Кандалакшский вокзал: немного истории
На здании железнодорожного вокзала Кандалакши поменяли мемориальную доску, висевшую, кажется, с незапамятных времен и известную, наверное, каждому кандалакшанину. Доска посвящена Ивану Лойко, жившему в Кандалакше и оставившему след в истории края в сложное для страны время двух революций, интервенции и Гражданской войны (1917–1918).
Из броско светлой доска стала неприметно черной с серыми, мелкими, плохо читаемыми буквами. Но это бы полбеды, если б не измененный текст, гласящий что ее герой «расстрелян интервентами на станции Зашеек 20 октября 1919 года».
Абсурдность приведенной даты видна каждому более-менее знакомому с историей края, т. к. последний английский корабль, завершивший плановую эвакуацию с Мурмана союзных войск и увезший из края последнего солдата Антанты, покинул Мурманск 12 октября 1919 года. Т. е. не могли союзники, интервенты в тот день и год – 20 октября 1919 – быть причастны к расстрелу Ивана Лойко.
Не могли они сделать это и 20 октября 1918 года, в зафиксированный день диверсии на железной дороге на перегоне Кандалакша – Пояконда, воспрепятствовавшей переброске к фронту из Кандалакши солдат сербского батальона, поскольку арест подозреваемых в диверсии был осуществлен на следующий день – 21 октября 1918. Одним из пяти арестованных тогда и стал Лойко.
Кстати, это был его вторичный арест. Первый случился в июле 1918 с началом репрессий союзных войск против большевистски настроенных лидеров края, каковым являлся Иван Лойко, грузчик Мурманской железной дороги, но также руководитель Кандалакшской ячейки РСДРП (б) / РКП (б), член местного Совета депутатов и Кандалакшского отделения Совжелдора, авторитетнейшей профсоюзной организации края.
В заключении, включая печально известную Печенгскую тюрьму, Лойко находился по октябрь 1918 года, выпущенный по настоянию рабочих-железнодорожников, но, как оказалось, лишь для того, чтобы через несколько дней быть арестованным вновь и погибнуть. По официальной версии союзного командования он был расстрелян «при попытке к бегству» где-то на перегоне / полустанке севернее Кандалакши. Возможно, местом его гибели действительно стал Зашеек, как безальтернативно следует из текста новой мемориальной доски, хотя это все-таки допущение, т. к. документальных подтверждений нет.
Некоторым упрощением текста является, на мой взгляд, также указание, что Лойко был организатором отряда Красной гвардии в Кандалакше (и только).
Скорее всего, он был причастен к появлению в Кандалакше добровольного вооруженного формирования, но вряд ли только это стоит ставить ему в заслугу, опуская все иное, тем более, что значимой силой местный отряд по малочисленности и другим причинам не стал.
Так известно, что наступление финнов на Кандалакшу в марте-апреле 1918 отражали, в первую очередь, не местные рабочие, а военные русские и французские моряки и солдаты из Мурманска, а также «красные» финны из Рованиеми, Кемиярви, бежавшие в начале 1918 года на Советский Мурман от ужасов финской Гражданской войны. В конце же июня 1918 года в канун начавшегося противостояния с союзниками объекты железной дороги в крае брали под охрану также, в первую очередь, не местные рабочие, а специально присланные из центра красноармейские отряды.
Как бы то ни было, но в отличие от, увы, привычных в наши дни «вольностей» интернета и печатных изданий текст на мраморе, граните уж точно не должен, на мой взгляд, нести допущений, описок, прямых ошибок и прочих несуразностей.
В 1923 году к пятилетию гибели Лойко рабочие Кандалакши решили увековечить его имя, собирая по подписке деньги на обелиск, о чем сообщила губернская газета «Полярная правда». Появился ли в Кандалакше тот обелиск или иное свидетельство памяти о Лойко мне неизвестно, как неизвестно и то, в каком году на здании Кандалакшского вокзала была установлена демонтированная недавно мемориальная доска. Быть может, это известно администрации вокзала, причастной к ее замене?
И не желая ничьих обид из-за казуса с доской (который, надеюсь, будет устранен), хочу поблагодарить железнодорожное начальство за то, что они сохраняют в Кандалакше старое историческое, оригинальное по архитектуре и любимое горожанами здание вокзала как бы трудно, возможно, это ни было. Ведь шли в свое время тревожные слухи о планах строительства в городе нового вокзала.
Иллюстрацией же к статье привожу фото, сделанное старейшим жителем Кандалакши Вячеславом Федотовым в 1957 году, когда, кажется, весь город собрался на вокзале встречать норвежскую делегацию, проезжавшую в Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Было яркое, оптимистичное, многообещающее время в жизни страны. На моей памяти столь массовая встреча случилась лишь в 1999, когда Кандалакшу проезжал Владимир Жириновский. Но это, думаю, совсем иной по исторической значимости эпизод из жизни Кандалакши и ее вокзала. Интересует где купить диплом ? Выбирайте опытные организации. Все дипломы выполняются профессионалами.
|
Станция Кандалакша. Проезд норвежской делегации на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. 1957 год. Фото В. Федотова |
Автор:
Геннадий Александров
P.S. Дополнительные вопросы к администрации вокзала по датам/фактам статьи (и ко всем, кто в теме). Так в каком году доска про Лойко впервые появилась на здании вокзала, и устраивалось ли что-то иное в его память? Какой по счету стала нынешняя доска: второй? Когда вообще было построено здание вокзала в Кандалакше? Не с постройки ли дороги, как, предположительно, в Медвед-горе? Очень интересно!