В фантастических фильмах мы часто видим, что роботы полностью
заменили человеческий труд. В реальности до этого пока далеко
(хорошо это или плохо решать вам), но уже сегодня новейшие
технологии значительно упрощают ежедневную работу многим из нас.
Например, продавцам в розничной торговле.
Крупнейшие компании в сфере ритейла используют самые новые
разработки, чтобы сделать работу своих сотрудников комфортнее и
эффективнее. Даже по сравнению с началом 2000-х гг. эта профессия
сильно изменилась и теперь предлагает отличные возможности для
карьерного роста, достойного заработка и саморазвития. Мы
проанализировали рабочие будни сотрудников М.Видео, чтобы понять,
какие из мифов о работе продавцов ушли в прошлое.
Для точности повествования, мы дополнительно расспросили наших
продавцов. Знакомьтесь, Михаил Васильев, менеджер магазина в ТЦ
Афимолл, работает в М.Видео более 10 лет.
Мария Стручкова работает продавцом в сети более 11 лет. Начинала
свою карьеру в Саратове. Сейчас уже более пяти лет трудится в
столичном ТЦ Мега Белая Дача.
Миф 1. Работать нужно от рассвета до заката
Современные продавцы самостоятельно выбирают удобный график работы
в рамках рабочих смен. Время начала и окончания рабочего дня
каждого сотрудника учитывает
система лицевой биометрии от российской компании Verme.
В отличие от старомодных электронных пропусков, которые можно
потерять или передать в руки более пунктуальных коллег,
инфракрасная камера распознает лицо каждого сотрудника, соотносит с
базой загруженных фотографий и фиксирует время его прихода на
работу или ухода домой.
Полученные данные заносятся в ИТ-систему, формируя табель учета
рабочего времени. Если есть желание подработать после пар в
институте или пораньше забрать детей из сада, можно выстроить
индивидуальный график. При этом все сотрудники в равных условиях, и
вопросов о точности и прозрачности выплат не возникает.
Михаил Васильев:
Контроль это хорошо, он позволяет больше
знать и лучше анализировать. Главное чтобы его не было слишком
много, чтобы от этого не пострадала мотивация продавцов. Пару лет
назад у нас запустили систему сканирования лиц. Так фиксируется
приход и уход сотрудников на работу. Руководитель может в любой
момент посмотреть, во сколько приходит тот или иной сотрудник,
следить за опозданиями и избежать возможных конфликтов в
коллективе.
Миф 2. Нужно выучить наизусть весь ассортимент и характеристики
продукции
Сегодня магазины электроники и бытовой техники предлагают такой
широкий ассортимент товаров, что запомнить каждый из них просто
невозможно. Да и не нужно. Ведь в смартфонах продавцов есть
приложение с доступом к полному ассортименту сети, функцией
сравнения и рекомендательными сервисами, которые подберут
подходящие к основному товару аксессуары и услуги или предложат
более подходящие клиенту альтернативы.
Более того, в Telegram живет бот-помощник. Достаточно задать
интересующий вопрос система моментально предоставит информацию о
всех процедурах, текущих акциях, полезных ресурсах и тд. Если на
специфичный вопрос ответа в системе пока нет, его проанализируют
специалисты и ответят самостоятельно или добавят недостающий раздел
в базу знаний.
Мария Стручкова:
На самом деле технологии серьезно
продвинули нашу работу. К примеру, начиная общение с клиентом мне
достаточно авторизовать его по номеру телефона, чтобы получить
доступ к его предыдущему опыту взаимодействия с компанией. Я вижу,
доступные ему скидочные средства и персональные предложения, что он
покупал и чем интересовался, какие предпочитает бренды и товары. В
результате моя помощь становится более точной, персонализированной.
Непросто было сломать старые привычки и перестроиться на работу со
смартфоном в руках, но положительный отклик очень
мотивирует.
Миф 3. Продавец это временная подработка без карьерного
роста
Начиная свой путь с позиции продавца, можно подняться до менеджера,
директора магазина, или перейти в офис, если есть такое желание. В
компании действует многоступенчатая система обучения для всех
категорий сотрудников. Для этих целей был разработана платформа
ЭМ.Академия, вместившая полный перечень образовательных материалов:
видеолекции, справочные материалы, вебинары, контрольные, тестовые
и проверочные работы, форумы для общения с коллегами и
преподавателями. По итогам каждого курса проводится
мини-аттестация.
Михаил Васильев:
Мы же здесь все хотим больше
зарабатывать. И образовательная система помогает в этом: экспертиза
в технике и технологиях, коммуникации, управление командой и
лидерство, безопасность, повышение эффективности. Аналитика
позволяет отследить любой показатель работы сотрудника. Если ты
очень хочешь карьерно расти, то за 1-1.5 года это вполне реально.
Ничего подобного 10 лет назад не было.
Миф 4. Главная задача продавца совершить продажу любой
ценой
Времена, когда главной задачей продавца было впарить продукт, давно
прошли. В современном ритейле одной из приоритетных задач является
четкое определение потребностей покупателя, чтобы он получил все
ответы на интересующие вопросы, приобрел товар, максимально
соответствующий его целям и ожиданиям, а также остался доволен
обслуживанием и общением с продавцом. Только в этом случае он
предпочтет этот же магазин для совершения следующей покупки.
И в этом вопросе сотрудникам торгового зала приходит на помощь
умная система рекомендаций на основе Machine Learning. Она
анализирует профиль клиента и выбранный им товар, предлагает
сопутствующие товары и возможные аксессуары, изучает истории
аналогичных покупок. Если выбранного товара нет в наличии или
доставка занимает слишком много времени, система предложит более
доступные альтернативы со схожим функционалом.
Алгоритмы ML позволяют работать с Big Data, анализировать и
прогнозировать поведение клиентов, предоставлять рекомендации по
корректировке действий в реальном времени.
Михаил Васильев:
10 лет назад в зале был компьютер и
принтер, куда подводили покупателя для просмотра информации о
товаре и выписки талона на товар, после чего клиент шел с ним на
кассу, оплачивал и потом еще ждал на выдаче. Сейчас же с помощью
смартфона мы можем не просто помочь выбрать подходящий товар, но
персонализировано подойти к подбору и даже из своего приложения
отправить заказ в приложение клиента, где он оплатит покупку и
заберет товар либо сразу с полки, либо на сервисной зоне, минуя
кассу.
Миф 5. Люди предпочитают либо покупать онлайн, либо приходить в
классические магазины
Жесткие границы между крупными торговыми сетями и онлайн-магазинами
давно стерты. Сегодня почти все крупные ритейл-компании имеют
онлайн-площадки. А некоторые из них продвинулись еще дальше.
Например, М.Видео реализует концепцию OneRetail, в рамках которой
онлайн- и физические магазины стали взаимно интегрированными, и
клиенты бесшовно перемещаются между ними. Суть этой концепции
состоит в том, чтобы покупатели, находясь в физическом магазине,
активно использовали преимущества цифровых технологий, и, наоборот,
заказывая товары из дома, ощущали поддержку специалистов и могли
разделить с ними муки выбора.
Мобильная платформа компании работает таким образом, что приложения
для клиентов и продавцов связаны и дополняют друг друга. В
мобильном приложении продавца есть сведения о том, какой покупатель
перед ним, его история покупок, личные предпочтения. Когда клиент
приходит забрать онлайн-заказ, все продавцы на свои мобильные
устройства оперативно получают уведомление о том, кто и за каким
товаром пришел, и могут быстро выдать его, окружив должным
вниманием и заботой. Распределение клиентов происходит по принципу
работы сервисов-агрегаторов такси.
Покупатель в своем мобильном приложении видит информацию о прошлых
заказах, балах бонусной программы, персональные рекомендации и даже
персональные цены.
Мария Стручкова:
За 11 лет многое изменилось как для
продавцов, так и для покупателей. Особую роль в этом процессе
сыграла пандемия и перестройка всех процессов под новую
реальность.
Из наиболее яркого видеоконсультации. Мы привыкли видеть человека,
общаться вживую, ходить с ним по торговому залу и показывать
подходящие варианты. Теперь для этого необязательно физически быть
в магазине. За последний год я провела десятки видеоконсультаций.
Если клиенту дома или на даче нужна помощь, ему достаточно
запросить видеоконсультацию, и мы все обсудим через экран.
Другой пример доставка на такси. Если бы мне 10 лет назад сказали,
что любой некрупный товар из магазина я смогу получить дома в
течение двух часов с доставкой на такси, я бы не поверила. Но
сегодня это почти рутина для нас.
Миф 6. Продавцы должны обращаться к руководителю по всем
вопросам
Чтобы сделать коммуникацию сотрудников с руководством и между собой
эффективнее и удобнее, был разработан интранет-портал ЭМ.Life,
завоевавший в 2020 году главный приз Russian Intranet Awards.
По мнению Егора Петрова, менеджера HR проектов М.Видео-Эльдорадо,
основная задача интранета помочь сотрудникам почувствовать пульс
компании, чтобы каждый из них мог сфокусироваться на решении важных
задач, приносящих максимальную ценность.
В списке самых востребованных разделов ЭM.Life адресная книга для
быстрого поиска нужного сотрудника, блоги, новости компании,
система постановки рабочих задач с обратной связью в режиме
реального времени и статистика по результатам работы и уровню
ежемесячного вознаграждения каждого сотрудника.
В первые дни работы или во время выходов на смену в другие магазины
у продавцов могут возникнуть некоторые сложности с поиском нужных
товаров в зале. На этот случай была разработана одна из опций
интранет-портала ЭМ.Life, которая покажет раскладку товара в зале
нужного магазина, поможет найти товар по брендам, ценам и
категориям, а также товары, участвующие в сезонных акциях.
Миф 7. Продавец должен постоянно следить за покупателями
В начале 2021 года в М.Видео-Эльдорадо начала тестировать
собственную систему видеоаналитики, которая не только следит за
безопасностью, но и оптимизирует многие процессы внутри
магазина.
Во-первых, камеры определяют местонахождение покупателей и в
случае, если один из них долго стоит один на месте, система может
отправить к нему на помощь продавца.
Во-вторых, нейросеть способна определять скопление людей в зоне
касс и вызывать дополнительных кассиров на рабочие места.
В-третьих, составленные на основе анализа видеопотока тепловые
карты позволят оценивать трафик в разных частях магазина, изучать
поведенческие модели покупателей, определять точки наибольшего
притяжения, удобство расположения стеллажей и планировать самые
эффективные схемы размещения рекламных материалов и, при
необходимости, перераспределять потоки покупателей.
Михаил Васильев:
В телефоне у каждого сотрудника есть
бот. Он позволяет видеть, кто как работает, скорость принятия
заказов и активность продавцов. Наш покупатель не должен бродить
потерянным в магазине и искать, кто бы ему помог. Для нас это тоже
в плюс, ведь довольные быстрым и качественным обслуживанием
покупатели это продажи, а продажи это наш доход.
Действительно за последние 10-15 лет работа в ритейле сильно
изменилась в лучшую сторону. А изменились ли покупатели? Как
говорят практически в унисон Мария и Михаил, покупатели стали более
самостоятельными и ответственными в отношении покупок и поиска
информации в интернете. Они многое знают о преимуществах и
характеристиках товаров, внимательно следят за рекламными акциями и
умеют совершать действительно выгодные покупки.
И, тем не менее, работа продавцов в торговом зале остается важной и
актуальной, потому что многим клиентам иногда хочется получить
поддержку или взгляд изнутри. Они с удовольствием обсуждают
выбранные товары, советуются с продавцами и часто хотят просто
получить подтверждение того, что сделали правильный выбор.