К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Некоторые не были уверены, выживем ли мы»: как Airbnb пережила пандемию и проводит IPO

Фото Yuriko Nakao / Getty Images
Фото Yuriko Nakao / Getty Images
Символ шеринговой экономики, компания Airbnb чуть не умерла в пандемию, но смогла изменить стратегию и выжить. Она провела IPO, получив оценку в $47 млрд, а в первые минуты торгов ее акции взлетели на 140%. Почему сервис бронирования жилья решился проводить IPO в крайне неблагоприятный год для гостиничного бизнеса, а инвесторы поверили компании?

Американская компания по бронированию жилья Airbnb вышла на биржу. В первые минуты после начала торгов ее акции подорожали на 140%, а капитализация компании в определенный момент превышала $100 млрд. Это значительно выше $47 млрд, в которые компания была оценена в ходе IPO. Компания собиралась получить от выпуска $2,75 млрд, а привлекла $3,5 млрд.

В письме, приложенном к документам, представленным в Комиссию по ценным бумагам и биржам, основатель и президент компании Брайан Чески пояснил: «Мы начали писать это письмо в марте. Затем наступила пандемия. Когда границы закрылись и путешествия остановились, наш бизнес упал почти на 80%... Не думаю, что многие ожидали от нас первичного размещения акций в этом году. Некоторые не были уверены, выживем ли мы вообще».

Эпоха Airbnb: как одна компания вырастила новый рынок

 

Успешная затея

История Airbnb началась в 2007 году в Сан-Франциско, когда двое 26-летних друзей-дизайнеров, Брайан Чески и Джо Геббиа, пытались найти деньги для оплаты своей арендованной квартиры. В городе проходил международный конгресс дизайнеров, все отели были распроданы. Друзья быстро соорудили интернет-сайт AirBedandBreakfast.com, где предлагали недорогое жилье и завтрак в своей квартире, причем спать гостям приходилось на надувных матрасах. Три участника конгресса откликнулись на объявление и стали первыми клиентами будущей компании Airbnb.

Успешная затея получила продолжение — компания стала предлагать владельцам жилья регистрироваться на сайте и сдавать в аренду свои квартиры, комнаты или даже целые дома, а сама получала комиссию от суммы аренды. В 2008 году к основателям присоединился третий участник, Нэйт Блекарчик, бывший сосед Чески по студенческому общежитию, ставший ответственным за всю техническую часть, включая сайт. К марту 2009-го у сайта было уже 10 000 пользователей и 2500 домов, готовых принять гостей, не захотевших поселиться в отелях или не нашедших там места. А уже в 2012-м у компании было 10 отделений в разных странах и сотни сотрудников. В октябре 2019-го услугами Airbnb ежедневно пользовались около 2 млн гостей, арендующих жилье.

 

По данным компании, на конец сентября 2020-го в ее базе содержалась информация о 7,4 млн домов и квартир (из них 5,6 млн активно используемых), принадлежащих 4 млн хозяев.

«Они там что-то распыляют»: почему в Airbnb все сотрудники верят, что изменят мир

Airbnb стала одним из символов так называемой sharing economy — экономики, основанной не на владении, а на совместном использовании. К таким же символам относятся Uber, WeWork, DoorDash, Instacart — практически все они появились после 2008 года и были основаны на использовании смартфонов, облачного хранения данных и прочих плодах цифровизации. Частные инвесторы и фонды с воодушевлением финансировали подобные стартапы: с момента основания Airbnb получила в ходе нескольких раундов финансирования в общей сложности $6,4 млрд (по подсчетам Crunchbase). Все шло замечательно, пока не началась пандемия.

 

Выжить в пандемию

Коронавирус нанес тяжелейший удар по всей индустрии гостеприимства, включая и Airbnb. Объем продаж компании, составлявший в IV квартале 2019 года $1,1 млрд, упал до $841 млн в I квартале и до $335 млн во II квартале этого года. Убыток компании во II квартале составил $576 млн — почти вдвое выше, чем годом ранее.

Брайан Чески отреагировал быстро и решительно: он сократил четверть сотрудников (при увольнении они получили пособие, равное зарплате за три месяца, и, что немаловажно, годовую медицинскую страховку), почти полностью срезал бюджет маркетинга и обратился к инвесторам компании за дополнительным финансированием; в апреле Airbnb получила от них около $2 млрд кредитов. Но главное — он изменил стратегию компании. Раньше основным источником дохода Airbnb были большие города, куда приезжали толпы туристов. Теперь, во время пандемии, люди опасались уезжать далеко и старались избегать самолетов и гостиниц. Большинство резерваций делалось в городах не дальше 300 миль (чуть менее 500 км) от места постоянного жительства гостей. Кроме того, люди предпочитали переживать пандемию в маленьких городках и не в гостиницах, а в частных отдельно стоящих домах, что минимизировало опасность заражения.

«Люди хотят выбраться из дома»: Airbnb заметил рост спроса на импульсивные поездки по стране

Компания срочно переделала сайт и приложение, чтобы показывать пользователям в первую очередь именно такие варианты аренды. И это принесло плоды: в III квартале продажи выросли до $1,34 млрд. Это стало своего рода спасением, хотя не смогло полностью вывести компанию на предкризисный уровень: продажи за первые три квартала 2020-го были на треть меньше, чем за тот же период годом раньше. Но главное — Airbnb удалось переломить падающий тренд и научиться жить в новых условиях, что вернуло доверие инвесторов.

По данным аналитиков Edison Trends, в III квартале клиенты потратили больше денег на бронирование через Airbnb, чем через такие сети, как Marriott International, InterContinental Hotels Group и Hilton Worldwide Holdings. «Я не предполагал, что за 10 недель мне придется принять больше важных решений, чем за 10 лет», — сказал Чески в интервью Wall Street Journal. Уже в III квартале 2020 года Airbnb показала прибыль $219 млн.

 

В немалой степени этому способствовали и финансовые ограничения, принятые Чески в отношении собственной персоны: он и двое других сооснователей получат за этот год символическую зарплату в $1, зарплаты других высших управленцев в компании были снижены наполовину. Правда, и в предыдущие годы основным источником дохода Чески была, конечно, не зарплата ($110 000 в 2019-м), а акции — ему, как и двум другим сооснователям, принадлежит примерно по 15% акций компании. И если, как ожидается, IPO пройдет успешно, им не придется жалеть о потерянной за год зарплате. Все трое находятся в списке Forbes на 268-м месте, у каждого состояние превышает $3 млрд, и все трое собираются в ходе IPO не только продать небольшую часть своих акций, но и получить 10-летние опционы на новые акции, условием которых будет в первую очередь рост капитализации компании.

Airbnb конфиденциально подала документы на IPO

Год рекордных IPO

Акции Airbnb будут состоять из четырех классов: класс А будет иметь один голос, класс B — 20 голосов (именно такие акции получат основатели), классы C и D будут неголосующими. Крупные пакеты принадлежат сейчас венчурным фондам прямых инвестиций, которые были основным источником капитала для компании в предшествующие годы, таким как Sequoia Capital, Andreessen Horowitz, Silver Lake, Sixth Street, DST Global. Для некоторых «ранних» инвесторов компании IPO может стать хорошей возможностью реализовать, наконец, прибыль от инвестиций, сделанных более десяти лет назад. Кроме того, давние сотрудники компании, получавшие премиальные в виде опционов на акции, смогут, наконец, их реализовать до того, как их сроки начнут истекать уже весной следующего года. Группу из 35 андеррайтеров возглавляют Morgan Stanley и Goldman Sachs. Акции будут торговаться на  Nasdaq Global Select Market под символом ABNB. Цена размещения должна быть определена 9 декабря, ожидаемый диапазон составляет $44-50.

Несмотря на пандемию и сопутствующую волатильность фондовых рынков, 2020-й стал годом рекордного количества IPO технологических стартапов. Огромные деньги, вливаемые в экономику американскими монетарными властями, в значительной степени попадают на фондовые рынки. Многие фонды прямых инвестиций просто «сидят на деньгах» и ищут для них выгодного применения. В то же время многие технологические стартапы спешат воспользоваться благоприятной ситуацией и выйти на IPO, не дожидаясь полного восстановления экономики. Ожидается, что 2020-й может стать рекордным годом для новых выпусков, сопоставимым, а может быть, и превосходящим лихорадку 1999-2000 годов, закончившихся, как известно, крахом доткомов.

 

Пожалуй, никогда состояние американской экономики так не контрастировало с состоянием рынка IPO. Однако, по мнению Брайана Чески, это не помешает Airbnb расти и развиваться, ведь пандемия изменила само понятие путешествия, вероятно, надолго и всерьез. Удаленная работа перестала быть экзотикой и стала частью обычной жизни. Одни люди переезжают из больших городов в пригороды, другие вообще становятся цифровыми кочевниками, гражданами мира, живущими попеременно в разных странах. А в итоге различия между работой и путешествиями становятся слабо различимыми, подводит итог Чески. И ему вторит один из его инвесторов, глава Silver Lake Эгон Дурбан: «Желание человека путешествовать фундаментально и неистребимо».

25 стартапов, которые будут стоить $1 млрд

25 стартапов, которые будут стоить $1 млрд

Фотогалерея «25 стартапов, которые будут стоить $1 млрд»
25 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости