Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Буддизм

Буддизм с точки зрения программиста

13.10.2020 22:21:55 | Автор: admin

У Будды не было ничего.
Когда он умер, делили наследство.
Каждый взял что-то себе.

Здравствуйте, меня зовут Сергей, я работаю JavaScript-программистом, и я - буддист. Но совсем не такой, каким вы меня только что представили. Наверняка, при прочтении слова "буддист", в вашей голове всплывает либо образ улыбчивого азиата в оранжевом одеянии, либо образ безработного хиппи-вегана, путешествующего по Индии, занимающегося йогой и ищущего "просветления" в сомнительных религиозных практиках. Так вот, я ни то, и ни другое. Так кто же я? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала поближе познакомиться с историей буддизма.

Краткий экскурс в историю буддизма

Около трех с половиной тысяч лет назад Древняя Индия была завоевана ариями - одним из индоевропейских племен, пришедшем в Индию с предгорий Кавказа через территорию современного Ирана. Немного отклонившись от основной темы поста, скажу, что с этим завоеванием связано много интересных фактов. Именно потому, что кроме Индии эти племена завоевали также территории Европы и Ирана, все европейские, персидский и индийские языки родственны друг другу и входят в одну языковую семью. Вы же понимаете санскритское слово "веды" без перевода, верно? И именно по названию места происхождения этих племен в английском языке европеоидная раса называется caucasian race. А также именно по названию этого племени французский граф Жозев Артюр де Гобино дал имя своей печально известной расовой теории, позже популяризованной и претворенной в жизнь Адольфом Гитлером. Но давайте вернемся назад к нашей теме.

Завоевание Индии арийскими племенами запустило тектонический социальный сдвиг и смешение цивилизаций, через несколько веков приведшее к культурному расцвету страны. В ходе этого расцвета примерно две с половиной тысячи лет назад среди множества древнеиндийских религий и школ возникло уникальное философское учение - буддизм. Доподлинно неизвестно существовал ли его основатель Будда на самом деле или может быть это лишь красивая история, а сама философская школа была создана группой разных людей. Но это абсолютно неважно. Красота и глубина мысли этого учения быстро сделало его популярным. И чем популярнее оно становилось, тем более оно отдалялось от своей сути.

Вначале из философской школы оно превратилось в плеяду различных школ и сект, которые все же сохраняли первоначальный дух учения. Потом при покровительстве некоторых царей из плеяды школ и сект буддизм начал становится более-менее классической религией, потихоньку вбирая в себя всю мистику и космологию индийских верований. Во время правления царя Ашоки буддизм окончательно сформировался как официальная религия, и с каждым удачным военным походом царя распространялся все дальше и все больше популяризовывался внутри его огромной империи. Начались первые серьезные гонения на тех, кто "неправильно толковал" учение Будды. С ростом популярности буддизма к первоначальному учению все больше и больше подмешивались различные народные суеверия, в конце концов превращая все в полный сюр: три раза обойдешь ступу (религиозное буддийское строение) по часовой стрелке - будет тебе счастье. Из оригинального учения буддизм, как и любая другая религия, превратился в кучу ритуалов.

Последний шаг к превращению буддизма в языческое идолопоклонничество сделали, вы не поверите, греки. Дело в том, что в результате многочисленных завоеваний Александра Македонского на северо-западе Индийского полуострова образовалось громадное греческое царство, просуществовавшее целых два столетия. В это время произошло смешение буддизма с греческой культурой, многие греки и даже некоторые из их царей приняли буддизм и привнесли в него частичку своей культуры. До греческого влияния Будда воспринимался обычным человеком, и являлся скорее идеей, нежели конкретным персонажем. Он никогда не изображался в антропоморфной форме, чаще всего его рисовали просто в виде круга света. Греки же привнесли в буддизм обожествление и героизацию Будды, сделав его на свой вкус этаким героем-полубогом. Также они стали изображать его антропоморфно и закрепили его образ в виде статуй юноши, одетого в греческую тогу и медитирующего, сидя в позе лотоса. С появлением статуй началось доселе невиданное - Будде начали поклоняться. Ранее описанные суеверия лишь усилились, появилось еще больше ритуалов: вроде потрешь ладонь о правую ягодицу золотой статуи Будды - богатство обретешь, потрешь о нос - счастлив будешь.

К этому времени буддийское учение сильно изменилось. Оно больше не было похоже на изначальную философско-этическую школу, а являлось уже абсолютно классической религией со всеми присущими ей недостатками. Именно в таком виде буддизм и распространился по всей остальной Азии, по мере продвижения вбирая в себя местный колорит. Самый яркий пример такого колорита - тибетский буддизм, вобравший в себя всю тягу тибетцев к мистицизму, магии и эзотерике. В любом случае этот буддизм уже был настолько далек от первоисточника, что было совсем непонятно, что в нем осталось от оригинального учения, а не было привнесено местными верованиями и суевериями.

Но была одна линия передачи учения, которая почти не исказилась за долгие века, так как постоянно очищалась от примесей. Это был отнюдь не автоматический процесс - просто все, кто после долгих размышлений, используя силу своего разума, очищал буддийское учение от бредовых ритуалов и суеверий, выделяя лишь самую суть, всегда возвращались назад к оригиналу. В шестом веке нашей эры эта линия передачи учения пришла из Индии в Китай, где получила название Чань. В Китае чань-буддизм впитал в себя самые лучшие идеи из даосизма, но остался верен оригинальным принципам. Следуя учению Будды, который советовал крайне скептически относиться даже к его собственным словам, чань-буддизм также отрицал любые абсолютные авторитеты. Этот принцип был лаконичнее всего выражен в известном изречении одного из патриархов чань-буддизма Линь Цзы: "Встретишь Будду - убей Будду" - что-то вроде библейского "Не сотвори себе кумира".

Из Китая чань-буддизм попал в средневековую Японию, где получил название дзен. Само японское слово "дзен", как и китайское слово "чань" - являются переводом оригинального санскритского слова "дхьяна" - означающего созерцание. Почему так? Потому что в дзен-буддизме нет никаких ритуалов, нужно лишь понимание буддийских идей и практика медитации - созерцание Вселенной и самого себя. Обсуждение и объяснение идей в дзен-буддизме помимо стандартных методов практикуется в виде парадоксальных загадок - коанов.

Однако, с распространением и ростом популярности в Японии, дзен-буддизм все же оброс некоторыми ритуалами, суевериями и культурными особенностями. С другой стороны, слившись во взаимном культурном круговороте с японской культурой, он оказал громадное влияние на такие вещи как японский садово-ландшафтный дизайн, икебану, сады камней, японскую каллиграфию, японскую тушевую живопись, поэзию хокку и японские боевые искусства.

Последний цикл очищения произошел в середине 20 века, когда дзен-буддизм обрел популярность на Западе. Критический ум американцев и европейцев крайне благоприятно воспринял основные идеи дзен-буддизма, очистив оригинальную идею от налипших на нее в Японии культурных особенностей. Так и возник абсолютно нерелигиозный, полностью светский западный подход, который относится к буддизму не как к религии, а как к очень интересному и полезному философско-этическому учению. Именно такой вид буддизма импонирует лично мне. Никаких бритых голов и оранжевых тог - только чистое понимание идей и практика медитации. Ничего лишнего.

В этой статье я хочу разобрать основные идеи и концепции буддийского учения с точки зрения обычного критически мыслящего человека - без примесей религии, магии, суеверий, мистики, изотерики и прочего мусора, которым полны книги и статьи по какому-нибудь тибетскому буддизму Алмазного Пути и прочим путям поиска одухотворенности и просветления для хиппи и кришнаитов.

Понимание этих идей и концепций не так просто, как кажется на первый взгляд. Я приложу все усилия, чтобы объяснить их в наиболее доступной и понятной форме. Но для начала давайте послушаем сказку...

Сказка

Две тысячи пятьсот лет назад на севере Индии находился город-государство Капилавасту. Правил в нем раджа по имени Шуддходана Гаутама из рода Шакья. Когда его жена Махамайя родила ему долгожданного сына Сиддхартху, придворные мудрецы предсказали двойственное будущее новорожденного. Они поведали царю, что его сын либо станет величайшим из царей и покорит всю Индию, либо станет великим религиозным деятелем. Желая видеть своего наследника великим правителем, царь Шуддходана решил оградить сына от влияния любых религиозных учений и запретил выпускать его из своего великолепного дворца, полного любых плотских наслаждений, чтобы сын не видел ничего, что могло побудить его к духовным поискам. По достижению сыном 16 лет царь поженил его на девушке, которая родила ему сына. И хоть юный Сиддхартха был склонен к саморефлексии и размышлениям о природе вещей, он не решался противоречить отцу.

Таким образом, он прожил в положении заключенного до 29 лет. И тогда он решил все же посмотреть, что находится за пределами отцовского дворца. Уговорив своего ближайшего слугу помочь ему сбежать, он выбрался из дворца и пошел смотреть мир. Первым делом принц, которого во дворце всегда окружали молодые слуги и наложницы, встретил старика - слуга рассказал ему о том, что делает с человеком старение. Затем никогда не видевшему во дворце болеющих людей принцу повстречался смертельно больной человек - слуга рассказал ему о существовании страшных болезней. После принц, никогда не видевший смерти, увидел лежащее на обочине дороги мертвое тело - слуга рассказал ему, что жизненный путь любого человека заканчивается смертью. И в конце путешествия, Сиддхартха Гаутама встретил аскета, отрекшегося от всего мирского и посвятившего себя поиску смысла жизни. Увиденное так поразило его, что вернувшись во дворец, царевич долго размышлял - ему не давали покоя мысли о человеческих страданиях. Следующей ночью он сбежал из дворца и решил последовать примеру аскета, отправившись на поиски ответа на вопрос, как победить страдания.

Бродя по джунглям, беглец Сиддхартха натолкнулся на группу йогов и присоединился к ним. Он провел с ними много лет, следуя их учению и занимаясь постоянным самоистязанием и голодовками. Но однажды Сиддхартха осознал, что путь самоистязания и самобичевания настолько же неправилен, сколь и путь наслаждений и излишеств, которому он следовал, живя в отцовском дворце. Он ушел из группы йогов, сел под ближайшим фиговым деревом и предался размышлениям. После долгого самокопания он осознал, как победить страдание, и так сказать, пробудился от многолетнего сна разума и стал Буддой (праиндоевропейский корень "буд" нам также очень хорошо понятен без перевода). После обретения просветления Будда встал из под фигового дерева (ставшего в последствие называться священной фигой) и пошел проповедовать свое собственное учение, называемое на санскрите дхармой.

Вокруг новоиспеченного учителя и его учения образовалась группа последователей, называемая на санскрите сангхой. Всю оставшуюся жизнь Будда путешествовал вместе с учениками, проповедуя свое учение людям. В возрасте 80 лет он умер в окружении своих учеников, завещая им продолжать дело его жизни.

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец. А теперь давайте разберемся, какое такое просветление обрел Будда и в чем все-таки состояло его учение.

Четыре облагораживающих истины

После того как принц Сиддхартха повстречал на дороге старика, больного и мертвеца, он пытался найти ответ на вопрос о том, как можно прекратить страдания. Найденный им ответ он сформулировал как четыре облагораживающих истины:

  1. Страдание существует

    Здесь нужно сделать отступление и поговорить о том, что такое страдание. Санскритское слово "дуккха", которое на русский обычно переводят как "страдание", имеет гораздо более широкое значение.

    Дуккха включает в себя не только физические страдания, сопровождающие человека по жизни (старение и немощность, болезнь, мучения и смерть), но также и душевные страдания (грусть, скорбь, беспокойство, страх, депрессия). Особенно Сиддхартха выделял такие страдания как "разъединение с тем, что нравится" - разлука с любимым, смерть родителей, ребенка, или супруга, "соединение с тем, что не нравится" - например, брак с нелюбимым супругом, и "невозможность достичь желаемого" - под этим имеется в виду неимение финансовой возможности купить что-то, невозможность влюбить в себя того, в кого влюблен ты, невозможность найти призвание в жизни или сделать карьеру в какой-то области, невозможность иметь детей, не смотря на желание и так далее.

    Будда сделал одно крайне важное замечание о природе страданий - переживание страдания является частью внутреннего мира человека, во внешнем мире не существует страданий - страдание субъективно, а не объективно.

  2. У страдания есть причина

    Сиддхартха выделял несколько причин страданий.

    Первая причина - жажда удовольствий. Удовольствие от удовлетворения своих желаний имеет очень скоротечный эффект. Человек купил новую квартиру и через какое-то время начинает задумываться, что, наверное, ему нужна квартира побольше или даже дом. Человек купил новую машину - через месяц удовольствие от покупки уже совсем не то, что в первые дни. Муж ушел от жены к молодой любовнице - через год эйфория заканчивается, начинается бытовуха и он опять смотрит на других женщин. Через короткое время после удовлетворения предыдущих желаний появляются новые. Таким образом получается замкнутый цикл по удовлетворению желаний. Чем больше желаний не могут быть удовлетворены, тем больше растут страдания.

    Вторая причина - это непостоянство и изменчивость мира. Все наши эмоции и переживания симметричны - радость симметрична грусти, любовь симметрична ненависти, а привязанность симметрична скорби - поэтому когда происходят какие-то изменения, положительное переживание сменяется отрицательным. Например, если ребенок очень любит свою игрушку, то когда она ломается, ребенок расстраивается и плачет. Если жена любит и привязана к мужу, то при его гибели она будет очень сильно грустить и скорбеть. Если муж любит жену, а она уходит от него к другому, то он начинает ненавидеть ее саму и ее нового возлюбленного. Если мы что-то имеем, то при потере этого страдаем.

    Третья причина - это неведение или заблуждения о природе реальности. Действия человека, исходящие из его неправильных представлений о мире, будут всегда приводить его к страданию. Прекрасной иллюстрацией этого принципа может служить недавний хабрапост про переезд в Минск.

  3. Страдание можно прекратить

    Сиддхартха утверждал, что страдания можно прекратить, и что после устранения всех страданий достигается состояние абсолютного успокоения, в котором ты не испытываешь ни ненужных привязанностей, ни ненависти, ни грусти, ни зависти, ни скорби, ни других загрязнений ума, в котором ты точно осознаешь реальность такой, какая она есть, и в котором у тебя нет лишних желаний. Это состояние называется нирвана, а момент перехода в него - просветление или пробуждение, а сам перешедший в это состояние соответственно становится Буддой. И в момент своей смерти просветленный будет абсолютно спокоен и счастлив, не жалея ни о чем в свой жизни.

    Нужно отметить, что отсутствие лишних желаний не означает отсутствия любых желаний вообще, но понимание того, что истинно важно и действительно нужно.

  4. Есть путь к прекращению страдания

    Сиддхартха утверждал, что знает путь к состоянию нирваны. "Срединный путь" - золотая середина между физическими и духовными потребностями, между наслаждениями и аскетизмом без впадения в крайности. Он назвал этот путь "Облагораживающим Восьмеричным Путем". Вообще, обычно на русском его называют Благородный Восьмеричный Путь, как и Четыре Облагораживающих Истины обычно переводят как Четыре Благородных Истины, но мне больше импонирует слово "облагораживающий", так как оно лучше передает процессуальность того, как следование этому пути и понимание этих истин облагораживает человека.

Облагораживающий Восьмеричный путь

Давайте разберемся в чем именно заключается восьмеричный путь. Как понятно из названия, он состоит из восьми пунктов.

  1. Правильное понимание

    Самым первым и самым важным шагом к освобождению принц Сиддхартха считал отсутствие заблуждений о природе реальности - понимание того, что все таково, какое оно есть, и что все подвержено закону причин и следствий.

    Тут мне стоит сделать довольно большое отступление и рассказать как именно понимал природу реальности сам Будда, а также поговорить о таких понятиях как пустотность, круговорот сансары и реинкарнация.

    Итак, по-мнению Будды самой сутью всего сущего является пустотность - отсутствие у чего бы то ни было каких-либо внутренних свойств. Все свойства любого объекта и даже его сущность могут быть определены только при его взаимодействии с другими объектами. Подобные идеи очень похожи на поиск великим немецким философом Иммануилом Кантом так и не найденной им "вещи в себе".

    Чтобы лучше понять эту идею, представьте себе вселенную, в которой есть только один шар и ничего больше. Можем ли мы сказать, что в этой вселенной есть пространство? Нет, не можем. В такой Вселенной нет ни одной точки отсчета, не связанной с этим шаром, поэтому в ней невозможно определить движение этого шара, а без движения мы не можем заявить о существовании пространства. А можем ли мы сказать, что в этой вселенной есть время? Тоже не можем. Без движения в этой вселенной ничего не меняется, поэтому концепция времени в такой вселенной точно также была бы излишней. А теперь давайте представим вселенную с двумя шарами, на некотором расстоянии друг от друга. В этой вселенной мы можем взять один из шаров за точку отсчета, провести прямую к другому шару и измерить расстояние от одного до другого шара. То есть в такой вселенной уже есть одномерное пространство. Далее, на эти два шара начинает действовать гравитация, и они притягиваются друг к другу. То есть у нас есть движение и изменение координат, и мы можем определить существование времени. Но есть ли у нас в такой вселенной масса? Нет, ведь для определения массы из ньютоновской формулы силы гравитации двух объектов недостаточно - для этого потребуется уже вселенная с тремя объектами. Только тогда мы сможем увидеть, что один из объектов притягивается ко второму, совсем не с такой же силой как третьему, и откроем существование массы.

    При рассуждениях о пустотности Будда говорил о "составных вещах". Суть этих рассуждений - тот принцип, который в современном научном языке обычно называют эмерджентностью - понятие о том, что целое - это нечто большее, чем сумма всех его составляющих. Чай - это нечто большее, чем вода и лепестки листьев, а атом водорода - это нечто большее, чем протон и электрон. Последними словами Будды перед смертью было обращение к своим ученикам: "Помните, что все составное недолговечно". Таким образом, он говорил о том, что он сам, как и любой человек, как и все составное недолговечен и подвержен исчезанию, что все течет и все меняется. Он призывал не бояться этого, а воспринимать как неумолимую данность. Наши родители однажды умрут, мы умрем, наши дети умрут, построенный нами дом рассыплется, наша цивилизация однажды падет, а наша планета будет сожжена Солнцем. Но в этом нет ничего плохого - оно такое, как оно есть. Понимание этого и есть правильное понимание.

    Вот еще один пример. Лучшей иллюстрацией пустотности, как учил чань-буддийский патриарх Линь Цзы, является дырка в деревенском туалете. Здесь я лучше приведу цитату из книги Виктора Пелевина:

    Представьте себе, грязный и засранный нужник. Есть ли в нем хоть что-нибудь чистое? Есть. Это дыра в его центре. Ее ничего не может испачкать. Все просто упадет сквозь нее вниз.У дыры нет ни краев, ни границ, ни формы все это есть только у стульчака. И вместе с тем весь храм нечистоты существует исключительно благодаря этой дыре. Эта дыра самое главное в отхожем месте, и в то же время нечто такое, что не имеет к нему никакого отношения вообще. Больше того, дыру делает дырой не ее собственная природа, а то, что устроено вокруг нее людьми: нужник.

    Суть вещам придает наше сознание, но это является лишь иллюзией. Мы думаем о времени, как о секундах, минутах, часах и неделях. Но в реальности никаких секунд и недель не существует - они лишь в нашей голове, а время просто течет. Мы думаем о лесе как о целом, но в сущности это просто куча деревьев и кустов.

    Еще можно сказать, что пустотность - это иллюзия восприятия группы событий как материальных вещей. Например, мы воспринимаем группы событий взаимодействия протона и электрона как атом. Группу событий взаимодействий атомов друг между другом как молекулу. Группу событий взаимодействий молекул как клетку. А группу событий взаимодействий клеток друг между другом как живое существо. Таким образом, человек, его сознание и его собственное Я - это всего лишь иллюзия восприятия сложной структуры событий взаимодействия элементарных частиц, как чего-то материального. Именно, эту иллюзорность имеют в виду, буддисты, когда говорят, что на самом деле нет ничего.

    Тут, я понял, что меня занесло не туда, поэтому давайте оставим пустотность и пойдем дальше. Последнее, что я могу сказать о ней - пустотность очень хорошо согласуется с гипотезой математической вселенной, о которой я писал в своем предыдущем хабрапосте.

    Теперь давайте поговорим о таком принципе как круговорот Сансары, или как его еще называют колесо Сансары. Его суть состоит в том, все течет, но ничего не меняется. Все в нашем мире подвержено действию закона причин и следствий. И любые действия являются причинами противодействий. А эти противодействия в свою очередь являются причинами действий. Применительно ко всей вселенной в целом, этот принцип заключается в цикличности происходящего, а применительно к человечеству - он выглядит как спиральность истории. Все в нашем мире циклично, как маятник - идет то в одну, то в другую сторону, но всегда сохраняет баланс - как Инь и Янь. Круговорот сансары проявляется во всем - в физике элементарных частиц (частицы-волны идут по синусоиде), в естественном отборе и экосистемах, в политических системах.

    Возьмем к примеру историю человечества. Любая система подвержена закостенению (старости) - крупные проблемы не решаются десятилетиями, собственность концентрируется в руках небольшой социальной страты, а у молодежи нет никаких перспектив. На фоне проблем и деградации этой системы все разваливается (смерть). На осколках этого государства начинается полный хаос, из которого появляется новая сила, железной рукой наводящая порядок (зрелость). Но потом и эта новая сила дряхлеет и все начинается вновь.

    На примере России - царский режим рухнул под тяжестью противоречий и проблем, и начался хаос, породивший Ленина и Сталина, которые навели жуткий, но все-таки порядок. После система накопила свои противоречия и проблемы и также рухнула, и опять наступил хаос, породивший Путина, который навел противоречивый, но все-таки порядок. Теперь и его режим также порос проблемами и противоречиями.

    И это относится ко всем странам. После крушения поросшего проблемами королевского режима во Франции, произошла Великая Французская Революция, пролившая реки крови и уничтожившая все вокруг. И через 8 лет хаос порождает генерала Бонапарт, положившего конец хаосу, наведшему порядок и приведшему страну к процветанию. А дальше все опять пошло на новый круг и закончилось для Франции катастрофой.

    И левая, и правая политические идеологии имеют свою роль в этом круговороте. Правая строит и наводит порядок, но ведет к закостенению. Левая разрушает и сеет хаос, но дает дорогу новому. Точно также и биологическая эволюция невозможна без смерти, так и политическая эволюция невозможна без любителей все отнять и поделить.

    Из принципа круговорота Сансары вытекает такое явление как круговорот реинкарнаций. Если все уже повторялось, и все еще повторится бесконечное число раз, то все последующие личности будут походить на уже когда-то существовавшие. Еще бесконечное число раз будут появляться такие безумные диктаторы как Гитлер или Пол Пот, еще бесконечное количество раз будут появляться такие гениальные ученые как Эйнштейн, еще бесконечное количество раз будут появляться такие прекрасные певцы как Фредди Меркьюри. И даже такие люди как я, или как вы уже рождались, испытывали примерно такие же переживания, проживали похожую жизнь и умирали. И будут рождаться, проживать и умирать. Все это бесконечный круговорот реинкарнаций. Не нужно воспринимать это через призму мистицизма. Не существует никакого переселения душ и прочей эзотерики. Основная идея состоит в том, что все повторяется, и ничто не ново под луной.

    Иногда реинкарнацию также рассматривают с точки зрения круговорота веществ в природе. Когда вы умрете, ваше тело закопают в землю и оно разложится. Вещества, содержащиеся в вашем теле, при разложении попадут в землю, оттуда их впитают корни растения, которое благодаря этому вырастет. Так часть вас станет растением. Потом это растение будет съедено птицей и благодаря полученным питательным веществам, птица отложит яйцо. Из яйца вылупится птенец. Так часть вас станет птенцом. Птенец вырастет и станет птицей, которую застрелит охотник. Этой птицей наестся охотник и его жена, которая потратит полученную энергию на вынашивание плода, который в последствие станет ребенком. Так часть вас станет другим человеком. А другая часть вас может стать камнем или рекой или чем угодно еще. И прямо сейчас в ваших жилах может течь кровь, вода которой раньше текла в Ганге, а кальций в ваших костях раньше был частью костей птеродактиля. Это также является частью понятия о реинкарнации. Но давайте двигаться дальше.

    Хотя Сиддхартха охотно разговаривал с учениками о природе всего сущего, на некоторые вопросы он предпочитал не отвечать и хранил благородное молчание. Он утверждал, что на эти вопросы мы просто не можем дать ответы: создал ли кто-то нашу Вселенную или нет, бесконечна она или нет, вечна она или нет. Будда утверждал, что эти безответные вопросы бессмысленны - ответ на них никак не повлияет на нашу жизнь и поступки, да и вряд ли они вообще доступны для познания человеком. А раз невозможно определить "первопричину круговорота сансары", то нечего и придумывать лишнего. Именно поэтому в буддизме полностью отсутствуют какие-либо представления о Боге-Творце. Основным вопросом буддизма в отличие от теистических религий является не "Почему мы здесь?", а "Мы здесь. И что теперь?".

  2. Правильное намерение

    Необходимо от чистого сердца принять твёрдое решение следовать пути, ведущему к освобождению инирване, а также взращивать в себе любящую доброту по отношению ко всем живым существам.

  3. Правильная речь

    Будда утверждал, что наши слова имеют большие последствия. Поэтому нужно следить за тем, что мы говорим.
    Нужно воздерживаться от лжи, говорить правду и держать свое слово. Нужно воздерживаться от речей, сеющих распри и не говорить того, что может поссорить людей. Нужно воздерживаться от грубых слов, а говорить вежливо и использовать риторику, чтобы достучаться до умов людей. Также нужно воздерживаться от пустословия и вкладывать в каждое свое слово как можно больше смысла, говорить то, что направит собеседника в правильную сторону.

    Самым сложным из вышеперечисленного является воздержание от лжи, и в первую очередь от лжи перед самим собой. Особенно трудно ответить для себя на вопросы, честный ответ на которые повлечет за собой необходимость действовать и резкие изменения в жизни. Если вы признаетесь себе, что ненавидите своего супруга, то вам придется развестись. Если вы признаетесь себе, что вам не нравится ваша работа, то вам придется уволиться и начать искать новую. Это очень страшно. Но если вы будете продолжать лгать сами себе, то ваша жизнь будет становится все хуже и хуже. Горькая правда всегда лучше сладкой лжи.

  4. Правильное поведение

    Будда советовал последователям принимать пять обетов:

    • Я буду воздерживаться от отнятия жизни - этот обет означает, что в любой ситуации нужно стараться избегать отнятия жизни. Это не обязательно означает вегетарианство - хотя многие буддисты действительно становятся вегетарианцами, многие другие едят мясо, так как это необходимо для выживания. Это также не означает радикального пацифизма и отказа от службы в армии. Служба в армии, защищающую население страны от нападений - это не плохо. Плохо - служить в армии, ведущей захватнические войны. Но в любом другом случае, даже когда вы видите комара или паучка, и у вас стоит выбор убить или не убить - лучше воздержаться от убийства.

    • Я не буду брать того, чего мне не дают - этот обет означает не только "я не буду красть". Это также обозначает, что если вам в жизни что-то не достается, то наиболее вероятно оно вам и не нужно. Что не нужно изменять себе, чтобы заслужить любовь человека, которой вас не любит. Что не нужно скрывать свои намерения, чтобы добиться чего-то и если не получилось, то принимать это как есть.

    • Я буду воздерживаться от неверного поведения под влиянием жажды - этот обет означает, что вы должны пытаться воздерживаться от неверных поступков из-за жажды денег, власти, секса или еды. Не стоит обманывать стариков ради денег, заводить любовницу, если это расстроит вашу любимую жену, приступать свои принципы ради того, что за вас проголосуют больше избирателей.

    • Я буду воздерживаться от лжи - ко лжи люди относятся гораздо менее серьезно, чем к убийству или краже. Именно поэтому воздерживаться от лжи, особенно от лжи самому себе, труднее всего. Часто ложь кажется незначительной и не причиняющей вреда, но все же часто ложь имеет негативные последствия. Если вы врете жене, что вазу разбил кот, а не вы - это может помочь вам избежать гнева жены, но кот может быть наказан.

    • Я буду воздерживаться от ядов, вызывающих безрассудство - это не означает полного отказа от алкоголя, наркотиков, сахара, табака или кофеина. Ведь аскетизм также неверен как и излишние наслаждения - нужно идти по срединному пути. Если вам нравится ужинать с бокалом вина - в этом нет ничего плохого. Нужно лишь ограничивать себя разумными пределами. Помните, что потребляя алкоголь или сахар, вы в первую очередь вредите сами себе.

      Суть всех этих обетов может быть сведена к одной фразе: я буду воздерживаться от причинения вреда. Ведь и отнять жизнь, и взять то, что тебе не принадлежит, и причинить кому-то боль из-за собственной жажды, и солгать, и быть под воздействием сильно опьяняющих веществ - это значит причинить кому-то вред или создать потенциальную возможность для этого.

      А теперь давайте поговорим про такое понятие, как карма. Большинство людей имеют крайне неправильное представление о ней, думая будто карма - это такой счетчик плюсов и минусов как на Хабре, и за хорошее поведение ты получаешь плюсы, а за плохое минусы от какого-то невидимого судьи. Как я уже говорил, в буддизме нет Бога-Творца или Бога-Судьи. Механизм кармы работает автоматически - он происходит из все того же закона причин и следствий. Делая добрые дела вы порождаете причинно-следственные цепочки добра, которое потом вернется к вам, а ведя себя неправильно вы порождаете цепочки зла, которе тоже непременно к вам вернется.

      Проще всего рассмотреть механизм работы кармы на примере коротких цепочек. Например, вы в магазине недополучили сдачу и у вас есть два варианта действий: наорать на кассира или сказать ей об этом вежливо. Если вы выберете первый, то вы породите цепочку зла - вы наорали на кассира, у нее испортилось настроение, она нахамила следующему покупателю, который и так злой после трудного дня на работе, тот выходит из магазина и идет домой, где орет на своего сына за тройку в дневнике, а его сын идет гулять в плохом настроении и со зла пинает мяч прямо по стеклу вашей машины. Если же вы выберете второй вариант, и скажете кассиру о недостатке сдачи вежливо, и может быть даже сделаете ей комплимент, а потом, например, забудете кошелек в магазине, то велика вероятность, что пораженная вашей вежливостью кассирша выбежит за вами, чтобы вернуть кошелек. У меня получились довольно надуманные и синтетические примеры, но я думаю, что общий принцип работы кармы вполне понятен. В реальности, конечно, эти цепочки гораздо длиннее и запутаннее, но суть остается та же.

  5. Правильный образ жизни

    Так как труд занимает довольно весомую часть жизни, то нужно стремиться зарабатывать на жизнь, принося другим людям пользу, а не вред. Некоторые буддисты считают недопустимым работать на производстве оружия или скотобойне, так как считают, что эти профессии приносят вред людям и животным, другие же и я в том числе относятся к этим профессиям более спокойно. С чем согласны все, так это с тем, что заработок на жизнь обманом, мошенничеством, производством и продажей наркотиков и любой другой игрой на пороках людей - это точно неправильно, и этого стоит избегать. Стоит заниматься чем-то, что нравится самому и приносит пользу другим - любое дело, совершаемое от чистого сердца, безвозмездно и без желания получить какую-либо выгоду для себя, дает гораздо лучшие результаты, чем совершаемое "без души". Наилучших результатов добиваются те, кто не думает о результате, а кому нравится сам процесс.

    Особенно ценится альтруизм и готовность жертвовать чем-то ради других - благотворительность, донорство крови или органов, пожертвования организациям, которые по вашему мнению занимаются правильными делами. Некоторые буддисты негативно относятся к посмертному пожертвованию органов нуждающимся, но многие (и я в том числе) считают это абсолютным благом.

  6. Правильное усилие

  7. Правильное памятование

  8. Правильное сосредоточение

    Правильные усилие, памятование и сосредоточение состоит в практике созерцательной медитации. Для этого вам нужно просто сесть в удобную позу, закрыть глаза, замедлить дыхание и начать считать вздохи от одного до десяти, а после десятого опять возвращаться к первому. Это правильное сосредоточение. Так ваш ум успокоится, но необходимость небольшого ментального усилия для того, чтобы делать перенос счета с десяти на один не даст вам заснуть, и вы будете оставаться в концентрации. Это правильное усилие. В таком состоянии случайные мысли будут появляться и затухать у вас в уме, а вы сможете созерцать свои ощущения и свою внутреннюю природу такой, какая она есть. Это правильное памятование. Это самый простейший и самый эффективный способ медитации. Если вы хотите изучить более сложные техники, то я могу порекомендовать вам для этого приложение Headspace и его бесчисленные аналоги.

Три драгоценности

Основным "символом веры" буддизма считаются три ценности или другими словами три драгоценности:

  1. Будда - как символ вдохновления и как символ достижимости нирваны

  2. Дхарма - учение, как символ понимания природы Вселенной

  3. Сангха - община, а в более широком смысле те люди, с которыми мы идем бок о бок по жизни

Заключение

Я надеюсь, что вам понравился пост, и я действительно смог объяснить все понятия буддизма без той эзотерической мути, которой обычно полны статьи о нем.

Спасибо за прочтение!

Подробнее..

Мечтают ли андроиды о нирване?

29.11.2020 20:05:10 | Автор: admin

В буддийских монастырях Китая и Японии появились роботы, которые проповедуют буддизм, читают сутры и помогают верующим. Куда катится колесо сансары?

От буддизма прошлого к религии будущего

В 19 в. жители многих стран Азии обвиняли буддизм в отсталости и косности, а монахов - в том, что они паразитируют на обществе и распространяют суеверия. Однако сейчас на Западе буддизм воспринимают как религию, наиболее близкую к науке и научной картине мира. Как так вышло?

Во-первых, сказалась изначальная практичность буддизма, ориентация не столько на веру, сколько на опыт. В буддизме правильное воззрение - понимание причин страдания, и практика - важнее веры. Во-вторых, большую роль сыграли западные ученые-буддологи, которые сначала познакомились с буддизмом по текстам, на основе которых сформировали книжный образ буддизма, весьма далекий от реальности. Позже к ним присоединились и представители других наук. В 1975 г. вышла книга американского физика Фритьофа Капры "Дао физики", которая стала бестселлером и была переведена на 23 языка. В ней автор пытается провести параллели между теоретической физикой и восточным мистицизмом, включая буддизм. Книга вызвала большой интерес у обычных читателей и буддистов, но физики раскритиковали ее за поверхностные выводы.

До сих пор по интернету гуляет цитата, приписываемая Эйнштейну: "Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысленного единства всех вещей и природных, и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям, это буддизм". На самом деле нет никаких доказательств того, что он когда-то такое сказал или написал, но это нисколько не мешает использовать имя великого физика для придания буддизму особого статуса.

Но, пожалуй, больше всего для создания нового, прогрессивного образа буддизма сделали сами буддисты. Буддизм известен своей гибкостью и способностью приспосабливаться к самым разным условиям. Есть мнение, что придя на Запад, буддизм принял наукообразную форму, чтобы стать понятнее и ближе западным людям, которые охотнее доверяют научным взглядам и рациональному подходу. Огромную роль сыграл Четырнадцатый Далай-лама, создавший институт "Ум и Жизнь" и регулярно устраивающий диалоги с учеными. Еще в 1992 г. в одной из бесед его спросили, сможет ли великий йогин переместить сознание в компьютер, на что Далай-лама ответил: если железо компьютера сможет стать основой для потока сознания, то вполне возможно, это вопрос времени.

Наконец, буддизм стал частью западной культуры. Можно вспомнить и фильмы о буддизме: "Семь лет в Тибете", "Кундун", "Весна, лето, осень, зима и опять весна", и фильмы, на которые буддизм оказал явное влияние. Наиболее яркие примеры - "День сурка" и "Матрица". Но тот образ буддизма, который сложился на Западе, имеет мало общего с тем буддизмом, который распространен в Азии. Там буддизм больше не про медитацию и психологию, а про обряды, ритуалы, подношения и поклонение. Но парадокс в том, что именно на Востоке буддисты смогли использовать новейшие научные достижения и технологии для своих обрядово-ритуальных целей.

Немного об автоматизации религии

Идеи автоматизации религиозной жизни появляются уже в Средние века. Один из первых механических монахов был сделан инженером Хуанело Турриано по приказу испанского короля Филиппа Второго в 1560 г. Он мог креститься, поднимать распятие и двигать губами. Фигура передвигалась на колёсах, но для придания реалистичности Турриано приделал ему ноги. Несколько лет назад в немецком Виттенберге появился робот-протестант BlessU2.

Он дает благословения на пяти языках (немецком, английском, французском, испанском и польском) и пускает лучи света из ладоней. Его создатели хотели таким образом устроить дискуссию о будущем церкви, о том, смогут ли роботы заменить священников. В 2019 г. францисканская сестра Илия Делио заявила, что роботы должны заменить священников. По ее мнению, у роботов есть важные преимущества: они гендерно нейтральны и не способны с сексуальным злоупотреблениям. Другие сестры выразили несогласие, поскольку роботы вряд ли могут передавать милость Божью.

В 2014 г. иранский учитель сделал робота из обучающего набора корейской компании Robotis Bioloid. Этот небольшой робот учит детей ежедневным молитвам. На сегодняшний день ни в одной из религий, включая буддизм, нет единства относительно использования технологий в целом и роботов в частности. Католическая церковь официально признала допустимость использования технологий в религиозных целях, но не все католики с этим согласны. В исламе технологии и роботы не запрещены, однако создание человекообразного существа подобного сотворенному Аллахом считается грехом. Более настороженное отношение к технологиям в иудаизме привело к созданию кошерных мобильных телефонов и смартфонов, а также к постановке более узких вопросов, например, может ли робот быть евреем? Нужно признать, что буддисты в этом плане продвинулись намного дальше.

Буддийский робот-монах Сяньэр

Он служит в пекинском монастыре Лунцюань, который можно назвать флагманом буддийского технического прогресса в Китае.

Наставник монастыря Сюэчэн был первым монахом-блогером в стране. По местной легенде, именно здесь искал вдохновения старший вице-президент Tencent Цзан Сяолун при создании WeChat. В монастыре есть своего рода IT-отдел во главе с наставником Сяньсинем - в прошлом программистом. Монах Лю Чжу, выпускник Пекинского университета, мог продолжить обучение в MIT, но он передумал и пошел в монахи. Помимо этого, в монастыре трудятся более 300 волонтеров, среди которых выпускники технических вузов. У монастыря есть сайт на русском языке.

История Сяньэра началась в 2011 г., когда при монастыре основали центр анимации. В 2013 г. один из монахов нарисовал персонажа по имени Сяньэр, что примерно означает "добродетельный, но глуповатый". То есть поначалу это был типичный мультипликационный герой. Вышло более тысячи мультфильмов, а также сборники комиксов.

Цель всего этого была в том, чтобы стать ближе к людям, привлечь их в храм и сделать буддийское учение доступным. Робот-монах стал логичным продолжением этой стратегии. Он был спроектирован монахами совместно с техническими специалистами и экспертами в области ИИ. Первую версию робомонаха представили в 2015 г., робота второго поколения - в 2016-м, третьего - в 2018 г. Тогда же монастырь подписал соглашение с компаниями iFlytek и Tencent о дальнейшем технологическом развитии робота. С роботом общаются на китайском или английском языках, лично или через WeChat, причем необязательно на буддийские темы: Сяньэр любит и просто пошутить.

Он не просто озвучивает ответ, а иногда отвечает вопросом на вопрос и спорит. Его можно использовать как наставника в медитации. В своем аккаунте в WeChat Сяньэр общается с людьми, публикует комиксы и видеоролики, аудиозаписи с фрагментами проповедей и чтения сутр.

В буддизме махаяны (одно из двух основных направлений или "колесниц" буддизма) есть понятие искусных методов (упая) - с их помощью наставник ведет ученика к просветлению. Монахи монастыря Лунцюань рассматривают Сяньэра как воплощение этой доктрины. Робот-монах - это искусный буддийский метод привлечения людей в монастырь и к учению Будды. Древний метод, судя по всему, работает: по местной монастырской статистике число посетителей с момента появления робота выросло. На 2018 г. у робомонаха насчитывалось более 1,37 млн поклонников, ежедневно он обменивался текстовыми и голосовыми сообщениями на китайском и английском языках с примерно 100 000 человек. Есть тут, конечно, и экономическая составляющая: за несколько лет Сяньэр превратился в популярный бренд, включающий в себя комиксы, гаджеты, мультики, робота, медиа и ресторан. Правда, когда поклонники попросили наладить выпуск таких монахов на продажу, в монастыре ответили отказом.

Япония: буддийский трансгуманизм

Первые механические куклы из дерева - каракури-нингё - появились в Японии еще в 16 в. Они "подавали" чай, писали простые фразы, а некоторые даже пускали стрелы. Один из изобретателей таких кукол, Танака Хисасиге, в 1875 г. основал первый в Японии механизированный завод, из которого впоследствии выросла корпорация Toshiba.

В 1952 г. Осаму Тедзука придумал героя манги Могучего Атома, известного на Западе под именем Астробой. Этот мальчик-андроид стал так популярен, что позже инженер-робототехник Йоджи Уметани сказал, что ни будь Астробоя и литературы о роботах в целом, не было бы и робототехники.

В 1970 г. знаменитый японский инженер-робототехник Масахиро Мори основал исследовательский институт, где вместе с единомышленниками читал буддийские сутры и медитировал, пытаясь найти новые способы проектирования роботов. В 1981 г. Мори опубликовал книгу "Будда в роботе". В ней автор утверждает, что мы должны относиться к человекообразным роботам с таким же состраданием, какое проявляем по отношению к живым существам.

К началу 80-х в Японии насчитывалось 140 компаний, производивших роботов, для сравнения в США их было 20. И отношение к роботам у японцев кардинально отличалось от западного. Промышленные роботы перед запуском нередко благословлялись синтоистскими священниками, после чего рабочие аплодировали и приветствовали нового члена команды. Правда, сейчас такое отношение встречается все реже - роботов стало слишком много, они стали частью повседневной рутины.

Роботизация Японии и уникальное отношение японцев к роботам имеет разные объяснения. Некоторые исследователи связывают большое количество роботов в стране с демографической ситуацией. С одной стороны японское общество стремительно стареет, с другой - японцы негативно относятся к идее привлечения иммигрантов. Одно из возможных решений - использование роботов в обучении, воспитании детей, уходе за стариками и т.п. Еще в 2007 г. правительство утвердило план, предполагающий внедрение личных человекообразных роботов в домах и школах к 2025 г. Другие ученые указывают на распространенные в культуре образы соединения человеческого и нечеловеческого в аниме и манга. Третьи связывают это с ритуализированной, формализованной, "роботоподобной" традиционной культурой японцев. Наконец, находят объяснение в идее единства всего сущего, характерной для религии синто. Масахиро Мори в упомянутой выше книге пишет, что все имеет природу Будды, следовательно ей обладают не только люди, но и роботы. Похожу мысль - у всего есть немного души - озвучил один из священников по случаю похорон роботов-собак Aibo с традиционным возжиганием благовоний, чтением сутр и молитвами. Церемонию устроили перед тем, как разобрать собачек на "органы" - запчасти для других роботов.

В 2019 г. храм Кодай-дзи в Киото представил Миндара - андроида, воплощающего бодхисаттву сострадания (яп. Каннон), который цитирует и объясняет посетителям храма один из ключевых текстов буддизма махаяны - Сутру сердца, на японском, английском и китайском языках.

В пресс-релизе монастыря говорится о том, что статуи играли значительную роль в распространении буддизма, но за две тысячи лет не претерпели существенных изменений. В монастыре решили представить статую, которая двигается и говорит. В буддизме бодхисаттвы могут проявляться в разных образах, сегодня один из них - андроид. Еще точнее - это не робот, "переодетый" в бодхисаттву сострадания, напротив - это бодхисаттва, воплотившийся в форме робота. По словам Наташи Хеллер, доцента Университета Вирджинии, Каннон - идеальный кандидат на роль робота, потому что согласно Лотосовой сутре, Каннон может проявлять себя в любых формах, подходящих к конкретному месту и времени. И если на протяжении сотен лет верующие поклонялись неподвижным статуям из дерева, возможно, подвижная и говорящая версия привлечет их симпатии быстрее.

В отличие от Сяньэра Миндар не общается с посетителями. Он был создан командой под руководством известного робототехника и профессора Университета Осаки Хироси Исигуро и обошелся в $1 млн. Андроид способен двигать алюминиевым корпусом, руками и головой, покрытой силиконом, напоминающим человеческую кожу. В левый глаз вмонтирована камера. Верующие реагируют на Миндара по-разному. Интересно, что реакция нередко обусловлена культурно: западные туристы, чьи взгляды сформированы Франкенштейном и Терминатором, воспринимают андроида настороженно, в то время как выросшим на Асторобое японцам он близок и понятен.

По словам профессора Роберта Гераси, если у роботов есть природа Будды, и они способны накапливать заслуги для людей, возможно, однажды они смогут стяжать заслуги и для себя, и вообще они куда лучше в религиозном плане, потому что лишены человеческих слабостей. Но если так, то, наверное, им неведомо страдание и они уже достигли нирваны?

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru