Пандемия, коронавирус, карантин наверное сегодня в мире нет человека, который не знаком с этими словами. Их знают простые люди, врачи, политики, ученые, журналисты, и другие внимания к этому много, но решения пока нет.
Тоже слежу за этим с самого начала и заметил некоторые особенности распространения коронавируса в мире, о них и поговорим.
Почему математика? Математика фундаментальная наука, выявляет взаимосвязи и способствует нахождению самых общих законов природы. Здесь не будет интегралов, матриц и формул, будут графики с числами, рисунки и слова с помощью них попробую рассказать о некоторых взаимосвязях в этом "уравнении" и попытаться найти его решение.
Первой переменной в
нашем "уравнении" будет витамин D.
Ученые из многих стран уверяют, что дефицит витамина D приводит к
более тяжелым последствиям при коронавирусе. Полностью излечить
витамин D не может, но он обладает противовоспалительными
свойствами, которые помогут организму противостоять
осложнениям.
В организм витамин D отчасти поступает с пищей, но главный источник холекальциферол (витамин D3), вырабатываемый в коже под воздействием прямого солнечного света, что и делает регулярное пребывание на солнце жизненно необходимым для человека. В отсутствие достаточной инсоляции и/или витаминизированной пищи организм расходует запасы витамина D, накопленные при более благоприятных условиях в жировой ткани.
Вот мы и перешли ко второй переменной солнечный
свет.
Здесь немного подробнее.
Начнем с географии. Как известно, условная линия сечения, которая называется экватором делит Землю на две половины Северное полушарие и Южное полушарие (Рис 1).
Рис 1. Территория Северного полушария (выделена желтым) и
Южного полушария
Тепловые пояса (или пояса освещенности). В зависимости от
количества солнечного света, падающего на поверхность Земли, на
земном шаре выделяют 5 тепловых поясов: тропический, два умеренных,
два полярных пояса.
Рис 2. Тепловые пояса Земли
Астрономия и смена времен года на Земле. Наклон оси вращения
Земли главная причина смены времён года. Из-за него к источнику
тепла полушария приближаются по очереди во время вращения планеты
вокруг Солнца. На получающей большую часть тепла половине небесного
тела наступает лето, а другая в этот период прогревается слабее,
что приводит к наступлению зимы.
Сезонные изменения связаны с продолжительностью светлого времени суток дни летом длинные, а ночи короткие. В зимний период их соотношение меняется на обратное.
Рис 3. Смена времен года в Северном полушарии и Южном
полушарии
У нас есть две переменные солнечный свет,
витамин D, а также зависимость: больше солнечного
света (нахождения на свету) больше витамина D в организме.
Теперь возьмем по три страны Южного и Северного полушарий и
рассмотрим график распространения коронавирусной инфекции по
месяцам:
Рис 4. Распространение коронавируса в Австралии, Южной
Африке, Аргентине
Как видно из Рис 4. рост количества заражений в Южной Африке и
Австралии пришелся на холодный зимний период для Южного полушария
(июнь, июль, август), а уже с началом весны пошел спад (сентябрь).
В Аргентине рост также пришелся на аргентинскую зиму, а спад пошел
с середины весны (октябрь).
Рис 5. Распространение коронавируса в Великобритании, Канаде,
России
Как видно из Рис 5. после летнего спада рост количества заражений в Великобритании, Канаде и России, как и в Северном полушарии в целом пришелся уже на начало осени (сентябрь).
Выводы:
В осенне-зимний период меньше солнечных дней, соответственно меньше
витамина D в организме человека.
Здесь мы получаем "производную" нашего "уравнения" (функции) степень заразности коронавируса в зависимости от числа носителей с дефицитом витамина D. Людей с дефицитом этого витамина в это время года становится больше, а значит коронавирус легче распространяется среди населения.
Отсюда сезонный характер пандемии, скачок второй волны в Северном полушарии (осень-зима для этого региона) и затухающая первая волна в Южном полушарии (весна-лето в Южном полушарии). Сезонный характер пандемии подчеркивает вспышка распространения коронавируса в Северном полушарии одновременно во многих странах.
Решение:
Для лучшего результата решение должно быть комплексным,
помимо самоизоляций и локдаунов, а это больше пассивные меры,
применить и активные меры уменьшение среди населения в
осенне-зимний период доли граждан с дефицитом витамина D, для
уменьшения степени заразности вируса.
Для этого необходимо:
1 сделать доступным (по финансам и времени) анализ на содержание
витамина D в организме для всех групп населения.
2 следить, чтоб в аптеках и в магазинах лекарства (БАД тоже) и
продукты его содержащие также были доступны.
3 поддержка со стороны государства и СМИ этой акции.