Проблема использования С++ в микроконтроллерах терзала меня довольно долгое время. Дело было в том, что я искренне не понимал, как этот объектно ориентированный язык может быть применим к встраиваем системам. Я имею ввиду, как выделять классы и на базе чего составлять объекты, то есть как именно применять этот язык правильно. Спустя некоторое время и прочтения n-ого количества литературы, я пришёл к кое каким результатам, о чем и хочу поведать в этой статье. Имеют ли какую либо ценность эти результаты или нет остается на суд читателя. Мне будет очень интересно почитать критику к моему подходу, чтобы наконец ответить себе на вопрос: Как же правильно использовать C++ при программировании микроконтроллеров?.
Предупреждаю, в статье будет много исходного кода.
В этой статье, я, на примере использования USART в МК stm32 для связи с esp8266 постараюсь изложить свой подход и его основные преимущества. Начнем с того, что главное преимущество использование C++ для меня это возможность сделать аппаратную развязку, т.е. сделать использование модулей верхнего уровня независимым от аппаратной платформы. Это будет вытекать в то, что система станет легко модифицирована при каких либо изменениях. Для этого я выделил три уровня абстракции системы:
- HW_USART аппаратный уровень, зависит от платформы
- MW_USART средний уровень, служит для развязки первого и третьего уровней
- APP_ESP8266 уровень приложения, ничего не знает о МК
HW_USART
Самый примитивный уровень. Я использовал камень stm32f411, USART 2, также выполнил поддержку DMA. Интерфейс реализован в виде всего трех функций: инициализировать, отправить, получить.
Функция инициализации выглядит следующим образом:
bool usart2_init(uint32_t baud_rate){ bool res = false; /*-------------GPIOA Enable, PA2-TX/PA3-RX ------------*/ BIT_BAND_PER(RCC->AHB1ENR, RCC_AHB1ENR_GPIOAEN) = true; /*----------GPIOA set-------------*/ GPIOA->MODER |= (GPIO_MODER_MODER2_1 | GPIO_MODER_MODER3_1); GPIOA->OSPEEDR |= (GPIO_OSPEEDER_OSPEEDR2 | GPIO_OSPEEDER_OSPEEDR3); constexpr uint32_t USART_AF_TX = (7 << 8); constexpr uint32_t USART_AF_RX = (7 << 12); GPIOA->AFR[0] |= (USART_AF_TX | USART_AF_RX); /*!---------------USART2 Enable------------>!*/ BIT_BAND_PER(RCC->APB1ENR, RCC_APB1ENR_USART2EN) = true; /*-------------USART CONFIG------------*/ USART2->CR3 |= (USART_CR3_DMAT | USART_CR3_DMAR); USART2->CR1 |= (USART_CR1_TE | USART_CR1_RE | USART_CR1_UE); USART2->BRR = (24000000UL + (baud_rate >> 1))/baud_rate; //Current clocking for APB1 /*-------------DMA for USART Enable------------*/ BIT_BAND_PER(RCC->AHB1ENR, RCC_AHB1ENR_DMA1EN) = true; /*-----------------Transmit DMA--------------------*/ DMA1_Stream6->PAR = reinterpret_cast<uint32_t>(&(USART2->DR)); DMA1_Stream6->M0AR = reinterpret_cast<uint32_t>(&(usart2_buf.tx)); DMA1_Stream6->CR = (DMA_SxCR_CHSEL_2| DMA_SxCR_MBURST_0 | DMA_SxCR_PL | DMA_SxCR_MINC | DMA_SxCR_DIR_0); /*-----------------Receive DMA--------------------*/ DMA1_Stream5->PAR = reinterpret_cast<uint32_t>(&(USART2->DR)); DMA1_Stream5->M0AR = reinterpret_cast<uint32_t>(&(usart2_buf.rx)); DMA1_Stream5->CR = (DMA_SxCR_CHSEL_2 | DMA_SxCR_MBURST_0 | DMA_SxCR_PL | DMA_SxCR_MINC); DMA1_Stream5->NDTR = MAX_UINT16_T; BIT_BAND_PER(DMA1_Stream5->CR, DMA_SxCR_EN) = true; return res;}
Особенного в функции ничего нету, кроме разве что того, что я использую битовые маски для уменьшения результирующего кода.
Тогда функция отправки выглядит следующим образом:
bool usart2_write(const uint8_t* buf, uint16_t len){ bool res = false; static bool first_attempt = true; /*!<-----Copy data to DMA USART TX buffer----->!*/ memcpy(usart2_buf.tx, buf, len); if(!first_attempt) { /*!<-----Checking copmletion of previous transfer------->!*/ while(!(DMA1->HISR & DMA_HISR_TCIF6)) continue; BIT_BAND_PER(DMA1->HIFCR, DMA_HIFCR_CTCIF6) = true; } first_attempt = false; /*!<------Sending data to DMA------->!*/ BIT_BAND_PER(DMA1_Stream6->CR, DMA_SxCR_EN) = false; DMA1_Stream6->NDTR = len; BIT_BAND_PER(DMA1_Stream6->CR, DMA_SxCR_EN) = true; return res;}
В функции есть костыль, в виде переменной first_attempt, которая помогает определить самая ли первая это отправка по DMA или нет. Зачем это нужно? Дело в том, что проверку о том, успешна ли предыдущая отправка в DMA или нет я сделал ДО отправки, а не ПОСЛЕ. Сделал я так, чтобы после отправки данных не тупо ждать её завершения, а выполнять полезный код в это время.
Тогда функция приема выглядит следующим образом:
uint16_t usart2_read(uint8_t* buf){ uint16_t len = 0; constexpr uint16_t BYTES_MAX = MAX_UINT16_T; //MAX Bytes in DMA buffer /*!<---------Waiting until line become IDLE----------->!*/ if(!(USART2->SR & USART_SR_IDLE)) return len; /*!<--------Clean the IDLE status bit------->!*/ USART2->DR; /*!<------Refresh the receive DMA buffer------->!*/ BIT_BAND_PER(DMA1_Stream5->CR, DMA_SxCR_EN) = false; len = BYTES_MAX - (DMA1_Stream5->NDTR); memcpy(buf, usart2_buf.rx, len); DMA1_Stream5->NDTR = BYTES_MAX; BIT_BAND_PER(DMA1->HIFCR, DMA_HIFCR_CTCIF5) = true; BIT_BAND_PER(DMA1_Stream5->CR, DMA_SxCR_EN) = true; return len;}
Особенностью этой функции является то, что мне заранее не известно сколько байт я должен получить. Для индикации полученных данных я проверяю флаг IDLE, затем, если состояние IDLE зафиксировано, чищу флаг и читаю данные из буфера. Если же состояние IDLE не зафиксировано, то функция просто возвращает нуль, то есть отсутствие данных.
На этом предлагаю закончить с низким уровнем и перейти непосредственно к C++ и паттернам.
MW_USART
Здесь я реализовал базовый абстрактный класс USART и применил паттерн прототип для создания наследников (конкретных классов USART1 и USART2). Я не буду описывать реализацию паттерна прототип, так как его можно найти по первой ссылке в гугле, а сразу приведу исходный код, и пояснения приведу ниже.
#pragma once#include <stdint.h>#include <vector>#include <map>/*!<========Enumeration of USART=======>!*/enum class USART_NUMBER : uint8_t{ _1, _2};class USART; //declaration of basic USART classusing usart_registry = std::map<USART_NUMBER, USART*>; /*!<=========Registry of prototypes=========>!*/extern usart_registry _instance; //Global variable - IAR Crutch#pragma inline=forced static usart_registry& get_registry(void) { return _instance; }/*!<=======Should be rewritten as========>!*//*static usart_registry& get_registry(void) { usart_registry _instance; return _instance; }*//*!<=========Basic USART classes==========>!*/class USART{private:protected: static void add_prototype(USART_NUMBER num, USART* prot) { usart_registry& r = get_registry(); r[num] = prot; } static void remove_prototype(USART_NUMBER num) { usart_registry& r = get_registry(); r.erase(r.find(num)); }public: static USART* create_USART(USART_NUMBER num) { usart_registry& r = get_registry(); if(r.find(num) != r.end()) { return r[num]->clone(); } return nullptr; } virtual USART* clone(void) const = 0; virtual ~USART(){} virtual bool init(uint32_t baudrate) const = 0; virtual bool send(const uint8_t* buf, uint16_t len) const = 0; virtual uint16_t receive(uint8_t* buf) const = 0;};/*!<=======Specific class USART 1==========>!*/class USART_1 : public USART{private: static USART_1 _prototype; USART_1() { add_prototype( USART_NUMBER::_1, this); }public: virtual USART* clone(void) const override final { return new USART_1; } virtual bool init(uint32_t baudrate) const override final; virtual bool send(const uint8_t* buf, uint16_t len) const override final; virtual uint16_t receive(uint8_t* buf) const override final;};/*!<=======Specific class USART 2==========>!*/class USART_2 : public USART{private: static USART_2 _prototype; USART_2() { add_prototype( USART_NUMBER::_2, this); }public: virtual USART* clone(void) const override final { return new USART_2; } virtual bool init(uint32_t baudrate) const override final; virtual bool send(const uint8_t* buf, uint16_t len) const override final; virtual uint16_t receive(uint8_t* buf) const override final;};
Сначала файла идёт перечисление enum class USART_NUMBER со всеми доступными USART, для моего камня их всего два. Затем идёт опережающее объявление базового класса class USART. Далее идёт объявление контейнер а всех прототипов std::map<USART_NUMBER, USART*> и его реестра, который реализован в виде синглтона Мэйерса.
Тут я напоролся на особенность IAR ARM, а именно то, что он инициализирует статические переменные два раза, в начале программы и непосредственно при входе в main. Поэтому я несколько переписал синглтон, заменив статическую переменную _instance на глобальную. То, как это выглядит в идеале, описано в комментарии.
Далее объявлен базовый класс USART, где определены методы добавления прототипа, удаления прототипа, а также создания объекта(так как конструктор классов наследников объявлен как приватный, для ограничения доступа).
Также объявлен чисто виртуальный метод clone, и чисто виртуальные методы инициализации, отправки и получения.
После всего лишь, мы наследуем конкретные классы, где определяем чисто виртуальные методы, описанные выше.
Код определения методов привожу ниже:
#include "MW_USART.h"#include "HW_USART.h"usart_registry _instance; //Crutch for IAR/*!<========Initialization of global static USART value==========>!*/USART_1 USART_1::_prototype = USART_1();USART_2 USART_2::_prototype = USART_2();/*!<======================UART1 functions========================>!*/bool USART_1::init(uint32_t baudrate) const{ bool res = false; //res = usart_init(USART1, baudrate); //Platform depending function return res;}bool USART_1::send(const uint8_t* buf, uint16_t len) const{ bool res = false; return res;}uint16_t USART_1::receive(uint8_t* buf) const{ uint16_t len = 0; return len;} /*!<======================UART2 functions========================>!*/bool USART_2::init(uint32_t baudrate) const{ bool res = false; res = usart2_init(baudrate); //Platform depending function return res;}bool USART_2::send(const uint8_t* buf, const uint16_t len) const{ bool res = false; res = usart2_write(buf, len); //Platform depending function return res;}uint16_t USART_2::receive(uint8_t* buf) const{ uint16_t len = 0; len = usart2_read(buf); //Platform depending function return len;}
Здесь реализованы методы НЕ пустышки только для USART2, так как его я и использую для общения с esp8266. Соответственно, наполнение может быть любое, также оно может быть реализовано с помощью указателей на функции, которые принимают свое значение исходя из текущего чипа.
Теперь же я предлагаю перейти к APP уровню и посмотреть, зачем же все это было нужно.
APP_ESP8266
Определяю базовый класс для ESP8266 по паттерну одиночка. В нем определяю указатель на базовый класс USART*.
class ESP8266{private: ESP8266(){} ESP8266(const ESP8266& root) = delete; ESP8266& operator=(const ESP8266&) = delete; /*!<---------USART settings for ESP8266------->!*/ static constexpr auto USART_BAUDRATE = ESP8266_USART_BAUDRATE; static constexpr USART_NUMBER ESP8266_USART_NUMBER = USART_NUMBER::_2; USART* usart; static constexpr uint8_t LAST_COMMAND_SIZE = 32; char last_command[LAST_COMMAND_SIZE] = {0}; bool send(uint8_t const *buf, const uint16_t len = 0); static constexpr uint8_t ANSWER_BUF_SIZE = 32; uint8_t answer_buf[ANSWER_BUF_SIZE] = {0}; bool receive(uint8_t* buf); bool waiting_answer(bool (ESP8266::*scan_line)(uint8_t *)); bool scan_ok(uint8_t * buf); bool if_str_start_with(const char* str, uint8_t *buf);public: bool init(void); static ESP8266& Instance() { static ESP8266 esp8266; return esp8266; }};
Здесь же есть constexpr переменная, в которой и хранится номер используемого USART. Теперь для изменения номера USART нам достаточно только лишь поменять её значение! Связывание же происходит в функции инициализации:
bool ESP8266::init(void){ bool res = false; usart = USART::create_USART(ESP8266_USART_NUMBER); usart->init(USART_BAUDRATE); const uint8_t* init_commands[] = { "AT", "ATE0", "AT+CWMODE=2", "AT+CIPMUX=0", "AT+CWSAP=\"Tortoise_assistant\",\"00000000\",5,0", "AT+CIPMUX=1", "AT+CIPSERVER=1,8888" }; for(const auto &command: init_commands) { this->send(command); while(this->waiting_answer(&ESP8266::scan_ok)) continue; } return res;}
Строка usart = USART::create_USART(ESP8266_USART_NUMBER); связывает наш уровень приложения с конкретным USART модулем.
Вместо выводов, просто выражу надежду, что материал окажется кому-нибудь полезен. Спасибо за прочтение!