Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Зачем IT-специалисты преподают на курсах и к чему готовиться, если решил стать спикером

Зачем и как становятся преподавателями в IT, какие спикерам курсов нужны компетенции, как совмещать преподавание и работу, должен ли преподаватель быть шоуменом, обо всём этом рассказывает в интервью Ольга Скобина, методист Слёрма.

Спикеры наших курсов тоже поделились своими мыслями о пути к преподаванию и мотивации.

Ольга Скобина на интенсиве Слёрм DevOpsОльга Скобина на интенсиве Слёрм DevOps

Что нужно, чтобы преподавать в IT? Какие понадобятся компетенции?

Насколько я понимаю, сейчас в России высшее образование не даёт представления о том, что в IT-сфере нужно будет делать на работе. Получается, многие айтишники отучатся, потом устраиваются на работу и там учатся заново, узнают о новых технологиях и решениях. Вот поэтому, мне кажется, сейчас есть большой спрос на опытных IT-спецов, у которых есть чем делиться. В качестве преподавателей востребованы специалисты с хорошим запасом собственных кейсов и интересных практик.

Есть документация, доступная всем, а есть жизнь. Документация это как карта, а жизнь это как пойти в путешествие по этой карте. Задача преподавателя быть своего рода гидом в таком путешествии. Сказать студентам, где нужно сделать привал, где будет тяжело, если положить в рюкзак слишком много вещей и т. д. То есть главное делиться своим практическим опытом.

И второй момент, хотя он достаточно спорный: нужно любить преподавать, любить людей и вообще хотеть делиться знаниями.

Если вы часто отвечаете на вопросы коллег, и они продолжают ходить к вам с вопросами, задумайтесь может быть в вас спит отличный преподаватель. Ну если, конечно, у коллег есть альтернатива у кого бы ещё спросить :)

Виктор Попов, спикер интенсива по Docker

Получается, преподаватель обязательно должен любить общаться и взаимодействовать с людьми?

Конечно, это классно, когда спикер любит общаться с людьми и с интересом к ним относится. Потому что если ты к ним относишься с интересом, то и они к тебе с интересом. Так и учиться проще.

В целом в IT способность учить других людей это очень востребованный скилл. Даже если сейчас вы не задумываетесь о преподавании, может возникнуть ситуация, когда коллегам понадобится ментор, стажёрам наставник, нужно кого-то обучить внутри компании. И тогда навыки коммуникации и преподавания очевидный плюс.

Но, с другой стороны, в современном мире, мне кажется, успешны те люди, которые могут научиться в любой ситуации. То есть если студент осознанный, если он понимает, зачем он идёт на мероприятие, то он почерпнёт знания, даже если преподаватель не очень интересно рассказывает. У таких студентов преимущество, они быстрее развиваются, быстрее учатся и растут профессионально.

Поэтому, конечно, можно говорить, что препод должен любить студентов, разные методы применять, развлекать. Но я, если честно, считаю что ключевое это контент, а всё остальное приятности.

Почему опытные специалисты хотят преподавать? Откуда берётся мотивация?

Во-первых, это момент самореализации. У меня такое ощущение, что однажды любой профессионал приходит к чему-то более масштабному. У него появляется потребность в миссии. Преподавание это крутая миссия. Ты можешь способствовать профессиональному росту многих людей, тем самым повышать качество IT-индустрии в целом.

Мне нравится видеть результат моего преподавания. Я получаю кайф, когда люди понимают то,что я объясняю, задают классные вопросы, могут применять то, про что я рассказывал. Это позволяет понять, что я делаю полезные вещи. Что люди после моего курса повысили свой профессионализм, что они смогут решать более сложные задачи, что в итоге их жизнь может измениться к лучшему.

Марсель Ибраев, спикер курсов по k8s

Во-вторых, это возможность получить новый опыт, развить новые скиллы. Бывает так, что на работе засиделся в своей должности, хочется попробовать что-то новенькое.

Марсель Ибраев на интенсиве Слёрм DevOpsМарсель Ибраев на интенсиве Слёрм DevOps

Когда мы учим других, мы делимся и получаем много энергии.

Ещё одна причина возможность учиться самому, систематизировать знания. Когда готовишься, начинаешь выстраивать свой опыт, что-то дополнительное читать, что-то исследовать, углубляться. Вообще, когда есть задача кому-то что-то объяснить, то лучше сам свой опыт осознаёшь.

Это позволяет лучше разобраться в каких-то вещах, структурировать знания. Когда изучаешь для себя, часто удовлетворяешься тем, что нужно для задачи. А тут думаешь: А если студент спросит почему ХХХ? что я ему отвечу? И копаешь дальше.

Виктор Попов, спикер интенсива по Docker

У нас в Слёрме практически все курсы делаются командой спикеров.Так появляется возможность самому узнать что-то новое от коллег из других компаний.

Какой опыт должен быть за спиной, чтобы можно было учить других? Сколько лет? Проектов?

Здесь я не буду называть какие-то конкретные цифры, не буду говорить,сколько лет или проектов нужно. В целом можно на какое-то внутреннее ощущение ориентироваться, когда человек чувствует, что ему есть, чем поделиться, что он уже накопил опыт и готов передать его другим.

У нас есть базовый курсы и продвинутые, для опытных специалистов. От сложности курса и от аудитории тоже зависит, какой опыт должен быть у преподавателя. Очень опытные преподаватели-гуру могут провести любой курс, но темы для новичков им будет скучно объяснять. К тому же их навыки уже настолько автоматизировались, что это даже иногда мешает донести простые вещи студентам.

Для базовых курсов отличный вариант, когда преподаватель имеет уже свой опыт в несколько проектов, но ещё помнит, как быть новичком. С одной стороны, он уже говорит, опираясь на свою практику, а с другой стороны, понятно раскладывает для начинающих.

Про хард скиллс вроде всё понятно. А какие софт скиллы точно понадобятся, чтобы начать преподавать?

На мой взгляд, самое важное это проектировочные скиллы. Когда проектируешь образовательное мероприятие, важно подумать про учебный результат. С чем наши студенты выйдут с курса, чему они научатся.

Тогда проще понять, какой контент и какая практика нужны. Важно же не весь свой опыт вылить на головы людей и все свои знания, а действительно чётко понять, что дать, чего не давать, где будет уже перебор. Уметь построить логику курса и ввести по этой логике.

Вот как раз наша работа с преподавателями, методическая работа, помогает спроектировать курс. Мы делаем прогоны уроков или пересматриваем видеозаписи и задаём спикеру этот вопрос: вот вы сейчас это рассказываете, а давайте вспомним, зачем это мы.

Для того чтобы проводить качественное обучение, мало быть экспертом в своей области. Нужно научится доходчиво объяснять сложные вещи простыми словами. Нужно понимать, как строить программу обучения, в какой момент и про что рассказать. Для меня всё это в своё время было открытием и целой новой наукой.

Марсель Ибраев, спикер курсов по k8s

Ещё часто говорят про ораторское искусство, но я не считаю, что это очень важно. Нужно просто уметь объяснить простым человеческим языком, потому что многие уходят в такой профессионализм Может быть, из-за того, что чувствуют себя неуверенно. Начинают очень много терминов использовать, так студенты могут вообще ничего не понять, если ещё не в теме. Там, где можно не усложнять, лучше не усложнять человеку и так тяжело учиться.

Один из важных аспектов преподавания для меня это развитие софт скиллс. Так или иначе, тебе приходится уделять внимание тому, как ты говоришь, как ты формулируешь. Приходится и фантазию развивать, и говорить просто о сложном, и много раз повторять одно и то же. И, хочешь или не хочешь, приходится взаимодействовать с теми, кто пришёл учиться. А эти умения сейчас становятся не менее важными, чем технические знания и умения. Сейчас важна командная работа, а если ты не умеешь объяснять, не умеешь формулировать свои мысли, то ты плохой командный игрок. И, по моим наблюдениям, всё чаще компании делают выбор в пользу кандидатов с сильными софт скиллами.

Владимир Гурьянов, спикер видеокурса по мониторингу и логированию в k8s

Вот ты говоришь красноречие не так важно. А как тогда удерживать внимание, как зацепить студентов?

Все спикеры разные. Кто-то шутит классно, кто-то,наоборот, серьёзный и это хорошо. Я всегда учу чувствовать себя, чувствовать свою сильную сторону, свою уникальность и на ней уже строить выступления. Не надо пытаться играть какую-то роль, всё равно не получится это делать долго.

Удерживать внимание помогает не только яркая речь. Есть много приёмов. Можно в презентацию картинки прикольные вставлять, можно формулировать классные вопросы для аудитории и вести диалог. Можно истории из жизни рассказывать или интересные метафоры подбирать.

Это такое искусство найти приёмы, которые легко тебе использовать. Не нужно заниматься насилием над собой и перестраиваться в кого-то непонятного. Гораздо проще и приятнее понять, что получается использовать, и на этом строить манеру преподавания.

Для преподавателя так важна практика, но как совместить преподавание и основную работу?

Это, наверное, самый сложный и тяжёлый вопрос. Преподавание своего рода инвестиции. Когда человек четко понимает, зачем он идет преподавать, он находит время. И мне кажется, здесь важно найти какой-то свой определённый драйв.

Вообще, нужно чётко себе отдавать отчёт, что это дополнительная нагрузка. Но она приносит всё то, что мы выше перечисляли. Очень многое построено на самоорганизации. Так что преподавание это про осознанный выбор. Если человек думал, что сможет все совмещать легко и непринужденно, может, конечно, внутри возникнуть диссонанс. Здесь, оказывается, работать надо.

Получается, что кто-то на выходных работает, кто-то в нерабочее время. Нужно для себя спланировать изначально, что энное количество часов будет уходить на преподавание.

Я из тех, кто считает, что у (очень) хороших инженеров есть активность на Гитхабе, статьи на Медиуме или Хабре, выступления на митапах и конференциях и прочее. Поэтому, если есть время и возможность, я стараюсь заниматься факультативными активностями. Это и продвижение личного бренда, и способ получить опыт совершенноиного толка, чем на основной работе. Конкретно преподавание ещё и способ самому более глубоко изучить тему.

Тимофей Ларкин, спикер видеокурса по CI/CD

Это можно сравнить с собственным обучением, когда мы, например, на какой-нибудь дополнительный курс записываемся, мы же понимаем, что он стоит дополнительного времени. И когда кто-то покупает курс, но это дополнительное время не закладывает, он просто перестаёт ходить, бросает, потому что другие дела отвлекали. А если человек спланировал и понял, что для него это важно, он выделит дополнительные три часа в неделю и пройдёт курс до конца.

Ещё хорошо помогает организоваться и выделить время работа в команде, с методистом, продактом курса и другими спикерами. У нас есть еженедельные синки, прогоны, репетиции. Всё это помогает понять, что ты не один где-то в вакууме создаёшь абстрактный курс, понять, какая цель, какой сейчас прогресс. Это такой поддерживающим механизм.

Сейчас есть много новых образовательных методик, например, эдьютеймент обучение как развлечение. Пробуете ли вы в Слёрме новые подходы?

По-моему, сейчас некоторые айтишники немного уходят в шоументсво. Это и необычные костюмы, и яркие розовые сайты... Я не против такого контента. Но мы не идём в эдьютеймент, мы хардовые.

Всегда надо сначала понять, какая у нас цель, а потом понять, какая под эту цель нужна форма. Если к нам приходят серьёзные спецы учиться, их развлекательный компонент будет скорее раздражать. А для начинающих это круто. Важно не идти за трендами, а понимать, что нужно для конкретного мероприятия и аудитории.

Мы создаем определённую приятную атмосферу, где безопасно учиться. Для насэто главное в современном образовании. А ещё нам нравится строить обучение на осмыслении полученного опыта.

На обучении через осмысление опыта построены и наши интенсивы по SRE и service mesh, там максимум кейсов и практики, через которые студенты проходят. Так проще актуализировать знания и получить новые.

Источник: habr.com
К списку статей
Опубликовано: 12.02.2021 16:06:23
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Блог компании southbridge

Системное администрирование

Программирование

Карьера в it-индустрии

Devops

Карьера в it

Карьера

Преподавание

Soft skills

Слёрм

Образование

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru