Помните, мы как-то рассказывали о треках Radiohead, Muse, Аквариума и ГО, а потом еще о китайском бойбенде и другой музыке большого брата? Эти материалы мы перенесли в свой Мир Hi-Fi, а сегодня решили обсудить отношение рэп-исполнителей к слежке и теориям заговора.
Фотография: Anastase Maragos. Источник: Unsplash.comРэп-игра под колпаком
Не многие знают, но спецслужбы и органы правопорядка США контролируют деятельность рэперов практически с момента появления минимального общественного интереса к этому жанру. Если не закапываться в историю, в середине 2000-х такое положение дел подтвердили авторы документального фильма Black and Blue: Legends of the Hip-Hop Cop. Они выяснили, что под колпаком оказались даже те исполнители, которые не находились в разработке, а наоборот были на пике популярности и становились лауреатами многочисленных музыкальных премий.
Персональные данные, информация о сделках и налоговых отчислениях, круге общения и жизненных обстоятельствах таких звезд как Jay-Z, 50 Cent и их коллег по рэп-игре стала предметом интереса Департамента полиции Нью-Йорка (NYPD) и ряда спецслужб. Подозрениями в столь внимательном отношении со стороны правоорханительных структур поделились и сами музыканты, а новый импульс скандалу придала еще одна документалка Rap Sheet: Hip-Hop and the Cops, практически сразу последовавшая за первой. Свою картину Дон Сикорски (Don Sikorski) построил на 500-страничном документе, который ему удалось получить у NYPD по запросу, основанном на законе о свободе информации, плюс очередной серии интервью с непосредственными участниками событий.
Случаи с ненавязчивым наблюдением и нарушением прав на неприкосновенность частной жизни были известны и до этих фильмов. Они нашли отражение в многочисленных треках из 80-х, начиная с классического Somebody's Watching Me Рокуэлла и до более радикального Louder Than a Bomb от Public Enemy. Кстати, в честь последней композиции назвали крупнейший в мире поэтри-слэм, который ежегодно проводят в Чикаго.
Лирика наиболее ярких представителей жанра из 90-х была пропитана атмосферой недоверия и жестокости, в которой они выросли и жили. Уличные банды не были тогда чем-то необычным, а массовые беспорядки 1992 года в Лос-Анджелесе, которые многим напомнят недавние события, спровоцированные гибелью Джорджа Флойда, привели к волне еще более агрессивного творчества.
Фотография: Valentin Petkov. Источник: Unsplash.comПосле Ghetto Bird Айс Кьюба и Temperatures Rising от Mobb Deep рэп-исполнители вновь вернулись к теме контроля. Так, клип на Phone Tap легендарной хип-хоп супергруппы The Firm был и вовсе снят в духе боевика с многочисленными сценами внешнего наблюдения и прослушки.
Нормально делай, нормально будет
Многие скажут, что внимание к тому, как ведут дела и чем занимаются рэперы, вполне обосновано содержанием их куплетов. Другие заметят, что не только у музыкантов, но и всех граждан должно быть право на свободу слова и творчества. Третьи подчеркнут, что именно хип-хип исполнители были первыми, кто публично заявил о бесконтрольной работе surveillance-программ и ведомств в США, ставших темой глобального скандала через десятилетия после выхода их треков.
Сегодня почувствовать себя популярным рэп-музыкантом может практически каждый. Деятельность Агентства национальной безопасности США, ход развития регулирования интернет-отрасли и локальные требования отдельных стран в отношении мониторинга и хранения веб-трафика задают атмосферу настоящего шпионского триллера, способствуя появлению все большего числа теорий заговора и новой музыки по теме.
Фотография: Gordon Cowie. Источник: Unsplash.comНо на этот раз лирика становится мягче, а рэперы говорят о слежке в более развлекательном ключе. Так, в треке 2 Chainz и Pharrell, выпущенном в год Сноуден-гейта, припев состоит всего лишь из одной повторяющейся строчки: I'ma be fresh as hell if the Feds watching.
Другие исполнители уже не считают нужным дразнить систему резкими обвинениями. Подобный подход для себя выбрал Meek Mill, который в 2014-м потерял возможность отбытия условного срока из-за агрессивного поведения, был переведен на домашний арест и заявил, что его микстейп DС4 уже не будет содержать провокационной лексики. В похожей ситуации ранее оказался T.I., прибегнувший к самоцензуре на альбоме No Mercy, а Lil Wayne и вовсе счел необходимым выпустить рок-альбом, чтобы продемонстрировать общественности свои вегетарианскиенамерения.
Будущее под присмотром
Развитие surveillance-рэпа последних лет еще предстоит изучить в деталях, но одно известно точно музыкальное противодействие меняющейся реальности с одной стороны деградировало, а с другой сменилось на борьбу с атмосферой беспомощности, замкнутости и цифрового одиночества.
Здесь представители хип-хоп индустрии и поп-культуры объединили усилия, а что из этого получилось, мы постараемся рассказать в одном из следующих материалов в нашем блоге на Хабре.
Дополнительное чтение в нашем Мире Hi-Fi:
-
Все, что вы прочитаете, будет использовано против вас: рэп-игра в зале суда
-
Читай, если любишь слушать: книги для аудиоманов от классики до хип-хопа
-
Блеск и нищета: как цифровая революция сделала музыкантов беднее