Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Silicon graphics

Александр Труханов Энтузиазм и целеустремленность оказались дороже денег, которых не было

01.10.2020 20:16:38 | Автор: admin


Соавтор книг А я был в компьютерном городе и Энциклопедия профессора Фортрана подарил IT-музею DataArt два компьютера из 1990-х, успевших стать раритетами: Mac от Apple в идеальном состоянии и графическую станцию O2 Silicon Graphics. А в новом интервью нашему музейному проекту рассказал о видеоплате в рюкзаке с тушенкой, временах запретов на ввоз стратегической электроники в СССР, забытом на орбите спутнике и удивительном путешествии в Лондон.

Правда ли, что вы первым привезли в СССР графическую плату с видеовыходом?

Да, с платой видеовывода я был первым среди первых. В те времена существовала единственная плата с композитным видеовыходом для PC, и производила ее малюсенькая компания Vine Micros из Великобритании. Серьезную графику тогда делали на специализированных графических станциях компании Silicon Graphics, которые по вычислительной мощности относительно PC можно было назвать суперкомпьютерами. Ну и стоили они соответственно, да еще и были запрещены к ввозу в нашу страну.


В конце 1980-х компания Vine Micros была известна в Великобритании благодаря устройству, позволявшему переписывать игры с кассет на дискеты, делать скриншоты, останавливать игру и сохраняться в точках, не предусмотренных издателем. Их Master Replay подключался к домашнему компьютеру BBC Micro

Но давайте все по порядку. Эта история случилась на стыке эпох, когда разваливался Советский Союз, факс был роскошью, а интернета не было и в помине. Зато были энтузиазм, молодость, напор и огромное желание заниматься компьютерной графикой. По нынешним меркам, это сравнимо с идеей слетать на Марс с билетом в один конец. Мой друг тогда писал графический редактор для САПР в загадочном совместном предприятии, вроде бы организованном некой коммунисткой с Кипра. У него у единственного был полный лицензионный Borland Turbo С с документацией, купленный конторой за валюту. Добрый друг копировал и щедро раздавал софт всем своим приятелям и знакомым, которые тогда работали на ломаных урезанных сборках и без документации.

В те времена еще действовал Координационный комитет по экспортному контролю, объединявший 17 стран и составлявший списки стратегических технологий, не подлежащих экспорту в страны Восточного блока. Под запреты COCOM или КоКом попадали и 386-е процессоры импортировать их в СССР было запрещено. Тем не менее, процессоры все равно ввозили через третьи страны. Как известно из трудов классиков марксизма-ленинизма, нет такого преступления, на которое бы не пошел капиталист, если его прибыль превысит 100 %. Цитата не точная, т. к. основы марксизма-ленинизма я сдавал очень-очень давно, еще когда учился в МИФИ на факультете теоретической физики.


Иллюстрация к колонке, приветствующей планы администрации Джорджа Буша-старшего по смягчению ограничений экспорта в страны Восточного блока. Журнал Computerworld, 1990 г.

Запрещенные процессоры и компоненты в обход COCOM поступали в СССР через Индию. На их основе уже здесь в недрах всевозможных совместных предприятий собирались компьютеры, писался оригинальный софт под DOS, благодаря которому наши изделия прыгали, летали, плавали и перехватывали изделия вероятного противника. Шустрые индийские бизнесмены на компьютерной контрабанде в те времена сколачивали миллионные состояния, расслаблялись, теряли бдительность и выезжали из страны на Запад, дабы потратить нечестно заработанное легким трудом. По прилете спецслужбы их вязали прямо на трапах самолетов. Как сейчас помню британскую газету с фотографией на передовице, где на знакомого мне индуса (заезжал в нашу контору с заманчивыми предложениями) в аэропорту Хитроу надевают наручники. Сейчас фраза сесть за 386-й процессор звучит абсурдно, но попавшим тогда под раздачу компьютерным контрабандистам, севшим лет этак на 68, было совсем не смешно.


Реклама первого видеоконвертера Vine Micros из путеводителя по выставке Electron & BBC Micro user show, проходившей в Лондоне 912 мая 1985 года

Давайте вернемся к Vine Micros. Виноград в названии дань моде на фрукты, как яблоко у Apple?

Видимо, да, но мы тогда воспринимали это по другому. Мне кажется, для русских все, что связано со спиртом, вином и прочим алкоголем святое. Опыт общения с научными работниками в советских лабораториях подсказывал, что любой наш научник, чем бы он ни занимался искусственными алмазами или выращиванием кристаллов для микроэлектроники накануне дня рождения любого из соратников из подручных материалов легко мог собрать самогонный аппарат, а после торжества снова превратить его в вакуумную установку для экспериментов. И эта картинка с виноградом на эмблеме компании, созданной в британском гараже, однозначно говорила, что в графстве Кент сидит наш человек. Принял вина на грудь, почесал репу, взял плату EGA, перепрограммировал чип, потом поработал паяльником и выдернул из платы видеосигнал. Появилась возможность подключать видеомагнитофон и писать на него графику в реальном времени. Да, EGA это мало цветов, да, низкое разрешение, но это лучше, чем вообще ничего. Хоть и сделана плата была на любительском уровне, но низкая цена и возможность наложить бегущую строку на телекартинку открывала огромные возможности для той же телевизионной рекламы. Полноцветная графическая станция от Silicon Graphics стоила как дорогой автомобиль, а плата Vine Micros как крошечная деталька от этого автомобиля.

Под запрет COCOM эта платка не попадала?

Нет, конечно. Главное было не называть ее конвертером. Конвертер уже намек на военное применение. В то время были случаи (да они и сейчас бывают), когда вояки по ошибке сбивали гражданские воздушные суда. То ли из-за сбоя в работе системы распознавания свой-чужой, то ли из-за ошибки оператора. Каждая такая история имела большой политический резонанс: шли международные расследования, семьям погибших полагались миллионные страховые выплаты. Что самое интересное, до конца не было ясно, как и почему это происходило. Чтобы разобраться, кроме объяснений всех участников, нужно было посмотреть изображения на экранах и понять, как их интерпретировали операторы.

По запросу военных в Англии, некая компания под руководством загадочного мистера Винтера стала делать видеоконверторы для записи изображения с монитора на видеомагнитофон. Стоила такая железка, как спортивный автомобиль, но вояки денег не жалели. Как я познакомился с мистером Винтером, я вам еще расскажу, а пока давайте вернемся к истории с Vine Micros. Согласно информации из полученного по почте компьютерного журнала, стоила их платка с видеовыходом аж 199 фунтов стерлингов. Я пошел с журналом к руководству совместного предприятия, где тогда работал, с просьбой выделить 200 фунтов на закупку. Ранее мне неоднократно отказывали, а коммерческий директор писал на моих служебных записках резолюции: Не вижу рынка. Мультикам денег не давать. Нашу небольшую группу софтописателей коммерческий отдел называл мультиками так они определяли, чем мы в их конторе занимаемся. Я решил предпринять ход конем и отправился на прием к самому-самому главному на предприятии Генеральному Директору. Между нами состоялся интересный диалог:

Ну и сколько стоит эта твоя плата? лениво поинтересовался босс.
199 фунтов! выпалил я. Денег на проживание мне не надо у знакомых англичан поживу. И на метро не надо пешком буду ходить. Нужно только 199 фунтов на покупку платы и самый дешевый билет до Лондона и обратно. Британская виза у меня есть.
Питаться ты святым духом собираешься? поинтересовался босс и пригубил кофе.
Это мои проблемы, отвечаю. Тушенку и сгущенку с собой привезу, буду консервами питаться.

Разговор о консервах поломал боссу кайф от аромата дорогого кофе. Он скорчил гримасу разочарования и долго смотрел мне в глаза мутноватым немигающим взглядом. Я в напряжении ждал то ли уволят за наглость, то ли денег дадут.

Наконец босс принял решение: Я сейчас позвоню в бухгалтерию, чтобы оформили тебе командировку, купили авиабилеты и выдали 200 фунтов на руки. Чеки привезешь и отчитаешься. Ну и подарок какой-нибудь для моей секретарши из Лондона привези. Такой вариант устраивает?

Очень даже устраивает! воскликнул я и счастливый побежал в бухгалтерию.


Визитка Адександра Труханова, начало 1990-х. Обратите внимание, что электронной почты еще нет, зато указан телекс

Позже выяснилось, что скучающий шеф просто решил развлечься и устроил тотализатор на тему Вернется ли Саша из Англии или останется там бомжевать. В окружении босса делали ставки. Ставили в основном на бомжевать. На мое возвращение, да еще и с платой, никто всерьез не надеялся. Особым шиком в комбинации босса был выданный мне билет Аэрофлота с открытой датой и в бизнес- класс, чтобы ни в чем себе не отказывал. Ну и 200 фунтов в кармане джинсов на все про все, включая плату. В самом начале 1990-х мне предстоял реальный квест под названием Выжить, купить и вернуться.

Ну и как, справились с заданием?

Не без издержек, но справился. В Лондон я прилетел с рюкзаком, набитым банками с армейской тушенкой и сгущенкой. Там же лежали две пачки сигарет Космос для облегчения контакта с местным населением (сам я не курю) и фотоаппарат ФЭД для обмена на фунты стерлингов в комиссионном магазинчике напротив здания корпорации BBC. Остановился на квартире, которую снимали мои британские друзья. Сами друзья уехали к другим друзьям, а в пустующую комнату поселили меня. Компания в двухэтажном домике была достойная: молодой оператор с местного 4-го канала и фотокорреспондент из Австралии с подругой, которые получили разрешение на работу в Великобритании на два года. Первое, что они мне показали, была их еда в холодильнике. Пояснили, что на мою тушенку не претендуют, но и к их йогуртам тоже просят руки не тянуть. А в остальном мир, дружба, жвачка. Я им подарил пачку Космоса и набор значков с изображением Ленина в ассортименте: Ленин маленький (октябрятский значок), Ленин юный (комсомольский) и Ленин зрелый (профиль вождя с подписью КПСС). От Ленина и сигарет ребята отказались по их мнению, у Ильича слишком сомнительная репутация, а сигареты Космос слишком крепкие. Попросили поменять дары на значок с Юрием Гагариным первый космонавт вызывал у них неописуемый восторг и шел на ура. Вскоре запасы значков с Гагариным в моих закромах закончились.

К австралийцам по вечерам подваливали соотечественники. Они курили странные сигареты, от которых звенело в голове, пили пиво и беседовали о жизни в Великобритании. Я их развлекал анекдотами про советского разведчика Штирлица и его приключениями в нацистской Германии. Особой популярностью пользовался эпизод, когда Штирлиц шел по ночному Берлину, а навстречу ему шли проститутки. Проститутки, подумал Штирлиц. Штирлиц, подумали проститутки.

Эта многослойная история была сродни своеобразному британскому юмору, и австралийцам Штирлиц нравился. У большинства из них было разрешение на работу сроком на два года. Заработал денег в Англии и дуй обратно домой в свою Австралию. Собственно, австралийская тусовка мне плату и помогла купить. В их среде обнаружилась пара русских австралийцев, прибывших из Сиднея в Лондон туристами. Их бабушка Дуня во время Второй мировой войны эмигрировала в Австралию, и по-русски они говорили почти без акцента. Все понимали, что без платы я обратно не уеду русский компьютерный фанатик! денег на дорогу у меня нет, как и счета в банке, чтобы произвести оплату.


Судя по адресу, так выглядел офис компании Vine Micros в графстве Кент. В 2004 году ее вместе с правами на технологию CORIO приобрела корпорация tvONE

Но у ребят тур по Великобритании как раз пролегал через графство Кент. Я отдал им свои выстраданные 200 фунтов, и через неделю они вернулись с вожделенной платой. Выяснилось, что 199 фунтов цена без VAТ, и австралийцам пришлось еще и доплатить свои кровные. Я пытался что-то им подарить в качестве благодарности, но они со словами забудь! отказались. Все-таки русские они и в Австралии русские, за что им огромное спасибо. В Москву я вернулся счастливым, хотя и слегка социально изношенным.

Подарок секретарше босса привезли?

Секретарше нет, а боссу привез. Гуляя районе Сохо среди диковинных для советского человека секс-шопов, попал под рекламную акцию: узнав, что я из Москвы и приехал по бизнесу, продавец-афробританец оценил мой интерес к передовым секс-технологиям и подарил набор черных презервативов то ли с усиками, то ли с пупырышками. Я взял у него визитку и пообещал в случае успешного тестирования закупить большую партию. Уникальное по тем временам изделие я подарил по возвращении боссу. Тот был удивлен трижды: и моим возвращением с платой, и фактом подарка, и самим подарком. После этого доверие к моим идеям резко возросло. Меня стали приглашать переводчиком на встречи с зарубежными визитерами. Иногда такие переговоры проходили в бане под водку с коньяком. Один раз начальство в состоянии изрядного подпития чуть было не продало буржуинам уже выведенный из эксплуатации, но еще болтающийся на орбите спутник. С трудом их отговорил, но, как у нас водится, меня же крайним и сделали: Ты англичанам в бане про спутники переводил, вот сам с ними и разбирайся Когда я прочитал, что какому-то западному господину продали луноход, оставшийся на спутнике Земли, ничуть не удивился сам участвовал в подобном.

Если вернуться на Землю, как вы вообще передвигались по Лондону без копейки?

Денег не было не только на метро их не было совсем. В центр Лондона от станции Балем, где я жил, ходил пешком через индийский район. Там сплошь мелькали сари и чалмы. До Биг-Бена я доходил часа за два. Один раз меня в переулках окружили лондонские хулиганы, пытались наехать, запугать и деньги отобрать. Британская шпана тогда обувалась в тяжелые ботинки с металлическими подковками, чтобы бить жертвы ногами. Их сленга я не понимал, на угрозы не реагировал и оставался невозмутимым то есть в привычный образ жертвы не вписывался. Да и за свои 199 фунтов на покупку платы я бы бился не на жизнь, а на смерть. А если учесть, что еще школьником я изучал дзюдо в чуть ли не в единственной в СССР специализированной спортивной школе в городе Электросталь (тогда в Советском Союзе в основном распространено было самбо), а в студенческие времена посещал полулегальную секцию каратэ в общежитии МИФИ, то шпану ожидала масса сюрпризов. Видимо, вожак гопников это почувствовал и, прекратив угрожать, спросил: Откуда ты такой взялся? Я из Советского Союза, отвечаю и показываю значок с Лениным. Это тебе на память. Тут гопники растерялись. Видимо, вспомнили популярный тогда боевик Красная жара со Шварценеггером в роли советского милиционера. Вспомнили и с криками валим отсюда! растворились в подворотнях.


Центральная школа каратэ в Москве, середина 1980-х

Вообще в моих пеших походах по Лондону было немало смешных эпизодов. Как-то сидел я на лавочке с видом на Биг-Бен и вел неспешную беседу с британским пенсионером, присевшим рядом. Старичок поинтересовался откуда я, а когда узнал, что из Москвы, выдал удивительную фразу: О! Я слышал, у вас там большие проблемы в магазинах нет свежих апельсинов! Мне очень хотелось закричать: Дед, каких еще, блин, апельсинов! У нас вообще ни хрена в магазинах нет! Но сдержался. Тут меня пенсионер толкает в бок и показывает в сторону молодой парочки, направляющейся к нашей скамейке: Смотри, смотри, Алекс! Это американцы. Сейчас спросят, как называется река и что это за здание. Так это же Биг-Бен! я был удивлен до глубины души. Как можно этого не знать! Американцы они таки. Денег много, а не знают ни фига. За это мы их и не любим, проворчал дедок. Сейчас ты объяснишь им, что Биг-Бен это Биг-Бен, а Темза это Темза. Потом они начнут спрашивать, где можно купить чай в жестяной коробке в форме лондонской телефонной будки и сувенирного гвардейца в медвежьей шапке. Я дедушке ответил, что про Темзу я, конечно, отвечу, а про чай и сувениры пусть лучше он сам объяснит. На том и порешили.

Подходят к нам американцы: Привет! Как называется это здание? Это Биг-Бен, я начинаю нервно смеяться. Рречка Темза, а где сувениры купить, вам лучше дедушка объяснит

Без денег только гуляли ни в музеи, ни в кино было не попасть?

Почему же, я был даже на концерте авангардной музыки. Разумеется, безбилетником. У парня-телеоператора, живущего в том же домике, что и я, отец оказался композитором-авангардистом. Однажды парень взял меня с собой на премьеру. Подъезжает такси, мой британский приятель выходит во фраке с бабочкой, его девушка в вечернем платье и я в джинсах не первой свежести и мятой майке с эмблемой Олимпиады-80. Повезло, что на мое спасение уже у театра к нам присоединился еще один маргинал, ищущий себя безработный приятель сына композитора. Тоже в джинсах и мятой майке.

Господа отправились в ложу, а нам указали на места в партере с табличками зарезервировано. Сели. У нас с ищущим себя ни билетов, ни контрамарок вообще ничего. Вокруг джентльмены во фраках и дамы в вечерних нарядах. У меня появилось ощущение, что мы сидим на чужих местах. И не у меня одного. Подходит к нам пожилой и элегантный, как рояль, джентльмен и показывает свои билетики. С ним дама с потрясающим колье на шее. Ищущий себя начинает сбивчиво объяснять, что мы творческая молодежь, прибывшая по приглашению Самого Композитора, а рядом с ним сидит человек специально приехавший на премьеру из Москвы. Его вежливо слушают, но не верят. Вот-вот прогонят. Тут во мне срабатывает инстинкт самосохранения я встаю в полный рост, раскланиваюсь и представляюсь: Чайковский из Москвы, друг сына композитора. Джентльмен смутился, пробормотал что-то про Лебединое озеро, прогрессивную молодежь и вместе с дамой удалился. Позже администратор посадила их на другие места. Вероятно, прогонять Чайковского, даже с приставкой псевдо-, в британских музыкальных кругах сочли плохим тоном.


Кадр из рекламы совместного предприятия, в котором работал Александр Труханов. Фото из личного архива сделано с лампового телевизора на пленочный фотоаппарат и напечатано в ванной комнате. По сценарию в кабаке бизнес-паре (мужчине и женщине) официант озвучивает меню компьютеры такие-то и такие-то за валюту и рубли. Начальство оплатило двух артистов и оператора, а на персонаже официант, как всегда, сэкономили предполагалось, что его роль исполнит коммерческий директор. Но тот отказался: Мне статус не позволяет халдея играть!. Ну и вызвали меня: Ты там с телевидением чего-то мутишь, вот иди и снимись в рекламе. Сходил, снялся...

То есть поездка получилась увлекательной?

Может создаться ложное впечатление, что она была легкой слетал на досуге в Лондон за платой, прогулялся, развеялся. На самом деле все было довольно жестко. Хорошо, когда есть крыша над головой, но, когда нет монет даже на кофе, становится не только голодно, но и грустно. Спасали энтузиазм и целеустремленность. Эти качества оказались дороже денег, которых не было. Именно они вкупе с верой в себя помогли выполнить миссию, в успех которой не верил никто. За исключением меня самого, разумеется. Я воспитывался на советских песнях и искренне считал, что мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор. Я и преодолевал: и книжку вместе с Андреем написал, и с отрицательным балансом в кармане умудрился видеоплату из Лондона привезти. Справедливости ради отмечу, что кофе я наловчился пить в офисах в Сохо, куда заходил для знакомства с новыми технологиями. Там его предлагали бесплатно.


Видеостена в Музее естествознания в Лондоне, построенная по технологии компании Memotech под управлением Брайана Пайпа

В одной из компаний в Сохо я познакомился с Брайаном Пайпом, строившим видеостены из электролучевых трубок (LCD тогда еще не придумали). Оказалось, что его жена Лиза раньше учила русский. Несколько раз они подкармливали меня в ресторанчиках, за что им огромное спасибо. Мои британские друзья тоже старались помочь договорились со знакомыми в русской службе ВВС о моем визите в гнездо антисоветской пропаганды. Я посетил Буш-хаус и за скромное вознаграждение дал пару интервью под псевдонимом Ведерников. Рассказывал о жизни в Москве, отвечал на актуальные вопросы.


Сева Новгородцев в редакции BBC в знаменитом здании Буш-хаус в центре Лондона, правда, уже в начале 2000-х. Всемирная служба BBC переехала из Буш-хауса в 2012 году. Источник фото

После одного из таких интервью некий Сева (но не Новгородцев, тот работал в другом отделе) сказал: Слушай, Саш, у нас тут путаница произошла: интервью пошло в эфир под твоей настоящей фамилией. Я понимаю, что могут быть проблемы по возвращении в Москву, но ты уж извини Я напрягся, тут же потребовал от Севы политического убежища с койкой прямо у него в кабинете и работу на ВВС за еду. Сева похлопал меня по плечу и сказал, что пошутил. И добавил, что легко любить Россию, особенно когда живешь в Лондоне. Я ответил, что тоже пошутил, но адреналин в моей крови бурлил еще достаточно долго.

Вы передали в наш музей графическую станцию Silicon Graphics O2. Как она к вам попала?


Рабочую станцию O2 компания Silicon Graphics представила в 1996 году в качестве замены более ранней Indy. Ee подробный обзор уже выходил на Хабре

Это отголоски старой истории с графическими станциями компании Silicon Graphics. На РС тогда приличной графики не было из-за низкой мощности процессоров, и заинтересованные структуры использовали суперкомпьютеры от SGI Octane или более доступные Indigo. Но все они стоили очень дорого. Бюджетные станции О2 появились позже. Какие структуры потребляли продукцию Silicon Graphics, можно догадаться по установленному на вашем O2 авиационному тренажеру. Кроме военных, инженеров аэрокосмической отрасли и физиков-ядерщиков, небольшое количество станций SGI могли себе позволить и телевизионщики с киношниками. В одной из студий в Сохо (именно там находились студии графики в Лондоне) мне показали пленку с кадрами из Терминатора. И дали мощную лупу, чтобы я мог увидеть дискретность графики. В кадре, где робот-убийца выходит из пламени, разрешение примерно 300 на 200, но длился фрагмент со спецэффектом около секунды. За это время человеческий глаз не успевает заметить дискретность. Все это мне показал инженер, который написал программу для интерполяции (растягивания) просчитанного на силиконе кадра до киношного разрешения. Затем на специальном устройстве шел покадровый сброс изображение с графической станции записывали на кинопленку. Процесс небыстрый, но другого тогда не было.


Скорее всего, Александр вспоминает этот фрагмент фильма Терминатор-2

Станции SGI попадали под запреты COCOM? Советские киношники на них рассчитывать не могли?

Да, из-за наших реалий. Станции, якобы купленные для кино, потом загадочным образом оказывались в каком-нибудь закрытом научном городке. Мне известна одна такая история: СССР рухнул, кругом бардак. И тут в офис SGI приходит факс от некой российской структуры, условно назовем ее атомной станцией: Ваш компьютер вышел из строя. Как нам его починить?

Все как в анекдоте советских времен: американский самолет-шпион сфотографировал пашущий поле мирный советский трактор. На недружественный акт самолета-разведчика наш мирный трактор ответил залпом ракет типа земля-воздух.

Получив запрос с атомной станции, буржуины напряглись, запросили серийный номер изделия и вышли на продавца. Правда, он утверждал, что про атомную станцию все переврали. Я с ним, кстати, был лично знаком мы начинали заниматься графикой примерно в одно время. Из тех энтузиастов уже и в живых-то почти никого не осталось.

Мы были первыми, кому удалось получить в Великобритании лицензию для ввоза в Россию четырех графических станции SGI для теле и кинопроизводства (в США это в принципе было невозможно). Идущим вслед за нами было уже проще прецедент был создан. Так вот, продавец клялся и божился, что ни о какой атомной станции он знать не знал, а продал Octane некому бюро для проектирования сельхозтехники или чего-то подобного. Был суд в Европе, но вроде тогда парню удалось отбиться. А может, та самая сельхозструктура ему отбиться помогла. Дело ясное, что дело темное будем считать, что все это слухи и неправда. Были санкции COCOM, и были те, кто эти самые санкции обходил. Извечное соревнование пули и брони. Но, как говорится, иных уж нет, а те далече.


Проходная вполне подходящего сельхозпредприятия. Кадр из фильма Карена Шахназарова Город Зеро, 1988 г.

Как же вы получили лицензию на ввоз?

Помог нам в этом загадочный мистер Винтер, производивший видеоконвертеры для нужд ихних госструктур. С ним я познакомился совершенно случайно. Когда я приехал в Лондон за платой Vine Micros, посетил пару книжных магазинов и переписал из журналов телефоны контор, связанных с компьютерной графикой. Так на мистера Винтера и вышел. Он был человеком со связями и в аэрокосмической сфере, и в банковской, и в области телекоммуникаций. Сейчас бы его можно было назвать инвестором в области новых технологий. Шустрый был мужичок.

Это он представил меня людям из SGI, он же организовал получение лицензии. Поначалу все шло хорошо: нужные письма и гарантии предоставлены, лицензия получена, заказ оплачен, компьютеры отгружены. Вроде все счастливы, но нет через некоторое время приходит от мистера Винтера факс с требованием доплатить ему приличную сумму сверх контракта. У него, видите ли, возникли юридические проблемы из-за полученной лицензии. Пришлось потратиться на адвокатов, да еще и какой-то штраф оплатить. Тогда мы ему ответили, что денег нам сверх контракта никто не даст, но, если ситуация для него критическая, мы можем задорого продать компьютеры не телевизионщикам, а на какую-нибудь атомную станцию и таким образом компенсировать ему штрафы. Мистер Винтер напрягся, от претензий отказался и больше от нас ничего не просил.

Кстати, мои контакты с SGI спустя много лет внезапно всплыли в Британском посольстве. Я обратился в очередной раз за визой, сдал документы. Вызывают меня к окошку, и сотрудник консульства, не моргнув глазом, заявляет: Мы не можем найти ваши документы.

Как так не можете найти? возмущаюсь я. Час назад я их сдал в соседнее окошко И паспорт мой тоже пропал?!
И паспорт найти не можем.
Как такое вообще возможно?! я был в полной растерянности. Что тут у вас за бардак?
Внезапно человек в окне задает мне вопрос: Что вы делали в Лондоне в таком-то году?
Я растерялся еще больше: Приезжал как турист, гулял, смотрел, развлекался. А в чем дело-то?
По нашей информации, вы встречались с представителем Silicon Graphics и приезжали в Лондон по приглашению SGI.
Да я не только с человеком из SGI встречался. Я еще и в студию Double Positive заходил, помогал с переводом продюсеру из Москвы. Но это было только в первый день моего визита. Потом я всю неделю гулял, смотрел на достопримечательности и развлекался.

Офицер в окне молча сунул мне в руки паспорт и удалился. Паспорт был мой. Я нервно пролистал страницы и обнаружил свежую британскую визу. Ну артисты! Пытались развести, как кролика! Сначала вывели из состояния душевного равновесия потерянным паспортом, потом внезапно задали интересующий вопрос. Им нужно было знать, что же я помню о встрече с SGI. А я ничего не помню. Не помню, как мы беседовали с сотрудником SGI о структуре их суперкомпьютеров и о скоростных массивах хранения данных. Применительно к спецэффектам в кино, разумеется. Видимо, та технология имела и иное применение, о котором я тоже не помню. И не собираюсь вспоминать даже спустя многие годы.

Кстати, у станции SGI O2 с авиатренажером, переданной в ваш музей, есть имя собственное: ее зовут BRAVO! Давным давно я отдал станцию своему хорошему знакомому Дмитрию Гуслинскому, специалисту в области кинопроизводства. Дмитрий хранил ее у себя почти 15 лет! Пятнадцать!!! Под роспись получил под роспись вернул. О2 до сих пор в рабочем состоянии и с оригинальной клавиатурой. Сам по себе факт вызывает восхищение, за что Дмитрию огромное спасибо. Это история еще раз подтверждает, что главное достояние нашей страны живущие в ней удивительные люди. Ну а нужную технику мы так или иначе раздобудем.

Переданный в музей Mac тоже с историей?

Его мы использовали для чернового монтажа, просматривали на нем футажи. В какой-то момент мы создали студию компьютерной графики BEE EYE (Пчелкин глаз) с участием Димы Диброва. В той студии был создан первый российский рекламный ролик с наложением трехмерной компьютерной графики на видеоизображение: в кадре вокруг еще молодого Константина Райкина летал смоделированный на компе подсвечник с горящими свечами, в воздухе вспыхивали молнии, гремели раскаты грома. Режиссером проекта выступил человек теперь настолько известный, что я не стану называть его имени.


Видеоклип Сергея Минаева на песню Ваучер, сделанный студией Bee Eye

Раритетные компьютеры отправились в нашу коллекцию, а мы надеемся на продолжение общения с Александром об удивительном времени создания Профессора Фортрана.
Подробнее..

От унитазов к блокбастерам об истории визуальных эффектов

23.05.2021 18:15:00 | Автор: admin

Компьютерная графика и визуальные эффекты не такое новое явление, как о нём принято думать. Спецэффекты в кино возникли практически одновременно с появлением кинематографа, и пока наш разум отчаянно отказывается осознавать, насколько глубока кроличья нора, где-то громко смеётся один Жорж Мельес. Очевидно, что с появлением вычислительной техники расширение арсенала художников было лишь вопросом времени. Тем не менее, компьютерной графике пришлось преодолеть долгий путь, по некоторым этапам которого было бы интересно пройтись.

Прибытие кошечки

Сладкая кукуруза, Карибский кризис, сексуальная революция, Берлинская стена, Второй Ватиканский собор и, конечно же, покорение космоса шестидесятые годы прошлого века оказались богаты на события. На фоне этого буйства остались незамеченными математики с горящими глазами, проводившие где-то в недрах университетских машинных залов первые эксперименты с компьютерной графикой. Одним из них стал Николай Николаевич Константинов. На создание мультфильма его вдохновила работа бывшего студента анимация движения молекулы ДНК из пластилина, и спустя несколько месяцев работы в 1968 году по экрану скромно прошлась Кошечка.

Кошечка не была первым компьютерным мультфильмом, однако она стала первым реалистично анимированным при помощи компьютера персонажем.

На всякий случай напомню, что до современных микросхем с неприлично большой степенью интеграции оставались десятки лет развития, и вообще твердотельная логика начнёт захватывать мир чуть позже. Элементная база в основном состояла из радиоламп и памяти на магнитных сердечниках.

Подобные матрицы укладывались в несколько слоёв и получались кубики. По словам бабушек с кафедры вычислительной техники такие модули памяти были довольно тяжёлыми и с места на место их могли переносить по два человека.Подобные матрицы укладывались в несколько слоёв и получались кубики. По словам бабушек с кафедры вычислительной техники такие модули памяти были довольно тяжёлыми и с места на место их могли переносить по два человека.

В БЭСМ-4, на которой создавалась Кошечка было несколько модулей памяти общей ёмкостью 16К 45-разрядных слов. Результаты работы программ печатались на рулонной бумаге суровым агрегатом под названием АЦПУ-128, так что ни о какой графике речи не шло. Полагать, что в конце 60-х существовали какие-либо графические пакеты, тоже было бы слишком наивно учёные сами писали нужные им программы. Через 6 лет Константинов и соавторы (Владимир Пономаренко, Виктор Минахин) опубликуют в журнале Проблемы кибернетики статью, из которой можно узнать много интересных подробностей: представление чисел, описание структур данных, вывод уравнений, описывающих движение.

Страница журнала. Здесь можно получше рассмотреть кадры.Страница журнала. Здесь можно получше рассмотреть кадры.

Как и многие другие ранние эксперименты, смелая идея в своё время не нашла отклика, и снова про кошечку вспомнят лишь почти сорок лет спустя стараниями учеников и сторонников Константинова.

Наследие Трона

Мы были в восторге от backlit-анимации. Свет не отражается от рисунка на целлулоиде, а попадает прямо в объектив камеры сквозь маску и светофильтр, и получается очень насыщенный, приятный глазу цвет. [Тогда] никто не делал backlit-персонажей. Эту технику применяли для логотипов, чтобы заставить предметы светиться и пульсировать. Мы же попытались создать такого персонажа Этот тест, он был из текучего неона, он был электронным. И раз он был электронным, мы прозвали его Трон.

Стивен Лисбергер, режиссёр

О Троне, наверное, не говорил только самый ленивый, но не упомянуть его тоже нельзя. Я бы мог долго рассказывать о Стивене Лисбергере, аниматоре, которого завораживали неон и эстетика первых аркадных автоматов, и его идее создать светящегося электронного персонажа. О том, как в дело вмешалась политика его студия чуть не закрылась из-за бойкота Олимпийских игр, и как в попытках остаться наплаву команда вернулась к старой задумке. Можно долго рассказывать о том, насколько новым тогда казался этот наивный сюжет, как в Disney изголодались по свежим идеям, и как они в конце-концов нашли друг друга.

Остановимся на самом главном. Картина Лисбергера не была первым художественным фильмом, в котором для создания визуальных эффектов применялась машинная графика. До Трона как минимум были Мир запада и Мир будущего (1973 и 1976 соответственно), Звёздные войны (1977) и второй полнометражный Star Trek (1982), однако именно в Троне визуальные эффекты сыграли решающую роль.

Если в уже набивших оскомину Звёздных войнах единственная сцена, в которой использовалась машинная графика, длится примерно полторы минуты, то Трон содержит около 15 минут чистой графики, не учитывая сцен, где актёры наложены на нарисованный машиной фон.

Над графикой для разных частей ленты независимо друг от друга трудились 4 фирмы, что в результате отразилось на визуальном стиле картины. Обычно, когда речь заходит о Троне, в первую очередь вспоминают Triple-I и её супер-ЭВМ (совместимый с PDP-10 Foonly F1), а также MAGI/Synthavision. Две эти компании создали большую часть визуальных эффектов, но лично моё внимание привлекла другая Robert Abel and Associates. Работавший над фильмом сотрудник Абеля по имени Билл Ковакс через два года станет одним из основателей Wavefront Technologies, крупного разработчика графического ПО.

Что такое Silicon Graphics

Человек Идея Венчурный фонд Признание Головокружение от успеха Закат. Это если совсем кратко. В 70-х годах Джеймс Кларк, будучи профессором Стэнфордского университета, вместе с Марком Ханной начал работу над Geometry Engine набором микросхем, призванным взять на себя обработку трёхмерной графики. Демонстрация разработки на выставке SIGGRAPH позволила привлечь необходимое финансирование, и в 1982 году рождается Silicon Graphics с приставкой Inc.

Чтобы понять, чем так интересны эти машины, мысленно вернёмся в 1992 год. За 386-й компьютер в конце 92-го просили около $1300 (на момент написания статьи эта сумма примерно соответствует $2300 или 170 000 рублей). Максимум своих возможностей чудо-машина обычно демонстрировала в играх вроде Doom или Седьмого гостя. Последний выпускался аж на двух компакт-дисках извольте потратить ещё долларов 300 на привод, если жаждете прикоснуться к прекрасному.

Кадр из переиздания The 7th Guest. Оригинальные 640x320 просто растянуты под современные мониторы.Кадр из переиздания The 7th Guest. Оригинальные 640x320 просто растянуты под современные мониторы.Alone in the Dark, 1992. Трёхмерные персонажи и элементы окружения на рисованном фоне.Alone in the Dark, 1992. Трёхмерные персонажи и элементы окружения на рисованном фоне.

Apple стагнирует вплоть до возвращения Джобса, менее дорогие Макинтоши конкурируют с Макинтошами подороже, что в будущем выльется в несколько линеек примерно одинаковых машин, но в разных ценовых диапазонах. Одно из самых доступных предложений Macintosh LC II, производительность сопоставима с персоналками.

Macintosh LC II. Motorola 68030, 16 МГц. От $1700 (сейчас это $3000 или 220 000 рублей).Macintosh LC II. Motorola 68030, 16 МГц. От $1700 (сейчас это $3000 или 220 000 рублей).Кроме LC II и более дорогого Quadra 700 Apple предлагала чёрно-белый Macintosh Classic II. Motorola 68030, 16 МГц, $1900 на старте продаж.Кроме LC II и более дорогого Quadra 700 Apple предлагала чёрно-белый Macintosh Classic II. Motorola 68030, 16 МГц, $1900 на старте продаж.

Найти цены SPARCstation от Sun уже сложнее, но готов поспорить, что было дорого как-никак кровавый enterprise. Сейчас нам важен тот факт, что в части этих машин в принципе не было аппаратной поддержки графики. К этому моменту за 10 лет своего развития аппараты SGI прошли путь от графических терминалов до производительных рабочих станций, способных выводить трёхмерную графику в реальном времени, что привлекло киностудии.

Конкретно это демо было записано в 1996 году, но оно очень хорошо передаёт суть, да и компьютеры Onyx были выпущены в 93-м. После выхода таких картин как Бездна (1989) или Терминатор 2 (1991) слова Silicon Graphics и визуальные эффекты фактически стали синонимами. Космические возможности, однако, стоили космических денег. Компьютер Indigo 2 в минимальной комплектации (MIPS R4000, 100 МГц) обошёлся бы в $25 000 ($45 000 или 3 330 000 рублей сейчас), и это далеко не предел. При этом крупные клиенты вроде Industrial Light & Magic нуждались во всё более производительных решениях деньги лились рекой. Так, между делом, в том же 1992 году SGI приобретает себе MIPS.

Голубой и пурпурный Indigo 2. Под монитором стоит менее дорогой Indy, а позади на полу O2Голубой и пурпурный Indigo 2. Под монитором стоит менее дорогой Indy, а позади на полу O2

И тут как гром среди ясного неба разносится известие об уходе самого Кларка. Совет директоров не был согласен с его идеями привнести разработки компании на рынок потребительской электроники. С руководством кроме Кларка конфликтовали и другие инженеры, что вылилось в основание такой никому не известной конторы как 3dfx или уход части сотрудников в ещё более неизвестную ATI.

По иронии судьбы изначально игрушечные персоналки развивались семимильными шагами, не без помощи вышеупомянутых контор (а там ещё nVidia подтянется), и признанный лидер недооценил это обстоятельство. С 1997 года компания начинает терпеть убытки. Ещё два года назад бывшая на пике своего развития она больше неспособна вести конкурентную борьбу с Intel-совместимыми системами. Масла в огонь подлили разработчики ПО, которые портировали свои графические пакеты на Windows NT и другие платформы, когда дело запахло жареным. В 2006 году несмотря на отчаянные попытки выжить Silicon Graphics объявляет о своём банкротстве и окончательно перестаёт существовать к 2009 году остатки компании распроданы, а вырученные средства уходят на выплаты кредиторам.

Несмотря на печальный конец, наследие Silicon Graphics продолжает жить. В 1995 году под крышей SGI произошло слияние Alias Research и Wavefront Technologies, из прежних наработок которых родилась Maya среда, фактически ставшая промышленным стандартом (и с которой я совершенно не умею работать). На этой же платформе родился такой графический пакет как Houdini жив, используется как одиночками, так и гигантами вроде Pixar.

Не собирается уходить и такая разработка как OpenGL, до недавнего времени бывшая единственной графической библиотекой, работающей практически везде.Не собирается уходить и такая разработка как OpenGL, до недавнего времени бывшая единственной графической библиотекой, работающей практически везде.

Без упоминания в художественных произведениях тоже не обошлось:

Аппаратный зал, находившийся за дверью с игривой надписью Машинное отделение, не произвёл на Татарского особого впечатления Никакой мебели в комнате не было; на одной стене висела цветная фотография Гагарина с голубем в руках, а у другой стояли металлические стеллажи со множеством однообразных синих ящиков, единственным украшением которых была похожая на снежинку эмблема Silicon Graphics.

Виктор Пелевин, Generation П

Но если Generation П вещь довольно специфичная, то с этим камео вы точно знакомы:

Бесконечность не предел

Для работы над Звёздными войнами Джорджу Лукасу требовалась студия, которая будет заниматься визуальными эффектами, ради чего в 1975 году режиссёр создаёт упомянутую ранее Industrial Light & Magic грядущего титана; наверное будет проще сказать, над чем они не работали.

В процессе развития в студии возникло подразделение, которое занималось компьютерной графикой. Лукас нанял несколько специалистов, среди которых были Элви Рэй Смит и Эдвин Катмулл, возглавившие новообразованную Graphics Group. Стараниями Катмулла в свою очередь будет нанят ведущий аниматор Джон Лассетер. Троица Смит-Катмулл-Лассетер лелеяла амбициозную мечту ни много, ни мало, снять первый полнометражный фильм, целиком нарисованный на компьютере.

Слева направо: Эдвин Катмулл, Элви Рэй Смит, Джон ЛассетерСлева направо: Эдвин Катмулл, Элви Рэй Смит, Джон Лассетер

В 1983 году в связи с финансовыми трудностями Лукас начал в срочном порядке избавляться от активов, в т.ч. и от Graphics Group. Смит, Катмулл и Лассетер, помня о своих планах, попытаются сохранить сформировавшуюся команду и в 1986-м решают самостоятельно выкупить подразделение. Инвестором и по совместительству главным акционером стал Ни за что не поверите Стив Джобс, тогда уже уволенный из Apple. Новая независимая компания стала называться Pixar.

Не SGI единым. Разработанный в ILM компьютер дал имя новообразованной студии.Не SGI единым. Разработанный в ILM компьютер дал имя новообразованной студии.

Катмулл, Лассетер и ко считали Джобса своим, однако вопреки ожиданиям и сложившейся репутации он окажется жёстким авторитарным руководителем выключить солнце, забыть про анимацию, сосредоточиться на железках, которые можно продать! Ради справедливости стоит отметить, что такой подход мог быть оправдан. Лукас хотел начать активно применять графику ещё в Empire Strikes Back (1980), но отказался от этой затеи, т.к. несмотря на огромный потенциал производительность вычислительных машин долго оставляла желать лучшего и получить результат требуемого качества было нереально. Анимационные короткометражки были лишь побочным продуктом, призванным рекламировать решения Pixar. Продажа оборудования не приносила достаточного дохода и компания работала в убыток. Весной 1988 года Джобс поднимает вопрос о значительном сокращении расходов, возможно, вместе с частью сотрудников. Катмуллу и Лассетеру удаётся убедить его выделить средства на ещё один короткометражный мультфильм из собственных активов. Оловянная игрушка, ради которой аниматоры буквально ночевали на рабочих местах, завоевала Оскара, привлекла к себе внимание Disney и, самое главное, сдружила Джобса с Лассетером.

Студия меняет курс и продаёт своё аппаратное подразделение, сконцентрировавшись на анимационном производстве и RenderMan, своём главном программном продукте. В мае 1991-го студия, находясь на грани банкротства, заключает соглашение с Disney о совместном производстве полнометражного мультфильма, сейчас известного нам как История Игрушек.

Джери, Катмулл и Кларк

Исторически сложилось так, что первые трёхмерные модели были полигональными они состояли из множества многоугольников различной конфигурации, которые принято называть полигонами. Так можно получить сложные и хорошо детализированные формы, но такие поверхности никогда не будут гладкими сколько бы полигонов у вас ни было, ваша модель остаётся многогранником. Тогда учёные и инженеры притащили в системы автоматизированного проектирования параметрические сплайновые поверхности (наибольшее распространение получили NURBS). Кроме гладкости они имели кучу других достоинств, например, их можно как угодно резать, между такими поверхностями можно легко создавать гладкие сопряжения, а ещё они кушают меньше ресурсов.

А теперь попробуйте вырезать что-нибудь подобное в полигональной модели.А теперь попробуйте вырезать что-нибудь подобное в полигональной модели.

У этого чуда есть одно ограничение моделируемый объект не может иметь произвольную топологию, т.е. нельзя представить произвольную форму одной такой поверхностью. Сложные модели приходится буквально сшивать из нескольких лоскутов.

Даже эту сферу, которая на самом деле состоит из нескольких поверхностей третьего порядка.Даже эту сферу, которая на самом деле состоит из нескольких поверхностей третьего порядка.

Казалось бы, ничего страшного, но это усложняет правки, а при анимации возникает необходимость следить за тем, чтобы швы не разъехались, и оберегать их от перегибов. При работе над Историей игрушек аниматоры приложили немало усилий, чтобы скрыть швы на лице Вуди. В 1976 году уже знакомые нам Катмулл и Кларк нашли изящное решение проблемы. Вернёмся к полигонам. Давайте возьмём какой-нибудь объект и разделим каждую его грань на несколько полигонов поменьше, а затем усредним положение старых вершин. Повторим ещё раз. И ещё! Они доказали, что итерационный процесс сходится, результатом будет гладкая поверхность такая же, как набор гладко сшитых лоскутов, о которых говорилось раньше, только единое целое.

Catmull-Clark subdivision surface. Исходный объект, одна итерация, две итерации, финал.Catmull-Clark subdivision surface. Исходный объект, одна итерация, две итерации, финал.

Первым анимационным фильмом с применением сабдивов стала короткометражка Игра Джери 1997 года быстрые методы их вычисления появились далеко не сразу.

С их помощью были смоделированы голова, руки и одежда старичка-шахматиста.С их помощью были смоделированы голова, руки и одежда старичка-шахматиста.

The Spirits Within

В 1987 году тогда ещё малоизвестная студия Square испытывала серьёзные финансовые трудности. Первые игры японцев не снискали популярности у игроков и находящаяся в разработке Final Fantasy в прямом смысле могла стать final, но вместо этого её ждал успех. Вслед за ней из-под пера Square выйдет немало хитов (от номерных частей Final Fantasy до Chrono Trigger и Parasite Eve), однако японцы не захотели останавливаться на достигнутом.

В июле 2001 года Square Pictures выпускает на экраны без преувеличения прорывной полнометражный мультфильм. Последняя фантазия (в нашем прокате просто, без духов внутри) первой в истории использует фотореалистичные образы людей, для анимации которых применялся захват движений живых актёров.

87 место в Maxim Hot 100 2001. Увы, страница на сайте журнала недоступна, и я очень благодарен тому, кто сохранил это изображение.87 место в Maxim Hot 100 2001. Увы, страница на сайте журнала недоступна, и я очень благодарен тому, кто сохранил это изображение.

Вскоре после премьеры некоторые актёры, например Том Хэнкс, высказали опасения насчёт того, что их и их коллег вскоре заменят компьютерными моделями, а СМИ разразились жёлтыми заголовками (как минимум New York Times). Стоит отметить, что планы создателей действительно шли далеко вперёд: как вам концепция виртуальной актрисы и её взаимодействия с отснятым материалом? Забегая вперёд скажу, что они не сбылись, однако на Аки Росс в реальности можно посмотреть тут (первая минута):

Качественный прорыв обошёлся дорого. Просто приведу слова Троя Брукса, одного из руководителей проекта:

Лично мне кажется, что самой большой проблемой было общение. У нас работали художники более чем из 20 стран и большая часть первоначальной команды пришла из японской Square games. Не все из них говорили по-английски и совсем мало не японцев говорили по-японски у нас был большой штат переводчиков. Кроме того, с нами работали люди из области разработки игр, спецэффектов, анимации, телевидения, рекламы с самым разным опытом. Думаю, что фильм только выиграл от такого разнообразия, но организовать хотя бы повседневное общение было далеко не тривиальной задачей.

В том же интервью раскрываются и некоторые технические подробности: рабочие станции художников и аниматоров SGI Octane, композитинг и монтаж SGI Onyx. Моделирование и анимация производились в Maya, рендеринг Pixar RenderMan (Pentium 3, RedHat 6.2).

Подводя итоги: 4 года производства, 120 человеко-лет, 1200 компьютеров (рендер-ферма, без учёта рабочих станций), 24 года машинного времени и соответствующие всему этому великолепию $137 млн. бюджета. При кассовых сборах чуть более $85 млн. Square Pictures ждало неминуемое банкротство, хотя сама Square переживёт эту неудачу. Коммерческому провалу могли поспособствовать некоторые обстоятельства:

  • Во-первых, название Final Fantasy явно говорило о связи с одноимённой серией игр, сужая аудиторию; масла в огонь подливал тот факт, что автором сценария и режиссёром выступил Хиронобу Сакагути создатель оригинальной игры. При этом сам фильм не связан с какими-либо играми серии, если не считать отсылок вроде учёного по имени Сид или едва заметного силуэта ездовой птицы на пижаме главной героини.

  • За красивой картинкой прятался слабый сценарий с флёром Рен-ТВ. С другой стороны, концепцию живой планеты или что-то очень на неё похожее использовали в художественных произведениях задолго до Духов внутри (привет, Конан Дойл), и будут использовать после (привет, Кэмерон).

Субъективное мнение, которое можно смело пропустить

В отличие от других провалившихся проектов, за Final Fantasy почему-то особенно обидно и из головы не уходит мысль о том, что этот мультфильм сильно недооценили. В 2017 году сбылась мечта идиота я попал на московский CG Event. В своей речи на открытии конференции Сергей Цыпцын сравнил Духов внутри с короткометражным фильмом Adam теперь картинку аналогичного качества можно получать практически в реальном времени. Первый докладчик как раз был из Unity Technologies.

Не мне спорить с известными специалистами, однако соглашусь лишь частично: Adam безусловно хорош, но он про роботов. После Фантазии в принципе было немного анимационных фильмов в реалистичной стилистике, и ни одному из них не удалось превзойти первопроходца. Из полнометражных можно вспомнить три работы Земекиса и Тайну Единорога Спилберга по альбомам Эрже, но её можно сразу отбросить.

Weta Digital как всегда выдаёт конфетку, но сравнение будет некорректным, ибо персонажи стилизованные. От правдоподобных до откровенно гротескных.Weta Digital как всегда выдаёт конфетку, но сравнение будет некорректным, ибо персонажи стилизованные. От правдоподобных до откровенно гротескных.

Если вы всё ещё не забыли про Тома Хэнкса, то через 3 года он примет участие в похожем проекте, а именно Полярном экспрессе Роберта Земекиса, где отыграет и озвучит сразу несколько ролей.

Ирония в том, что три года спустя и при большем бюджете ($165 млн., сборы $306 млн.) картина окажется заметно слабее как минимум в техническом плане, но хотя бы окупит производство.

Я просто оставлю это здесь.Я просто оставлю это здесь.

Трассировка лучей и полный метр

Каждый пиксель всего лишь цвет, но чтобы найти этот цвет, нужно осмотреть целый мир.

Роберт Кук, один из создателей Pixar RenderMan

Упомянутые чуть раньше полигоны, сабдивы и прочие страшные слова, очевидно, не являются самоцелью. Чтобы увидеть описанные с их помощью структуру, объём и форму, их нужно как-то превратить в набор точек на экране. К решению этой задачи существует несколько принципиально разных подходов; наиболее известные растеризация и трассировка лучей.

О растеризации будет вернее сказать, что это множество техник, в основе которых лежит общая идея. Каждая поверхность делится на примитивы (например, каждый полигон можно разделить на несколько треугольников, а сплайновые поверхности аппроксимируются сеткой из полигонов), мы находим их проекцию на экран, а затем перебираем все пиксели изображения и проверяем, лежат ли они внутри какого-либо примитива. Если так, мы закрашиваем пиксель цветом примитива, внутри которого он лежит.

The Reyes Image Rendering Architecture. Cook et al., 1987The Reyes Image Rendering Architecture. Cook et al., 1987

Некоторые рендеры, например Mantra или пиксаровский RenderMan, доминировавшая на рынке система, использовали аналогичную технику, но наоборот. Поверхности дробились на полигоны сопоставимых с пикселями размеров, а цвет пикселя определялся тем, какие полигоны в него попадают. На практике в любом случае процесс обычно состоит из заметно большего числа стадий, в т.ч. программируемых, таких как расчёт освещения.

Альтернативный подход заключается в том, чтобы отследить путь попавших в виртуальную камеру лучей света. Впервые эту технику, сейчас известную нам как обратная трассировка лучей, продемонстрировали в лабораториях Белла в далёком 1979 году. Найти эту короткометражку (Compleat Angler) целиком непросто, однако этот шестисекундный фрагмент даёт неплохое представление:

Кратко процесс можно описать следующим образом: через каждый пиксель изображения проводится луч и находится точка его пересечения с поверхностью. Из неё в свою очередь выпускается т.н. теневой луч в сторону источника света. Если луч не достигает источника, то точка находится в тени, иначе для неё рассчитывается освещение, освещение от всех источников складывается. Если поверхность должна отражать или преломлять свет, то из всё той же точки выпускаются новые лучи и процесс повторяется рекурсивно.

Самая наглядная иллюстрация. Нагло позаимствовано из Вики.Самая наглядная иллюстрация. Нагло позаимствовано из Вики.

Этого недостаточно для получения реалистичных изображений, однако у нас уже есть тени, зеркальные отражения и преломления, которые в противном случае рассчитываются по отдельности. Усовершенствованные варианты техники идут дальше: мягкие тени, глянцевые отражения, глубина резкости и многое другое.

Распределённая трассировка лучей. Реальные поверхности не идеально гладкие, а значит не отражают весь свет только в одном направлении.Распределённая трассировка лучей. Реальные поверхности не идеально гладкие, а значит не отражают весь свет только в одном направлении.

Апофеозом стал расчёт глобального освещения. Чтобы лучше понять, о чём идёт речь, попробуйте подставить лист бумаги под солнечный луч, или просто взгляните на иллюстрацию:

Слева: только прямое. Справа: прямое + глобальное.Слева: только прямое. Справа: прямое + глобальное.

Честно достичь такого результата классическими методами не получится. Распространённая практика добавить в сцену дополнительные источники света, количество которых стремительно растёт.

Несмотря на все свои достоинства, трассировка лучей долгое время считалась пусть и интересной, но практически бесполезной техникой за реализм придётся заплатить вычислительной сложностью. Написать трассировщик несложно, сложно написать эффективный трассировщик, который выдаст результат за адекватное время. Балом правят растеризаторы: мы вынуждены собирать воедино кучу малосвязанных друг с другом техник, и мириться с очень приблизительным результатом, но этот результат будет и он будет быстрым, вплоть до работы в реальном времени. Яркий пример всё те же игры, как современные, так и не очень. Тем не менее, со временем производительность компьютеров росла, вместе с ней росли и требования к качеству. Значительные перемены оставались вопросом времени.

Простите, не удержался.Простите, не удержался.

В 1998 году Маркос Фахардо напишет Arnold, шутки ради названный так в честь бывшего губернатора Калифорнии. Для своего времени замысел был довольно смелым: освещение в каждой точке рассчитывается методом Монте-Карло, эту технику называют трассировкой пути. Для нас это означает максимальное стремление к физической корректности и повышенный аппетит программы к вычислительным ресурсам. Дебютом системы стали несколько короткометражных мультфильмов, после которых в 2004 году на новичка своё внимание обратит Sony Imageworks. Студия включается в процесс разработки и делает Arnold своим основным инструментом. Первым полнометражным анимационным фильмом, полностью отрендеренным с его помощью методом трассировки пути становится Дом-монстр 2006 года, что бы там ни говорили в Pixar. Они в свою очередь не спешат отказываться от старых наработок, но в том же году добавляют в свой RenderMan поддержку трассировки лучей и активно используют новые инструменты. 10 лет спустя Pixar полностью откажется от старой архитектуры в пользу трассировки пути.

На арену выходит болгарский V-Ray, за последние 10 лет проделавший колоссальный путь от дизайна интерьеров и рекламы к высокобюджетным фильма. И похоже, останавливаться он не собирается.

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru