Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Мы не рабы, рабы не мы



Мы не рабы, рабы не мы это фраза из первой советской азбуки Долой неграмотность: Букварь для взрослых от 1919 года. Данная книга стимулировала миллионы людей в нашей стране менять свой быт, сознание и даже политический строй. Прошло сто лет. И кажется на какой-то развилке общество повернуло налево.

Кому строгий контроль, а кому друг родной. Большой брат пугающий время от времени особо чувствительных граждан уже давным-давно прописался на производстве, в ритейле и офисах класса А. Мировые корпорации используют современные технологии для повышения производительности труда. И речь идет не только про тотальную слежку за сотрудниками и контроль активности людей, но и про анализ их поведения. Зачем это бесчувственному бизнесу относительно понятно, но как долго люди будут готовы с этим мириться? Об этом в сегодняшней статье.

От плантации до...


В начале байка из жизни американских рабов на плантациях сахарного тростника. Как вы знаете, на заре становления США в этой стране использовали рабский труд. Невольников привозили на плантации и безбожно угнетали. Но и там не обходилось без своих ноу-хау.

Например, как сделать так, чтобы один надсмотрщик мог обеспечивать производительность десятков и даже сотен рабов? Решение было найдено до безобразия простое. В первый день на плантации за новичком следил управляющий. Гонял его и в хвост и в гриву. В конце дня фиксировалась норма производительности труда новобранца. В последующие дни своей счастливой жизни на плантации бедолаге предстояло демонстрировать не меньшие трудовые подвиги. За любые снижения нормативов антистахановцу грозили всевозможные физические стимулы и бонусы.

Все на продажу


Плох тот ритейлер, который не хочет стать Walmart, Amazon, Alibaba и т. п. Примеры гигантских международных бизнесов драйвят игроков размером поменьше. Впечатляющая финансовая отчетность своими цифрами космического порядка уничтожает любые сомнения в безупречности этих бизнес-моделей.

Работать в таких больших и успешных корпорациях хочется многим. Но дьявол, как всегда, в деталях. Чем крупнее и географически шире ритейлер, тем противоречивее впечатления от работы в нем у сотрудников конкретных магазинов и складов у тех, кто в буквальном смысле своими руками делает этих супергероев FT-500, Forbes и прочих знаковых рейтингов.

Гонка за эффективностью и производительностью труда приводит к созданию систем практически тотального контроля и требованию максимальной работоспособности от каждого невзирая ни на что.

В СССР, клеймившем бесчеловечностью всю капиталистическую экономику, был такой пропагандистский штамп: Toyota фабрика по выжиманию пота. С момента его появления прошло почти полвека. А он так и просится обратно в оборот. Впрочем, как принято говорить в условиях современной, так называемой новой этики, не все так однозначно.

Болеть нельзя уволить


Три года назад наделал шума отчет бюро по рабочим конфликтам A Better Balance, рассказывающий о ситуации в Walmart. Опрошенные сотрудники крупнейшего мирового ритейлера рассказывали, что панически боятся болеть, брать больничные, сидеть с детьми.

Один из сотрудников Walmart трижды за зиму болел и трижды брал несколько дней больничного, после чего узнал, что потерял баллы личной эффективности, о которых услышал впервые. Выяснить лимит потраченных баллов за год ему не удалось: Пока мне не расскажут все про эту балльную систему, я не буду ходить на больничный. У меня есть ощущение, что скоро запас баллов закончится, и меня просто уволят.

За потерянные 4 балла работающий в компании менее полугода сотрудник автоматически увольняется. В штате Кентукки у одного из работников магазина был приступ аппендицита. Он не сказал об этом менеджеру и терпел боль, потому что уже до этого потратил много баллов личной эффективности. Но его все равно уволили.

Наиболее яркие цитата сотрудников Walmart из отчета A Better Balance:
У моей дочери был эпилептический припадок. Я отпросился с работы. Всю ночь не спал, просидев рядом с дочерью. А утром просто уснул на работе. Менеджер послала меня в больницу. На следующий день меня уволили за прогул (штат Огайо, магазин)

Я попал в аварию по дороге на работу. Скорая отвезла меня в больницу. Оказалось сотрясение мозга и два сломанных ребра. Я дозвонился до менеджера, чтобы предупредить о случившемся. Он сказал, чтобы я завтра же вышел на работу. На следующий день меня уволили
(штат Оклахома, магазин).

В комментарии Business Insider по поводу изложенного в отчете представитель Walmart тогда заявил: В нашей компании работают люди, получающие оплату пропорционально отработанным часам. Мы просто не можем себе позволить, чтобы эти сотрудники отсутствовали слишком долго на рабочем месте. Однако ни о каких нарушениях речи и быть не может. Мы понимаем, что случаются непредвиденные обстоятельства, когда сотруднику необходимо отлучиться, и мы всегда идем навстречу. Это касается и тех, кто работает не сдельно, а в штате. Любой сотрудник может всегда рассчитывать на отпуск или больничный. Мало того, политика нашей компании предполагает устройство на работу людей с ограниченными возможностями.

Была у сотрудников Walmart даже война с роботами, в которой они (сотрудники) победили. Об этом рассказывала The Washington Post. Ритейлер несколько лет пытался автоматизировать процессы инвентаризации. В результате у живых сотрудников уменьшался прописанный в должностных инструкциях объем функционала и им снижали зарплату.

Но на деле они обслуживали роботов и даже работали за них, когда клиентам не хотелось общаться с искусственным интеллектом. Сотрудники искренне ненавидели роботов. В итоге Walmart свернула роботизацию и сообщила, что нашла более эффективные способы отслеживать количество товаров в магазинах.

На работу в Мордор


Осенью прошлого года гуманитарный скандал тряхнул крупнейшего онлайн-ритейлера Amazon. Open Markets Institute выпустила отчет о том, как работают на складах Amazon. Он был сделан по информации, полученной от сотрудников и из разных медиа. Отчет представил международного бизнес-гиганта чуть ли не как толкиеновский Мордор с его всевидящим оком.

Сотрудники складов Amazon приходят на работу только с прозрачным пакетом для денег и бутылкой воды. После работы обязательный досмотр, в очереди на который можно потерять час личного времени. Это не считается как рабочие часы.

Везде висят камеры официально для предотвращения воровства. Сотрудники считают, что это для слежки за ними. Собираться вместе можно только небольшими группами. Круг общения работников регулярно меняют, перебрасывая их с места на место, чтобы не было постоянных контактов.

Водители Amazon не могут отклоняться от заданных маршрутов (все перемещения отслеживаются) и обязаны доставить вовремя 999 заказов из 1000. Доставил меньше увольнение.

Электронная система контроля фиксирует каждое действие сотрудников на каждом этапе работы, замеряет время. Эти данные автоматически анализируются, сравниваются с нормативами, и система автоматически рассылает оценку работы. Предупреждения о невыполнении показателей и об увольнении также приходят автоматически. Физическое состояние работника система не учитывает. Вообще, многие детали из жизни сотрудников Amazon можно увидеть в оскароносном фильме Земля кочевников.

Больше контроля, больше зарплата


Было бы странно не вспомнить о продолжающейся пандемии коронавируса и массовом исходе персонала по всему миру на удаленку. Для миллионов владельцев бизнеса подобная миграция стала причиной перманентного стресса. Страх утратить контроль над рабочими процессами популярная фобия в современном капиталистическом мире. Какой выход? Правильно, внедрение ПО, повышающего контроль над сотрудниками.

Российская компания Stakhanovets, образованная в 2009 году, специализируется на разработке программных решений для мониторинга сотрудников. Продукт Стахановец позволяет руководителям компаний понимать, насколько эффективны, надежны и безопасны их сотрудники (описание с официального сайта).

С помощью данного ПО можно контролировать опоздания сотрудников. Еще алгоритм умеет анализировать клавиатурный почерк: если автор документа пишет с кучей опечаток, то софт предполагает, что тот находится, например, в состоянии алкогольного опьянения.

Другая программа Yva разработка Давида Яна, основателя российской компании ABBYY. Программа мониторит поведение каждого сотрудника по содержимому электронной почты, CRM, системе документооборота. А еще в ней можно проводить опросы работников по самым разным темам от степени удовлетворенности работой до того, как специалист видит свое будущее в компании. Хотя, надо отметить, что при всем при этом софт относительно этичен личные мессенджеры не контролируются, публикации в соцсетях и обновления на LinkedIn также не отслеживаются.

Есть и отдельные решения для контроля за дисциплиной. Например, CrocoTime и Disciplina показывающие, сколько времени персонал тратит на работу, а сколько на общение в соцсетях.

Цвет настроения разный


Вот и получается, что бирюзовые компании это нередко идеализированные розовые мечты соискателей. О них обычно громко, ярко и красиво рассказывают в книгах и на конференциях. Но как одинаково замотивировать и не контролировать десятки и сотни тысяч сотрудников по всей стране или даже по всему миру? Бирюза обычно так широко не масштабируется. Она зачастую про компактные бизнесы. Да, настоящий успех это всегда отношения между людьми. А отношения базируются на доверии.

Но доверие это всегда сложно и долго. А бизнес ждать не может. Поэтому если ты идешь работать в крупную компанию, значит принимаешь ее неизбежную небирюзовость. Или это заблуждение? Давайте обсудим в комментариях границы личного и корпоративного в рабочем пространстве? Где начинается и заканчивается ваше Privacy?
Источник: habr.com
К списку статей
Опубликовано: 15.06.2021 20:16:32
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Блог компании parallels

Карьера в it-индустрии

Читальный зал

Ит

Карьера

Career

Career in it

Категории

Последние комментарии

© 2006-2022, personeltest.ru