Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Rust сохраняем безразмерные типы в статической памяти

Не так давно в качестве хобби я решил погрузиться в изучение embedded разработки на Rust и через какое-то время мне захотелось сделать себе логгер, который бы просто писал логи через UART, но при этом не знал какая конкретно реализация используется. Вот тут я быстро осознал, именно в этом конкретном случае я не могу полагаться на статический полиморфизм и мономорфизацию, ведь компилятор не знает сколько нужно памяти выделять под конкретную реализацию. Фактически это означает, что нам нужно как-то уметь сохранять в памяти типы, размер которых неизвестен на этапе компиляции. Такой способностью обладает типBox, но он использует для этого динамическое выделение памяти из кучи. В итоге возникла идея написать свой аналог данного типа, но хранящий объект в предоставленном пользователем буфере, а не в глобальной куче.

А почему бы просто не взять какой-нибудьlinked_list_allocatorот Фила, дать ему пару килобайт памяти и воспользоваться обычнымBoxтипом, или даже взять какой-нибудь простейший bump аллокатор, ведь мы хотим использовать его лишь для того, чтобы создать несколько глобальных объектов, но есть множество сценариев, когда куча не используется принципиально? Это и дополнительная зависимость от целогоallocкрейта и дополнительные риски, что использование кучи выйдет за рамки строго детерминированных сценариев, что будет приводить к трудноуловимым ошибкам.

С другой стороны, мы можем просто принимать&'static dyn Traitи таким образом переложить заботу о том, как получить такую ссылку, на конечного пользователя, но чтобы обеспечить потом доступ к этой ссылке, нам необходимо использовать примитивы синхронизации или же воспользоваться unsafe кодом, с другой стороны, конечный пользователь тоже должен воспользоваться ими, чтобы создать такую ссылку. В конечном итоге у нас получается или двойная работа или unsafe в публичном API, что довольно плохо. Да и в целом, Box обладает гораздо более широкой областью применения, например, его можно использовать для организации очереди задач в очередном futures executor.

Что же такое безразмерные типы?

Хочу немного напомнить о том, что такое типы динамического размера (DST) и чем они отличаются от обычных. Большинство типов имеют фиксированный размер, известный на этапе компиляции, такие типы компилятор помечает трейтомSized, но есть типы, размер которых в памяти неизвестен на этапе компиляции, поэтому компилятор не может размещать их в статической памяти или на стэке по значению, такие типы еще называют безразмерными.

Тут очень важно понимать, что для каждого конкретного типа компиляторточнознает внутреннее устройство его безразмерного аналога, проблема в том, что один и тот же безразмерныйdyn Displayможет быть получен из самых разнообразных конкретных типов, чем и обеспечивается динамический полиморфизм. И именно поэтому можно приводить к безразмерным типам лишь ссылки и указатели, уж размер указателя компилятору всегда известен.

Ссылки и указатели в Rust это не всегда просто адреса в памяти, в случае с DST типами, помимо адреса хранится еще и объект с метаданными указателя, но гораздо проще это все осознать, если просто взглянуть на код стандартной библиотеки.

#[repr(C)]pub(crate) union PtrRepr<T: ?Sized> {    pub(crate) const_ptr: *const T,    pub(crate) mut_ptr: *mut T,    pub(crate) components: PtrComponents<T>,}#[repr(C)]pub(crate) struct PtrComponents<T: ?Sized> {    pub(crate) data_address: *const (),    pub(crate) metadata: <T as Pointee>::Metadata,}

Отсюда видно, что указатель представляет из себя адрес на данные и, в некоторых случаях, какие-то байты с метаданными после. Получается, что размер указателя, в общем случае, может быть вообще любым, вот так, для примера, выглядят метаданные для любогоdyn Trait- это просто статическая ссылка на таблицу виртуальных функций.

pub struct DynMetadata<Dyn: ?Sized> {    vtable_ptr: &'static VTable,    phantom: crate::marker::PhantomData<Dyn>,}/// The common prefix of all vtables. It is followed by function pointers for trait methods.////// Private implementation detail of DynMetadata::size_of etc.#[repr(C)]struct VTable {    drop_in_place: fn(*mut ()),    size_of: usize,    align_of: usize,}

Таким образом, в текущей реализации, размер&dyn Displayна x86_64 составляет 16 байт, а когда мы пишем такой вот код:

let a: u64 = 42;let dyn_a: &dyn Display = &a;

Компилятор генерирует объектVTableи сохраняет его где-то в статической памяти, а обычную ссылку заменяет на широкую, содержащую кроме адреса еще и указатель на таблицу виртуальных функций. Ссылка на таблицу виртуальных функций статическая и не зависит от места расположения значения, таким образом, для того, чтобы создать желаемыйBox<dyn Display>из искомого значенияa, нам необходимо извлечь метаданные из ссылки наdyn_aи все это вместе скопировать в заранее приготовленный для этого буфер. Чтобы все это сделать, нам необходимо использовать nightly features:unsizeиptr_metadata.

Для получения&dyn Tиз&Valueиспользуется специальный маркерный трейтUnsize, который выражает отношение междуSizedтипом и его безразмерным альтер-эго. То есть,TэтоUnsize<dyn Trait>в том случае, еслиTреализуетTrait.

А чтобы работать с метаданными указателя используется функцияcore::ptr::metadataи типажPointee, который связывает тип указателя и тип его метаданных, в случае с безразмерными типами метаданные имеют типDynMetadata<T>, гдеTэто искомый безразмерный тип.

#[inline]fn meta_offset_layout<T, Value>(value: &Value) -> (DynMetadata<T>, Layout, usize)where    T: ?Sized + Pointee<Metadata = DynMetadata<T>>,    Value: Unsize<T> + ?Sized,{    // Get dynamic metadata for the given value.    let meta = ptr::metadata(value as &T);    // Compute memory layout to store the value + its metadata.    let meta_layout = Layout::for_value(&meta);    let value_layout = Layout::for_value(value);    let (layout, offset) = meta_layout.extend(value_layout).unwrap();    (meta, layout, offset)}

Помимо извлечения метаданных, данная функция еще и вычисляет размещение в памяти для метаданных и смещение по которому следует сохранять значение, но об этом мы подробнее еще поговорим.

Обратите внимание, что мы беремLayoutот ссылки на метаданные, а неDynMetadata<Dyn>::layout, последний описывает размещениеVTable, но нас интересует размещение самогоDynMetadata, будьте внимательны!

Пишем свой Box

Вот, теперь у нас есть все необходимое, чтобы написать нашBox, его код довольно простой:

Конструктор, который копирует данные и метаданные в предоставленный буфер, используя довольно удобное API указателя.

impl<T, M> Box<T, M>where    T: ?Sized + Pointee<Metadata = DynMetadata<T>>,    M: AsRef<[u8]> + AsMut<[u8]>,{    pub fn new_in_buf<Value>(mut mem: M, value: Value) -> Self    where        Value: Unsize<T>,    {        let (meta, layout, offset) = meta_offset_layout(&value);        // Check that the provided buffer has sufficient capacity to store the given value.        assert!(layout.size() > 0);        assert!(layout.size() <= mem.as_ref().len());        unsafe {            let ptr = NonNull::new(mem.as_mut().as_mut_ptr()).unwrap();            // Store dynamic metadata at the beginning of the given memory buffer.            ptr.cast::<DynMetadata<T>>().as_ptr().write(meta);            // Store the value in the remainder of the memory buffer.            ptr.cast::<u8>()                .as_ptr()                .add(offset)                .cast::<Value>()                .write(value);            Self {                mem,                phantom: PhantomData,            }        }    }}

А вот и код, который собирает байты назад в&dyn Trait:

    #[inline]    fn meta(&self) -> DynMetadata<T> {        unsafe { *self.mem.as_ref().as_ptr().cast() }    }    #[inline]    fn layout_meta(&self) -> (Layout, usize, DynMetadata<T>) {        let meta = self.meta();        let (layout, offset) = Layout::for_value(&meta).extend(meta.layout()).unwrap();        (layout, offset, meta)    }    #[inline]    fn value_ptr(&self) -> *const T {        let (_, offset, meta) = self.layout_meta();        unsafe {            let ptr = self.mem.as_ref().as_ptr().add(offset).cast::<()>();            ptr::from_raw_parts(ptr, meta)        }    }    #[inline]    fn value_mut_ptr(&mut self) -> *mut T {        let (_, offset, meta) = self.layout_meta();        unsafe {            let ptr = self.mem.as_mut().as_mut_ptr().add(offset).cast::<()>();            ptr::from_raw_parts_mut(ptr, meta)        }    }

Дальше смело можно добавить реализациюDerefиDerefMut, в конце концов, в данном случае это как раз тот самый случай, для которых эти самые типы и были созданы.

impl<T, M> Deref for Box<T, M>where    T: ?Sized + Pointee<Metadata = DynMetadata<T>>,    M: AsRef<[u8]> + AsMut<[u8]>,{    type Target = T;    #[inline]    fn deref(&self) -> &T {        self.as_ref()    }}impl<T, M> DerefMut for Box<T, M>where    T: ?Sized + Pointee<Metadata = DynMetadata<T>>,    M: AsRef<[u8]> + AsMut<[u8]>,{    #[inline]    fn deref_mut(&mut self) -> &mut T {        self.as_mut()    }}
running 8 teststest tests::test_box_dyn_fn ... oktest tests::test_box_nested_dyn_fn ... oktest tests::test_box_in_provided_memory ... oktest tests::test_box_trait_object ... oktest tests::test_box_move ... oktest tests::test_drop ... oktest tests::test_layout_of_dyn ... oktest tests::test_box_insufficient_memory ... ok

Miri

Казалось бы, все замечательно, можно использовать библиотеку в боевом коде... Но, постойте, мы же написали unsafe код, как мы вообще можем быть уверены в том, что нигде не нарушили никакие инварианты? К счастью, существует такой проект, как Miri, который интерпретирует промежуточное представление MIR, генерируемое компилятором rustc, используя специальную виртуальную машину. Таким образом, можно находить очень многие ошибки в unsafe коде, подробнее об этом можно почитать в этойстатье. Давайте попробуем запустить наши тесты используя Miri.

cargo miri test   Compiling static-box v0.0.1 (/home/aleksey/Projects/opensource/static-box)    Finished test [unoptimized + debuginfo] target(s) in 0.40s     Running unittests (target/x86_64-unknown-linux-gnu/debug/deps/static_box-e2c02215f3157959)running 8 teststest tests::test_box_dyn_fn ... error: Undefined Behavior: accessing memory with alignment 1, but alignment 8 is required   --> /home/aleksey/.rustup/toolchains/nightly-2021-04-25-x86_64-unknown-linux-gnu/lib/rustlib/src/rust/library/core/src/ptr/mod.rs:886:9    |886 |         copy_nonoverlapping(&src as *const T, dst, 1);    |         ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ accessing memory with alignment 1, but alignment 8 is required    |    = help: this indicates a bug in the program: it performed an invalid operation, and caused Undefined Behavior    = help: see https://doc.rust-lang.org/nightly/reference/behavior-considered-undefined.html for further information

Ага! Вот и нашлась довольно серьезная проблема, которую мы упустили, и которую нам наша x86 архитектура просто взяла и простила - невыровненный доступ к памяти. Напомню, что процессоры при работе с памятью используют машинные слова, размер которых обычно равен размеру указателя, поэтому компиляторы вставляют в типы, которые не кратны размеру машинного слова, дополнительные байты для выравнивания, тоже самое касается и полей структур. В нашем случае, мы просто подряд пишем байты метаданных и значения в буфер, начиная с какого-то адреса, никак ничего не проверяя, поэтому может возникать ситуация, когда адреса полей становятся не кратными машинному слову.

Чтобы починить проблему логичнее всего рассчитать смещение от начала выданного нам буфера, которое удовлетворит требования к выравниванию, для этого мы будем брать указатель на выданный нам буфер, причем в том случае, когда мы передаем его по значению важно, чтобы он был размещен как поле структуры, в противном случае мы получим указатель на буфер, рассчитаем смещение для него, а позже этот буфер может быть перемещен в другую область памяти и наше рассчитанное смещение перестанет быть верным.

        // Construct a box to move the specified memory into the necessary location.        // SAFETY: This code relies on the fact that this method will be inlined.        let mut new_box = Self {            align_offset: 0,            mem,            phantom: PhantomData,        };        let raw_ptr = new_box.mem.as_mut().as_mut_ptr();        // Compute the offset that needs to be applied to the pointer in order to make        // it aligned correctly.        new_box.align_offset = raw_ptr.align_offset(layout.align());

Вот собственно и все, после этого Miri больше не показывает ошибок выравнивания.

cargo miri test   Compiling static-box v0.1.0 (/home/aleksey/Projects/opensource/static-box)    Finished test [unoptimized + debuginfo] target(s) in 0.30s     Running unittests (target/x86_64-unknown-linux-gnu/debug/deps/static_box-ce23f69c165cf930)running 11 teststest tests::test_box_dyn_fn ... oktest tests::test_box_in_provided_memory ... oktest tests::test_box_in_static_mem ... oktest tests::test_box_in_unaligned_memory ... oktest tests::test_box_insufficient_memory ... oktest tests::test_box_move ... oktest tests::test_box_nested_dyn_fn ... oktest tests::test_box_trait_object ... oktest tests::test_drop ... oktest tests::test_layout_of_dyn_split_at_mut ... oktest tests::test_layout_of_dyn_vec ... oktest result: ok. 11 passed; 0 failed; 0 ignored; 0 measured; 0 filtered out   Doc-tests static-boxrunning 2 teststest src/lib.rs - (line 24) ... oktest src/lib.rs - (line 48) ... oktest result: ok. 2 passed; 0 failed; 0 ignored; 0 measured; 0 filtered out; finished in 0.15s

Хочу еще сказать несколько слов относительно типаLayout, в нем содержится два поляsize, которое содержит размер памяти в байтах, необходимый для размещения объекта, иalign- это число (причем всегда степень двойки), которому должен быть кратен указатель на объект данного типа. И таким образом, чтобы починить выравнивание, мы просто вычисляем сколько нам нужно прибавить к адресу начала буфера, чтобы получить адрес кратныйalign. Дополнительно довольно доступно написано про выравнивание уу Фила.

Заключение

Ура, теперь мы можем писать вот такой вот код!

use static_box::Box;struct Uart1Rx {    // Implementation details...}impl SerialWrite for Uart1Rx {    fn write(&mut self, _byte: u8) {        // Implementation details    }}let rx = Uart1Rx { /* ... */ };SOME_GLOBAL_WRITER.init_once(move || Box::<dyn SerialWrite, [u8; 32]>::new(rx));// A bit of code later.SOME_GLOBAL_WRITER.lock().unwrap().write_str("Hello world!");

Итак, мы при помощи unsafe и некоторого количества nightly фич смогли написать тип, позволяющий размещать полиморфные объекты на стеке или в статической памяти без использования кучи, что может быть полезным во многих случаях. Хотя, конечно, каждый раз при получении ссылки на объект приходится дополнительно вычислять адрес метаданных и значения, но мы не можем просто так взять и сохранить эти адреса как поля структуры, в этом случае она станет самоссылающиеся, что довольно неприятно в Rust контексте, это не работает с семантикой перемещения. В целом, если воспользоваться pin API, и сделать нашBox неперемещаемым, то можно будет позволить себе эту оптимизацию, а заодно и обеспечить возможность работать с любыми Future типами.

Хочу еще сказать напоследок, что не стоит бояться писать низкоуровневый unsafe код, но стоит 10 раз подумать над его корректностью и обязательно использовать Miri вCIтестах, он отлавливает довольно много ошибок, а разработка низкоуровневого кода требует очень большой внимательности к деталям всевозможным граничным случаям. В конечном счете, именно знания того, как в реальности реализована та или иная языковая абстракция, позволяет перестать воспринимать её как черную магию. Часто все намного проще и очевиднее, чем кажется, стоит просто копнуть чуть поглубже.

А еще важно иногда выходить за рамки stable Rust, чтобы быть в курсе, куда же язык дальше развивается и тем самым расширять свой кругозор.

Ссылка на крейт

Источник: habr.com
К списку статей
Опубликовано: 11.06.2021 14:22:51
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Системное программирование

Rust

Embedded

Low level

System programming

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru