Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Как построить самовоспроизводящуюся практику



Сегодня расскажем, как организовать устойчивое развитие команды, которая не подвержена кадровым кризисам. Где руководитель не тонет в оперативке, сотрудники не скучают годами на одинаковых задачах, старшие специалисты не бронзовеют, а привлечение новых сотрудников не стоит как крыло самолёта. Если не найдёте в тексте ничего нового для себя, поздравляем! А мы наступили на все приведённые грабли. Может быть, кого-то наш опыт убережёт от ошибок. Или подскажет решение.

В основе этой статьи воркшоп, который мы ведём для руководителей производственных команд. Начинаем его с опроса: Что вам мешает выкладываться и получать удовольствие от работы? Ответы получаем такие: руководители по горло в администрировании, опытные ребята со временем упираются в потолок и гаснут. Талантливые начинают звездить и манипулировать. На молодых специалистов особо не ставят, ими некому заниматься работа горит. Некогда точить, надо пилить и вот это всё.

Так выходит не потому, что какие-то неправильные люди плохо работают, а потому что в практике не выстроены процессы.

Практикой (или центром компетенций) мы называем группу специалистов одного направления, то, что в других компаниях называют отделом, подразделением, департаментом: практика дизайнеров, проджект-менеджеров, бизнес-аналитиков, QA-инженеров, разработчиков. В Redmadrobot, например, три практики разработчиков по направлениям: iOS-, Android- и Front-end + Back-end. Кроме решения функциональных задач на проектах практика производит и управляет знаниями. И работает относительно автономно от других практик, например, сама себе ставит квартальные цели в рамках общей стратегии компании.

В здоровой практике у команды кроме работы на проекте есть время на развитие. Специалисты включены в профсообщество, следят за происходящим в своей области, адаптируют отраслевые тренды и сами производят новые технологии. В практике налажен приток новых сотрудников, есть система адаптации и обучения, для мидл-специалистов выстроены планы развития, которые учитывают их интересы. Здоровая практика не пострадает от бас-фактора, что бы ни случилось.

Практика здорового человека

Теперь по порядку, почему всё нормально работает.

Команда


В центре схемы группа людей c руководителем наверху. Он, как и положено, формирует требования к компетенциям сотрудников, ставит и принимает задачи, помогает разруливать задачи со звёздочкой, транслирует стратегию, чтобы его ребята не просто делали работу, а понимали, к каким результатам движется компания и в чём их личная заслуга.

В команде есть костяк помощники лида, его правая и левая руки. Это самые опытные специалисты, которые помогают с организационными вопросами, собирают и поддерживают базу знаний, руководят направления внутри практики. И команда бойцов, мидл- и джун-специалистов, занятых на проектах.

В этой системе лид не перегружен. Часть задач он делегирует помощникам и может заняться планированием: проектирует, куда и как будет развиваться практика и люди внутри неё. Чтобы сотрудникам всегда было куда расти, чтобы им вовремя подбиралась замена, когда идут на повышение или меняют роль, и практика работала как часы.

А вот картина, которая встречается гораздо чаще:

Практика курильщика

Здесь лид за всё отвечает сам, остальные специалисты плотно заняты на проектах. Есть ли в команде стажёры или молодые специалисты? Обычно нет. Это затраты и головная боль а команда и так еле успевает делать основную работу.

Рано или поздно люди вырастают. Но мидлы не смогут стать синиорами, пока не передадут свои задачи специалистам помладше, а джунов в этой практике нет. Специалистам только и остаётся, что сменить место работы. А для компании это убыток, и тем больший, чем квалифицированнее специалист.

Если долго сидеть без движения, даже классные и лояльные специалисты начинают закисать. Начинаются манипуляции, предложения повысить зарплату за выслугу лет а этого компания не может себе позволить, пока не увеличит прибыль (или количество и размер проектов, если это сервисная компания). Недовольство легко распространяется и сказывается на всех в команде.

Это можно предотвратить, если настроить процессы на двух контурах: на внешнем работу с профсообществом, и на внутреннем работу со стажёрами. Сначала разберём внешний.


Работа с профсообществом

Повестка, технологии, кейсы


Если компания амбициозная, она старается быть в технологическом авангарде, делать передовые проекты и зарабатывать на них. Такие компании есть в каждой отрасли, на них все равняются. Работа с R&D прописана у них на уровне стратегии. Важная функций лида практики быть в курсе изменений в своей области и регулярно предлагать команде свежую повестку для освоения и реализации на проектах.

Повестка берётся из профессионального сообщества локального или международного масштаба. Это так называемые best practices: новые технологии и методики работы в ответ на новые запросы бизнеса и потребности пользователей. Примеры такой повестки: переход на server-side Kotlin в разработке, внедрение кастдева вместо рыночной аналитики в маркетинге и т.д, и т.п.

Повестка становится технологией, когда практика разобралась, как это работает и может воспроизвести своими силами. Технологии не только отраслевые и производственные, но и управленческие, исследовательские, образовательные и т.д.

Чтобы специалисты были в курсе повестки, лид планирует загрузку команды таким образом, чтобы оставалось время на освоение, разработку и внедрение технологий на проекты. И организует распространение знаний между сотрудниками. Мы в Redmadrobot передаём знания через групповые мероприятия: технологизации, школы, воркшопы.

Освоенные и реализованные на проектах технологии выпускаются в виде кейсов и возвращаются в профсообщество. К кейсам на схеме мы относим статьи, доклады на конференциях, аналитические отчёты, экспертные мнения в медиа и т.д.

Так результаты работы компании и отдельных практик становятся видимыми. У заинтересованных специалистов появляется способ сделать профессиональную репутацию себе и команде. Потенциальные клиенты могут рассмотреть, что и как делает компания. Будущие сотрудники с какими задачами и технологиями работает команда, кто её заказчики.

Например, повестка аналитика данных в HR. Когда мы раскусили эту тему: собрали модель данных, описали процесс и критерии для сборки, получили первую статистику сразу же выпустили отчётный текст, чтобы показать, как работает технология в команде из нескольких сотен сотрудников. Этот кейс принёс нам первое место от hh.ru.

Ещё примеры:

Когда внешний контур не выстроен, последствий больше, чем кажется на первый взгляд:

В первую очередь, если руководитель замкнул на себя все процессы, у него вряд ли есть время на повестку и на обновление стека технологий. Ему бы разрулить административные задачи. Команда все силы отдаёт проектам, на освоение и внедрение нового времени не остаётся. Увлечённые специалисты, может быть, и в курсе того, что происходит в их области, но без возможности работать с новыми технологиями быстро теряют интерес и уходят. В команде остаются только кондовые сотрудники, для которых главное не потерять место.

Бывает и так, что руководство создаёт экспериментальное R&D направление, например, внутри практики разработки. Направление генерирует активность, но новые технологии не тестируются на проектах и не приносят прибыль. А компания ещё и тратит бюджет на работу таких экспериментаторов.

Если не налажена система производства кейсов, никто не знает, что в компании сильные специалисты делают интересные проекты. Потенциальные хорошие сотрудники охотнее устроятся к конкурентам. Или попросят завышенные зарплаты, раз нет возможности опубликовать результаты своей работы.

А ещё бывает, что руководитель единственный известный эксперт в практике. Он плотно вовлечён в профсообщество, развивает личный бренд: пишет статьи и выступает, на его громкое имя в компанию приходят новые сотрудники. У него большой простор для манипуляций: если решит уйти, за ним могут уйти и все, кто пришёл на него. Если вы не успели вырастить преемников, практика посыпется. Классический бас-фактор.

Работа со стажёрами

Фреймворки, знания, стажёры


Это внутренний контур. Если процессы в нём налажены хорошо, освоенные и реализованные на проектах технологии пополняют базу знаний практики. Знания библиотеки и фреймворки, репозитории в GitHub, борды в Miro, инструкции по работе с инструментами, а также учебные программы на основе отработанных паттернов решения задач. В производстве знаний участвуют сами специалисты, знания свободно распространяются внутри компании, загружаются в новых сотрудников и тех, кто идёт на повышение или меняет роль.

Такая система передачи знаний от старших специалистов младшим через наставничество, стажировки, партнёрские программы с вузами и т.д. помогает сотрудникам уровня мидл и выше прокачать экспертизу и получить новые навыки пересобрать свой опыт, научиться учить других. У компании появляется инструмент для поддержания мотивации сотрудников, если не все хотят или могут расти в руководители. И благодаря притоку новой силы из джунов и стажёров у практики нет дефицита кадров.

Мы учили разработчиков с момента основания Redmadrobot в 2008. Брали на работу лучших из лучших, но всех приходилось переучивать программировать под мобильные платформы с языков С, С# и др. Это было связано с особенностями разработки под мобилку: для iOS и Android ещё не было требований, кроме набора платформенных фреймворков. Специалисты не знали общепринятых правил разработки и не имели опыта за исключением разового, т.к. на их прошлой работе не было налаженной практики.

Летом 2015 мы организовали первую стажировку. Придумали программу, формат домашек и критерии оценки. Затем каждый год программу меняли и старались дополнять актуальными темами. Порог входа тоже варьировался. В первый год набрали увлечённых студентов с минимальными знаниями в мобилке. Во второй джунов и мидлов. Ещё через год брали уровень не ниже мидла, с обязательным опытом коммерческой разработки, потом снова студентов и т.д.

После первой же стажировки стало ясно, что нанимать разработчиков с необходимыми компетенциями стало проще. И что есть выхлоп на рынок. В комментариях к анонсу здесь, на Хабре, спрашивали: Когда следующий набор?. Выпускники рассказывали в соцсетях, как всё устроено изнутри, чему они научились за 2 месяца. На собеседования стали приходить ребята, которые через анонс узнали про компанию. Так к нам в команду попало много классных людей.

Узнаваемость главный эффект, а дополнительный наши ребята, организаторы и ведущие занятий, тоже получают от стажировок хороший опыт. Готовят контент для лекций, из которого потом получаются технические статьи и выступления. Прокачиваются как лекторы и наставники, после каждой лекции получают обратную связь о качестве материала и преподавания. С каждым годом к нам приходят всё более прокаченные ребята, и готовиться нужно ещё ответственнее. С 2015 года время мы прокачали 120 разработчиков и 22 пригласили в команду.

За ошибки во внутреннем контуре считаем не налаженную систему передачи знаний, отсутствие программ развития специалистов и работы с потенциальными сотрудниками. Самые частые последствия: специалисты много времени тратят на одинаковые ошибки. Мидлы и синиоры не видят перспектив роста. Компания много сил и денег расходует на привлечение новых сотрудников.

Если в практике всего пара человек


Допустим, всего два специалиста, старший и младший, а больше пока не требуется как им организоваться? Они могут объединиться с другой командой в супер-практику. До недавнего времени у нас так работала команда фронтенд и бэкенд разработки. Технологизации у них были общие, развитием команды занимался лид с опытом работы в обеих областях, работала система кросс-менторинга.

Чтобы получить полноценный центр компетенций, не обязательно нанимать дополнительных людей. Достаточно распределить функции так, чтобы снять с руководителя часть организационной работы и высвободить время для стратегического развития. Сделать процессы прозрачными, объяснить команде ключевые цели и договориться, кто за что отвечает.

Как построить воспроизводящуюся практику. Главное:


  • Транслировать стратегию равномерно на всю компанию, чтобы каждый понимал что он делает и зачем.
  • Организовать систему передачи знаний и фреймворков внутри практики, чтобы исключить бас-фактор.
  • Растить помощников для руководителя, чтобы помогали развивать практику и высвободили у лида рабочие часы на стратегическое управление.
  • Осваивать и реализовывать новые технологии прямо на проектах, чтобы не терять деньги.
  • Наладить производство кейсов, чтобы визуализировать результаты.
  • Запустить систему работы со стажёрами, чтобы обеспечить приток молодых специалистов и держать в тонусе всю команду.


Текст: Настя Зальцман, HR-директор, и Артур Сахаров, директор производства.
Редактура: Таня Павлова, картинки: Полина Резванова.
Источник: habr.com
К списку статей
Опубликовано: 13.10.2020 12:18:27
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Блог компании redmadrobot

Управление персоналом

Командообразование

Управление разработкой

Управление проектами и командой

Построение компании

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru