На рынке мессенджеров сейчас есть примерно всё, как на Привозе. Есть решения на открытом коде, есть мессенджеры с миллиардом пользователей (или даже двумя). Но четкого понимания, что же взять с прилавка, чтоб все сотрудники огромного банка (и его 300+ дочек) с улыбкой открывали какой-то один и это всё проходило бы под требования по безопасности, у меня не сложилось.
Но жаловаться на несовершенство этого мира, недостижимость идеалов и тщетность бытия бесполезно. Поэтому перейдём к требованиям. Что хочет очень большая организация?
Чтоб было безопасно. Т.е. чтоб не просто data scientist модный в шортиках из одной американской/китайской/российской компании не мог в рамках своих задач узнать что-то полезное, а даже рядовой админ банка не смог увидеть или унести переписку одного уважаемого человека с другим. Даже в качестве картинки. Даже на свой админский супер-защищённый комп. Следовательно, оно должно быть self-hosted разворачиваемо отдельно и полностью контролируется исключительно теми, кому положено следить и зарплату за это платят. Ещё нужно подключиться к системам, отвечающим за безопасность передаваемого контента. Ещё нужно иметь в руках команды сопровождения все возможные рычаги, чтобы нерадивого пользователя можно было ограничить в желании другому пользователю передавать то, что не положено.
Чтобы было удобно. Сейчас на дворе 2021 год. Но даже закачать справочник пользователей или синтегрить с корпоративной телефонией банка что-то это уже подвиг на грани фантастики. И удивлению моему не было предела тот же slack обладает пользовательским интерфейсом, который физически невозможно объяснить курьеру из доставки подавай ему пользовательский интерфейс ala telegram. И желательно с видео конференциями встроенными. И прям очень нужен голосовой виртуальный ассистент, голосом удобнее. Ещё невозможно объяснить человеку, у которого есть одновременно два телефона, планшет и два компьютера почему ему нужно выбрать, где же можно работать с этим мессенджером, а где остаться без мессенджера. Ну и зачем каждый раз свой номер телефона светить не ясно.
Чтобы было удобно для внутренних коммуникаций. Тут приходят умные люди из разных отделов, департаментов и цельных предприятий и говорят нам возможность узконаправленных рассылок нужна. Таргетированных, как это модно называть. По полу, по городу, по региону, по подразделению, по должности и т.д. И в этот момент все open-source решения для чатов (а их только на github больше 2100 штук) куда-то деваются. Остаются те, кто реально зарабатывает. Но первый пункт не выполняется.
Чтобы развитие продукта помогало бизнесу, а не мешало всем подряд. Удивительно, но с этой точки зрения почти никто не смотрит. Сколько времени сотрудник тратит на поиск телефона в адресной книге где-то там, потом нужно найти телефон, чтобы позвонить и на этом телефоне набрать 11 заветных цифр. И выяснить, например, что номер с ошибкой. Гораздо удобнее нашёл ФИО, посмотрел фото и сразу набрал. Нужно ещё двоих подключить аналогично набрал и добавил. И никакой музыки от абонента, которому кто-то в это время позвонил, портящей всем 114 остальным участникам совещания не только настроение. 2021 на дворе. И чтоб если нужно любой модуль за месяц прикрутить можно было. Ну хорошо, иногда за два
Отсутствие зависимости от вендора и его капризов. Если ты маленькая организация из 50 человек (а по статистике таких ох как много), тебе нужно решение готовое. Даже когда 3000 человек нужно обслужить вопрос даже не стоит идёшь и выбираешь решение. Можно даже покапризничать и тендер объявить. А если у тебя 400 000 сотрудников? А если миллион планируется? Тут и вендоров вечных с хорошим SLA мало, и возможности их контролировать тоже не велики. Или вендор маленький и может случайно помереть при очередном кризисе или принятии закона/уехать ему понадобится всей командой, или вендор большой, но его мало интересуют проблемы конкретного клиента у него самого может быть 40 000 сотрудников и 1000 таких же клиентов по миру.
Казалось бы каждое из этих пяти требований по отдельности легко покрывается тысячами продуктов. Если взять и выкинуть одно тоже есть десятки. А вот всё вместе и сразу можно только самим мучительно делать. Чем и занимаемся. И вас зовём.
Ну и на всякий случай сошлюсь на бородатые требования одного habrовода (http://personeltest.ru/aways/habr.com/ru/post/405887/ - их мы тоже учли и удовлетворили): кроссплатформенность. Чтоб я наконец-то мог сидя на обеде, или в транспорте, или в отпуске кому-то что-то написать с телефона, да и узнать, что мне кто-то написал. И чтоб мой коллега, у которого Линукс, не делал каждый раз печальное лицо при слове чат. заточенный под общение в компаниях. Чтоб у меня был чат, где есть все мои коллеги и только мои коллеги живой активный проект. Чтобы баги, как застывшие в янтаре насекомые, не висели в продукте до конца времён передача файлов. Ну зачем мне заливать эту картинку в общую папку, если я просто могу кинуть её через чат! нормальная синхронизация уведомлений / непрочитанного. Чтобы не как в Скайпе словил сообщение, и потом в течение 24 часов находишь уведомление о нём на каждом своём девайсе.
Продолжение следует.