Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Молодежная робототехника

Как мы готовим победителей олимпиад по молодежной робототехнике в Университете ИТМО

01.11.2020 18:17:43 | Автор: admin

Ранее мы рассказывали, как работает наша международная лаборатория робототехники. Продолжаем тему и обсуждаем проекты-призеры всероссийских и международных соревнований вместе с Игорем Лосицким, заведующим молодежной лабораторией.

P.S. Вчера показали наши робототехнические лабы и обсудили победы молодежных команд.

Послушать беседу:Apple PodcastsЯндекс.МузыкаPodfmАудиоверсия на YouTube.

Знакомство с лабораторией молодежной робототехники

Таймкод 00:14

Дмитрий: Сколько команд вы поддерживаете и тренируете?

Игорь: У нас всегда занимается около двадцати человек. Из них мы ежегодно формируем три команды от трех до пяти участников, которые делают по одному проекту. Но у нас есть и деятельность, не требующая формирования коллективов. Это общие проекты.

Дмитрий: Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей лаборатории.

Игорь: Она небольшая и в какой-то степени берет начало в лицее 239. Тогда это была творческая лаборатория робототехники, где мы делали с ребятами проекты из конструкторов Lego, постепенно добавляли к ним что-то еще для разнообразия. В определенный момент нас пригласили в Университет ИТМО. Теперь мы работаем и со студентами, которые зачастую формируются из тех, кто пришел к нам заниматься еще во время обучения в школе.

Дмитрий: Они осуществляют и преподавательскую функцию в лаборатории?

Игорь: Да. У нас все учатся друг у друга. Часто бывает так, что ребята знают гораздо больше преподавателей. Такие возможности нельзя упускать. Они очень быстро схватывают и передают знания, если преуспели в какой-то дисциплине: механике, программировании, 3D-моделировании. Иногда мы собираем младших участников, а старшие делятся опытом.

В зависимости от сложности темы и количества учеников мы устраиваем еженедельные семинары например, на протяжении полугода или пары месяцев (если базовые знания уже есть и нужно изучить условное устройство простейших нейросетей). Но даже самые короткие образовательные программы, мы предварительно анализируем и утверждаем.

Путь от школы до международных соревнований

Таймкод 04:09

Дмитрий: Можем ли мы проследить путь участников вашей лаборатории от школы до конкурсных проектов? Как они попадают к вам и развиваются уже внутри коллектива?

Игорь: Есть различные варианты. Обычно мы проводим набор в сентябре. Он включает в себя собеседование и тестирование. Все-таки важно понять, что ребенок обладает базовыми знаниями. К сожалению, времени для обучения с нуля у нас нет мы готовим ребят к крупнейшим состязаниям, какие только могут быть в этой сфере для начинающих робототехников. В них мы стараемся занимать призовые места.

Дмитрий: Сколько времени уходит на подготовку к таким соревнованиям?

Игорь: Если это дети из школ, где все в порядке с математикой и программированием, и сами они заинтересованы, тогда для выхода на соревновательный уровень достаточно шести месяцев.

Дмитрий: Для детей какого возраста доступны такие варианты развития?

Игорь: Есть разные возможности. Все зависит от индивидуальных особенностей человека. Мы обычно постепенно усложняем задания, чтобы посмотреть на прогресс учеников.

Дмитрий: Как может выглядеть такая траектория развития?

Игорь: Есть типы траекторий для конкретных соревнований. Если мы говорим о Всемирной олимпиаде роботов (World Robot Olympiad), то мы отталкиваемся от темы. Это происходит осенью, а в январе организаторы дают утончения, которые могут легко перевернуть наши представления о том, что ждут от участников олимпиады. В одном из таких подготовительных циклов первоначальной темой были умные города. Мы стали разрабатывать идеи вокруг соответствующих решений и направления умных домов, но уточненный вариант выглядел уже как умное управление городом, умное образование и умное рабочее место.

Дмитрий: Времени на внесение изменений у вас уже было меньше года?

Игорь: Менее шести месяцев. Готовый проект нужно продемонстрировать в конце мая, а потом через месяц выступить на всероссийской олимпиаде, где желательно победить. Хотя есть и экспертный отбор, там нужна более детализированная версия разработки. Но если человек толко пришел к нам в лабораторию, он не обязан сразу участвовать в соревновательном цикле.

Можно заниматься со всеми, помогать другим, делать свои небольшие проекты, изучать какую-то тему, но в рамках первого года быть вне каких-либо конкурсов. Это нормально.

Дмитрий: Все это зависит еще и от времени, которым располагает человек.

Игорь: Многие в итоге добираются до серьезных проектов. И до соревнований.

Дмитрий: Могли бы вы рассказать о наиболее заметных проектах последних лет?

Игорь: Самые заметные чемпионские проекты. Каждый год у нас есть либо чемпионы, либо призеры соревнований. С начала работы вместе с Университетом ИТМО мы сделали два проекта для Всемирной олимпиады в Индии. Это была рука-манипулятор, контролируемая с помощью сенсора Leap Motion. Управление может быть дистанционным, а сама роборука например, находиться в опасном для человека окружении. Мы заняли с этим проектом второе место.

Еще была разработка по теме Арктики модель системы по уборке бочек из горюче-смазочных материалов. С ней мы заняли четвертое место, но потом все усовершенствовали и через два года с большим отрывом от всех победили на международных соревнованиях RobotChallenge в Китае.

После этого мы делали робота-лесника для олимпиады в Коста-Рике, но уже с другими ребятами.

Как правило, состав команд не повторяется. Один человек может присоединяться к разным командам, но общий их состав всегда уникальный.

Как родители могут оценить кружки для начинающих

Таймкод 12:05

Дмитрий: Как родители могут распознать интерес ребенка к этой теме и помочь ему разобраться сделать первые шаги и совместить все это со школьной программой?

Игорь: Я начинал эту историю именно как родитель купил набор по робототехнике, мы постепенно собирали небольшие проекты, а потом меня пригласили в лицей 239, и успехи пошли один за другим. Как могут к этому подойти другие родители, сказать сложно.

Если не хватает времени на учебу в школе, то не всегда есть смысл что-то добавлять сверху. Но если ребенок все успевает и тянется к технике, а родители думают, куда его можно отдать часто выбирают робототехнические кружки. Другой вопрос, как понять, куда отдавать.

Дмитрий: Сейчас такие кружки начали появляться с огромной скоростью. Есть ли какие-то простые способы разобраться в этой области и предварительно оценить возможности кружка?

Игорь: Нужно смотреть на результаты. Как правило, это позволяет увидеть уровень. Например, всероссийские конкурсы требуют прохождения отборочных этапов в регионах. Международные еще больших усилий и понимания того, что ожидают увидеть на таких мероприятиях. Если у кружков есть результаты, то да там учат и скорее всего делают это хорошо.

Примеры проектов-участников соревнований

Таймкод 15:57

Игорь: У нас есть то, что отличает лабораторию молодежной робототехники от других. Это возможность себя проявить в творческой атмосфере. Мы с Евгением Завариным и другими преподавателями даем возможность свободного конструирования. Очень важно готовить креативщиков так, чтобы в них сохранялось желание изобретать и придумывать.

Часто даже на крупных соревнованиях люди останавливаются на скучных реализациях. Например, была тема еда имеет значение. Нужно было найти новые способы земледелия или чего-то подобного, и многие просто взяли идеи, связанные с гидропоникой.

Мы выращивали клубнику, но придумали неожиданное решение.

Дмитрий: Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

Игорь: Это был стенд-грядка с разбросанной игрушечной клубникой трех видов: недозревшей, перезревшей и спелой. По рейке двигался манипулятор с камерой. Так мы обнаруживали, где находится клубника. Делали это с помощью технического зрения, вычисляли координаты, а при помощи нейросети определяли свойства клубники. Управлять системой можно с помощью приложения: выбирать грядки, видеть клубнику, заказывать доставку определенных ягод. Сбор осуществлялся при помощи специального мягкого захвата, который мы реализовали вместе с нашими химиками, а базовая технология работы манипулятора была придумана в Гарварде.

После сбора клубника попадала на квадрокоптер, осуществляющий доставку. Такая грядка может находиться на условной крыше офисного центра, а сотрудники делать заказы в приложении.

Дмитрий: Серьезный проект. Даже если взять команду инженеров с высшим образованием, им придется потратить существенное время, чтобы все реализовать что-то подобное.

Игорь: Если делать это не в формате стенда, а для настоящей грядки, конечно, задача будет очень и очень трудоемкая. У нас были некоторые допущения, но в проект входил ряд сложных робототехнических задач, на которые мы потратили год подготовки.

Дмитрий: Когда вы формулируете такие идеи, вы основываетесь по большей части на существующих разработках, или ребята стараются сделать основные компоненты с нуля?

Игорь: Что-то мы заимствуем и интегрируем, но концепция всегда оригинальная. Это не какие-то изобретения, а больше решения для практических задач.

Дмитрий: В этом проекте была какая-то специализация внутри команды?

Игорь: Да. Как правило, у нас это есть. Но иногда ребята комбинируют несколько направлений.

Есть и другие примеры. Так, у нас был робот-флейтистка по имени Эльза. Его делал наш ученик, который уже является студентом бакалавриата. Он смоделировал руки робота по примеру своих.

Дмитрий: Расскажите, пожалуйста, про проект по теме умного рабочего места.

Игорь: В нем мы связали две темы эту и умное образование. Получился робот-лампа. Он мог действовать в качестве осветительного прибора, а после завершения тематического урока, собрать со стола детали конструктора. Нейросеть определяла, какие детали разбросаны по столу, а пневматический захват подбирал их и раскладывал по ячейкам контейнера.

Компактные выводы

Таймкод 24:05

Дмитрий: Что вы хотели бы улучшить в своей работе?

Игорь: У нас много идей, а времени хватает не всегда, но мне интересно заниматься этим. Мы можем позволить себе ставить любые задачи робототехника не имеет узкого формата, она включает в себя, например, и применение систем ИИ. Но мы стремится к оправданной сложности, к оригинальности, чтобы наши разработки находили отклик в душе человека, вызывали эмоции. Помимо технической составляющей нам важен интерес самих разработчиков. Здесь мы подходим к понятию Art&Science, где наука и искусство соседствуют.


Что еще у нас есть на Хабре:


Подробнее..

Какие проекты готовит лаборатория молодежной робототехники подкаст ITMO Research_

27.09.2020 20:23:04 | Автор: admin
В пятом выпуске подкаста принял участие Игорь Лосицкий, заведующий лабораторией молодежной робототехники Университета ИТМО. Мы обсудили проекты-призеры международных соревнований и процесс обучения.

>> Apple Podcasts

>> Яндекс.Музыка

>> Плеер на Podfm




Таймкоды по основным темам:

  • 01:02 знакомство с лабораторией молодежной робототехники;
  • 04:57 как выглядит путь от школы до международных соревнований;
  • 12:53 как родителям оценивать робототехнические кружки для начинающих;
  • 16:44 примеры проектов-участников международных соревнований;
  • 24:58 компактные выводы об отношении к молодежной робототехнике.

Подкаст готовит и ведет dmitrykabanov.



В первых четырех выпусках:



Подробнее..

Робототехнические лаборатории, фаблаб и победы молодежных команд на профильных олимпиадах дайджест Университета ИТМО

31.10.2020 18:19:25 | Автор: admin

У нас под катом три фотоэкскурсии, два подкаста, отчеты о дне мейкера и статьи проектах-победителях крупнейших международных соревнований по молодежной робототехнике.

Механизированные руки и манипуляторы. Показываем, как выглядит лаборатория робототехники Университета ИТМО. Внутри фотоэкскурсии с промышленными установками, устройствами захвата и другой техникой есть и развернутый рассказ о том, чем занимаются специалисты лаборатории, развернутой на базе нашей старейшей кафедры: от экспериментов с робототехнической платформой Стюартаи разработки алгоритмов адаптивного управления для KUKA youBot до работы с FESTO Robot Vision Cell и моделирования поведения надводного судна.

Знакомство с лабораторией киберфизических систем. Еще одна компактная фотоэкскурсия у нас на Хабре делимся подробностями об инфраструктуре нового многофункционального пространства. Здесь есть: полигон для роботов, indoor-квадрокоптер, камеры с системой захвата движения, раздвижная стена для дополнительного зонирования помещения, закрытая рабочая зона, огромные стены для визуализации алгоритмов и бизнес-процессов, а еще свой кофе-рум. Помимо материальной базы обсуждаем проекты и разработки лаборатории.

Мы работаем с неструктурированным окружением. Спикер этого выпуска ITMO Research Сергей Колюбин. Он руководит лабораториями, которые мы показали выше, и работает заместителем директора мегафакультета компьютерных технологий и управления. В интервью Сергей рассказывает о подходе к образовательному процессу, возможностях для студентов и аспирантов, плюс балансе личных и общих интересов рабочих групп профильных лабораторий.

Это возможность попробовать и понять, твое это или нет. День мейкера становится традиционным мероприятием для тех, кто хотел бы познакомиться с микрокомпьютерами и робототехическими DIY-компонентами. Эвент ориентирован не только на первокурсников профильных специальностей, но и учащихся на смежных дисциплинах с разным уровнем подготовки. По словам организаторов, число резидентов Фаблаба перевалило за 800 человек.

DIY-коворкинг для творческих людей. Третья фотоэкскурсия в этой подборке, но вновь по технической тематике. Рассказываем, что находится внутри Фаблаба Университета ИТМО показываем оборудование для мейкеров и начинающих робототехников: 3D-принтеры, лазерные граверы и фрезерные станки с ЧПУ. Плюс студенческие прототипы (VR/AR-робот SMARR).

Хочу, чтобы когда-нибудь в крупных компаниях нас встречали бывшие ученики. Основатель компании-резидента акселератора Университета ИТМО рассказывает, как запустил проект клубов по робототехнике GoROBO. Он предоставляет образовательные программы и помогает с подготовкой к молодежным робототехническим соревнованиям.

Победители Russian Robot Olympiad о роботах будущего. Журналисты HighTech'а обсудили с ребятами, как они познакомились с робототехникой, разрабатывали проекты вместе с Игорем Лосицким (руководителем нашей лаборатории молодежной робототехники) и готовились к соревнованиям. Важный элемент интервью личные планы на профессиональное развитие.

Чуть более подробный рассказ о проекте-победителе (умный стол с лампой, который убирает себя сам с помощью мягкого захвата и классификации предметов) на нашем новостном портале. Кстати, эта команда первокурсников взяла и серебряные медали WRO-2019.

Победа на Балтийском научно-инженерном конкурсе. Проект команды творческой лаборатории робототехники Университета ИТМО под названием Strawberry fields, представленный учениками 11 класса под руководствомИгоря ЛосицкогоиЕвгения Заварина, стал лучшим на этом конкурсе. Разработчики продемонстрировали модель умной грядки, которая позволяет собирать клубнику с помощью квандрокоптера и технологии мягкого захвата. Стоит отметить, что проект признали лучшим и на олимпиаде WRO-2018.

Лучшие на международной конференции робототехники ICRA2019. Пятеро из девяти участников команды-победителя представляют наш факультет систем управления и робототехники. Рассказываем, кто поддержал этот коллектив, как проходила подготовка к дистанционнойсекции AI Driving Olympics и как выглядели задачи на этой олимпиаде.

Предприниматель года наш человек. Илья Чех, выпускник нашего бакалавриата и магистратуры, получил это звание по версии Ernst & Young. Его Моторика помогла сотням клиентов из разных стран и продолжает ставить перед собой самые амбициозные цели на стыке медицины и робототехники. Кстати, вот корпоративный блог этой компании Хабре.


Что еще у нас есть на Хабре:


Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru