Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Школьное образование

Первый Pentium, Turbo Pascal и олимпиадная физика разработчики вспоминают, как учились в школе

05.10.2020 10:14:40 | Автор: admin
В День учителя мы вместе с разработчиками вспоминаем школьные годы, любимых учителей и первый компьютерный класс.

Правда ли, что успехи в математике и геометрии укорачивают путь в профессиональное программирование? А химия и физика?



Андрей Терешко, руководитель фронтенда Учи.ру: Путь в профессиональное программирование, в первую очередь, укорачивает любопытство и интерес к решению своих задач с помощью программирования.


Слева Андрей Терешко руководитель фронтенда, справа ученик 5 класса

Андрей Рынкевич, product owner МТС Big Data: В программировании много абстрактного. Любая дисциплина, которая развивает абстрактное мышление и формальную логику, поможет в его изучении.

Олег Дулецкий, ведущий backend-разработчик Ruby on Rails Учи.ру: Математика и геометрия нужны, скорее, для того, чтобы не бояться проблем, которые на первый взгляд кажутся нерешаемыми.

Иван Чернов, технический директор Ostrovok.ru: Мне физика помогла на пути профессионального программирования, потому что в старших классах я участвовал в олимпиадах по решению задач с помощью численных методов. Тогда все абстракции по алгоритмам и структурам данных наложились на реальный мир, и стало понятно, зачем уметь эффективно вычислять формулы, если они вдруг не имеют аналитического решения.
Я вижу более успешных программистов, чем я, бывших филологов и поваров. В связи с чем сейчас думаю, что STEM это хорошая база, но к ней надо иметь еще хороший кругозор и по смежным дисциплинам.


Насколько велика была роль учителей в вашей учебе? Вас приходилось мотивировать, пинать или у вас была хорошая самоорганизация?



Сергей Пимков, заместитель генерального директора по разработке и эксплуатации продуктов Selectel: Мотивировать меня, насколько я помню, было весьма неблагодарной задачей. Работала только одна методика позволить мне конструировать свою систему знаний самостоятельно. Это очень круто наблюдать, как из разрозненных фактов и допущений выстраивается целая система, которая обладает предсказательной силой и вообще приносит профит, а не сама по себе. Если чем-то таким заниматься на уроке не получалось (например, на английском), для меня это была бездна угнетения и отчаяния. В оценки такое отношение конвертировалось тоже так себе.


Слева Сергей Пимков первоклассник, справа заместитель генерального директора по разработке и эксплуатации

Николай Толли, руководитель отдела BI Учи.ру: Сильный преподаватель всегда хорошее подспорье к изучению предмета. У меня не было особого желания изучать русский язык и литературу, но именно по этим предметам была самая сильная учительница, благодаря чему я их достаточно неплохо знаю. Профильными математикой и информатикой мне самому было интересно заниматься, и роль преподавателя была менее важна.

Артем Мезин, технический менеджер по продукту Behavox: Я думаю, у меня бы не было ни единого шанса получить образование и сделать карьеру, не будь в моей жизни моих учителей. В моей школе было четкое понимание того, что в первую очередь нужно научить учиться, а дальше ученики все освоят сами.

Олег Дулецкий: Мне повезло с учителями, одноклассниками и, в конечном счете, со страной. Учится было трудно, но интересно. А из-за того, что я был законченным ботаном, хилым физически, мне судьбой было написано хорошо учиться и давать списывать одноклассникам.

Расскажите об учителе, который вам запомнился.



Евгений Помыткин, руководитель отдела мобильной разработки Учи.ру: Учительница истории. Она горела своим предметом, показывала, что история это не только сухие факты, это люди и народы, в развитии которых есть закономерности.

Алексей Вахов, технический директор Учи.ру: Сергей Евгеньевич Полянский мой преподаватель олимпиадной физики. Яркий, харизматичный дяденька. Я впервые познакомился с ним на контрольной по физике в новой школе. В классе никто не решил ни одной задачи, а я решил половину одной это были олимпиадные задачи из польского учебника. После этого мы с Сергеем Евгеньевичем начали готовиться к олимпиаде, взяли золото на международном соревновании по физике. Он не натаскивал меня, но давал кучу литературы, в этом не было принуждения. В поездках по российским олимпиадам он был внимателен, умел организовать быт детей, мог успокоить, когда нужно было поднажать.


Слева Алексей Вахов выпускник 11 класса и победитель международной олимпиады, справа технический директор

Алексей Петров, директор по качеству СберМаркет: Наверное, самые яркие и теплые впечатления у меня остались от нашей классной руководительницы в старших классах Раисы Григорьевны Миримской. Удивительный и прекрасный педагог, она преподавала математику и геометрию, поощряла свободу мыслей, пропагандируя при этом их строгость и выверенность, как это и подобает математику. Да, она была весьма экстравагантной женщиной, например, могла неожиданно прийти в школу с фиолетовыми волосами, а дома у нее жила дюжина кошек. Но с такой страстью и упоением рассказывать о равнобедренных треугольниках, многочленах, биноме Ньютона и теореме Чевы могла только она.

Александр Цветков, руководитель фронтенда проекта Почта Mail.ru: Очень трудно выделить конкретного учителя, хочется рассказать о многих людях. Но, наверно, самые теплые и хорошие воспоминания остались о моей первой классной руководительнице. Я был довольно активным ребенком, мне легко давалась учеба, но из-за постоянной спешки я часто был невнимательным. Именно классная руководительница не давала мне заскучать, придумывала новые задачки и направляла мою энергию в нужное русло. Когда я торопился и ошибался, не останавливала сразу, а дожидалась, когда я закончу, и показывала на финальном результате, к чему приводит спешка.

Учителя предполагали, кем вы станете? А вы сами?



Андрей Терешко: Хорошо запомнил, как учительница математики сказала: Не будешь знать математику не станешь программистом. И после этого я совсем на математику забил. Что, конечно, сильно мешало и мешает до сих пор в некоторых моментах. Во многом пришлось потом разбираться с нуля, что гораздо сложней, чем в школе.

Иван Чернов: Никто точно не говорил про управление или менеджмент. А сам я хотел быть физиком-теоретиком, а совсем в детстве гаишником, но мечтам сбыться не удалось.

Андрей Петров, тимлид Ruby on Rails Учи.ру: И учителя, и я с 10 класса были уверены, что я пойду учиться на программиста. Я даже не рассматривал другие факультеты. Мне было удивительно, что многие понятия не имеют, что их интересует и на какую специальность им бы хотелось поступить.

Сергей Пимков: Сложно сказать, но учитывая, что я довольно много времени торчал в кабинете информатики (поближе к Turbo Pascal, ну и Doom, чего уж тут), полагаю, моя работа в сфере IT могла казаться учителям вероятным вариантом.

Алексей Петров: Учителя надеялись, что из нас получится что-то путное.


Слева Алексей Петров школьник в последний учебный день, справа директор по качеству

Был ли в вашей школе компьютерный класс? Какой Пентиум?



Алексей Петров: У нас были Pentium 133 и один-два i386.

Андрей Терешко: Программировать я начал в десять лет, первым компьютером был советский аналог ZX Spectrum Ратон-9003. Он подключался к телевизору, и программы грузились с магнитофонных кассет. Я шучу, что начал кодить, потому что это было быстрее, чем загрузить игру. И это только отчасти шутка.

Сергей Пимков: Началось все с программирования в Кенгуренке, который чертил линии на экране. Затем был Turbo Pascal: я купил книгу Фаронова и какое-то время увлеченно занимался рисованием красивых фигур. Потом информатик подарил мне эпическую подшивку древней документации по Turbo Vision, распечатанную на папиросной бумаге (или чем-то таком), явно из какого-то вычислительного центра, и я нырнул в ООП.
В классе у нас, кажется, был один или два первых Пентиума, несколько 486-х и 386-х. У меня первый компьютер появился в 10 классе, это был Celeron 233 Mhz.

Евгений Помыткин: Компов тогда было мало. Пентиум? Хе-хе. У нас был один комп на класс, что-то советское. Я старый.

Андрей Рынкевич: В школе компьютерный класс был, но занимались мы в нем совсем базовыми навыками использования ПК. Соприкоснуться с программированием получилось только в институте. До сих пор помню, как на первом занятии учитель выдал задание и все кинулись его выполнять. Я же не знал даже, как управлять курсором в MC.


Школьные фото Андрея Рынкевича

Андрей Петров: У меня в 8 классе был первый двухъядерный AMD.

Иван Чернов: Мой отец работал программистом, еще когда меня не было. Поэтому дома у нас был компьютер еще до моего рождения, а ближе к нулевым мне подарили свой, с ЖК-дисплеем и Pentium 4. Школа тоже была оборудована компьютерным классом, мы изучали программирование с помощью черепашки Logo. В какой-то момент школе подарили свитч, и на переменках стали собираться турниры по Doom 2.

Алексей Вахов: У нас школа сильная была, было много компьютерных классов. Это был 97 год. Pentium, наверное, был MMX 133.

Олег Дулецкий: В школе не было ни класса, ни Пентиумов до их появления оставалось 20 лет. Тогда только появлялись программируемые калькуляторы. Типа МК-61. Такой отец приносил с работы, вот его запомнил.

Артем Мезин: В школе я фанател от всего, связанного с компьютерами. Фильм Хакеры и роман Нейромант просто библия школьных лет! Мой первый компьютер персоналка с процессором Intel 80286 (это еще не Pentium, но уже близко). В более-менее сознательном возрасте были разные машины от P1 MMX 166Mhz (а тогда весь PC характеризовали процессором для упрощения) до AMD Athlon 800.

Николай Толли: В школе был компьютерный класс, вроде, там были Pentium 4.


Слева Николай Толли на выпускном, справа руководитель отдела BI

Александр Цветков: В школе был новенький компьютерный класс, обустроенный по какой-то государственной программе. Помню, как я наткнулся в интернете на официальный сайт ОС Ubuntu и на нем был баннер, сообщающий, что можно бесплатно заказать диск с этой операционной системой, что я незамедлительно и сделал, не особо веря в результат. Каково было мое удивление, когда через месяц в почтовом ящике был диск! Настоящий! В тот день астрологи объявили месяц бессонных ночей и красных глаз.

Как бы вы вели информатику, если бы оказались у доски? А если окажетесь ровно на один урок, что расскажете школьникам?



Олег Дулецкий: Программирование это предмет не для доски. И за один урок ничего собственно о разработке, конечно, не рассказать. Но вот о ее значении можно.

Сергей Пимков: Если бы я вел информатику, я постарался бы выстроить занятия так, чтобы они в итоге привели к достижению одной большой конечной цели. Сегодня мы пишем сортировку пузырьком, завтра сортируем какие-то полезные данные, которые еще раньше засунули в БД с помощью простенькой формы. А в итоге большое работающее приложение, а не набор не связанных между собой лаб. И каждый из компонентов можно переписать, заменить и улучшить.

Артем Мезин: У меня есть некоторый опыт преподавания. Важнее всего просто говорить с учениками на равных. По-настоящему хотеть понять, что интересно им, и этим и заниматься. Будет интересно напилить TikTok напилим, будет интересно сломать школьный Wi-Fi сломаем!


Артем Мезин слева ученик старших классов, справа технический менеджер по продукту

Алексей Петров: Уверен, что чем больше у учащихся будет доступа к воплощению своих идей, тем более интересным будет урок и тем более вовлеченными в занятие будут школьники. Например, я обучаю старшего сына азам программирования на Scratch, программирую с дочерью робота из Lego. Мы не просто учим циклы, переменные, условные операторы и функции, а тут же закрепляем эту информацию в реальном проекте: учим игрового персонажа бросать мяч по нажатию на кнопку или робота ездить по необходимому маршруту.

Евгений Помыткин: Ландау как-то сказал: Физику наших дней не обязательно знать физику, ему достаточно знать математику. Что-то подобное можно сказать про программирование. Здесь есть две важные величины: логика и неподдельный интерес к изучению и изменению мира. Имея оба инструмента, вы сможете легко освоить программирование. Именно это я бы и показал школьникам.

Алексей Вахов: На первом уроке я бы изучил, что за аудитория передо мной, чего они хотят, чем их зацепить. Сначала нашел бы с ними общий язык. Я считаю, что любая деятельность интересна нужно только найти отклик у людей. Недостаточно заманить в программирование обещанием научить делать игры, например. Нужно показать в самом предмете какую-то красоту. Разделил бы аудиторию: кого не трогать и дать какие-то базовые вещи, а кого можно увлечь этой красотой.

О школе говорили:

  • Алексей Вахов, технический директор Учи.ру;
  • Сергей Пимков, заместитель генерального директора по разработке и эксплуатации продуктов Selectel;
  • Андрей Терешко, руководитель фронтенда Учи.ру;
  • Алексей Петров, директор по качеству СберМаркет;
  • Николай Толли, руководитель отдела BI Учи.ру;
  • Иван Чернов, технический директор Ostrovok.ru;
  • Евгений Помыткин, руководитель отдела мобильной разработки Учи.ру;
  • Александр Цветков, руководитель фронтенда проекта Почта Mail.ru;
  • Андрей Петров, тимлид Ruby on Rails Учи.ру;
  • Андрей Рынкевич, product owner МТС Big Data;
  • Олег Дулецкий, ведущий backend-разработчик Ruby on Rails Учи.ру;
  • Артем Мезин, технический менеджер по продукту Behavox.
Подробнее..

О бедном дистанте замолвите слово

03.01.2021 12:17:37 | Автор: admin

Я, как мне кажется, никогда не видел, чтобы какой-то вопрос вызывал такую мощную волну негатива, как дистанционное образование. По-моему, даже повышение пенсионного возраста прошло более гладко. Как представителю семьи, в которой уже есть несколькопоколений педагогов, тема образования мне очень близка и интересна. Как человеку, который давно и успешно обучается онлайн, такой шквал критики при практически полном отсутствии положительных отзывов, непонятен. Появилось желание разобраться в ситуации. И чем больше я читал комментарии противников, тем понятнее становилось, что народный гнев вызван не самим "дистантом", а тем бардаком, который случился в начале карантина и продолжается до сих пор. Попытка пустить современный сверхскоростной поезд онлайн-обучения по насквозь проржавевшим рельсам советской системы образования предсказуемо закончилась падением под откос "всего школьного состава". Так у меня и появилась идея написать статью в защиту моего любимого формата.

Мир вокруг нас меняется стремительно. Технологии появляются и устаревают быстрее, чем когда-либо в человеческой истории. Но система образования в России остается неизменной на протяжении практически ста лет. Третий класс моей дочери ничем не отличается от моего третьего класса тридцатилетней давности. Те же книги на лето, те же тексты для пересказа, многие из которых непонятны современным детям "чуть менее, чем полностью". И внедрение дистанционного образования это ответ на требования времени, необходимый шаг для начала перемен.

Почему дистанционное образование - это важно

  • Закон об удаленной работе уже принят. А значит, что количество людей, работающих в таком формате, будет увеличиваться. И у них тоже есть дети. Необходимость посещения школы сводит на нет все плюсы "удаленки". Уехать на время "на острова" уже не получится. Почему в XXI веке мы по-прежнему должны быть прикованы к школе как рабы на галерах?

  • Дистанционное обучение это не процесс и даже не метод. Это навык, которому нужно учиться, который очень важен в настоящее время и будет важен в будущем. Не всем дано? Многие школьные предметы тоже "не всем даны". Однако мы не устраиваем митинги с требованиями изгнать математику или физику из школьной программы.

  • Дистанционное образование это шанс для талантливых детей из регионов, родители которых не могут обеспечить качественное получение знаний. Мне в этом отношении повезло. В старших классах я учился в архангельской очно-заочной школе для одаренных детей, где лекции читали лучшие педагоги области, а также преподаватели МГУ. Это было классное время, но трястись почти сутки в поезде "Котлас Архангельск" то еще удовольствие. Наличие онлайн-формата могло бы сильно помочь, хотя бы возможностью пересмотреть видеолекции. Но это был конец 90-х.

  • Дистанционное образование это шанс для талантливых педагогов реализовывать себя и получать за это достойное вознаграждение, не меняя места жительства.

  • Дети занимаются в комфортных для себя условиях, в той одежде, которая им удобна. Без раздражающей школьной формы, требования к которой с каждым годом ужесточаются.

  • Дистанционное образование очень гибкий формат, который позволяет настроить программу обучения под каждого конкретного ребенка.

  • Школьная социализация сводится к умению общаться со сверстниками. Абсолютно бесполезный навык во взрослом мире, где человеку приходится сталкиваться с представителями разных поколений. В этом плане прогулки во дворе школу легко заменяют.

  • Где гарантии, что на смену этому вирусу не придёт новый, более страшный? Когда на улицу не то, что без маски, без защитного костюма нельзя будет выйти. И что тогда делать? Совсем детей без образования оставить?

Кажется, что и минусов у онлайн-формата предостаточно. Как быть многодетным семьям? Как обеспечить каждого ребенка помещением, гаджетом и интернет-соединением? Как быть с детьми, родители которых не работают удаленно? Ответ очевиден. Дистанционное образование не должно быть заменой традиционному формату. Эти два мира вполне могут существовать параллельно даже в одной школе. Разве это плохо, когда заболевший ребенок сможет после выздоровления посмотреть записи уроков?

Противники дистанционного образования

Я уже давно не работаю аналитиком, но периодически тянет на старое. Хлебом не корми, дай что-нибудь классифицировать, систематизировать, разложить по полочкам. Вот и противников дистанционного образования выделил, исходя из их аргументов, в четыре основные категории. Возможно, существуют и другие, но мне такие пока не попадались.

"Садисты"

В детстве школу ненавидели, учились плохо. И теперь с нескрываемым извращенным удовольствием наблюдают за мучениями своих детей, постоянно повторяя им: Садись и учись!

"Профессиональные прокрастинаторы"

Мне встречались только женщины, но и мужчины наверняка должны быть. Типичный монолог: "Ой, да ладно. Онлайн формат даже не всем взрослым подходит. Я сама во время карантина записалась на 100500 курсов по кройке и шитью, бальным танцам, натурной фотосъемке, тайм-менеджменту, рисковым инвестициям, йодлю, клингонскому и основам дирижаблестроения. Но ни один не смогла закончить. Мне нужно, чтобы надо мной постоянно стоял надзиратель и бил меня палкой по голове, когда я отвлекаюсь. Не представляю, как мой ребенок сможет учиться онлайн".

#ЯСВОЕУЖЕОТУЧИЛСЯ

На вопрос: "А Вы сами пробовали учиться онлайн?" - такие обычно отвечают, что школу давно закончили и учиться им не нужно. И продолжают: "А вы просто тупой, наверно, в школе плохо учились, вот вам и приходится сейчас доучиваться". Логика здесь бессильна. Хотя стоит признаться, что я, действительно, туповат: учился так себе, до золотой медали не дотянул, довольствовался серебряной.

"Секта свидетелей самого лучшего в мире советского образования" (экстремистская организация, деятельность которой должна быть запрещена на территории РФ)

Самая многочисленная группа, на мой взгляд. Сектанты говорят лозунгами: "Советское образование было лучшим в мире! Проклятые либералы по указке американцев в 90-е все развалили! ЕГЭ игра в угадайку! Мы растим поколение дебилов!" Панически боятся и исчезают при виде следующих вопросов: "В какой системе получили образование "проклятые либералы из 90-х"? Почему лучшая в мире система не смогла предвидеть возможность разрушения извне и не выпустила достаточное количество кадров для противостояния? Можно ли считать лучшей в мире систему, которая разрушила лучшую в мире систему? Если ЕГЭ "угадайка для дебилов", готовы ли Вы, как выпускник лучшей в мире системы, пойти и сдать его не меньше, чем на 100 баллов по выбранному Вами предмету?" И воттут логика могла бы помочь, но из программы самого лучшего в мире образования она была безжалостно выпилена еще в 50-е. Зачем правильное мышление советскому человеку, когда есть партия?

Все эти категории объединяет одно эти люди никогда не имели успешного опыта онлайн-обучения. Будь моя воля, я бы родителей вернул за школьные парты. Дети у нас очень умные, сами разберутся, что к чему.

Заблуждения

А теперь разберем некоторые популярные заблуждения о дистанционном образовании, да и об образовании в целом.

"Я хочу заниматься физкультурой, а не читать о ней"

Когда мне хочется заняться физкультурой, я надеваю спортивный костюм, натягиваю любимые кроссовки и отправляюсь на пробежку. Меня не остановят ни жара, ни холод, ни снег с дождем. Безусловно, это гораздо сложнее, чем кричать о своих желаниях на митинге. Читать о физкультуре тоже очень полезно. Понимание теоретических основ здорового образа жизни, построения тренировочного процесса, правильной техники выполнения упражнений может спасти от неприятных последствий. Мне можно верить. Я очень люблю спорт и являюсь призером чемпионата Москвы по легкой атлетике в категории Masters на дистанциях 100 и 200 метров.

"Детей сложно организовать и мотивировать на учебу"

Дети невероятно любознательны и открыты ко всему новому. Организовать и мотивировать на учебу их очень легко. Просто наша система образования современным детям категорически не подходит, не важно в каком формате ведутся занятия. Предложите им игровое интерактивное приложение, добавьте возможность видеообщения с одноклассниками и учителем, и вы за уши их не оттащите от урока. Все это уже реализовано в негосударственных онлайн-платформах.

"По удалёнке сидишь и в ус не дуешь, пишешь контрольные пару раз в месяц удалённо, ответы все в сети, всё сдал за 5 минут, и свободен."

При удаленном формате учитель может вводить индивидуальные задания хоть для каждого ученика. Просто списать тут вряд ли получится. А что плохого, если и спишет? Оценки - бесполезный пережиток, а контрольная работа нужна учителю для понимания, как каждый ученик усвоил конкретный материал. Простые алгоритмы помогут провести работу над ошибками и подскажут материал для повторения. Это даже не дип машин ленинг, тоже давно реализовано. ЕГЭ и ОГЭ все равно придется сдавать очно, какая разница, что ты там списал в третьем классе в контрольной по природоведению?

"Наших детей зомбируют гаджетами"

Да вы глаза-то откройте! Сплошь и рядом можно увидеть такую картину: мама с коляской, в коляске малыш с телефоном. Не думаю, что дистанционное образование хоть как-то повлияет на процесс зомбирования.

"Платные онлайн-школы уже существуют, хотите учить своих детей удаленно - идите и платите"

Во-первых, статья 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования. Я считаю, что школьное образование должно быть бесплатным независимо от его формы. А во-вторых, те онлайн-школы, которые я рассматривал, - экстернаты. Выдавать аттестаты они не могут. На бумаге ребенок все равно прикреплен к обычной общеобразовательной школе, которую должен периодически посещать для написания контрольных работ. Это не дистанционное образование.

"ЕГЭ - угадайка для дебилов"

Тестирование - всего лишь одна из форм проведения аттестационных мероприятий, которая имеет свои плюсы и минусы. На качество образования влияют совсем другие факторы. Теоретический экзамен по правилам дорожного движения тоже проводится в форме тестирования. Ни разу не слышал, чтобы кто-то его назвал угадайкой для дебилов. Хотя, судя по ситуации на дорогах, оснований не меньше. Давно пора поменять этот экзамен на эссе объемом не менее чем в 1000 слов на тему Как я провел госавтоинспектора. Может тогда аварий и пробок поменьше станет.

Заключение

В заключение я бы хотел еще раз повторить, что дистанционное образование это прежде всего навык, которому можно и нужно учиться. Навык, который будет постоянным спутником наших детей в современном быстром меняющемся мире.

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru