Профессия системного администратора всегда сопровождается стереотипным восприятием. Сисадмин это некий универсальный айтишник в любой компании, который чинит компьютеры, поднимает Интернет, занимается оргтехникой, настраивает программы и т. д. Дошло до того, что появился День Сисадмина последняя пятница июля, то есть сегодня.
Более того, у праздника сегодня юбилей первый День Сисадмина был отпразднован в 2000 году в Чикаго американским универсальным айтишником по имени Тед Кекатос. Это был пикник на природе с участием сотрудников небольшой софтверной компании.
В Россию праздник пришел в 2006 году, когда под Калугой состоялся Всероссийский слёт системных администраторов, к котором далее добавился аналогичный ивент в Новосибирске.
Профессия живет и развивается, и сегодня отличный повод взглянуть на ее эволюцию, текущее состояние и перспективы, открываемые работой сисадмином в мире больших ИТ.
Сисадмин: вчера и сегодня
Сегодня существует множество вариаций практического наполнения работы системным администратором.
В небольшой компании до 100 сотрудников один и тот же человек может выполнять обязанности сисадмина, менеджера, он же будет управлять лицензиями на ПО иотвечать за обслуживание оргтехники, настраивать Wi-Fi, отвечать на запросы пользователей, отвечать за серверы.Если вдруг в компании есть 1С, то соответственно, этот человек еще каким-то образом будет разбираться и в этом направлении. Такова работа сисадмина в относительно малом бизнесе.
Что касательно компаний покрупнее сервис-провайдеров, cloud-провайдеров, разработчиков ПО и т. д., то здесь, безусловно, есть более углубленные сценарии эволюции профессии сисадмина.
К примеру, в таких компаниях навернякабудет позиция выделенного Unix-администратора, Windows admin, обязательно будет безопасник, а также сетевые инженеры. Наверняка у них у всех есть руководитель ИТ-отдела или ИТ-менеджер, который отвечает за управление инфраструктурой и ИТ-проекты в департаменте. В крупных компаниях понадобится уже ИТ-директор, разбирающийся в стратегическом планировании, и тут не лишним будет дополнительно получить степень MBA к уже имеющемуся техническому бэкграунду. Нет единственно правильного решения, все зависит от компании.
Большинство молодых коллег, кто еще только начинает карьеру сисадмина, начинают с первой и второй линий техподдержки отвечают на дурацкие вопросы пользователей, набираются опыта и приобретают навыки стрессоустойчивости. Их обучают более опытные системные администраторы, разрабатывают им алгоритмы действий по распространенным сценариям траблшутинга, настройки и т. д. Человек потихоньку обучается, и, если он успешен и ему все нравится, он постепенно дорастает до следующей ступени.
Здесь мы переходим к вопросу о том, можно ли рассматривать сисадминство, как некий портал в более серьезную ИТ-карьеру, или это какой-то замкнутый уровень, где можно развиваться лишь горизонтально?
The sky is the limit
Прежде всего отмечу, что для сисадмина в современном мире с учетом всех ключевых направлений развития ИТ существует принципиальная возможность развиваться и расти профессионально в любом избранном направлении.
Вначале ты специалист отдела ИТ-поддержки, потом системный администратор, а далее встает выбор специализации. Можно пойти в программисты, в Unix-администраторы, в сетевые инженеры, а также стать системным ИТ-архитектором или специалистом по безопасности или даже менеджером проектов.
Безусловно, все не так просто во-первых, надо набираться опыта, сдавать экзамены по различным учебным программам, получать сертификаты, регулярно доказывать, что ты способен показывать результат и применять полученные знания и опыт, постоянно обучаться. Если сисадмин выбирает путь развития в направлении системного архитектора, то здесь можно рассчитывать на зарплату не хуже, чем у ИТ-руководителей.
Кстати, из сисадмина можно пойти и в ИТ-менеджмент. Если тебе нравится управлять, сотрудничать, направлять то тебе путь заказан в область управления проектами.
Как вариант можно остаться системным администратором на очень хорошем профессиональном уровне, и развиваться в узкоспециализированной области, например в какой-нибудь облачном провайдере, сосредотачиваясь на задачах по облачной инфраструктуре и виртуализации.
К счастью для сисадминов, сегодня нет такой возможности, которая не была бы открыта для коллег каждый выбирает сам, куда ему дальше расти и развиваться.
Образование переоценено?
Хорошая новость: можно говорить, что порог вхождения в ИТ через позицию сисадмина не требует специального, скажем, математического, образования.
Среди знакомых встречалось немало гуманитариев, которым удалось построить успешную карьеру, начав с ИТ-саппорта и далее по описанному маршруту. Сисадминство здесь становится отличными ИТ-университетами.
Безусловно, техническое образование не будет лишним и, даже наоборот, будет очень полезно, но и в этом случае нужно будет проходить на какие-нибудь курсы по специальности и набираться опыта на реальных кейсах.
В целом, если человек захотел стать сисадмином, то сегодня это не такая закрытая профессия, как, скажем, пилот истребителя. Начать движение в сторону своей мечты можно буквально на диване дома с изучения литературы или курсов с экрана смартфона. Очень много информации по любому направлению доступно в виде бесплатных и платных курсов и статей.
Есть возможность подготовиться к своей первой ИТ-работе дома и совершенно спокойно потом устроиться в ИТ-поддержку.
Безусловно, те, кто обучался смежным специальностям в вузе, имеет стартовое преимущество, но, с другой стороны, человек с хорошим математическим образованием вряд ли планирует пойти в поддержку или в сисадмины, скорее всего он выберет другой путь например Big Data. А это серьезно снижает конкуренцию непосредственно на начальном уровне вхождения в отрасль.
Навыки: топ-5 сисадминских скиллов-2020
Конечно, определенный набор навыков для успешной работы сисадмином в условиях 2020 года все же необходим. Вот он.
Прежде всего это желание работать и расти в этой профессии, энтузиазм, работоспособность и готовность постоянно учиться. Это главное.
Если человек где-то услышал, что сисадмин это круто, но, попробовав, понял, что ему профессия не нравится, то лучше не тратить время зря и сменить специальность. Профессия требует к себе отношения всерьез и надолго. В ИТ постоянно что-то меняется. Здесь нельзя разово что-то выучить и сидеть на этих знаниях лет 10 и ничего не делать, не изучать что-то новое. Учиться, учиться и еще раза учиться. /В. И. Ленин/
Второй важный аспект скиллсета это хорошая память и аналитические навыки. Постоянно нужно держать в голове массу знаний, добавлять к ней новые объемы и предметные области, уметь творчески их осмысливать и преобразовывать в сумму полезных профессиональных действий. И уметь выуживать и применять знания и опыт в нужный момент.
Третья часть минимальный набор профессиональных знаний. Для выпускников профильных технических вузов будет достаточно: знания основы баз данных, принципов устройства ОС (не глубоко, не на уровне архитектора), представления о том, как софт взаимодействует с железом, понимания принципов работы сетей, а также начальных навыков в программировании, базовых знаний TCP/IP, Unix, Windows систем. Умеешь переустанавливать Window и собрать свой компьютер самостоятельно значит уже почти готов стать сисадмином.
Одна из примет времени сегодня автоматизация, каждый сисадмин приходит к тому, что какие-то процессы проще прописать на уровне скриптов, сокращая таким образом свой нудный ручной труд.
Четвертый пункт знание английского языка, это совершенно обязательный навык. Пополнять свой личный багаж знаний лучше из первоисточников, язык ИТ сегодня это English.
Наконец, пятый аспект скиллсета сисадмина образца 2020 года мультифункциональность. Сейчас все переплетено, к примеру, иWindows и Unix, как правило, перемешаны в одной инфраструктуре по разным блокам задач.
Unix используется сейчас практически везде, и в корпоративных ИТ-инфраструктурах, и в облаках, на Unix уже работает 1C и MS SQL, а также облачные сервера Microsoftи Amazon cloud.
В зависимости от специфики работы в конкретной компании от сисадмина может потребоваться умение быстро разобраться в самых неожиданных вещах, быстро встроить в процессы компании какое-нибудь готовое облачное приложение или его API.
Словом, нужно соответствовать стереотипу #тыжайтишник и уметь работать на результат по любым задачам.
DevOps почти не виден
Один самых очевидных сценариев и трендов развития карьеры сисадмина сегодня DevOps; таков, по крайней мере, стереотип.
На самом деле, все не так просто: DevOps специалист в современном ИТ это больше помощник программиста, который постоянно доводит до ума и чинит инфраструктуру, разбирается, почему код заработал на одной версии библиотеки, а на другой не заработал. DevOps также автоматизирует разныеалгоритмы по развертыванию и тестированию продукта на своих или облачных серверах, помогает выбрать и сконфигурировать архитектуру ИТ-компонентов. И безусловно он может что-то напрограммировать и прочитать чужой код, но это не его основная функция.
DevOps это, по сути, немножко более специализированный системный администратор. Так его назвали, но профессию и задачи по сути это не изменило. Опять же сейчас эта профессия в тренде, но кто не успел туда зайти, имеют шанс сделать это на протяжении около 5 следующих лет.
Сегодня восходящий тренд в области построения ИТ-карьеры от уровня сисадмина робототехника и автоматизация (RPA), ИИ и Big Data, DevOps, Cloud admin.
Профессия сисадмина всегда находится на стыке разных предметных областей, это некий конструктор компетенций и навыков для самостоятельной сборки. Не лишним будет получить скилл стрессоустойчивости и минимальные знания психологии. Не стоит забывать, что вы работаете не только с ИТ, но и с людьми, которые бывают очень и очень разными. Вам также придется не раз объяснять, почему ваше ИТ-решение лучше, чем другие, и почему стоит использовать именно его.
Добавлю, что профессия будет оставаться востребованной неограниченно долго. Потому что все обещания крупных ИТ-вендоров, анонсирующих выпуск полностью самодостаточных платформ и систем, которые не будут ломаться, будут сами себя обслуживать и чинить, пока что не подтверждаются практикой. Об этом то и дело говорят Oracle, Microsoft и другие крупные компании. Но ничего такого не происходит, потому что информационные системы остаются предельно разнообразными и неоднородными с точки зрения платформ, языков, протоколов и т.д. Никакой искусственный интеллект пока не в состоянии настроить гладкую работу комплексных ИТ-архитектур безошибочно и без вмешательства человека.
А это значит, что сисадмины будут нужны еще очень долго и с очень высокими требованиями к их профессионализму.
IT-manager компании Linxdatacenter Илья Ильичев