Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Пиратство

MATLAB. Пиратство в России. Религия в ИТ. Как управлять инженерами и как их мотивировать?

30.10.2020 20:07:38 | Автор: admin

Вы думаете, что MATLAB только для ученых и студентов? Тогда вы отстали от жизни. Мы встретились с техническим директором компании ЦИТМ Экспонента, единственного представителя MathWorks в России, чтобы это обсудить.

Поговорили о наболевшем пиратстве, о том, как управлять инженерами (не программистами) и о том, как совмещать религию, работу в технической сфере и бизнес. Ну и самое главное: каков портрет идеального инженера, как работать с олдскульными технарями, чего инженерам не хватает и как их мотивировать.

В статье приведен краткий и творчески переработанный текст интервью. Если хочется подробностей или лень читать, смотрите полную версию на моем YouTube-канале.

Фарида Рословец:
Есть мнение, что MATLAB только для студентов и ученых. Можешь это прокомментировать?

Денис Жегалин:
Нас в вузе тоже учили матлабу, самым основам, и, если бы я так и остался с этим знанием, я бы тоже так думал. Но на четвертом курсе я попал на практику в Сименс и тут мне показывают, что вся разработка алгоритмов управления автомобильным двигателем строится на MATLAB, Simulink и Stateflow, и я такой Чтооо?. Добило меня, когда я понял, что автомобильные концерны ставят друг другу ТЗ в виде симулинк-моделей. У меня тогда что-то сломалось в голове и мое мнение о матлабе поменялось.

Для каких задач матлаб чаще всего используют?

Представь, что ты хочешь разработать алгоритм, который работает в каком-то окружении. Это может система радиолокации, связи, управления, компьютерного зрения и т.д. Вот, например, как ты разработаешь алгоритм управления впрыском без двигателя под рукой? А даже если двигатель есть и у тебя при эксперименте поршень вылетает из цилиндра и ломает двигатель, это печально. И вот представь, что у тебя есть возможность математически описать окружение алгоритма в виде моделей и разрабатывать алгоритм по ним на уровне системы. В этом случае матлаб и симулинк становятся крайне необходимыми.

Какой среди ваших клиентов процент гос. рынка?

Думаю, около 80-90? Я думаю, что коммерческие часто идут на торренты, скачивают матлаб и пользуются.

Вопрос пиратства для вас острый?

Для нас это очень болезненный вопрос. Когда мы только начинали работать, мы в принципе не могли представить, как можно продать MATLAB на какую-то существенную сумму. То есть не просто оборудовать класс для студентов, а продать что-то нормальное в коммерческую компанию. Сначала мы нащупали тренинги, когда мы не просто отдаем софт, а еще и обучаем. Тренингов у нас 50 штук сейчас, и это расслабляет людей. Они понимают, что хотя бы освоят инструмент нормально.

Но когда начался политический кризис, наши компании немного напряглись, так как мы поставляем американский софт, с которым может что-то произойти. Мы поняли, что теперь просто тренинги это не решение проблемы, и решили открыть направление разработки под ключ, причем такое, которое будет проводиться вместе с нашими клиентами.

Инженерный консалтинг?

Да. Некоторым клиентам нужно помочь организовать процесс разработки в МATLAB Simulink, необходимо организовать сам процесс, командную работу и так далее. Второй вариант это когда нужно вместе с клиентом решить его задачу. Мы разрабатываем проект и при этом передаем экспертизу. То есть заказчик получает готовый продукт и учится у нашего инженера. Эта схема сейчас работает и клиенты довольны.

Пиратов меньше стало?

По крайней мере, они понимают, что самостоятельно так освоить инструмент, как наши люди, не получится. Ты потратишь много времени разбираясь в тонкостях матлаба, но, кроме этого, у тебя есть еще и основная работа. А основная работа наших инженеров хорошо знать инструмент, уметь им пользоваться и передавать это умение другим людям.

Когда я анализировала HeadHunter, все вакансии даже по системам управления или обработке сигналов всегда или/или. Либо матлаб, либо C, либо матлаб, либо R, либо матлаб либо, либо Python, то есть нет четкого требования. Это такой завуалированный ход? Можно из этого сделать вывод, что эта компании работает на MATLAB?

Ну да, зачем они стали бы еще писать MATLAB? Написали просто C, и все. Я прихожу в любую компанию: Матлаб видели? Да. Работаете? Да. Лицензий ноль. Куда бы я не пришел, везде пиратство, почти 90% случаев. Даже в тех компаниях, куда уже продали лицензию, пиратство есть. Нам иногда присылают запросы технической поддержки с пиратских лицензий.

По поводу олдскул-инженеров. Ты сказал, что 85% ваших заказчиков это госкомпании, и вам приходится с этими старыми инженерами работать, приходится к ним приходить, доказывать, что это нужно. Вот как ты им объясняешь?

Это всегда по-разному. Я думаю, что здесь часто работает харизма. Потому что, если начинаешь технически продавливать, гордость человека часто не позволяет ему принять что-то. Он тоже умный, он все умеет, и ты не прав. Однако, если с ним хоть немножко провести время вместе, пообщаться, посмотреть, что он делает, проникнуться его болями, которые есть, и показать, что, оказывается, можно что-то поудобнее, побыстрее сделать. Просто показать, что ему нужно и все. И людей отпускает.

Часто их отпускает? Как часто тебя посылают с твоими предложениями в итоге эти олдскул-инженеры, именно по причине непонимания?

Знаешь, обычно они не приходят в одиночку. Когда мы беседуем, сидит и молодежь, которая больше рубит, и пожилые люди. В какой-то момент молодежь тоже проникается. Я коммерческий человек, в своей речи использую термины, которые отличаются от тех, что используется в компании, где люди работают. Молодежь объясняет своим старшим коллегам: Вспомните, мы вот это с вами делали. Это можно сделать, гораздо быстрее. Тогда приходит взаимопонимание. Я не говорю, что это всегда и везде работает, но я вижу, что такое случается.

Почему о вас так мало знают коммерческие компании? Я взаимодействую, например, с большим количеством Data Science-специалистов из крупных компаний, они знать не знают, что такое Экспонента. Почему вы не развиваетесь, не растите охват?

С начала существования компании прошло всего три года. До этого мы были частью компании Softline (прим.: международная IT-компания), которая очень большая, известная. Какое-то время должно пройти, прежде чем мы сможем поднять новый бренд.

Давай поговорим про конкурентов. Я тебе прочитаю такой текст: Когда вы настраиваете чужой продукт без доступа к разработчику, вы бьетесь головой о стену, найти автора не представляется возможным физически, исправить по вашему желанию ничего нельзя. Потому что западному разработчику на одну тысячную процента мирового рынка просто наплевать. А когда вы можете зайти к разработчикам, поговорить о ваших проблемах, и для вас внесут изменения в ядро и допишут нужные функции это бесценно. Вячеслав Петухов, компания SimInTech. Что ты по этому поводу думаешь? Что ты можешь на это ответить?

Первое: над оптимизацией ядра МATLAB работает огромное количество гениальных инженеров, которые день ото дня улучшают его. Второе: все надстройки, которые на этом ядре крутятся функции, разные тулбоксы, блоки Simulink все это можно создавать и добавлять самостоятельно. Когда к нам обратилась компания с заказом по моделированию нефтегазовой колонны, мы взяли и создали эту библиотеку под ключ, просто взяли и разработали. И здесь даже не нужны разработчики MATLAB, библиотеку мы сделали без сами.

А исправление багов?

Баги очень быстро исправляются, если не в ближайшее время, то в следующем релизе точно. Поддержка MathWorks одна из лучших поддержек в мире, это раз. Во-вторых, оперативную поддержку осуществляем мы. Сначала нам приходит вопрос, мы сами воссоздаем, тестируем, и дальше уже передаем туда. А найти какой-то баг, который не решаем такого вообще, в принципе, не может быть, мы не видели такого ни разу за 10 лет.

Поэтому то, что говорит товарищ Петухов, про не достучаться это неправда. Мы открытые люди, готовы принять любые комментарии и объяснить, как стоит делать. Мы не разработчики матлаба, но, если речь о библиотеках, функциях или каких-то надстройках вообще не вопрос, мы что угодно сделаем.

Есть мнение, что первая и самая древняя стратегия управления людьми это Библия. Ты согласен с этой мыслью?

Нет. Если почитать Библию, то там про управление людьми немного написано совсем. То есть религию пытаются выставить, как средство управления народом, но я считаю, что она скорее дает некую свободу человеку. Я бы реально хотел посмотреть, как попробуют управлять мной с помощью Библии.

Генеральный директор вашей компании является соучредителем церкви. Ты в ней состоишь. Тебе это как-то помогает управлять?

Принцип, который я у Иисуса Христа беру как верующий человек, заключается в том, что моя задача на этом месте работы это максимально послужить моим инженерам и другим коллегам, чтобы у них работа получилась хорошо. То есть, моя задача не управлять сверху. Понятна идея, да? Ну и послужить целям компании, чтобы бизнес шел вперед это мое обязательство перед Богом

Почему с религиозными людьми удобнее работать, какие игрушки и железки есть в офисе представителя крупнейшего инженерного продукта? Ответы на эти и многие другие вопросы Вы найдете в полной версии интервью.

Кстати, интервью с главным конкурентом уже на Хабре! Посмотрите на альтернативный взгляд.

Подробнее..

Перевод Самая хитрая защита флоппи-дисков

25.12.2020 10:05:30 | Автор: admin

Введение


Недавно я затеял одиссею по изучению защит гибких дисков

В своих предыдущих постах я уже рассказывал (напрямую или косвенно) о примерах интересных схем защиты гибких дисков:

  • Слабые биты. [ссылка: Weak bits floppy disc protection: an alternate origins story on 8-bit]. Защита слабыми битами реализуется так: часть поверхности диска оставляется пустой изменений потоков намагниченности. В условиях отсутствия сигнала привод гибких дисков повышает коэффициент усиления своего усилителя и видит шум, проявляющий себя как недетерминированные цифровые сигналы с диска.
  • Нечёткие биты. [ссылка: Technical Documentation Dungeon Master and Chaos Strikes Back Detailed analysis of Atari ST Floppy Disks]. При защите нечёткими битами изменения потоков намагниченности записываются с интервалами, отличающимися по времени от спецификации (например, MFM). Благодаря использованию интервалов прямо посередине пары ожидаемых значений (например, 5 мкс вместо ожидаемых 4 мкс или 6 мкс) можно заставить контроллер дисков возвращать недетерминированные цифровые сигналы.
  • Длинные/короткие дорожки. [ссылка: Turning a 400 BBC Micro (1981) into a $40,000 disc writer (1987)] [см. раздел Capabilities Unlocked] [Перевод статьи на Хабре]. При защите длинными дорожками запись переходов намагниченности выполняется чуть быстрее, чем обычно. Это может быть целая дорожка или только её часть. В любом случае, будет казаться, что дорожка содержит больше байтов, чем обычно должно быть в дорожке. Такая защита работает, потому что у контроллера гибких дисков обычно есть широкий допуск на битрейт, чтобы учитывать тот факт, что дисковые приводы естественным образом крутятся на разных скоростях.

В этой статье мы рассмотрим совершенно иную защиту, обладающую уникальными особенностями, которая мне кажется довольно изобретательной.

Western что?


Не так легко найти компанию Western Security, Ltd., связанную с компьютером BBC Micro. Как же понять, что она существует? Во-первых, при разработке моего эмулятора beebjit [ссылка] я сделал множество ошибок и получил кучу багов. Разбираясь с точной эмуляцией гибких дисков, чтобы иметь возможность загрузки оригинальных защищённых образов дисков, я наткнулся на следующее:


Игра Jolly Jack Tar компании Sherston Software

Разумеется, автор оригинала не мог учесть такой ситуации. Дело или в неисправном диске (это не так), или в незаконной копии (не совсем правда) или в эмуляторе с багами. Вот ещё один экран ошибки. Вероятно, это более ранняя версия схемы защиты? В сообщении написано disk вместо disc и даже не учитывается то, что диск может быть повреждён:


Игра Phantom Combat компании Doctor Soft

(Я рискую сильно отклониться от темы, но вот ещё один скриншот. Он не связан с Western Security Ltd., но на нём тоже представлен специальный экран, отображаемый при сбое защищённого загрузчика диска. Этот случай интересен тем, что при обычной работе пользователь не увидит такого замечательного изображения!)


Такое сообщение показывает Disc Duplicator 3, если считает, что создаётся незаконная копия

Во-вторых, мы знаем название Western по маркерам дубликаторов дисков. Маркер дубликаторов дисков это специальная дорожка, написанная одним из коммерческого ПО для дублирования дисков. Обычно это одна дорожка после конца обычного диска, например, 41-я или 81-я дорожка диска. Несмотря на то, что она находится вне пределов диска, большинство приводов дисков ищет хотя бы одну дорожку за его границами. На этой дорожке обычно можно найти один заголовок сектора и тело сектора с ошибкой CRC. Это необычная конструкция, которая выявляется, например, когда моя программа discbeast [ссылка] изучает диск Jolly Jack Tar:


Просмотр Jolly Jack Tar в Discbeast

В маркере дубликатора есть дата и одна-две текстовые строки. В случае Jolly Jack Tar это:

86 07 01 (1986, July 1st)
523-037E WESTERN NM,10/256 PROT DUP 5"-48/40 1S SD SS
32173-2Aw

Существует и ещё одна менее распространённая строка маркер дубликатора, связанная с Western security, например, в Tens and Units компании Sherston Software. Похоже, это более ранняя версия-прототип:

85 10 31 (1985, October 31st)
523-037C BBC NM,10/256 WESTERN SEC. PROTO1 DUP 5"-48/40 1
70422-00w

Вкратце повторим основы защиты дисков


Прежде чем начать разбираться в работе защиты Western Security, давайте повторим основы защиты дисков. Существуют различные специфические нюансы, но в целом принцип довольно прост:

  • Диск легко считать, но сложно записать.

Диск должен относительно легко считываться. Если диск не может считываться стандартными контроллерами дисков, то вы не сможете продать диск, потому что покупатели не смогут его загрузить!

А правильный способ обеспечения сложности записи дисков заключается в тщательном изучении чипов потребительских контроллеров дисков и приводов дисков, чтобы диск было невозможно записать стандартным оборудованием.

Защита дисков BBC Micro не пошла по этому пути первые диски, а также многие последующие диски были экзотичными, но их было не особо сложно создать при помощи стандартного контроллера дисков. Однако требовалась специальная программа. У компаний-производителей ПО, в отличие от пользователей, была их специальная программа мастеринга, поэтому в этом смысле диск было сложно записать. Но позже, когда появились стандартные программы копирования наподобие Disc Duplicator 3, диски внезапно оказалось копировать легко, если у вас или у друга была продвинутая программа для копирования дисков.

Однако некоторые первопроходцы BBC Micro действительно записывали диски, которые нельзя записать при помощи стандартного контроллера дисков. Наиболее примечательные из них:

  • Схема со слабыми битами Саймона Хослера, ссылка есть выше. (И здесь: [ссылка].) [1]
  • Многие диски, например, The Sentinel компании Firebird, прятали данные между секторами. [2]

[1] Одна из основных задач контроллера дисков запись точных поверхностей дисков, т.е. никогда не записывать слабые биты. Однако в современную эпоху я нашёл способ хитростью заставить контроллер Intel 8271 записывать слабые биты. Насколько я знаю, эта техника не была открыта и не использовалась в те времена.

[2] Я думаю, что при умном программировании данные между секторами можно записывать стандартными контроллерами дисков. Для этого потребуется выполнять запись на дорожку несколько раз и сбрасывать контроллер дисков в критические моменты времени. Однако я не встречал старых программ копирования дисков, пытавшихся копировать такие диски.

Анализ защищённого загрузчика Western Security Ltd.



В этой версии The Wizard's Revenge компании Sherston Software используется защита диска Western Security Ltd.

Вот скриншот из игры.


А вот, что делает с диском discbeast:


Здесь нет ничего особо необычного. Красный блок в конце обозначает дорожку с одним сектором, имеющим ошибку CRC. Это не часть защиты диска, а маркер дубликатора. Зелёным цветом обозначена стандартная схема секторов, в которой нет ничего особо экзотичного. Буквой D обозначено наличие удалённых секторов. Это защита диска, но она не экзотична и не сложна в копировании. Однако при загрузке диска в мой эмулятор beebjit при помощи контроллера гибких дисков Western Digital WD1770 и -log disc:commands мы получаем нечто весьма необычное:

info:disc:1770: command $E4 tr 1 sr 3 dr 1 cr $29 ptrk 1 hpos 1884

Команда $E4 обозначает считать дорожку. Она не используется при обычном выполнении загрузки диска, да и в любом другом известном защищённом загрузчике.

Настало время немного разобраться в загрузчике, чтобы понять, что происходит. Цель этого поста заключается не в подробном описании всех мельчайших деталей загрузчика. Как и многие защищённые загрузчики, он зашифрован, а точнее обфусцирован. Деобфускация производится им самостоятельно при помощи множества слоёв самомодификации. На PC $0657 выполняется вызов диска для загрузки части загрузчика из удалённых секторов в дорожке 9. Подобное легко можно спутать с частью защиты, но это не так. Ниже, на PC $3CF7, есть цикл:

[ITRP] 3CF7: JSR $3D16
[ITRP] 3CFA: LDA $75
[ITRP] 3CFC: SEC
[ITRP] 3CFD: SBC $3F4E
[ITRP] 3D00: TAX
[ITRP] 3D01: LDA $86
[ITRP] 3D03: STA $3F71,X
[ITRP] 3D06: INC $75
[ITRP] 3D08: LDA $3F4F
[ITRP] 3D0B: CMP $75
[ITRP] 3D0D: BCS $3CF7

Я не ожидаю, что его назначение будет понятно из данного фрагмента (без всех подпроцедур), но здесь в цикле обходятся дорожки с 1 по 8 включительно. Каждая дорожка полностью считывается и длина дорожки сохраняется в таблице по адресу $3F71. Ниже, на PC $3CB6, эти длины сравниваются с таблицей, расположенной по адресу $3D9B. Эта проверка особенно интересна. Чтобы защита от копирования считалась выполненной, подсчитывается количество дорожек, длина которых находится в пределах 1 от ожидаемой, и это количество должно быть равно 7 или 8. Мы сразу же видим, что эта защита не является точной технологией. И этого стоило ожидать: диски являются аналоговыми носителями, поэтому в начале и конце дорожки присутствует немного шума. При разных считываниях один и тот же диск на одном приводе и контроллере может демонстрировать незначительные вариации длин дорожек. Посмотрев на загрузку в beebjit, можно увидеть подсчитанные и ожидаемые длины. (0x4A == 3122 байта.)

Перехват с моего диска:

3F71: 4A 4D 4B 4A 4B 4D 4D 4A

Ожидания:

3D9B: 4A 4C 4B 4A 4B 4D 4C 4A

Как видите, мои считывания с диска почти в точности равны ожидаемым, за исключением дорожки 2, на которой насчитали 3125 байт вместо ожидаемых 3124. Эта разность находится в интервале погрешности 1, поэтому проверку прошли все 8 дорожек (а требуется 7 или больше).

Объясню подробнее: защищённый загрузчик ожидает, что длина дорожек с 1 по 8 (в байтах закодированных частотной модуляцией) должна быть равна 3122, 3124, 3123, 3122, 3123, 3124, 3123, 3122. Это невероятный уровень точности и прецизионности записи для технологий 1985 года. Каждый байт занимает на вращающемся диске примерно 64 мкс, но для приводов дисков той эпохи часто указывали отклонение RPM (оборотов в минуту) меньше 1,5%. При 300 об/мин, 1,5% это 3 мс на оборот! По моему опыту, приводы обладают гораздо большей точностью, но тем не менее! Как с этим справлялись технологии 1985 года?

Дополнительное примечание о контроллерах дисков WD1770 и Intel 8271. Мы сосредоточились на анализе защиты на контроллере WD1770. Этот диск также нормально загружается на контроллере Intel 8271. В нём используется совершенно другой путь выполнения кода, чтобы в данном случае вычислять длину дорожек косвенно. Это удалось сделать, потому что все байты-заполнители, записанные до конца дорожки, равны 0x00, а не обычному значению 0xFF. Используется чтение с выходом за границы последнего сектора дорожки, а длина дорожки определяется по смене считываемых значений с 0x00 на 0xFF.

Гениальный ход


И потом мы осознаём гениальность этой схемы. Что если они не записывали дорожки с чрезвычайной точностью, потому что таких технологий ещё не существовало? Что если они просто записывали дорожку любым способом, а затем изучали результат? Думаю, создатели защиты делали следующее:

  • Форматировали диск. (И всё достаточно обычного форматирования диска, и вы получите ужасно сложно защищённый диск.)
  • Считывали длины дорожек 1-8 диска, которые только что были записаны.
  • Для каждого диска генерировались, обфусцировались и записывались в загрузчик на дорожке 9 соответствующие таблицы ожидаемых длин дорожек.

Вот так хитрость! Такие диски ужасно сложно копировать, даже имея специализированное оборудование той эпохи. На самом деле, этот трюк настолько хитёр, что из-за него нам нужно вернуться к самим основам защиты дисков. Вот что мы говорили ранее:

  • Диск должно быть легко считывать, но сложно записывать.

Однако защиту Western Security Ltd. довольно легко записать, достаточно отформатировать диск. Поэтому, вероятно, мы должны сказать:

  • Диск должно быть легко считывать, но сложно воссоздать.

Защиту Western Security легко записать, легко считать, но очень сложно скопировать. Одно из преимуществ такой защиты заключается в том, что для экономии можно записывать её на обычном домашнем компьютере. Тем не менее, многие диски, с которыми я сталкивался, имели маркеры дубликаторов, обычно оставляемые дорогими машинами дублирования дисков.

Чем мы можем подтвердить свою теорию? Например, найти второй диск с той же игрой The Wizard's Revenge и посмотреть, отличаются ли они. Я нашёл диск, и да, они отличаются. Мой первый диск, который рассматривался выше:

Track 0 sectors 10 length 3124 fixups 1 CRC32 2E6B86E9
Track 1 sectors 10 length 3122 fixups 0 CRC32 37E30EC8
Track 2 sectors 10 length 3125 fixups 1 CRC32 F7BDE89B
Track 3 sectors 10 length 3123 fixups 0 CRC32 BB1E32C3
Track 4 sectors 10 length 3122 fixups 1 CRC32 2EC84AF1
Track 5 sectors 10 length 3123 fixups 0 CRC32 58FD732B
Track 6 sectors 10 length 3125 fixups 0 CRC32 43416F5A
Track 7 sectors 10 length 3125 fixups 1 CRC32 B3D8AB10
Track 8 sectors 10 length 3122 fixups 1 CRC32 8D02AC32
Track 9 sectors 10 length 3125 fixups 1 CRC32 75B1F57B
Track 10 sectors 10 length 3123 fixups 1 CRC32 D2B0A1EF
[...]

Другой диск:

Track 0 sectors 10 length 3126 fixups 1 CRC32 2E6B86E9
Track 1 sectors 10 length 3129 fixups 1 CRC32 37E30EC8
Track 2 sectors 10 length 3127 fixups 1 CRC32 F7BDE89B
Track 3 sectors 10 length 3127 fixups 1 CRC32 BB1E32C3
Track 4 sectors 10 length 3127 fixups 1 CRC32 2EC84AF1
Track 5 sectors 10 length 3129 fixups 1 CRC32 58FD732B
Track 6 sectors 10 length 3129 fixups 1 CRC32 43416F5A
Track 7 sectors 10 length 3128 fixups 1 CRC32 B3D8AB10
Track 8 sectors 10 length 3128 fixups 1 CRC32 8D02AC32
Track 9 sectors 10 length 3127 fixups 1 CRC32 1F5ABD44
Track 10 sectors 10 length 3128 fixups 0 CRC32 D2B0A1EF
[...]

Как мы видим, данные секторов (указанные в CRC32) дисков одинаковы, за исключением дорожки 9, на которой хранится таблица ожидаемых длин дорожек. А длины самих дорожек отличаются. В обоих случаях присутствуют колебания длин дорожек, а в случае второго диска дорожки чуть длиннее. Это значит, что привод, форматировавший диск, работал с чуть меньшим RPM, позволяя записать больше байтов за один оборот.

Есть и второй способ подтверждения нашей теории. Я спросил у Саймона Хослера, написавшего в 1980-х много игр для Sherston Software, помнит ли он какие-нибудь подробности. Он рассказал следующее:

Western Security создавал не я, но думаю, она работала так Она работала потому, что каждый привод дисков работает на своей скорости. Поэтому когда привод создаёт дорожку на диске, то после добавления всех заголовков, секторов и прочего, остаётся немного незаполненного пространства, куда он записывает немного заполняющих битов, которые ничего не делают. Количество заполняющих битов зависит от точной скорости форматирующего привода. Поэтому при копировании оно будет отличаться. Помню, эта система доставляла много проблем, потому что приводы дисков постоянно менялись (?). [...] систему называли Fingerprinting

Остаётся загадкой, как с созданием таких дисков мог справляться коммерческий дубликатор. Я нашёл отсылки к скрипту Freeform [ссылка], использовавшемуся совместно с дубликаторами Trace. Мне не удалось найти руководства по этому скриптовому языку. После деобфускации в памяти загрузчика остаются какие-то странные фрагменты, возможно они как-то с ним связаны?

3F80: 54 70 00 41 44 44 20 20 20 20 20 72 00 4D 4F 56 Tp.ADD r.MOV
3F90: 45 54 4F 20 20 74 00 55 4E 49 54 20 20 20 20 75 ETO t.UNIT u
3FA0: 00 54 52 41 43 4B 20 20 20 76 00 53 45 43 54 4F .TRACK v.SECTO
3FB0: 52 20 20 77 00 54 4F 50 54 52 41 43 4B 78 00 55 R w.TOPTRACKx.U

Воссоздание защищённых дисков в стиле Western Security


У меня завалялась пара сильно отличающихся приводов дисков, поэтому я решил их попробовать. Я отформатировал диск в каждом приводе, затем посмотрел на длины дорожек (в байтах), считанных контроллером дисков WD1772 в реальном компьютере BBC Micro model B.


Первый претендент: мой привод Chinon F-051MD. Это более старый привод, всего с 40 дорожками и только односторонний. Механизм дверки с защёлкиванием позже вышел из моды (может, был менее надёжным?). Ещё один способ его датировки крупный основной чип в стиле DIP. Это NEC D8048, который был клоном Intel 8048! (В нём есть ROM, который мне когда-нибудь ещё предстоит извлечь!)


Второй претендент: не мой Mitsuibish MF504C, но довольно похожий. Гораздо более новый привод, с 80 дорожками и двухсторонний. Обратите внимание на более новые чипы, опрятную проводку и упрощённый механизм защёлкивания. Здесь этого не видно, но у него ещё и шаговый двигатель меньшего размера (следующее поколение?).

Длины дорожек с Chinon F-051MD:

[...]
Track 1 sectors 10 length 3137 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 2 sectors 10 length 3138 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 3 sectors 10 length 3138 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 4 sectors 10 length 3139 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 5 sectors 10 length 3138 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 6 sectors 10 length 3140 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 7 sectors 10 length 3140 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 8 sectors 10 length 3139 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 9 sectors 10 length 3140 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 10 sectors 10 length 3140 fixups 1 CRC32 67F0950E
[...]

Длины дорожек с Mitsubishi MF504C:

[...]
Track 1 sectors 10 length 3119 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 2 sectors 10 length 3119 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 3 sectors 10 length 3118 fixups 0 CRC32 67F0950E
Track 4 sectors 10 length 3119 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 5 sectors 10 length 3119 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 6 sectors 10 length 3119 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 7 sectors 10 length 3119 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 8 sectors 10 length 3119 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 9 sectors 10 length 3118 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 10 sectors 10 length 3119 fixups 1 CRC32 67F0950E
[...]

Эти два привода определённо имеют уникальные отпечатки пальцев! У более старого привода присутствует чуть больше вариативности/колебаний в длинах отдельных дорожек. На самом деле, похоже, что в последних секторах он может уместить больше байтов на дорожку большинство последних дорожек имеет длину 3142. Кроме того, старый привод обычно может уместить 20 или чуть больше байтов на дорожку. Это означает, что он вращается чуть медленнее. Более новый привод работает как часы, с минимальными флуктуациями длин дорожек. Из-за этого он чуть меньше подходит для генерации уникальных для каждого диска отпечатков пальцев, но копирование диска на домашнем компьютерном оборудовании всё равно будет сложным в используемой машине должен быть установлен привод с точно такой же прецизионностью, и привод должен работать точно с такой же скоростью, что и при записи оригинального диска.

В последний раз взглянем на длины дорожек, на этот раз с диска игры Phantom Combat компании Doctor Soft. В этом диске используется защита Western Security Ltd.:


Ничто так не свидетельствует о слишком переусложнённой защите дисков, как наклейка с предупреждением о совместимости (слева посередине). На наклейке написано, что поддерживаются только ROM-ы дисков Acorn. К сожалению, ROM-ы дисков других компаний были распространены намного больше.

[...]
Track 1 sectors 10 length 3152 fixups 0 CRC32 67F0950E
Track 2 sectors 10 length 3152 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 3 sectors 10 length 3152 fixups 0 CRC32 67F0950E
Track 4 sectors 10 length 3152 fixups 1 CRC32 67F0950E
Track 5 sectors 10 length 3151 fixups 0 CRC32 67F0950E
Track 6 sectors 10 length 3152 fixups 0 CRC32 67F0950E
Track 7 sectors 10 length 3150 fixups 0 CRC32 67F0950E
Track 8 sectors 10 length 3151 fixups 0 CRC32 67F0950E
[...]

Это и есть защита диска, скрытая под самым нашим носом. Это 8 защищённых дорожек, которые на самом деле являются дорожками с совершенно стандартным форматированием (CRC32 67F0950E). В них правильное количество секторов и там нет удалённых секторов. Программа discbeast отобразит эти дорожки сплошным зелёным цветом, то есть скажет, что ничего необычного в них нет!

Длина дорожек немного колеблется, а кроме того, дорожки необычно длинные (в идеале их длина составляет 3125 байтов). Не совсем понятно, намеренно ли дорожки записывались чуть длиннее, но это определённо помогает защите дисков. Любой привод дисков, который будут использовать для воссоздания этих дорожек, вряд ли будет вращаться с такой скоростью, потому что она на 0,8% медленнее, а технология двигателей приводов дисков обычно даёт результаты лучше. Интересно заметить, что простая защита длинными дорожками является всего лишь ещё одним вариантом в схеме Western Security.

Вероятно, этот диск записывался на самом BBC Micro, а не на какой-то сложной машине для дублирования: об этом говорит отсутствие маркеров дубликаторов; кроме того, секторы данных игры свидетельствуют, что их записывали посекторно, а не по дорожкам. Кто знает, возможно разработчики намеренно стремились найти медленный привод; у некоторых старых приводов даже есть крутящийся регулируемый резистор для изменения скорости двигателя.

Заключение


В статье мы рассмотрели самую мощную схему защиты дисков BBC Micro model B среди всех, найденных мной в процессе изучения большинства дисков с защитой от копирования, выпущенных для этой машины. Очень хитро, что для создания или считывания диска не требуется специализированного оборудования. Однако с дублированием диска возникнут проблемы.

Подозреваю, что даже современное оборудование, например, Greaseweazle, будет испытывать проблемы с достижением побайтовой точности; необходимо дополнить его высококачественным приводом дисков, вращающимся с очень стабильной скоростью (например, моим Mitsubishi MF504C).

Я снова поговорил с Саймоном, и насколько он знает, защиту реализовал Джордж Килинг, с которым бы я хотел связаться только затем, чтобы похвалить его за потрясающую работу.
Подробнее..

Игровое пиратство

15.05.2021 12:11:56 | Автор: admin

Пиратство это целая эпоха для игровой и не только индустрии, являющейся частью нашей с вами жизни, к счастью или сожалению избавиться от которой не получается по сей день. Для многих эпоха становления и последующего развития пиратства, которое пришлось в 90-е и 2000-е года, было временем увлекательным и ламповым. Переполненные красочными контрафактными коробочками палатки и киоски на рынках. А продавец главный гид для игроманов тех лет, чей авторитетный совет по выбору игры становился решающим и редко когда оспаривался или вызывал сомнение. Оно и понятно, отношение портить с ним желания не было, так как именно этот барыга решал, поменяет он вам диск или нет, если вдруг игра не запуститься, а вероятность такого сценария была, скажем так, не маленькая. Такие были времена. Но как так вышло? Виновато ли беззастенчивое копирование игровых платформ или отсутствие альтернатив у большинства в те времена? А может, дело в расторопности пиратов той эпохи, которая делала контрафакт не только доступным, но и удобным? Давайте разбираться.

Краткий экскурс в историю


Всё, как это водится, началось за долго до этих ваших игр и интернетов. А именно с грампластинок и музыкальных кассет, расцвет которых пришёлся на 70-80-е годы, и внесенную ими лепту в распространение пиратства сложно переоценить хотя бы потому, что скопировать композицию ненамного хуже оригинала было не легко, а очень легко. Самым распространённым способом нелегального тиражирования была установка микрофона у динамика радио, телевизора или другого магнитофона. Более искушённый процесс подразумевал использование кабеля, соединяющего два устройства, благо что вся аппаратура советского производства, включая телевизоры, приёмники и громкоговорители имели линейный выход.

image
Логово аудиопирата

С появлением программируемых приставок к телевизору, игры и софт для которой писались на всю туже аудиокассету, а потом запускались через магнитофон, подключенному к ПК, сделал порог вхождения в пиратство ещё интереснее. Дискеты тоже были, но штука была редкой и дорогой для большинства советских школьников не по карману сей девайс. Ну а флибустьером в ту интересную эпоху был любой владелец двухкассетного магнитофона. Кассеты переписывались в процессе обмена по рукам друзей-родственников-товарищей-знакомых. Но для тех, кто мафона не имел, имелись дядьки со всем необходимым товаром кассетами, пластинками и прочим контрафактом. Так же широко использовалась программа COPY COPY и прочие аналоги в ZX Spectrum.

image

image

Так же отмечены случаи, когда в самовольно занятом радиохулиганами коротковолновом диапазоне 1,8 3,2 МГц какие-то умники пытались передавать записи со спектрумовских кассет по радио. Качество таких записей частенько оставляло желать лучшего, но тем не менее. Также подобные передачи встречались и на расплодившихся в конце 80-х начале 90-х местных телеканалах во время профилактики оборудования. Такой вот был вайфай с дальнобойностью в несколько сотен километров. Такие были времена.

image

Дискета 3.5 позволяла хранить около трех мегабайт данных

На Западе, к слову, происходило всё тоже самое, но лет на 10-15 пораньше.

Рождение легенды


Самое интересное началось после развала СССР. В 1991 году наша славная родина стала весьма благоприятным местечком для создания не шибко законных предпринимательских действ. Предприимчивые смекалистые ребята предлагали народным массам широкий спектр разнообразных услуг и всяких разных товаров прямиком с Запада, Европы, а в последствии и из Китая. Останавливаться на всех чудных вещицах не будем нас интересуют в данной истории игры. Те диковинные штуки, состоящие из пластика и цифрового кода, сиречь из нулей и единиц, что будоражили умы и воображение тогдашних детей да и взрослых тоже. И если во времена советов игры, как и приставки к ним, по большей части были прерогативой высокотехнологичных предприятий, номенклатуры и некоторых командировочных счастливчиков, то после они, наконец, стали доступны широким массам. То самое счастье всем и нет, не даром, но цена стала менее кусачей.

По началу, когда начался бум предпринимательской деятельности, компаний как таковой не было. Тобишь больших и могучих. Торговали в ларьках, метро, радиорынках и остановках обычные себе люди, которым в виду кризиса ничего не оставалось, кроме как взять обеспечения себя и семьи в свои собственные руки. Бизнесменом мог стать хоть в прошлом ценный работник машиностроительного завода, хоть ученый развалившегося Института или КБ, хоть сосед-алкоголик дядя Вася, уже не боящийся уголовной статьи за тунеядство и живущий на незадекларированные доходы. Не говоря уже о повсеместном криминале, без которого вести хоть какую-то мало-мальски прибыльную деятельность было вести или затруднительно, или невозможно вовсе.

image

image

Российский Steam в 90-е годы

И выделялась от такого сомнительного, но всё же бизнеса, знакомая многим в те времена компания Стиплер, выпускавшая своими силами приставку Денди. Ну как выпускала. Приставка эта по сути своей клон Nintendo Entertainment System (NES), который сначала собиралась на китайских заводах умелыми китайскими работягами, а затем благополучно отправлялась в торговые точки по всему необъятному постсоветскому пространству. Так же дела шли и с картриджами для них, переправлявшихся через дырявую таможню в Восточной Европе.

image

Ламповая Dendy, очень даже удачный пример пиратства, правда не игрового, а аппаратного.

Идея для импортозамещения пришла в голову Рустема Ахиярова (одного из соучредителей Стиплер), когда тот приехал в США и увидел, что многие американские обыватели увлечены игрушками для домашних игровых приставок. Товарищ быстро смекнул, что игры приносят деньги, причём большие и не хуже книг с фильмами, а то и лучше. И потому принял весьма выгодное и своевременное решение основать с коллегами компанию по производству практически полностью идентичного аналога NES. Без регистрации и СМС, благо условия были весьма и весьма благоприятные. Да и решалось всё быстро.

image

image

По сути Стиплер заняла пустующую нишу, на которую был дикий спрос, потому их продукция была безумно популярной. Да и не было пока ни чего другого производителям компьютерных игр и консолей российский рынок в то время на тот момент был совершенно не интересен. Правда, чуточку позже Нинтендо всё таки пришла в Россию и в сотрудничестве со Стиплер стала выпускать приставку Супер-Нинтендо. Что интересно, на Денди они, стиснув зубы, закрыли глаза какое-то время пиратская консоль продолжала продаваться. Такой вот бизнес по-русски. Забавно так же, что реклама новой чудной приставки шла по телевидению. Беспрецедентный случай пиратскую продукцию пиарят по федеральным каналам и даже создают передачу Денди новая реальность.

image

image
Беспощадная борьба с пиратством от компании Nintendo. Нидерланды, 1994 год. Местное отделение Nintendo устроило публичную акцию по борьбе с игровым пиратством и давит пиратские картриджи Game Boy катком. В действе участвует и сам Марио.

Помимо Денди, ребята продавали и Сегу. Это были как хорошие подделки с Тайваня под названием Dendy Pro 16-Bit, так и официальные Mega Drive 2, сделанные в Японии и предназначенные дли азиатского рынка, поставки шли из Сингапура. В 1993 году со Стиплер связался официальный партнер Sega в России компания Nissho Iwai. Но переговоры не увенчались успехом: в Стиплер не захотели отказываться от дешёвых клонов и серой поставки из стран Азии. Дело заглохло.

Были у компании и конкуренты. Небольшие конторы, которые тащили и везли всё, что могли. Всякие разнообразные клоны тех или иных приставок. И так продолжалось, пока за дело не взялись разномастные китайские конторы, которые так же начали делать клоны, выливая их на наш рынок всё теми же путями. И что важнее для нашей истории, делали они это дешевле, чем и похерили бизнес, наводнив рынок не самыми качественными сборками, которые продавались во всевозможных палатках на рынках.

image

Помимо самой консоли копировались и картриджи. Оригинальные картриджи до стран СНГ просто не доходили, а если доходили, то стоили очень дорого.

В общем, Денди познакомила нас, а так же наших друзей с Украины, Казахстана, Белоруссии и многих других с таким понятием, как интерактивные развлечения. Помогли в этом, по большей части, более-менее доступная цена и хорошее качество сборки Стиплера, воспринимаемая народом до сих пор с теплотой в душе и сердце, как лучший транспорт в мир игрового искусства. Кроме того, именно Денди создала основу для дальнейшего развития игр и бизнеса, связанного с ними. Без этой консоли вряд ли бы пираты стали заниматься торговлей малознакомых человеку советской закалки товаров.

Расцвет пиратства


image

8 мб оперативной памяти с лихвой хватало на все игры

Но самый расцвет пиратства пришелся во время пришествия ПК наступила эпоха, которую мы с вами знаем и любим. Пиратские конторы вышли на новый уровень. Тенденция эта была связана с тем, что в кои то веки компы стали техникой не избранной кучки состоятельных людей. Благодаря переменам технологическим, социальным и что важнее, экономическим, техника эта сильно подешевела, обрела компактность и необходимые мощности, стала более-менее доступной и повсеместной, захватывая дома и офисы. По крайней мере, так было в крупных городах. Прогресс медленно но верно становился частью нашей жизни. А так же распространение флоппи-приводов. Да-да. Картриджи устарели, а вот дискеты не требовали какого-то специального оборудования или специфических навыков для копирования инфы. Не требовалось и колоссальных вложений, контрактов с заводами Тайваня или сомнительными личностями. Только комната, освещаемая тусклой лампочкой или подвал, наличие пары штук розеток и самого ПК за пару сотен, а так же десятка-другого пустых дискет с одной лицухой (или куда чаще, пиратской версии из стран СНГ). И всё, дело в шляпе, считай, что вы индивидуальный предприниматель. Или самозанятый версии лихих 90-х. Заниматься пиратством стало так же легко, как продавать семечки или булочки на продуктовых рынках.

image

Пиратское логово

И всё, пошла жара! На пиратском ремесле рождались и умирали сотни фирм, между собой постоянно конкурирующих. Порою с привлечением криминала. Это в свою очередь подстёгивало развитие рынка. Позже, уже потом, некоторые из этих полулегальных или нелегальных вовсе контор трансформируются во вполне себе уважаемые игровые издательства (те же Бука, Акелла и даже 1С), которые о темном прошлом вспоминать не очень то и любят.

Помимо игр, активно копировался и разнообразный компьютерный софт. Чаще всего ПК-мастер, который собирал компы, по итогу устанавливал все необходимые программы и, разумеется, операционную систему. Впрочем, вопросом, откуда все эти проги берутся, никто не задавался: долгое время идея и мысль, что за программное обеспечение вообще надо платить деньги, совершенно отсутствовала в головах людей. Бывших советских людей. Услугами пиратов не брезговали даже компании и прочие юр-лица, которые экономили на софте и устанавливали на компьютерах в офисе пиратские операционные системы и ПО, выходило куда дешевле. Что уж говорить, даже в школах, больницах, армейских частях и, что забавнее, теперь уже полиции на компьютерах стояла пиратская Windows. И ни кто не жаловался. С развитием компьютеров CD- и DVD-сборники с нелегальным и универсальным софтом в виде всевозможных сборников Винды или 1000 и 1 программа начали продаваться в ларьках, где их мог купить любой желающий. А в некоторых городках продаются до сих пор, по цене от 80 до 200 рублей.

image

image

Но были и верные своему идеалу и черному флагу. Фаргус, чьи узнаваемые даже сейчас коробки с желтыми и темными полосами были особенно широко распространены в эпоху CD-ROMа. А главное, за что ценили и любили этих ребят, за их годный перевод на фоне ереси и абракадабры от конкурентов по ремеслу. Впрочем, тут стоит сделать поправочку годный перевод с привлечением актеров и прочего надо было подождать, а до тех пор Фаргус, как и многие другие толкал на прилавки или версии без перевода, или с переводом машинным ПРОМТом, разобранного на мемы. К тому же, даже со старанием переведенные игры не были застрахованы от названий в духе Засранцы против ГАИ или Хачи-трюкачи считалось, что так будет понятнее нашему русскому обывателю, а значит, лучше продаваться. Тем не менее, Фаргус считался образцовым примером пиратства, из-за того, что иногда издавал приличные русские версии огромных по объему текста и гиковских игр, к примеру культовую Planescape: Torment или Fallout. В конце концов, их бренд стал настолько популярным, что его начали юзать не относящиеся к нему, Фаргусу, конторы. Помимо прочего, Фаргус даже держал полноценный сайт, на котором честно оказывали техническую поддержку пользователям и даже выпускали патчи для своих игруль.

С этим, кстати, связана одна абсурдная и потому забавная история: в 2004 году, когда Фаргус официально зарегистрировался как компания по дистрибуции софта (при этом, конечно, никто не собирался бросать любимое дело), его руководство подало в суд иск на фирму, что продавала свои диски под видом фаргусовских. Да, вы правильно поняли: брат пошёл на брата, или пират украл у пирата. Суд, посмотрев на это дело, недоумевал, а потому вежливо заявление отклонил.

Помимо прочего, компания, по слухам, дабы не терять прибыль, нанимали людей, которые должны были запугивать и проучивать торговцев дисками поддельных Фаргусов. Петр Гланц, актер озвучки, работавший с компанией, так вспоминает об этом:

У шефа была команда пессимистов. Мы так называли людей в черных плащах в тонированных гелендвагенах, которые ездили на радиорынок Горбушка, ходили по палаткам и учили продавцов отличать, где настоящий Фаргус, а где подделка. И убедительно просили не покупать их неправильные диски. В принципе, команда из пяти человек с бейсбольными битами успешно справлялись с этой проблемой.


В интернете можно найти кучу мемных пикч, сделанных под влиянием обложек Фаргуса.
Причины смерти столь успешной компании неизвестны и поныне. Вполне возможно, что пришедшая на смену горбушкам и радиорынкам эра торрентов подкосила продажи пиратских игрушек, и бизнес стал не таким уж и прибыльным как раньше.

Как бы то ни было, это не отменяет огромный вклад Фаргус в развитие пиратства в России. Если через лет двадцать никто уже не будет помнить этого названия, а молодое поколение с недоумением будет смотреть на смешные обложки, то история уж точно сохранить память о некогда знаменитой фирме.

image

image

Спустя годы Фаргус передал привет игрокам: в сервис цифровой дистрибуции GOG были добавлены переводы некоторых игр, сделанные пиратами. В GOG назвали эпоху пиратства частью нашего общего наследия и культуры, которое
необходимо сохранить. Кстати, одновременно с появлением переводов Фаргуса в сервис завезли и ряд локализаций Акеллы.

Ну и со временем копирасты и прочие с ними связанные конторы осознали, что так дела делать в России не получится и надо что-то менять. Логика простая лучше продать дешевле и получить хоть какую-то копеечку, чем продавать дорого и не иметь с этого вообще ничего. Так появились джевелы игры с простенькой брошюркой на передней крышке, с бумажкой с описанием на задней, и с диском внутри. И ничего более. Самая дешевая версия. Продавались они чуточку дороже пиратских дисков, но зато не имели проблем с работоспособностью и наличием всяких троянов. По крайней мере в большинстве случаев исключаем заводской брак. В нашей стране, где практически не существовало официальных магазинов лицензии, джевелы распространялись и продавались пиратскими дистрибьютерами через ларьки и рынки. Основной их недостаток появлялись они несколько позже релиза западной версии (от пары месяцев до нескольких лет). Так, квест The Longest Journey был издан 1С спустя 6 лет после западного релиза, Фоллаут в России официально вышел только в 2006 году, а Baldur's Gate в 2010-м. Кроме того, отечественная озвучка по какой-то до сих пор таинственной причине почти всегда получалась и получается (за редким и приятным исключением) мягко говоря, не очень качественной. Также народу начали долбить в мозг, что пиратство это плохо и вообще не тру. В результате этого серьезные переводческие конторы вымерли или влились в состав официальных, но массово расплодились пираты, выпускающие стилусофикации или английские версии сразу после западного релиза.

image

Ох уж это пиратство 90-х. Так в Doom 3 можно было поиграть ещё в 1997 году.

В наше чудное время пиратство считается дурным тоном. Оно и понятно, западные издатели стали включать русскую версию в оригинальную поставку большинства игр, так что купить лицензию сразу с релизом уже почти ни для кого не проблема. Появились сервисы цифровой дистрибуции, где во время распродаж можно купить лицензию за сущие копейки. Пираты же остались источником халявных Виндовсов и последней надеждой школьников или жлобов. Также появление доступного и быстрого интернета позволило простому народу пиратствовать без посредников, качая образы игр и прочего добра из торрентов.

image

Пиратство прямиком из поздних 90-х и начала 00-х годов в почти наши дни, Москва, улица Петровка. Прям так и веет от этого всего ностальгическими воспоминаниями о походах в магазин за дисками.

Итоги


В нынешнее время пиратство считается не тру. На ярых любителей что либо спиратить по большей части смотрят с усмешкой и лёгким непониманием. Сейчас на различного рода сайтах и форумах пользователи любят поспорить о вреде пиратства и его неправильности с точки зрения морали. Обычно в ход идут примеры из эпохи 90-х и начала двухтысячных, когда незаконное пользование интеллектуальной собственностью было нормой, с которой мы все жили или сталкивались. Но пиратство сейчас сильно отличается от пиратства 90-х, так называемого розничного пиратства, продающего чужую интеллектуальную собственность. Да, времена розничных пиратов вызывают ностальгию. Наверное, потому что мы просто были моложе. Но

Не смотря на весь негатив того не самого простого времени, из положительного, что принесли нам пираты, это компьюритизацию как России, так и остального СНГ, особенно в 90-е. А так же привили игровую видеокультуру. На пиратском софте взросли целые поколения админов, фотошоперов, 3D-максеров и программистов, да и сейчас воспроизводство указанных категорий граждан во многом осуществляется нелицензированно. А в то время другого пути для большинства не было вовсе. Так и жили. Как бы то ни было, это часть нашей истории.

image


Мемы


Озвучено профессиональными актерами кроме текста присутствует и озвучка и будет хорошо, если двухголосая. Текст, как правило, переведен добротно. Хотя к большинству локализаций, как тогда, так и сейчас, больше подходил другой известный мем: Переведено и озвучено профессиональными программистами.

Русская версия переведен только текст, качество может варьироваться от очень хорошего до, мягко говоря, не очень хорошего. В общем, лотерея. Порой в такие версии не могли впихнуть нормальные русские шрифты и дело принимало реально крутой оборот. Текст мог состоять из абсолютно нечитаемой смеси символов и букв. Или даже просто транслита! Иногда слова были совершенно не те, которые надо, что в свою очередь могло кардинально менять смысл квеста или делать его совершенно не проходимым.

Полная версия поскольку цена пиратской игры зависела от количества дисков, игру на одном диске было легче продать, чем на двух и более. Поэтому пираты резали игры, стремясь уместить их на одну болванку. Под нож шли в первую очередь видеоролики, что нередко лишало игру сюжета или большей его части (порою лучшей), а также музыка, частично или полностью озвучка.

Стилусофикация народное название дешевой пиратки, текст которой прогнали через электронный переводчик и вставили в игру даже без вычитки. Абсолютно нечитаемый текст, который нужно разгадывать подобно ребусу. Собственно, Стилус раннее название электронного переводчика, который сейчас известен как Промт.

2 в 1 означает, что кроме русской версии присутствует английский оригинал. Предпочиталась людьми, знающими английский. Обычно сначала устанавливается английская версия, а затем инсталлятор предлагает поставить русификацию по желанию. Конечно, никто не гарантировал, что английская версия действительно имелась на диске, но с вероятностью 50% она там была. В некоторых случаях локализация была французской или немецкой.

В ваших руках пиратский диск частенько до середины нулевых на многих пиратских дисках можно было увидеть эту надпись черным по желтому: в отличие от цивилизованного Запада, где пираты старались максимально точно копировать оригинальную упаковку, в СНГ пираты даже не пытались маскироваться. Особенно остроумные располагали эту надпись под наклейкой-голограммой официальное издание 100% качество. Встречались даже сборники с названием типа Лучший пиратский софт и парусником с Веселым Роджером на обложке. Попадались перлы с надписью Все права защищены и текстом с произвольной информацией в поле лицензионного соглашения, например ключом к игре.

Алексей Шухартской, специально для блога VDSina



На правах рекламы


VDSina предлагает надёжные серверы с посуточной оплатой, каждый сервер подключён к интернет-каналу в 500 Мегабит и бесплатно защищён от DDoS-атак!

Подробнее..

Смотрим любое кино мгновенно

06.03.2021 02:15:47 | Автор: admin

Disclaimer: я не призываю незаконно скачивать контент, пиратство - наказуемо и является преступлением

После ареста серверов Moonwalk жить стало в разы труднее. Лично я уже совсем отвык от торрентов. Нужно что-то качать, ждать, чем-то открывать, куда-то кликать, иногда еще и место на диске кончается. Как можно ждать час пока скачается фильм? За час можно жизнь прожить. Пришлось искать решение, которое позволит смотреть кино также просто, как и раньше. Норматив: от идеи посмотреть что-нибудь и до начала непосредственного просмотра - не более минуты.

Вы скажете: есть Popcorntime, не морочь нам голову. Все так, есть Popcorntime, идея классная, но реализация не совсем та, какую хотелось бы. Часто нет нужных дорожек, субтитров, все как-то непрозрачно работает. Вот бы можно было иметь интерфейс, который ищет необходимое кино по всем нужным трекерам и мгновенно его начинает крутить. Есть такой интерфейс.

И вот так он работает:

В среднем это 22-50 секунд и приблизительно 3 клика мышью от желания посмотреть фильм до начала его непосредственного просмотра, при наличии пиров и хорошего канала, при этом без рекламы и с огромным выбором, который вы можете сами сужать и расширять. Ниже о компонентах.

Знакомьтесь, Jackett

С помощью этой штуки можно не только искать все что хотите на нужных вам трекерах, но и качать торрент файлы даже не заходя на сайт трекера. Удобно? Да. Взять его можно отсюда и либо установить на свой комп, либо запустить на удаленном сервере. Второй вариант гораздо удобнее.

Jackett можно скачать и запускать на компьютере, но это все усложняет. Лучше захостить его на бесплатном облаке от Oracle, и заходить по адресу. Вам понадобится машина в облаке, linux на ней и docker-compose.yml c приблизительно такими характеристиками:

version: '3.5'services:    jackett:        image: linuxserver/jackett        container_name: jackett        environment:            - PUID=1000            - PGID=1000            - TZ=Europe/Moscow        volumes:            - ./Jackett/config:/config            - ./Jackett/Downloads:/downloads        ports:            - 9117:9117        networks:            - proxy        restart: unless-stoppednetworks:    network:        driver: bridge    proxy:        external:            name: proxy

docker-compose up -d и заходим. Далее нам понадобится добавить все наши трекеры, вбив логины и пароли.

Jackett прекрасен, он постоянно обновляется, разработчики мгновенно реагируют на баги, но одними торрент файлами сыт не будешь, нужно их чем-то открыть и чтобы просмотр начался мгновенно.

Здесь нам приходят на помощь Stremio и Soda player.

Сами по себе это просто потоковые смотрелки торрент файлов. Хорошо, но недостаточно. В комбиации с Jackett они превращаются во что-то совсем невероятное. Soda отлично подойдет для мака, а Stremio, кажется, умеет передавать видео на телевизоры и прочие кофемолки. Про Soda есть статья на reddit, дескать он ворует печеньки. Лично мне плевать, но вас я обязан предупредить.

На этом все, но помните, что смотря кино таким образом, вы ничего не сидируете(не считая сидирования во время просмотра). Вообще, никто обычно нарочно ничего не сидирует, большинство просто качают файлы и забывают вытащить клиент из автозагрузки, однако пользуясь таким методом мы лишаем себя этой благодетели.

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru