Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Я занялся преподаванием и не бросил работу. Совмещать офигенно



В 11 классе я пошел на курсы для сертификации CISCO. Я, как всегда и везде, был самый молодой в группе. Вокруг сидели дядьки руководители IT-отделов, а мне было 16 лет.

У нас был очень крутой инструктор Сергей Петухов. Мы хорошо с ним общались, и он рассказывал про то, как трудно получить последний уровень ССIE. Его сдают в Брюсселе, в лаборатории. Привозят туда на 8 дней, дают огромный тест на теорию и реальную задачу: Вот железо, настрой вот такую схему, делай, как считаешь правильным.

Сергей жаловался, что в России тяжело набраться практики в работе с сетевыми железками. Они дорого стоят, и тогда были только у крупных операторов большой тройки. Если ты работаешь с сетями там, то сможешь набрать необходимый уровень знаний и опыта. Не работаешь не сможешь.

У Сергея был друг, который работал в МТС, и он постоянно говорил: Серега, проблема в том, что ты преподаешь. Ты хорошо знаешь только теорию. Друг был наоборот первоклассным практиком.

Тогда мне казалось, что это и правда вопрос выбора что ты хорош либо в теории, либо в практике, что ты либо работаешь сам, либо учишь других.

Но соль в том, что поехать и сдать CCIE не смог ни тот, ни другой.



Вот я и думал, что сочетать невозможно


Когда я занимался сетями, у меня все строилось от практики. Я читал статью про IP-протокол и пытался понять, как это работает но нифига не понимал, зачем мне все это нужно. Потом я начал настраивать маршруты, AP-tables, роутинг, BGP. Набравшись практики, я перечитал статью про IP и вот тут у меня все сошлось.

Все, что было написано в теории, резонировало с практикой. С тех пор я всегда сначала пробовал, потом читал, как это работает.

Но спустя много лет, когда я бросил работать по найму и начал заниматься своими проектами, я оказался в странной ситуации. С одной стороны, у меня была команда девопсов, мы брали заказы и настраивали компаниям автоматизацию. Дело для чистых практиков. С другой стороны я начал преподавать и учить людей. Делать то, с чем, как мне казалось, лучше справляются теоретики.

Я вдруг стал и как мой инструктор Сергей, и как его практикующий товарищ. Им обоим не хватало навыков друг друга, а я решил совместить в себе все. Вот только с практикой я был в своей тарелке а преподавание оказалось для меня совершенно неизведанной территорией.

В 2018 году мы начали проводить первые вебинары и постоянно собачились.

Я продалбывал все сроки, потому что очень боялся выступать хотя меня слушали всего 10-15 человек


Это было очень тяжело. Я реально переступал через себя. Люди вокруг всегда говорили об этом большинство людей не хотят нигде выступать, потому что боятся.

Но потом выходят к аудитории и получают огромный заряд энергии и эмоций. Это все меняет. Так же получилось и у меня. Отклик очень подстегивает, и очень быстро без него становится скучно жить.

Сейчас мне кажется, что те, кто не выступает и не обучает людей из-за страха, упускают очень большой пласт интересной жизни. Общение с людьми, попытка их поднять на новый уровень или рассказать базовые вещи это гигантский заряд эмоций. Я удивлен, как редко встречаются люди, которые реально любят преподавать и круто это делают (напишите нам, если вы такие, хоть познакомимся).



На самом деле это только звучит красиво. Реакция аудитории радует и ошеломляет в первый раз, но эмоции проходят.

А когда ты регулярно совмещаешь работу и преподавание перед тобой начинают вставать серьезные вопросы


И один их первых нафига?

Сейчас у меня каждый день разбит по часам, и я каждый час меняю свою маску. С утра планерка по задачам, потом нужно поработать гендиром, посмотреть договора, подписать бумажки. Потом час побыть девопсом, настроить очередную автоматизацию. Еще час поработать терапевтом и успокоить коллег, потому что там опять что-то упало. Потом час нужно готовиться к вебинару и еще час его проводить. Затем надо побыть методистом и поработать над курсом для корпоративного обучения.

Если бы мне лет пять назад сказали, что мой день будет выглядеть так я бы порядочно насторожился. Как вывезти такой бешеный темп?!

Теперь я в нем живу, и увидел один большой плюс, о котором не думал раньше в моей жизни вообще нет рутины. Если верить, что лучший отдых это смена деятельности, то вот и ответ, почему я не так уж и задалбываюсь.

Вообще история про нехватку времени для меня оказалось мифом а на деле мало что изменилась. Наша индустрия такова, что в ней надо постоянно учиться. Среди моих знакомых и знакомых знакомых нет ни одного человека, который просто делает работу, а потом не притрагивается ни к чему админскому до следующего утра.

Все всегда что-то читают, смотрят, выясняют, пилят для себя, экспериментируют. И я понял, что делать учебные программы это просто самый крутой способ учиться самому.

Я пришел к этому неосознанно просто не мог отказать себе в делах, которые мне хотелось делать. У меня было такое, что работа превращалась в постоянную рутину настраиваешь везде одно и то же nginx, куберы и все остальное. А потом вдруг встречаешь маленькую прикольную утилитку или какую-нибудь архитектуру, которая работает идеально. Ее не просто хочется применить про нее сразу хочется всем рассказать. Показать людям, как можно сделать лучше.

То есть, преподавание спасло меня от скуки и рутины. И оно радует меня я рассказываю людям о вещах, которые мне нравятся.



Мои проблемы начались не из-за времени и сил. Беда была в другом:

Основной груз преподавания в ответственности


Я, например, никогда не любил Кубернетес, но мне приходилось проводить по нему вебинары. Он громоздкий, там куча фич, которыми, блин, никто не пользуется. Мне нравятся продукты с четким назначением и мне не нравятся вещи, в которых используют только 20%, а остальные нужны одному человеку раз в сто лет. Для меня это перегруженная система. Чем больше движущихся частей, тем больше может быть ошибок.

Я хорошо представлял, как он работает на практике, потому что постоянно применял на проектах. Но не любил и все тут. Из-за этого преподавать было тяжело с моральной точки зрения в первую очередь. Мне всегда казалось, что из-за своего отношения могу упустить и не дать что-то важное. С другой стороны на вебинарах я сам гораздо лучше понял Кубер и стал относиться к нему лояльнее.

И тогда я понял я разобрался в Кубере глубже, когда его преподавал, чем когда решал рабочие задачи. В тот момент я вспомнил, как моего инструктора упрекали, что якобы преподаванием он себя закапывает. Так вот.

То, что преподавание тормозит твое развитие как профессионала это полная чушь


Вранье чистой воды.

Например, у меня запланирован вебинар, где я должен рассказывать про прием ивентов в Кликхаус. Я знаю тему частично знаю про шардирование, примерно представляю, что у меня есть апликейшн, который принимает джейсонку. Перед ним стоит nginx. Но я такой: Блин, меня сто процентов спросят про SSL и его настройку на энднпоинте.

И я начинаю копать эту тему вглубь, разбираться с TLS-протоколом, начинаю понимать, почему делают SSL-терминирование на выделенных узлах. Соответственно, там используется и асимметричное, и симметричное шифрование, Начинаю разбираться, как происходит валидация сертификатов и во многом другом.

То есть, я взял и прокачался просто потому, что готовился к выступлению


А если, например, тебе нужно зачитать рассказ на смежную с твоей тему, в которой не сильно разбираешься? Это не работа, где ты все делаешь обходными путями, как умеешь. Здесь нельзя ударить в грязь лицом.

К примеру, ты программируешь на плюсах и рассказываешь тоже про С++. Но ты должен рассказать не про сами плюсы и их общую структуру, а, например, как там загрузить внешний сошник и использовать функции из него. И ты такой: На сях я прогаю дохера времени, но вот с сошниками никогда не сталкивался активно. А рассказать нужно.

Ну и все пошел, разобрался, провел пару тестов и рассказал. И снова прокачался. Не будь вебинара так бы и не узнал о них никогда.

Поэтому в любом случае, когда ты преподаешь ты прокачиваешься, структурируешь свои знания. Людям нельзя рассказать хаотично. Ты дополняешь какие-то темы, изучаешь их, чтобы рассказать более подробно или заострить внимание.

Ты всегда отвечаешь на вопросы и знаешь ответы.

Не будь у меня своей компании, я бы по-прежнему ходил на собеседования и точно бы больше не волновался ни перед одним из них.

Это простая история. Когда готовишься рассказать людям про технологию изучаешь ее так глубоко, что завалить на собесе тебя становится просто нереально. Скорее всего, ты знаешь больше, чем человек, который тебя собеседует ведь он занимается только практикой. А ты и практикой, и теорией, знаешь самые дальние и темные углы технологий.

Больше того когда я начал преподавать, необходимость в собеседованиях просто исчезла. Я не ищу вакансии, они приходят ко мне сами.

Ты, сам того не заметив, становишься известным в профессиональных кругах


Люди видят, как я преподаю, что рассказываю, на каких примерах раскладываю кейсы, как отвечаю на вопросы и все, они знают про меня как специалиста все, что нужно. Вебинары превращаются, по сути, в виртуальные собеседования и, в итоге, их заменяют.

Короче говоря, если бы ко мне пришел человек, у которого цель в жизни построить суперуспешную карьеру, я бы порекомендовал ему совмещать работу с преподаванием.



Я до сих пор помню, как мы радовались нашему самому первому студенту. У парня дела шли не очень просто, но он был инициативный, старался, постоянно задавал вопросы, писал в личку. И в какой-то момент он нам написал: Ребят, меня взяли на новую работу с хорошим окладом. Спасибо огромное!.

Был парень, который три года назад занимался чем-то вроде диджитал-маркетинга, он имел косвенное отношение к айти, но для него все это было в новинку. И вот сейчас он очень мощно изучил Кубер, сдал по нему сертификацию и теперь сдает сертификацию на Google cloud professional architect. Сейчас он работает тимлидом в нашей команде.

И вот, пожалуй, один из самых мощных аргументов зачем совмещать работу и преподавание. Ты учишь себе коллег


Мне нравится такая практика люди начинают решать задачи под твоим присмотром, и ты сразу выцепляешь толковых спецов. У нас практически вся команда набрана из людей, которых мы сами учили. Я смотрю на них и понимаю хрен бы мы нашли таких спецов на хэдхантере.

Еще круче, когда ученики становятся прокачаннее тебя в некоторых вопросах. Один мой ученик разбирается в кубере лучше меня, у другого набралось в сто раз больше опыта с сетевым железом. И я их постоянно пингую. Задаю им вопросы, и теперь они учат и прокачивают меня.

В конце концов, есть такой принцип ты должен сделать мир после себя чуть лучше, чем он был до тебя. Принцип малых дел. Если ты за свою жизнь научил пару человек правильным базовым принципам то мир уже стал лучше. По крайней мере, на двух идиотов в нем точно меньше.



В общем, если вы умеете круто рассказывать про девопс и админские дела пишите нам, будем знакомиться и сворачивать горы Telegram.

Ну и присоединяйтесь к нашему сообществу в телеге я регулярно делюсь там своим опытом.
Источник: habr.com
К списку статей
Опубликовано: 02.11.2020 18:18:10
+1

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Блог компании ребреин

Учебный процесс в it

Карьера в it-индустрии

Devops

Rebrain

Fevlake

Личный опыт

Карьера в ит

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru