Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

BPMN простым языком

Для будущих студентов курса BPMN: Моделирование бизнес-процессов подготовили полезную статью, автором которой является Наталия Желнова преподаватель курса .

Также приглашаем всех желающих записаться на открытый вебинар по теме Введение в моделирование бизнес-процессов.


Данный цикл статей предназначен для всех, кто собирается приступить к созданию моделей с использованием BPMN.

Часть 1. Зачем люди моделируют бизнес-процессы

Моделирование бизнес-процессов обычно рассматривают в контексте их оптимизации с целью повысить эффективность бизнеса в компании в целом. Обычно такая потребность возникает, когда в компании имеются проблемы: например, низкая эффективность ее сотрудников, не оптимальная организационная структура, запутанные коммуникации или неправильное разграничение зон ответственности между ее подразделениями могут ограничивать возможности организации, приводить к снижению ее прибыли, сдерживать ее развитие, делать ее менее конкурентоспособной.

Проблемы, связанные с не оптимальным подходом к построению и управлению бизнес-процессами компании, могут проявляться на всех этапах ее развития. На ранних этапах, когда компания еще только формируется, отсутствие строгого разграничения обязанностей и зон ответственности сотрудников и целых структурных подразделений компании часто приводит к конфликтным ситуациям. Нехватка квалифицированных кадров в различных областях и невозможность достаточно точно спрогнозировать, когда и где понадобится тот или иной специалист, сдерживает развитие компании. Отсутствие культуры передачи знаний вызывает проблемы при увольнении и замене сотрудников, и отрицательно сказывается на работе компании в целом.

Рост размеров компании, увеличение числа ее сотрудников часто приводит к тому, что ее деятельность усложняется, бизнес-процессы становятся запутанными, и управлять ими становится нелегкой задачей.

Как правило, в таких ситуациях принимается решение сформировать новые или кардинально улучшить старые подходы к управлению, сформировав четкую и продуманную систему управления организацией. Осуществить подобную трансформацию практически невозможно без построения бизнес-модели, учитывающей особенности компании и определяющей стратегию ее будущего развития. Бизнес-процесс один из кирпичиков в фундаменте бизнес-модели организации.

Цифровизация, цифровая трансформация компаний, как в государственном, так и в частном секторе, так же невозможна без построения бизнес-модели, как и любая другая трансформация бизнеса. Подобная практика не просто дань цифровой моде, задаваемой высокотехнологичными компаниями; она опирается на мировые стандарты. Наличие документированной бизнес-архитектуры предприятия является требованием международных стандартов ISO 9001:2000 и российских стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Проверенные на практике подходы рекомендуют придерживаться определенного порядка построения бизнес-архитектуры. Без предварительного моделирования изменений в бизнес-процессах и оценки эффектов этих изменений невозможно определить количественные и качественные результаты трансформации, оптимизировать расходы в процессе трансформации.

Построение бизнес-модели затрагивает не только организацию процессов. Современные подходы рассматривают проектирование архитектуры информационных систем не как отдельную задачу, а связывают ее в единое целое с задачами построения бизнес-архитектуры и информационной архитектуры.

Говоря о том, зачем и как моделировать бизнес-процессы, невозможно обойти вопрос о том, что такое бизнес-процессы вообще, и с какой точки зрения их можно рассматривать.

Существует несколько определений бизнес-процессов, каждое из которых отражает определенную точку зрения на бизнес-процесс.

Определение 1. Бизнес-процесс совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (ISO 9000:2000).

Определение 2. Бизнес-процесс структурированный набор действий, охватывающий различные сущности предприятия и подчиненный определенной цели (ISO/CD 15531-1).

Определение 3. Бизнес-процесс совокупность различных видов деятельности, в рамках которой на входе используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на выходе создается продукт, представляющий ценность для потребителя (М. Хаммер, Д. Чампи, Реинжиниринг бизнес-процессов).

Определение 4. Бизнес-процесс несколько связанных работ или процедур, в совокупности реализующих конкретную цель текущей деятельности в рамках существующей оргструктуры (Ойхман Е.Г., Попов Э.В, Реинжиниринг бизнеса).

Как мы можем видеть, в определениях 3 и 4 ставится акцент на создании продукта, представляющего ценность для конечного потребителя, или на достижении конкретной цели. Существование цели, которой необходимо достичь, отличительная черта бизнес процесса. Как правило, сами цели не отражаются в модели процессов; однако, они являются важным элементом бизнес-процессов.

Говоря о том, зачем моделировать бизнес-процессы, невозможно не сказать о том, кто участвует в моделировании бизнес-процессов, и кто является конечным потребителем результатов этого моделирования. В зависимости от целей моделирования, будет определяться состав заинтересованных лиц руководителей и исполнителей.

Моделирование может охватывать разные аспекты деятельности предприятия, и состав заинтересованных лиц будет определяться направлениями деятельности, выбранными для моделирования.

Как правило, модель бизнес процесса используется достаточно широким кругом лиц на предприятиях, где проводится оптимизация бизнес-процессов и выполняется построение бизнес-архитектуры. Ниже приведен примерный состав пользовательской аудитории моделей бизнес-процессов:

  • Бизнес-аналитики по различным направлениям деятельности организации;

  • Разработчики информационных систем;

  • Системные архитекторы, разрабатывающие архитектуру отдельных информационных систем;

  • Бизнес-аналитики, выполняющие проектирование организационной структуры предприятия;

  • Руководители подразделений, заинтересованные в оптимизации бизнес-процессов, выполняемых в этих подразделениях.

Далее мы рассмотрим, как организовано взаимодействие между этими группами в рамках работы над моделью бизнес-процесса.


Узнать подробнее о курсе BPMN: Моделирование бизнес-процессов.

Записаться на открытый урок по теме Введение в моделирование бизнес-процессов.

Источник: habr.com
К списку статей
Опубликовано: 28.01.2021 20:21:55
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Блог компании otus. онлайн-образование

Управление проектами

Бизнес-модели

Bpmn

Бизнес-процессы

Бизнес-модель

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru