Здравствуйте, меня зовут Дмитрий Карловский и (сколько себя помню) я борюсь со своим окружением. Ведь оно такое костное, дубовое, и никогда не понимает, что я от него хочу. Но в какой-то момент я понял, что хватит это терпеть и надо что-то менять. Поэтому теперь не окружение диктует мне, что я могу и не могу делать, а я диктую окружению каким ему быть.
Как вы уже поняли, далее речь пойдёт про инверсию контроля через "контекст окружения". Многим этот подход уже знаком по "переменным окружения" - они задаются при запуске программы и обычно наследуются для всех программ, которые та запускает. Мы же применим эту концепцию для организации нашего кода на TypeScript.
Итак, что мы хотим получить:
-
Функции при вызове наследуют контекст у вызвавшей их функции
-
Объекты наследуют контекст у их объекта-владельца
-
В системе может существовать одновременно множество вариантов контекста
-
Изменения в производных контекстах не влияют на исходный
-
Изменения в исходном контексте отражаются на производных
-
Тесты могут запускаться в изолированном и не изолированном контексте
-
Минимум бойлерплейта
-
Максимум перфоманса
-
Тайпчек всего этого
Давайте, объявим какую-нибудь глобальную константу в глобальном контексте окружения:
namespace $ { export let $user_name: string = 'Anonymous'}
Теперь добавим в глобальный контекст какую-нибудь функцию. Например, функцию записи в лог:
namespace $ { export function $log( this: $, ... params: unknown[] ) { console.log( ... params ) }}
Обратите внимание на типизированный this
. Он
гарантирует, что данную функцию нельзя будет вызвать напрямую
так:
$log( 123 ) // Error
Вызвать её можно исключительно из какого-либо контекста окружения. Например, из глобального контекста:
$.$log( 123 ) // OK
Однако, пока что $
у нас - это неймспейс, а не тип.
Давайте для простоты создадим и одноимённый тип:
namespace $ { export type $ = typeof $}
А раз мы получаем контекст окружения в this
, то
можем его использовать и для вызова других функций. Например,
напишем функцию, которая приветствует пользователя по имени:
namespace $ { export function $hello( this: $ ) { this.$log( 'Hello ' + this.$user_name ) }}
Таким образом мы естественным образом можем передавать контекст окружения по стеку вызовов функций на любую глубину. Но в этом мало смысла, пока контекст всего один. Поэтому добавим фабрику контекстов, которая берёт текущий контекст, наследует от него производный, патчит его переданными ей переопределениями и возвращает:
namespace $ { export function $ambient( this: $, over: Partial< $ >, ): $ { const context = Object.create( this ) for( const field of Object.getOwnPropertyNames( over ) ) { const descr = Object.getOwnPropertyDescriptor( over, field )! Object.defineProperty( context, field, descr ) } return context }}
Object.create
мы используем, чтобы создание
производного контекста было быстрым, даже если он разрастётся. А
вот Object.assign
не используется, чтобы в
переопределениях можно было задавать не только значения, но и
геттеры, и сеттеры. Эта фабрика нам ещё пригодится, а пока давайте
напишем наш первый тест:
namespace $.test { export function $hello_greets_anon_by_default( this: $ ) { const logs = [] as unknown[] this.$log = logs.push.bind( logs ) this.$hello() this.$assert( logs, [ 'Hello Anonymous' ] ) }}
Тест принимает на вход контекст кружения, и первым делом он
настраивает контекст под себя - патчит функцию $log
,
чтобы та сохраняла все логи в локальную переменную. Потом мы
запускаем тестируемую функцию в нашем контексте, и наконец,
проверяем, что в логи вывелось именно то, что мы ожидаем. Напишем
простейшую функцию для асертов:
namespace $ { export function $assert< Value >( a: Value, b: Value ) { const sa = JSON.stringify( a, null, '\t' ) const sb = JSON.stringify( b, null, '\t' ) if( sa === sb ) return throw new Error( `Not equal\n${sa}\n${sb}`) }}
Обратите внимание, что мы поместили тест в отдельный неймспейс
$.$test
. Это нужно для того, чтобы взять и запустить
все тесты скопом:
namespace $ { export async function $test_run( this: $ ) { for( const test of Object.values( this.$test ) ) { await test.call( this.$isolated() ) } this.$log( 'All tests passed' ) }}
Каждый тест запускается не в оригинальном контексте, а в изолированном. Это такой производный контекст, где замоканы все сущности, что общаются со внешним миром (сетевые запросы, время, консоль, файлы, рандом и т.д.). Исходно, она просто создаёт новый производный контекст:
namespace $ { export function $isolated( this: $ ) { return this.$ambient({}) }}
Но наша функция $log
пишет в реальную консоль, что
не очень-то похоже на изоляцию. Поэтому, рядом с ней мы положим
переопределение $isolated
, которое переопределяет в
контексте $log
на реализацию без сайд эффектов:
namespace $ { const base = $isolated $.$isolated = function( this: $ ) { return base.call( this ).$ambient({ $log: ()=> {} }) }}
Теперь мы уверены, что любые тесты по умолчанию не будут ничего
писать в реальную консоль даже если мы не переопределим в них
функцию $log
.
Давайте так же напишем и тест, что наши переопределения контекстов работают исправно:
namespace $.test { export function $hello_greets_overrided_name( this: $ ) { const logs = [] as unknown[] this.$log = logs.push.bind( logs ) const context = this.$ambient({ $user_name: 'Jin' }) context.$hello() this.$hello() this.$assert( logs, [ 'Hello Jin', 'Hello Anonymous' ] ) }}
Теперь перейдём к объектам. Для простоты работы с контекстами введём простой базовый класс для всех наших классов:
namespace $ { export class $thing { constructor( private _$: $ ) {} get $() { return this._$ } }}
Тут мы инъектируем контекст окружения через конструктор. И добавляем геттер, позволяющий получать зависимости через контекст минимальным объёмом кода. Геттер нам нужен для того, чтобы можно было переопределять контекст в потомках не потеряв переопределения предков. Для примера, создадим карточку, которая приветствует пользователя, добавляя к имени восклицательный знак:
namespace $ { export class $hello_card extends $thing { get $() { return super.$.$ambient({ $user_name: super.$.$user_name + '!' }) } get user_name() { return this.$.$user_name } set user_name( next: string ) { this.$.$user_name = next } run() { this.$.$hello() } }}
Напишем тест, чтобы удостовериться, что это действительно работает:
namespace $.test { export function $hello_card_greets_anon_with_suffix( this: $ ) { const logs = [] as unknown[] this.$log = logs.push.bind( logs ) const card = new $hello_card( this ) card.run() this.$assert( logs, [ 'Hello Anonymous!' ] ) }}
Супер, теперь посмотрим, как выстраивать дерево объектов. Тут основная идея в том, что у каждого объекта есть владелец, который контролирует его время жизни и контекст окружения. Давайте создадим страничку, которая владеет нашей карточкой:
namespace $ { export class $hello_page extends $thing { get $() { return super.$.$ambient({ $user_name: 'Jin' }) } @ $mem get Card() { return new this.$.$hello_card( this.$ ) } get user_name() { return this.Card.user_name } set user_name( next: string ) { this.Card.user_name = next } run() { this.Card.run() } }}
Выносим создание владеимого объекта в отдельное свойство.
Инъектим в него текущий контекст. И мемоизируем результат с помощью
$mem
. Возьмём самую простую его реализацию без
реактивности:
namespace $ { export function $mem( host: object, field: string, descr: PropertyDescriptor, ) { const store = new WeakMap< object, any >() return { ... descr, get() { let val = store.get( this ) if( val !== undefined ) return val val = descr.get!.call( this ) store.set( this, val ) return val } } }}
WeakMap
нужен чтобы такое свойство можно было
безопасно переопределять в подклассах, не ломая мемоизацию. Что ж,
проверим, что имя пользователя действительно поменялось, а
восклицательный знак не потерялся:
namespace $.test { export function $hello_page_greets_overrided_name_with_suffix( this: $ ) { const logs = [] as unknown[] this.$log = logs.push.bind( logs ) const page = new $hello_page( this ) page.run() this.$assert( logs, [ 'Hello Jin!' ] ) }}
Отлично, работает. Теперь усложняем задачу - переопределяем класс для поддерева объектов. Создадим новый класс для карточки, который позволяет переопределять имя пользователя, сохраняя его в локальное хранилище.
namespace $ { export class $app_card extends $.$hello_card { get $() { const form = this return super.$.$ambient({ get $user_name() { return form.user_name }, set $user_name( next: string ) { form.user_name = next } }) } get user_name() { return super.$.$storage_local.getItem( 'user_name' ) ?? super.$.$user_name } set user_name( next: string ) { super.$.$storage_local.setItem( 'user_name', next ) } }}
Само локальное хранилище - это просто алиас для нативного объекта:
namespace $ { export const $storage_local: Storage = window.localStorage}
А раз оно у нас персистится, то нужно нужно рядом положить и мок, который сохраняет данные не в нативное хранилище, а во временный объект:
namespace $ { const base = $isolated $.$isolated = function( this: $ ) { const state = new Map< string, string >() return base.call( this ).$ambient({ $storage_local: { getItem( key: string ){ return state.get( key ) ?? null }, setItem( key: string, val: string ) { state.set( key, val ) }, removeItem( key: string ) { state.delete( key ) }, key( index: number ) { return [ ... state.keys() ][ index ] ?? null }, get length() { return state.size }, clear() { state.clear() }, } }) }}
Теперь мы, наконец, можем реализовать наше приложение, которое
подменяет в контексте исходный класс $hello_card
на
свой $app_card
, и всё поддерево объектов будет
инстанцировать именно его.
namespace $ { export class $app extends $thing { get $() { return super.$.$ambient({ $hello_card: $app_card, }) } @ $mem get Hello() { return new this.$.$hello_page( this.$ ) } get user_name() { return this.Hello.user_name } rename() { this.Hello.user_name = 'John' } }}
Напишем пользовательский сценарий, где мы сначала сохраняем состояние локального хранилища и стираем его, потом проверяем, что имя соответствует дефолтному поведению, при переименовывании оно меняется и сохраняется даже при перезапуске приложения, а в конце подчищаем за собой, убеждаемся, что очистка сработала, и восстанавливаем состояние локального хранилища:
namespace $.$test { export function $changable_user_name_in_object_tree( this: $ ) { const name_old = this.$storage_local.getItem( 'user_name' ) this.$storage_local.removeItem( 'user_name' ) const app1 = new $app( this ) this.$assert( app1.user_name, 'Jin!' ) app1.rename() this.$assert( app1.user_name, 'John' ) const app2 = new $app( this ) this.$assert( app2.user_name, 'John' ) this.$storage_local.removeItem( 'user_name' ) this.$assert( app2.user_name, 'Jin!' ) if( name_old !== null ) { this.$storage_local.setItem( 'user_name', name_old ) } }}
Тесты неспроста написаны в таком стиле, чтобы их можно было запускать не только на чистом состоянии, но и на грязном. Это позволит нам гонять одни и те же тесты с разными уровнями изоляции.
Запустим тесты в полностью изолированном контексте, чтобы проверить, что реализовали всю нашу логику правильно:
namespace $ { await $.$test_run()}
А теперь запустим их же, но без изоляции, чтобы проверить, что
наша логика корректно работает со внешними системами. Для этого
просто создадим контекст, где $isolated
возвращает
производный контекст, но без каких-либо переопределений:
$.$ambient({ $isolated: function(){ return $.$ambient({}) } }).$test_run()}
Этот второй вариант, если запустить в Сафари в порно режиме,
выдаст исключение, так как в нём нельзя обращаться к localStorage,
а этот кейс в нашей нативной реализации $storage_local
не предусмотрен.
Аналогично, запуская тесты в разных контекстах, можно проверять работу вашего кода с публичным сервером, с тестовым сервером, и вообще без сервера.
Подробнее об этом подходе к тестированию можно ознакомиться в моём выступлении на TechLeadConf: Фрактальное Тестирование.
Разобранный же тут подход к инверсии контроля активно применяется во фреймворке $mol, что даёт ему потрясающую гибкость и простоту кода. Но это уже совсем другая история
Если вас смущает общий неймспейс и отcутствие import/export, то можете ознакомиться с этим анализом: Fully Qualified Names vs Imports. А если смущает именование через подчёркивание, то с этим: PascalCase vs camelCase vs kebab case vs snake_case.