Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Как стать цифровым куратором для своей бабушки

Вконце 2018 года вРоссии появился профстандарт для новой профессии цифрового куратора. Зарубежом цифровые кураторы это технические специалисты, отвечающие засбор ихранение данных. ВРоссии так будут называться консультанты вобласти развития цифровой грамотности. По-видимому, наиболее востребованы они будут среди пенсионеров, преимущественно тех, которые много лет старались держаться отгаджетов подальше.



Подготовка специалистов поновой профессии началась в20192020году. Винтернете можно найти информацию онаборе слушателей (курсы очень разные ипоколичеству часов, ипостоимости; есть ибесплатные для студентов ишкольников), нопока неизвестно, каковы перспективы трудоустройства. Хотя российские СМИ неоднократно писали отом, что цифровой куратор перспективная профессия итакие специалисты будут востребованы, всентябре 2020 года вакансий для них наэлектронных досках объявлений пока необнаружено.

Тем пенсионерам, укого есть дети ивнуки, конечно, живётся легче: импомогут настроить смартфон или совершить онлайн-платёж. Выможете пойти дальшеи, недожидаясь появления специально обученных людей, самим выступить цифровыми кураторами инаучить ваших родителей, бабушек идедушек пользоваться современными технологиями.

Почему мыобэтом пишем? Одна изтем, которую мырегулярно поднимаем иизучаем вЦентре подготовки РЦТ, это тема доступности технологий иэтичной разработки цифровых государственных услуг. Таких услуг, которые будут доступны всем получателям, анетолько технически грамотным, схорошим зрением изнанием канцелярита.

Немного опрофстандарте


Председатель Российского общества Знание, зампред Комитета Государственной Думы РФпообразованию инауке Любовь Духанина выделяет два уровня подготовки цифровых кураторов. Базовый смогут освоить старшеклассники, более высокий будет доступен студентам, аспирантам итем людям, кто выберет это занятие вкачестве второй профессии. Задача таких специалистов помогать людям виспользовании цифровых сервисов.

Что должен знать иуметь цифровой куратор вРоссии

Изпрофстандарта следует, что цифровой куратор должен работать наперсональном компьютере науровне уверенного пользователя, атакже:

  • знать правила делового этикета ипереписки, грамотно оформлять документацию;
  • уметь обращаться споисковыми системами, отбирать иструктурировать информацию;
  • владеть основными программами для ведения баз данных;
  • вести диалог, учитывая возрастные ииндивидуальные особенности собеседника;
  • организовывать консультирование граждан сограниченными возможностями здоровья спривлечением специалистов;
  • отбирать иприменять инструменты обеспечения информационной безопасности.

Необходимые знания:

  • Виды иосновные пользовательские характеристики мобильных устройств.
  • Основные функции операционных ифайловых систем; программы, входящие впакет типовых приложений операционной системы.
  • Браузеры ипрограммы электронной почты, основные онлайн-сервисы пооказанию электронных услуг, порталы государственных имуниципальных услуг.
  • Методы обработки информации.
  • Базовые принципы организации ифункционирования компьютерных сетей, принципы построения ифункционирования баз данных.
  • Основы законодательстваРФ вобласти персональных данных иинтеллектуальной собственности, атакже правила использования информационных материалов.

Цифровой куратор напрактике помощник для пенсионеров


Пока неясно, когда российские пенсионеры начнут массово пользоваться услугами цифровых кураторов, ноочевидно, что такая помощь имочень нужна.

В2020 году вовремя пандемии COVID-2019 особенно остро встал вопрос оприкладных навыках. Люди, которые могут самостоятельно решить свои проблемы спомощью интернета умеют связываться сблизкими поSkype, заказывать еду, развлекаться иобучаться, оказались ввыигрышном положении. Новыяснилось, что вРоссии очень много людей, укоторых нет компьютера исмартфона (или один компьютер насемью). Кроме того, многие пенсионеры, являясь владельцами банковских карт, понятия неимеют ниобанкинге, ниопокупках винтернете идосих пор постаринке получают пенсию наличными.

Этой весной, когда наличные уроссийских пенсионеров закончились, они привычно двинулись всторону отделения банка, порой даже мимо банкомата кзнакомому ипонятному оператору (часть пенсионеров имела выписку посчёту ввиде сберкнижки инепользовалась пластиковыми картами). Нобольшинство отделений были закрыты всвязи спандемией. Через некоторое время банки придумали способ доставлять наличные пожилым людям спомощью курьера, которого можно вызвать потелефону, новсёже история про аналоговых пенсионеров вцифровом мире очень грустная.

Зарубежом дела обстоят нелучше. ВВеликобритании исследование Доступ кналичным деньгам, проведённое позаказу правительства, показало, что17% взрослого населения (более 8млн человек) непользуется банковскими картами.

Базовые цифровые навыки первое, что необходимо освоить пенсионерам


Вмире всё больше пожилых людей, получающих услуги через интернет, нопока ниодна страна неможет похвастаться стопроцентной компьютерной грамотностью. Чему впервую очередь нужно научить пожилого человека, входящего воставшиеся проценты? Ключевое понятие базовые цифровые навыки (basic digital skills), тоесть навыки, которыми владеет любой уверенный пользователь.

Вот основные навыки, которые помогут пожилому человеку стать чуть более независимым исчастливым:

  • госуслуги (основной портал gosuslugi.ru ирегиональные порталы);
  • онлайн-банкинг карты иличный кабинет;
  • онлайн-покупки, заказ такси;
  • мессенджеры исоцсети;
  • поиск информации иразвлекательного контента;
  • основы цифровой безопасности, обращение спаролями, способы обезопасить себя отмошенничества.

Топ цифровых навыков пользователей вдругих странах


ВВеликобритании существует нацстандарт побазовым цифровым навыкам, свежая версия опубликована в2019году.

Начальный пользовательский уровень вВеликобритании

  1. Использование устройств. Пользователь знает, что такое оборудование, программное обеспечение, операционная система иприложение, может найти иустановить приложение, применить системные настройки, втом числе для обеспечения доступности.
  2. Поиск информации. Умение перемещаться поонлайн-контенту спомощью гиперссылок, использование навигации, поиска необходимой информации; использование поисковиков.
  3. Управление информацией. Открытие, чтение исохранение информации, работа сфайлами ипапками для хранения, организации иизвлечения информации сиспользованием локального иудалённого хранилища.
  4. Выявление ирешение технических проблем. Умение распознать, что возникла техническая проблема, простые проблемы решать самостоятельно, сосложными обратиться запомощью.

Несколько лет назад Центр изучения пенсионных реформ (ЦИПР) провёл исследование Иная старость: социальный портрет продвинутых пенсионеров. Вописанные специалистами атрибуты продвинутого пенсионера попало ииспользование интернета: покупки, соцсети, банкинг, госуслуги, почта, развлекательный контент.

Топ-3 цифровых навыков пенсионеров, которые продвигает правительство Сингапура:

  • оставаться насвязи сдрузьями исемьёй спомощью интернет-приложений;
  • использовать интернет-банкинг иэлектронные платежи исовершать покупки через интернет;
  • читать прессу иэлектронные книги, слушать аудиокниги.

Навремя карантина жители Сингапура получили бесплатный онлайн-доступ косновным СМИ. Вмае 2020 года потелевидению Сингапура прошло шоу Учись вместе сомной его ведущий игости-знаменитости делились советами ирассказывали олюбимых сервисах иприложениях. Обучающие занятия транслировались ионлайн. Пожилые люди Сингапура также могут связаться потелефону сцифровым волонтёром изадать ему вопросы.

Индивидуальные консультации поосновным функциям часто используемых мобильных приложений или настройкам телефона пользователи могут получить навидеоплатформе Microsoft Teams. Покупки винтернете ибанкинг для пожилой аудитории активно рекламируют блогеры. Опросы, проведённые вСингапуре, показывают, что, хотя уровень социальной удовлетворённости упенсионеров всвязи спандемией снизился, утех изних, кто пользовался цифровыми технологиями, оноставался более высоким.

ВИндии тоже борются ссоциальной изоляцией пожилых людей спомощью цифровых технологий. Местные благотворительные фонды учат своих пожилых подопечных пользоваться смартфоном, совершать онлайн-транзакции, бронирование, заказывать такси иоплачивать счета спомощью интернета, атакже общаться вСети иискать развлекательный контент.

Главным стимулом кцифровизации становятся социальные связи. 74-летняя жительница Австралии рассказала отом, что кцифровым технологиям еёподтолкнула пандемия: книжный клуб, вкотором она состоит уже 10лет, впервые провёл встречу дистанционно. Мыбыли вынуждены овладеть технологиями, чтобы сохранить качество жизни, говорит пенсионерка. Дистанционно объяснить, как работает сервис, нетак просто. Очень многие люди столкнулись сэтим, занимаясь экстренной цифровизацией своих родителей накарантине. Ноесли есть мотивация, обучение продвигается быстро.

Австралийские исследователи изИнститута третьего возраста изучают влияние технологий насоциальные связи пожилых людей. Они отмечают, что потребность вобщении побуждает пожилых людей повышать цифровую грамотность. Если допандемии человек был членом кружка или группы, тоесть хорошие шансы, что встречи продолжатся вонлайне. Язнаю 94-летнего мужчину, который уговорил своего 93-летнего приятеля купить старый iPad инаучил его каждое утро нажимать накнопку для видеозвонка, рассказал один изпреподавателей австралийского Университета третьего возраста.

Особенности обучения пожилых людей


При обучении пожилых людей необходимо учитывать ихособенности. Это нетолько возрастные изменения снижение активности, памяти икогнитивных функций, ноижизненный опыт. Нестоит недооценивать людей пенсионного возраста, считая ихзависимыми ибезынициативными, иобщаться сними снисходительно, как сдетьми. Возможность устанавливать приоритеты ипринимать решения очень важна для пожилых студентов. Неменее важна иподдержка близких.

Мексиканские специалисты поцифровым технологиям рекомендуют учитывать при обучении пожилых людей следующие моменты:

  • Знания должны отвечать личным исоциальным потребностям человека.
  • При групповом обучении важно сотрудничество: командная работа, взаимодействие иподдержка.
  • Полученные знания должны способствовать общению: обучение даёт возможность написать родственникам, найти друзей юности, завязать новые связи, записаться кврачу.
  • Пожилой человек должен быть главным действующим лицом всобственном обучении. Контент истиль курса должны разрабатываться сучётом его интересов иожиданий.

Главным фактором является мотивация. Приступая кобучению, люди старшего возраста должны понимать, какие преимущества понятные именно для них дадут имновые знания. Бабушка сможет посмотреть любимый фильм онлайн ипрокачать навыки садовода, адедушка-рыболов узнает оместах случшим клёвом инайдёт расписание электричек. Или наоборот. Методики обучения также могут быть разными: кому-то достаточно одного объяснения, кто-то захочет конспектировать, одним удобнее изучать гаджеты покниге, другие предпочитают видеоуроки. Наберитесь терпения, объясняйте проще, будьте готовы ктому, что всё придётся повторить, инеодин раз.

ВРоссии программы цифрового ликбеза пенсионеров есть вомногих регионах, новсвязи спандемией непонятно, когда они возобновятся икак изменятся. Так что, если вырешили стать цифровым куратором для своего родственника, вэтом году уже точно пора сделать это!

Полезные ссылки:

Источник: habr.com
К списку статей
Опубликовано: 15.09.2020 18:11:52
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Блог компании центр подготовки cdto

Интернет-маркетинг

Цифровая грамотность

Пенсионеры

Пожилые люди

Базовые цифровые навыки

Basic digital skills

Категории

Последние комментарии

© 2006-2020, personeltest.ru