И что он, пользуясь доверием собственной аудитории, вводит пользователей в заблуждение и предлагает не самые релевантные сайты, а свои сервисы. А это лишает игроков рынка заметной доли прибыли, что сковывает, а подчас останавливает развитие этих онлайн-сервисов и, в целом, отрасли.
Разбираемся, так ли это. Пишите в комментарии, согласны ли вы с этим мнением.
Определимся с терминами. Сниппет небольшой фрагмент текста, который показывается пользователю в результатах поиска. Цель его дать пользователю возможность выбрать на какой сайт перейти. Чем больше пользователей увидели ваш сниппет в выдаче тем больше шанс, что они попадут к вам на сайт.
CTR (Click to Rate) параметр сниппета процент перехода людей из выдачи по отношению к общему количеству людей искавших что-то в поисковике по этой фразе.
Согласно исследованиям (ссылки в конце статьи) чем ниже находится сниппет в поисковой выдаче, тем меньший процент людей переходит по нему. Т.е. CTR сниппета уменьшается, если сайт показывается ниже в результатах поиска.
CTR зависит от поискового запроса, от тематики, от внешнего вида самого сниппета и т.д. Не так важно конкретное значение, далее для простоты возьмем значение CTR=20% для первого места в органической выдаче. Сниппет второго места при этом будет примерно 15%, на третьем месте 10-12% и т.д. снижается с увеличением места.
Если вы лучший сайт в отрасли и занимаете первые места по соответствующим запросам, то вы могли рассчитывать на 20% трафика (CTR=20%). Обычно на первых местах в органической выдаче Яндекс показывает сайты, подтвердившую хорошую удовлетворенность пользователей. У каждого поисковика есть система метрик, оценивающих не только релевантность поисковой выдачи (т.е. насколько сайты из выдачи соответствуют запросу пользователя), но и насколько пользователи, перешедшие на каждый конкретный сайт, удовлетворены найденными сайтами это основа современного поиска.
Что происходит, когда между контекстной рекламой (Яндекс.Директ) и органической выдачей появляется блок высотой с 2-3 сниппета. А в этом блоке один из сервисов Яндекса? Правильно CTR первых мест в органической выдаче снижается. Хотя бы потому, что вместо первого-второго экрана сниппет уезжает на второй-третий экран (для экранов смартфонов этот эффект выражен еще сильнее).
Вместо прежних 20% трафика, теперь лидер отрасли получает 10-12%. Те же кто ранее получал 10% теперь будут получать 5% и т.д.
Пусть на сайте 100 тысяч посетителей в сутки. Далее, простой расчёт: если интернет-компания получает половину трафика с SEO (50 тыс.), а половину от него составляет Яндекс (25 тыс.) то после появления блока с сервисом Яндекса (так называемые колдунщики) от этих 25 тыс. останется лишь 12 тыс. Возможно это покажется незначительным, но что такое 12 от 100? Это 12% трафика и значит 12% доходов. Здесь можно долго считать копейки, рассуждать про постоянные и переменные расходы, про особенности того или иного бизнеса. Суть не в этом. Приведённый пример расчёта сделан на опыте реального бизнеса, на основе реальных показателей, цифры сильно приближены к настоящим. Такова жизнь сейчас.
Представьте, что маржинальность вашего бизнеса была 10%-15% и у вас испаряется 12% прибыли? Сколько ресурсов вы теперь сможете тратить на исследования аудитории, апробацию новых технологий, на развитие собственно продукта?
Не было бы причины волноваться, если бы сервисы Яндекса ранжировались в общем порядке и все участники рынка могли участвовать на равных показывать такие же яркие и привлекательные супер-сниппеты с картинками, таблицами и пр. Такая возможность как бы была на протяжении короткого времени технология, презентованная еще Ильей Сегаловичем Яндекс.Острова (по сути колдунщики). Однако, не выйдя из бета-тестирования, она была свернута. Официальная причина Острова вебмастеров хуже по качеству, чем собственные Острова Яндекса. Сейчас колдунщики доступны только аффилированным с Яндексом онлайн-сервисам. Вот еще несколько примеров колдунщиков, согласитесь, такой сниппет не пропустишь, пройти мимо сложно:
Или так:
Ещё:
Хотя даже в этом случае никто никогда, кроме разработчиков Яндекса, не узнает какой повышающий коэффициент (или иной механизм искусственного увеличения релевантности) применяется Яндексом к собственным сервисам, чтобы получить больше трафика.
Сейчас Яндекс уже не просто поисковик. Это IT-компания, которая строит свою империю. Но делает ли она это честно, или же за счёт других игроков, и вводит ли она в заблуждение пользователей, подтасовывая результаты органической выдачи? Замедляется ли развитие отрасли из-за манипуляций, и что мы получим через 3-5-10 лет?
Выходит, что мегакорпорация кормит пользователей только своими собственными продуктами, потому что другие компании не выдержали конкуренции? А ведь отсутствие конкуренции приводит к тому, что страдают конечные пользователи.
Интересное по теме:
- Обзор про разным исследованиям CTR сниппетов.
- Статья от Яндекса (старенькая, но суть не меняется).
- Исследование с использованием технологии EyeTracking (на этот раз про Google).