Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Voodoo

Dreamstation собираем ретрокомпьютер мечты на платформе Socket 8

19.06.2021 10:16:36 | Автор: admin

Давайте снова поговорим о мечтах. Но если в прошлый раз речь шла о детских мечтах, то в этот раз поговорим о мечтах дней текущих. Может быть не столь заветных, но душу греющих. Любой увлеченный чем-либо человек всегда мечтает добиться успеха в своих начинаниях будь то высокий уровень в компьютерной игре, достижения в спорте, создание красивого кода или восстановление редкого автомобиля.

Одно из моих увлечений, как вы уже знаете, это ретрокомпьютинг и история техники. И помимо просто коллекционирования и восстановления старой техники, я люблю собирать компьютеры с нуля, так называемые сборки. Учитывая интерес к прошлой статье о сборке компьютера мечты 2000 года, я решил периодически рассказывать о компьютерах мечты других эпох. И начну, пожалуй, с одного очень личного проекта.

С давних пор меня увлекала платформа Pentium Pro, также известная как Socket 8. Огромных размеров процессоры, двух- и даже трехчиповая компоновка, сочетание передовых и устаревших, как мне поначалу казалось, технических решений. Относительно короткий жизненный цикл платформы. И потрясающая на тот момент производительность систем на его основе, но только лишь на новом, 32-разрядном коде впервые позволившая Intel x86 сравниться с системами на базе RISC-процессоров.

Удивительные возможности до 4 и даже 8 процессоров в одной системе, до 8 Гбайт оперативной памяти и это в конце 1995 года! Об этих процессорах был написан мой первый исторический очерк. И с давних пор я хотел собрать рабочую станцию на паре старших Pentium Pro с 1 Мбайт кэша.

Большинству энтузиастов интересны игровые системы, эта же машина хоть и способна справляться с играми своего поколения, но в них раскрыться не способна игры начнут обзаводиться поддержкой многопоточности лишь с массовым распространением Pentium 4 с технологией Hyper-threading и последующим появлением двухяъдерных процессоров. Но о постройке игровой машины я еще расскажу, обещаю. Хотя перчинку для возможности красиво поиграть в ностальгические тайтлы добавить не забуду и в героя этой статьи.

Проект: платформа



И так, начнем! Сначала определимся с ключевыми моментами. Во-первых, процессоры Intel Pentium Pro 200 МГц c 1 Мбайт кэша второго уровня, на сленге энтузиастов называемые блэктопами за характерный корпус с черной алюминиевой крышкой. Таким образом, обозначаем и период вторая половина 1997 года. Во-вторых, форм-фактор исключительно АТХ, более распространенный на тот момент АТ успел уже основательно устареть. Соответственно, используем любимый корпус автора десктопный Inwin H500.

Как и в прошлом проекте, сложности вызывает не столько выбор, сколько поиск материнской платы. В большинстве случаев, вы приобретаете ту плату, которая попадется. И хотя откровенно неудачных плат под эту платформу не было, все же нелишним будет перечислить подводные камни, ожидающие вставшего на путь постройки такой машины энтузиаста.

Во-первых, и это не самое очевидное поддержка блэктопов. На работу с ними должна быть рассчитана система питания они потребляют до 47 Вт, вместо 32 Вт у версий с меньшим кэшем. Описываются проблемы с ранними материнскими платами и брендовыми системами. Значительная часть плат имеет внешние модули питания (VRM), устанавливаемые в стандартизированный разъем с ними обычно проблем не возникает.


Помимо блэктопов есть еще Pentium II OverDrive это уже по сути Post-mortem обновление 1998 года. Эти процессоры работают на частоте 333 МГц и имеют полноскоростной кэш объемом 512 Кбайт. Для работы с этими процессорами требуется поддержка со стороны BIOS они имеют новое ядро от Pentium II с поддержкой MMX.

Во-вторых, память. Обратите внимание ни один из чипсетов для Pentium Pro не поддерживает SDRAM, только FPM и EDO. Ранние 450KX/GX работают только в режиме FPM, но могут сосуществовать с большинством EDO-модулей. Эти чипсеты поддерживают Interleave при работе с несколькими идентичными банками памяти, что позволяет увеличить пропускную способность в 2 раза для 450KX и до 4 раз для 450GX.


Большинство плат комплектовались разъемами для модулей SIMM, но встречаются и платы с DIMM-разъемами они не будут работать с обычной DIMM SDRAM. EDO и тем более FPM сложнее найти в DIMM-формате, но емкость таких модулей будет выше и их не требуется устанавливать парами в отличие от SIMM. Важной особенностью ранних DIMM является существование модулей с разным напряжением питания как 5 В, так и 3.3 В. Такие модули и слоты для них отличаются расположением ключей. Друг с другом они не совместимы.

Другим сюрпризом может оказаться отличающееся расположение ключа для буферизованных EDO модулей, в отличии от более поздних регистровых SDRAM. Такие планки памяти применялись иногда в брендовых серверах, но чаще всего их можно встретить в машинах следующего поколения Pentium II/III Xeon на базе чипсета 450NX.

В-третьих, особенности поддержки управления электропитанием. Забудьте о поддержки ACPI. Все известные мне платы поддерживают только APM это значит, что в реальности, удастся добиться программного выключения только для однопроцессорных систем. В Windows 2000 придется также поучаствовать в приключениях с драйвером NT APM/Legacy Interface Node и вручную править ключи в реестре. Для Windows NT есть утилита SoftOff от HP, но заставить ее работать на двухпроцессорной системе не получилось, хотя с однопроцессорными платами Intel она работает корректно.

Возможным решением большинства проблем является установка Pentium Pro на более поздние платы для платформы Slot1 через переходник. Оригинальный переходник является огромной редкостью и для работы с процессором на нем требуется поддержка со стороны BIOS, присутствующая только в ранних платах на базе все того же 440FX.

Энтузиаст из Владивостока под ником Mentat-vvo выполнил реверс-инжиниринг переходника и наладил его выпуска, а также модифицирует прошивки для попадающих в его руки плат таким образом появилась возможность собрать систему, совмещающую Pentium Pro с SDRAM и AGP и поддерживающую ACPI, но это не мой путь в этой сборке будет использоваться оригинальная плата.

Другой важной особенностью, на которую необходимо обратить внимание при поиске и возможно выборе платы, является такая простая, казалось бы вещь, как батарейка CMOS. Мне встретилось как минимум четыре варианта реализации это очевидной функции и с каждым, кроме привычной таблетки CR2025/CR2032 можно получить порцию проблем.

Идеальный вариант искать плату именно с таблеткой. Вариант с легкими осложнениями плата под 4.5 или 5 В батарею. Такая, например, установлена в сервере HP NetServer LH Pro, который удостоился отдельного рассказа. К счастью, обычно батарея в таком случае не монтируется на плату, а подключается к разъему на плате и позволяет безболезненно сделать альтернативное решение в случае невозможности добыть новую оригинальную батарею.

Немногим более сложный, но потенциально проблемный вариант распаянный на плате аккумулятор. Они, к сожалению, имеют тенденцию со временем корродировать и протекать, повреждая плату кислотой. Это редкий вариант, тем не менее применявшийся на некоторых платах SuperMicro. Лучше всего приобретать такую плату с замененной или выпаянной батареей, убедившись в отсутствии повреждений.

Последний распространенный вариант использование комбинированной микросхемы Dallas, Benchmarq или Odin, включающую память CMOS для настроек BIOS (и иногда шины EISA), часы реального времени и собственно батарейку. К нашему времени, они обычно уже разряжены. Наиболее часто встречаются микросхемы Dallas DS1287/DS12887 и совместимые для них энтузиасты из разных стран (есть и в России) производят модули на основе миниатюрной версии того же Dallas без встроенной батареи и c гнездом для установки миниатюрной таблетки CR1225.

Если изначально микросхема установлена в кроватке, достаточно просто извлечь ее и установить модуль. В противном случае, требуется выпаять старую микросхему и впаять кроватку или новый модуль. Осложненный вариант с установленной микросхемой серии DS1487 или DS1587 с увеличенным объемом памяти встречается, как правило, на платах шиной EISA, для него сменные модули пока не производятся, а покупать новый старый модуль рискованно с большой долей вероятности он уже будет разряжен.

В большинстве случаев, на таких платах модуль приходится вскрывать, отключая встроенную батарею и выводя провода для подключения к внешней. Впрочем, пока мне встретилось две платы с EISA шиной и такими микросхемами и в обоих батарея еще сохраняет заряд.

Чаще всего платы не несут на борту дополнительных контроллеров. Часть плат на основе 440FX уже поддерживают USB версии 1.0. Платы серверного класса могут комплектоваться встроенным SCSI контроллером. Заметным исключением является плата для рабочих станций Intel PR440FX Providence, на которую устанавливается звуковой контроллер Crystal, сетевой контроллер Intel и SCSI-контроллер Adaptec.

Также это одна из плат, использующих DIMM-слоты для памяти за счет этого на нее можно установить максимальный для чипсета объем 1 Гбайт. Плата довольно крупная, соответствует форм-фактору EATX типа ступенька и может поместиться в часть АТХ корпусов. В Inwin H500 помещается без запаса, в случае ее использования придется предусмотреть поддержку части ступеньки, которая иначе повисает в воздухе.

Другой особенностью платы является нестандартная панель портов ввода-вывода. Плату рекомендуется искать в комплекте с заглушкой и заглушку не терять. Причем сама заглушка в комплекте может быть двух видов под обычный ATX корпус, так и специфическая под ранние Inwinы, причем последняя встречается чаще.

Эта плата имеет только один слот ISA, что может оказать проблемой в некоторых случаях. Число слотов PCI обычное для плат того времени четыре. В качестве батареи используется обычная таблетка. Именно эту плату будем использовать в качестве ориентира, но это не значит, что она будет установлена в получившейся сборке.

Проект: Видеосистема



В 1997 году уже появляются видеокарты для новой шины AGP, но здесь мы ограничены обычной PCI. Вариантов все еще множество от дешевых S3 Trio3D и Virge до профессиональных карт от 3DLabs, ELSA и многих других. Уже доступна и RIVA 128 от только начинающей свой путь nVidia, но драйвера пока оставляют желать лучшего все еще очень много проблем в Direct3D и, особенно, в OpenGL. В целом, пока еще API Direct3D еще очень сырой, а OpenGL очень тяжеловесный, рассчитанный на профессиональное применение.

Но есть восходящая звезда API Glide, доступный исключительно на картах 3Dfx Voodoo. Такую плату с 4 Мбайт видеопамяти я использую в сборке в качестве той самой перчинки. Но это только 3D ускоритель, для вывода 2D картинки понадобится отдельная карта. В качестве основной карты изначально очень хотелось использовать ELSA GLoria XL, монструозную профессиональную OpenGL карту на основе чипов 3DLabs GLiNT MX и Delta, но по здравому размышлению, достойной работы для них в этой машине не найдется.


Решено было использовать достойнейшую 2D карту с 3D возможностями легендарную Matrox Millennium II, точнее попробуем отыскать ее топовую версию с 8 Мбайт ОЗУ. Такая карта сможет обеспечить вывод изображения с разрешением 1600х1200 в High Color (дальше ограничением выступает уже RAMDAC платы). Для карт Millennium II также доступны дочерние платы расширения памяти (суммарно до 16 Мбайт) и плата Rainbow Runner Studio, добавляющая возможности работы с аналоговым видеосигналом.

Таким образом, наша сборка позволит и насладится качественной картинкой и поработать с программами САПР и поиграть в трехмерные игры.

Проект: Диски и внутренняя периферия



Производительность и надежность дисковой подсистемы до середины нулевых годов XXI века прочно ассоциировалась с интерфейсом SCSI. В 1997 году появились первые диски со скоростью вращения пластин 10000 об/мин, их объем составлял до 9 Гбайт и именно такой диск я буду искать для установки в сборке. Сам диск, возможно, будет более нового выпуска, потому что найти аутентичный диск 1997 года будет непросто. В данном случае главное соответствие характеристикам.

Диск будет не одинок как и в прошлый раз, он будет делить шину с оптическим приводом и стримером. Как раз недавно начали появляться пишущие приводы CD-R, хотя на горизонте уже появился новый стандарт CD-RW, обеспечивающий также и перезапись дисков. Стример уже есть в запасах, это модель Seagate Scorpion, соответствующая формату DDS2 4 Гбайт данных на одну кассету без сжатия или до 8 Гбайт со сжатием данных.


Контроллер SCSI будет использован либо встроенный на материнскую плату, либо аналогичный внешний Adaptec AHA-2940UW с поддержкой Wide UltraSCSI и производительностью до 40 Мбайт/с. Новое поколение контроллеров работает с 16-битной шиной SCSI и позволяет подключить до 15 устройств на канал, вместо 7 на прежней, 8-битной шине. Этот адаптер является заслуженно считается одним из самых надежных и стабильных решений, с отличной совместимостью.

Обязательным атрибутом серьезного компьютера уже давно стала звуковая карта. Пока еще для них используется интерфейс ISA. Исходя из личных предпочтений, выбор сосредоточим на картах Creative. Актуальное семейство на данный момент AWE64. Можно выбрать карту в исполнении Gold, но цены на них сейчас весьма высоки, а доплата идет в основном за имиджевую составляющую. Остановимся на обычной версии, тем более в запасах уже лежит карта Creative AWE64 модели CT4520.


Эти карты еще несут на борту 512 Кбайт выделенной памяти для загрузки MIDI-банков с возможностью расширения до внушительных 28 Мбайт. Такая карта может использоваться даже в качестве синтезатора для создания музыкальных композиций, а не только для прослушивания музыки и озвучивания игрового процесса.

Остается еще одно устройство сетевая карта. Для этой сборки припасена особенная плата ранняя Intel PRO/100 в необычном исполнении с выступающим хвостиком задней части PCI коннектора.

В отличии от сборки с двумя Pentium III Xeon, таких столь серьезных требований к блоку питания не предъявляется достаточно будет применить качественный блок с мощностью от 250 Вт. В случае использования современного блока питания, стоит использовать модели более высокой мощности, чтобы иметь запас по ставшей менее популярной линии 5 В. В данном случае будет использован блок питания Powerman с мощностью 450 Вт.

Воплощение: поиски, сборка и отладка


Ситуация с доступностью плат Socket 8 лишь немногим лучше, чем в случае со Slot2. Но цены даже выше. Особенно, если речь идет о действительно интересных моделях. В этот раз мне невероятно повезло, у меня был выбор! Причем выбор из трех плат.

Самой доступной была Gigabyte GA-686DX. В числе ее достоинств 6 слотов SIMM, что позволяет установить 768 Мбайт памяти, 5 PCI слотов и встроенные VRM для обоих процессоров. В минусах не самая удобная раскладка с расположением слотов памяти над сокетами процессоров и, главное Benchmarq. Он был уже севший и требовалась его замена или доработка. Совместим ли он с DS1287 мне не известно.

Очень интересным вариантом была Intel PR440FX. Плюсов множество DIMM слоты с поддержкой до 1 Гбайт ОЗУ, встроенная сеть и SCSI, качество Intel, нормальная батарейка-таблетка. Минусов же два отсутствие в комплекте заглушки и встроенный звук. Это, вероятно, очень субъективно и из области личных предпочтений, но мне не нравится дублировать функционал встроенных на плату устройств отдельными картами, отключая интегрированные контроллеры. А звук от Crystal хотя и вполне достойного качества, с Creative сравниться никак не может.

Третий вариант малоизвестная модель PN-6210 от некогда одного из крупнейших ОЕМ производителей FIC, First International Computer. Платы этой компании можно было обнаружить и в компьютерах локальных производителей и в брендовых машинах, например HP. Часто FIC становился первым производителем плат на новых чипсетах VIA.


Отличительной особенностью продукции этого производителя всегда была высокая надежность и отличная продуманность изделий. Предложенный мне экземпляр платы оказался новым из коробки плата доставалась только для проверки и пару раз для фотосессий. На первый взгляд, плата не выдающаяся 4 слота SIMM, которые позволяют установить лишь 512 Мбайт памяти, по 4 PCI и ISA разъема, отсутствие дополнительных встроенных контроллеров, стандартная заглушка панели ввода-вывода.

Батарейка стандартная таблетка. Оба процессора питаются от внешних VRM, в комплект входят два новых модуля с маркировкой Raytheon. Сама плата оформлена очень красиво свободная раскладка, золотисто-охряный текстолит. При наличии желания, можно собрать так называемую color-correct сборку подобрав комплектующие по цвету. Правда, в таком случае придется отказаться от продукции Matrox и Adaptec, традиционно имеющих зеленую окраску плат. На мой взгляд, красота не должна вредить функционалу, поэтому цветокорректная сборка не мой путь.



Последние два варианта стоили одинаково и решиться было непросто, но все же выбор был сделан в пользу FIC. Сыграл еще один фактор плата имеет ставший крайне редким в то время BIOS от AMI с графическим интерфейсом, так называемый WinBIOS. Большинство плат с ним предназначались для поздних 486 и ранних Pentium, лишь немногие должили до эпохи P6.

Вероятно, последними были Supermicro, сделанные аж для Pentium III, и то, они как правило предоставляли выбор из двух прошивок с обычным и с графическим интерфейсом. Для FIC PN-6210 также доступна прошивка с текстовым интерфейсом, причем в оформленным в стиле Phoenix BIOS, других плат с AMIBIOS и таким дизайном интерфейса мне более не встречалось.

Интерфейс AMI WinBIOS (источник)
Плата была приобретена перед майскими праздниками и предварительно собрана с двумя обычными Pentium Pro 200 МГц c 256 Кбайт кэша. Процессоры имеют разный SL-spec, но отлично запустились вместе. Компанию им составили 128 Мбайт оперативной памяти этого объема достаточно для тестирования, но планируется установить максимально возможный объем 512 Мбайт.

Запланированные к установке Pentium Pro c 1 Мбайт кэша и оригинальными кулерами были найдены и заказаны, пока они добираются можно заняться подбором остальной комплектации. Вскоре были заказаны и видеокарты Diamond Monster 3D 4 Мбайт на базе чипcета Voodoo и тот самый Matrox Millennium II 8 Мбайт. Самой большой проблемой пока остается память на момент выпуска этой статьи еще только ведутся переговоры по ее приобретению.

Чтобы иметь возможность дальнейшего тестирования сборки, была установлена видеокарта Matrox Millennium II в версии с 4 Мбайт видеопамяти. Свое место заняли и девайсы из запасов сетевая и звуковая карты, SCSI-адаптер Adaptec AHA-2940UW, стример. Так как диск подключается к Wide SCSI, приходится использовать дополнительный 68-контактный шлейф для его подключения.

Широкий 50-контактный кабель уходит на оптический привод и стример. Шлейф дисковода при этом довольно короткий и практически не влияет на порядок в корпусе. После некоторых упражнений, получается все это уложить аккуратно и даже в некоторой степени красиво. Других крупных кабелей использовано не будет IDE контроллер на плате можно даже отключить.

Сеанс ностальгии


Установка Windows NT 4.0 не вызывает проблем, хотя и пришлось загружаться с дискет. Хотя SCSI адаптер и поддерживает загрузку с CD, по факту что-то пошло не так. Вероятнее всего, повинен в этом немолодой AMIBIOS. Впрочем, один раз загрузиться с дискет не страшно. Только не поленитесь сделать установочный набор Windows NT, а не запускайте установщик из DOS. Windows NT 4.0 не поддерживает FAT32, только FAT и загрузочный раздел при создании из DOS будет ограничен 2 Гбайт.

При загрузке с родных дискет, возможно сразу создать раздел NTFS, ограничение для загрузочного раздела в таком случае 8 Гбайт, связано это с тем, что старые версии NT не умеют загружаться с разделов, конец которых находится за пределами 1024 цилиндра, но уже поддерживают LBA, иначе ограничение было бы еще строже.

Драйвера тоже не преподносят сюрпризов, за исключением несколько глючного установщика для AWE64 нужно строго соблюдать описанную в readme последовательность действий, но даже тогда есть шанс получить задвоенные устройства. Причина проста Windows NT 4.0 очень слабо поддерживает PlugnPlay и не может определить, что устройство удалено или использует другой драйвер, если старый не был удален вручную. После возни с драйверами остается только развернуть выбранный набор софта и игр и ждать прибытия долгожданных посылок с оставшимися деталями.

Обе посылки прибыли почти одновременно, две недели спустя. Тут уже дело простое установить две видеоплаты, заменить процессоры и кулеры. Если бы не перерывы на фото все работа заняла бы минут пятнадцать. С фото получился почти час!

Проект завершен, теперь можно расслабиться и получить удовольствие от работы с машиной. Формат статьи, к сожалению, не позволяет реализовать какое-то интерактивное взаимодействие, но, возможно скриншоты смогут передать часть эмоций.

Скриншоты программ
Windows NT Workstation 4.0

Netscape 4.04

Delphi 3

Adobe Photoshop 4.0

Nero Burning Rom 3.0.7.0

Скриншоты игр
Герои Меча и Магии II

Quake II

Заключение


Вот и готова машина мечты, теперь уже можно сказать очередная. Более того, как уже сказано выше, эта рубрика станет постоянной думаю, она может принести немало пользы и стать практическим гидом по постройке ретросборок. Возможно, для кого-то эти статьи станут входным билетом в увлекательный мир ретрокомпьютинга, а кому-то позволят избежать сложностей на этом пути.

По сложившейся уже традиции, дадим построенной машине имя конечно же, она войдет в серию SERVERGHOST, а модель обозначим Constellation P6/TE (TE значит Twin Engine). Итак, итоговая конфигурация:

  • 2 процессора Pentium Pro 200 МГц c 1 Мбайт кэша
  • 128 Мбайт оперативной памяти EDO SIMM (планируется увеличение до 512 Мбайт)
  • Материнская плата FIC PN-6210
  • Видеокарта Matrox Millennium II 8 Мбайт PCI
  • Графический ускоритель Diamond Monster 3D (3Dfx Voodoo) 4 Мбайт
  • Жесткий диск Quantum Atlas 9.1 Гбайт 10000 rpm SCSI
  • CD-R 4x/8x Panasonic (Matshita) CW-7502-B SCSI
  • Стример Seagate Scorpion DDS-2 SCSI
  • SCSI-контроллер Adaptec AHA-2940UW
  • Звуковая карта Creative AWE64 (CT4520)
  • Сетевая карта Intel PRO/100 PCI

Поставить такую машину в домашний ретростенд я собирался в течении лет пяти, но все время что-то мешало другие проекты, в том числе и не компьютерные, семейные дела, работа, от которой сложно оторваться (знаю, этому никто не удивляется). И вот, моя очередная мечта сбылась в том числе и благодаря вам, ведь последним толчком к старту проекта стал ваш интерес первой статье о компьютере мечты. До новых встреч!

Бюджет


Заведу еще одну традицию в конце статьи, после заключения, будет раздел с раскладкой по затратам. Надеюсь, что это поможет энтузиастам приобрести железо по справедливой цене или не упустить выгодное предложение.

Позиция Диапазон цен Кол-во Фактические затраты
Корпус Inwin H500 500-2000 1 шт. 1500
Плата Dual Socket 8 (FIC PN-6210) 12000-25000 1 шт. 21000
Процессор Pentium Pro 200/1M 7000-10000 2 шт. 15000
Кулер Pentium Pro (оригинал Intel) 500-4000 2 шт. 5000
Память 32 МБайт EDO SIMM 200-500 4 шт. 800
Видеокарта Matrox Millennium II 8 Мбайт PCI 1500-3000 1 шт. 2000 (обмен)
Видеоускоритель 3Dfx Voodoo 4 Мбайт 4000-10000 1 шт. 4000
Звуковая карта Creative AWE64 1500-3000 1 шт. подарок
SCSI-контроллер Adaptec AHA-2940UW 500-3000 1 шт. 600
Шлейф SCSI 50-pin 150-500 1 шт. 150
Шлейф SCSI 68-pin 150-500 1 шт. подарок
Сетевая карта Intel Pro/100 100-500 1 шт. 200
Блок питания Powerman 450 Вт 200-500 1 шт. 300
Жесткий диск 9 Гбайт 10000rpm SCSI 200-1000 1 шт. подарок
Оптический привод CD-R SCSI 2000-10000 1 шт. 600
Стример DDS-2 SCSI 500-10000 1 шт. 600
Итого: 51750 рублей
На сегодняшний день это мой самый затратный проект. Апгрейд памяти добавит к указанной сумме еще от 4000-5000 рублей. Pentium Pro, как и Slot2 Xeon одна из самых затратных платформ. Но если у Slot2 пока относительно узкий круг поклонников, компенсируемый чрезвычайной редкостью платформы, то Pentium Pro является одной из самых востребованных ретроплатформ на сегодняшний день, элитой ретрокомпьютинга, сравнимой быть может даже с Амигой (да простят мне это сравнение поклонники Амиги). Двухпроцессорные системы реже и, соответственно, дороже, но однопроцессорные более практичны благодаря широкому выбору операционных систем.

Самый рандомный компонент в плане цены это материнская плата. Вариантов было выпущено довольно много, но до наших дней дожили единичные экземпляры. Стоимость определяется везением и готовностью к риску. В моем случае, было хорошее и, главное, надежное, но отнюдь не дешевое предложение, на которое я согласился.

При этом мне известны люди, которым удалось приобрести PR440FX с заглушкой менее, чем за 5000 рублей. Мне аналогичным образом, например, везло с однопроцессорными платами для Pentium Pro у меня есть оба интеловских варианта Performance/AU и Performance/VS и с ускорителем Voodoo 2. Но такое везение дело случая и подобные цены в диапазоне цен не отражены.

Цены на процессоры Pentium Pro разнятся довольно слабо, это связано как с известностью и приметностью процессора, так и с определенной долей содержания драгоценных металлов. Поэтому даже сравнительно распространенные Pentium Pro 200/256K продаются за 1500-2000 рублей, а на неработоспособные экземпляры цена лишь немногим ниже. Далее же цена повышается пропорционально объем кэша, но это касается только полностью исправных процессоров.

Версия с 512 Кбайт кэша стоит от 3000 до 4000 рублей, 1М вариант 7000-10000 рублей. Есть зависимость и от частоты 200 МГц процессоры стоят несколько дешевле аналогичных более медленных версий, так как их было выпущено больше. Например, Pentium Pro 166/512К оценивается ближе к 200/1М варианту, чем к 200/512К из-за своей редкости.

Высоко ценятся 150/256К и инженерные версии 133/256К. Из-за своей редкости дорого обходятся и кулеры, поэтому не относитесь к ним, как к расходному материалу. Замена вентилятора обойдется намного дешевле нового кулера в сборе, да и времени на поиски может уйти нерационально много.

Об ажиотажном спросе на Voodoo я уже говорил в прошлой статье, не буду повторяться. К счастью, Voodoo первого поколения из-за меньшей производительности и стоят дешевле. Остальные компоненты имеют более понятное ценообразование и сложностей в поиске не представляют, к тому же относительно легко заменяются на аналогичные.

Вместо Matrox вполне можно поставить видеоплату от ATi или nVidia, а SCSI привод заменить на аутентичный IDE CD-ROM. В данном случае, все зависит исключительно от ваших от желаний и уровня требовательности.

Подробнее..

Millennium dream. Строим компьютер мечты 2000 года

17.04.2021 12:09:16 | Автор: admin

Давайте вспомним детские мечты! Кто-то мечтал о крутом велосипеде, кто-то о большой модельке крутого автомобиля или домике для кукол, кто-то о щенке или котенке. Я уверен, практически у всех мечта была, и далеко не одна! А на стыке веков в заветном вишлисте у многих был компьютер. И, конечно, компьютер хороший. Чтобы и игры тянул, и модем был в эти ваши Интернеты сходить. А продвинутые хотели еще и в Фидо.

В 2000 году мне было 14 лет и мы с друзьями, даже теми у кого компьютер уже был, зачитывались бесплатными журналами, в которых постили прайсы практически все компьютерные фирмы города.

Воспоминания


Итак, осень 2000 года. Грядет мой 15-й день рождения. Конечно, я тайком надеюсь, что мне подарят компьютер, ведь до сих пор в семье такой техники не было. Самым продвинутым девайсом дома на тот момент был видеомагнитофон. Бюджет на покупку компьютера еще не известен пока есть возможность помечтать. Умом, конечно, я понимал, что светит мне максимум что-то из старших Celeron или, если очень повезет, Pentium III. Об AMD, естественно, все знали, но всерьез уже (К6) или пока (К7) не воспринимали.

Но мечты на то и мечты, что границ они не приемлют! На несколько страниц после домашних компьютеров начинался самый захватывающий для нас раздел Рабочие станции и серверы. Мальчишками мы, конечно, не понимали, что это не просто крутые и дорогие компьютеры, а инструменты для выполнения определенных задач, и искренне мечтали однажды поиграть на восьмипроцессорном сервере. Да, 8 процессоров Pentium III Xeon по 700 МГц с невиданным двухметровым кэшем (что у Celeron 128 Кбайт мы уже знали и совершенно недоумевали, почему у новых Pentium III его стало всего 256 Кбайт вместо 512 Кбайт у старых!) порождали самые радужные картины в нашем сознании!

Мы даже думали, что, наверное, DOS на такой машине можно запустить без оперативной памяти. А может даже и Windows 95! Что играм не нужен даже второй процессор, мы тогда не знали. И не понимали, зачем нужна эта странная Windows NT, когда есть девяносто восьмая. А грядущую 2000 ждали как замену именно ее, Windows 98!

Невероятные объемы памяти, сравнимые с жесткими дисками в компьютерах половины нашей школьной компании. Множество слотов Странно, почему туда не установить видеокарты? И побольше, побольше! Долго удивлялись, узнав, что в серверах почти никогда не бывает AGP. Потом один из нас сказал, что там очень крутой PCI, и AGP не нужен. Только видеокарты очень дорогие. Поэтому мы их и не видели.

Но серверы стоили многие десятки тысяч убитых енотов (вечнозеленых бумажек, что на рубеже веков любили называть условными единицами), тогда мы обратили свое внимание на рабочие станции. Два процессора, гигабайт или даже два памяти, понятные нашим умам видеокарты. Конечно, дорого, но тут пишут, что на этом можно рисовать 3D-картинки и даже создавать игры, а значит, и играть, наверное, тоже можно. Мой ум тогда зацепился за слово создавать, что и привело меня сначала к попыткам писать программы. Сразу оговорюсь: хороший программист из меня не вышел, а потом уже к домашнему серверу и первым заработкам настройке сетей в соседних школах. Но это уже другая история

Тогда мечту воплотить не удалось. Компьютер мне смогли купить лишь спустя полгода, на окончание десятого класса, и, конечно, он был куда проще. Прошло двадцать лет, надо бы исправить ситуацию! А заодно, посмотреть, что мог дать обладателю такой компьютер, помимо зашкаливающей самооценки и зависти в глазах друзей.

Проект: Платформа


Начнем, конечно, с головы, а точнее с двух именно так и никак иначе. Можно, конечно, выбрать пару гигагерцовых Pentium III, но в дрим-машине обязательно должен быть Xeon. И не неправильный с 256 Кбайт кэша, который отличается от обычного пенька только корпусом, а самый крутой с двухметровым кэшем на ядре Cascades. В 2000 году был доступен только 700 МГц вариант, поэтому выберем именно его, а не вышедший с почти годовой задержкой Xeon 900 МГц.


Выбор процессора и даже его поиск это всего лишь цветочки. Ягодки будут дальше найти подходящую плату спустя двадцать лет оказывается очень непросто. Мои к ней требования: наличие слота AGP, форм-фактор АТХ или ступенька Е-АТХ (почему расскажу ниже). Остальное не так важно, ибо выбор очень и очень скудный.

Доступных чипсетов по большому счету всего два: заслуженный Intel 440GX Marlinspike, вышедший еще в 1998 году для первых Pentium II Xeon Drake, и новый (для 2000 года, конечно) Intel 840 Carmel с поддержкой двухканальной RDRAM. И если плату на первом найти сложно, но возможно, то второй является настоящим анобтаниумом и встречается в основном в брендовых рабочих станциях, а у нас тут самосбор.

Да и заглядывая назад, на стык веков, вспоминается, что понять смысл этой странной памяти RIMM мы тогда не могли стоит как чугунный мост, но вроде не сильно быстрее. Вот бы туда DDR! Вот она казалась королевским вариантом. Ходил даже слух, что если поставить ее 32 Мбайт, то машина будет летать, как будто ее там 128!


Внимательный читатель спросит, а как же ServerSet III? Да, у этого чипсета была версия с AGP. К сожалению, реализацию AGP от ServerWorks нельзя назвать удачной значительная часть функционала не поддерживается, что сказалось и на производительности, есть проблемы со стабильностью работы. Плюс платы на нем по редкости сравнимы с основанными на Intel 840.

Что же нам доступно? Почитав форумы и поговорив с более опытными коллегами, выводим следующий список:

  • ASUS XG-DLS
  • Intel MS440GX
  • Supermicro S2DGE/U/2/R
  • AOpen DX2G
  • EPoX GXB-M
  • Gigabyte GA-6GXDW
  • Iwill DGL200
  • MSI MS-6135
  • Rioworks XDG-LS
  • Tyan Thunder X


Есть еще японский эндемик от Freeway с двумя разными слотами Slot1 и Slot2 и однопроцессорная плата от Gigabyte GA-6GXU. Если такая странная вещь попадет в мои руки, я попробую создать бескомпромиссную машину для Windows 98.

Итак, часть списка отметается, так как поддерживают только 550 МГц процессоры на ядре Tanner, другая представляет скорее академический интерес ввиду редкости. Остаются только первые три варианта, и Asus из них самый интересный. И речь не об оснащении SCSI и сеть встречаются и на других платах, речь о user-friendly подходе к проектированию. Удобная система фиксации процессоров, усиливающая плату пластина с обратной стороны, более привычный BIOS даже с возможностью небольшого разгона (!) напоминает современные топовые платы от этого производителя.

Intel и Supermicro в сравнении с ней выглядят суровым серверным железом, хотя принципиально не уступают в функционале. При этом на их стороне проверенная надежность, в минусах значительно более скудные настройки, особенно у Intel. Углубляться в сравнение смысла большого нет, по сей день эти платы очень редки за год в России может встретиться одно-два предложения. Это тот случай, когда не ты выбираешь плату, а плата выбирает тебя.

Теперь расскажу подробнее, с чем связаны строгие требования к габаритам платы. По моей задумке машина должна разместиться в довольно компактном корпусе десктопе InWin H500. Это давно полюбившаяся мне модель классического дизайна в стиле кирпич. Безусловно, у него есть шикарная альтернатива в виде бигтауэра Q500 в том же стиле, но на стороне десктопа компактность и обаяние слипера (от англ. sleeper термин, обозначающий быстрый автомобиль, в совершенно не выделяющемся облике; в данном случае мощный компьютер в скромно выглядящем корпусе). В этом стиле построена и моя боевая рабочая станция на паре E5-2670v3, которая дала весьма интересный опыт постройки довольно горячей машины в небольшом объеме корпуса.


Да, чуть не забыл про оперативную память. Достаточно будет максимума! Чипсет 440GX поддерживает до 2 Гбайт память SDRAM и удивительно всеяден может работать с обычной или регистровой памятью, с ECC или без, поддерживает чипы плотностью до 256 Мбит (модули до 1 Гбайт).

Проект: Видеосистема


Вернемся к мечтам! Практически каждый ребенок хочет на компьютере поиграть. А значит, нужно выбрать самое крутое игровое решение, которое при этом будет не очень выбиваться из роли серьезной рабочей станции. Выбор игровых карт широк: уходящий чемпион GeForce 256; еще не появившийся в продаже, но уже анонсированный GeForce 2; прежний король 3D-графики 3Dfx Interactive; представленный двухчиповой Voodoo 5 5500 и так и не вышедшей на рынок Voodoo 5 6000; успешный Radeon от вечно догоняющей ATi. Были и другие, уже уходящие решения вроде S3 Savage, но они к мечтам имеют весьма опосредованное отношение.

Карт для рабочих станций, пожалуй, еще больше. Но большинство из них узкоспециализированные и в играх будут не очень хороши. Пока лишь одна серия может называться действительно универсальной это Quadro от Nvidia. Эти карты (как происходит и по сей день) основаны на игровых чипах, но используют другие драйверы, оптимизированные для профессиональных OpenGL-приложений. Но и в играх они показывают очень достойный результат. Наш выбор оригинальная Quadro или ее обновленная версия Quadro 2 Pro (на базе GeForce 2 GTS). Обе карты довольно редки, поэтому используем ту, что удастся найти.


Но на этом останавливаться не будем. В 2000 году все еще очень популярны игры, использующие API Glide от 3Dfx Interactive наследие времен, когда каждый производитель разрабатывал свое решение. А решение 3Dfx было одним из лучших до прихода OpenGL на ПК и перехода на DirectX от Microsoft в стадию относительной зрелости. AGP слот может быть только один, поэтому установить одну из последних моделей Voodoo не получится без отказа от более производительной карты.

Поступим по-другому схожую, а зачастую и большую, в сравнении с топовыми одночиповыми решениями последних поколений (Voodoo 4 4500 и Voodoo 3 3500) обеспечивает пара представленных еще в 1998 году Voodoo 2. Эти карты поддерживают технологию SLI (именно так, Nvidia в 2001 году приобрела активы 3Dfx, в том числе интеллектуальную собственность и торговые марки), позволяющую двум ускорителям совместно работать над рендерингом кадров, по очереди обрабатывая четные и нечетные строки. В итоге видеосистема займет три слота расширения как и сейчас, в 2021! А доступными остаются еще три PCI и один ISA слот (или 2 PCI и 2 ISA один из слотов универсальный).


В последние годы ретрокомпьютинг стал популярным хобби. Но с популярностью стали заметно расти и цены на железо, особенно на игровое ведь значительная часть поклонников ретро ретрогеймеры. Самым ярким примером являются как раз культовые видеокарты 3Dfx серий Voodoo и Voodoo 2. Так что пара Voodoo 2 будет ударом по бюджету и сегодня не только майнеры греют цены на видеокарты! Но с учетом амбициозности проекта на эту жертву придется пойти. Причем для получения достаточной производительности хватило бы и одной, но в таком случае разрешение было бы ограничено режимом 800х600 пикселей. При использовании SLI можно получить большее разрешение 1024х768, оно куда более комфортное.

Проект: Диски и внутренняя периферия


В серьезной машине все должно быть серьезно! Долгое время, если в одном предложении упоминались диски и слово серьезно, рядом было и третье слово скази (SCSI). Действительно быстрые и надежные диски выпускались именно с этим интерфейсом. Если для IDE пределом так и остались 7200 rpm (оборотов в минуту) и соответствующая производительность, то SCSI уже несколько лет выпускались на 10000 rpm, а в 2000 году появились и 15000 rpm модели. Наш выбор 15000 rpm, никаких компромиссов в этом вопросе жесткие диски давно стали узким местом, а емкости 36 Гбайт будет вполне достаточно. Диск будет всего один: RAID-массивы в рабочих станциях на стыке веков еще прочно ассоциировались с серверами и только в системах обработки видео начинали занимать свою нишу.

Под стать диску будет и оптический привод: он тоже должен использовать шину SCSI. DVD пока избыточен широкое распространение дисков начнется через пару лет, а вот возможность записи уже крайне востребована. А самые лучшие устройства записи в то время выпускал Plextor. Именно они долгое время были самыми быстрыми и надежными, в них впервые появились многие новые технологии, впоследствии ставшие стандартными: защита от опустошения буфера, overburn возможность записать на диск немного больше данных, чем заложено стандартом. На самом деле дисковод куплен заранее и специально отложен под этот проект. Это Plextor PX-W1210TS, внутренний SCSI-привод CD-RW с возможностью записи на скорости 12х, перезаписи 10х и чтения 32х.


Пригодится и возможность долговременного хранения больших объемов данных, для этого заложим в проект стример накопитель на магнитной ленте. Разумное соотношение цены и емкости обеспечивают накопители стандарта DDS-3, вмещающие до 12 Гбайт на кассету (до 24 Гбайт с учетом сжатия). В 1999 году появился новый стандарт DDS-4, поднимающий планку до 20 Гбайт на кассету (40 Гбайт с учетом сжатия). Но приводы еще очень дороги это удел серверов, а не рабочих станций. Можно еще установить ZIP-драйв или магнитооптический привод, но это, пожалуй, будет уже излишеством.

Остановимся на вышеперечисленном. Для всего этого понадобится хороший SCSI-контроллер. Самыми надежными и беспроблемными контроллерами этого периода были девайсы от Adaptec 2940U2W (Ultra 2, до 80 Мбайт/сек) и 19160 (Ultra160, до 160 Мбайт/сек). На одном из вариантов и остановлю свой выбор.

Без музыки работать невесело, а играть без звука и вовсе противно. Нужна звуковая карта, которая будет хороша в обоих дисциплинах. Совсем недавно для озвучки игр был крайне популярен формат MIDI, в котором музыка представлена набором сэмплов, хранящихся в системной памяти или памяти звуковой карты.

Существовали и другие похожие форматы для записи семплированной, трекерной музыки XM, MOD, S3M. Вокруг них сложилась целая субкультура, связанная в том числе с демосценой. Об этом мы рассказывали в одной из прошлых статей. Теперь же наступила эпоха MP3 и прежние форматы стали не так уж актуальны. Возросла и мощность процессоров и доступное для хранения данных место. Поэтому рассматривать ISA карты с аппаратной реализацией MIDI не станем, хотя AWE32/64 были бы одним из лучших решений для машины эпохи Pentium Pro.

В моду входит объемный звук и эффекты позиционирования в играх. В первом случае одно из лучших решений A3D от Aureal, доступное в картах на чипах Vortex/Vortex 2, во втором API EAX от Creative, которое наиболее полно раскрывается в картах серии Sound Blaster Live! В общем случае качество звука сравнимое, но мои симпатии на стороне Creative.


Остается всего два слота, в PCI установим сетевую карту. Intel PRO/100 отличный выбор, но сильную конкуренцию этим картам создает 3Com с серией 3C905B/C. Здесь поступим просто: какая из этих карт первая попадется в коробке с сетевыми принадлежностями, ту и поставим. А вот слот ISA занять и нечем. Можно, конечно, найти модем USRobotics Courier ISA, но общественное мнение в те годы было на стороне внешних модемов, подключающихся к COM-порту.


Среди внутренних стали слишком широко распространены дешевые PCI Win-модемы, работающие как правило только под означенной операционной системой и в силу общего упрощения конструкции плохо сочетающиеся со старыми АТС и изношенными телефонными линиями. Пока слот останется свободным. Возможно, в будущем появится какая-нибудь интересная идея.

А теперь мы попробуем со всем этим взлететь вспоминаю старый анекдот. Да, для такой системы нужен соответствующий блок питания. И это тот случай, когда даже очень мощный современный блок не подойдет. Большинство блоков питания, выпущенных после 2001-2003 года, выдают максимальный ток по линии +12 В, в то время как раньше основная нагрузка была на пятивольтовую линию. Такой источник питания нам и нужен.

Крайне желательно использовать блок хорошего производителя, чтобы быть уверенным в его качестве и спустя 20 лет. При этом мощности в 300 Ватт будет вполне достаточно. У меня был отложен для этого проекта блок питания от серверного корпуса Intel Columbus, это отличный вариант. Максимальный ток по линии +5В составляет аж 40А.

Воплощение: поиски, сборка и отладка


Как я уже упомянул выше, проект зрел очень долго, и триггером для его старта была появившаяся на известной доске объявлений плата Supermicro S2DGE. Это младшая версия платы, она не имеет дополнительных встроенных контроллеров, в отличие от ближайшей родственницы S2DGU, несущей на борту контроллер шины SCSI и делящей с S2DGE дизайн PCB. До этого я упустил MS440GX, удивившись высокой цене, сравнимой с актуальными домашними решениями средне-верхнего уровня.

В тот же день, в уютном чатике, среди узкого круга любителей ретро, я поделился находкой. И тут же мой пыл был охлажден плату уже смотрели коллеги из Москвы и отметили, что она после серьезного ремонта. Решено было от покупки отказаться и продолжить поиски. Случилось небольшое чудо они оказались недолгими. В тот же вечер один из коллег по увлечению в приватном сообщении поведал, что готов расстаться со своим экземпляром S2DGE.

Цена была аналогичной предыдущему предложению, а состояние заметно лучше. Единственный минус этого предложения в комплект не входит удерживающий механизм, набор направляющих и креплений для процессоров вещь, необходимая для надежной фиксации тяжелых, по полкилограмма, картриджей SECC2. Впрочем, на первое время этим можно и пренебречь, благо, корпус горизонтальный и изгибающий момент на слоты действовать не будет.

Коллега сразу предупредил, что платы Supermicro этой серии не поддерживают ACPI, так как проектировались еще в 1998 году в соответствии с требованиями Windows NT 4.0 основной системы для рабочих станций на основе архитектуры x86. Она с трудом поддерживала APM, а об ACPI представления даже не имела. Напомним, что отдавать команду на выключение питания в системах с APM эта система умела только при установке патча от Hewlett-Packard.

В части случаев помогает установка драйвера NT APM/Legacy Interface Node и небольшие манипуляции с реестром, но, как оказалось, это работает только с однопроцессорными системами и не совместимо с MPS-совместимым ядром. Поэтому такая забавная особенность и останется при выключении будет появляться знаменитая надпись Теперь питание компьютера можно отключить.

Несмотря на все эти особенности, решение принято, плата куплена и направляется в Петербург. Два дня пути, и она у меня в руках. Для теста заблаговременно вытащен процессор из сервера IBM Netfinity 7100, там как раз подходящий Pentium III Xeon 700 МГц, с напряжением питания 2.8 В (бывают версии с питанием 5/12В, такие использовались в основном в брендовых машинах) и кэшем 1 Мбайт. Тест успешен плата жива, процессор, как и заявлено, поддерживается. Но есть нюансы

Во-первых, плата ругается на микрокоды Supermicro решили не добавлять их в последний публично доступный BIOS, в FAQ на сайте компании упоминается обновленная версия для поддержки процессоров на ядре Cascades, но публично она не доступна. Техподдержка им поделиться не может за давностью лет. Во-вторых, неправильно определяется частота 550 МГц, как у последней модели на предыдущем ядре Tanner.

Первое победить так и не удалось нужно пересобирать BIOS, а пока программатора в моем арсенале нет не рискну. А вот второе, хоть я изначально тоже грешил на BIOS, оказалось проще. После установки ОС стало понятно, что частота неправильно установлена CPU-Z показал те же 550 МГц. Ох, невнимательность! Коллега деликатно подсказал мол, достаточно изучить инструкцию и даже подсказал, куда конкретно заглянуть. Множитель у этих процессоров оказался не залочен, в отличие от десктопных собратьев, его необходимо задавать джамперами. После переключения множителя с 5.5 на 7 все встало на свои места и частота, и производительность системы.

После успешного теста можно и процессоры заказать предложение хоть и невелико, но возможность найти нужный вариант присутствует. Оно поддерживается в основном за счет разукомплектования старых серверов. Важно только обращать внимание на напряжение питания процессора и в моем случае на входящие в комплект радиатор (важно было не превысить высоту корпуса). Например, процессор с высоким (выше картриджа) радиатором и фирменными защелками IBM помещался в корпус с запасом всего в несколько миллиметров.

В принципе в продаже были даже довольно редкие 900 МГц процессоры, вышедшие последними уже в 2001 году, но они не укладываются ни во временные рамки, ни в бюджет их цена была в среднем в 5(!) раз выше, чем на выбранный 700/2М вариант. Поиски и принятие решения заняли всего один день в результате были приобретены процессоры от сервера IBM с радиаторами стандартного размера, не выступающими за пределы картриджа. Подошли они идеально, и можно продолжать поиски комплектующих!

Собственно, на момент покупки платы и, соответственно старта проекта, часть комплектующих уже была в наличии: корпус, блок питания, жесткий диск, оптический привод и стример. Благодаря этому минимальная версия будущего компьютера мечты запущена запущена довольно быстро пока в нем всего 512 МБайт памяти (пара планок по 128 МБайт прибыли бонусом с материнкой, еще 256 нашлось в моих закромах) и SCSI-контроллер времен Pentium Pro модель Adaptec 2940UW.

Сразу же решил и вопрос с охлаждением. Процессоры Slot2 рассчитаны на использование пассивных радиаторов с внешним обдувом. Supermicro предлагает использовать 40 мм вентиляторы для продувки пространства между процессорами. Для обдува радиатора второго процессора решение не предусмотрено. В моем проекте используется обычный корпус, в котором не предусмотрено формирование воздушных потоков, как это сделано в специализированных корпусах для рабочих станций и серверов. В нем есть два посадочных места для 80мм вентиляторов по одному на передней и задней стенке. При этом задний вентилятор находится ровно напротив процессоров. Берем вентилятор от сервера IBM с небольшим воздуховодом и направляем поток воздуха аккурат на оба радиатора. Распределение потока практически поровну между процессорами.

Да, решение не классическое обычно поток воздуха идет от передней стенки к задней. В данном случае, стоит рассматривать это решение, как отдельный воздухозабор для охлаждения процессоров. Так как в целом машина сравнительно холодная и корпусные вентиляторы в этой сборке бы просто не потребовались, будь у процессоров активное охлаждение можно применить такой вариант. Машина была протестирована на нагрев и стабильность проблем не возникло. К сожалению, на плате не предусмотрен контроль температуры процессоров, пришлось изменять температуру радиаторов вручную, с помощью тестера: наибольшее значение составило 48 градусов. После установки фиксатора процессоров устанавливать дополнительные вентиляторы не потребуется.

Определенные приключения вышли с памятью. Изначально четыре планки по 512 Мбайт SDRAM, другой коллега по увлечению согласился обменять на такое же количество 2 Гбайт планок DDR2. К сожалению, одна из них работала не стабильно. Скорее всего причина в ее нестандартной организации двухсторонней однобанковой. На помощь пришло внимательное перечитывание даташита чипсет 440GX поддерживает регистровые модули, в том числе и гигабайтные. Ограничение действует на объем чипа, а не модуля. В итоге из запасов была извлечена пара 36-чиповых планок производства Kingston на микросхемах объемом 256 Мбит. Они заработали без единой проблемы и сэкономили массу времени.

С немалой долей везения удалось договориться о покупке видеокарты Elsa Gloria II выручил тот же коллега по увлечению, у которого была приобретена материнская плата. Видеокарта с именем принцессы основана на первой версии чипа Quadro, аналоге GeForce 256, и несет на борту 64 Мбайт SDRAM памяти, подключенной к GPU через 128-битную шину. Второй успех из теплого Сочи вот-вот отправится механизм фиксации процессоров (компанию ему составят запчасти для другого проекта реставрации сервера HP NetServer LH Pro). Найден и SCSI-контроллер новый, нераспакованный Adaptec 19160 из чьего-то ЗИП.

Очень повезло со звуковой картой. Узнав о проекте, друг, держащий магазин железа секонд-хенд, подарил отличный экземпляр Creative SB Live! Platinum (модель CT4760). Эта карта имеет позолоченные, а не окрашенные аналоговые разъемы и черный порт для джойстика. Мелочь, а смотрится весьма стильно. Из собственных запасов взяты сетевая карта 3Com Etherlink 10/100 и модем культовый USRobotics Courier V.Everything, также известный как Большой черный Курьер.

Незадолго до старта проекта мне посчастливилось приобрести три карты Voodoo 2 с пометкой некогда тестировать за очень скромную сумму. Самое удивительное, что две из трех карт оказались работоспособны. Обе версии с 12 Мбайт видеопамяти, но от разных производителей. Одна Orchid Righteous 3D II, другая более редкая Gainward Dragon 3000. Впрочем, при более внимательном тестировании карта от Gainward показала наличие проблем работает только один TMU (блок текстурирования) из двух.


Починить карту не удалось, а поиски и покупка новой (и желательно идентичной первой) вне бюджета и по времени, и по финансам. Так что придется обойтись одной. По производительности это сильно не ударит, но ограничит разрешение до 800х600. Со временем, скорее всего, карту я все же приобрету и установлю, но уже не в рамках этой статьи.

Сеанс ностальгии


Установка операционной системы и софта проблем не вызывает. В Windows 2000 уже есть драйверы для большинства устройств, но для скоростного SCSI-контроллера придется приготовить дискету с драйвером и нажать F6 при загрузке с установочного диска. После установки системы необходимо установить драйверы для видеокарты и 3D-ускорителя. Опционально для звуковой карты, штатный драйвер не позволяет использовать все ее возможности.

Кроме Windows 2000, полноценно работать смогут OS/2 Warp (придется использовать серверную версию Warp Server for e-Business или eComStation/SMP), Linux (оптимально Red Hat Linux 7.3 или 8.0), FreeBSD. Для этих систем большого смысла в профессиональной 3D-карте нет. На мой взгляд, лучшим выбором стала бы Matrox G450 Dual Head. Voodoo станет если не бесполезным, то очень узко применимым поддержка его в Linux ограничена, а в OS/2 отсутствует. Зато в этих системах нормально поддерживается APM будет работать программное отключение питания. Можно было бы выбрать Windows NT 4.0, но, будучи отличной рабочей системой, она имеет весьма ограниченную совместимость с играми.

Что можно делать на этой машине? Да что угодно! Основное, пожалуй, это игры. Игры тех лет не могли похвастаться картинкой фотографического качества и глубиной погружения, им приходилось привлекать аудиторию интересными и необычными сюжетами, проработкой игровой механики. За это многие любят их до сих пор. А некоторые игры просто вызывают ностальгию Quake II, в который рубились на каждой перемене в компьютерном классе, или Герои Меча и Магии, к которым приучила девушка, с которой встречался в 15 лет. Кто-то найдет удовольствие в возможности вспомнить рабочие инструменты двадцатилетней давности Delphi 6, Photoshop 6.0, Premiere 5.1 и другие. Главное найти то, что подарит эмоции именно вам!

Думаю, приводить результаты тестов не очень корректно всегда можно собрать машину следующего поколения и получить производительность еще выше. Вместо тестов пусть будет галерея скриншотов программ и игр, с которыми хотелось поработать или поиграть тогда, осенью 2000:

  • Windows 2000 Professional одна из самых удачных версий Windows;
  • Borland Delphi 6 первые шаги в программировании;
  • Netscape 6 окно в большой интернет;
  • Adobe Photoshop 6.0 тот самый;
  • Дальнобойщики 2 культовая игра, Made in Russia!
  • Quake 2 без комментариев;
  • Quake III на тот момент очень модная стрелялка!
  • Heroes of Might and Magic III игра вне времени!

Много скриншотов с компьютера мечты
Рабочий стол ОС

Свойства системы

Photoshop 6.0

LabView 6.1

Delphi 6

Netscape 6

Герои меча и магии III Возрождение Эрафии

Герои меча и магии III Возрождение Эрафии

Установка Quake II


Quake II

Quake III Arena

Дальнобойщики 2 загрузка

Дальнобойщики 2 первый рейс. Тогда эта графика казалась великолепной!

Заключение


Подведем итог и заодно дадим машине мечты имя. По традиции коллекции Digital Vintage сборки высокого уровня именуются SERVERGHOST Constellation, так будет и в этот раз.

Итак, встречайте: SERVERGHOST Constellation X6! Финальная спецификация:

  • 2 процессора Pentium III Xeon 700 МГц c 2 Мбайт кэша
  • 2 Гбайт оперативной памяти SDRAM
  • Материнская плата Supermicro S2DGE
  • Видеокарта ELSA GLoria II (nVidia Quadro) 64 Мбайт SDR
  • Графический ускоритель Orchid Righteous 3D II (3Dfx Voodoo 2) 12 Мбайт
  • Жесткий диск Seagate Cheetah 36 Гбайт 15000 rpm SCSI
  • CD-RW Plextor PX-W1210TS SCSI
  • Стример Compaq DDS-3 SCSI
  • SCSI-контроллер Adaptec
  • Звуковая карта Creative Sound Blaster Live! (CT4760)
  • Сетевая карта 3Com Etherlink 10/100
  • Внешний модем USRobotics Courier V.Everything

Вывод диагностической программы AIDA64

Почти 21 год спустя моя (и думаю, не только моя) мечта сбылась заново, теперь в полном объеме. Пожалуй, пойду отправлю школьным приятелям ссылку на эту статью! До новых встреч и новых историй!

Бюджет или пост скриптум


Пожалуй, этот раздел добавить необходимо. Машина получилась интересная и, возможно, кого-то эта статья вдохновит на сборку похожей системы. Самое главное понять, готовы ли вы потратить деньги и время на машину, которая, скорее всего, принесет вам только удовольствие, но вряд ли когда-либо окупится использовать ее как рабочий инструмент не получится, ее время прошло.
Позиция Диапазон цен Кол-во Фактические затраты
Корпус Inwin H500 500-2000 1 шт. 1500
Плата Slot2 c AGP Supermicro S2DGE 12000-25000 1 шт. 16000
Процессор Pentium III Xeon 700/2M 2000-3000 2 шт. 4000
Память 1 ГБайт Reg. SDRAM 500-3000 2 шт. 1000 (обмен)
Видеокарта Nvidia Quadro 2500-6000 1 шт. 3000
Видеоускоритель 3Dfx Voodoo 2 12 Мбайт 5000-12000 1 шт. 1500
Звуковая карта SB Live! SB4760 500-3000 1 шт. бесплатно
SCSI-контроллер Adaptec 19160 1500-2000 1 шт. 1500
Сетевая карта Intel Pro/100 100-500 1 шт. бесплатно
Блок питания Delta 300 Вт 200-2000 1 шт. 300
Жесткий диск 36 Гбайт SCSI 200-2000 1 шт. 350
Оптический привод CD-RW SCSI 1000-10000 1 шт. 1500
Стример DDS-3 SCSI 500-10000 1 шт. 600
Модем USRobotics Courier 0-3000 1 шт. бесплатно
Итого: 31250
Как вы можете заметить, местами мне изрядно везло. В поисках ретрожелеза самое важное внимательность и терпение, а также общение с продавцами. Интересные предложение, особенно по низким ценам, уходят быстро. Часто продавцы ставят цены, которые видят в объявлениях (и товары по этим ценам висят месяцами, а зачастую и годами), а не те, по которым товар реально продается. Как правило, с ними можно договориться о компромиссе.

Редко удается найти все комплектующие в своем городе, даже крупном готовьтесь к расходам на почтовые услуги. В таблице они не отражены, но в среднем могут составить от 3 до 10% бюджета. Большой выбор комплектующих есть на eBay, редкие вещи иногда есть смысл заказать именно там. При этом на более распространенное железо цены там могут быть значительно выше, чем на локальных досках объявлений.

Если не гнаться за максимальными спецификациями, а взять предтоповые комплектующие, можно сэкономить иногда в разы. Например, как уже сказано выше, 900 МГц процессоры стоят в несколько раз дороже 700 МГц, но их производительность отличается примерно на 20%. Впрочем, в данном случае их выбор обусловлен еще и необходимостью соблюсти временные рамки.

Подумайте, стоит ли сразу собирать компьютер мечты? Для первого ретрокомпьютера можно использовать более распространенные комплектующие обычный Pentium III (1000 МГц Coppermine немного уступит 700 МГц Xeon, а модели на ядре Tualatin с 512 Кбайт кэша могут сравниться и 900 МГц моделью). Да и необходимость в двухпроцессорной системе есть далеко не всегда: самые популярные ностальгические системы линейки Windows 95/98/Me просто не умеют использовать второй процессор.

Подробнее..

Перевод Утерянная, но не забытая история 3Dfx Interactive

02.10.2020 12:06:25 | Автор: admin
В Альфе любят киберспорт, наши команды участвуют в чемпионатах по StarCraft II, LoL, Hearthstone, FIFA 20, CS:GO и другим играм. Предлагаем вам в эту пятницу вспомнить историю компании 3Dfx, которая вложила существенный вклад в графику для ПК.



Компания 3Dfx, основанная в Сан-Хосе (Калифорния) в 1994 году тремя бывшими сотрудниками Silicon Graphics, начала с разработки оборудования для аркадных автоматов. Чипсет Voodoo первого поколения использовался в таких хитовых автоматах, как San Francisco Rush, ICE Home Run Derby и Wayne Gretzkys 3D Hockey. Но к ко второй половине 1996 года значительно снизились цены на память, заставив 3Dfx обратить своё внимание на потребительский рынок PC.

Графическое оборудование 3Dfx Voodoo состояло из дополнительной карты, выполнявшей только 3D-вычисления. Карте был необходим VGA-кабель, передававший данные с отдельной 2D-карты на Voodoo, которая затем подключалась к дисплею. Эти карты продавались множеством компаний. Orchid Technologies первой выпустила на рынок Orchid Righteous 3D за 299 долларов, это устройство было примечательным своими механическими реле, которые щёлкали при работе чипсета. За этой картой последовали Diamond Multimedia Monster 3D, Canopus Pure3D, Colormaster Voodoomania, Quantum3D Obsidian, Miro Hiscore, Skywell Magic3D и другие продукты.

Voodoo Graphics совершила революцию в графике для персональных компьютеров, почти за одно мгновение превратив множество продуктов в устаревшие, в том числе и огромный ассортимент карт только для 2D. Рынок 3D-оборудования в 1996 году благоприятствовал компании S3, занявшей примерно 50% рынка. Однако вскоре ситуация должна была измениться. По оценкам, на пике популярности Voodoo 80-85% рынка 3D-ускорителей владела компания 3Dfx.



Со временем основными конкурентами 3Dfx стали компании, уже выпускавшие на рынок оборудование для 2D-графики и намеревавшиеся создавать комбинированные карты, способные отображать 2D и 3D. Хоть эти продукты не дотягивали до качества изображения и производительности Voodoo, их дешевизна и простота использования привлекли многих OEM-производителей. Спрос был создан, а интерес у покупателей уже возник.

В то же время 3Dfx находилась в уникальном положении она не изготавливала графические карты сама, а продавала чипсеты сторонним OEM, производившим карты под своим брендом. Компания считала, что это проблема, и она попытается решить её в будущем, однако подробнее мы расскажем об этом ниже.

Свой ответ на выпуск комбинированных карт 3Dfx подготовила годом спустя, создав Voodoo Rush, объединившую на одной плате ускоритель Voodoo с чипом 2D-графики. Rush имела те же параметры, что и Voodoo, но из-за того, что ей приходилось делить шину с 2D-чипом, страдала производительность. 3Dfx пыталась решить эту проблему в новых версиях карты, добавив в них больше памяти и увеличив тактовые частоты, но попытка оказалась неудачной. Менее года спустя выпуск линейки Voodoo Rush был завершён.

Пиком относительно недолгой жизни 3Dfx стал 1998 год, как раз когда с ней пересеклась моя личная история. Тогда была выпущена очень успешная Voodoo2. Она изготавливалась по 350-нанометровому техпроцессу, получила более быстрое ядро и тактовую скорость памяти (90 МГц, Voodoo первого поколения имела 50 МГц). С ней не могла конкурировать ни одна другая карта, не говоря уже о тех случаях, когда в играх применяли проприетарный Glide API (в то время Direct3D и OpenGL ещё не рассматривались в качестве стандарта).



Также 3Dfx добавила в Voodoo2 второй блок текстурирования, позволявший отрисовывать за один проход две текстуры без снижения производительности. Чип снова стал исключительно 3D-ускорителем, и вложенные в продукт усилия нашли отзыв в сердцах геймеров.

Многие считают чипсеты Voodoo и Voodoo2 причиной зарождения компьютерного 3D-гейминга. Кое-кто рассматривает то время как золотой век PC-игр, в который появились такие проекты, как Quake, Quake 2, Need for Speed II: SE, Virtua Fighter 2, Resident Evil, Tomb Raider, Diablo II, Unreal и Rainbow Six. Все они эффективно использовали возможности Glide API.

Как красноречиво сказал Шеймус Янг, это было после каменного века DOS, но до появления четырёх всадников Апокалипсиса: багов, DRM, фиксированных графических режимов и консолизации игр, породивших настоящий хаос. Чтобы лучше погрузиться в эту тему, прочитайте нашу статью о лучших играх с 3Dfx Glide.



Также Voodoo2 был примечателен тем, что в нём появился SLI (Scan-Line Interleave) процесс, при котором две карты Voodoo 2 можно было подключить друг к другу, чтобы они работали одновременно и, теоретически, удваивали производительность обработки графики. SLI позволял использовать более высокие разрешения, до 1024 x 768, но проблемы с совместимостью и высокая цена, связанная с необходимостью покупки двух мощных карт, оставили эту функцию уделом фанатов и хардкорных геймеров.

Спустя много лет SLI получил второй шанс благодаря Nvidia. Теперь он известен под названием Scalable Link Interface, но идея в основе современной реализации осталась такой же, несмотря на то, что её технологии сильно отличаются от реализованных компанией 3Dfx.


Документальный фильм о 3Dfx Interactive 1997 года. В этом видео показаны первые успехи компании непосредственно перед выпуском очень успешной карты Voodoo2

" мы провели тесты с очень популярной игрой GL Quake, и оказалось, что она работает с частотой 120 кадров в секунду, что попросту глупо: никто не будет стремиться запускать игру с таким количеством кадров; однако это демонстрирует потенциал, доступный для разработчиков"

3Dfx вернулась к идее карты с комбинированным 2D/3D, реализованным в Voodoo Banshee, и даже попробовала предложить свою архитектуру для игровой консоли Sega Dreamcast, но в результате от неё отказались в пользу чипсета NEC. С тех пор дела компании пошли под уклон: 3Dfx решила приобрести за 141 миллион долларов производителя видеокарт STB Systems, стремясь изготавливать собственные видеокарты, а не служить OEM-поставщиком.

В сырой 3D-производительности Voodoo 2 не было равных, но конкуренция быстро нарастала. Давление со стороны ATI и Nvidia продолжало увеличиваться, и 3Dfx решила повысить свои прибыли, продавая платы самостоятельно, а не отдавать, как ранее, эту работу длинному списку партнёров. В этом смысле приобретение STB имело смысл, но это мероприятие оказалось огромным просчётом, потому что используемая компанией фабрика не могла конкурировать по качеству и стоимости изготовления с TSMC (производившей платы для Nvidia) и UMC (работавшей с ATI).

Многие из бывших партнёров 3Dfx наладили связи с Nvidia.



Первые карты серии 3Dfx Voodoo3 появились в 1999 году при поддержке массовой телевизионной и печатной рекламной кампании, новым логотипом (теперь со строчной d) и ярким дизайном коробок. Voodoo3 и следующие продукты компании перестали быть доступными партнёрам-производителям, что фактически превратило их в конкурентов, не имеющих иного выбора, кроме как покупать чипсеты у других компаний, например, у Nvidia.

На рынке появились различные модели с чипсетом 3Dfx Voodoo3, рассчитанные на несколько ценовых ниш. Летом того же года Nvidia нанесла ответный удар, выпустив GeForce 256, позиционировавшийся как первый в мире GPU (graphics processing unit).

Революция, которую за три года до этого начала 3Dfx, теперь оставляла её за бортом.



Последней попыткой 3Dfx стал графический процессор VSA-100, который должен был превратиться в фундамент следующего поколения карт компании. На рынок удалось вывести только две из них, Voodoo 4 4500 и Voodoo 5 5500.

Когда-то название 3dfx было синонимом сырой производительности, а теперь главной сильной стороной компании стало качество изображения с полноэкранным сглаживанием. В Voodoo 5 появилась технология T-buffer как альтернатива возможностям GeForce 256 по T&L (transformation and lighting): по сути, она брала несколько отрендеренных кадров и объединяла их в одно изображение. Так создавалась немного размытая картинка, которая при воспроизведении последовательности кадров сглаживала движение анимации.

Технология 3Dfx стала предшественницей множества современных способов улучшения изображения, например, сглаженных теней и отражений, motion blur, а также размытия глубины поля зрения. Однако этого было недостаточно для обеспечения финансовой стабильности.



Voodoo5 5000, которая должна была стать версией 5500 с уменьшенным в два раза объёмом ОЗУ, так и не выпустили. То же самое произошло и с Voodoo 5 6000, мощной картой с четырьмя процессорами VSA-100 и 128 МБ памяти. 3Dfx изготовила около тысячи прототипов для тестирования, но ни одна карта снова не была продана. Некоторые из этих легендарных предпроизводственных карт выжили, однако сегодня известно лишь о нескольких рабочих образцах. Они считаются одними из святых граалей игрового оборудования. Если вы найдёте желающего расстаться с такой картой, то будьте готовы заплатить несколько тысяч долларов.

В марте 2000 года 3Dfx решилась на покупку за 186 миллионов долларов владельца графических технологий GigaPixel, надеясь ускорить выпуск своей продукции, но оказалось, что уже слишком поздно.

Вскоре после выпуска на рынок в том же году первых моделей Voodoo4 кредиторы 3Dfx инициировали процедуру банкротства. Не имея особого выбора, в декабре 2000 года 3Dfx выбросила белый флаг и продала большинство своих активов Nvidia. Почти 13 лет спустя основатели 3Dfx записали интервью об истории компании для Музея компьютерной истории.

Если вы любитель ретро-гейминга, то подержанные карты на основе Voodoo по-прежнему можно приобрести в Интернете, например, на eBay. Они чуть дороже, чем можно было бы предположить (ностальгия стоит денег), но доступны любому.

Личные воспоминания


В выпуске журнала GamePro за декабрь 1995 года опубликовали статью о DigiPen ванкуверском колледже, обучающем программированию видеоигр. Новости об этом колледже прикладной компьютерной графики оказались как нельзя кстати мой преподаватель информатики только что дал нам задание, касающееся работы нашей мечты и того, как она могла быть связана с технологиями. Я сразу же понял, в чём моё предназначение.

Сколько себя помню, я любил видеоигры. В середине 80-х моя тётя владела магазином видеопроката. Пока Blockbuster не монополизировал эту отрасль, подобные магазины были во всех небольших городках и имели приличный выбор фильмов и, что более важно для детей игр Nintendo. Это ещё больше усилило мой интерес к видеоиграм.

К концу 90-х эта любовь сформировалась полностью, я стремился познакомиться со всеми популярными консолями. Ни одной недели не проходило без того, чтобы я не получал по почте хотя бы несколько последних выпусков игровых журналов. Я даже обводил даты выпуска и считал дни до их получения.


Так я, впечатлительный 13-летний подросток, находясь в компьютерном классе, наметил дальнейшее течение всей своей жизни. Я закончу школу, поступлю в DigiPen, выпущусь со степенью и начну реализовывать свою мечту о создании видеоигр.

Вероятно, так бы всё и произошло, если бы не вмешалось ещё одно моё увлечение персональный компьютер.

Первый компьютер у меня появился в 1998 году, и это в буквальном смысле изменило всю мою судьбу. Я по-прежнему был увлечён играми, но моё внимание мгновенно переключилось с консолей на PC, и мне не потребовалось много времени, чтобы осознать, что моему процессору AMD K6-2 CPU с набором инструкций 3DNow! требуется помощь по графической части.

Так я узнал о 3Dfx Interactive.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru