Во время весеннего карантина гул самолетов, гудки автомобилей и низкочастотный фон со стороны дорог исчезли не только из нашей жизни. В Блумберге и BBC рассказали об исследовании поведения птиц в Сан-Франциско (США). Их пение стало заметнее и громче.
Мы решили выяснить, а что, собственно, такой эффект может напоминать. Подобен ли он тому, что происходит в музыкальной индустрии? Что с этого самим музыкантам и нам с вами?
Фотография: Abdul Basit. Источник: Unsplash.comЧто происходит
Глобальная самоизоляция оставила отпечаток на акустическом фоне огромного числа загородных локаций и населенных пунктов. Сан-Франциско вместе с пригородом не стали исключением. В апреле ученые обратили внимание, что мост через пролив Золотые Ворота практически опустел, и решили проверить ряд аудиогипотез, связанных с поведением определенного вида певчих воробьиных птиц, предпочитающих обитать на севере Канады и западе США. Эта тема была им хорошо знакома, плюс имелись референсные записи для сравнения, полученные в этом месте еще в 2015 году, поэтому результаты исследования получились весьма интересными и убедительными.
Ученые выяснили, что пение птиц не просто стало заметнее для человека [на самом деле уровень громкости практически не изменился], что более важно увеличилась вариативность содержания таких композиций. Птицам удавалось спеть больше, чем в шумном окружении а значит эффективнее обозначать территорию и коммуницировать.
Последняя задача как раз и требует большей вариативности чтобы застолбить за собой пространство, воробьи увеличивают ее в два раза. Послушайте, как они звучат в разных локациях.
Как влияет шум
Птицы действительно адаптируются к окружающему их звуковому контексту например, поют на более высоких частотах там, где присутствует постоянный низкочастотный гул. Эту гипотезу подтвердили специалисты, изучившие сигналы больших синиц в Лейдене (Нидерланды).
Фотография: Andrew Stapleton. Источник: Unsplash.comНо всему есть предел. Ученые подчеркнули, что некоторые виды и вовсе не способны менять поведение в разумные для выживания сроки, поэтому их присутствие угасает рядом с шумными магистралями и аэропортами. Такое положение дел объясняет и тот факт, что перекрикивание фона требует дополнительных энергозатрат, что не может не влиять на содержание, ту самую вариативность пения птиц и их выживание. Эту зависимость показали для берлинских соловьев.
Что нам с этого
Если провести аналогию c тем, что происходит в музыкальной индустрии, можно наблюдать похожую связь. Шум, но на этот раз информационный, окружает аудиторию со всех сторон.
Политика, новости, соцсети, рекламные рассылки и уведомления не позволяют сосредоточиться на работе и как следует отдохнуть. Наш мозг быстро привыкает к такой диете, инстинктивно требует все более компактных и простых сигналов на вход. Их количество возрастает, поэтому концентрироваться на чем-либо становится намного сложнее. Так, еще пять лет назад в журнале Time рассказали об исследовании Microsoft, выявившем спад нашей способности удерживать внимание в среднем с 12 до 8 секунд, что уже на секунду меньше, чем у золотой рыбки. Кстати, журналисты BBC так и не смогли подтвердить это сравнение, но всем ясно, что ситуация с отвлекающими факторами, в частности в режиме дистанционки, действительно существует.
С другой стороны, цифровизация шоу-бизнеса действительно открыла намного больше возможностей для музыкантов записать, загрузить и выпустить трек сегодня может любой желающий. Но гарантирует ли практические полное отсутствие трения реальную возможность зарабатывать? Наша попытка найти ответ на этот вопрос, показала, что скорее нет.
Фотография: Georg Arthur Pflueger. Источник: Unsplash.comБорьба за внимание слушателей только обострилась и стала обходиться дороже для самих музыкантов. Сегодня им приходится искать уже не студии звукозаписи, а новые способы привлечения инвестиций в продвижение своего творчества. В такой обстановке многие решают действовать прямолинейно чтобы пробиться через толпу конкурентов и информационную повестку дня и другие отвлекающие аудиторию факторы, музыканты все чаще делают тексты песен проще: снижают вариативность тем и языковых конструкций, а уровень громкости инструментов и эффектов в треках поднимают повыше. Эту тему на днях обсуждали на Хабре.
Смогут ли адаптироваться и завоевать наше внимание те, кто не готов выбирать столь простые решения? Помогут ли нам отыскать таких музыкантов алгоритмы или только подтолкнут их к окончательному уходу со сцены? Ждет ли их судьба тех видов птиц, которые уже не могут вить гнезда на придорожных столбах и опорах, завешанных surveillance-системами и окруженных гулом автомобилей? Поговорим об этом в комментариях и наших следующих материалах.
P.S. Иногда достаточно просто что-то напевать: что такое humming-эффект.