
Это я!
Начала карьеру яв2006 году вОдноклассниках как маркетолог. Через шесть лет получила роль менеджера попродукту иразвивала проект Подарки, аеще несколько лет спустя запустила снуля два мобильных приложения: конструктор подарков иприложение для мемов.
Вообще отсутствием предложений поработе яникогда нестрадала. НовРоссии 10лет работала иросла водной компании, мне это нравилось. Ихотя хедхантеры мне регулярно звонили мотивации менять работу небыло, так что насобеседования ходила только для поддержания тонуса. Было единственное по-настоящему интересное предложение: позиция вBooking.com срелокейтом вАмстердам. Новтот момент (2014год) уменя было все плохо санглийским так что интервью яблагополучно завалила.
Какое-то время спустя мой уже бывший муж выиграл влотерею гринкарт (Diversity Visa Lottery), имыпереехали вштаты. Атак как ячеловек технологий, былобы странно непопробовать изведать американский IT-рынок.
Тогда яприсоединилась кFasten райдшеринг-сервису вБостоне, ачерез год нахайпе криптовалют уехала вДолину искомпанией Bitclave провела успешное ICO. Теперь яживу вТехасе иразвиваю Zello приложение, которое делает измобильного телефона рацию.
Как получить оффер вАмерике? Можно искать вакансии самому наагрегаторах, аможно подключить вТелеге @g_jobbot. После того, как настроите параметры какая сфера вам интересна, какие локация (релокейт) изарплата предложения будут падать вчатбот.

Сначала устроиться вамериканские компании было относительно легко. Первые годы яработала впроектах срусскими основателями, поэтому стем, чтобы продать себя, проблем невозникало. Многие меня знали, иимбыло несложно проверить мой российский бэкграунд опыт иобразование.
Ноярешила, что этого недостаточно: жаль терять возможности, ради которых ялетела заокеан. Поработать врусских стартапах можно ивРоссии, получитьже американский опыт только вамериканских компаниях. Поэтому язахотела попробовать себя вчисто американских проектах. Тут ивозникли сложности.
Взгляд состороны соискателя: какие трудности бывают, когда выустраиваетесь вАмерике
Важно: эти трудности возникнут, если выустраиваетесь нанетехническую позицию: менеджером попродажам, дизайнером, маркетологом. Инженерам таких серьезных требований канглийскому или коммуникационным навыкам непредъявляют, нонужно совпадать скомпанией покультурным аспектам (cultural fit) и, разумеется, успешно пройти техническое интервью.
- Язык. Какойбы хороший английский увас нибыл, вштатах все равно придется многому учиться. Надо понимать множество акцентов, разбираться вофразеологизмах иустойчивых оборотах, разговаривать живо, анекак робот покнижке, учитывать культурные особенности: например, поддерживать small talk.
-
Предыдущий опыт. Американцам важен местный опыт даже
если вРоссии выработали вочень крутых проектах. Потому что,
во-первых, российский бэкграунд сложно проверить: наврать можно что
угодно. Аво-вторых, скорее всего это значит, что выеще
неадаптировались ккультурным особенностям работы вСША особенно это
касается soft skills.
Другие принципы найма буду говорить, как продакт. - Крайне важны коммуникационные навыки. Смотреть будут ненато, как тыдома молча сделал тестовое задание ипринес готовый ответ. Интервьюерам интересно, как тырешаешь задачу налету прямо насобеседовании, как тыпрезентуешь свой мыслительный процесс. Они дают какую-то проблему, иутебя есть 30минут, чтобы еерешить вслух.
- Много этапов собеседований. 56 этапов норма итипичный путь отбора. Сделано это для того, чтобы посмотреть накандидата сразных сторон. Зачастую интервьюирует чутьли невся команда, всете, кто потенциально будут работать скандидатом. Поэтому понравиться надо всем, анетолько руководителю.
- Процесс найма это надолго. Онзанимает много времени как для работодателя, так идля соискателя из-за серьезной конкуренции ибольшого количества этапов. Так что надо запастись терпением ирассчитывать, что устройство вкомпанию займет 36месяцев. Плюс чем выше позиция, тем этот процесс дольше. Ктомуже надо быть готовым, что отказов будет больше офферов.
- Работодателям очень важно резюме. Плохое просто небудут смотреть! Основные принципы составления хорошего резюме: умещается наодном листе, описаны только достижения непроцессы, иникаких личных данных типа возраста, хобби ифотографии.
- Все вопросы наинтервью известны вотличие отРоссии. Уменя поэтому поводу неоднозначное мнение. Хорошо, что тызнаешь, чего ожидать: можно подготовиться. Плохо, что эти вопросы знают все. Поэтому при выборе кандидата решающим является нето, насколько онумный, опытный или талантливый, анасколько хорошо презентовал свои знания.
- Питч. Питч это короткий рассказ осебе на1минуту, ондолжен отскакивать отзубов.
- Работодатели недают фидбек. Очень сложно понять, что конкретно имвтебе непонравилось, из-за этого замедляется процесс получения оффера.

Так выглядит Zello: регистрируетесь инастраиваетесь начастоту каналов
Как готовиласья?
Решила применить свои скиллы продуктового менеджера, построила воронку: резюме питч рекрутеру собеседование 1 собеседование 2итак далее, аконверсию улучшала экспериментальным путем. Наначальном этапе, когда ятолько приехала вАмерику, было примерно так. Из100 отправленных резюме, мне перезванивал один рекрутер. Тоесть конверсия была очень низкая, условно 1%.
Понять, что нетак врезюме, проще: редактируешь, обновляешь исмотришь, сколько приходит откликов.
Синтервью сложнее. Во-первых, ихвцелом было меньше азначит, меньше исходных данных для анализа. Аво-вторых, как яупоминала, фидбек практически никто недает. Поэтому непонятно, что конкретно стоит улучшить. Надо было отлавливать паттерны: какие вопросы задают, вкаких ситуациях, исчем, как мне кажется, ясправляюсь неочень успешно.
Тут мне очень помогли mock-interview это тренировочные собеседования сдрузьями или такимиже, какты, менеджерами попродукту. Выинтервьюируете друг друга идаете честный отзыв, как все прошло. Это полезный опыт икогда тыотвечаешь навопросы, икогда, наоборот, задаешь: замечаешь ошибки других, стараешься исправить ихусебя. Уменя было около 50таких интервью. Кто-то берет коучей янебрала, уменя денег небыло.
Натренировочные интервью хожу досих пор. Сама использую Stellarpeers, ноесть еще Pramp иExponent.
Сейчас яподняла конверсию изотправленных резюме взвонок рекрутера где-то до30%. Последний мой опыт собеседований был 1,5 года назад: на50компаний, скоторыми яперешла наэтап интервью срекрутером 1оффер. Есть кчему стремиться, новсе нетак плохо, как когда ятолько переехала.
Яидальше планирую тренироваться впрохождении собеседований. Слышала, что это частая практика постоянно собеседоваться или проходить mock-interview. Пригодится ичтобы быть втонусе, ичтобы понимать требования рынка.
Ктомуже, как яговорила, процесс найма вштатах занимает несколько месяцев. Илучше иметь офферы наруках иотклонитьих, чем неожиданно потерять работу, быть морально неготовым кинтервью исидеть без денег. Поэтому если вызахотите менять работу как минимум ясоветую заранее готовиться иприсматриваться, чтобы неупустить свой шанс, когда придет время.

Наша команда Zello :)
Взгляд состороны нанимателя: какие вопросы задают наинтервью ичто хотят узнать
Теперь уже уменя есть опыт интервьюирования как людей изРоссии, так иизСША. Язаметила, что российские ребята плохо говорят освоих достижениях. Они обычно скромничают, даже если заспиной много хороших завершенных проектов. Думаю, это связано скультурными особенностями: нас сдетства приучали невыпендриваться. ВАмерике обратная проблема: все умеют подать себя ирасхвалить. Ноесли копнуть глубже, точасто немогут ответить ничего дельного.
Намой взгляд, обе крайности плохи. Ноамериканский рынок устроен так: проверить неопытность гораздо легче, просто задав конкретные вопросы. Авот если человек неумеет уверенно говорить освоих достижениях это немоя задача как нанимателя раскапывать его потенциал. Потому что продакт, например, должен уметь продавать свой продукт, иего главный продукт онсам, как профессионал.
Стандартный американский образ интервьюера такой: надо быть максимально дружелюбным ивежливым, непоказывать своей точки зрения, новтоже время задавать правильные вопросы, чтобы проверить компетенцию кандидата.
Инженеров ясобеседовала только насовместимость скомандой cultural fit. Для проведения технических интервью уменя нет навыков, так что ихяникогда непроводила. Если инженер его прошел, яуже верю, что кандидат технически хороший. Ночтобы достигать результатов, нужна еще икомфортная обстановка вработе.
Что обычно продуктовые менеджеры спрашивают уинженеров:
- Почему выхотите работать внашей компании? Очень популярный вопрос везде ивсегда. Тут надо показать свои знания окомпании: еемиссию, технологический стек, инновации, юзеров, для которых делается продукт, близость культуры компании ит.д. Если разработчик идет работать вэтот проект нетолько ради денег, скорее всего оннесбежит при первой трудности или когда придет контр-оффер.
- Расскажите про процесс работы спродактом. Ответ наэтот вопрос покажет, насколько унас сразработчиком совпадает видение процесса, иберетли оннасебя инициативу.
- Опишите вашего идеального продакт менеджера. Это про ожидания кандидата ипрото, насколько ясоответствую этим ожиданиям.
- Расскажите про проект, которым выгордитесь. Таким образом мывыясняем, что важно разработчику получить витоге.
- Чтобы выхотели узнать обо мне или окомпании? Классика всех интервью.
5советов инженерам: что спрашивать насобеседовании
Разумеется, кандидаты непассивные персонажи. Совпадение повсем параметрам должно быть исостороны соискателя, исостороны проекта. Поэтому именно наэтом этапе отбора выможете оценить атмосферу вкоманде: насколько вам комфортно будет работать вместе. Япредлагаю задать менеджеру попродукту несколько вопросов.
Узнайте:
- Как продакт ставит задачи. Естьте, кто любит давать свободу разработчикам, изадачи ставятся достаточно высокоуровнево. Это подходит сплоченным командам ссильными разработчиками, укоторых глубокое знание продукта, инужен определенный уровень свободы. Есть, наоборот, те, кто любит сильно вдаваться вдетали. Это хорошо подойдет там, где разработчики непривязаны копределенной фиче, игде много джунов.
- Вкаком виде приходят задачи. User/job stories, PRD (product requirements), скетчи, прототипы итак далее.
- Как онрешает конфликты внутри коллектива.
- Как продакт приоритезирует задачи. Потому что никто нехочет быть перегруженным из-за продакта, который хочет завтра сделать все исразу.
- Какой онвидит идеальную команду, вкоторой хочет работать. Сравните стем, что увас есть сейчас.
Вобщем, выбирайте томесто, что вам подуше!
Что будет после интервью
Видеале, кандидат должен уйти ссобеседования вхорошем настроении. ВАмерике вкрупных компаниях типа Facebook или Google высылают обратную форму, где тыможешь оценить интервьюера. Есть сервисы вроде Glassdoor, Indeed, Comparably: тут кандидаты делятся мнением оработодателе. Нельзя допустить, чтобы обиженный соискатель пошел, написал гадости ипонизил рейтинг компании. Нетолько компании выбирают людей, ноилюди выбирают компании, вкоторых работать.
Долго икропотливо иэто только первый этап при найме вАмерике. Еще есть много тонкостей вкоммуникации между компанией ивозможным сотрудником. Ямогу рассказать про процесс получения офферов ито, как надо торговаться. Или про отказы: как сними работать икак отказывать самому. Могу больше рассказать про резюме, какие вопросы задают продактам икак ихнанимают вFacebook или Google. Былобы вам интересно? Пишите вкомментариях.
В Телеге можно настроить бот g-mate (@g_jobbot) будете получать вакансии по своему профилю прямо в чат. А компании могут опубликовать первые 3 вакансии бесплатно вот здесь.