Экология На станции Тюмень заметили контейнеры для перевозки отработанного ядерного топлива. Опасны ли они?

На станции Тюмень заметили контейнеры для перевозки отработанного ядерного топлива. Опасны ли они?

Радиоактивный груз везут через наш город в глубь Сибири

Cостав с необычными контейнерами в прошлую субботу заметили на тюменской железной дороге

Тюменцы заметили на железной дороге вагоны с контейнерами для перевозки отработанного ядерного топлива. Их сняли в минувшую субботу — 19 сентября 2020 года — в районе улицы Волгоградской. Мы узнали, что везут и опасно ли это.

Что в контейнерах?

Обычно так транспортируют опасные грузы с атомных станций, расположенных в центральной России. Везут их в Красноярский край на горно-химический комбинат. Об этом 72.RU рассказал Дмитрий Горчаков, уральский физик-ядерщик и научный журналист.

— Ядерное топливо выгружают из реактора и после нескольких лет выдержки на атомной станции везут в места хранения и переработки. В одном контейнере может быть до 12 топливных «сборок» общей массой 6 тонн. Конкретно в этом контейнере перевозят топливо реакторов Балаковской, Калининской, Нововоронежской и Ростовской АЭС. А централизованное хранилище и завод по переработке топлива находится в Красноярском крае — это горно-химический комбинат в Железногорске, по пути они и оказались в Тюмени, — объясняет Горчаков.

Горно-химический комбинат в Железногорске когда-то был оружейным заводом, технологии по переработке топлива применяются там со времен Холодной войны. Так что, по словам журналиста, предприятие спрятали в Сибири, да еще и под землей — в недрах горы.

Такие контейнеры можно хорошенько рассмотреть, хотя подходить к ним, наверное, не стоит

Дмитрий Горчаков отмечает, что опасаться тюменцам нечего. Такие контейнеры устойчивы к внешним воздействиям.

— Конечно, само отработанное топливо очень опасно, но контейнеры — это толстостенные многослойные многотонные конструкции с датчиками и защитными устройствами, рассчитанные на сохранение герметичности даже при авариях. Находиться рядом с контейнером не опасно, хотя специально этого делать не стоит. За всё время транспортировок, а это более полувека, ни в России, ни в мире аварий при перевозке топлива не было. Утащить его сложно (он весит больше 100 тонн), вскрыть без специального оборудования нельзя, а пускать под откос бесполезно — он от этого не пострадает, — уточнил эксперт.

«Угроза колоссальная»

С Дмитрием Горчаковым не согласен председатель группы экологического контроля областной общественной палаты Альберт Фахрутдинов. По его мнению, подобные перевозки несут в себе колоссальную угрозу.

— Мы, общественники-экологи, узнали о регулярной перевозке ядерных отходов через Тюмень, когда изучали рекомендацию разработчиков Генплана по выносу грузовых железнодорожных перевозок из центра города. Это было в 2011 или 2012 году. Тогда предлагалось построить обходную железнодорожную ветку по юго-западной окраине, чтобы через центр ходили только пассажирские составы, а грузовые шли бы в обход. Одним из аргументов необходимости строительства обходной ветки как раз и была перевозка этих опасных отходов. Ведь угроза колоссальная! Мы знаем, что были чрезвычайные случаи, например с химическими грузами на Войновке. Но вместо того чтобы построить обход, железнодорожные перевозки, наоборот, наращивают, и всё это идет через весь город, — посетовал Фахрутдинов.

Мы обратились за комментарием в пресс-службу СвЖД с вопросами, как часто проходят через Тюмень контейнеры с отработанным ядерным топливом и положена ли охрана такому составу? Ответ ожидается.

Зимой этого года горожан всполошило известие о радиоактивном загрязнении под Тюменью, выяснилось, что «фонил» мусоровоз. А осенью прошлого года тюменка обнаружила на частном подворье радиоактивную капсулу. Выяснилось, что ее еще в 90-х привез отец хозяина дома.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем