Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Студенческие IT стажировки как мы стараемся делать их наиболее эффективными

Привет!Меня зовутДенис Александров,и помимо работывкачествеAndroid-разработчика,я уже более семи лет готовлю стажеров вразных компанияхизанимаюсь студенческими практиками.Мне приходилосьиработать с перспективными студентамиперсонально, и проводить групповые стажировки с отсевом.Ясобралсамыеважные и полезные тонкостипроведениястажировок для студентов,благодаря которыммы делаем наши стажировки максимально полезными и эффективными для всех ее участников.

Когда(и кого)начинать стажировать

Каждыйработодатель хочет видеть в кандидате сотрудника, готового уже завтра полноценно приступить к работе. Но на практикедаже опытным разработчикам требуется время дляакклиматизации. Чтоужговорить о студентах или вчерашних выпускниках.Поэтомувслучае набора студентоввозникает выбор:

  1. Не брать студентов, а дождаться их выпускас надеждой, что выпускники будут лучше подготовлены к рабочей деятельности.

  2. Работать со студентами, но дать имвозможностьуспешно закончить учебу.

  3. Брать студентов в штат без учета их образовательной деятельности.

Мы стараемся придерживаться второго подхода, и на это есть несколько причин.

Во-первых, борьба за достойных кандидатов начинаетсяввузе. Крайне редко встречаются талантливые, но недооцененные студенты, которые не смогли найти себе работу еще в годы учебы.

Во-вторых, даже самый талантливый студент сначалапопадает на стажировку. Ему еще только предстоит сопоставить теоретические знания и реальную работу.

В-третьих,многиестудентыне могут сразу понять, чем же они хотят заниматься после учебы. Стакими студентами очень важно наладитьсвязь как можно раньше, а лучше вообще быть первым.Этот первый опыт работыво многом определяет дальнейшую судьбуайтишника (т.н.синдром утенка).

Студенты редко выбирают один из путейучеба или стажировка сознательно. Большинствовсе-такихотят получить и диплом, и предложениеработы.Конечно, бывают ситуации, когда приходится выбирать, но в действительности большинство стажеров совмещают работу и учебу на протяжении нескольких лет. Я поддерживаю этот выбор,ия стараюсьорганизовать стажировки для студентов с дальнейшим полным трудоустройством.

Яболее11 летработаю впреподавании, и сейчас ребята, которых я готовил еще к ЕГЭ, ужеработаютв крупныхкомпаниях.Я периодически пересекаюсь со своими бывшими студентами нахакатонахи олимпиадах, и ставлю себе мысленные заметкивотстудент, который прошел ожидаемый путь развития;былобы неплохопосмотреть, как он можетприменитьопытна проекте, где я сейчас работаю.Конечно, это очень долгосрочная и туманная по результатам работа, нов плане результатов игра стоит свеч.

Нашу работу со студентами можно разделить на 3 основных этапа:

  1. Работа в вузе.Для того, чтобы заинтересовать самых перспективных студентов, мы начинаем работу не с рекламы собственного блога или группы в социальных сетях, а с офлайн работы ввузелекции, семинары, участие в вузовских мероприятиях.

  2. Студенческая практика.Это обязательная часть обучения в вузе, цель которой закрепить полученные знания.Каждый учащийся долженнайти себе место для практикииотчитатьсяоней, так что со стороны студентовспрос всегда есть.Нобизнес заинтересован в том, что привлечь самыхталантливых и мотивированных, и для этого мытак много работаем на 1 этапе.

  3. Стажировка. Этоне обязательная часть обучения, которую мы предлагаем лишь тем, кто хорошо себя показал на 2 этапе.Мы принимаем студента в штат компании и платимемузарплату.

Сотрудничество свузами

Вотчто мы делаем для того, чтобы найти и привлечьлучшихстудентов:

  • Участие в университетскиххакатонах, олимпиадах и дипломных работах в качестве экспертов.

  • Преподавание ввузе.

  • Открытые занятия и семинары на территории вуза.

  • Студенческая практика.

Конечные цели у вуза иучастных компаний, как правило, разные.Несмотряна это, ясчитаю, чтоиз этого сотрудничества оба участника могутизвлечьпользу.

Считается, чтовуз долженполностьюподготовитьстудентовкрабочей деятельности.Но это не совсем так. Со стороныAndroid-разработки могу сказать, чтоактуальность существующих технологийбудет пересмотренаещедоокончания учебы сегодняшних первокурсников. И даже если обучатьстудентов самым трендовым технологиям, это не дает гарантии востребованности спустя 5 лет, потому чтоневозможноугадать, какиебудуттребования к разработчику через 4 года.Впрочем, это и не нужно.

В вузестудентастоит научитьбазовым вещамязыку C++,принципамассемблирования и компиляции, способам организации памяти нажелезномуровне и др. Да, этогоне будет в списке требований кAndroid-кандидату. Как,наверно,не будет и в 98% другихвакансий.Вуз даеттутеоретическую базу,котораяпозволяет, например, видетьпротекающие дыры в абстракциях (по выражению ДжоэлаСпольски, сформулировавшего Закон дырявых абстракций).

А вот то, что наш студентувидит в вакансиях, когда станет кандидатом,постоянноменяетсякаждый год появляютсяновые технологии, фреймворки, версии языков программирования и др. Программисты учатся постоянно, и для этого гораздо важнее широкийбазовыйтехнический профиль, чем знание модных фреймворков. Гораздо проще самостоятельно изучить платформенное API и документацию к фреймворку, чем наверстатьпробелы в знанииатомарныхибитовых операций.

Со стороны промышленной разработки я могу точно сказатькакими бы полныминибыли требования к разработчику, все равно придется учиться. Вообще самообразование для разработчика, на мой взгляд, самый важный навык. Практически всенеобходимые знаниянаходятсяпаройкликов. И нам жизненно необходимо уметь находить и применять эти знания.

Нотунеобходимую теоретическую базу, которую дает университет, нужно еще привязать к жизни. Иэто можно увидеть только там, где идет разработка настоящих проектов в коммерческих компаниях.Еще до началанепосредственно практик и стажировок мыпомогаем вузу с экспертизой иуниверситетскими активностями здесь взгляд со стороны бизнеса очень полезен.

Многие студенческие проекты страдают не столькоотнизкойстепенитехническойпроработки(как будто в большом бизнесе такое не встречается!), сколько отнепонимания в целомзачем и для кого предназначен объектисследования.Студентам всегда тяжело даютсяфреймворки, процессы разработки и прочиебытовые вещи в IT-разработке.Без практики знания о таких вещах сложно усваиваются. Мы стараемся помочь студентам разобраться в этих процессах подсказываем, где применение фреймворка поможет сэкономить драгоценное нахакатоневремя, проводим игровые занятия с разбором ролей в команде разработки и в бизнес-процессах.

В прошлом годуя прочиталкурс лекций по инструментам и технологиям разработки ПОдля студентов последнего курса кафедры разработки ПО в Южномфедеральномуниверситете.В качестве практических примеров я всегда рассматриваю максимально прикладные задачито, с чем мне личноприходится сталкиваться.Спустя полгодачасть студентов пришла к нам в компанию на практику. И общее понимание наших производственных процессов очень помогломне выстроить обучениесо студентами.

Важно не перегнуть палкустуденческийпроектможетбытьне совсем продуман ив меру неряшлив. Гораздо важнее показать базовые принципы формирования требований к проектам и коду:почему важно понимать конечного пользователя,как делать систему гибкой и адаптивной под изменяющиеся требования, как учитывать юридические тонкости при работе с данными и т.п.

Вообщедля бизнеса инвестиции в работуввузах однииз самых неоднозначныхвплане результата. Все будет зависеть от заинтересованности преподавательскогои управленческогосостава и бюрократии,котораявсеактивнее поглощаетобразовательные процессы.Это долгосрочныеинвестиции, результатыкоторыхможно увидеть только спустя много лет. Однако если ваша работа регулярная и вы планируете набирать сотрудников ещемного лет, опыт работы с вузом будет очень полезен.

Студенческая практика

Я встречал множествоспособов организациистуденческой практикиот принеси диплом на подпись в последний день до вот тебе бизнес-фича в реальном проекте, у тебя как раз две недели, должен успеть.

Мы практикуем групповые студенческие работы. Во время прохождения такой практики студенты делают совместный проект под присмотром практикующего специалиста.

Пару раз в неделю мы организуем занятия, на которых разбираем текущий прогресс по работам либо изучаем необходимыематериалыархитектуру приложения, платформенные или языковые особенности и другие подобные вопросы.

Наш воркшоп QARATE.Внем принялиучастие в том числе и мои стажеры.

Обязательное время в офисе и минимум часов мы не обозначаем.Посещатьзанятия тоже не обязательноматериалы можно изучить самостоятельно (хотя это и очень сложно).

Практика у разных курсов длится по-разному от 2 до 10 недель.Но кроме этогомы периодически устраиваем расширенные практики с возможностью дальнейшей стажировки. В этом случае практика будет длиться в среднем 6-10 недель.Студенты могут завершить практику точно в срок, регламентированный вузом, получить необходимые документы и возвращаться к учебе.В случае же,если студентвыберет,успешно завершитнашурасширенную практику и хорошо себя проявитмы можем предложить ему дальнейшую стажировку.

Естьспособобойтипрактику. Если у студента уже есть неплохойпроект,портфолиоили опыт стажировки в другойкомпании,мы готовы рассмотреть вариантперезачестьпрактику.

В качестве дополнительногостимулак прохождению практики, по еезавершениистуденты получают проекты в свое портфолио и персональные рекомендации от менторов. Мы не практикуем грамоты или сертификатытолько реальные результаты работы и персональные отзывы.

Для меня главным критерием готовности человека к стажировке является умение быстро и в необходимой мере учиться. Так или иначе, стажировка этопроцесс интеграции в реальные проекты и процессы компании. Здесь просто необходимо научитьсяучиться. Если студент проявляет все необходимые предпосылки, мы предлагаем ему стажировку.

Стажировка

Итак, если студент хорошо себя проявил, мы можем предложить ему стажировку.В нашем пониманиистажировка студентовпроцесс обучения необходимым процессам и технологиям для участия вбоевыхзадачах. Очень важно дать начинающему разработчику полноценные знания о работе, научить разбираться коде, осваивать библиотеки.

Мы сформулировали несколько причин, почему стоит максимально отложить привлечение начинающих специалистов к боевым проектам:

  1. Для начала нужно дать возможность ошибиться. Не все в разработке получается с первого раза,и возможность начать сначаланеобходимость.

  2. Поэтапное внедрение в процессы. Тяжело с ходу разобраться во всех особенностях работы в IT. Стажировкаодин из способов поэтапного внедрения в компанию.

  3. Нужно научить разработчика глубоко разбираться в проблеме. Не всегда боевые условия позволяют выделить необходимое для этого время.

  4. У студентовиногдаслучается сессия, и в этот момент им лучше иметь возможность спокойно сдать ее. В случае с реальными проектами далеко не всегда удается безболезненно это сделать.

Стажировка и стресс

Стажирующиесястуденты неизбежно попадают в стрессовую ситуацию:нужно и на работу ходить, и про учебу не забывать. Так как работодатель является непосредственным участником этой ситуации, он может как содействовать, так и усугубить и без того нелегкое состояние студента.

Что мы делаем для поддержания студента:

  • Содействие в написании дипломной работы. Стараемся подобрать тему работы и стажировку таким образом, чтобы время, потраченное у насв компании,помогло в написании и защите дипломной работы.

  • Свободный график, который определяет сам студент. Не совсем удобно для менторов, но загонять студента в невыполнимыесрокипожалуй,худшее решение.

  • Учебные каникулы для сдачи сессии. Так как под стажировкой мы понимаем в первую очередь образовательный процесс, мы стараемся не задействовать стажеров в коммерческой разработке. Это позволит студенту безболезненно взять отпуск и сдать сессию или долги.

  • Возможность плавно наращивать темп. Есть лишь минимально необходимое количество часов, верхняя планка согласовывается по готовности с самим стажером.

Стажировка и оплата

Да, как правило, стажировки оплачиваются. Стажировкаэто процесс подготовки сотрудника к работеобучение, знакомство с компанией и командой и пр. Безусловно, основной интерес компанииэто получитьсотрудника для решениябоевых задач.

Все позиции стажеров у нас оплачиваются. Кроме этого,у всех стажеров регламентируется рабочее время и количество часов в неделю (в соответствии с принятой ставкой). Всепо-взросломудаже еслисотрудникне сразу приступает кбоевымпроектам, процесс работы все равно соблюдаетсякодревью, работа в команде и с менеджером.

Я считаю, что отсутствие хоть какой-то оплаты работы стажеров говорит лишь о том, что на него не делают серьезную ставку, либо попросту эксплуатируют. Если же компания готовит хороший кадр, в любом случае должна присутствовать компенсация временных затрат.

Что считается успешным завершением стажировки

В первую очередьполная интеграция в процессы компании.К счастью,студентыв большинстве случаевбез проблем вливаются в новую компанию.

Вторым, но не менее важным, критерием является самостоятельное обучение. Самое важное свойствоJunior-разработчиканавык самостоятельно найти, изучить и применить технологию. Работа разработчика напрямую связана с этим. На следующей итерации, куровнюMiddle, он будет учиться самостоятельно отфильтровывать необходимую информацию, но пока хватит и поиска.

В-третьих, это умение самостоятельной экспертизы собственного кода. Программисты не умеют писать идеальный код. И даже хороший код приходится переписывать по нескольку раз. Крайне важно владеть самокритикой для дальнейшего роста.

Ну инаконец, в-четвертых, это готовность (в первую очередьвременнАя) к работе нареальномпроекте. Здесь важно иметь необходимое для работы количествочасов,а также возможность участия в плановыхсозвонахисовещаниях.

Что же касается широко распространённой во многих компаниях практики итогового тестирования стажёров,я категорически не одобряю различные тесты на знаниеименно языковпрограммирования. Я встречал кандидатов на работу, буквально выучивших самые популярные вопросы по разработке. К сожалению, с реальным умением программировать это практическиникакне связано.

Инаконец,после того, каквсе критерии соблюдены, мы можем предложить стажеру позицию разработчика.

Что дальше?

А дальше боевойпроект. Здесь начинающий разработчик сталкивается с суровыми буднями программиста. Например,узнает, что код далеко не всегда пишется по канонам. Узнает, как появляются костыли. Разбирается, почему рефакторингвещь нужная, но редко выполнимая. В общем,продолжает учебу, потому что на мой взгляд самое лучшеевразработкевечное обучение.

Кроме этого,студент принимает участие в экспертизе других разработчиков (попростуcodereview). Я считаю, что для этого крайне важно привлекать специалистов разных уровней. Так и дилетантские ошибки найти проще (а опытные разработчики часто их пропускают), и вырасти команде разработки проще. В конце концов,Junior-разработчикутоже нужноразбиратьсяв чужом коде, и лучше начинать это делать уже на этапеcodereview.

Вместо выводов

Я считаю, что ключевым и решающим фактором в успешности стажировки является мотивацияи исполнительностьстажера.Тем не менее, я как организатор могу подкрепить эту мотивацию и обеспечить условия для того, чтобы поставленные перед стажером задачи были выполнены в срок.

Для того, чтобы эти факторы сложились, очень важно еще на этапе планирования понимать,что хочет получить каждая сторона и как этих результатов достичь. Технические же детали в момент уже проведения стажировки практически всегда перекраиваются.

В апреле 2020 года мы были вынужденыцеликомизменить формат практики и стажировки на онлайн. Само собой,это создало целый ворох проблемот обеспеченности техникой до заключения договоров на стажировку.

Тем не менее, мы помогли группе студентов закрыть свои учебные обязательства и познакомитьсяс миром коммерческой разработки. Ау нас появился новый стажер.

Полезные ссылки:

Зачем студенту стажировка: 7 аргументов за на hh.ru

Рабочие будни программиста: ожидания и реальность в блоге Mail.ru Group

Топ-10 качество программиста. Мнение лучших работодателей на geekbrains.ru

Источник: habr.com
К списку статей
Опубликовано: 30.09.2020 14:10:05
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Блог компании аркадия

Учебный процесс в it

Карьера в it-индустрии

It-компании

Стажировки

Работа с вузами

Карьера ит-специалиста

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru