Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Нитро

Быстрый лайфхак для роста приложений ASO на других языках

18.06.2020 16:09:14 | Автор: admin


Нужно больше золота пользователей Знакомая проблема? Мы расскажем, как решить ее за счет ASO-оптимизации на других языках.

Многие игры и приложения для расширения аудитории выходят на зарубежные рынки. И это отличный growth hack, но надо переводить не только саму игру, но и ее страницу то есть делать локализацию ASO. Иначе представьте: ваша игра локализована на 10 языков, но, наткнувшись на нее в сторе, немец увидит описание и скриншоты на английском. Конечно, он подумает, что немецкой версии нет.

Локализация метаданных нужна для того, чтобы пользователь легко мог найти приложение на своем языке. Вот, например, как резко выросли позиции RetouchMe (приложения для профессиональной ретуши) после локализации метаданных на 10 языков. После этого успеха RetouchMe локализовали на 35 языков.



Что входит в ASO-оптимизацию?


Говоря про ASO, первым делом вспоминают про ключевые слова. Но ключевики не единственное, что повышает в выдаче ваше приложение и влияет на установки.

Посмотрим, какие элементы страницы входят в ASO-оптимизацию:

  • Название приложения
  • Подзаголовок
  • Описание приложения
  • Ключевые слова
  • Иконка
  • Скриншоты
  • Видео

Пройдемся по каждому и посмотрим, а все ли нужно локализовать.

Локализация текста на странице


Название и подзаголовок. Обычно есть одно англоязычное название, которое сохраняется на всех языках. Иногда название могут транслитерировать: например, Bon Voyage Бон Вояж, Tinder (звучит как Tindeo на корейском). Идеально, когда в названии фигурируют универсальные слова, которые известны во всем мире например, War Robots. Компания Pixonic рассказывала, что изначально игра называлась Walking War Robots, но в итоге его сократили до более емкого и понятного War Robots.

Посмотрите, как меняется название игры Blocky Cars в зависимости от локали. Для Китая и Турции название перевели, но в скобках все же оставили оригинальное Blocky Cars.



На этой картинке видно, что для каждой локали используются разные ключевые слова. Для Италии в названии использовали ключевое слово онлайн-игры, для Великобритании онлайн-стрелялка, для Турции игра про танки, а для Китая и Франции в названии и вовсе присутствуют ключевики на английском. Все эти слова результат аналитической работы: надо было выяснить, какие ключевые слова будут в топе для каждой локали и использовать их в названии.

Подзаголовок есть только в App Store, и он, можно сказать, компенсирует короткое название (в App Store это всего 30 символов, в то время как в Google Play 50). В подзаголовок можно добавить те ключевые слова, которые не уместились в названии.

Описание. В Google Play есть краткое описание первые 80 символов описания, те самые 1-2 строчки, на которые можно кликнуть и прочитать полное описание. Советуем регулярно проводить A/B-тестирование краткого описания.

Некоторые разработчики переводят только эти несколько строк, чтобы завлечь новых пользователей. Но если в вашем описании есть важная информация про режимы игры, про условия использования и пр. надо переводить описание целиком.

Помните, что App Store и Google Play индексируют разные метаданные: App Store индексирует название, подзаголовок, ключевые слова, а Google Play вообще весь текст на странице приложения, включая название компании-разработчика. Вот удобная табличка от ASOdesk, где хорошо видно, какой стор что индексирует:

Из статьи 6 принципов работы с метаданными

Таким образом, для Google Play вам нужно будет аккуратно распихать ключевые слова по описанию так, чтобы они органично вписывались в текст. Есть мнение, что первые 160 символов имеют наибольший вес для индексирования, поэтому стоит использовать самые релевантные ключевые слова в начале описания.

Ключевые слова. Есть отличная статья от ASOdesk о том, как подбирать ключевые слова для названия и описания.

Добавим, что хотя ASO часто называют SEO для мобильных приложений, нельзя судить о популярности ключевого слова по его частотности в веб-поиске (Google, Wordstat) в магазинах приложений свои топы ключевых слов!

Имейте ввиду, что иногда лучше взять два ключевых слова со средней популярностью вместо одного с высокой популярностью (high score), так как почти нет шансов пробиться с ключевиками типа game, taxi и пр. Есть разные инструменты для проверки популярности ключевиков и шансов подняться в выдаче с конкретными ключевыми словами, такие как Mobile Action, Apple Search Ads и др.

Как подобрать ключевые слова на языках, на которых вы не говорите? Для этой задачи есть ряд инструментов в ASOdesk. Keyword Manager предлагает подсказки по ключевым словам, релевантным вашему приложению. К ним прилагается автоматический перевод на английский, что упрощает подбор ключей на других языках.

Также в Keyword Manager есть инструмент Missing Ranked Keywords, показывающий запросы, которые еще не отслеживаются, но по которым приложение ранжируется в конкретной стране. Для этого инструмента также доступен автоматический перевод на английский. Вы можете потестировать эти инструменты для ASO на других языках в бесплатном доступе к ASOdesk.

Важно: если ASO отлично работает в США, и вы решили попробовать этот же набор ключевых слов в Великобритании, Канаде и Австралии это не сработает. Дело в том, что, хоть язык в этих странах и общий, но есть различия в зависимости от страны. Например, слово отпуск в американском английском vacation, а в британском holiday.

Соответственно, поисковые запросы будут отличаться. Та же история с португальским в Бразилии vs. португальский в Португалии, французским во Франции и в Канаде, а также с испаноговорящими странами: то, что работает в Испании, может не работать в Мексике, Аргентине и др.

В некоторых странах говорят на нескольких языках, так что вы можете добавить 2-3 языка для этой страны и увеличить охват аудитории. Например, в США это английский (US) и испанский (мексиканский вариант), в Швейцарии немецкий, итальянский, французский и английский (UK). Полную таблицу по дополнительным языкам в App Store можно посмотреть здесь.

Локализация графики на странице


Помимо текстов, к ASO-оптимизации относятся и графические изображения, а именно иконка и скриншоты.

Иконку чаще всего никак не меняют для разных локалей, но иногда на иконку можно добавлять яркие элементы, подсказывающие пользователям, что в приложении появился новый контент. Если такой контент в игре приурочен к праздникам в конкретной локали, то, конечно, вы измените вид иконки только для этой локали.

Компания Pixonic интересно подошла к иконкам. Для большинства стран немного меняются элементы фона, но для для турецких пользователей на иконке разместили флаг Турции.



Скриншоты. Многие оптимизируют скриншоты под определенные локали. Это менее актуально для игр, но для приложений это часто оправданно, особенно если на скриншотах изображены люди. Чаще всего есть один вариант скриншотов для Европы и Америки, и второй для Азии (а именно для Японии, Кореи и Китая; остальным азиатским странам показывают европейские скриншоты). В зависимости от типа приложения могут нарисовать скриншоты специально под аудиторию Бразилии и аудиторию из арабских стран.

В PicsArt отдельные варианты скриншотов представлены чуть ли не для каждой страны, для которой есть локализация приложения! Вот некоторые из них:



Сейчас у многих игр на странице есть видеоролик, он тоже повышает конверсию в установку. Если в нем есть выноски, их тоже надо перевести

Важно! ASO-оптимизация для Google Play и App Store будет отличаться. Иногда сильно отличаться. Мало того, что у сторов разные требования к скриншотам и объему текста, так еще и ключевые слова должны подбираться отдельно. Именно поэтому у приложений в App Store и Google Play часто не совпадают названия.

То есть запомним: нельзя взять одинаковый текст, ключевики и скриншоты и использовать этот набор и в Google Play, и в App Store. Если так сделать, то эффективность ASO в одном из сторов а может, и в обоих будет низкая.

Влияние локализации ASO на реальных примерах


Давайте рассмотрим влияние ASO на реальном кейсе студии Full HP. Они переводят у нас две популярные игры, free-to-play экшны Blocky Cars и Mad GunZ. Эти игры доступны на 12 языках, а их суммарные загрузки достигают 50 млн. Они засветились в фичеринге от Google Play, и не последнюю роль в этом сыграла ASO-оптимизация.

На скриншотах ниже вы видите показатели конверсии для игры Blocky Cars в Германии:



Слева показатели конверсии, когда страница игры не была локализована на немецкий (т.е. описание и ключевые словы были на английском). Красный прямоугольник показывает, что конверсия сильно ниже средней, то есть игра получала гораздо меньше пользователей, чем могла бы.

Справа как изменилась конверсия, когда страницу перевели и подобрали ключевые слова на немецком. Прямоугольник на скриншоте стал зеленым, потому что на странице стало больше посетителей, а конверсия выросла на 25%.

Локализация страницы это быстрое и недорогое мероприятие: на скриншотах фразы короткие, а описание, если оно длинное, можно перевести частично. Это особенно актуально для детских игр, где аудитория обращает внимание не на текст, а на скриншоты.

Перевод описания, текстов на скриншотах и выносках видео удобно отдавать переводчикам-носителям в сервисе профессионального перевода Nitro. Фишка в том, что вам не надо бегать к 10-20 переводчикам с этими мини-текстами: достаточно вставить текст, отметить нужные языки и получить все переводы в течение суток.

Когда можно ждать результатов от ASO-оптимизации? Надо понимать, что ASO разгоняется долго. Чтобы увидеть, как подрастет конверсия, нужно наблюдать и постоянно работать над ключевыми словами и скриншотами, и тогда первые существенные результаты вы заметите через 2-3 месяца.

При этом нельзя один раз сделать ASO и забыть о нем: надо держать руку на пульсе и проверять, какие появляются новые тренды в играх в конкретных локалях и в мире, не появились ли новые удачные ключевые слова. Компания Full HP рассказывала, что чаще всего переписывать ASO приходится в Японии, в Корее, а вот в США нечасто что-то меняют, так как там ASO показывает стабильные результаты.

Как понять, что что-то стоит поменять? Проводите А/В тестирование у Google: это помогает понять, в каком направлении необходимо двигаться в описании, какая иконка привела больше пользователей на страницу и т.д. Используйте маркетинговые инструменты, которые позволяют увидеть, на каком месте игра по тому или иному ключевому запросу. Также с их помощью можно проверить, какой шанс будет у игры по желаемому ключу.

Перспективные рынки для локализации приложения и работы с ASO


Возможно, сейчас ваше приложение доступно всего на нескольких популярных языках, и вы хотите знать, куда двигаться дальше. Вот классический набор языков, которые мы в Alconost рекомендуем своим клиентам:



Это языки, на которые мы рекомендуем локализовать игры. Вы можете захотеть протестировать эти рынки, прежде чем заказывать локализацию игры. Перевод страницы игры то есть локализация ASO как раз помогает проверить потенциал конкретных рынков для вашей игры. Это так называемая Minimum Viable Localization (локализация по программе-минимум).

Выберите несколько языков, на которые страница вашего приложения еще не локализована например, корейский, турецкий и бразильский португальский. Попробуйте перевести описание, текст на скриншотах, ключевые слова в названии и наблюдайте, насколько вырастет количество загрузок и посетителей страницы из Кореи, Турции и Бразилии.

Есть страны, которые не ждут полной локализации: это, например, Индия, Вьетнам, Малайзия. Достаточно перевести только страницу и конверсия повышается, а на отсутствие локализованной версии игры пользователи не жалуются. Эти и еще 60 языков доступны в Nitro, сервисе профессионального перевода, который был создан специально для коротких текстов.

Отметим, что выход на рынок Японии, Кореи и особенно Китая сильно отличается от того, к чему мы привыкли в западных странах. Мы написали статью о продвижении приложений в Азии, чтобы вы были готовы к тонкостям Востока заранее.

В мире много быстрорастущих рынков, места на которых лучше занимать заранее. Если вы вдохновились возможностями роста благодаря локализации и ASO на других языках, мы в Alconost будем рады помочь вам с любыми из 70+ наших языков.

Хотите увидеть больше примеров с влиянием ASO и локализации? Читайте наши кейсы:
Кейс Full HP: Как получить фичеринг от Google Play и адаптировать ASO под разные страны
Кейс Wachanga: Локализация приложения на 50+ языков как growth hack

Об авторе

Статья написана в Alconost.

Nitro служба профессионального перевода онлайн на 35 языков. Создана компанией Alconost. Переводчики-носители языка, заказ от 1 слова, онлайн-чат со службой поддержки.
50% заказов готово в течение 2 часов, 96% менее чем за 24 часа.

P.S: Nitro хорошо подходит для перевода небольших текстов. Если вам нужна локализация или перевод проекта посерьезней, добро пожаловать в Alconost.
Подробнее..

Как конвертировать праздники в прибыль для разработчика и радость для игроков

28.07.2020 18:07:12 | Автор: admin


Праздники это всегда high season для бизнеса. Маркетологи придумывают различные активности, чтобы не упустить момент и получить максимум прибыли. Разработчикам мобильных игр праздники также открывают широкое поле для экспериментов.

Прибыль достигает своего максимума в Черную Пятницу и период Рождества и Нового года: так, в 2019 году геймеры по всему миру потратили на мобильные игры $277 млн за Рождество, а жители США за Черную Пятницу $70 млн, побив рекорд предыдущего года. Во многом на эти доходы влияют внутриигровые ивенты и спецпредложения.

Но как удерживать пользователей в игре в остальное время года, когда нет таких ярких и всеми любимых праздников? И как соблюсти баланс между затратами на подготовку этих самых ивентов и прибылью?

Давайте посмотрим, как распределить праздничные ивенты по календарному году и привлечь пользователей к спецпредложениям. Внутри статьи вас также ждет календарь праздников и советы, на что обратить внимание при подготовке ивентов.


Для чего вообще нужны ивенты?


Ивенты это отличная возможность привлечь новых пользователей креативным контентом, а также вернуть старых пользователей в игру и увеличить свою прибыль

К тому же, ивенты хороши для проверки новых идей и гипотез. Во время ивентов можно опробовать новый функционал, затестить новый тип контента и понять: оставлять такую активность на постоянной основе или нет.

Также ивенты связаны с увеличением среднего чека пользователя. Праздничная атмосфера побуждает пользователей охотнее тратить деньги и игровые ресурсы, которые они накопили до праздников.

Для разработчиков подготовка к серьезным ивентам может стать настоящим стрессом. Поэтому нужно готовиться к праздникам заблаговременно, так как Новый Год все равно наступит, а ивенты сами себя не подготовят.

Советуем составить ивент-план на полгода или год, чтобы знать, какие события нужно подготовить заранее. Ваша команда должна рассчитать силы не только на основные обновления, но и на дополнительные внутриигровые ивенты.

Если ваши игроки из разных стран со всего мира, важно заранее подготовить переводы нового контента. Так как объем таких текстов как правило небольшой, а языков для перевода может быть много, удобнее переводить их в сервисе профессионального перевода Nitro.

При этом вам не надо искать 10-20 переводчиков для каждого языка, а достаточно отметить нужные языки галочкой. Nitro работает с переводами от одного слова, и вы получаете готовые переводы в течение 24 часов, а иногда всего за пару часов. Идеально для перевода небольших обновлений!



Какие праздники выбрать и как это сделать?


Очевидно, что Рождеством и Черной Пятницей праздники не ограничиваются, к тому же эти праздники наиболее популярны у американских и европейских пользователей, а ведь есть еще многообещающие аудитории Латинской Америки и Азии.

Самое простое, что вы можете сделать, это приурочить ваши внутриигровые ивенты к популярным праздникам, которые отмечаются практически везде: Хэллоуин, Черная Пятница, Рождество/Новый год и Китайский Новый год.

Хэллоуин привлекает разработчиков мобильных игр своей понятной символикой: тыквы, вампиры, страшилки. Все это можно органично внедрить в октябре почти в любой продукт.

Однако учитывайте уместность ивента в контексте вашего приложения: в ванильной романтической игре вряд ли будет уместен Хэллоуин в его классическом понимании. Зато можно обыграть эту тему в лайтовой версии: милые тыковки, симпатичные летучие мыши, забавные монстрики.

Логичнее всего будет подбирать праздники с учетом географии пользователей. Так, в большинстве азиатских стран (кроме Японии) Новый год по лунному календарю главный праздник в году. Пасхальные ивенты популярны у европейских и американских пользователей, но будут неуместны в глазах арабской аудитории.

Обратите особое внимание на развивающиеся рынки, которые сейчас растут огромными темпами и поэкспериментируйте с ивентами, созданными специально для них. К этим рынкам относятся Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток.

Пользователи из арабских стран известны высоким ARPPU (Average Revenue Per Paying User). Во время мусульманского праздника Рамадан, который длится месяц, арабские пользователи оставляют в играх существенные суммы совсем как англоговорящие игроки в рождественские праздники.

Вот небольшой календарь праздников, которые подскажут идеи для нового контента в игре:

Зимние праздники
25 декабря Рождество (Католический мир)
31 декабря/1 января Новый год (почти все страны, кроме Азии)
Январь-февраль Лунный Новый год/Праздник Весны (Китай и Юго-Восточная Азия, но в Японии Новый год отмечают 1 января)
14 февраля День Всех Влюбленных (почти все страны, кроме Азии)
Февраль-март Китайский фестиваль фонарей
Февраль-марта Бразильский карнавал

Весенние праздники
17 марта День Святого Патрика (Ирландия и англоговорящие страны)
Март-апрель Ханами, праздник цветения сакуры (Япония)
Апрель-май Рамадан (арабские страны)
Апрель Пасха (США, Россия, Европа)
29 апреля 5 мая Золотая неделя в Японии, длинные выходные вроде майских праздников в России
Май-июнь Фестиваль Драконьих Лодок (Китай)

Летние праздники
20-е числа июня Мидсоммар, праздник середины лета (Швеция и Финляндия)
Начало июля недельный Праздник огней (Куба)
7 июля/7 августа яркий и романтичный праздник Танабата (Япония)
20 июля День Друга (Латинская Америка)

Осенние праздники
Сентябрь День середины Осени (Азия)
Сентябрь-октябрь Октоберфест (Европа)
1 октября День КНР (Китай)
27 октября фестиваль огней Дивали (Индия, Малайзия)
31 октября Хэллоуин (США)
11 ноября день Холостяка, время крупнейших распродаж (Китай)
Конец ноября День Благодарения и Черная Пятница, время распродаж (США)

Как вы могли заметить, многие праздники имеют плавающие даты, да и длиться могут не один день. Так, Черная Пятница обычно не ограничивается одним днем: распродажи могут начаться уже в День Благодарения (в четверг), а закончиться в понедельник, который уже получил название Cyber Monday специальный день для онлайн-распродаж. А уж праздники вроде Хэллоуина и Рождества могут отмечаться в играх на протяжении нескольких недель.

В Японии есть День Девочек (3 марта) и День Мальчиков (5 мая), как и в России 8 марта и 23 февраля. Но будьте осторожны с подобными праздниками в западных странах, где некоторые радикально настроенные пользователи могут негативно воспринять праздник для мальчиков.

Многие праздники имеют свои конкретные символы и их можно использовать в праздничных скинах: разноцветные фонари (Рамадан), цветущая сакура, пасхальные кролики и шоколадные яйца (в западной культуре) и т.д. Также праздники могут послужить инфоповодом для распродаж.

Будьте внимательны с переводом текстов, когда вводите новых персонажей для праздничных ивентов. Так, команда Narcade решила ко дню св. Валентина подарить герою игры-коту подружку. Влюбленную кошачью парочку звали Тиа и Миа. По именам непонятно, кто из них кот, а кто кошка, а ведь это важно при переводе на языки типа итальянского, испанского, русского Хорошо, что ребята из Narcade не забыли оставить комментарий переводчику к их заказу в Nitro, что Тиа кот, а Миа кошка.

Как можно отмечать праздники внутри игры?


Праздники можно отмечать по-разному: от украшения иконки (обычно означает, что в игре появилось что-то новое) и тематических скинов до праздничных квестов, новых уровней и предметов в игре.

World of Warcraft проводит ежегодный Тыквовин. Тыквовин является внутриигровой версией Хэллоуина и отмечается с 18 октября по 1 ноября. В это время в игре появляются новые персонажи, тыквовинские сладости, костюмы и так далее.

Стоит отметить тонкий момент праздничных ивентов. Цель разработчиков мобильных игр развлечь игроков интересным свежим контентом, но при этом выиграть от этого больше, чем потратить на разработку. Как правило, компании обычно закладывают в план максимум 2-3 крупных ивента в год, поскольку они долго готовятся и дорого стоят.

Однако игроки ждут новых развлечений хотя бы раз в месяц. Поэтому можно использовать второстепенные праздники или вообще придумывать свои. Например, это может быть День Рождения игры, День солнцестояния, международный день пирата, и т.д.

Подобные небольшие праздники можно добавлять в игру с помощью Live-Ops. Лайв-опсы это изменения в проекте, которые вы делаете без отдельного релиза новой версии или обновления. Получается, что новый функционал был заложен ранее и просто стал доступен игрокам в определенный момент времени по таймеру. Плюс, вам не нужно ждать аппрува от стора и переживать, что ваш ивент не успеет появиться в игре к конкретной дате.

Примеры ивентов из игр


  • В Dota 2 и Overwatch есть новогодние режимы, созданные специально для зимнего периода: Холодрыжество и Охота на Йети.
  • В World of Warcraft к Октоберфесту во вселенной игры появился в Хмельной фестиваль. Также в этой игре создавали ивенты к Международному дню пирата.
  • В World of Warcraft проходит любовная лихорадка, которая основана на реальном празднике Дне Святого Валентина.
  • В World of Tanks проходит акция Купальская ночь, по мотивами ночи на Ивана Купалу. Цветок открывает замки ко всем сокровищницам.
  • В Mad GunZ есть зимнее оружие, которое пользователи могут приобрести только во время зимних каникул.
  • В игре Magic Jigsaw Puzzles придумали ивент Зимняя история. Суть собирать праздничную валюту, продвигать упряжку навстречу Санте и собирать призы.


Как привлечь пользователей к ивентам?


Сделать ивент это полдела. После его создания важно привлечь пользователей, чтобы они делали внутриигровые покупки и участвовали в вашей активности.

Вот пару идей, как можно это сделать:
1) Push-уведомления. Отправьте существующим игрокам пуш, чтобы они узнали о предстоящем событии. Добавляйте в пуши эмодзи: компания Pixonic в ходе экспериментов выяснила, что пуши с эмодзи эффективнее.

Несколько примеров пушей, которые могут натолкнуть вас на креативные мысли для вашего приложения:

SUMMER SALE Summer is the best time of year! Don't miss the best summer offer: everything is 50% off!

The hottest offer these warm summer days: get twice as much stuff for the same price!

HARVEST FESTIVAL The end of summer is the most abundant season. It's time to harvest everything is 50% off!

HALLOWEEN brings scary good prices: everything is 50% off! Price Crash!

BLACK FRIDAY Don't miss a very good deal: you get twice as much stuff for the same price!

2) Соцсети. Рассказывайте о вашем спецпредложении/ивенте в соцсетях, проводите приуроченные к праздничному ивенту конкурсы, чтобы привлечь еще большую аудиторию.

3) Текст Whats New. Не забудьте красочно рассказать о новых фичах в тексте Whats New. Это вернет в игру старых пользователей и привлечет новых.


Duck Rockets продвигают в соцсетях новый контент для Bon Voyage

Вместо выводов


Ивенты в играх сегодня это абсолютный мастхэв для того, чтобы получать дополнительную прибыль и удерживать интерес пользователей как можно дольше. Мини-ивенты или спецпредложения это еще один способ напомнить игрокам о себе и поддержать интерес игроков.

Богатые на праздники осень и зима уже не за горами, поэтому начинайте продумывать ивенты уже сейчас. А чтобы вы могли быстро и удобно переводить тексты для ивентов и спецпредложений, мы дарим вам $20 бонусный купон в сервисе профессионального перевода Nitro. Создайте аккаунт по этой ссылке, и на вашем счету окажется $20. Не откладывайте на потом: 30.09.2020 купон превратится в тыкву.

Об авторе

Статья написана в Alconost.

Nitro служба профессионального перевода онлайн на 35 языков. Создана компанией Alconost. Переводчики-носители языка, заказ от 1 слова, онлайн-чат со службой поддержки.
50% заказов готово в течение 2 часов, 96% менее чем за 24 часа.

P.S: Nitro хорошо подходит для перевода небольших текстов. Если вам нужна локализация или перевод проекта посерьезней, добро пожаловать в Alconost.
Подробнее..

5 ключиков к игровому рынку Бразилии

10.08.2020 16:05:18 | Автор: admin


Девятая по величине экономика в мире, высокий уровень покупательной способности (восьмое место), один их самых больших показателей по загрузкам в Google Play и App Store (третье место сразу после Индии и США) все это Бразилия.

Рынок мобильных игр Бразилии крупный, быстро развивающийся и очень интересный для разработчиков. В этой статье мы обсудим, кто из бразильцев и как играет, какие игры и приложения чаще загружают и почему, а также отметим особенности бразильского характера и подскажем разработчикам, как адаптировать игры к этому рынку.


1. Кто и как играет


Согласно данным Newzoo, в 2018 г. в Бразилии насчитывалось 76 миллионов геймеров. В год они тратят на игры примерно $1,5 млрд (из них в 2020 г. на мобильные игры было потрачено $380 млн, а число пользователей составило 60 млн), что ставит Бразилию на 13-е место на мировом рынке игр, и на первое в Латинской Америке.

Кто из бразильцев и на каких устройствах играет? Согласно Forbes, опрос Game Brazil 2019 г. показал, что большинство игроков составили женщины (53%). Самое популярное игровое устройство смартфон (83 %), затем идут игровые консоли (48,5%). Возраст большинства игроков (61,9%) от 25 до 54 лет.

Опрос также показал, что хардкорные игроки это обычно мужчины в возрасте 2534 лет, и играют они на консолях. При этом их противоположность казуальные игроки это в основном женщины (58,8%) в возрасте 2534 лет, предпочитающие мобильные игры.
Согласно данным международного опроса потребителей Statista, по доходам игроки на мобильных устройствах распределены примерно поровну, но игроков со средним доходом больше (38,4%), чем с низким (32,1%) или высоким (29,6%).

Самая популярная операционная система Android (79,9%), на втором месте iOS (16,4%), на третьем Windows (2,2%). Малая доля Apple отражает общую латиноамериканскую тенденцию как и рыночная доля Android. Обязательно учитывайте это неравенство при разработке игр для бразильского рынка.

Также следует помнить о том, что бразильцы, как и латиноамериканцы в целом, обычно склонны покупать телефоны среднего класса с меньшим объемом памяти (часто менее 10 ГБ). Кроме того, одно устройство часто используется несколькими членами семьи, и каждый устанавливает то, что нужно ему, поэтому чем меньше места занимают игры и приложения, тем лучше.

Подавляющее большинство бразильцев используют Android, поэтому Google Play самый популярный магазин и значительно обгоняет App Store. Но используются и другие магазины: например, Aptoide (для Android) и Baixaki (популярный веб-сайт для загрузки игр и приложений для Android и iOS).

2. Популярные игры и приложения


Загрузки игр из Google Play и App Store в 2019 г. в Бразилии следуют мировым тенденциям это, в частности, привычные Minecraft, Free Fire, Grand Theft Auto, Fortnite, Roblox, League of Legends, PUBG, Sonic the Hedgehog, Counter-Strike, Pokmon.

Бразильцы очень коммуникабельны, у них крепкие семейные и дружеские связи, для них важно быть частью общества, поэтому неудивительно, что большинство популярных приложений мессенджеры (и WhatsApp на первом месте).

Это отражается и на том, приложения какого типа чаще загружают: большинство приложения, которые способствуют проведению времени вместе, а не порознь. Бразильцы отдают предпочтение приложениям для общения и многопользовательским играм, которые становятся все более популярными.

В Бразилии мобильные игры запускают, чтобы отвлечься и снять стресс (так ответили 87% респондентов в опросе потребителей, проведенном Google), поэтому в рекламе следует делать акцент на отдыхе от работы и снятии напряжения.
По этой причине в Бразилии предпочитают игры, которые способны увлечь и полностью захватить внимание: это экшены, стратегии и ролевые игры. Кроме того, Бразилия третий по величине киберспортивный рынок в мире.

3. Бразилия перспективный рынок


В последние годы Бразилия, как и другие латиноамериканские страны, пережила сверхбыстрый технологический рост. По показателям Google Play и App Store рынок этой страны крупнее, чем мексиканский, и находится на первом месте по загрузкам мобильных игр в Латинской Америке.

Население страны 212 млн человек, причем смартфоны есть у 81% (к 2025 г. прогнозируется цифра в 88%), поэтому Бразилия третья в мире по общему количеству загрузок в App Store и Google Play.


Общее количество загрузок по странам (оценка по 500 самым популярным приложениям из категории все, январь июнь 2019 г.), источник

По прогнозам Statista, к 2025 г. доход на бразильском рынке мобильных игр достигнет $450 млн.

4. Адаптация к реалиям бразильского рынка


Бразильцы обожают социальные сети и мессенджеры Facebook, Twitter, Instagram, WhatsApp. Старайтесь добавлять развлекательный контент например, конкурсы и рекламные акции, и поощряйте пользователей делиться им с друзьями. Используйте YouTube: бразильцы много времени проводят за просмотром местных каналов, поэтому привлекайте к продвижению игры инфлюэнсеров. Один из самых популярных бразильских ютуберов-геймеров Joo Sampaio, канал Flakes Power.

Хороший вариант привлечь внимание аудитории рекламные акции и специальные предложения в мобильных играх: бразильцы говорят, что им нравятся выгодные предложения и возможность сэкономить. Не забудьте локализовать цены и перевести их в бразильские реалы (R$).

И еще: Бразилия расположена в Южном полушарии, поэтому в зимние месяцы там жарко, а в июне, июле и августе может быть прохладно помните об этом, если делаете отсылки к погоде во время сезонных праздников и тематических ивентов.

5. Язык пользователей


Что касается языка, то бразильцы явно предпочитают играть в игры на родном португальском: лишь 5% населения свободно владеют английским. Таким образом, если вы хотели знать, нужно ли переводить приложение на португальский, ответ очевиден: если этого не сделать, большинство игроков пройдут мимо вас.

Важно помнить, что это должен быть бразильский (а не европейский) вариант португальского: они различаются и по произношению, и по лексике. Ты на бразильском португальском voc, а на европейском tu. Девушка в Португалии это rapariga, а в Бразилии это же слово может означать женщина легкого поведения. Такие различия могут вызвать как минимум путаницу будьте внимательны.

Опыт показывает, что если ASO-оптимизация демонстрирует хорошие результаты в Португалии, то в Бразилии она скорее всего провалится и наоборот. Подробнее в этой статье.

Слова в португальском обычно на 2530% длиннее английских, поэтому при дизайне элементов интерфейса рекомендуется выделять дополнительное пространство, особенно для коротких строк типа пунктов меню.

Для локализации игры, перевода страницы в сторе и других маркетинговых материалов можно использовать Nitro сервис профессионального перевода, где вам помогут перевести текст в рекордно короткие сроки (часто всего за пару часов).



В Nitro можно выбрать нужный вариант языка: бразильский португальский или европейский португальский. Помните: неправильный вариант в лучшем случае будет сбивать с толку бразильцев, а в худшем раздражать.

Наши клиенты Full HP поделились интересной историей о том, как их мобильный шутер Mad GunZ завоевал успех у бразильской аудитории. Когда они выпустили Mad GunZ на альтернативной платформе (Catappult), в игре был только английский язык.

Они получили фичеринг (см. самый большой скачок на снимке экрана), но вскоре цифры снова упали. Большинство игроков были из Бразилии, поэтому Full HP локализовали игру и страницу приложения на бразильский вариант португальского и в результате число игроков снова выросло.


Рост загрузок Mad GunZ после локализации на португальский. На графике отмечены фичеринг и локализация на португальский.

Еще один наш клиент платформа семейного развития Wachanga рассказывает, что бразильцы очень активны и охотно дают отзывы и предложения по улучшению. Так что призываем и вас попытать счастья у этой многообещающей аудитории :)

Заключение


Рынок мобильных игр в Бразилии, конечно, не сравнить с китайским, но он постоянно растет и открывает заманчивые перспективы перед разработчиками.
Помните, что бразильцы любят многопользовательские игры, и что загрузки в основном идут из Google Play.

Подавляющее большинство бразильцев говорят только на португальском, поэтому обязательно переведите приложение и маркетинговые материалы. Привлекайте переводчиков носителей языка, и убедитесь, что перевод будет выполняться на бразильский вариант португальского, а не на европейский.

Наконец, имейте в виду, что игровой рынок в Бразилии все еще растет. Бразильцы доказали, что готовы платить за игры: у более чем двух третей игроков уровень дохода средний или высокий, поэтому средний чек и LTV в мобильных играх будет продолжать расти.

Об авторе

Статья написана в Alconost.

Nitro служба профессионального перевода онлайн на 35 языков. Создана компанией Alconost.

Переводчики-носители языка, заказ от 1 слова, онлайн-чат со службой поддержки.
50% заказов готово в течение 2 часов, 96% менее чем за 24 часа.

P.S: Nitro хорошо подходит для перевода небольших текстов. Если вам нужна локализация или перевод проекта посерьезней, добро пожаловать в Alconost.
Подробнее..

Арабские страны новый Клондайк для разработчиков

26.08.2020 16:11:24 | Автор: admin


Рынок Юго-Восточной Азии постепенно становится насыщенным, и крупные компании обратили внимание на страны Ближнего Востока и Северной Африки (регион MENA).

Чем привлекателен рынок арабских стран?
  • Это один из самых быстрорастущих игровых рынков в мире (ежегодный рост 25%);
  • 22 страны с населением свыше 400 млн человек;
  • Оборот игрового рынка в регионе MENA достиг $4.8 млрд и составляет 23% от мирового рынка игр;
  • и, наконец, арабский регион может похвастаться одним из самых высоких показателей ARPU (average revenue per user, средняя прибыль с одного пользователя) в мире $181 (сравните с $48 в Китае).

Что удивительно, лишь 1% контента в интернете представлен на арабском языке, причем 70% населения Ближнего Востока предпочитают выбирать арабский для интерфейса своего смартфона. Похоже, западные разработчики и маркетологи упускают из вида важный рынок.

По мнению Хабиба Чамса, основателя Digital Games Conference Dubai, если ваша игра переведена на арабский, включает в себя отсылки к истории и диалоги на арабском, она взлетит как ракета.

Мы в Nitro, сервисе профессионального перевода, пообщались с Хэди Шарафельдином, лингвистом и переводчиком с английского на арабский, и расспросили Хэди о его опыте в локализации игр на арабский язык и о том, как найти подход к арабской аудитории.



Хотя фокус статьи на игровом рынке, мы надеемся, что эти инсайты будут полезны многим компаниям, задумавшимся о выходе на рынок Ближнего Востока.

Передаем микрофон нашему гостю, Хэди Шарафельдину.

Что выбрать: стандартный арабский или один из диалектов?


Я говорю на египетском диалекте арабского языка, но при переводе с английского на арабский использую современный стандартный арабский (MSA, Modern Standard Arabic), который также называют фусха.

Стандартный арабский можно считать универсальным языком в арабском мире. Когда вы локализуете продукт, вы, вероятно, нацелены на все арабскоязычные страны, правда? Так вот, MSA современный стандартный арабский как раз служит этой цели, чтобы все арабские пользователи понимали локализованный контент.

Диалекты мы используем в повседневной разговорной речи, но в книгах, онлайн-материалах и любых других письменных материалах, как правило, предпочтение отдается MSA. Однако диалекты можно услышать по радио и ТВ, так как программы направлены на конкретную аудиторию конкретной страны, где используют тот или иной диалект.

Некоторый люди утверждают, что MSA, также называемый литературным арабским, звучит слишком сухо и формально. Но когда я участвовал в локализации Battlefield 4 на арабский, мы придерживались стандартного арабского. Если Electronic Arts используют этот вариант и их пользователей все устраивает, почему бы вам не последовать их примеру?

Другие крупные компании также придерживаются этого подхода: Мы рассматриваем вариант использования диалектов в наших будущих играх, но текстовая локализация всегда будет на MSA, чтобы быть уверенными, что все наши арабскоговорящие игроки понимают контент, говорит Малек Теффаха из Ubisoft Middle East.

Относительно диалектов я отмечу, что египетский диалект один из самых понятных для арабов. Так что если вашей игре или приложению нужен более неформальный язык, может быть даже с использованием сленга, вы можете прибегнуть к египетскому диалекту арабского как сделала компания Sony в их игре Detroit: Become Human.

Square Enix выпустили тайтл Just Cause 3 с озвучкой на ливанском диалекте, что оказалось удачным решением, и коммьюнити из Саудовской Аравии и Залива очень положительно отреагировали на игру. Арабскоговорящие игроки отметили, что, несмотря на некоторую непривычность отдельных названий, они понимали суть, а ливанский диалект хорошо вписался в забавные игровые моменты, рассказывает уже знакомый нам Малек Теффаха из Ubisoft.

Однако выбор в пользу диалекта может оказаться неверным шагом. Когда Ubisoft анонсировала, что The Division 2 будет озвучена на сирийском диалекте, геймеры не одобрили это решение, и издателю пришлось вернуться к озвучке на стандартном арабском.

Резюмируем: поэкспериментировать с различными диалектами можно, но стоит быть осмотрительным, чтобы игроки не остались недовольны. И, конечно, интерфейс и субтитры всегда должны быть на стандартном арабском MSA, чтобы все арабские игроки понимали тексты.

Так ли плох Google Translate для переводов на арабский?


Хотя Google Translate неплохо справляется с общими темами, он может здорово вас подвести как в плане идиом, так и отдельных слов. Попробуйте перевести арабское слово которое означает скидки. Так вот: Google Translate считает, что оно переводится загрузки так как машинный перевод не может разобраться в контексте.

А вот еще одна забавная ошибка перевода, которая встречалась мне в работе: later alligator (шутливое Увидимся!, дословно позже, крокодил!) в машинном переводе превратилось в эй женщина, осторожнее, а то крокодил поймает тебя!

Тексты для игр, сайтов и маркетинговых материалов невозможно хорошо перевести в Google Translate. Такие тексты должны звучать аутентично, а маркетинговые тексты надо сделать броскими и запоминающимися. С такой задачей может справиться только человеческий перевод

Арабский очень богатый язык. В исходном тексте на другом языке может множество раз повторяться одно и то же слово или фраза, но в арабском можно найти для этого слова массу эквивалентов. И тогда вашим потенциальным арабским клиентам и пользователям покажется, что этот текст был заточен именно под них, что повысит их доверие к вашему продукту.

Успешный маркетинг на арабском


Первая сложность при переводе творчески передать смысл, а вторая сложность сохранить посыл, который был заложен в оригинале. Например, слоган Domino Pizza Happiness is just a bite away (дословно Счастье лишь в кусочке от тебя). Переводчики сохранили оригинальный месседж, но адаптировали его под арабский менталитет: The taste will tell you (дословно Вкус подскажет, а по смыслу Попробуйте, и вы сами все поймете).

В английском и других языках можно начать предложение с вводной информации, а обозначить главную мысль. Но в арабском с главной мысли надо начинать, чтобы выделить ее для читателя.

Мы, арабы, не любим продираться через запутанные предложения. Поэтому лингвистам нужно позаботиться о том, чтобы при переводе на арабский предложения были короткими и понятными. Для этой цели мы часто используем повелительное наклонение.

Грамотный маркетинг на арабском делает отсылки к тому, что затронет наше сердце. Отличный пример удачной локализации от Vodafone: их слоган Power to you перевели на арабский как что означает Сила в твоих руках, ты тот, кто владеет этой силой.

Если в рекламных кампаниях или на скриншотах в App Store или Google Play представлены изображения людей, замените людей типичной западной внешности на тех, с кем арабская аудитория сможет себя идентифицировать. Как и люди в любой другой стране, арабские пользователи хотят видеть персонифицированную рекламу, а универсальная реклама оставляет их равнодушными.

Комментарий Nitro: Наш клиент Wachanga, платформа для развития семьи, придерживается именно этого подхода для своих приложений. Посмотрите на картинки для их трекера женского цикла Clover:



Другие изменения, которые сделали дизайнеры из Wachanga для арабской аудитории: они прикрыли голый беременный животик в приложении для беременности и включили молитву для укладывания малыша в арабской версии приложения для ухода за новорожденными. Прочитайте эту статью, чтобы узнать больше о подходе Wachanga к разным странам и культурам.

Локализация игр и арабские геймеры


Арабы заядлые геймеры, и это неудивительно, учитывая, что 50% населения моложе 30 лет. Почти 90% владельцев смартфонов в ОАЭ, Саудовской Аравии и Египте играют в мобильные игры.

Такая аудитория лакомый кусочек для разработчиков, не так ли? Однако не так много компаний заботятся о локализации своих игр и приложений на арабский язык. Одна из немногих крупных компаний, которая издала много игр на арабском Ubisoft. Интересно, что эта компания присутствует во всех соцсетях на арабском и локализует каждый трейлер к каждой игре на арабский язык, а некоторые из трейлеров даже озвучивают на арабском.

Еще одна такая компания CD Projekt. Когда их спросили, что побудило их локализовать Ведьмак 3 на арабский (мир Ведьмака нарушает множество табу арабского мира!), они ответили: Это логичный шаг. Мы хотели расти и расширять аудиторию. А так как в нашей игре очень важна история и сюжет, без локализации на арабский многие игроки попросту остались бы за бортом из-за слабого знания английского.

Мне повезло быть одним из переводчиков для замечательной игры Battlefield 4. Эта игра погружает игрока в атмосферу реальных сражений, и дает возможность прочувствовать на себе опыт и эмоции солдат. Нам как локализаторам надо было передать через текст соответствующую атмосферу и в то же самое время сделать текст понятным для игроков всех возрастов.

Одной из сложностей был перевод ругательств. Для арабских пользователей такие слова надо обязательно смягчать, чтобы они не шли вразрез с нашей культурой и религией. Например, мы не используем такие ругательства как f**k и переводим их как черт!

В игровых текстах обычно много разговорной речи и сленга, и опять-таки, машинный перевод не способен передать тонкости такой речи. Чтобы передать смысл корректно, нужны навыки и опыт переводчика-человека.

Имена и названия: переводить или транслитерировать?


Обычно название игры оставляют на английском. Но это может меняться в зависимости от игры. Вот интересный пример: когда выпустили арабскую версию Assassin's Creed, локализаторы выбрали транслитерацию слова ассасин, потому что перевод этого слова придал бы всей игре ярко выраженную негативную окраску (ведь в игре убийцы-ассасины вообще-то герои).

В Battlefield 4, над которой я работал в качестве переводчика, надо было решить, как поступить с названиями оружия и режимов. В итоге мы оставили эти названия на английском, так как у них нет арабских эквивалентов и они известны игрокам под английскими названиями.

Имена людей не переводят на арабский. Их можно транслитерировать или оставить на английском. Я предпочитаю транслитерировать и ставить их в кавычки.

В этом случае нужно следовать принятым стандартам транслитерации, которые включают в себя использование длинных гласные вместо диакритических знаков. Например, имена Роберто и Александр надо транслитерировать как и соответственно.

Зачем переводить на арабский, если арабы знают английский?


Арабы неплохо знают английский и могут выразить свою мысль на английском, хоть они и не могут похвастаться беглой речью. Но вот что важно понимать: арабы очень любят и ценят свой родной язык, так как это язык Корана, нашей священной книги. Поэтому мы предпочитаем пользоваться продуктами и сервисами на родном языке.

Учитывайте, что более 70% населения арабских стран устанавливает арабский в качестве языка интерфейса на своих смартфонах. Если вы будете обращаться к арабской аудитории на языке, который они понимают, постоянно используют и восхищаются, ваши шансы преуспеть будут намного выше.

Еще одна веская причина локализовать ваш продукт/ сайт: изначальный английский текст может оказаться грубым и даже оскорбительным без культурной адаптации. Например, в одной из игр имя персонажа совпадало с именем жены пророка, и, конечно, это звучало совершенно неприемлемо для арабов, и имя пришлось заменить.

Поговорим подробнее о том, что приемлемо в арабской культуре, а чего следует избегать.

Как адаптировать игры и рекламу под арабскую культуру?


Локализация игр и рекламы на арабский представляет некоторые технические и культурные сложности.

На Западе считается нормальным включать в рекламу провокационные сексуальные сцены, упоминание алкоголя, наркотиков, ругательств, религиозные отсылки ради повышения продаж или юмористического эффекта. Однако арабы не видят в этом ничего забавного или привлекательного: наоборот, они сочтут такие отсылки возмутительными.

В некоторых случаях вам надо будет лишь подкорректировать текст (в чем помогут профессиональные переводчики), но в других случаях придется менять изображения и заменять целые сцены, которые неподобающе выглядят с точки зрения арабской культуры.

Игра Ведьмак 3 собрала почти все табу, которые только можно: обнаженка, алкоголь, божества и мистические существа. Создателям игры пришлось внести существенные изменения в арабскую версию, чтобы получить допуск от Media Council комиссии, которая проверяет все новые игры на предмет нарушения ценностей арабского мира и запрещает те игры, которые их нарушают.

В одной из первых сцен в игре появляется обнаженная Йеннифер, но для арабской версии команде CD Projekt пришлось ее приодеть. Еще им пришлось заменить слово бог(и) более абстрактными понятиями типа вселенная, судьба во всей игре.

Любые сверхъестественные, мистические существа (ведьмы, вампиры и пр.) тоже попадают под запрет. Любопытная деталь: нужно быть осторожным со словами создавать/созидать и величайший, потому что в арабском языке эти слова используются по отношению к Богу.

В мобильных играх уместным шагом будет поздравить арабских игроков и предложить им тематические квесты или спецпредложения к большим исламским праздникам Рамадан, Ураза-Байрам и Курбан-Байрам (также известные как Eid). Это золотой период, когда траты в играх взлетают до небес, ведь во время этих праздников людям нечего делать (сокращенные рабочие дни, летние каникулы), и они играют в игры целыми днями.

Арабы очень уважают эти праздники, и даже если вы просто напишете Щедрого Рамадана! ( ), ваши арабские пользователи это оценят.

Посмотрите, какой ивент придумали в PUBG Mobile в честь Рамадана: они ввели награды за ежедневный вход в игру на протяжении всего Рамадана (который длится около месяца, как мы рассказывали в статье Как конвертировать праздники в прибыль для разработчика и радость для игроков)


Источник: PUBG Mobile

Если в вашей мобильной игре запланированы какие-нибудь особые мероприятия для выходных, имейте ввиду, что во многих странах Ближнего Востока выходные это пятница и суббота, а не привычные вам суббота и воскресенье.

Делаем выводы


Стоит ли делать ставку на арабскоговорящие страны? Определенно стоит!

В регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) сосредоточено самое активное игровое сообщество в мире. К 2022 рынок мобильных игр в арабскоговорящих странах достигнет $2.3 млрд.

Арабские геймеры известны своими бешеными тратами на игры, а такие страны как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты могут похвастаться самым высоким средним чеком в играх во всем мире!

Но качественных игр и контента на арабском языке все еще не хватает. Некоторые крупные компании типа Ubisoft и Blizzard уже оценили возможности арабского рынка и не собираются упускать этот шанс.

Вы тоже можете успеть локализовать игру или другой контент на арабский язык, пока рынок не заполонили другие компании, как это начинает происходить с Юго-Восточной Азией. А если вы думаете, что прибыль светит только крупным компаниям, посмотрите на кейс инди-студии Duck Rockets. Иранские пользователи в их игре самые активные и удерживают лучшие показатели retention.

Переводите на современный стандартный арабский (MSA), чтобы все игроки региона MENA могли оценить вашу локализованную версию. Экспериментировать с диалектами можно, но только для озвучки.

Не забудьте убрать из игры излишнее насилие, упоминание алкоголя, секса и других табу, о которых мы говорили выше.

А вам уже захотелось попытать счастья на арабском рынке?

Мониторите новые интересные рынки? Тогда вам понравятся эти статьи:

5 ключиков к игровому рынку Бразилии

Как продвигать игры и приложения в Японии, Китае и Корее

Быстрый лайфхак для роста приложений: ASO на других языках

Об авторе


Статья написана в Alconost.

Nitro служба профессионального перевода онлайн на 35 языков. Создана компанией Alconost.
Переводчики-носители языка, заказ от 1 слова, онлайн-чат со службой поддержки.
50% заказов готово в течение 2 часов, 96% менее чем за 24 часа.

P.S: Nitro хорошо подходит для перевода небольших текстов. Если вам нужна локализация или перевод проекта посерьезней, добро пожаловать в Alconost.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru