Вячеслав Ермолин, 8 октября 2020 года.
Кто и куда тратит деньги в глобальной космической
индустрии.
Космический бюджет Земли четко делится на две части коммерческая деятельность и государственное финансирование гражданских и военных проектов. Госбюджеты финансируют то, что называется космическая деятельность. Коммерция сосредоточена на обслуживании массовых технологий навигация и передача данных (в основном телевидение), которые к космосу можно отнести условно.
Отношение космоса к бизнесу как 1 к 3. 80 млр госбюджетов стран против 280 млр услуг.
Американская аналитическая компания Bryce опубликовала отчет
о глобальном космическом бюджете за 2019 год. Цифры по странам
и видам деятельности приблизительные, другие методики учета могут
давать другие значения.
Сделал перевод инфографики из отчета глобальный космический бюджет
с делением по различным параметрам (страны, сферы деятельности и
т.д.). Сделал отдельно фрагмент с государственными
бюджетами.
Если смотреть по деньгам, то выводы очевидные:
Космическая деятельность дело немногих.Их шесть: США, Европа, Китай, Россия, Япония и Индия. Что совпадает с центрами влияния современного мира. Эти страны используют государственные бюджеты для космической деятельности и подтверждения своих позиций (доминирование и экспансия). В массовом сознании это и есть космос.
Подавляющее доминирование США.Как в использовании своих ресурсов (бюджеты, промышленность, персонал, проекты), так и в практических результатах космической деятельности. Перед сравнением в стиле а вот американцы просто посмотрите на бюджеты.
Коммерческая деятельность сосредоточена исключительно на обслуживании массовых потребителей на Земле (там где есть платежеспособный спрос).Потребители эту деятельность с космосом не связывают телевидение, навигация, карты и интернет.
Интересные и резонансные космические темы,связанные с наукой и пилотируемыми полетами составляютнебольшую часть космических бюджетов.Это и есть космос в массовом сознании.Пусковая деятельность по запуску спутников и пилотируемых кораблей составляют небольшой процент общего бюджета.Без видимого роста на протяжении многих лет.
Компании космической индустрии New Space: SpaceX, Blue Origin и т.д. пока составляют ничтожную долю от космического бюджета. Нового рынка в космической сфере нет. Рынки на который нацелены эти компании пусковые услуги ($5 млр в год), фотоснимки ($2,3 млрд в год), интернет из космоса ($2,8 млрд в год) и пусковые услуги ($5 млрд в год). 15 млрд долларов или 4% космического бюджета Земли.
Перспективы развития рынка низкоорбитального интернета связаны с большим риском.Он связан не с освоением доли традиционных космических поставщиков широкополосного доступа , а конкуренцией с наземными операторами. Для успеха интернета с неба необходим передел этого рынка. Результат этой борьбы предсказать трудно. Лично я с сомнением отношусь к возможности среднесрочного успеха этих проектов. Если смотреть только по космическому сегменту, то стоимость проектов (в среднем до $10 млрд каждый) совершенно несоизмерима с емкостью рынка на сегодняшний день несколько миллиардов долларов на всех. А вот если произойдет массовый переход потребителей с традиционных наземных операторов на спутниковый интернет тогда будет обеспечен коммерческий успех. Условные несколько миллионов колхозников в США и Канаде проекты не окупят.
Замечание:
Сравнивать космический бюджет НАСА ($20 млрд) с
другими неверно общий государственный космический бюджет США почти
$58 млрд.