Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Время, пространство и тишина в психотерапии

или История о том, как рефлексия пространства и времени дала начало не только философии, физике, но и психологии.
image
Эти два измерения жизни всегда были для людей настолько важными, что их всегда пытались измерить, неважно какой мерой хоть ангелами (об этом ниже), хоть попугаями. Осмысление пространства и времени как вещей самих в себе дало начало физике, что привело ни много ни мало к психологии. Начав осмыслять время как движение небесных тел (солнца и луны) дойдя до осмысления времени как субъективного психологического переживания объективной длительности. Постепенно произошло смещение в видении пространства мира до рефлексии собственного психологического пространства.


Еще в античности проблемой для тогдашних философов было представление о нашем пространстве как о бесконечном, делимом до бесконечности, и времени как соединенном с пространством. Например в своих знаменитых апориях Зенон делил до бесконечности пространство между Ахиллом и черепахой, представляя пространство как некий пудинг, который можно разделить (и раздвигать) до бесконечности. Аристотель решил эту задачу сказав о том, что пространство цельное и целое, его можно делить только в уме, но не в реальности. Таким образом мы на цельном пространстве лишь рисуем отметки точка А, точка Б и т.д. Решив эту задачу, Аристотель сделал возможным нашу физику, и дальнейшее осмысление времени и пространства не только в
физике
История осмысления пространства и времени обширная тема, мы ограничимся лишь самыми значимыми вехами, которые обозначили переход от объективной трактовки понятий до субъективного понимания. Для более полного ознакомления по данной теме: Гайденко П.П. Время, длительность, вечность: проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2006.


Казалось бы, психологи не имеют научных интересов в физике зачем это знать? От взгляда на время и пространство формировалось и изменялись взгляды на мир и человека в нем. От разного взгляда на мир формировалась своя антропология в разные эпохи. Например, физика Ньютона это физика с точки зрения бога. Наблюдатель в центре всего, он неподвижен, все точки движутся или от него или к нему. Если говорить о психотерапии, то тут близка парадигма психоаналитической терапии. Наблюдатель наблюдает, анализирует, но неподвижен. Физика Эйнштейна напротив может быть приложима как парадигма гуманистических направлений психотерапии. Самый главный тезис этой физики (картины мира) такой: наблюдатель (психотерапевт) движется вместе с наблюдаемым (клиентом). Их системы координат могут совпадать или не совпадать, но невозможно представить их сферы без движения (личные пространства двух, которые объединяются в пространстве психотерапии).

Рассмотрим историю движения пространства и времени от объективного взгляда к их измерению субъективными переживаниями.

Еще Аристотель называл время движением солнца и луны, т.е. движением космоса. Граница времени по Аристотелю это момент теперь, эта граница или грань одна, и время бесконечно в две стороны от этой границы в прошлое и в будущее. Для Платона время это последовательность моментов, но тоже движение через прошлое к будущему через настоящее.

В 1996 году папа римский назначил покровителем тогда зарождающегося интернета Исидора Севильского (средневековый схоласт-энциклопедист, который хотел все записать). На месте нынешнего папы, я бы назначил покровителем всех профессий, кто так или иначе занимается душой блаженного Августина. Так как Августин один из первых сказал о том, что время это жизнь души (или движение души у нас меняется настроение это и есть время души). Только не жизнь мировой души, как считал неоплатоник Плотин, говоря, что место протекания времени это душа. Августин уточнил что это место личная душа каждого человека, именно только там протекает время. Августин, к тому же, первый писатель психологического дневника, в котором изложил свое время своей жизни, своим дневником сказал, что время жизни нашей души важнее всех времен вместе взятых.

Средневековые схоласты мыслили все в рамках христианской парадигмы, поэтому Боэций считал время отражением вечности, по принципу раз есть время наше время, неустойчивое, значит есть вечность устойчивое, абсолютное и другое вечное время.

Раз уж мы заговорили о средних веках, то вспомним другую задачу, которая нам кажется ерундой, с нашей точки зрения, но она была очень важна, так как с помощью нее решали две задачи, одна духовно-физическая, а другая просто физическая. Есть мы, а есть бесплотные духи ангелы, с их точки зрения мы грубые и материальные, а есть высший абсолютный дух бог, и уже с его точки зрения ангелы грубые и материальные. А если ангелы в какой-то степени материальные, то какую точку пространства они занимают? Минимальная точка пространства, которую они могли себе представить (технических средств у них не было) это кончик иглы. Да, вот минимальная точка пространства но как ее измерять будем? Метрическую систему с микронами еще не придумали, так во скольких ангелах мы будем измерять нашу точку пространства?

С начала осмысления времени и пространства, пришли к тому что время и пространство нераздельно соединены в два непреодолимых условия нашего опыта. Как говорил Кант:
Вне нас мы не можем созерцать время, точно так же как не можем созерцать пространство внутри нас
(чтобы нам было понятнее созерцать значит осознавать).

Есть и обратная сторона этой диады времени и пространства одно без другого невозможно представить, более того каждая категория создает другую, хотим мы этого или нет. Поэтому нет времени без пространства и нет пространства без времени. И второй вывод: у каждого пространства СВОЕ время и у каждого времени СВОЕ пространство.

От средних веков перейдем уже к новому времени. По Декарту, время определяется как то, что не существует реально, а только в мышлении субъекта. Спиноза называл время субъективным способом измерять объективную длительность. Английский философ Локк определял время как последовательность идей в душе. Т.е. что мы как бы генерим время с помощью идей которые заполняют наше время-пространство. На что Кант возражал, что мы не генерим время с помощью идей а мы обнаруживаем это пространство с помощью нашего внутреннего контента. Это подобно тому, как если бы мы зашли в темную комнату, границ которой мы не знаем, и нам опасно исследовать эти границы, и мы заносим в нашу комнату мебель идеи, и уже с помощью мебели, как-то осваиваем наше пространство.

Кант говорил о том, что время и пространство нам тяжело, или невозможно осознать и увидеть себя и свой опыт вне этих категорий. Что они прошиты в наш познавательный аппарат, еще до того, как мы получили любой опыт, т.е. время и пространство это априорный опыт, без которого любой другой опыт невозможен. Ведь любой наш опыт впишется в два вопроса: где? (пространство) и когда? (время).

Ньютон говорил о том, что есть относительное время и пространство, и есть абсолютное пространство и абсолютное время. Это чисто математическая модель, допущение, чтобы было на что опереть наше относительное время и относительное пространство. Чтобы нам переживать время и пространство нам нужно внешнее какое-либо движение без этого нам будет невозможно отмерять отрезки. Причем равных (абсолютных) отрезков (мер) времени и пространства в нашем мире нет, солнечные сутки и те не равны, и все время специальные люди в Гринвиче все время подкручивают все эти недостающие или лишние минуты и секунды, которые копятся в астрономические и географические
проблемы.
Ученые постоянно стараются наиболее точно измерить время и пространство, и каждой эпохе кажется: ну все, точнее уже некуда, но через некоторое время каждый раз оказывается, что есть, или меняется парадигма времени-пространства: приходит новый Эйнштейн и говорит что время и пространства нужно вот так понимать, или подоспевают более совершенные технические средства, которые тут же ставят под сомнение точность других приборов, будь это даже атомные часы.
Как говорил Бродский: И лампа не горит, и врут календари. Да, календари врут, и нам нужны внешние ориентиры (лампы). А вот для абсолюта (для бога) для него все протекает ровно, и ему внешние ориентиры и движение вокруг не нужно потому что он в центре, и неподвижен, а мир подвижен.

Постепенно пришли к тому, что время это движение, а вот движение чего и относительно чего? Ответ был дан в психологическом ключе движение для замера времени и пространства наши психологические их переживания. И вот они дают нам эти ощущения нашего времени и нашего пространства. Мы можем их сравнивать со внешним временем (на часах) и пространством (космосом), но нам до них не будет дела, если внутри у нас ничего не происходит (движения не происходит в нашем пространстве).

Стоит упомянуть еще одного философа, который уже окончательно связал воедино измерение времени и пространства с личными субъективными переживаниями. Представитель философии жизни Анри Бергсон. Называл время не просто инструментом познания а самой сутью жизни, т.е. время = жизнь. Делил время на относительное то, что на часах, и реальное это время психических процессов. Говоря о том, что время дано нам непосредственно только в переживании, т.е. как феномен человеческого сознания, а память, связывающая воедино прошлое и настоящее, есть реальность психологическая и немыслима вне сознания.

Таким образом понимание времени как движения космоса (солнца и луны) относительно нашего пространства сместилось к пониманию времени как движению нашей души относительно нашего психологического пространства (или пространств об этом позже). Наш главный измеритель времени и пространства не часы на руке, а наша душа.

Для картины времени и пространства, необходимо еще сказать о том, что линейное понимание времени принесло в мир христианство. В языческих религиях, господствовало в основном цикличное понимание мира и человека в нем. Ведь все в природе повторяется и возрождается, точнее перерождается: времена года, жизнь природы, и человек как часть этого всего тоже включен в этот вечный цикл. И вся суть духовных упражнений выйти из этого проклятого цикла перерождений и достичь нирваны. Христианство сказало о том, что мир наш не бесконечен во времени и пространстве и время нашего мира неразрывно соединено с его пространством и у нашего мира (и у времени и пространства) есть начало, середина и завершение. Поэтому каждая минутка нашей жизни уникальна, и не повторится больше никогда, перерождение будет, но уже не в этом мире, поэтому тем более приобретает огромную ценность то, что происходит здесь и сейчас в нашей жизни никакой цикл не перекроет уникальное движение нашего времени, или времен.

Таким образом понимание времени как движения космоса (солнца и луны) относительно нашего пространства сместилось к пониманию времени как движению нашей души относительно нашего психологического пространства (или пространств об этом позже). Наш главный измеритель времени и пространства не часы на руке, а наша душа.

Чтобы ответить на вопрос, что такое время, нужно понять, протяженностью чего оно является.

Постепенно философы пришли к тому, что эта протяжённость протяженность души. Человек в определенном смысле выдвинут за пределы времени как последовательности событий, оказавшись во времени психическом

О чем же может сказать личное время клиента в психотерапии? Ну конечно это о границах, сеттинг, границы наше все, скажет любой психолог, но это не только об этом. Время личная, экзистенциальная категория жизни любого человека, которая может сказать о человеке многое. Рефлексия клиента над своим временем может быть частью терапии. Как человек смотрит на время своей жизни? Как он его оценивает? в каких категориях его измеряет? В определенном смысле осмысление клиентом времени своей жизни в рамках (и пространстве) психотерапии дает возможность все-таки выйти в пространство созерцания (по Канту) и времени и пространства моей личной жизни. Рассматривая время-пространство только из инструментальной позиции, как инструмент в выстраивании границ, мы сильно ограничиваем экзистенциальный потенциал этих категорий. Так как временной кругозор характеризует способность человека организовывать воспоминания и предвосхищать будущее, расширяя тем самым свою временную перспективу.

В.А. Петровский выделяет три вида пространств: во мне, вне меня и между нами. Все, что происходит с человеком, может происходить только в этих трех пространствах. Эти сферы так или иначе соприкасаются друг с другом, и личность существует в этих пространствах, конструируя смыслы и выстраивая события своей жизни.

Эти три пространства образуют семь основных сфер (пространств) личности:
1) сфера во мне со мной сфера внечувственного потенциального опыта;
2) во мне при мне сфера дорефлексивной чувственности;
3) во мне у меня сфера самопознания;
4) мною и мне сфера действия;
5) вне меня у меня событийная сфера;
6) вне меня от меня сфера интроектов;
7) вне меня из-за меня персоносфера.

По Петровскому эти 7 пространств личности образуют мегапространство личности
image

Можно добавить, что у каждого из этих семи пространств свое время. То есть три виртуальных комнаты генерят еще семь подкомнат, по которым мы раскладываем свой самый разный опыт: чувственный, физический любой. И без этого не может состоятся процесс выздоровления. Та как во времени и пространстве интерсубъективного воздействия терапевта и клиента должны быть развернуты все три пространственно-временных сферы клиента: во мне, вне меня и между нами

Итого: время и пространство [клиента] можно изучать через деятельность [клиента], в процессе онтогенеза [психотерапии], также можно рассматривать эти характеристики как составляющие картины мира личности, во взаимосвязи с другими психологическими особенностями.

Так какое же пространство создается двумя людьми в психотерапевтическом кабинете? Чье это пространство? У меня нет ответа на этот вопрос, но думаю, что посмотреть на него немного со стороны будет полезно.

Тишина в психотерапевтическом процессе



Слышу я тишину
Что молчит в тишине
Ю. Шевчук Далеко, далеко


Тишина заслуживает несколько слов, так как по моему мнению личное время и пространство кристаллизуется в тишине.

Тишина универсальный инструмент. Тишина может быть очень разной если не любой: кричащей, думающей, наблюдающей и как не парадоксально прозвучит молчащей. Тишина может быть в психотерапевтическом процессе и катализатором изменений и провокацией и поддержкой всем чем угодно. Но в этой универсальности может таится подвох.

Что может скрывать или вскрывать тишина?


Тишина может хорошо маскировать подобие процесса. Когда что-то происходит а что, непонятно. Ведь каждый, кто молчит немного философ. Поэтому, рефлексия, понимание того, что сейчас происходит в терапии, так сказать о чем молчим, должна быть еще более четкой, чем при вербальном контакте. Чтобы не было как в том анекдоте: психологи это такие люди, которые любят помолчать за чужой счет.

Что вскрывает тишина?


Давайте делать просто тишину
И мы увидим в этой тишине
Как далеко мы были друг от друга
А. Макаревич Паузы


Все что угодно, но чаще всего отчужденность. Лучше всего в тишине звенит именно отчужденность человека от самого себя, и друг от друга. Особенно ярко это можно наблюдать в групповой психотерапии: когда есть большая вариативность реакций от полного принятия тишины и себя в ней, до невозможности переживания себя и своих переживаний в этой чертовой тишине, и желание поскорее ее нарушить, и чем угодно ее заполнить.

image
Кадр из фильма Микеланджело Антониони Приключение. Двое, вроде бы вместе, но живут в кадре отдельной (отчужденной) жизнью друг от друга.

Тишина провоцирует экзистенциальное осознание, что хорошо выразил поэт:

Всё, что кричало, должно замолчать мешает узнать, как ты дышишь
Вселенная в чашке воды на столе, испаряясь, стала печалью
Роль эту мне никогда не прожить какую музыку слышишь
Паузы сны, а вокруг тишина всё, что тебе я вручаю.
Ю. Шевчук Небо над озером


Несмотря на опасности самообмана, которые могут подстерегать нас в тишине, и отчужденность, которую ой как неприятно переживать, к тишине стоит прислушаться, так как в ней можно много что понять и кого-то важного встретить, например себя.



Литература:
Петровский В.А. Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности // Мир психологии. 2009. 1.
С. 2542.
Николюк Е.А. Категории пространства-времени в изучении психологических феноменов // Вестник КРАУНЦ Серия Гуманитарные науки 1 (15) 2010
Гайденко П.П. Время, длительность, вечность: проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2006.
Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н.Лосского; ред. Ц.Г. Арзакнян, М.И. Иткин; примеч. Ц.Г. Арзаканян. М.: Эксмо, 2007.
Татаркевич Владислав сторя флософ: Т. 3: Флософя XIX столття новтня. Свчадо 1999 р. 568 ст., обкладинка: т, ISBN: 966-561-141-0
Источник: habr.com
К списку статей
Опубликовано: 19.11.2020 14:19:12
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Научно-популярное

Физика

Философия

Психология

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru