ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 19:53

"Урановые хвосты" двинулись по стране

В Петербурге готовится к отбытию очередной поезд, транспортирующий по России с контейнеры обедненным ураном, прибывшие из Германии

"Урановые хвосты" двинулись по стране
Фото: Reuters

Москва. 14 марта. INTERFAX.RU - В порту Санкт-Петербурга завершилась разгрузка судна с обедненным ураном, прибывшим из Германии для последующей переработки и захоронения на территории РФ. Далее контейнеры с радиоактивным грузом будут погружены на железнодорожные платформы и доставлены на спецпредприятия в Сибири или на Урале. Скорее всего, опасный состав проследует в 40 км от Москвы. Экологи предупреждают, что если, не дай бог, по пути следования случится разгерметизация контейнеров, катастрофа неизбежна.

Ценное сырье

В 75 контейнерах, поступивших из немецкого города Гронау, где расположен завод европейской ядерной корпорации Urenco, находится отвальный гексафторид урана (ОГФУ) или так называемые "урановые хвосты". В отличие от США и других стран, Россия рассматривает ОГФУ как ценное энергетическое сырье, которое в перспективе предполагается использовать в реакторах на быстрых нейронах. По данным "Гринпис", "урановые хвосты" закупаются у западноевропейских компаний по символической цене - $0,6 за килограмм. "В принципе, 60 центов стоит туалетная бумага. А цена природного урана достигает $200 за килограмм", - заявил "Интерфаксу" руководитель энергетической программы российского отделения "Гринпис" Владимир Чупров.

После переработки 10% дообогащенного на отечественных предприятиях урана перепродается обратно в Европу, а 90% сырья, не представляющего экономической ценности с точки зрения дальнейшего обогащения, остается в России. Эксперты "Гринпис" указывают, что всего в нашей стране уже накопилось свыше 800 тыс. т урановых отходов, из которых 125 тыс. т - западноевропейского происхождения. Примечательно, что ОГФУ хранятся на территории обогатительных предприятий в типовых контейнерах прямо под открытым небом. "Если произойдет сильный пожар или на контейнеры упадет самолет, то последствия будут очень негативными", - возмущается Чупров.

"Урановые хвосты", прибывшие в начале марта в Санкт-Петербург, как ожидается, будут отправлены на одно из четырех предприятий, занимающихся переработкой ядерных отходов: ФГУП "Уральский электрохимический комбинат" (Новоуральск), ФГУП "Сибирский химический комбинат" (Томск), ФГУП "Ангарский электролизный химический комбинат" (Ангарск) или ФГУП "ПО "Электрохимический завод" (Зеленогорск).

"Пути транспортировки - секретны и, насколько мне известно, маршрут следования поездов с контейнерами может каждый раз меняться", - сообщил Чупров. Он напомнил, как два года назад активисты "Гринпис" обнаружили бесхозный состав с радиоактивными материалами на юге Санкт-Петербурга в районе "Капитолово"": "Вагоны стояли без охраны, радиационный фон зашкаливал в 40 раз, а рядом была железнодорожная станция, на которой стояли люди в ожидании поезда".

Источники в ОАО "РЖД" сообщили interfax.ru, что из Санкт-Петербурга состав может проследовать до Большого кольца железной дороги (БКЖД), а далее до Транссиба, который берет свое начало на Ярославском вокзале Москвы. На БКЖД он пройдет через станцию "Поварово", которая расположена всего в 40 км от мегаполиса.

"Возили и будем возить"

Экологи считают такое соседство крайне опасным. Чупров напоминает, что обедненный гексафторид урана не только токсически опасное вещество, но мощный альфа-излучатель. "Случайная разгерметизация контейнеров может привести к отравлению большого количества людей, токсическому и радиоактивному загрязнению внушительных площадей, в том числе больших городов России", - вторит коллеге представитель экологической организации "Беллуна" Рашид Алимов.

В интервью "Интерфаксу" эколог привел данные исследования британской атомной компании BNFL, в котором указывается, что "выброс большого количества гексафторида урана при определенных условиях может привести к смертельным концентрациям в радиусе 32 км от места выброса". Иными словами, если, не дай бог, состав с "урановыми хвостами" попадет в аварию вблизи станции "Поварово" БКЖД, может произойти непоправимое.

С позицией Гринпис не согласны ведущие российские ученые-атомщики. "Ежегодные объемы перевозок таких материалов колоссальны и реализуются во всем мире. Ни разу никаких инцидентов не происходило", - заявил "Интерфаксу" заместитель директора института безопасного развития атомной энергетики РАН Игорь Линге.

По его словам, перевозка и переработка обедненного урана "очень регламентированная процедура", являющаяся частью международной кооперации. "Она проводилась и будет проводиться", - подчеркнул ученый.

Между тем, глава Росатома Сергей Кириенко ранее заявлял, что Россия намерена отказаться от ввоза гексафторида урана из Европы, выполнив свои обязательства по ранее заключенным контрактам - с Urenco до 2009 г. и с Eurodif до 2014 года. В субботу, 15 марта, экологи собираются напомнить об этом обещании, организовав в Санкт-Петербурге акцию протеста против ввоза в страну "урановых хвостов".

Обозреватели Алиса Чудакова, Павел Коряшкин

Новости

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });