
14 июня Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова сыграл первый спектакль в среде Minecraft. Для постановки Вишневого сада Чехова понадобился процессор Intel Xeon E5 1650 v3 и два SSD-диска по 480 Гб. На ванильном сервере популярной игры развернулся не только адаптированный сюжет и игра актеров, двигающих свои персонажи. В виртуальной реальности построили и сцену, и весь театр. Рассказываем о техническом закулисье, репетициях перед постановками и о том, как самая знаменитая песочница помогает стряхивать пыль с томов русской классики.
Сначала был театр
Во время пандемии некоторые театры ушли в онлайн. У Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова появился сайт БДТ Digital. Здесь можно слушать новые, созданные специально для онлайн-трансляции радиоспектакли, участвовать в онлайн-встречах с актерами, узнать, чем увлекаются актеры в свободное время.
Во время самоизоляции Minecraft переживает новую волну популярности. Вынужденно заключенные в квартирах, геймеры строят привычный себе мир только из виртуальных блоков. Студенты, оторванные от лекций, строят здания своих университетов, чтобы хотя бы так погулять по привычным аудиториям. Лишенные выпускных школьники проводят их в игре. Другие строят целые избирательные пункты и собирают в игре работающий компьютер.
Российские геймеры не обошли стороной и историческое здание БДТ, спроектированное Людвигом Францевичем Фонтана в XIX веке. В постройке им помогал художник спектаклей в Minecraft Андрей Воронов: он курировал процесс, предоставлял необходимые данные по параметрам, вносил правки. Получилось не сразу первый вариант строения был слишком большим. Но, еще немного поработав киркой, игроки завершили реалистичную копию театра с внутренним убранством и основной сценой. Где сцена, там и спектакль, подумали в БДТ.

Преимущества и ограничения Minecraft
Верные фанаты игры скажут, что в песочнице можно сделать практически все, кроме, пожалуй, идеально круглых предметов. Возможности ограничиваются лишь фантазией пользователя и его знанием игровой платформы. При использовании соответствующих модификаций Minecraft поддерживает аудио- и видеоконтент, здесь можно проводить презентации и прямые трансляции. Современные мощности компьютеров это позволяют.
Для своего digital-театра БДТ выбрал процессор Intel Xeon E5 1650 v3, два SSD-диска по 480 Гб каждый. Оперативная память составила 64 Гб, а пропускная способность канала 1 Гбит/c. В качестве операционной системы Ubuntu 18.04. Необходимую инфраструктуру театр арендовал у Selectel. На дебютный спектакль технические специалисты БДТ поставили ограничение на вход не больше 100 человек. Но последний состоялся без всяких ограничений.
У Minecraft есть свои правила и узнаваемый визуальный стиль. Секрет ее популярности в простоте геймплея. Что может быть понятнее равного со всех сторон куба. Хотя именно из этой простоты выросло масштабное движение игроков, которые строят там целые произведения архитектурного искусства. Вопреки понятным ограничениям. С ними работал и режиссер спектаклей в Minecraft Эдгар Закарян, который, наоборот, постарался трансформировать их в средства театральной выразительности.

Игра актеров
Квадратные человечки в Minecraft не выражают эмоций и ограничены в наборе движений. Они могут ходить, кланяться, поднимать руку, прыгать, строить и рушить. Особо не разгуляешься. Как признался Эдгар Закарян, самыми выразительными действиями персонажей оказались кивание головой и махание рукой. И режиссер искал в текстах пьес места, которые можно было выразить ими.
Очень важен хороший темп. В этой игре нужна динамика, больше движения. Со временем стало ясно, что лучше всего получаются диалоги, когда персонаж может подойти к другому герою, наклониться к нему, нашептать на ухо, например. Артисты озвучивают это в правильной интонации, и зрителю все понятно. С монологами так не получается, к сожалению. Для них нужно использовать 3D-шлемы и VR-очки, чтобы появилась возможность использовать мимику актеров, танец тела, рассказывает Эдгар.Так как мимику актеров передать было невозможно, большую роль сыграли озвучка и взаимодействие с декорациями. Вместо настоящих слез героиня выстраивает ручей, а высшую степень отчаяния показывает через разбивание стекол в доме. Последние, правда, восстанавливаются одним щелчком мыши.

Особенности площадки преподнесли свои сюрпризы авторам спектакля. Так, во время Вишневого сада некоторые пользователи шутки ради прорывались на сцену (таких хулиганов в игре называют гриферами) и летали по залу. Вышло неожиданное разрушение театральной четвертой стены.
К нам на сервер зашли зрители, чьи знания и возможности в Minecraft превысили знания и возможности наших администраторов. Но мне это даже понравилось: сразу стало понятно, что это не запись, а настоящий живой продукт, все происходит здесь и сейчас, считает архитектор спектакля Андрей Воронов.
Декорации
С одной стороны, функционал игры накладывает ограничения на создание объемного во всех смыслах спектакля. С другой никогда еще не было так легко создавать и рушить декорации.
В постановке по мотивам пьесы Чехова они задавали общую динамику. Возведенный в игре вишневый сад за 15 минут спектакля на глазах зрителя превращался в район с дачными постройками. Сложно представить реализацию этой задумки в невиртуальной жизни.

В Моцарте и Сальери, премьера которого состоялась 28 июня, декорации аккомпанировали репликам актеров. По сравнению с первым спектаклем сценография была более минималистичной: черный вакуум сцены разбавлял лишь импровизированный ринг, выполненный в форме крышки клавесина, и инсталляция из свечей. Зато место действия зажигалось светомузыкой во время выступлений Lil Моцарта (так авторы спектакля назвали композитора), а клавиши клавесина двигались, имитируя игру на инструменте.
Второй спектакль получился более технически сложным. При постановке использовались моды, разработанные для образовательного продукта Школакола, и плагины, которые компания сделала непосредственно под спектакль БДТ.
Репетиции
Все актеры в действительности играют своими персонажами. То есть им приходится и выполнять действия, и зачитывать свои реплики одновременно. Как отмечают в театре, в процессе обсуждался вариант, когда один человек совершает все необходимые движения персонажа, а актер лишь озвучивает их. Однако в итоге создатели выбрали более сложный, но честный вариант.

Подготовка к первому спектаклю заняла около трех недель с ежедневными репетициями по несколько часов. По словам режиссера, сначала всем было непривычно, немного странно, актеры не знали, как им играть. Ведь у них только голос и компьютерная мышь в руках.
Для нас это была совсем новая территория. Но вскоре все встало на свои места. Наш художник Андрей Воронов заметил, что я, мой персонаж в Minecraft, выходил на виртуальную сцену к артистам и показывал им, что и как делать. Так часто бывает на репетициях в жизни, когда режиссер показывает актерам, чего от них хочет. Отсюда выходи, вот так наклоняйся и говори тихо, ты же хочешь ему информацию донести. Все как в настоящем театре, отмечает Эдгар.
Сценарий
Культовый Вишневый сад режиссера Эймунтаса Някрошюса, удостоенный Золотой маски в 2004 году, длился 4 часа 50 минут. Спектакль по мотивам Чехова в Minecraft 15 минут. Создатели посчитали, что дольше будет сложно держать внимание игроков.
Поэтому спектакль в Minecraft во многом переложение классики, краткий пересказ литературного произведения из книжки для подготовки ЕГЭ. Такой формат понятен основной аудитории, к которой обращается театр, это школьники, тинейджеры. Те, кто хорошо знакомы с Minecraft и чуть хуже с Антоном Павловичем. Спектакль попытка разбудить их интерес к первоисточнику.
Безусловно, мы делали спектакль не только для школьников. Мы понимали, что аудитория будет очень разная, в том числе театральная. И в Вишневом саде, и в Моцарте и Сальери мы используем язык тинейджеров. Этот сленг нужен, ведь если бы я сделал речь тоньше в отношении подростков, то более взрослые зрители могли бы вообще не понять, о чем идет речь, говорит Эдгар.
Самое сложное, по мнению режиссера, разобраться, как текст Чехова будет звучать в устах бегающих маленьких квадратиков. Но с Вишневым садом он справился быстро: сценарий, действия, реплики были написаны всего за 8 часов.
Очевидно, что люди в XXI веке, которые играют в компьютерные игры, не могут говорить языком Чехова. Это, пожалуй, было бы еще более абсурдно. Мы решили соединить два, казалось бы, несовместимых мира и в этом есть настоящее волшебство театра, заключает режиссер.
Продолжение следует
Спектакль по маленькой трагедии Пушкина показывали дважды за вечер, чтобы дать возможность посетить театр большему количеству человек. Однако онлайн-трансляцию и ее запись может посмотреть каждый на странице БДТ Вконтакте, на YouTube и в Twitch.
Останавливаться на двух спектаклях БДТdigital не планирует. Несмотря на традиционную критику современного прочтения классики, постановки получили своего зрителя. Трансляции смотрят и активно комментируют. Пока БДТ не раскрывает название и дату следующего спектакля, но режиссер обещает взрывы, спецэффекты и интеграцию зрителей в сценическое действие.
В одной из следующих статей мы дадим актуальные советы по оптимизации сервера Minecraft и пригласим вас в два наших дата-центра, воссозданных в кубическом мире. Подписывайтесь на наш блог и следите за обновленими!