Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Nokia

Перевод Nokia N900. Будущее, утерянное в прошлом

24.03.2021 16:21:32 | Автор: admin

Смартфон Nokia N900 стал уникальным в своем роде устройством, работавшим на стандартном дистрибутиве Linux и предлагавшим завидную для своего времени комплектацию. Но что же помешало этому карманному ПК войти в современный мир, и можно ли сейчас найти достойные альтернативы?

Кажется, будто прошло уже несколько поколений со времени, когда рынок мобильных устройств сулил перспективы широкого разнообразия. Даже несмотря на то, что платформы Android и iOS стремительно вытесняли своих конкурентов, сообщество рассчитывало, что это все же не приведет к очередной дуополии. На рынке, конечно, присутствовали такие участники, как BlackBerryOS 10 и Windows Phone, но довольно много вдумчивых пользователей все же таили надежду на то, что вместо урезанных, ограниченных и ограничивающих операционных систем люди получат возможность носить в кармане настоящий ПК.

Лучшим же представителем этого сегмента рынка можно смело назвать Nokia N900.

Программная начинка


N900 был последним мобильным устройством от Nokia на базе стандартной Linux, завершавшим линейку интернет-коммуникаторов N770, N800 и N810. В нем первом была интегрирована функциональность мобильного телефона, в результате чего он стал первым смартфоном Nokia с ОС Linux, но при этом не последним. За ним последовали N950 и N9, но они уже существенно отличались, так как их ОС больше походила на Android и iOS, чем на стандартную Linux.

Работал N900 под управлением Maemo, платформы, разработанной Nokia для мобильных устройств. В ее разработке были задействованы многие популярные открытые проекты Linux, такие как Linux kernel (ну это очевидно), Debian, Gtk, GNOME, Qt и другие. В интерфейсе Maemo использовался менеджер окон Matchbox, а в качестве прикладной среды выступал Hildon. Под покровом интерфейса Gtk+ система Maemo представляла собой стандартный основанный на Debian дистрибутив Linux, что позволяло с удобством использовать все обычные инструменты командной строки этих ОС. В ней был реализован менеджер окон X Window System, за управление пакетами и установку ПО отвечала APT, а функционал GNU Core Utilities выполнял набор BusyBox.






Тем не менее, хоть основной упор и был сделан на открытое ПО, некоторые части программного стека оставались закрытыми, например код, отвечающий за управление питанием, а также некоторые детали UI, такие как апплеты статусов приложений. Эта версия платформы с преимущественно открытым ПО легла в основу будущих вариаций, в частности Sailfish и MeeGo.



Технический арсенал


В аппаратном смысле N900 включала в себя все современные возможности, но с целью снижения стоимости в основном использовались дешевые компоненты. К примеру, разрешение 800x480 дает четкую картинку на дисплее 3.5, но несмотря на то, что устройство было выпущено спустя почти 2 года после iPhone, в нем использован резистивный экран, для взаимодействия с которым требуется стилус. В качестве SoC применялся одноядерный OMAP3430 от Texas Instruments, работающий на частоте 600МГц, в сопровождении DSP C64x с частотой 430МГц и GPU PowerVR SGX530. Объем памяти составлял 256Мб RAM, а также 256Мб NAND Flash и 32Гб eMMC Flash.

Звездой всего набора, конечно же, была выдвижная QWERTY-клавиатура. Несмотря на свой миниатюрный размер она была достаточно удобна в использовании, особенно для тех, кому доводилось владеть Symbian-устройствами с клавиатурой. N900 также оснащался выдвижной ножкой, стереодинамиками и возможностью вывода на ТВ через специальный переходник и кабель. Просмотр изображения, выведенного с Maemo 5 на гигантский 55 4K ТВ, представлял особое развлечение. Добавьте к этому другие стандартные плюшки в виде WiFi, Bluetoth, выхода для наушников, съемной батареи, фронтальной и тыльной камеры с отдельной кнопкой, а также другие бонусы, которые я мог забыть. Заряжен N900 был под завязку.


Три запасные батареи, ТВ-кабель и переходник, а также оригинальные наушники.

Добрые воспоминания


Могу сказать, что у N900 сформировалась особая категория пользователей, к которым относился и мой брат. Он был настолько убежденным приверженцам этой модели в течение многих лет, что даже купил запасной экземпляр на случай выхода из строя основного. И только после того, как этот смартфон совершенно отстал от прогресса, он не без сожаления передал его мне в коллекцию.

N900 это особый вид устройства, которое хоть и не сыграло большой роли в истории мобильной связи, но заняло отдельное место в сердцах отдельной группы пользователей, оставшихся с тех пор без альтернатив. Эти люди хотели иметь достойный карманный компьютер, желательно на базе Linux, и N900 стал единственным устройством, заполнившим эту нишу. Его преемники N9 и Jolla Phone, которые также находятся в моей коллекции уже не способны настолько полноценно удовлетворить эти потребности.


Jolla Phone, планшет Jolla (очень редкий, так как выпущено их было максимум несколько сотен экземпляров), Nokia N9 и Nokia N900

Надежда есть


Сегодня большинство пользователей N900, возможно, перешли на Android (а кто-то на Sailfish), оставив в прошлом стандартный дистрибутив Linux и довольствуясь странным испорченным подвидом Linux от Google. Конечно, можно установить BusyBox на Android, разблокировать загрузчик и сымитировать нечто приближенное к стандартной версии Linux, но без клавиатуры, а также более стандартных программных стеков и наборов инструментов, это уже совсем не то.
Тем не менее поклонникам N900 и другим желающим заполучить карманный ПК с Linux еще есть на что надеяться, так как в этом направлении работают две компании.

Первая это F(x)tec, чья линейка смартфонов с выдвижной клавиатурой больше соответствует идее. На данный момент у них можно сделать предзаказ на очень крутой девайс, который будет поддерживать Android, Sailfish, Ubuntu Touch, а также стандартные дистрибутивы ARM Linux. Я пытался связаться с представителями компании, чтобы получить экземпляр для обзора, но ответа не получил (видимо, мы недостаточно крупная рыба).

Второй источник надежды, требующий более тщательного изучения, это некоторые из мини ноутбуков компании GPD, например GPD Pocket 2 и аналогичные устройства. Они отличаются от N900 или продуктов F(x)tec, но при этом достаточно близки по духу. Эта компания тоже не ответила на запрос устройства, но, опять же, наш сервис достаточно мал, и если у производителя есть возможность отправлять тестовые образцы таким ритейлерам, как Linus Tech Tips, то OSNews просто не попадает в диапазон интересов.

Послесловие


Меня искренне опечалило то, что линейка N оказалась очередной жертвой бесконечного мисменеджмента Nokia. Ведь N900 был уникальным, единственным в своем роде устройством, заполнявшим категорию, в которую практически никто больше не смел ступить. Я никогда не был таким же заядлым пользователям как мой брат, и в свое время N900 прослужил мне в качестве основного устройства всего несколько недель. Тем не менее я видел, какую степень преданности он вызывал у многих людей, что, в свою очередь, было поистине заразительно.

Несмотря на преклонный по меркам цифровой индустрии возраст, история N900 еще не закончена. Сообщество проявило инициативу и взялось за разработку обновленной версии Maemo под названием Leste. Последний релиз состоялся в декабре 2020 года, и если он вызовет достаточный интерес, то я сделаю по этому поводу небольшой обзор.

Подробнее..

Общаемся в Telegram со смартфонов на Symbian

16.10.2020 18:23:47 | Автор: admin

Среди всех вещей, которые люди делают с устаревшей вычислительной техникой есть одно довольно широкое направление, участники которого занимаются расширением возможностей вышедших из употребления устройств, стараясь сделать их актуальными настолько, насколько это вообще возможно. Мне тоже нравится выжимать все соки из устройств, особенно из мобильных, поэтому сегодня мы займёмся выводом телефонов середины-конца нулевых в современную сеть обмена сообщениями.

Введение

На самом деле получить доступ в Telegram на Symbian можно даже двумя способами. Но сейчас я расскажу только об одном, более трудоёмком в настройке и сложном, с точки зрения технической организации. Также стоит сразу оговориться, что описанный способ позволяет общаться не только в Telegram, но и в других современных сетях и работать будет на многих платформах, а не только на Symbian. Почему? Увидите позднее.

Так что же лежит в основе?

А в основе лежит популярный протокол Jabber, ныне известный под именем XMPP. Jabber поддерживает так называемые "транспорты" - шлюзы, преобразующие сообщения Jabber в сообщения подключаемых сетей и обратно. Подробнее об этом можно почитать здесь. Итак, идея очень проста: создать аккаунт на сервере Jabber, если его нет, взять десктопный Jabber-клиент с поддержкой транспортов, найти сервер на котором установлен Telegram-транспорт, добавить его в клиенте и зарегистрироваться, найти клиент для Symbian и вуа-ля, получить возможность писать людям со своей старенькой Nokia.

И что же со всем этим делать?

Давайте теперь пошагово разберем процесс настройки. Начать стоит с регистрации на одном из серверов Jabber. Этот пункт не обязателен, если у вас уже есть аккаунт, можно использовать его. Крупнейшим сервером в Рунете является jabber.ru. Требуется придумать имя пользователя и пароль. Ничего сложного. После регистрации можно переходить к следующему пункту: настройке десктопного клиента.

В качестве клиента я использовал Gajim, основное окно которого представлено ниже. Да, Psi+ более популярен и в начале я поставил его, но у меня далеко не всё заработало сразу и во время поисков проблемы я поменял в том числе клиент и Gajim полностью меня устроил (но проблема была не в Psi).

При клике по аккаунту откроется выпадающее меню, в котором надо выбрать "Просмотреть сервисы".

В открывшемся окне в строку адреса нужно ввести jabbercity.ru. Да, транспорт в Telegram установлен и на других серверах, но этот уже проверен и точно работает. Далее в списке транспортов находим нужный, выбираем его и тыкаем по кнопке "Зарегистрироваться".

Здесь потребуется ввести свой номер телефона и, нажав далее, дождаться сообщения об удачном завершении регистрации.

После этого сразу или некоторое время в Telegram придет стандартное сообщение с кодом подтверждения логина, а в "диалог" с Telegram-транспортом запрос этого самого кода, который нужно просто отправить ответным сообщением. Ии сразу после логина в Gajim появится запрос на добавление выгруженных контактов. На него, естественно, нужно ответить положительно. На этом работа в Gajim и самый сложный этап настройки закончен. Все добавленные контакты автоматически соберутся в одну группу.

Переходим к настройке клиента на Symbian. Я использовал Slick. Просто потому что мне его посоветовали. Если вы знаете более удобный и свежий клиент, буду рад советам в комментариях. Взять программу можно на сайте разработчика. Не буду вдаваться в подробности установки приложений Symbian, почитать об этом можно вот тут. После запуска попадаем в меню настройки аккаунтов. Здесь нужно поставить галочку рядом с Jabber и перейти в редактор учетной записи, в котором ввести имя пользователя, адрес сервера, на котором аккаунт был зарегистрирован, пароль и выбрать необходимость шифрования. Затем вернуться назад, нажать на кнопку сохранения и кнопку подключения к сети Jabber, выбрать точку доступа и...

И если всё получилось успешно, попасть в ростер, в котором будет группа Telegram со всеми подключенными контактами. Остаётся только выбрать, кому отправить сообщение.

Послесловие

Как я и говорил, точно так же можно получить доступ не только к Telegram, но к любой сети, для которой существует шлюз в Jabber и работать это будет на любом устройстве, для которого существует Jabber-клиент.

В моём случае это работает на Nokia C6. Все скриншоты были получены с неё.

В завершение хотелось бы ещё поблагодарить Дмитрия Вахрушева за помощь и советы при создании этой статьи, пользователя сайта 4PDA с ником Bugul Noz за инструкцию, которая стала основой вышеописанного, а также LonelyCatGames за такую долгую поддержку приложения и сайта.

Подробнее..

Уроки Symbian OS фиаско топ менеджеров, колосс на глиняных ногах, или неотвратимость бытия?

11.04.2021 10:22:11 | Автор: admin


Страшно представить как летит время, но 1 января 2021 года стало уже 7 с того момента, когда корпорация Nokia прекратила поддержку Symbian OS. В 2014 году разработчики ОС окончательно поставили крест на еще недавнем монополисте в сегменте мобильных операционных систем. Как такое вообще возможно? Всего за 2-3 года из абсолютного лидера превратится в безусловного аутсайдера полностью утратив рынок новых девайсов и еще через пару лет стать официально похороненной платформой.

Как-то полемизируя с коллегой о жизненном цикле ПО прозвучала фраза, что как и любой живой организм программы также имеют свои стадии рождения, становления и конечно же смерти. Более того, развивая свою мысль мой оппонент утверждал, что благодаря интенсификации технологического прогресса, с каждым новым десятилетием этот жизненный цикл программных продуктов сокращается. При некоторой очевидной схожести процессов протекающих в цифровом мире и мире живой природы, все же на сколько корректно такое сравнение? По сути, если оценить статистику распространенности ИТ-сервисов в мире, за последние лет 30, можно констатировать, что мы с вами стали свидетелями грандиозных, по своим масштабам, взлетов и падений. То, о чем 20 лет назад можно было услышать лишь в курилках кремневой долины, через 10 лет покоряет мир. То, что еще 10 лет назад казалось вечным и непоколебимым сейчас валяется в руинах. Если мой коллега действительно прав в своих аналогиях, в каком мире мы окажемся через 10 лет? Реальность где OS Android скатилась к околонулевой доле рынка, а ее официальная поддержка прекратилась и осуществляется сообществом маргиналов-олдфагов, а корпорация Apple тем временем продала свое мобильное подразделение и занялась выпуском микроволновок.

Так все же почему умер Symbian OS? Стратегические ошибки менеджмента, критические изъяны архитектуры, заложенные еще в первые годы становления системы, или все же фатальная неотвратимость жизненных циклов? Об этом и не только мы далее поговорим в статье.

Детство Symbian


Хотя Symbian OS долгое время ассоциировалась с телекоммуникационным гигантом Nokia, а в конце своего жизненного пути и вообще стала его частью, сама платформа уходит корнями в далекие 80-е. Именно в 1980 году, в Британии, была создана компания Psion PLC, которой в недалеком будущем будет суждено поучаствовать в развитии зарождающегося направления мировой ИТ-индустрии персональные цифровые ассистенты, или в более привычной для нас с вами интерпретации носимая электроника. Начав с разработки программного обеспечения для существующих ЭВМ, вскоре компания начала выпускать и собственные девайсы. Имея уже определенный опыт разработки ПО на начальных этапах это были игры и офисные приложения, руководство Psion решило, что для следующего шага в развитии компании необходимо создавать собственную операционную систему. С конца 80-х в Psion началась интенсивная работа над созданием программой платформы SIBO ( SIxteen Bit Organiser ), и соответственно на ее базе OS EPOC. Менее чем через 10 лет после этих событий в 1998 году, мир узнал о создании Symbian OS, а фактически состоялся ребрендинг уже успешно существующего продукта OS EPOC32. Во времена всеобщего хаоса стандартов, огромного количества локальных производителей оборудования и ПО, именно творению Psion PLC ( точнее ее дочерней компании Symbian Ltd. ) будет суждено захватить мир носимых гаджетов, но почему?


Одно из наиболее удачных решений от британской компании Psion Series 5. Именно на этом КПК ковалось будущее самой популярной ОС среди смартфонов нулевых

Естественно, толчком для массового внедрения в наши с вами гаджеты Symbian послужило решение о кооперации компаний Ericsson, Nokia, Motorola наиболее крупных производителей портативной электроники в середине 90-х. Причин по которым выбор производителей пал на малоизвестную Британскую компанию сразу несколько и они весьма существенны. Прежде всего Symbian был разработан под ARM совместимую микропроцессорную архитектуру ( архитектура разработанная, между прочим, также Британской компанией ARM Limited ), благодаря новым процессорам стало возможным создавать энергоэффективные, компактные процессоры так сильно востребованные в носимой электронике. Также немаловажным фактором было, что во всем хаосе существующих тогда ОС, фактически не существовало абсолютно удовлетворяющих заказчиков программных решений для только-только зарождающегося форм-фактора портативных гаджетов и соответсвенно компании так или иначе столкнулись бы с необходимостью глубокой доработки имеющихся платформ. Третий фактор касается существующих ОС. Состоянием на 1998 год уже существовала мобильная платформа Windows CE, и она вполне могла бы удовлетворить двум предыдущим пунктам, однако пребывая в статусе абсолютного монополиста, в сфере создания и распространения ПО, Microsoft выдвинул столь кабальные требования по лицензионному соглашению к будущим партнерам, что гиганты производства телекоммуникационного оборудования просто вынуждены были отказаться от сотрудничества с Microsoft. Не так давно Билл Гейтс сознался журналистам, что допущенные 20 лет назад ошибки в продвижении его мобильной операционной системы Windows Mobile, породили гегемонию Android OS и стоили ему $400 миллиардов недополученной прибыли. Ну и конечно решающей причиной в появлении Symbian стали размеры самих компаний Ericsson, Nokia, Motorola. Данный конгломерат банально мог себе позволить вкладывать огромные ресурсы в перспективное направление разработки собственной ОС, и тут малоизвестная но перспективная Psion PLC подошла как нельзя лучше.


Ericsson R380 хотя и был первым смартфоном под управлением Symbian, пальма первенства среди смартфонов, еще с 1992 года, принадлежит IBM Simon

Хотя OS EPOC32 и появилась еще в 1994, первый смартфон под управлением ее производной Symbian OS, увидел мир только в ноябре 2000 года. Это был Ericsson R380. Система оказалась весьма удачной. По сути, Symbian являлась гибридом вычислительной архитектуры общего назначения и набором компонентов необходимых для функционирования смартфона. В ядре ОС были реализованы все современные на тот момент функции, от управления памятью и поддержки многозадачности, до промежуточного ПО позволяющего работать с мобильными сетями, графикой, поддерживать интернет протоколы, пользовательский интерфейс, управление телефонными вызовами и многое другое без чего и сейчас сложно представить полноценный смартфон. Также платформа позволяла использовать приложения на основе языков программирования Java и C++, являющиеся весьма прорывными для своего времени.



Становление


Хотя исходный код своей платформы Symbian Ltd. откроет аж в 2010 году, что по мнению многих экспертов отрасли стало слишком запоздалым решением, в начале нулевых закрытое ПО было вполне обыденным делом. В то время рынок создания программ сторонними разработчиками был крайне ограничен, и скорее нес больше рисков для конечного потребителя нежели преимуществ. Кроме того, при формальной закрытости платформы, количество партнеров принимающих участие в жизни Symbian было весьма внушительным. В разные годы в проект были вовлечены, кроме уже озвученных, еще и Samsung, Sharp, Fujitsu, LG, Sony, Panasonic, а также целый ряд более мелких компаний, что позволяло постоянно развивать и усовершенствовать перспективную платформу.



Все это вроде как звучит прекрасно, но если посмотреть более детально на сложившуюся картину, мы увидем довольно парадоксальную действительность. Все вышеназванные кампании если и были в чем-то партерами, то исключительно ситуационными, на прилавках магазинов все они чрезвычайно остро конкурировали друг с другом. В погоне за индивидуальностью, почти сразу, производители гаджетов причастных к Symbian Ltd. начали создавать свои собственные оболочки, что поддерживались телефонами с Symbian OS. В то время как Японские производители внедряли MOAP ( Mobile Oriented Applications Platform ), Финский производитель Nokia продвигал собственную линейку Series 60/80/90, Sony Ericsson и Motorola отдавали предпочтение UIQ (User Interface Quartz). Подобное положение вещей хотя и было весьма удобным, подарив унифицированную программную платформу с возможностью ее поверхностной кастомизации, в тоже время заложило мину замедленного действия под всей ОС. Поскольку собственные программные доработки компаний не могли носить фундаментальный характер и все равно базировались на Symbian, особенно важным было принимать решения по ее непосредственному развитию, а заниматься подобными вещами в купе с заядлыми конкурентами по цеху весьма непростое занятие. Ведь у каждой компании было свое виденье рынка и необходимого направления развития для ОС.



Еще одной сильной стороной Symbian являлось то, что используемый под нее программный интерфейс основывался на С++, что в свою очередь позволяло создавать под платформу современные, функциональные приложения. Чего уже говорить об играх написаных на Java, в том числе благодаря которым смартфоны так плотно вошли в нашу жизнь. И все бы было очень радужно, если бы не еще один нюанс. Унаследовав из 80-х от EPOC специфическую структуру оболочки, Symbian OS была довольно требовательна к квалификации программистов писавшим под нее ПО. Вместо поиска решений проблемы упростить разработку, в 2004 году руководство Symbian, в погоне за безопасностью разрабатываемых под ОС приложений еще больше усложнила жизнь разработчикам. Под благим предлогом борьбы с вирусами, спамом и другим вредоносным кодом встраиваемым в приложения, технические перепоны и усилившаяся бюрократия еще больше отвернули рядовых программистов от Symbian OS. До тех пор пока платформа была закрытой, и разработкой приложений под нее занимались крупные компании, эти сложности были не столь уж и критическими и они не могли помешать операционной системе бурно захватывать рынок. Однако, со временем, когда общий тренд в разработке ПО изменился на максимальную открытость и вовлечение как можно большего числа программистов, более простые программные интерфейсы у конкурентов Android, iOS и Windows Mobile стали существенно популярнее среди нового поколения разработчиков, тем самым еще больше маргинализируя Symbian.

Зрелость


Феноменальные 73% от всех установленных ОС на смартфонах это вершина пути Symbian OS. Конечно, остается довольно дискуссионным вопрос первопричин такого успеха. С одной стороны, надо отдать должное весьма функциональной и удовлетворяющей всем вызовам времени ОС, а с другой немаловажным фактором ее распространенности стали те великолепные смартфоны Nokia на которых она была предустановлена. Если сейчас, в основном, работа над дизайном смартфона сводится к тому как бы сделать менее броской монобровь с ее динамиком и фронтальной камерой, в нулевых смартфоны обладали индивидуальностью. Выдвижные клавиатуры, раскладушки, сенсорные, сенсорные с клавиатурой, камерофоны, слайдеры и все это разнообразие выпускалось одновременно, не редко еще и одним производителем! Бесспорным лидером среди производства носимой электроники была конечно же Nokia. Крайне агрессивная политика проводимая компанией по захвату всех возможных сегментов рынка мобильных гаджетов стала немаловажным фактором в распространении Symbian OS. Благодаря конкурентным решениям от Nokia, охватывающим как бюджетных потребителей, так и премиум сегмент, существующие тогда альтернативы Symbian OS Palm OS, Windows Phone, Black Berry OS, зачастую проигрывали своему звездному конкуренту именно по железу. Black Berry OS долгое время ставилась только на нишевые смартфоны из премиум сегмента, Windows Mobile долгое время позиционировался как ОС для Карманных ПК и планшетов, в свою очередь разработчики Palm OS хоть вовремя и переориентировали свою платформу под нужды сотовых операторов, однако выпускаемые под этой ОС смартфоны вряд ли могли тягаться с флагманами от той же Nokia.


В один год, компания могла выставить на прилавки магазинов более двух десятков новых гаджетов. Неужели это было целесообразно?

Достигнув своего пика развития в 2007-2008 годах, чисто внешне, казалось, что Symbian это навсегда. Купающаяся в лучах славы Nokia все больше концентрировала в своих руках власть над Symbian Ltd., тем самым уменьшая разногласия между партнерами, вкладывала в разработку ПО баснословные ресурсы. Рассредоточенные по всему миру подрядчики работали над созданием более адекватного API, допиливали саму платформу, как для своего времени создавали выдающиеся сервисы, чего только стоит картографическая служба OVI Maps. Чисто внешне, ни что не предвещало беды.


В нулевых названием компании Nokia нередко подменяло название мобильного телефона как такового

Появление в 2008 году нового коммуникатор от Apple было интересным событием, однако особо не напугало существующих лидеров отрасли. Логика была в том, что первое поколение iPhonе хоть и обладало революционным дизайном целиком сенсорный экран при отсутствии физической клавиатуры, однако претендовать на глобальное лидерство этот продукт очевидно не мог. Дороговизна гаджета, слабая автономность и высокая степень хрупкость делали не столь важным, что работало это все недоразумение под более удачной нежели у конкурентов операционной системой iOS.

У нас ушло немало лет, чтобы понять, что необходимо для создания приличного телефона. Ребята из Apple, занимающиеся созданием ПК, даже понятия не имеют как этого добиться. Они в этом направлении и с места не сдвинулись Ансип Ваньеки, глава по стратегическому планированию компании Nokia.

Еще один новичок на рынке телефонов. На рынке, который переполнен всевозможным ассортиментом, потребителю и так есть из чего выбрать. Не представляю кому это нужно Стив Балмер, генеральный директор корпорации Microsoft.

Нет никакой вероятности, что у Apple что-то получится на рынке телефонов Эд Кулиган, руководитель компании Palm.

Менее помпезно чем iPhone, но в том же 2008 году, миру был представлен еще один гаджет HTC Dream. Его дизайн был не столь прогрессивный как у яблочного коллеги, но его особенностью стало то, что он был первый серийный смартфон под управлением операционной системы Android.


У фанатов iPhone новый год начинается в первых числах сентября

Кончина


Уверен, если порыться в закромах то многие из нас смогут отыскать старый, но еще работающий смартфон на базе Symbian. Недавно колупаясь в своей старенькой Nokia С6-01, с установленной на ней Symbian OS Belle, словил себя на мысли, что это все еще довольно актуальный смартфон. Хотя и выглядящие весьма архаично, но от того не менее функциональные приложения Skype, WhatsApp, Facebook, Viber, WeChat, JAVA DM Reader, Translate, QuickOffice, Youtube все еще исправно работают!



Крах самой распространенной мобильной ОС в мире был стремителен. Фактическим временем смерти для Symbian OS стал 2012, ведь именно в этом году мир увидел последний выпущенный под этой ОС смартфон Nokia 808 PureView. Весьма интересный и однозначно современный продукт, но ничего изменить он уже не мог. Ситуация была предрешена, ведь всего за 4 года с момента выхода Android OS, доля Symbian OS уже составляла не более 6% от рынка, в то время как его оппонент контролировал около 60%.

Принятое компанией Nokia решение окончательно похоронить свою операционную систему было настолько же неожиданным, насколько и прогнозируемым. Решение менеджмента финского гиганта Nokia, об отказе от дальнейшей работы над Symbian OS и переход на перспективную платформу Windows Mobile прозвучало еще в 2011 году, почти за год до того как был выпущен Nokia 808 PureView, что уже само по себе не предвещало для него ничего хорошего. В 2010 году о планах выйти из Symbian Ltd заявили восточные партнеры по Symbian Ltd Samsung и Sony Ericsson. Последние переориентировали свою продукцию на ОС под управлением Android. Но многие все равно до последнего не верили, что так любимая ОС просто канет в лету.

Эпитафия


Исчезновение Symbian и деградация Nokia это два неотъемлемо связанных процесса. Оба эти события и до сих пор остаются знаковыми для ИТ-сообщества. Пример Symbian крайне интересен еще и тем, что очень двоякий. По сути, его погубило именно то, что сделало в свое время королем горы.

Концепция Android, как открытой платформы, в 2000 году была невостребована, и не несла ничего хорошего кроме рисков, но уже в 2010 году стала решающим фактором в конкурентной борьбе. Стоит также вспомнить, что магазин Google Play, всего за год своего существования, вмещал более чем 100 000 приложений, в то время как OVI Store, под Symbian, к этому времени мог похвастатся всего 10 000 наименований, и со временем этот разрыв только рос. В тоже время пример Apple показал, что закрытая платформа в открытом мире это не приговор. Создай разработчики Symbian вовремя удобные инструменты для работы над приложениями сторонним программистам, плюс реализовав вменяемую систему материального поощрения последних и OVI Store также ломился бы от всевозможных приложений.


Кроме лидерства в количестве приложений, уже в 2011 году выторг App Store перевалил за $1 миллиард долларов, оставив далеко позади всех конкурентов

Концепция iPhone состоящая в единовластном управлении своим продуктом, состоянием на 2000 год, очевидно так же не привела бы Symbian к успеху. Подобную модель, в то время, отыгрывала Black Berry, история которой также далека от хеппи-энда. То огромное количество ресурсов которое требуется для создания своей закрытой среды по плечу, пожалуй, только избранным компаниям. Ведь кроме огромных материальных затрат и колоссального опыта в производстве ПО и девайсов, корпорация Apple обладает еще и жесткой вертикально интегрированной структурой. Каждый раз когда в Купертино демонстрируют новый продукт, он так или иначе идет в дополнение к уже существующему миру вещей и сервисов от Apple. Утверждать, что в 1998 году Nokia смогла бы самостоятельно осилить разработку и внедрение своего уникального продукта весьма опрометчиво. Со временем, набравшись опыта и обладая немалыми финансами, в партнерстве с Microsoft, финны попробуют наверстать упущенное презентовав свой первый смартфон под управлением Windows Phone Nokia Lumia 610, но как мы знаем и эта попытка потерпела фиаско. Провал был спровоцирован, в том числе, нарастающими внутренними проблемами в самой Nokia. За годы безбедного существования компания утратила былую эффективность и была уже неспособна успешно вывести на рынок новый продукт, еще и в условиях разгоревшейся внутренней реорганизации проводимой новым СЕО Стивеном Элопом.

Не менее интересно сложились судьбы компаний причастных к Symbian Ltd Nokia, Ericsson, Motorola, Sony, Samsung. На данный момент единственной действительно успешной из них оказалась Samsung. До массового прихода на рынок мобильных гаджетов китайских торговых марок, Samsung удерживал пальму первенства среди проданных смартфонов с предустановленным Android, по сути повторив ассоциативную связку Symbian=Nokia. Благодаря наилучшему в своих девайсах соотношению цена/качество, они задавили всех своих Андроидных конкурентов ведя борьбу в равных условиях единой для всех ОС. Более того Корейская компания стала на столько успешной в создании OLED панелей, что сейчас производит около 93% всех подобных экранов в мире, и для компании уже не так важно на какой смартфон будет установлена эта панель и под какой ОС он работает.


И кто теперь действительно лидер в мире смартфонов?

Одно можно сказать действительно точно нет ничего вечного под солнцем, и соответсвенно жизненные циклы рождения и смерти также присущи таким не материальным вещам как ПО. Однако как и в мире осязаемых вещей продолжительность этой жизни и ее качество зависит в первую очередь от вовремя принятых правильных решений, а потом уже от времени и рока судьбы. Весьма вероятно, что мы могилы бы сейчас жить в мире где все еще доминирует Symbian OS, а OS Android так и загнулась на уровне перспективного стартапа. Если задать вопрос, кто будет править балом мобильных ОС, скажем, лет через 10? Ответ на него мы с вами однозначно сможем дать, пожалуй, лет так через 10. Может быть именно в этот самый момент идет интенсивная работа над очередным убийцей Андроида? И на этот раз новая ОС действительно сможет в ближайшие несколько лет вклинится в противостояние Android-iOS. Возможно, этот процесс будет форсирован политическим фактор, ведь тот факт, что существующие мобильные ОС, как собственно и десктопные, в данные момент крайне зависимы от политических решений принимаемых одной единственной страной, тоже весьма неоднозначный. В любом случае, мы с вами, будем пристально следить за всем происходящим, в столь непредсказуемом и переполненном взлетами и падениями мире ИТ.



Немного рекламы


Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас, оформив заказ или порекомендовав знакомым, облачные VPS для разработчиков от $4.99, уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас: Вся правда о VPS (KVM) E5-2697 v3 (6 Cores) 10GB DDR4 480GB SSD 1Gbps от $19 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).

Dell R730xd в 2 раза дешевле в дата-центре Maincubes Tier IV в Амстердаме? Только у нас 2 х Intel TetraDeca-Core Xeon 2x E5-2697v3 2.6GHz 14C 64GB DDR4 4x960GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $199 в Нидерландах! Dell R420 2x E5-2430 2.2Ghz 6C 128GB DDR3 2x960GB SSD 1Gbps 100TB от $99! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. класса c применением серверов Dell R730xd Е5-2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?
Подробнее..

Перевод Синтезатор мелодий Nokia Composer в 512 байтах

06.01.2021 16:04:08 | Автор: admin
Немного ностальгии в нашем новом переводе пробуем написать Nokia Composer и сочинить собственную мелодию.

Кто-то из читателей пользовался стареньким Nokia, например, моделями 3310 или 3210? Вы должны помнить его прекрасную функцию возможность сочинять собственные рингтоны прямо на клавиатуре телефона. Расставляя ноты и паузы в нужном порядке, можно было воспроизвести популярную мелодию из динамика телефона и даже поделиться творением с друзьями! Если вы пропустили ту эпоху, вот как это выглядело:



Не впечатлило? Просто поверьте мне, тогда это казалось действительно крутым, особенно для тех, кто увлекался музыкой.

Музыкальная нотация (нотная запись) и формат, используемые в Nokia Composer, известны как RTTTL (Ring Tone Text Transfer Language). RTTL до сих пор широко используется любителями для воспроизведения монофонических мелодий на Arduino и др.

RTTTL позволяет писать музыку только для одного голоса, ноты можно играть только последовательно, без аккордов и полифонии. Однако это ограничение оказалось убойной фичей, поскольку такой формат легко писать и читать, легко анализировать и воспроизводить.

В этой статье мы попытаемся создать RTTTL-проигрыватель на JavaScript, добавив для интереса немного код-гольфинга и математических приемов, чтобы сделать код как можно короче.

Парсинг RTTTL


Для RTTTL применяется формальная грамматика. RTTL-формат строка, состоящая из трех частей: название мелодии, ее характеристики, такие как темп (BPM beats per minute, то есть количество долей в минуту), октава и длительность ноты, а также сам код мелодии. Однако мы будем имитировать поведение самого Nokia Composer, распарсим только часть мелодии и рассмотрим темп BPM как отдельный входной параметр. Название мелодии и ее служебные характеристики оставлены за рамками этой статьи.

Мелодия это просто последовательность нот / пауз, разделенная запятыми с дополнительными пробелами. Каждая нота состоит из длительности (2 / 4 / 8 / 16 / 32 / 64), высоты (c / d / e / f / g / a / b), опционально знака диез (#) и количества октав (от 1 до 3, так как поддерживаются только три октавы).

Самый простой способ использовать регулярные выражения. Новые браузеры поставляются с очень удобной функцией matchAll, которая возвращает набор всех совпадений в строке:

const play = s => {  for (m of s.matchAll(/(\d*)?(\.?)(#?)([a-g-])(\d*)/g)) {    // m[1] is optional note duration    // m[2] is optional dot in note duration    // m[3] is optional sharp sign, yes, it goes before the note    // m[4] is note itself    // m[5] is optional octave number  }};

Первое, что нужно выяснить о каждой ноте как преобразовать ее в частоту звуковых волн. Конечно, мы можем создать HashMap для всех семи букв, обозначающих ноты. Но поскольку эти буквы расположены последовательно, их должно быть проще рассматривать как числа. Для каждой буквы-ноты мы находим соответствующий числовой код символа (код ASCII). Для A это будет 0x41, а для a 0x61. Для B / b это будет 0x42 / 0x62, для C / c 0x43 / 0x63 и так далее:

// 'k' is an ASCII code of the note:// A..G = 0x41..0x47// a..g = 0x61..0x67let k = m[4].charCodeAt();

Нам, вероятно, стоит пропустить старшие биты, мы будем использовать только k&7 в качестве индекса ноты (a=1, c=2,, g=7). А что дальше? Следующий этап не очень приятный, так как он связан с теорией музыки. Если у нас всего 7 нот, то мы считаем их как все 12. Это происходит потому, что диез / бемоль ноты неравномерно спрятаны между обычными нотами:

         A#        C#    D#       F#    G#    A#         <- black keys      A     B | C     D     E  F     G     A     B | C   <- white keys      --------+------------------------------------+---k&7:  1     2 | 3     4     5  6     7     1     2 | 3      --------+------------------------------------+---note: 9 10 11 | 0  1  2  3  4  5  6  7  8  9 10 11 | 0

Как можно заметить, индекс ноты в октаве увеличивается быстрее, чем код ноты (k&7). Кроме того, он увеличивается нелинейно: расстояние между E и F или между B и C составляет 1 полутон, а не 2, как между остальными нотами.

Интуитивно мы можем попробовать умножить (k&7) на 12/7 (12 полутонов и 7 нот):

note:          a     b     c     d     e      f     g(k&7)*12/7: 1.71  3.42  5.14  6.85  8.57  10.28  12.0

Если мы посмотрим на эти числа без цифр после запятой, мы сразу заметим, что они нелинейны, как мы и ожидали:

note:                 a     b     c     d     e      f     g(k&7)*12/7:        1.71  3.42  5.14  6.85  8.57  10.28  12.0floor((k&7)*12/7):    1     3     5     6     8     10    12                                  -------

Но не совсем Полутоновое расстояние должно быть между B / C и E / F, а не между C / D. Попробуем другие коэффициенты (подчеркиванием указаны полутоны):

note:              a     b     c     d     e      f     gfloor((k&7)*1.8):  1     3     5     7     9     10    12                                           --------floor((k&7)*1.7):  1     3     5     6     8     10    11                               -------           --------floor((k&7)*1.6):  1     3     4     6     8      9    11                         -------           --------floor((k&7)*1.5):  1     3     4     6     7      9    10                         -------     -------      -------

Понятно, что значения 1.8 и 1.5 не подходят: у первого только один полутон, а у второго слишком много. Два других, 1.6 и 1.7, похоже, нам подходят: 1.7 дает мажорную гамму G-A-BC-D-EF, а 1.6 дает мажорную гамму A-B-CD-E-F-G. Как раз то, что нам нужно!

Теперь нам нужно немного изменить значения так, чтобы C было равно 0, D было 2, E было 4, F было 5 и так далее. Мы должны сместить на 4 полутона, но вычитание 4 сделает ноту A ниже ноты C, поэтому вместо этого мы добавляем 8 и вычисляем по модулю 12, если значение выходит за октаву:

let n = (((k&7) * 1.6) + 8) % 12;// A  B C D E F G A  B C ...// 9 11 0 2 4 5 7 9 11 0 ...

Мы также должны принять во внимание знак диез, который ловится группой m[3] регулярного выражения. Если он присутствует, следует увеличить значение ноты на 1 полутон:

// we use !!m[3], if m[3] is '#' - that would evaluate to `true`// and gets converted to `1` because of the `+` sign.// If m[3] is undefined - it turns into `false` and, thus, into `0`:let n = (((k&7) * 1.6) + 8)%12 + !!m[3];

Наконец, мы должны использовать правильную октаву. Октавы уже сохранены в виде чисел в группе регулярных выражений m[5]. Согласно теории музыки, каждая октава это 12 семинот, поэтому мы можем умножить число октавы на 12 и добавить к значению ноты:

// n is a note index 0..35 where 0 is C of the lowest octave,// 12 is C of the middle octave and 35 is B of the highest octave.let n =  (((k&7) * 1.6) + 8)%12 + // note index 0..11  !!m[3] +                 // semitote 0/1  m[5] * 12;               // octave number

Clamping


Что будет, если кто-то укажет количество октав как 10 или 1000? Это может привести к ультразвуку! Нам следует разрешить только правильный набор значений для подобных параметров. Ограничение числа между двумя другими обычно называется clamping. В современном JS есть специальная функция Math.clamp(x, low, high), которая, однако, пока недоступна в большинстве браузеров. Самая простая альтернатива использовать:

clamp = (x, a, b) => Math.max(Math.min(x, b), a);

Но поскольку мы стараемся максимально сократить наш код, можно заново изобрести колесо и отказаться от использования математических функций. Мы используем значение по умолчанию x=0, чтобы clamping работал и с undefined-значениями:

clamp = (x=0, a, b) => (x < a && (x = a), x > b ? b : x);clamp(0, 1, 3) // => 1clamp(2, 1, 3) // => 2clamp(8, 1, 3) // => 3clamp(undefined, 1, 3) // => 1

Темп и длительность ноты


Мы рассчитываем, что BPM будет передан в качестве параметра функции out play(). Нам остается только валидировать его:

bpm = clamp(bpm, 40, 400);

Теперь, чтобы вычислить, сколько нота должна длиться в секундах, мы можем получить ее музыкальную продолжительность (целая / половинная / четвертная /), которая хранится в группе регулярного выражения m[1]. Используем следующую формулу:

note_duration = m[1]; // can be 1,2,4,8,16,32,64// since BPM is "beats per minute", or usually "quarter note beats per minute",// BPM/4 would be "whole notes per minute" and BPM/60/4 would be "whole// notes per second":whole_notes_per_second = bpm / 240;duration = 1 / (whole_notes_per_second * note_duration);

Если мы объединим эти формулы в одну и ограничим продолжительность ноты, мы получим:

// Assuming that default note duration is 4:duration = 240 / bpm / clamp(m[1] || 4, 1, 64);

Также не стоит забывать и про возможность указания нот с точками, которые увеличивает длину текущей ноты на 50%. У нас есть группа m[2], значением которой может быть точка . или undefined. Применяя тот же метод, который мы использовали ранее для знака диез, получаем:

// !!m[2] would be 1 if it's a dot, 0 otherwise// 1+!![m2]/2 would be 1 for normal notes and 1.5 for dotted notesduration = 240 / bpm / clamp(m[1] || 4, 1, 64) * (1+!!m[2]/2);

Теперь мы можем рассчитывать номер и продолжительность для каждой ноты. Пора воспользоваться API WebAudio, чтобы сыграть мелодию.

WEBAUDIO


Нам нужны только 3 части из всего API WebAudio: аудиоконтекст, осциллятор для обработки звуковой волны и gain-нода для включения / выключения звука. Я буду использовать прямоугольный осциллятор, чтобы мелодия напоминала тот самый ужасный звонок старых телефонов:

// Osc -> Gain -> AudioContextlet audio = new (AudioContext() || webkitAudioContext);let gain = audio.createGain();let osc = audio.createOscillator();osc.type = 'square';osc.connect(gain);gain.connect(audio.destination);osc.start();

Этот код сам по себе еще не создаст музыку, но, так как мы распарсили нашу RTTTL-мелодию, мы сможем указать WebAudio, какую ноту играть, когда, с какой частотой и как долго.

Все ноды WebAudio имеют специальный метод setValueAtTime, который планирует событие изменения значения (частота или усиление узла).

Если вы помните, ранее в статье у нас уже был код ASCII для ноты, сохраненный как k, индекс ноты как n, и у нас была duration (продолжительность) ноты в секундах. Теперь для каждой ноты мы можем сделать следующее:

t = 0; // current time counter, in secondsfor (m of ......) {  // ....we parse notes here...  // Note frequency is calculated as (F*2^(n/12)),  // Where n is note index, and F is the frequency of n=0  // We can use C2=65.41, or C3=130.81. C2 is a bit shorter.  osc.frequency.setValueAtTime(65.4 * 2 ** (n / 12), t);  // Turn on gain to 100%. Besides notes [a-g], `k` can also be a `-`,  // which is a rest sign. `-` is 0x2d in ASCII. So, unlike other note letters,  // (k&8) would be 0 for notes and 8 for rest. If we invert `k`, then  // (~k&8) would be 8 for notes and 0 for rest. Shifing it by 3 would be  // ((~k&8)>>3) = 1 for notes and 0 for rests.  gain.gain.setValueAtTime((~k & 8) >> 3, t);  // Increate the time marker by note duration  t = t + duration;  // Turn off the note  gain.gain.setValueAtTime(0, t);}

Это всё. Наша программа play() теперь может воспроизводить целые мелодии, записанные в нотации RTTTL. Вот полный код с небольшими уточнениями, такими как использование v в качестве ярлыка для setValueAtTime или использование однобуквенных переменных (C=контекст, z=осциллятор, потому что он производит похожий звук, g=усиление, q=bpm, c=clamp):

c = (x=0,a,b) => (x<a&&(x=a),x>b?b:x); // clamping function (a<=x<=b)play = (s, bpm) => {  C = new AudioContext;  (z = C.createOscillator()).connect(g = C.createGain()).connect(C.destination);  z.type = 'square';  z.start();  t = 0;  v = (x,v) => x.setValueAtTime(v, t); // setValueAtTime shorter alias  for (m of s.matchAll(/(\d*)?(\.?)([a-g-])(#?)(\d*)/g)) {    k = m[4].charCodeAt(); // note ASCII [0x41..0x47] or [0x61..0x67]    n = 0|(((k&7) * 1.6)+8)%12+!!m[3]+12*c(m[5],1,3); // note index [0..35]    v(z.frequency, 65.4 * 2 ** (n / 12));    v(g.gain, (~k & 8) / 8);    t = t + 240 / bpm / (c(m[1] || 4, 1, 64))*(1+!!m[2]/2);    v(g.gain, 0);  }};// Usage:play('8c 8d 8e 8f 8g 8a 8b 8c2', 120);

При минификации с помощью terser этот код занимает всего 417 байт. Это все еще ниже поставленного порога в 512 байт. Почему бы нам не добавить функцию stop() для прерывания воспроизведения:

C=0; // initialize audio conteext C at the beginning with zerostop = _ => C && C.close(C=0);// using `_` instead of `()` for zero-arg function saves us one byte :)

Получается все еще около 445 байт. Если вы вставите этот код в консоль разработчика, вы сможете воспроизвести RTTTL и остановить воспроизведение, вызвав JS функции play() и stop().

UI


Я думаю, добавление небольшого UI для нашего синтезатора сделает момент создания музыки еще более приятным. На этом этапе я бы предложил забыть о код-гольфинге. Можно создать крошечный редактор для RTTTL-мелодий без сохранения байтов, используя обычный HTML и CSS и включая минифицированный скрипт только для воспроизведения.

Я решил не размещать здесь код, так как это довольно скучно. Вы можете найти его на github. Также вы можете попробовать демо-версию здесь: https://zserge.com/nokia-composer/.



Если муза покинула вас и писать музыку совсем не хочется, попробуйте несколько существующих песен и насладитесь знакомым звуком:


Кстати, если вы действительно что-то сочинили, поделитесь URL-адресом (вся песня и BPM хранятся в хеш-части URL-адреса, поэтому сохранить / поделиться своими песнями так же просто, как скопировать или добавить ссылку в закладки.

Надеюсь, вам понравилась эта статья. Вы можете следить за новостями на Github, в Twitter или подписываться через rss.
Подробнее..

Ретрожелезо в фильме Брат

08.04.2021 14:12:31 | Автор: admin
Брат Алексея Балабанова не является моим любимым фильмом в смысле часто пересматриваю с семьей. Безусловно талантливое кино настолько хорошо передает пасмурную эпоху середины девяностых, что смотреть его попросту больно. Дело даже не в сюжетной канве, не в героях и смысле их поступков, а в деталях. Когда понимаешь, что у тебя в комнате были похожие обои, а у дедушки стояла такая же радиола. Атмосфера Брата она про приход новых времен, ценностей, вещей и людей. Даже если перемены безусловно к лучшему (а не как в фильме) все равно немного жаль. Через 23 года после премьеры фильм сам по себе стал капсулой времени, зафиксировал какую-то условную реальность, которая местами очень хорошо резонирует с моими собственными воспоминаниями. Точно могу сказать, что мне повезло, и мои девяностые были лучше, чем в кино.


Но есть еще один момент: если отвлечься от кровавой драмы, замечаешь как плотно в сюжет Брата интегрированы актуальные на тот момент технические новинки. Анализировать такое все равно, что идентифицировать марки машин и модели будильников в фильме Назад в будущее. Занятие несколько странное, но вполне имеющее право на жизнь, а у таких людей, как я, вообще основное. Недавно я пересмотрел Брата на быстрой перемотке, по возможности постарался определить модели попадающих в кадр устройств, а на основе этого сделать выводы, абсолютно никак не влияющие на впечатление от фильма. Переиздание фильма в HD доступно на Ютюбе, скриншоты взяты оттуда. Началось все с простого вопроса: а какой у Данилы Багрова был CD-плеер?

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.

Сначала обязательная привязка к датам. Фильм впервые показали на Каннском кинофестивале в мае 1997 года (данные по Википедии). В июне он вышел в прокат, причем сразу состоялся релиз на VHS предположу, что на выручку в кинотеатрах тогда было сложно расчитывать. В декабре 1997 года состоялся первый показ на телевидении. Я впервые увидел фильм в 1998 году в США, одолжил у кого-то из эмигрантской тусовки кассету, смотрел и страдал ностальгией по Родине, хотя поводов для этого в сюжете вроде и не было. Съемки происходили осенью 1996 года для наших дальнейших исследований это самое важное.


В самом начале фильма показан типичный, очень атмосферный ассортимент провинциального магазинчика формата всё, и еще кое-что. Домики для Барби, модель грузовой машины, видеокассета с Особенностями национальной охоты с глянцевой обложкой, и еще какая-то откровенная пиратка. Чистые VHS Maxell и RAKS, плохо различимая стопка компакт-дисков, по 20 тысяч рублей. Фильм снят до деноминации 1997 года, для перевода в современные рубли надо убрать три нолика. Диски откровенно пиратские, чуть позже мы узнаем, сколько стоили нормальные. Примета эпохи: ценники, сделанные с помощью советского трафарета.


На седьмой минуте в кадре появляется первый и последний компьютер, установленный в офисе криминального авторитета. На индикаторе указана частота 133 мегагерца, скорее всего это Pentium. На то, что это не AMD Am5x86 на той же частоте, также намекает плохо различимая наклейка Intel на корпусе. В комплекте с оптическим приводом получается неплохая система, которая в кабинете руководителя скорее всего используется как мебель или для пасьянса. На конец 1996 года самым крутым Пентуимом была бы версия на 200 мегагерц. Монитор сверхпопулярный Samsung SyncMaster 3ne: 14 дюймов, максимальное разрешение 1024x768.


Первое посещение магазина с музыкой и рок-атрибутикой. На заднем плане видеокассеты с концертами, легко угадываются Aerosmith Big Ones и Чёрный Пёс Петербург ДДТ. Цены на лицензионные CD: Этот 75800, а этот 78. Сопоставить ту стоимость с нынешними деньгами проще всего через курс доллара. По состоянию на 11 октября 1996 года один доллар стоил 5426 рублей, то есть за диск с музыкой Данила отдал около 14 баксов, с учетом инфляции $23,5. Можно еще проще: это была четверть тогдашней зарплаты в провинциальном бюджетном учреждении. В своей суровой реальности я не мог позволить ни фирму, ни пиратку на CD, а покупал пиратские же кассеты. Совершенно не помню, сколько они тогда стоили (если вы помните, подскажите), но кажется в пределах 4-6 тысяч рублей, то есть один доллар. Ах да, пиратские CD из провинциального магазина со скриншота выше обошлись бы в 3,7 доллара.


У того же магазина на 17-й минуте впервые можно разглядеть CD-плеер Данилы. Это Sony D-245, судя по дате в инструкции модель 1995 года. Аппарат среднего уровня, номера моделей самых дешевых дискмэнов Sony начинались на единичку, топовых на 3, 5 или 7. Вполне достойный аппарат со всем необходимым для полноценной эксплуатации. Антишок на три секунды (окей, модели чуть подороже с 10-секундным антишоком были удобнее), до 12 часов работы от одного комплекта батареек. Была возможность заряжать блок пальчиковых аккумуляторов прямо в плеере. Двухступенчатый усилитель басов и возможность подключения проводного пульта ДУ, который, правда, не входил в комплект. Чтобы сделать этот кинообзор чуть более осмысленным, я нашел и купил именно эту модель.


Увы, в нерабочем состоянии: на плате следы от потекших батареек, плеер не включается ни от них, ни от внешнего блока питания. Вместе с мобильными телефонами, плеер участвует в развитии сюжета, и мы к нему еще вернемся.


Первая встреча Данилы с братом. На столе лежит пока плохо идентифицируемый сотовый телефон.


Играет песня группы Наутилус Помпилиус. Здесь видно как CD-плеер закреплен на ремне у Данилы. Он явно организовал крепление самостоятельно, так как штатных средств для ношения на поясе у этой модели нет. Да и в целом для CD-портатива это не было принято.


Я уже в нулевые носил CD-проигрыватель либо в сумке, либо в большом внутреннем кармане куртки. Поэтому был важен проводной пульт: чтобы лишний раз не доставать сам проигрыватель или не искать наощупь кнопки.


Буквально на долю секунды в кадр попадает развал со свежей прессой, и тут есть много что интересного. Как минимум два журнала про хайфай, модное в те времена издание Птюч, вечная желтая пресса. И торчит уголок журнала Страна Игр, который с помощью коллег по ретрохобби я достаточно быстро идентифицировал. Это седьмой (с начала публикации) номер журнала за октябрь 1996 года. На сайте журнала есть архив обложек:


В интернет-архиве можно найти полный скан. Два разворота посвящены шутеру MDK это превью, релиз состоится в апреле 1997 года. Новости: в России начались официальные продажи Sony Playstation; 3DO уходит с рынка (продажи приставки 3DO Interactive Multiplayer остановлены, технологии проданы компании Matsushita); Sega, наоборот, инвестирует с разработку игр для актуальной тогда приставки Saturn. Nintendo выпускает новейшую 64-битную приставку Nintendo 64.


Системные требования из случайно выбранного обзора игры: 486-й процессор на 33 мегагерца, 8 мегабайт памяти, 15 мегабайт на жестком диске. Актуальная реклама:


Мобильник Nokia вроде бы похож на тот, что используется в фильме, но не совсем.




Несмотря на сомнительные (из 2021 года) дизайнерские решения, в журнале 1996 года очень приятная атмосфера. Но нам пора обратно в кино.


Данила покупает в палатке газету с объявлениями и звонит из телефона-автомата, договариваясь о съеме жилья. Ручкой вычеркивает неудачные варианты. Жизнь без интернета была непростая.


Данила катается с братом по хмурому Питеру на Lincoln Continental 1984 года (машина сохранилась, выкуплена с Ленфильма коллекционером).


Снова мелькает мобильник, по-прежнему плохо идентифицируемый. Понятно только, что у двух противобортствующих сторон в фильме телефоны одинаковые. Может он вообще у них был один на всех?


Зато плеер вновь показывают крупным планом. Если не знать о микроскопическом бюджете на съемки, можно предположить, что имел место продакт-плейсмент.


И еще одно камео телефона. На этом моменте я полез в поиск по картинкам с запросами типа телефон Nokia 1996, и нашел что-то очень похожее:


Но не то. Это Nokia 1610, GSM-телефон, выпущенный в апреле 1996 года. Но у него кнопки вызова и отбоя маленькие, а в фильме хорошо видно, как они занимают всю ширину передней панели.


Интерьер квартиры богатого человека. На заднем плане трудно идентифицируемый видеомагнитофон, скорее всего Panasonic. Здесь (45-я минута) нам дают важную подсказку: Данила звонит брату на сотовый, а тот просит его перезвонить на городской (плохо слышно).


На городском телефоне есть определитель номера, таким образом Татарин узнает адрес подруги Данилы. Можно сделать два вывода: во-первых, сотовая связь в Санкт-Петербурге 1996 года так себе, во-вторых, на мобильном телефоне номер определить не получается.


Еще один вид на телефонную будку. Аппарат советский, принимавший некогда двухкопеечные монеты, но видимо переделанный под жетоны. Фасад поменяли на современный, с кнопочным набором. В моем провинциальном городе жетоны так и не ввели: таксофоны были бесплатными для местных звонков до самого их исчезновения.


Данила осваивает новую технику. В комнате его подруги видеомагнитофон попроще Электроника ВМ-12.


А плей у тебя тут какая кнопка? Зеленая!. И еще: Это Наутилуса концерт. Юбилейный. Очень редкий, я достал.


На заднем плане два поколения домашней аудиотехники. Не идентифицированная старая радиола (проигрыватель пластинок, радиоприемник) и модный-современный бумбокс. Коробка от него чуть раньше мелькает прямо в кадре, так что известна точная модель: Panasonic RX-DS15.


CD-проигрыватель, кассетник без автореверса, вместо стирающей головки магнит.


Уже в самом конце фильма видна наклейка на магнитоле с загадочными заклинаниями: FM 2-band CCIR+OIRT. Это намекает на полезную для девяностых фичу: радиоприем был возможен не только в международном диапазоне 87.5-108 Мгц, но и в советском 65.9-74 Мгц. В обиходе они назывались, соответственно, УКВ и FM. Мой бумбокс Sony тех времен (конечно же без CD, но двухкассетник и с автореверсом!) умел принимать только FM, а для УКВ на рынке приобретался конвертер, прицепляемый к антенне.


Общий вид на логово музыкантов. Колонки Radiotechnika S-70. В отличие от более распространенных S-90, имеют встроенный усилитель.


Последнее появление в фильме CD-проигрывателя. В Данилу стреляют, и пуля попадает в плеер. Становится понятно, почему он раньше оказался на ремне. Видны внутренности, которые я могу сравнить с настоящим Discman D-245.


И это не те внутренности! Для большей убедительности в кадр вставили разбитую плату от какого-то другого устройства, которое, впрочем, тоже имеет выход на наушники. Если у вас есть предположения, от чего может быть эта плата поделитесь. Вероятно, это был старый кассетный плеер или переносной магнитофон.


Близится финал. Так как CD больше не на чем слушать, Данила переключается на старомодный винил.


Между тем, во время засады на квартире Татарина мы наблюдаем целых два одинаковых телефона. Пока мы знаем, что это Нокия, что у нее широкие кнопки отбоя и большая батарейка, и нет определителя номера. Вот лучший вид на телефон, который мне удалось добыть:


Я даже нашел на просторах интернета большую инфографику с финскими телефонами разных эпох (по клику вариант покрупнее):


И там не было ничего похожего. Тут я наконец догадался, что в 1996 году это вовсе не обязательно был аппарат стандарта GSM. На места все расставила архивная версия сайта Nokia за декабрь 1996 года:


Это Nokia 440, стандарт NMT-450i. Вес 275 грамм, время автономной работы в режиме разговора от 70 до 150 минут. Сам стандарт связи NMT относится к первому поколению, он аналоговый, в Москве поддерживался оператором МСС, в Санкт-Петербурге (с 1991 года!) Дельта-Телекомом. Связь на относительно низкой частоте отличалась дальнобойностью, но из-за аналоговой природы страдало качество, так что вариант с плохо слышно вполне вероятен. Судя по архиву сайта МСС, услуга определитель номера для абонентов такой сети существовала. Предположим, что в фильме она не была подключена. Для экономии.



Реальность и мифология
Даже спустя 23 года фильм оставляет тяжелое впечатление: ты как будто встраиваешь себя в его искусственную реальность, накладываешь свои впечатления от девяностых на сюжетную канву. И на самом деле зря: повторюсь, мне повезло, мои девяностые были лучше, чем фильме (эту планку достаточно легко преодолеть). Напоследок вот что хочу сказать: данный эксперимент хорошо выявляет разницу в восприятии. Есть то, что с тобой произошло на самом деле. Есть твои воспоминания, и они, хоть и имеют нечто общее с реальностью, уже отличаются: что-то забылось, что-то наоборот кажется ярким и важным, хотя ты тогда мог и не придать значения. Есть отражение реальности в художественном произведении и не надо забывать, что это тоже чей-то пересказ, не обязательно подходящий к тебе.

Проходят годы, уходит немая тоска, новые события вытесняют память. Прошедшее становится неактуальным и превращается в миф. Как в песне Монеточки про девяностые, где все бегают абсолютно голые. Это нормально, рано или поздно такое происходит с любыми событиями, и пусть, хотя ты сам, чуть-чуть повидавший настоящие девяностые, что-то запомнил иначе. Я успешно нашел модель дискмена у Данилы, но не нашел в фильме правду. Даже и не пытался, в отношениях с прошлым мне важнее примирение, без попыток это прошлое приукрасить или очернить. Это такое позитивное следствие принятия самого себя. Когда ты уже достаточно долго прожил, натворил много разной фигни, без такого принятия становится трудно. И еще: музыка деликатнее, чем кино, влияет на воспоминания. Она обычно ничего не навязывает, просто включаешь и перематываешь в голове слегка пожеванный таймлайн своей жизни. Поэтому закончить данный опус я хочу вот так:

Подробнее..

Наша песня хороша Microsoft снова хочет купить Nokia

06.10.2020 18:23:53 | Автор: admin

Правда, речь идет уже о подразделении компании, которое занимается разработкой сетевого оборудования Nokia Networks. Напомним, что в 2013 году Microsoft приобрела мобильное подразделение компании, которое возглавил Стивен Элоп выходец из Microsoft. Спустя несколько лет корпорация продала этот актив.

На Nokia Networks есть и другие претенденты в частности, компания Intel. Сетевой бизнес Nokia привлекателен для многих, поскольку Nokia Networks один из крупнейших производителей и поставщиков телекоммуникационного оборудования. В компании работает около 60 тысяч человек из 150 стран мира.

Немного о Nokia Network


Компания была образована в 2008 году после слияния одного из подразделений Siemens AG и Nokia Network Business Group. Подразделение по обслуживанию заказчиков располагается в Индии. Кстати, в 2011 году открылся офис и в РФ, в Воронеже.

В 2013 году Nokia договорилась с немецким партнером о выкупе 50% предприятия. Сумма сделки на тот момент составила $1,7 млрд. Более того, в 2015 году финская компания приобрела своего конкурента, концерн Alcatel-Lucent за 16,6 млрд долларов.

Главные производственные мощности компании расположены в четырех странах Китае, Финляндии, Германии и Индии. Услугами телекоммуникационных сетей, основа которых оборудование и сервисы Nokia Networks, пользуется около 1 млрд человек.

У компании около полутора тысяч корпоративных клиентов по всему миру, включая около 600 операторов мобильной и фиксированной связи. Основные направления работы:

  • Radio Access (сети радиодоступа);
  • Service Core & Applications (опорные сети и приложения);
  • Operations Support Systems (системы поддержки эксплуатации сети, обеспечивающих полный спектр продуктов и приложений для фиксированных, мобильных и конвергентных сетей связи);
  • Services (техническая поддержка и обслуживание).

История отношений Microsoft и Nokia


Что касается американской и финской компаний, то они стали партнерами в сентябре 2013 года. Тогда Microsoft договорилась о покупке мобильного подразделения Nokia за 5,44 млрд евро. Регуляторы обеих стран одобрили покупку, и уже в 2014 году Microsoft стала управлять новым активом.

В сжатые сроки компания выпустила смартфоны Nokia Lumia, большинство из которых работали под управлением Windows Phone. Затем вышли новые модели, на корпусе которых уже не было упоминаний о Nokia. Первые устройства, вышедшие под брендом Microsoft Lumia 535 и Lumia 535 Dual SIM.


Через год представители Microsoft заявили о том, что покупка оказалась неудачной компании даже пришлось списать активы, полученные от финнов, на сумму в $7,6 млрд.

Стоит отметить, что с сентября 2013 года по до момента продажи подразделение Devices and Services в компании Nokia возглавлял Стивен Элоп. Он же был главным исполнительным директором Nokia с 2010 по 2013 годы. До 2010 он был менеджером Microsoft и отвечал за продвижение линейки продуктов Microsoft Office.

В итоге мобильное подразделение Nokia принесло покупателю сплошные убытки. Спустя два года Windows Phone занимала всего 0,7% от общего рынка смартфонов. В 2015 Microsoft уволила 7800 сотрудников Nokia, а в 2016 еще 1350 человек в Финляндии, плюс 500 из других стран. Затем в убытки было списано еще $950 миллионов.

За все время руководство Элопа компанией Nokia доля смартфонов последней упала с 29% (конец 2010 года) до 3% (конец 2012 года). Такое резкое падение сложно объяснить случайными проблемами, поэтому Элопа обвинили в том, что он специально уничтожил бизнес Nokia, дабы компания досталась Microsoft подешевле. В 2010 году невозможно было представить ситуацию, когда мобильное подразделение Nokia продается всего за 5,44 млрд евро, что и произошло в 2013-м. Сам Элоп получил 4,2 млн евро в качестве зарплаты и бонусов, плюс 14,6 млн евро гонорар.


В конечном итоге все права на интеллектуальную собственность и бренд Nokia были переданы новообразованной компании HMD global. Она начала работу в Финляндии под руководством ветерана Nokia Арто Нуммела (Arto Nummela).

Сейчас у Microsoft есть конкурент


Кроме Microsoft, Nokia Networks хотят купить Intel и некоторые другие американские компании. Возможно, потому, что сейчас они не могут использовать оборудование, произведенное в Китае. Речь не обо всем оборудовании, а о телеком-системах и ПО.

Почему Nokia внезапно стала такой востребованной компанией? Дело в том, что альтернатив китайскому оборудованию не так и много. Ну а поскольку от него отказывается не только США, но и ряд других стран, включая Великобританию, то продукция Nokia Networks может стать ну очень продаваемой.

Для покупателя это означает рост прибыли, для США лидерство в гонке сетевых технологий (в том случае, конечно, если Nokia Networks купит все же американская компания). В этом случае Соединенные Штаты смогут заставлять все новые государства отказываться от продукции Huawei, например, под угрозой санкций, предлагая собственную продукцию, произведенную Nokia Networks.

Последняя поставляет и 5G-оборудование, плюс программное обеспечение и сервисы, так что в свете разворачивания 5G-инфраструктуры во всем мире покупатель компании окажется в большом плюсе. Дела и так идут неплохо например, в прошлом году Nokia подписала с T-Mobile, американским оператором связи, контракт на $3,5 млрд. Согласно этому договору, финны обязались обеспечить партнера 5G последнего поколения и программными продуктами.

Что будет дальше?


Пока непонятно, поскольку ситуация с покупкой Nokia Networks очень неустойчивая. Вероятно, с компанией пытаются договориться сразу несколько покупателей, каждый из которых имеет свой интерес.

Более того, пока что ни Microsoft, ни Nokia, ни Intel не подтвердили слухи о сделке. Если она все же состоится, то США получит очень мощный набор технологий. Недавно американская компания Oracle приобрела TikTok, потом Nvidia заявила о покупке ARM, а сейчас Microsoft или Intel станут владельцами Nokia Networks.

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru