Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Из студентов в преподаватели интервью с выпускниками магистерской программы JetBrains ИТМО. Часть первая

Преподавательский состав магистерской программы JetBrains и ИТМО Разработка программного обеспечения на четверть (!) состоит из выпускников этой же программы. Пожалуй, это хороший повод для гордости. Мы решили сделать большое интервью с ребятами. Возможно, их истории помогут кому-то решиться начать преподавательскую карьеру, а кому-то поступить к нам на программу.

В первой части наши выпускники и преподаватели Владислав Танков, Дмитрий Новожилов, Дмитрий Халанский, Алексей Зубаков, Артем Хорошев, Александр Садовников, Владислав Кораблинов и Роман Голышев рассказывают о выборе магистратуры, впечатлениях от обучения и отличиях от других программ.

Почему вы поступили на эту программу? Оправдались ли ожидания?

Влад Т.: Я поступал на программу, ориентируясь на качество обучения в Computer Science центре. Я знал некоторых преподавателей и представлял, что будет, безусловно, сложно, но интересно. Относительно ожиданий думаю, оправдались. Я узнал много нового, попробовал заняться неизвестными ранее вещами, а продукт, который мы сделали на хакатоне в магистратуре, в итоге стал моей основной работой. Тогда мы за два дня написали штуку, вокруг которой в итоге выросла команда из восьми человек, а продуктом воспользовались несколько миллионов человек.

Дима Х.: Во время учебы в бакалавриате я случайно повстречался с преподававшим у параллельных групп бывшим студентом этой магистратуры Игорем Жирковым. Он впечатлил меня казавшимся тогда недоступным уровнем всестороннего понимания программирования. Особенно меня поразило, как он оперировал математическими инструментами. А я, надо признаться, в то время был убежден, что математика это про решение уравнений и неадекватных головоломок в духе правда ли, что 10 в степени 1999, если от него отнять 1999, делится на 9 и совсем меня не касается.

Это меня так впечатлило, что я решил бросить все силы на обретение этой мощи. Самостоятельное чтение книжек давалось с трудом, и я решил, что надо получить полноценное образование, где меня бы научили математически мыслить, желательно с привязкой к программированию. Я спросил у Игоря, где можно найти что-то подобное, и был готов ехать куда угодно. Каково же было мое удивление, когда Игорь сказал, что никуда ехать не надо: в СПбАУ есть такая учебная программа. (Ранее программа реализовывалась в СПбАУ. Прим. ред.)

Я увлекаюсь довольно нишевыми вещами, и в этой магистратуре мне удалось найти для себя много познавательного. Здесь каждый найдет что-то по душе. Любите машинное обучение? Пожалуйста! Хотите просто зарабатывать программированием на Java? Для этого здесь тоже все есть, и в довольно интенсивной форме. Компьютерное зрение? Алгоритмы на графах? Интерфейсы для Android-приложений? Сколько хотите. Почти любые связанные с программированием интересы тут поощряются и, скорее всего, вы найдете себе ментора. А если ваши интересы настолько особенные, что связанных с ними специалистов тут нет есть смысл подумать, а не стать ли первым соответствующим экспертом-преподавателем в этой магистратуре. Некоторые предметы начинали преподаваться именно так.

Дима Н.: Про программу я узнал еще в школе. Я получил внушительный багаж знаний по специальности, а также, благодаря практикам и стажировкам, устроился на замечательную работу.

Леша: Я хотел закрыть пробелы в знаниях и укрепить базу, которую дали в бакалавриате. Искал какое-то хорошее место в области программирования, на тот момент это была чуть ли не единственная адекватная магистратура в Питере. Ожидания полностью оправдались. Я до сих пор иногда переслушиваю некоторые курсы и даже посещаю семинары.

Артем: В бакалавриате я учился на физическом факультете СПбГУ, но со 2-3 курса увлекся программированием. Ближе к выпуску я успел освоить основы разработки на C++ и поработать в одной компании, но у меня было чувство, что я многого не знаю в отличие от ребят, которые учились на программистских специальностях. Пришло время задуматься о магистратуре. Внимательно изучив сайт программы и поинтересовавшись у знакомых, я понял, что это именно то место, где могут дать всю необходимую базу в короткий срок. Я пришел сюда за знаниями и опытом и могу с уверенностью сказать, что получил и то и другое в полном объеме.

Влад К.: Я заканчивал 4-й курс в своем любимом УдГУ и раздумывал, чем заниматься дальше. Друг собрался поступать в физическую магистратуру СПбАУ и позвал меня туда же на информатику. Я справедливо возразил, что это невозможно, потому что туда поступают только минимум желтенькие на Codeforces. Он не менее справедливо возразил, что ну и пофиг. Я подумал месяцок и решил отправить заявку. Съездил на собеседование, и меня взяли.

Моим главным стремлением было добавить к теоретическим знаниям практические навыки. Мне это удалось, однако не совсем так, как я ожидал: чаще приходилось учиться чему-то самостоятельно, но у меня появилось понимание, как именно это делать. В итоге, как мне кажется, я все равно отстаю в прикладном плане от многих моих одногруппников. Так я понял, что мне гораздо более интересны теоретические аспекты и что суровая разработка это не мое.

Какие впечатления у вас остались от обучения на программе? Стоит ли что-то в ней изменить?

Влад Т.: С одной стороны, было довольно сложно, особенно первый и второй семестр. С другой стороны крайне увлекательно. Я нашел новых друзей настоящих единомышленников, увлеченных своим делом, познакомился с новыми областями и просто попробовал что-то новое.

Артем: Только положительные впечатления, особенно запомнился первый семестр. Дело ведь даже не в том, что у студентов данной программы огромное количество заданий и практики (хотя это немаловажная черта программы), а в том, что они получают постоянный фидбек от преподавателей, могут почти в любой момент получить ответ на любой вопрос. В свое время для меня было шоком, что можно просто взять и написать вопрос по теме (и не только) в чат курса с преподавателем и максимально быстро получить ответ.

Саша: Впечатлений много! Наверное, большинство из них связаны с первым курсом. Было очень сложно. Пятичасовой сон, отмененные поездки за границу с друзьями, отсутствие свободного времени типичные атрибуты жизни студента первого семестра нашей магистратуры! Сейчас, конечно, понимаешь, что это было не зря. Но повторять, если честно, не очень хочется. А вот что хотелось бы повторить это второй семестр. Там ты уже научился балансировать между учебой и личной жизнью. И прямо ощущаешь себя сверхразумом, который успевает получать от жизни все и знания, и эмоции.

Иногда казалось, что учеба настолько сложная, потому что есть какие-то организационные затыки: то преподаватель не выложил/не проверил домашку вовремя, то сообщил о контрольной накануне ее проведения. Такие моменты, естественно, хотелось исправить! Как мне кажется, это одна из главных причин, почему так много ребят с моего курса в итоге вызвались стать преподавателями в нашей магистратуре.

Влад К.: За два года впечатления самые разнообразные, но скажу, что такая же крутая учеба в моей жизни была до этого только в ЛМШ. Здесь невероятная атмосфера и люди, после обычного университета ты просто испытываешь эйфорию: а что, так можно было?!.. Но конечно, ничто не бывает идеальным, и изменить можно много чего как глобально, так и по каждому курсу в отдельности. Но это больше вопрос для обсуждения с кураторами, мне кажется.

Рома: Сложность прохождения программы целиком зависит от подготовленности студента. У меня были проблемы с теорией (алгоритмы, дискретка), но при этом сравнительно большой практический опыт программирования, что сильно упрощало прохождение практических курсов (Bash, Python, C++, Java). Думаю, тем, у кого не было предварительной подготовки ни в теории, ни в практике, программа дается значительно труднее. Кажется, это важно учитывать при составлении заданий, чтобы не создавать порочный круг я не могу даже понять текущее задание (потому что этот материал совершенно новый для меня) <-> я пропущу его и наверстаю потом.

В последнее время я все чаще вспоминаю курс Software Design, на котором нас учили архитектуре, проектированию, шаблонам и так далее. На мой взгляд, этот курс должен занимать чуть более важное место в учебной программе, особенно с точки зрения практики. Студенты должны не только прослушать, какие бывают архитектуры приложений, но и попробовать их использовать, а в идеале ощутить последствия их неправильного использования (например, за счет работы с легаси-кодом). На текущей работе я осознаю, что самый большой пробел в моих навыках именно в проектировании программ. Возможно, я не одинок, и студентам не помешает более интенсивный курс на эту тему.

Что, по-вашему, отличает эту программу от других магистратур? Как вы пытаетесь реализовать эти отличия в преподавании?

Дима Х.: На мой взгляд, самое ценное в этой магистратуре то, что здесь многие преподают в качестве хобби, а сами работают непосредственно с тем, чему учат. Сам я тоже работаю, да и программирую для души, так что рассказываю студентам о том, с чем сталкиваюсь постоянно, и стараюсь регулярно привязывать происходящее на занятиях к тому, что можно ожидать при попытках задействовать эти знания в реальности. В конце концов какие-то теоретические изыски забудутся после экзамена, а вот реальный опыт, если его удастся донести, осядет надолго.

Дима Н.: Я бы отметил углубленное изучение сложных тем, отсутствие воды в материале. В этой магистратуре действительно учат понимать, что за код ты пишешь, как он работает и зачем это нужно. Я и сам стараюсь следовать этим принципам и, например, при рассказе про какую-нибудь возможность языка не просто показываю, как ею пользоваться, но и объясняю, как она работает под капотом, какие ограничения и возможности имеет. Благодаря этому студенты гораздо лучше понимают суть программ и языковых конструкций, а не просто относятся к ним, как к какой-то магии.

Леша: Я думаю, основное отличие в соучастии и компетентности. У нас есть специальные люди кураторы, которые сопровождают студентов в процессе обучения: помогают решать проблемы, готовят к защите диплома, по многу раз выслушивая докладчиков, регулярно встречаются со студентами (сейчас через Zoom), чтобы собрать обратную связь, и делают еще много всего, что сильно упрощает жизнь студентам и преподавателям все могут сосредоточиться на процессе обучения и не думать о лишнем.

Саша: Нашу программу отличает системность. Ты знаешь, что каждую неделю почти по каждому предмету у тебя будет домашка. Ее надо сделать вовремя, чтобы преподаватель проверил все к следующей паре. Не сделал домашку вовремя недополучил баллы и знания. И так домашка за домашкой! Такой подход хорош тем, что знания с лекций подкрепляются достаточным количеством практического материала и, соответственно, лучше усваиваются. По себе могу сказать: если не потрогать материал с лекции руками, в голове он не отложится.

Я как преподаватель стараюсь сделать так, чтобы студенты не выбивались из ритма домашка-лекция-домашка и им ничего не мешало эти домашки делать: проверяю работы в срок, объективно их оцениваю и оперативно отвечаю на вопросы студентов по условиям задач.

Влад К.: В нашей магистратуре довольно молодые преподаватели! Учиться здесь очень сложно, поэтому я стараюсь создавать для студентов максимально комфортную обстановку, чтобы они не чувствовали себя беспомощно и не боялись активно участвовать в процессе. Я довольно много общаюсь с ребятами, пытаюсь им помогать и направлять в нужную сторону, когда им это необходимо. Ну и сам стиль общения у нас довольно неформальный, что тоже должно помогать. Правда, до обмена мемами конкретно с этими ребятами еще не дошло.

Одним из существенных отличий в нашей учебе мне видится стремление преподавателей действительно научить студентов своему предмету (абсурдно, конечно, что мало где так). Наверное, ребята меня недолюбливают за то, что я часто придираюсь к их решениям и прошу многие моменты подробно прописывать. Но эти придирки служат вполне конкретной цели. Так, в курсе дискретной математики мне важно, чтобы студенты научились грамотно использовать логические рассуждения, не принимали на веру кажущиеся очевидными факты, а выводили их из определений/аксиом.

В случае с алгоритмами ситуация даже более жизненная: на работе нам почти всегда приходится трудиться в командах, поэтому при решении задачи необходимо не просто придумать идею, а объяснить ее товарищам и уметь доказать корректность. Если вы не сможете этого сделать, то здоровый скепсис заставит ваших коллег просто отбросить эту идею, даже если она на самом деле золотая. Поэтому я требую доводить решения до состояния, когда мне точно все в нем понятно. Если я его не понимаю даже зная правильное, другой человек тем более ничего не поймет.

Рома: Мне кажется, что в этой программе принципиально другой уровень отношений между студентами и преподавателем. Когда я учился в бакалавриате, многие преподаватели были в каком-то смысле недосягаемы для меня я никогда не рассчитывал оказаться с ними на одном уровне. Между нами были строго деловые учебные отношения: преподавателю нужно закрыть ведомость, студенту нужно закрыть сессию.

В нашей магистратуре эта граница сильно размыта. Большинство преподавателей работают в продакшене, т.е. когда они не учат программировать, они сами программируют. Это значит, что студенты через несколько лет могут оказаться с ними в одной команде. Это, на мой взгляд, сильно повышает ставки с обеих сторон.

Студент понимает, что его учитель не просто теоретик, который за всю жизнь не написал ни строчки кода, а реальный программист, который пишет код каждый день и зарабатывает этим на жизнь. Поэтому такого человека имеет смысл слушать. А преподаватель понимает, что перед ним его потенциальные сокомандники. И если есть место, в котором он может повысить базовую квалификацию программистов-джуниоров, то оно здесь.

Поэтому я старался взаимодействовать со своими студентами так, будто они мои сокомандники. Мы общались на ты, я не пытался выстроить образ непогрешимого авторитета в их глазах, поскольку на работе это скорее будет минусом, чем плюсом. Я просил их не стесняться задавать вопросы, но при этом стараться как можно больше искать самостоятельно ведь именно таких коллег я хотел бы иметь в своей команде.

В общем, тот факт, что однажды твой студент может прийти к тебе на стажировку или на собеседование и потом будет с тобой работать (а может, и руководить тобой), заставляет взглянуть на ситуацию иначе. Вряд ли преподаватель математики в вузе, натягивающий тройку ленивому студенту, переживает, что этот студент через пару лет вернется в университет и начнет плохо учить других студентов. А в нашей магистратуре это вполне реалистичный сценарий. :)

Источник: habr.com
К списку статей
Опубликовано: 23.11.2020 18:14:08
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Блог компании образовательные проекты jetbrains

Образование в it

Магистратура

Образование в россии

Jetbrains

Изучение

Курсы

Учеба

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru