Кандалакша
Герб города Кандалакши  Кандалакша — город в Мурманской области с населением около 33,0 тыс. человек. Расположен на берегу Кандалакшского залива Белого моря. Является крупным транспортным узлом: через него проходят автомобильная дорога Санкт-Петербург – Мурманск и Октябрьская железная дорога, функционирует морской торговый порт. Основные предприятия: Локомотивное депо, Кандалакшский алюминиевый завод, каскад Нивских ГЭС, Кандалакшский морской торговый порт.
Погода

Опрос на сайте

благом
ничего не изменится
большими проблемами
затрудняюсь ответить


Память

Книга Памяти жертв политических репрессий Каскада Нивских ГЭС

Смотреть

Воинские захоронения в Кандалакше и Кандалакшском районе

Смотреть

Геральдика
Город Кандалакша
Кандалакшский р-н
Кандалакшский залив
Работа

Работа в Кандалакше и Кандалакшском районе. Информация Кандалакшского Центра занятости населения.

Смотреть

Недвижимость

Квартиры в Кандалакше, любые операции с недвижимостью

Смотреть

Культура
Отдых
Спорт
Объявления
  • Пошив и ремонт обуви в Кандалакше. Обувь для проблемных ног. Высокое качество материалов.

    .

  • Заброска туристических групп по Кольскому полуострову Доставим вашу группу в самые потаенные уголки Кольского полуострова

    .

  • Облако тегов
    Арктика, безработица, вакансии, Великая Отечественная война, Владислав Трошин, война, День города, День Победы, детский писатель, животные, история, Кандалакша, Кандалакшский залив, Кандалакшский заповедник, кандалакшский лабиринт, Кандалакшский район, Колвица, Кольский полуостров, конкурсы, лабиринт, Лапландия, медведи, монастырь, Мурман, Мурманская область, налоги, налоговая инспекция, Олег Бундур, Поморы, почта России, праздник, путешествие, работа, стихи, туризм, Умба, ФНС, центр занятости, Экология, энергетика

    Показать все теги
    Кандалакша » Это интересно » Кандалакша, вокзал: немного истории
    Кластер Беломорье

    .

    Кандалакша, вокзал: немного истории Это интересно

     

    Кандалакшский вокзал: немного истории

    На здании железнодорожного вокзала Кандалакши поменяли мемориальную доску, висевшую, кажется, с незапамятных времен и известную, наверное, каждому кандалакшанину. Доска посвящена Ивану Лойко, жившему в Кандалакше и оставившему след в истории края в сложное для страны время двух революций, интервенции и Гражданской войны (1917–1918).


    Из броско светлой доска стала неприметно черной с серыми, мелкими, плохо читаемыми буквами. Но это бы полбеды, если б не измененный текст, гласящий что ее герой «расстрелян интервентами на станции Зашеек 20 октября 1919 года».


    Абсурдность приведенной даты видна каждому более-менее знакомому с историей края, т. к. последний английский корабль, завершивший плановую эвакуацию с Мурмана союзных войск и увезший из края последнего солдата Антанты, покинул Мурманск 12 октября 1919 года. Т. е. не могли союзники, интервенты в тот день и год – 20 октября 1919 – быть причастны к расстрелу Ивана Лойко.


    Не могли они сделать это и 20 октября 1918 года, в зафиксированный день диверсии на железной дороге на перегоне Кандалакша – Пояконда, воспрепятствовавшей переброске к фронту из Кандалакши солдат сербского батальона, поскольку арест подозреваемых в диверсии был осуществлен на следующий день – 21 октября 1918. Одним из пяти арестованных тогда и стал Лойко.


    Кстати, это был его вторичный арест. Первый случился в июле 1918 с началом репрессий союзных войск против большевистски настроенных лидеров края, каковым являлся Иван Лойко, грузчик Мурманской железной дороги, но также руководитель Кандалакшской ячейки РСДРП (б) / РКП (б), член местного Совета депутатов и Кандалакшского отделения Совжелдора, авторитетнейшей профсоюзной организации края.


    В заключении, включая печально известную Печенгскую тюрьму, Лойко находился по октябрь 1918 года, выпущенный по настоянию рабочих-железнодорожников, но, как оказалось, лишь для того, чтобы через несколько дней быть арестованным вновь и погибнуть. По официальной версии союзного командования он был расстрелян «при попытке к бегству» где-то на перегоне / полустанке севернее Кандалакши. Возможно, местом его гибели действительно стал Зашеек, как безальтернативно следует из текста новой мемориальной доски, хотя это все-таки допущение, т. к. документальных подтверждений нет.


    Некоторым упрощением текста является, на мой взгляд, также указание, что Лойко был организатором отряда Красной гвардии в Кандалакше (и только).

     

    Скорее всего, он был причастен к появлению в Кандалакше добровольного вооруженного формирования, но вряд ли только это стоит ставить ему в заслугу, опуская все иное, тем более, что значимой силой местный отряд по малочисленности и другим причинам не стал.


    Так известно, что наступление финнов на Кандалакшу в марте-апреле 1918 отражали, в первую очередь, не местные рабочие, а военные русские и французские моряки и солдаты из Мурманска, а также «красные» финны из Рованиеми, Кемиярви, бежавшие в начале 1918 года на Советский Мурман от ужасов финской Гражданской войны. В конце же июня 1918 года в канун начавшегося противостояния с союзниками объекты железной дороги в крае брали под охрану также, в первую очередь, не местные рабочие, а специально присланные из центра красноармейские отряды.


    Как бы то ни было, но в отличие от, увы, привычных в наши дни «вольностей» интернета и печатных изданий текст на мраморе, граните уж точно не должен, на мой взгляд, нести допущений, описок, прямых ошибок и прочих несуразностей.


    В 1923 году к пятилетию гибели Лойко рабочие Кандалакши решили увековечить его имя, собирая по подписке деньги на обелиск, о чем сообщила губернская газета «Полярная правда». Появился ли в Кандалакше тот обелиск или иное свидетельство памяти о Лойко мне неизвестно, как неизвестно и то, в каком году на здании Кандалакшского вокзала была установлена демонтированная недавно мемориальная доска. Быть может, это известно администрации вокзала, причастной к ее замене?


    И не желая ничьих обид из-за казуса с доской (который, надеюсь, будет устранен), хочу поблагодарить железнодорожное начальство за то, что они сохраняют в Кандалакше старое историческое, оригинальное по архитектуре и любимое горожанами здание вокзала как бы трудно, возможно, это ни было. Ведь шли в свое время тревожные слухи о планах строительства в городе нового вокзала.


    Иллюстрацией же к статье привожу фото, сделанное старейшим жителем Кандалакши Вячеславом Федотовым в 1957 году, когда, кажется, весь город собрался на вокзале встречать норвежскую делегацию, проезжавшую в Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Было яркое, оптимистичное, многообещающее время в жизни страны. На моей памяти столь массовая встреча случилась лишь в 1999, когда Кандалакшу проезжал Владимир Жириновский. Но это, думаю, совсем иной по исторической значимости эпизод из жизни Кандалакши и ее вокзала. Интересует где купить диплом ? Выбирайте опытные организации. Все дипломы выполняются профессионалами.

     

    Кандалакша, вокзал: немного истории
    Станция Кандалакша. Проезд норвежской делегации на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. 1957 год. Фото В. Федотова

     

     

    Автор:

    Геннадий Александров

     

    P.S. Дополнительные вопросы к администрации вокзала по датам/фактам статьи (и ко всем, кто в теме). Так в каком году доска про Лойко впервые появилась на здании вокзала, и устраивалось ли что-то иное в его память? Какой по счету стала нынешняя доска: второй? Когда вообще было построено здание вокзала в Кандалакше? Не с постройки ли дороги, как, предположительно, в Медвед-горе? Очень интересно!


    Ключевые теги: Кандалакша, Кандалакшский район, история
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Сербы в Кандалакше
  • Воспоминания о гражданской войне
  • По страницам американских газет
  • Как Кандалакша была дипломатической столицей России
  • Интервенция


  • #1 написал: Ида (18 апреля 2017 22:46)
    Специально данных по старой Кандалакше не собираю, для себя отмечаю только некоторые наиболее интересные факты. Ориентировочно здание вокзала - то, что стоит сейчас, начало строиться в 1935-1936 году, окончание строительства намечалось к 7.07.1936. Но к концу сентября 1936 этот вокзал ещё не был построен, в то же время старое здание пришло в полную негодность. К маю 1938 вокзал не был готов к пассажирским перевозкам, так как требовал ремонта (информация из газет "Кандалакшский коммунист", 1936, №№ 94, 125; "Кировская магистраль", 1938, № 86)
    #2 написал: Aborigen (23 мая 2017 01:53)
    Макет нового вокзала был опубликован в газете "Кандалакшский коммунист" примерно в конце шестидесятых или в семидесятые годы, точно уже и не помню.
    #3 написал: Ида (24 июня 2017 23:28)
    Если автору статьи будет интересно - нашла такую информацию. "Кировская магистраль" от 10.06.1936 (№ 79). Цитата: "На станции Кандалакша начата постройка пассажирского здания. Работы продвигаются успешно, уже заканчивается укладка фундамента и начинается рубка самого здания". Так что строительство вокзала, начавшееся ближе к середине 1936 года, предполагалось провести в крайне сжатые сроки (см. мой комментарий выше). Постараюсь попозже разместить фото строящегося вокзала на сайте.
    #4 написал: Елена Владимировна (2 марта 2023 16:26)
    Так все же 20 сентября или 20 октября. нашла фото доски (черной), там написано 20 сентября. Ее еще раз поменяли?
    Добавление комментария



    Главная страница | Статистика           Яндекс.Метрика      Copyright © Борис Гуреев,
    2007 год.
    guboris@rambler.ru