Мой отец любит напоминать мне, что, будучи компьютерным инженером в 1970-х, он был программистом до того, как программирование стало модным. Пару раз он даже показывал старые скрипты Fortran и COBOL. Прочитав этот код, я с уверенностью могу сказать, что программирование сегодня определенно круче.
Отличительная черта современных языков программирования и сред разработки это то, насколько меньше кода приходится писать разработчику. Используя высокоуровневые языки вместе со множеством доступных API-интерфейсов, пакетов с открытым исходным кодом и платных сервисов, приложения даже со сложными требованиями можно создавать довольно быстро.
Сравнением, позволяющим продемонстрировать эволюцию разработки программного обеспечения, является строительство. Когда-то строительство любого дома начиналось с вырубки деревьев на вашем участке. Однако быстро появились материалы, инструменты и способы, чтобы строительство завершалось быстрее, объекты становились прочнее, а рабочие освобождались от некоторых элементарных задач.
Сколько было бы построено небоскребов, если бы строители сами добывали себе сталь?
Разработчики ПО, которые продолжают работать и по сей день, на заре карьеры сами рубили себе деревья. При этом беспрецедентные инновации последнего десятилетия привели к тому, что индустрия программного обеспечения стала развиваться примерно так же, как и строительство.
Проще говоря, у современных разработчиков теперь есть инструменты, техника и передовые методы, которые позволяют быстрее завершать проекты, получать стабильные приложения, а так же избавляют разработчиков от задач низкого уровня.
Как сделать приложение для чата
Давайте быстро создадим что-нибудь, что раньше занимало бы дни или недели. Мы сделаем Public Chat Room приложение, которое использует WebSockets для обмена сообщениями в реальном времени.
WebSockets нативно поддерживаются всеми современными браузерами. Однако наша цель выяснить, какие инструменты мы можем использовать в работе, а не изобретать их. Учитывая это, мы будем использовать следующие технологии:
Стартовый проект и полный файл README можно найти в этом репозитории GitHub. Если вы хотите просмотреть только готовое приложение, загляните в ветку public-chat-room.
Кроме того, в видео ниже (на английском языке) более подробно объясняется каждый шаг.
Начнем.
Семь шагов для создания чат приложения:
1. Настройка проекта
Клонируйте стартовый проект и перейдите в директорию группового чата. Вы можете сами определить, использовать yarn или npm для установки зависимостей проекта. В любом случае, нам нужны все NPM пакеты, обозначенные в файле package.json.
# Клонируем проектgit clone https://github.com/8base/Chat-application-using-GraphQL-Subscriptions-and-Vue.git group-chat# Переходим в директориюcd group-chat# Устанавливаем зависимостиyarn
Чтобы взаимодействовать с GraphQL API, мы должны настроить три переменные среды. Создайте файл .env.local в корневой директории с помощью следующей команды, и приложение Vue после инициализации автоматически установит переменные среды, которые мы добавили в этот файл.
echo
'VUE_APP_8BASE_WORKSPACE_ID=<YOUR_8BASE_WORKSPACE_ID>
VUE_APP_8BASE_API_ENDPOINT=https://api.8base.com
VUE_APP_8BASE_WS_ENDPOINT=wss://ws.8base.com' \
> .env.local
Оба значения
VUE_APP_8BASE_API_ENDPOINT
и
VUE_APP_8BASE_WS_ENDPOINT
менять не нужно. Необходимо
только установить значение
VUE_APP_8BASE_WORKSPACE_ID
.Если у вас есть воркспейс 8base, который вы хотите использовать для создания чат-приложения по нашему руководству, обновите файл .env.local, указав свой идентификатор воркспейса. Если нет получите идентификатор воркспейса, выполнив шаги 1 и 2 из 8base Quickstart.
2. Импорт схемы
Теперь нам нужно подготовить серверную часть. В корне этого репозитория вы должны найти файл
chat-schema.json
.
Чтобы импортировать его в рабочую область, нужно просто установить
командную строку 8base и залогиниться, а затем импортировать файл
схемы.
# Установка 8base CLIyarn global add 8base-cli# Аутентификация CLI8base login# Импортируем схему в нашу рабочую область8base import -f chat-schema.json -w <YOUR_8BASE_WORKSPACE_ID>
3. Доступ к API
Последняя задача по бэкенду разрешить публичный доступ к GraphQL API.
В консоли 8base перейдите в
App Services > Roles >
Guest
. Обновите разрешения, установленные как для сообщений,
так и для пользователей, чтобы они были или отмечены галочкой, или
установлены как All Records (как показано на скриншоте ниже).Роль Guest определяет, что разрешено делать пользователю, отправившему неаутентифицированный запрос к API.
Редактор ролей в консоли 8base.
4. Пишем GraphQL запросы
На этом этапе мы собираемся определить и выписать все запросы GraphQL, которые нам понадобятся для нашего компонента чата. Это поможет нам понять, какие данные мы будем читать, создавать и прослушивать (через WebSockets) с помощью API.
Следующий код следует поместить в файл
src / utils /
graphql.js
. Прочтите комментарии над каждой экспортированной
константой, чтобы понять, что выполняет каждый запрос.
/* gql преобразует строки запроса в документы graphQL */import gql from "graphql-tag";/* 1. Получение всех пользователей онлайн-чата и последних 10 сообщений */export const InitialChatData = gql`{ usersList { items { id email } } messagesList(last: 10) { items { content createdAt author { id email } } }}`;/* 2. Создание новых пользователей чата и назначение им роли гостя */export const CreateUser = gql`mutation($email: String!) { userCreate(data: { email: $email, roles: { connect: { name: "Guest" } } }) { id }}`;/* 3. Удаление пользователя чата*/export const DeleteUser = gql`mutation($id: ID!) { userDelete(data: { id: $id, force: true }) { success }}`;/* 4. Подписка на создание и удаление пользователей чата */export const UsersSubscription = gql`subscription { Users(filter: { mutation_in: [create, delete] }) { mutation node { id email } }}`;/* 5. Создание новых сообщений чата и связывание их с автором */export const CreateMessage = gql`mutation($id: ID!, $content: String!) { messageCreate( data: { content: $content, author: { connect: { id: $id } } } ) { id }}`;/* 6. Подписка на создание сообщений чата. */export const MessagesSubscription = gql`subscription { Messages(filter: { mutation_in: create }) { node { content createdAt author { id email } } }}`;
5. Настройка Apollo клиента для подписок
Когда наши запросы GraphQL написаны, самое время настроить наши модули API.
Во-первых, давайте займемся клиентом API с помощью
ApolloClient
с его обязательными настройками по
умолчанию. Для createHttpLink
мы предоставляем наш
полностью сформированный эндпоинт воркспейса. Этот код находится в
src/utils/api.js
.
import { ApolloClient } from "apollo-boost";import { createHttpLink } from "apollo-link-http";import { InMemoryCache } from "apollo-cache-inmemory";const { VUE_APP_8BASE_API_ENDPOINT, VUE_APP_8BASE_WORKSPACE_ID } = process.env;export default new ApolloClient({link: createHttpLink({ uri: `${VUE_APP_8BASE_API_ENDPOINT}/${VUE_APP_8BASE_WORKSPACE_ID}`,}),cache: new InMemoryCache(),});// Note: Чтобы узнать больше о параметрах, доступных при настройке // ApolloClient, обратитесь к их документации.
Затем займемся клиентом подписки, используя
subscriptions-transport-ws
и
isomorphic-ws
. Этот код немного длиннее, чем
предыдущий, поэтому стоит потратить время на чтение комментариев в
коде.Мы инициализируем
SubscriptionClient
, используя наш
эндопоинт WebSockets и workspaceId
в параметрах
connectionParams
. Затем мы используем этот
subscriptionClient
в двух методах, определенных в
экспорте по умолчанию: subscribe()
и
close()
.subscribe
позволяет нам создавать новые подписки с
обратными вызовами данных и ошибок. Метод close это то, что мы
можем использовать, чтобы закрыть соединение при выходе из
чата.
import WebSocket from "isomorphic-ws";import { SubscriptionClient } from "subscriptions-transport-ws";const { VUE_APP_8BASE_WS_ENDPOINT, VUE_APP_8BASE_WORKSPACE_ID } = process.env;/*** Создайте клиент подписки, используя соответствующие*переменные среды и параметры по умолчанию.*/const subscriptionClient = new SubscriptionClient(VUE_APP_8BASE_WS_ENDPOINT,{ reconnect: true, connectionParams: { /** * Workspace ID ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть установлен, иначе *конечная точка Websocket не сможет*сопоставить запрос с соответствующим воркспейсом */ workspaceId: VUE_APP_8BASE_WORKSPACE_ID, },},/** * Конструктор для реализации WebSocket, совместимой с W3C. *Используйте это, если ваше окружение не имеет встроенного собственного *WebSocket (например, с клиентом NodeJS) */WebSocket);export default {/** * Принимает запрос подписки, любые переменные и обработчики колбэков *'data и 'error */subscribe: (query, options) => { const { variables, data, error } = options; /** * Запускает новый запрос на подписку. */ const result = subscriptionClient.request({ query, variables, }); /** * Функцию отписки можно использовать для закрытия *определенной подписки, в отличие от ВСЕХ подписок, *поддерживаемых subscriptionClient */ const { unsubscribe } = result.subscribe({ /** * При получении события результат передается в *колбэк данных, указанный разработчиком. */ next(result) { if (typeof data === "function") { data(result); } }, /** * Каждый раз при получении ошибки она передается в колбэк ошибок, указанный разработчиком. */ error(e) { if (typeof error === "function") { error(e); } }, }); return unsubscribe;},/** * Закрывает subscriptionClient соединение. */close: () => { subscriptionClient.close();},};// Примечание. Чтобы узнать больше о SubscriptionClient и его параметрах, // пожалуйста, обратитесь к их документации.
6. Написание компонента Vue
Теперь у нас есть все необходимое для создания публичного чата. Осталось только написать один компонент
GroupChat.vue
.Загрузите компонент с помощью yarn serve, и продолжим.
Важное замечание: у каждого свое представление о красоте, поэтому я сделал только минимальные стили, необходимые для того, чтобы компонент был функциональным.
Скрипт компонента
Сначала нам нужно импортировать наши модули, простые стили и GraphQL запросы. Всё это находится в нашем
каталоге src /
utils
.Объявите следующие импорты в
GroupChat.vue
.
/* API модули */import Api from "./utils/api";import Wss from "./utils/wss";/* graphQL операции */import {InitialChatData,CreateUser,DeleteUser,UsersSubscription,CreateMessage,MessagesSubscription,} from "./utils/graphql";/* Стили */import "../assets/styles.css";
Компонентные данные
Мы можем определить, какие свойства данных мы хотим использовать в функции data нашего компонента. Все, что нам нужно, это способ хранить пользователей чата, сообщения, имя текущего пользователя и любое сообщение, которое еще не было отправлено. Эти свойства можно добавить следующим образом:
/* imports ... */export default {name: "GroupChat",data: () => ({ messages: [], newMessage: "", me: { email: "" }, users: [],}),};
Хуки жизненного цикла
Наши хуки жизненного цикла выполняются в разные моменты жизни компонента Vue. Например, когда он монтируется или обновляется. В данном случае нас интересует только создание и
beforeDestroy
компонента. В таких случаях мы хотим
либо открыть подписки на чат, либо закрыть.
/* ипорты... */export default {/* остальные параметры ... *//** * Хук жизненного цикла, выполняющийся при создании компонента. */created() { /** * Подписка на событие, которое срабатывает при создании или удалении пользователя */ Wss.subscribe(UsersSubscription, { data: this.handleUser, }); /** * Подписка на событие, которое срабатывает при создании сообщения */ Wss.subscribe(MessagesSubscription, { data: this.addMessage, }); /** * Получение начальные данные чата (пользователи и последние 10 сообщений) */ Api.query({ query: InitialChatData, }).then(({ data }) => { this.users = data.usersList.items; this.messages = data.messagesList.items; }); /** * Колбэк вызывается при обновлении страницы, чтобы закрыть чат */ window.onbeforeunload = this.closeChat;},/** * Хук жизненного цикла, выполняющийся при уничтожении компонента. */beforeDestroy() { this.closeChat();},};
Методы компонента
Мы должны добавить определенные методы, предназначенные для обработки каждого вызова / ответа API (
createMessage
,
addMessage
, closeChat
, и т.д.). Все они
будут сохранены в объекте методов нашего компонента.Следует отметить одну вещь: большинство мутаций не ждут и не обрабатывают ответы. Это происходит потому, что у нас работают подписки, которые отслеживают эти мутации. После успешного запуска данные о событиях обрабатываются именно подпиской.
Большинство этих методов говорят сами за себя. В любом случае, прочтите комментарии в следующем коде.
/* импорты ... */export default {/* остальные параметры ... */methods: { /** * Создание нового пользователя, используя указанный адрес электронной почты. */ createUser() { Api.mutate({ mutation: CreateUser, variables: { email: this.me.email, }, }); }, /** * Удалиние пользователя по его ID. */ deleteUser() { Api.mutate({ mutation: DeleteUser, variables: { id: this.me.id }, }); }, /** * Наши пользователи подписываются на события создания и обновления, и поэтому *нам нужно выбрать соответствующий метод для обработки ответа в зависимости от *типа мутации.**Здесь у нас есть объект, который ищет тип мутации по имени, возвращает *его и выполняет функцию, передавая узел события. */ handleUser({ data: { Users: { mutation, node }, }, }) { ({ create: this.addUser, delete: this.removeUser, }[mutation](node)); }, /** * Добавляет нового пользователя в массив users, сначала проверяя, *является ли добавляемый пользователь текущим пользователем. */ addUser(user) { if (this.me.email === user.email) { this.me = user; } this.users.push(user); }, /** * Удаляет пользователя из массива users по ID. */ removeUser(user) { this.users = this.users.filter( (p) => p.id != user.id ); }, /* Создать новое сообщение */ createMessage() { Api.mutate({ mutation: CreateMessage, variables: { id: this.me.id, content: this.newMessage, }, }).then(() => (this.newMessage = "")); }, /** * Наша подписка на сообщения проверяет только событие создания. *Поэтому все, что нам нужно сделать, это поместить его в наш массив *сообщений. */ addMessage({ data: { Messages: { node }, }, }) { this.messages.push(node); }, /** * Мы хотим закрыть наши подписки и удалить пользователя. Этот метод можно вызвать в нашем хуке жизненного цикла beforeDestroy и любом другом соответствующем колбэке. */ closeChat () { /* Закрытие подписки перед выходом */ Wss.close() /* Удаление участника */ this.deleteUser(); /* Установка значения по умолчанию */ this.me = { me: { email: '' } } }},/* Хуки ... */}
Шаблон компонента
И последнее, но не менее важное: у нас есть компонент
GroupChat.vue
.Есть тысячи отличных руководств о том, как создавать красивые пользовательские интерфейсы. Это не одно из них.
Следующий шаблон соответствует минимальным требованиям для чат-приложения. Делать его красивым или нет это уже ваше дело. Тем не менее, давайте быстро пройдемся по ключевой разметке, которую мы здесь реализовали.
Как всегда, читайте встроенные комментарии к коду.
<template><div id="app"> <!-- Представление чата должно отображаться только в том случае, если текущий пользователь имеет идентификатор. В противном случае отображается форма регистрации.. --> <div v-if="me.id" class="chat"> <div class="header"> <!-- Поскольку мы используем подписки, которые работают в режиме реального времени, количество пользователей, которые сейчас находятся в сети, будет динамически корректироваться. --> {{ users.length }} Online Users <!-- Пользователь может выйти из чата, вызвав функцию closeChat.. --> <button @click="closeChat">Leave Chat</button> </div> <!-- Каждое сообщение, которое мы храним в массиве сообщений, мы будем отображать в этом div. Кроме того, если идентификатор участника сообщения совпадает с идентификатором текущего пользователя, мы присвоим ему класс me. --> <div :key="index" v-for="(msg, index) in messages" :class="['msg', { me: msg.participant.id === me.id }]" > <p>{{ msg.content }}</p> <small ><strong>{{ msg.participant.email }}</strong> {{ msg.createdAt }}</small > </div> <!--Инпут сообщения привязан к свойству данных newMessage. --> <div class="input"> <input type="text" placeholder="Say something..." v-model="newMessage" /> <!-- Когда пользователь нажимает кнопку отправки, мы запускаем функцию createMessage. --> <button @click="createMessage">Send</button> </div> </div> <!-- Процесс регистрации просит пользователя ввести адрес электронной почты. Как только инпут теряет фокус, вызывается метод createUser. --> <div v-else class="signup"> <label for="email">Sign up to chat!</label> <br /> <input type="text" v-model="me.email" placeholder="What's your email?" @blur="createUser" required /> </div></div></template>
И вот публичный чат построен. Если вы откроете его в своей локальной сети, вы сможете начать отправлять и получать сообщения. Однако, чтобы доказать, что это настоящий групповой чат, откройте несколько окон и наблюдайте за ходом разговора.
7. Заключение и тестирование
В этом руководстве мы изучили, как использование современных инструментов разработки позволяет нам создавать реальные приложения за считанные минуты.
Надеюсь, вы также узнали, как инициализировать
ApolloClient
и SubscriptionClient
для
эффективного выполнения запросов GraphQL, мутаций и подписок в
воркспейсе 8base, а также немного о VueJS.Независимо от того, работаете ли вы над мобильной игрой, мессенджерами, приложениями-уведомлениями, или над другими проектами, требующими данных в реальном времени, подписки отличный инструмент. И сейчас мы только начали их рассматривать.
Создайте чат-приложение с 8base
8base это готовый к работе бессерверный бэкенд-как-сервис, созданный разработчиками для разработчиков. Платформа 8base позволяет разработчикам создавать потрясающие облачные приложения с использованием JavaScript и GraphQL. Узнайте больше о платформе 8base здесь.