Вы совершили ошибку. Все совершают ошибку. Или не совершали. Или у руководства с утра просто овсянка в сапоге.
- Бэрримор, что у меня хлюпает в сапоге?
- Овсянка, сэр!
- Но что она там делает?
- Хлюпает, сэр!
Или просто руководитель считает, что вы слишком много зарабатываете, хотя при этом выполняете все свои обязанности и даже больше и не находит иного решения, кроме психологического давление, манипуляции и даже обсценной лексики, чтобы основательно срезать вам зарплату.
Причин для поговорить по-красному может быть множество. За последний год я их пронаблюдал несколько. И сразу могу сказать win-win тут и не пахнет. И бирюзовостью тоже. Agile тем более. Но встречается такое в наших полях и просторах часто. К чему это может привести?
Компания изначально выглядела прекрасно. Сразу же мне сообщили, что никого не увольняют и нет никакой текучки. Что каждому человеку подыскивают место в зависимости от его способностей и психологической совместимости. Компания позиционировалась, как бирюзовая. И людей не назначали на должности, а люди выполняли обязанности и постепенно должность как бы формировалась вокруг них.
Через три месяца уволили Нияза, великолепного переводчика человека, который привёл меня в компанию.
Говорил мне папа в 5 лет: Не верь в сказки
Полная дискредитация руководителя в глазах подчинённого
Так уж вышло, что пришлось испытать на собственном примере. На одной из предыдущих работ название называю не из-за NDA, потому что эта бумажка юридически ничтожна в юридических границах Российской Федерации, а потому что название ничего не придаст к сути рассказа генеральный директор внезапна(!) осознал, что я выполняю все поставленные задачи, но получаю слишком много. Тогда я, кстати, вывел блог компании на 3 место в Хабре с около 30 или 40, точно уже не помню.
Чуть забегая вперёд, отмечу, что через месяц коммерческие и генеральный директор позвонили по по Zoom и сообщили, что я слишком много получаю. И урезали вдвое. Нет, не совершил ужасную ошибку, которая привела к финансовым потерям или к уходу важного клиента. Нет, не разговаривал в офисе матом и не бегал голым по коридорам. Просто слишком много получаю. Если честно, я занёс это в бриллиантовую книгу цитат.
Но это было потом. Считайте лёгким flashback. За два месяца до этого был красный разговор, где даже с лёгкой обсценной лексикой мне объясняли, что моё подразделение и я, как руководитель, слишком много кушаем. Не поднимались вопросы, что мы даём компании, что такое долгосрочный эффект, лояльность клиентов, сторителлинг, репутация. Просто много кушаем.
Я слушал примерно 5 минут. После этого очень мягко и корректно, только литературными словами объяснил: Уважаемый ...., если мы решили поговорить по-красному, то теперь мой черёд. Говорить со мной в таком тоне и даже с такими словами может крайне ограниченный круг лиц. Во-первых, это очень близкие друзья и я к ним прислушаюсь. Я тоже могу ошибаться, как любой человек. Во-вторых, это люди, которых я очень уважаю. Это три человека. Полковник ВВС в запасе, полковник ГРУ в запасе и подполковник Вымпела в запасе за их невероятную тяжёлую и мужественную службы стране, за военный опыт и за жизненный опыт. Кроме того, я готов выслушать по-красному моих однополчан, когда я работал военным журналистом, и когда мы вместе чудом пережили 2 миномётных обстрела 120-мм минами. Всё. А вам, уважаемый ...., я права говорить со мной по-красному не давал. И вы его даже за всю жизнь не заслужили. Весь страшномосковский риск, который у вас в жизни был, это подвернуть ногу, вылезая с кожаного кресла внедорожника. И когда вы со мной пытаетесь говорить по по-красному, то вызываете даже не обиду или раздражение, а веселье и хихиканье. Про себя, конечно же, потому что я вежливый человек и мажоров в жизни навидался.
Больше со мной по-красному говорить не пытались. Говорили с другими и не раз. Доводили до слёз девушек и увольняли прямо за столом ресторана после завершение конференции.
Минус этой ситуации: Руководитель больше не вызывал у меня уважения. Обычный московский рвач-мажор. Я скептически относился к его инициативам и зажигательным воодушевляющим спичам. Мне он был просто неприятен, как человек. Мне стало всё равно, что будет с его компанией и с его продуктом. Сотрудник оказался полностью демотивирован работать даже на 110%. Я выполнял необходимые задачи. Я обеспечивал тот результат, что требовалось. Но не больше. Я больше не горел идеей.
Профессиональное выгорание
Слава богу, меня это обошло. Я и не то повидал за последние пять лет, чтобы это привело меня к выгоранию. А вот других может.
Постоянный прессинг. Уничижение. Представление достижений сотрудника, как нечто незначительное и не стоящее доброго слова. Лишение премий просто так, конечно же, с разговором по-красному. Вместо поддержки, когда приходит сотрудник другого подразделения, потому что первое подразделение не посчитало нужным оповестить о запуске продукта, сотрудник делается виноватым, с ним говорят по-красному и просто вышибают в классический когнитивный диссонанс.
На словах в компании Agile. Открытость. Прозрачность. Доверие. Blameless Culture.
На деле все животные равны, но некоторые животные равнее других(с)Джордж Оруэлл.
Минус этой ситуации: И на этой разнице происходит фрустрация, неверие в себя, в команду, в продукт. Выгорание. В худшем случае депрессия. То есть сознательный вред здоровью сотрудника со стороны руководителя.
Потеря ценного сотрудника
После разговора по-красному можно потерять ценного сотрудника не будем учитывать вариант прямого в челюсть. :)
Почему ценного? Потому что середнячки, невротики и неуверенные в себе люди будут терпеть. Будут терпеть люди, связанные кредитами, ипотеками, больными родственниками. Страдать и терпеть. Мучиться. Болеть. Брать отпуска в надежде, что смогут восстановиться. Выгорать. Мучиться бессоницей. Ходить на работу, как на каторгу. И бояться, что следующими уволят их, потому что они всё делают неправильно, плохо, неэффективно, не так.
Минус этой ситуации: Компания лишается сотрудника, который может принести значительную пользу и прибыль. А также теряет репутацию, потому что сарафанное радио никто не отменял.
Agile превращается в карго-культ
Руководство получает новые игрушки: дейли, грумминг, планирование, демо, ретро. Все ходят строем на эти мероприятия. Пропустить хоть одно из них это неуважение команды.
Каждый по принципам Agile равен другому сотруднику. Но как сказано чуть выше есть животные равнее других. И это иногда исподволь, иногда прямо демонстрируется. Вроде бы проходит обычное дейли и тут коммерческий директор, который взял себе роль scrum-мастера, начинает командовать и говорить, что и кому делать. Бирюзово? Да как-то не очень. Скорее по-красному.
Это повторяется раз, два, три. Сотрудники приходят к нему за советом, а получают выговор. Вместо scrum-мастера, они получают обычного руководителя. Вместо Agile, так называемый руджайл, а если проще обычный карго-культ. Но все его выполняют потому что каждый боится оказаться слабым звеном.
Минус этой ситуации: Agile превращается в карго-культ. Сотрудники ходят на дейли, демо и ретро, как на каторгу, и считают, что это потеря времени. Вместо открытости, прозрачности, доверия и blameless-культуры сотрудники получают непрозрачные и необъяснимые процессы в стиле потому что так тут заведено, договорённости за спиной и отдельными группами, закрытость процессов в других отделах и, конечно, вина, вина, вина за это, за другое, за третье. Что опять же ведёт к выгоранию.
А вы встречались с таким по-красному"? И как поступили? Нашли решение win-win?