. Мы решили проверить как дела с продажами умных устройств Яндекса обстоят на самом деле в 2021 году. С помощью сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox мы собрали данные о спросе и выручке всех моделей Яндекс.Станции с января по мая этого года. А вдруг умные колонки и вовсе не покупают, а навыки "Алисы" лишь способ для привлечения внимания?
На Wildberries за 5 месяцев было продано более 8 тысяч колонок. Самые популярные модели - версии Мини. Видимо на это влияет низкая стоимость устройств. Общее количество продаж таких колонок всех цветов 3 341 штук за первые пять месяцев 2021 года. Станция.Макси - самая дорогая модель колонки от Яндекса и самая непопулярная. По крайней мере, на Wb.
Объем продаж, выручки и средняя стоимость товаров на маркептлейсе Wildberries с 01.01 - 31.05.2021, данные сервиса аналитики SellerFoxНа Ozon устройства Яндекс с голосовыми помощниками продавались в первом полугодии гораздо веселее. С января по май покупатели заказали здесь больше 22 000 колонок. Тут в топ тоже выбились "Мини". Далеко в отстающих их старшие братья. А вот максимально продвинутая колонка "Макси" продалась за первые 5 месяцев года вообще в 7 раз хуже лидера.
Наверняка продажи могли бы быть и выше, если бы не программа лояльности Яндекса по которой пользователи могли получить Станцию за символическую плату, всего лишь оформив подписку на Яндекс.Плюс. Не стоит забывать и про другие интернет-магазины и офлайн-ритейл. Под Новый год устройства Яндекса на фирменных стойках стали красоваться во всех крупных гипермаркетах. Так что компания постаралась занять место на полках россиян по полной.
Интересно только станут ли сами устройства эффективнее взаимодействовать с пользователями? И насколько реально ожидать скоро появления полноценных торговых навыков у Алисы. Одно дело, если речь идет о покупке электронного товара или услуги. Другое, когда речь идет о физическом товаре, оформление покупки которого это длинный путь с указанием получателей, места вывоза, контактов и еще массы данных.