Это истории тех, кто учится в Школе 21, успешно прошёл стажировку и остался работать в Сбербанке. Я уже рассказывала, что этот проект путь в IT и он крайне эффективен. Если очень коротко мы научились готовить джунов с нуля за год, делая упор на soft skills. Учиться нужно умению мыслить как разработчик от анализа требований до взаимодействия внутри команды. Что, собственно, в Школе 21 и происходит на базе C, где ребята в полубоевых условиях работают над проектами не по учебному материалу, а ищут всю информацию сами. Не все верят, что люди после такой подготовки могут быстро освоить новый язык или фреймворк за время стажировки и начать работать разработчиком.
Могут. Вот истории четырёх участников Школы 21, которые прошли как раз такой путь.
С вузами у меня как-то не сложилось
Меня зовут Максим Фролов. Родился в Волжском (маленький городок под Волгоградом). Из образования только 11 классов школы, с вузами у меня как-то не сложилось. Один Школьник написал в чат: Ребят, тут стажировки на разные направления, кому надо?. Я ответил: Можно попробовать, и понеслось.
Все-таки Школа 21 это ресурс для получения знаний самостоятельным путём, значит в теории, самостоятельно копаясь в недрах стаковерфлоу и технической литературе, параллельно выполняя проекты любого рода, можно было бы добиться того же, что я имею сейчас. Но Школа 21 даёт нереальный буст по времени. Почему? Это экосистема, в которой твой досуг сбалансирован так, что при разумном подходе ты успеешь и поиграть в настольный теннис или приставку, и обсудить с друзьями новый киберпанк, но в то же время сделаешь кусок сложного командного проекта, у которого скоро дедлайн, не потеряв при этом мотивацию и не перегорев. С этим обычно есть проблемы у онлайн-курсов. Ты заходишь на Курсеру, потому что понимаешь надо что-нибудь изучить. Приходится контролировать себя самому. В Школу 21 же можно приехать просто так, и нужный досуг сам найдёт тебя.
В Сбере работал в ДИТ Сервисы и безопасность, офис был на Чайке. Про проект сказать не могу, так как NDA. Занимался проектами под WebGL/Android+iOS на Unity. Сейчас компания занимается продуктом Revizto визуальным интегратором для строительного софта (Revit, Navisworks, SketchUp, Tekla и т. д.) Под визуальным интегратором имеется ввиду такой инструмент, в который можно запихнуть наработки из разных отделов и в реальном времени посмотреть как идёт проектирование, где есть пересечения частей зданий и т. д. Я занимаюсь непосредственно этим продуктом, работаю на связке Unity/.NET.
Что было самым важным? В реалиях нынешнего рынка это, наверное, софтскиллы, полученные во время командной работы. И расширение кругозора. В Школе 21 много интересных проектов, которыми можно позаниматься для души, если есть время. Я вот сейчас забрёл в ветку кибербезопасности и пытаюсь что-то делать с низкоуровневыми уязвимостями бинарников. Пригодится ли это мне когда-нибудь? Очень сомневаюсь. Но это как решать задачки для математиков, приносит неописуемое удовольствие:)
Планов как таковых нет. Жизнь штука динамичная. Я не знаю, что будет через месяц. Точно буду продолжать учиться и работать. Возможно, займусь каким-то собственным делом, давно хочу создать бесплатный образовательный ресурс в сфере GameDev, но никак не хватает времени.
Из советов важно не расстраиваться в начале. У всех когда-то не было понимания, как работает Hello World. И не расслабляться, когда уже преодолел порог вхождения. Свои навыки надо постоянно развивать, чтобы быть актуальным на рынке специалистов. Ну и искать ответы на интересующие тебя вопросы в разных источниках. О чём-то может подсказать знакомый, который работает над похожим с тобой проектом, о чём-то лекция на Ютубе, какая-то полезная информация есть на Хабре и Курсере/Степике, о чём-то может быть написано в книге, а что-то ты вынесешь для себя сам во время экспериментов.
Обратите внимание, что Максим говорит про вузы и Курсеру. Каждый в Школе 21 выбирает тот метод, который больше ему подходит: кто-то слушает лекции и читает те же учебники, что дают в вузе, кто-то проходит курсы в интернете, кто-то просто спрашивает всех вокруг и пытается вывести сам закономерности. Многие классические вузы во всех странах подходят к внедрению новых методик: проектная работа, peer-to-peer проверки, кросс-специальности. Но система образования всегда очень консервативна, и все изменения занимают годы, тогда как в Школе 21 мы можем проверить гипотезу, проведя A/B тестирование на одном потоке, и уже в следующем квартале внедрить нововведение. Появился спрос на новый язык или стек технологий уже в этом же году это может стать частью нашей программы.
До Школы 21 почти примирилась с тем фактом, что IT это не моё
Меня зовут Орлова Елена, учусь на бакалавриате в НИТУ МИСиС, третий курс, направление Информационные системы и технологии. Работаю в подразделении Государственные продукты и сервисы. Автоматизируем документооборот между банком и государством. Конкретно я занимаюсь разработкой на Java. В одном из проектов дорабатывала задачи из техдолга, в другом изучала и внедряла новую технологию для нашего трайба. В новом проекте буду изучать DevOps. До Школы 21 почти примирилась с тем фактом, что IT это не моё.
Удивил темп решения задач никогда не думала, что могу так быстро разбираться в совершенно новых темах. Также меня удивили люди они находят нестандартные решения, быстро мыслят. Плюс классно, что вместе собраны те, кому 18 и те, кому за 45. Ожидала, что новая методика обучения поможет переосмыслить подход к образованию. Всё оправдалось. Когда тебя не контролируют, не подпинывают и разрешают приходить в любое время, появляется больше желания что-то делать и даже задачи решаются креативнее.
Случай Лены характерен для половины наших участников, она, как и многие, не думала, что IТ это её. Мы вообще довольно часто слышим такое. Они пробуют, смотрят и понимают, что могут стать разработчиками.
Запуская проект, мы понимали, что уровень снобизма на отечественном IТ-рынке высокий и вчерашний лингвист/юрист/экономист/кондитер/музыкант должны будут пройти через первичное недоверие, многочисленные тесты и получить определённую долю отказов.
Звучит очень здорово, но мы не верим, что за год можно стать разработчиком
Меня зовут Кирилл Иванов, мне 26 лет, родом я из Вологды, до поступления в Школу 21 я жил в Санкт-Петербурге. У меня высшее образование, закончил я Петербургский государственный университет путей сообщения по специальности Управление ж/д перевозками и логистика на транспорте. Стажировка в Сбербанке у меня закончилась ещё в декабре 2019 года. В мае 2019 года меня и ещё шестерых участников Школы 21, кто был готов к выходу на стажировку, пригласили на спиддейтинг в Сбербанк. С каждым из нас по очереди общались несколько руководителей команд. По сути, это несколько быстрых собеседований в один день. Некоторым из нас предложили устроиться на работу в качестве стажёров. Если честно, то я не уверен, что без Школы 21 у меня вообще был путь в IT.
Сейчас продолжаю работать в той же команде. Ведущий инженер по разработке в розничном блоке, трайбе Забота о клиентах. Команда занимается разработкой платформы мониторинга трайба. Этот продукт нужен для визуализации бизнес, аппликационных и инфраструктурных метрик. Например, сколько звонков поступило в кол-центр, сколько сообщений пользователи написали в чате в Сбербанк Онлайн и многое другое. Администраторам систем необходимо наблюдать за состоянием своей системы, приложений и серверов. Я непосредственно занимаюсь разработкой этой платформы и настройкой интеграций с другими системами. Помню свой первый день, когда пришёл на очную встречу в Школе 21. Я увидел кластеры с iMac на столах, мне рассказали о методике обучения. Первой моей реакцией было: Офигеть, а так можно было???. В этот же день я уволился с работы и сразу же записался на прохождение бассейна. Не было каких-то особых ожиданий от обучения в Школе 21. Это просто было очень весело и интересно. Изначально я не знал, что это так далеко зайдёт, и я буду работать разработчиком в Сбербанке. Иногда я до сих пор думаю об этом.
Когда я искал стажировку, Школе 21 было всего полгода, и никто из компаний о ней не знал. Когда рассказывал о Школе 21, реакция многих была: Звучит очень здорово, но мы не верим, что за полгода можно стать разработчиком. Сейчас же, практически все IT-компании знают о существовании Школы 21, и о том, какие крутые участники в ней учатся. Если ты скажешь, что ты участник Школы 21, то тебя определённо возьмут на стажировку. Ну и, конечно, обучаясь в Школе 21, ты получаешь не только IT-знания, но и навыки, о которых я рассказывал выше.
Планы продолжу работать в IT, хотел бы поработать где-то не в России, и с новыми знаниями вернуться обратно.
В Школе 21 Кириллу дали достаточно много знаний и навыков, что сильно поможет ему в выстраивании дальнейшей карьеры. Предполагаю, что после получения крепких хард и софтскиллов у нас, он поработает где-то в Долине, а потом лет через пять вернётся в Россию. Ну или мы будем читать о нём в Forbes.
Методология помогла мне упорядочить мои разрозненные знания
Меня зовут Наталия Талантова, я из города Чебоксары, последние восемь лет живу в Москве. Закончила Чувашский государственный педагогический университет по специальности Связи с общественностью. Моя стажировка уже закончилась, но я осталась работать в том же самом месте. Работаю в Сбербанке, в трайбе ИСУ (Интеллектуальная система управления). У нас разрабатываются несколько продуктов, в совокупности они и образуют интеллектуальную систему управления, позволяющую понять эффективность работы сотрудника. Если его работа не соответствует метрике, то даётся ряд рекомендаций, направленных на то, чтобы устранить отклонение. Я вхожу в команду разработчиков одного из этих продуктов. Основной язык Python, библиотека pandas, также активно работаю с базами данных Oracle, Postgres.
На стажировку попала после одного из собеседований моей подруги, которая также учится в Школе 21. Она дала мне контакты моего текущего руководителя, и после собеседования меня позвали на работу. Да, я получила оффер ещё до окончания стажировки, и вот уже год как я работаю на этом месте.
Методология, которую использует Школа 21, помогла мне упорядочить мои разрозненные знания. До своего первого бассейна я самостоятельно изучала основы, проходила онлайн-курсы. Но у меня нет технического образования, и до Школы 21 я никогда не занималась программированием. В 21, за довольно небольшой промежуток времени, при должной мотивации, получаешь достаточно навыков для начала своей карьеры. Конечно, можно и самому развиваться, но это намного сложнее, да и нет такого мощного стимула, как плотное взаимодействие с другими участниками. Это тоже отличный способ изучать новое и понимать непонятное спросить другого или рассказать самому.
Ожиданий не было. Я из первого потока участников, и поначалу не было почти никакой информации о том, что представляет собой Школа 21, и вообще зачем всё это. Так что я относилась к этому как к небольшой авантюре: будет что-то путное хорошо, а если нет так и терять было особо нечего.
На работе используешь довольно узкий круг технологий. Решение школьных проектов позволяет оставаться в тонусе. Тем более планируются новые проекты на Python, а это прекрасная возможность подтянуть свои знания в языке и улучшить навык написания кода. Кроме обучения Школа 21 предлагает ещё массу других активностей. Например, лекции и вебинары, языковые и музыкальные клубы, спортивные секции и многое другое. Многие мероприятия организуют сами участники. Ну и просто интересно увидеть, что будет дальше.
Скорее всего, моя дальнейшая карьера уже не будет зависеть от того, когда я завершу обучение. К этому моменту у меня уже будет некий опыт работы, который позволит мне себя чувствовать увереннее. Планирую и дальше развиваться в разработке, углублять свои знания. Вершин для покорения тут множеств, скучно точно не будет.
Звучит, наверное, банально, но планирование карьеры в IT я бы начала с выработки стратегии. IT-сфера огромная, стоит понять, какая область вызывает наибольший интерес. Дальше узнать какие компетенции необходимо развивать. И, конечно, определить каким образом получить новые навыки сегодня есть масса образовательных возможностей. Это очень общая схема, но для меня стала рабочей.
Наталия PR-специалист по образованию, который применяет математический подход к планированию своей карьеры. Не думаю, что айтишники по образованию понимали на первом курсе, куда именно они идут и что конкретно будут делать и спланировали свою карьеру как продукт.
В результате
Истории участников Школы 21 очень разные. Мы знаем всё обо всех наших участниках и остаёмся с ними на связи даже во время прохождения стажировки, поэтому точно можем сказать кажется, мы нащупали именно ту образовательную инициативу, которой очень не хватает совершенно разным поколениям. Кому-то может показаться, что мы жестоки в плане отсева, непохожи на привычные вещи, вызываем вал критики и недопонимания но теперь нам не нужно никого убеждать предположениями, как в первый год. Теперь есть численные результаты: из 200 первых участников, которые вышли на стажировку, только двое не получили предложения о работе по окончании.