Четыре дня назад закончился второй хакатон масштабного соревнования Цифровой прорыв. В этом году соревнование проходило онлайн и включало три мероприятия: два хакатона и чемпионат. Мне удалось поучаствовать во втором онлайн-хакатоне, и в этой статье я хочу поделиться своим опытом.
Дисклеймер: все, описанное в статье, отражает личный опыт автора и может не совпадать с мнением других участников.
Последние три года я являюсь завсегдатаем различных айтишных митапов и конференций, но к хакатонам относилась настороженно. Идея создать классное приложение за два дня казалась мне невыполнимой, риск не справиться огромным, профит сомнительным. Да и сериальчики в выходные сами себя не посмотрят. Однако друзья, участвовавшие в хакатонах, с восторгом рассказывали о том, как классно провели время, поэтому в конце концов любопытство начало перевешивать сомнения, а последней каплей стал пост Reksoft, после прочтения которого я решила зарегистрироваться на онлайн-хакатон 2 Цифрового прорыва. Собственно, я и пишу этот пост для тех, кто сомневается и надеюсь, что он поможет принять решение. Сразу скажу, что реальность превзошла все мои ожидания.
Поиск команды
Первая задача, с которой предстоит справиться после регистрации это поиск команды. У Цифрового прорыва процесс поиска команды был организован очень удобно: в личном кабинете был доступен список команд, в которые ты мог подать заявку. Можно было сразу посмотреть, какой состав в каждой команде и какими компетенциями обладают ее участники. Команды также могли видеть список твоих компетенций, которые указывались при регистрации, и решать, подходишь ты им или нет. Я занимаюсь фронтэндом, поэтому подавала заявки в те команды, где еще нет фронтэндера. Также организаторы сделали телеграм-чат, где можно было найти команду при помощи хештега. У меня на поиск команды ушло два дня и пять попыток: первые 4 команды после небольшого собеседования, на котором я рассказывала о своих навыках и опыте, предпочли мне других фронтэндеров.
Кейсы
На хакатоне для решения было доступно пять кейсов, которые команда должна была проранжировать по приоритету. Чем раньше команда проранжирует кейсы, тем выше вероятность того, что команде выпадет тот кейс, который выбран первым приоритетом. Нашей команде повезло: нам достался тот кейс, который мы выбрали первым разработка корпоративного портала для Газпромбанка, в котором сотрудники могли предлагать свои идеи, обсуждать интересные для них темы, проходить опросы. Окончательно выбор кейса для нашей команды стал нам известен за два дня до начала хакатона. До этого момента я изучила технологию, с которой предстояло бы работать, если бы нам выпал второй по приоритету выбранный нами кейс. К остальным кейсам я не подготовилась, потому что
Программа мероприятия
После старта хакатона в личном кабинете появилось расписание трех чек-пойнтов, которые представляли из себя обсуждение промежуточных результатов с экспертами. Каждой команде помогали три эксперта: функциональный эксперт (помогает с погружением в тематику кейса и отрасли), технический эксперт (помогает с кодом) и трекер (контролирует достижение целей команды, помогает с продуктом). Также у команд была возможность выступить на питче: презентации своего продукта эксперту, после которой эксперт мог задать вопросы и высказать обратную связь. Во время хакатона проводились различные развлекательные активности конкурс на лучшую онлайн-визитку команды, онлайн-зарядка, онлайн-медитация. Поскольку я непрерывно писала код, в последних двух поучаствовать мне не удалось.
К первому чек-пойнту мы успели сделать мобильный и десктопный дизайн нашего приложения, который я с гордостью показала экспертам. Трекер похвалил наш дизайн, но сказал, что этого мало, потому что хороший дизайн это еще не причина пользоваться приложением. Кроме того, это еще не делает нас лучше других команд мы просто будем еще одна команда, которая сделала веб-приложение. Честно говоря, в тот момент я даже почувствовала небольшую обиду на трекера: задача кейса сделать веб-приложение, где сотрудники могут выдвигать свои идеи, мы хорошо выполнили свою задачу, что еще нужно? Потом я поняла, что мыслила слишком как исполнитель, а задача хакатона придумать уникальный подход к решению проблемы. Я спросила трекера, что могло бы мотивировать его пользоваться приложением, и он ответил, что ему было бы важно, если бы он мог в дальнейшем следить за тем, как его идеи развиваются и воплощаются в жизнь. Мы поняли, что это классная идея, и реализовали ее в нашем приложении. На следующих чек-пойнтах трекер помог нам с презентацией. Презентация это важнейшая часть работы на хакатоне: мало сделать классный продукт, нужно еще донести до жюри его ключевые ценности. Трекер помог нам составить презентацию таким образом, чтобы сделать акцент на деталях, выгодно подчеркивающих наше решение. Эту презентацию я представила на питче, эксперт похвалила нашу идею, но сказала, что жаль, что нельзя создавать группы для работы над инициативами. Мы подхватили эту идею и за пару часов реализовали ее в дизайне и в коде. Итого к моменту защиты у нашей команды был готов бекэнд и прототипы веб-приложения и мобильного приложения, в которых были реализованы все основные заявленные фичи (второстепенные фичи за 36 часов мы сделать не успели). Защита представляла из себя трехминутную презентацию, во время которой команда рассказывала о своем решении. Вопросов на защите уже не задавали. Через несколько часов после защиты объявили шорт-лист команд, попавших в десятку лучших, и затем три призовых места. Наша команда заняла шестое место.
Что понравилось в хакатоне
Больше всего в хакатоне мне понравилась идея прокачать свои скиллы продуктового разработчика. Я поняла, что раньше я просто делала фичи по ТЗ и очень мало задавалась вопросами вроде зачем нужна эта фича, как и почему пользователи будут ей пользоваться, как мы будем измерять эффективность фичи и т.д. Вторым серьезным плюсом для меня стала прокачка навыка отделять важное от второстепенного, что очень полезно в разработке MVP. Также мне и моей команде понравились качественная организация хакатона мы не заметили каких-то проблем и накладок, коммуникация между командой и экспертами была организована очень хорошо. Приятным бонусом стали знакомство и возможность поработать с новыми людьми, обменяться мнениями и опытом. Мы получили много положительных впечатлений и собираемся участвовать в следующих хакатонах.
и что не понравилось
Самый большой минус непрозрачная система оценки проекта. Известно, что баллы начислялись за прохождение чек-пойнтов и за финальную защиту, но вот сколько мы набрали по каждому пункту неизвестно. Также непонятно, по каким критериям решения команд-победителей обошли наше решение. В итоге мы не можем провести работу над ошибками и не знаем, чему уделить больше внимания в следующей раз проработке продуктовой идеи, дизайну, чистоте и качеству кода, презентации?..
Заключение
Опыт моего первого хакатона показал, что хоть за 36 часов и нельзя сделать полноценное приложение с обработкой всех corner cases, но можно сделать вполне рабочий прототип и реализовать в нем одну-две ключевые идеи, на которых строится уникальность именно вашего решения. Будет полезным заранее изучить специфику компаний-кейсодержателей, проблематику кейсов и накидать пару-тройку гипотез, которые потом можно обсудить с экспертами.