Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Дистанционное обучение

Из песочницы Корона-триггер назревшие изменения в экосистеме образования

19.06.2020 16:07:35 | Автор: admin
Пандемия наглядно продемонстрировала, насколько российская система образования не готова к диджитализации. Чтобы осознать это, потребовалось прямо-таки уткнуть себя в негативный опыт. Происходило вот что: уже работавшие онлайн-компании отрасли выросли в 4-5 раз. Прочие офлайновые в докороновирусном мире компании были вынуждены адаптироваться в пожарном режиме. Школы допобразования, тренинговые центры, даже преподаватели телесных практик срочно делали услуги дешевле и переносили их в интернет. Но труднее всех, пожалуй, пришлось школьному и высшему образованию.

Дискуссия о переходе на дистанционное обучение в интернете идет на всех уровнях общества: от законодательной власти до бурлящих родительских сообществ. По факту, обучение в интернете (хотя бы частичное) наша новая реальность, в которой мы уже живем, вопреки тому, что оказались там не по своей доброй воле, и несмотря на то, что педагоги пока не владеют массово нужными методиками, технологическая платформа еще сырая, дети и родители оказались не готовы морально к онлайн-образованию.

Чтобы сделать новую реальность обучения эффективной и приятной для наших детей, российской системе образования следует сделать выводы из урока пандемии, обратить внимание на положительный опыт образовательных онлайн-платформ, интегрировать и присвоить себе лучшие практики.


Методология онлайн-обучения для школьной программы


Пожалуй, непосредственно обучение, т.е. конкретный процесс передачи знаний, поддается оцифровке наиболее безболезненно. Именно поэтому последние годы хороший рост показывают онлайн-школы иностранных языков, математики, программирования. Надо понимать, что онлайн-урок принципиально отличается от урока в классе, он строится по иным методикам, с другими инструментами вовлечения. Даже продолжительность урока лучше рассчитать заново.
Когда учителя пытаются провести урок по привычным офлайн-лекалам в Zoom, они терпят фиаско. И здесь на помощь школе могли бы прийти наработки и технологии онлайн-программ.

Онлайн-программы также хороши возможностью учиться в индивидуальном ритме. Скорость восприятия, например, математики у детей может отличаться в 60 раз. Офлайн-урок аналогового образования линеен это трансляция материала некой усредненной аудитории. Учитель объясняет со средней скоростью, которая комфортна только для нескольких человек в классе: отличники поняли с полуслова и им скучно, двоечники не успевают. Что делают современные образовательные платформы с их передовыми алгоритмами, со специалистами по машинному обучению, с элементами искусственного интеллекта? Тот же Учи.ру дает ребенку знания в интерактивном режиме, позволяя выбирать недопонятые темы и комфортную скорость усвоения материала.

Однако до сих пор госсистема образования держала свои двери закрытыми для них, предпочитая, чтобы дополнительное образование существовало отдельно от основного. Такая позиция государственной системы образования вряд ли вызвана соображениями конкуренции. Скорее в допобразовании видят угрозу внесения смуты в отлаженный раз и навсегда учебный процесс. Вообще все эти курсы не выглядят с высоты министерств и ведомств чем-то основательным, серьезным, академичным. Конечно, исключения есть некоторые директора школ внедряют коммерческие программы. Но они сталкиваются с другой проблемой как оценить качество, достоверность информации, адаптацию под возраста, наконец. Ведь сертификации качества онлайн-программ пока нет.

Надеюсь, что опыт вынужденного дистанционного обучения последних месяцев заставит официальных лиц образования пересмотреть позиции и увидеть возможность внедрения передовых наработок образовательными онлайн-платформами в традиционную школу. Я уверена, что сотрудничество будет плодотворным и взаимно обогащающим.

Разностороннее развитие и актуальные области знаний


Традиционная школа парадоксально интерпретирует вроде бы базовую для себя концепцию разностороннего знания. С одной стороны устаревший инструментарий и не актуальные знания. С другой знаний слишком много. Очевидно, что при одновременном изучении математики, физики и языков времени на риторику, занятия искусствами и командную работу не останется. Однако именно эти навыки будущего востребованы, и именно эти онлайн и офлайн образовательные проекты выбирают для своих детей современные родители, причем выбирают кошельком. Коммерческий образовательный сегмент хорошо чувствует спрос и развивается в сторону востребованных сфер обучения. И здесь, опять же, огромный потенциал интеграции частных и государственных образовательных программ.

Наставничество, социализация и командная работа


Пожалуй, социализация и навыки межличностного взаимодействия самый болезненный для цифровизации аспект образования.

При дистанционном обучении группы детей педагог утрачивает возможность работать глаза в глаза. На расстоянии оказалось проблематично реализовать наиценнейший навык традиционной школы умение видеть кого-то конкретного в классе, подойти, задать вопрос, понять характер необходимой помощи.

Второй важнейший аспект это социализация и жизненный опыт. Дружбу и конфликты, детскую потасовку на переменках и девчачьи секретики можно и нужно считать частью учебного процесса. Школа учит способности взаимодействовать, работать в команде, понимать друг друга и сопереживать. Собственно, институт школы всегда был инстинктивно настроен на развитие социальных навыков, задолго до появления модного ныне выражения soft skills.

Сейчас от родителей звучат одни и те же отзывы: Скучают по одноклассникам, хотят в класс. Не понимают, почему они должны сидеть перед компьютером.

Как перенести в цифру социальный элемент школьного контекста пока неясно, причем решения данной задачи пока не нашли ни в одной стране мира.

Самоорганизации и тайм-менеджмент


Не так давно в университете обязательно писали лекции от руки, этот момент даже проверялся. Сейчас студенты прекрасно слушают лекции в интернете. ВУЗ как бы делегирует им контроль над собой или, скажем, право на доверие мол, не маленькие, в состоянии планировать время, усваивать материал самостоятельно. При этом погружение в практические аспекты постигаемой профессии требует участия преподавателя, ментора, тьютора. На глазах меняется сам подход.

Для студентов и старшеклассников, возможно для некоторых особо сознательных учеников средней школы такой подход будет эффективным. Младшеклассникам же особенно нужно организующее начало и как транслировать его в онлайн? Такого опыта нет. Зато есть проблема учитель, ведя урок в Zoom, спрашивает ученика, который не откликается. Мама, работающая в соседней комнате, уверена, что сын прилежно учится. В результате расследования мамы и учителя выясняется, что мальчик играл.

Путь трансформации


Столкнувшись с задачей дистанционного обучения нос к носу, мы получили шанс рассмотреть слепые зоны и изменить систему образования. Совершенно очевидно, что сильные стороны онлайн-школ в их актуальных предметах, обкатанных методиках, способах подачи материала и возможности обучаться в собственном ритме. Сильные стороны традиционной школы личный контакт с педагогом, возможность социализации и развития soft skills. Нас не должен удивлять ни рост спроса на дополнительное образование, ни повышение требований к программе классической школы. Текущий кризис образовательной системы, спровоцированный пандемией, может и должен привести к тектоническим качественным сдвигам. Любые трансформации всегда болезненны. Пожалуй, наиболее эффективный способ его преодолеть период перемен в интеграции опыта традиционной школы и онлайн-платформ.
Подробнее..

Еще раз про онлайн-обучение

03.01.2021 22:21:10 | Автор: admin
Казалось бы, про ДО (дистанционное обучение) за последний год написали все, кто только мог. В российских (да и не только) школах и вузах применение ДО, свалившееся в 2020 году как снег на голову, в основном, свелось к переносу оффлайновых занятий в Zoom или Teams и ускорению производства самого разного обучающего контента. Параллельно возникла дискуссия о том, должно ли быть ДО дешевле или дороже очного. Не повторяя то, что было уже много раз написано другими авторами, я выскажу свою точку зрения и поделюсь опытом подготовки материалов для вузовского онлайн-обучения, сконцентрировавшись на методах, которые почти никто не применяет.

Начну с того, почему, на мой взгляд, себестоимость ДО не может быть дороже очного обучения. По очень простой причине: современное офлайновое образование в наши дни по определению содержит онлайн составляющую. По крайней мере, это касается вузов и программ ДПО (дополнительного профессионального образования), возможно, за исключением каких-то экзотических случаев. Т.е.:

оффлайн =  онлайн + очное обучение

Соответственно, и цена оффлайна складывается из этих двух слагаемых. И если очные занятия выключаются (как в 2020), то себестоимость может только уменьшиться, т.к. онлайн-преподавание + расходы на прокторинг обычно гораздо дешевле организации очных занятий. Но при одном условии: когда обучающий контент заранее подготовлен. А если нет? Я убежден, что почти всегда это означает только одно: исходный курс изначально не соответствовал современным запросам (см. основной тезис про онлайн составляющую).

Что происходило по всей стране (да что стране по всему миру) при внезапном переходе вузов на онлайн-обучение? Преподаватели начали лихорадочно надиктовывать свои лекции вживую в Zoom и YouTube или предварительно записывая их, а потом выкладывая в тот же YouTube. Десятки и сотни, если не тысячи одинаковых уроков по мат.анализу и т.п. общих предметам! Получалось трудозатратно, долго и, чаще всего, плохо. И в большинстве случаев абсолютно бессмысленно, потому, что эти курсы были уже десятки раз подготовлены (и не в одиночку, а большими профессиональными командами), записаны в хорошем качестве и выложены на платформы типа Coursera, Udemy, Stepik и т.д.

Какой смысл во всем этом? Почему заранее было не подобрать подходящий существующий онлайн-курс типа МООС и не взять его за основу? Многие, кстати, так и сделали и в итоге выиграли, т.к. сделали удаленное обучение асинхронным (студенты сначала слушают качественный онлайн-курс, а потом на семинарах в Зуме его обсуждают). Понятно, что такое возможно не всегда. Главным образом, из-за того, что существующие МООС-курсы не всегда соответствуют конкретной программе вуза или ДПО. Одни сложнее, другие проще, третьи слишком большие.

Очевидно, в чем корень проблемы: все современные МООСи линейные и не предназначены для трансформации. Из них очень сложно или вообще невозможно нарезать нужные фрагменты для конкретной программы (и это мы за скобками оставили вопрос об авторских правах и легальности применения сторонних МООС в образовательном процессе). Иными словами: существующий формат МООС не очень подходит для переноса (без ущерба для качества обучения) от вуза к вузу.

Таким образом, проблема очерчена, и я теперь могу поделиться своим опытом ее решения. Собственно, этим я и занимаюсь последние несколько лет, что нашло отражение в сайте Нерепетитор и нескольких статьях, например, тут, на Хабре. В двух словах, у меня есть довольно много собственных обучающих материалов (видеоролики, статьи, расчеты, в основном, математические и инженерные), который я постепенно организовал в виде базы знаний, состоящей из атомарного контента. Как правило, это ссылки на мои ресурсы, размеченные метаданными, из которых уже легко собирать курсы. Для того чтобы сконструировать нужный курс, нужно просто прописать нужную траекторию, а ссылки на соответствующие медиа ресурсы система добавит автоматически.

Чтобы не выглядеть теоретиком, в заключение приведу пример практического применения из реальной жизни. В 2020 года я вел вот этот курс по высшей математике для студентов-гуманитариев НИУ ВШЭ, сначала очно, а потом, начиная с середины ноября, на удаленке. При помощи своей базу контента, я еще на этапе разработки и согласования программы дисциплины (сам для себя) прописал примерную траекторию обучения, которая по ходу курса, немного трансформировалась. Одни блоки из нее выпали, другие были добавлены, а некоторые мне пришлось создать заново, но таких было совсем немного. Финальный контент курса (включая дополнительные закрытые материалы: записи лекций, семинаров, примеры программного кода и работы студентов) я разместил во внутренней LMS вуза. Я сделал это в инициативном порядке, серьезных дополнительных трудозатрат это не потребовало. Рамочный курс для ВШЭ, собранный из моего контента, можно посмотреть здесь, а протестировать генерацию разных динамических курсов по математике по поисковому запросу на основном сайте проекта Нерепетитор.

Пока описанный подход почти нигде не применяется. Мне сложно сказать, почему так происходит. Провайдеры обучения (платформы, вузы и EduTech компании) предпочитают до сих пор штамповать линейные МООСи, качественные, но неуклюжие и имеющие короткий жизненный цикл. Возможно, это объясняется запросами рынка. Но важно заметить: запросы эти начинают меняться. Бросая взгляд, на смежные области, например, CAD системы, мы видим рост интереса к технологиям генеративного дизайна, когда пользователь формулирует короткий запрос, а система автоматически (и мгновенно!) предлагает прототип. Возможно, такие же изменения в EduTech тоже не за горами.
Подробнее..

Из песочницы Как я выбирал сервис для перевода 35 000 студентов в онлайн. Опыт руководителя IT-отдела московского колледжа

05.07.2020 16:17:42 | Автор: admin
Привет, хабражители. Меня зовут Владимир, и я работаю руководителем отдела информатизации образования в одном из московских государственных колледжей. На текущий момент у нас трудится более 1 500 сотрудников в 57 зданиях и реализуются программы основного, профессионального и дополнительного образования для более чем 35 000 жителей города Москвы.

В марте 2020 года после введения режима повышенной готовности и перевода школ на дистанционный режим работы у небольшой группы системных администраторов был открыт сезон охоты за диковинным зверем под названием Дистанционное обучение. Люди, которые долгое время работали в учебных классах, были вынуждены начать работу из дома.
В этой статье я не хочу вдаваться в подробности того, как проводилось обучение педагогов и осуществлялась техническая поддержка в режиме #ЛучшеДома. Более важной задачей, на мой взгляд, стал выбор платформы для дистанционного обучения. Главная проблема в рамках дистанционного образования была вызвана банальной неподготовленностью учреждений к переходу в Онлайн. Если бы у школ было больше времени, то картина выглядела бы намного лучше. Хотя уже есть масса историй о том, что у кого глючит и вообще проще общаться в чатике WhatsApp.

Под катом вы найдете историю о том, как мы выбирали платформу для удаленного обучения своих студентов.



Отбор претендентов


Перейдем от лирики к фактам. Сначала мы хотели вообще понять, какие есть варианты. В сентябре 2019 года исследователи из Gartner изучили разные платформы для онлайн собраний и назвали 4 лидирующие компании и их инструменты в этой сфере: Cisco (WebEx), Zoom, Microsoft (Teams), LogMeIn. Также еще 2 компании оказались близки к лидерам: Google (Hangouts) и Adobe (Connect). Пришлось сразу вычеркнуть из этого списка сервисы, у которых нет бесплатного доступа, так как госзакупки это приключение минимум на 2 месяца. Остаются Zoom, Teams, Hangouts и WebEx. Нужно отметить, что WebEx предоставлялся бесплатно для образовательных организаций сроком на 90 дней из-за пандемии. То есть тут скорее про бесплатный пробный период. Но, он, все же, есть.

И здесь начались муки, как выбрать продукт, который подойдет именно нашему учреждению, какие есть плюс и минусы у каждого решения. Первое, что я понял для себя наше решение должно отвечать одному важному требованию: Простота эксплуатации.
Сначала мы решили изучить WebEx. Изначально это решение было принято на вау-эффекте: полноценное enterprise решение от Cisco на наше огромное учреждение, бесплатно на 90 дней, да еще и с неплохим списком преимуществ. В нем даже есть отслеживание уровня внимания студента.

Но моя радость быстро была омрачена одним очень критическим пунктом Интеграция с системами управления учебным процессом. Немного гугла и мы приходим к тому, что для того, чтобы полноценно запустить WebEx, нам требуется интегрировать все это с LMS (learning management system), да еще и обучить пользоваться двумя системами огромное количество педагогов, наполнить LMS контентом, и уложить все это в неделю. При прочих равных можно было заставить всю связку полететь, но не в столь сжатые сроки.

Следующий продукт, на который упал взор, это Google Hangouts + Classroom. Вроде бы вот оно решение, которое должно спасти ситуацию. Сам Classroom разрабатывался специально для школ. Есть все требуемые функции: публикация материалов, заданий, отслеживание прогресса учеников. Вплоть до общения с родителями. Но нашлись и несколько моментов, которые омрачили выбор решения. Например, для класса создается общая папка на Google диске, и она доступна для всего класса. Этот минус все испортил, потому что мы не хотели допустить какого-либо вида манипулирования информацией студентами. Нужно было добиться равных условий обучения.

2 финалиста


В итоге у меня осталось всего два сервиса, которые нужно пощупать буквально за пару дней и пустить в продакшн: Teams и Zoom. Сравнивать их довольно проблематично ввиду того, что Zoom не имеет бесплатного пакета для образовательных учреждений, а Teams входит в бесплатный пакет для образовательных организаций Office 365 с планом A1. Но мы попытались.

Вот что мы нашли, если говорить о плюсах и минусах обоих систем.

В доступной Teams мы получаем:

  • Тесты с автоматической оценкой в Forms
  • Создание сюжетов в цифровом формате с помощью Sway (c интерактивом)
  • Трансляции
  • Видеослужба для создания роликов, управления ими и их безопасного совместного использования в организации, т.е записи всех лекций хранятся в Teams
  • Управление правами, защита от потери данных и шифрование

А в Zoom:

  • Одновременные демонстрация экрана и видеосвязь
  • Виртуальный фон
  • Демонстрация экрана любого приложения iPad/iPhone
  • Совместные комментарии на общем экране
  • Обмен через доску сообщений
  • Многопользовательское совместное использование

И как бы красиво нам не вещали рекламные ролики и буклеты, есть и минусы. Прочувствовано на собственной шкуре. К сожалению, не существует эталонного решения для конкретной ситуации и времени, и это было понятно сразу.

Какие же минусы у Teams

  • Недостаточная гибкость интерфейса: нет возможности управлять выводимыми изображениями, т.е мы видим картинку только последних 4-х спикеров
  • Медленное обновление информации в командах
  • Интуитивно непонятный (сложный) интерфейс, в котором достаточно сложно разобраться с наскока
  • Различные проблемы администрирования системы, привет PowerShell
  • Не хватает функционала вебинарных платформ

Опять же минусы, теперь Zoom:

  • Бесплатная версия поддерживает всего 40 минут на один вебинар, а мы помним с вами, что урок в школе 45 минут
  • Для каждого вебинара требуется создавать свою ссылку
  • Для комфортной и безопасной работы требуется выполнить большое количество настроек, и делать их придется каждый раз, а не все педагоги готовы освоить тонкости настройки, и повторять их каждую лекцию
  • Отсутствует возможность массовой выгрузки пользователей
  • Сложный интерфейс
  • Проблемы с рассылкой писем (спам фильтры)

Это я отнес к основным минусам сервиса, еще я конечно боялся, что из-за повышенного спроса на сервис он либо не вытянет нагрузку, либо ограничит доступ к своим бесплатным возможностям. Хотя, как показала практика, два пункта из минусов действительно выстрелили привет Youtube и #ZOOMBOMBING.

Как было решено поступить


По итогу
В итоге был выбран Teams.

Я исходил из доступных нам решений, сроках внедрения, особенностях внутренней кухни организации образования на объёмах свыше 35 000 обучающихся, а также на практике взаимодействия с педагогами и обучающимися. А теперь разберемся по пунктам:

  1. Мне требовалось максимально масштабируемое решение, включающее в себя SSO, с реализацией без затрагивания локального AD
  2. Возможность глобальной выгрузки пользователей пачкой в конкретное место
  3. Статистика/отчетность
  4. Контроль педагогов/учеников
  5. Скорость внедрения
  6. Минимизация нагрузки на отдел IT и дальнейшую поддержку
  7. Безопасность и стабильность работы

И да, весь функционал в тех или иных формах присутствует в разных редакциях платформ, но для каждого конкретного случая нужно выбирать свое идеальное решение.

Моя коллега Евгения, которая в этот период проводила наши вебинары, обучающие работе на платформе Zoom и Teams для педагогов города Москвы, говорит: Первыми, кто пострадал от удалённой работы, являются те сферы, которые нуждаются в синхронизации. Например, музыканты, где оркестры одновременно не могу звучать, хоровики, а также танцоры, где движения получаются асинхронными. Это происходит из-за того, что любые платформы только обрабатывают информацию, а вот скорость поступления этой информации от каждого пользователя своя. Вот так и происходит задержка, у кого пошустрее интернет, от того информация (в данном случае видео) быстрее прилетает, и он уже, например, поет (в случае с хором), а вот, у другого человека, который в этом хоре тоже выступает, но интернет слабенький (скорость меньше предыдущего), то от него информация (видео) прилетит в ЛЮБУЮ платформу с задержкой.

Также неудобство в использовании платформ испытали творческие люди, такие как художники. Неудобство вызвалось тем, что они не могли показывать одновременно свою палитру (когда происходило смешивание цветов) и мольберт, им приходилось использовать два устройства для отображения видео.

Если продолжить разговор о сравнении платформ, то Zoom у учителей оказался в приоритете только из-за того, что в нем отсутствует обширный функционал. Его использовали только для видеосвязи (видеоконференции). А для передачи файлов уже использовали то, чем пользовались в повседневной жизни (почта, WhatsApp). К данной платформе не приходилось долго привыкать.

Teams оказался посложнее, его быстро осилили педагоги-гуру, как мы их назвали. Они не побоялись изучить что-то новенькое для себя. Конечно не без моей помощи. Даже была создана группа поддержки пользователей Teams, где каждый мог задать интересующий их вопрос.

Проводились вебинары на этой платформе, где я демонстрировала свой экран, наглядно рассказывая, где находится та или иная функция с возможностями. В Teams, педагогам создали классы как в реальной жизни. Они заходили в определённый зал с обучающимися, где в Публикациях можно было вести диалог с учениками (как в Чате) и там же начать урок для всего класса.

В Файлы есть возможность выложить материалы к уроку или ученики могут скинуть сделанное домашнее задание в определённую папочку. На данной платформе педагог может протестировать обучающихся, создав и выложив в Задания тесты, и оценить, выставив в Оценки баллы. Были созданы Дополнительные Закладки с полезными сайтами (например, как Библиотека МЭШ) или видео материалами с YouTube. Проводились родительские собрания или собрания внутри отдела. Многие спрашивали о возможности преподавания на данной платформе после окончания карантина (это касалось дополнительного образования).

Вывод хочется сделать следующий: Не стоит боятся чего-то нового, тем более если Вас не оставляют бороться с этим наедине. Это как новая вещь (будь это новый смартфон, новая стиральная машинка и т.д.), нужно привыкнуть и не бояться нажимать на кнопки, изучая все больше и больше нового функционала!

Надеюсь, что вам эта статья поможет сделать выбор платформы для себя, ведь несмотря на все ограничения, которые вызвала эпидемия коронавируса, становиться очевидным что переходу на онлайн-обучение (хоть и частичному) быть!
Подробнее..

О бедном дистанте замолвите слово

03.01.2021 12:17:37 | Автор: admin

Я, как мне кажется, никогда не видел, чтобы какой-то вопрос вызывал такую мощную волну негатива, как дистанционное образование. По-моему, даже повышение пенсионного возраста прошло более гладко. Как представителю семьи, в которой уже есть несколькопоколений педагогов, тема образования мне очень близка и интересна. Как человеку, который давно и успешно обучается онлайн, такой шквал критики при практически полном отсутствии положительных отзывов, непонятен. Появилось желание разобраться в ситуации. И чем больше я читал комментарии противников, тем понятнее становилось, что народный гнев вызван не самим "дистантом", а тем бардаком, который случился в начале карантина и продолжается до сих пор. Попытка пустить современный сверхскоростной поезд онлайн-обучения по насквозь проржавевшим рельсам советской системы образования предсказуемо закончилась падением под откос "всего школьного состава". Так у меня и появилась идея написать статью в защиту моего любимого формата.

Мир вокруг нас меняется стремительно. Технологии появляются и устаревают быстрее, чем когда-либо в человеческой истории. Но система образования в России остается неизменной на протяжении практически ста лет. Третий класс моей дочери ничем не отличается от моего третьего класса тридцатилетней давности. Те же книги на лето, те же тексты для пересказа, многие из которых непонятны современным детям "чуть менее, чем полностью". И внедрение дистанционного образования это ответ на требования времени, необходимый шаг для начала перемен.

Почему дистанционное образование - это важно

  • Закон об удаленной работе уже принят. А значит, что количество людей, работающих в таком формате, будет увеличиваться. И у них тоже есть дети. Необходимость посещения школы сводит на нет все плюсы "удаленки". Уехать на время "на острова" уже не получится. Почему в XXI веке мы по-прежнему должны быть прикованы к школе как рабы на галерах?

  • Дистанционное обучение это не процесс и даже не метод. Это навык, которому нужно учиться, который очень важен в настоящее время и будет важен в будущем. Не всем дано? Многие школьные предметы тоже "не всем даны". Однако мы не устраиваем митинги с требованиями изгнать математику или физику из школьной программы.

  • Дистанционное образование это шанс для талантливых детей из регионов, родители которых не могут обеспечить качественное получение знаний. Мне в этом отношении повезло. В старших классах я учился в архангельской очно-заочной школе для одаренных детей, где лекции читали лучшие педагоги области, а также преподаватели МГУ. Это было классное время, но трястись почти сутки в поезде "Котлас Архангельск" то еще удовольствие. Наличие онлайн-формата могло бы сильно помочь, хотя бы возможностью пересмотреть видеолекции. Но это был конец 90-х.

  • Дистанционное образование это шанс для талантливых педагогов реализовывать себя и получать за это достойное вознаграждение, не меняя места жительства.

  • Дети занимаются в комфортных для себя условиях, в той одежде, которая им удобна. Без раздражающей школьной формы, требования к которой с каждым годом ужесточаются.

  • Дистанционное образование очень гибкий формат, который позволяет настроить программу обучения под каждого конкретного ребенка.

  • Школьная социализация сводится к умению общаться со сверстниками. Абсолютно бесполезный навык во взрослом мире, где человеку приходится сталкиваться с представителями разных поколений. В этом плане прогулки во дворе школу легко заменяют.

  • Где гарантии, что на смену этому вирусу не придёт новый, более страшный? Когда на улицу не то, что без маски, без защитного костюма нельзя будет выйти. И что тогда делать? Совсем детей без образования оставить?

Кажется, что и минусов у онлайн-формата предостаточно. Как быть многодетным семьям? Как обеспечить каждого ребенка помещением, гаджетом и интернет-соединением? Как быть с детьми, родители которых не работают удаленно? Ответ очевиден. Дистанционное образование не должно быть заменой традиционному формату. Эти два мира вполне могут существовать параллельно даже в одной школе. Разве это плохо, когда заболевший ребенок сможет после выздоровления посмотреть записи уроков?

Противники дистанционного образования

Я уже давно не работаю аналитиком, но периодически тянет на старое. Хлебом не корми, дай что-нибудь классифицировать, систематизировать, разложить по полочкам. Вот и противников дистанционного образования выделил, исходя из их аргументов, в четыре основные категории. Возможно, существуют и другие, но мне такие пока не попадались.

"Садисты"

В детстве школу ненавидели, учились плохо. И теперь с нескрываемым извращенным удовольствием наблюдают за мучениями своих детей, постоянно повторяя им: Садись и учись!

"Профессиональные прокрастинаторы"

Мне встречались только женщины, но и мужчины наверняка должны быть. Типичный монолог: "Ой, да ладно. Онлайн формат даже не всем взрослым подходит. Я сама во время карантина записалась на 100500 курсов по кройке и шитью, бальным танцам, натурной фотосъемке, тайм-менеджменту, рисковым инвестициям, йодлю, клингонскому и основам дирижаблестроения. Но ни один не смогла закончить. Мне нужно, чтобы надо мной постоянно стоял надзиратель и бил меня палкой по голове, когда я отвлекаюсь. Не представляю, как мой ребенок сможет учиться онлайн".

#ЯСВОЕУЖЕОТУЧИЛСЯ

На вопрос: "А Вы сами пробовали учиться онлайн?" - такие обычно отвечают, что школу давно закончили и учиться им не нужно. И продолжают: "А вы просто тупой, наверно, в школе плохо учились, вот вам и приходится сейчас доучиваться". Логика здесь бессильна. Хотя стоит признаться, что я, действительно, туповат: учился так себе, до золотой медали не дотянул, довольствовался серебряной.

"Секта свидетелей самого лучшего в мире советского образования" (экстремистская организация, деятельность которой должна быть запрещена на территории РФ)

Самая многочисленная группа, на мой взгляд. Сектанты говорят лозунгами: "Советское образование было лучшим в мире! Проклятые либералы по указке американцев в 90-е все развалили! ЕГЭ игра в угадайку! Мы растим поколение дебилов!" Панически боятся и исчезают при виде следующих вопросов: "В какой системе получили образование "проклятые либералы из 90-х"? Почему лучшая в мире система не смогла предвидеть возможность разрушения извне и не выпустила достаточное количество кадров для противостояния? Можно ли считать лучшей в мире систему, которая разрушила лучшую в мире систему? Если ЕГЭ "угадайка для дебилов", готовы ли Вы, как выпускник лучшей в мире системы, пойти и сдать его не меньше, чем на 100 баллов по выбранному Вами предмету?" И воттут логика могла бы помочь, но из программы самого лучшего в мире образования она была безжалостно выпилена еще в 50-е. Зачем правильное мышление советскому человеку, когда есть партия?

Все эти категории объединяет одно эти люди никогда не имели успешного опыта онлайн-обучения. Будь моя воля, я бы родителей вернул за школьные парты. Дети у нас очень умные, сами разберутся, что к чему.

Заблуждения

А теперь разберем некоторые популярные заблуждения о дистанционном образовании, да и об образовании в целом.

"Я хочу заниматься физкультурой, а не читать о ней"

Когда мне хочется заняться физкультурой, я надеваю спортивный костюм, натягиваю любимые кроссовки и отправляюсь на пробежку. Меня не остановят ни жара, ни холод, ни снег с дождем. Безусловно, это гораздо сложнее, чем кричать о своих желаниях на митинге. Читать о физкультуре тоже очень полезно. Понимание теоретических основ здорового образа жизни, построения тренировочного процесса, правильной техники выполнения упражнений может спасти от неприятных последствий. Мне можно верить. Я очень люблю спорт и являюсь призером чемпионата Москвы по легкой атлетике в категории Masters на дистанциях 100 и 200 метров.

"Детей сложно организовать и мотивировать на учебу"

Дети невероятно любознательны и открыты ко всему новому. Организовать и мотивировать на учебу их очень легко. Просто наша система образования современным детям категорически не подходит, не важно в каком формате ведутся занятия. Предложите им игровое интерактивное приложение, добавьте возможность видеообщения с одноклассниками и учителем, и вы за уши их не оттащите от урока. Все это уже реализовано в негосударственных онлайн-платформах.

"По удалёнке сидишь и в ус не дуешь, пишешь контрольные пару раз в месяц удалённо, ответы все в сети, всё сдал за 5 минут, и свободен."

При удаленном формате учитель может вводить индивидуальные задания хоть для каждого ученика. Просто списать тут вряд ли получится. А что плохого, если и спишет? Оценки - бесполезный пережиток, а контрольная работа нужна учителю для понимания, как каждый ученик усвоил конкретный материал. Простые алгоритмы помогут провести работу над ошибками и подскажут материал для повторения. Это даже не дип машин ленинг, тоже давно реализовано. ЕГЭ и ОГЭ все равно придется сдавать очно, какая разница, что ты там списал в третьем классе в контрольной по природоведению?

"Наших детей зомбируют гаджетами"

Да вы глаза-то откройте! Сплошь и рядом можно увидеть такую картину: мама с коляской, в коляске малыш с телефоном. Не думаю, что дистанционное образование хоть как-то повлияет на процесс зомбирования.

"Платные онлайн-школы уже существуют, хотите учить своих детей удаленно - идите и платите"

Во-первых, статья 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования. Я считаю, что школьное образование должно быть бесплатным независимо от его формы. А во-вторых, те онлайн-школы, которые я рассматривал, - экстернаты. Выдавать аттестаты они не могут. На бумаге ребенок все равно прикреплен к обычной общеобразовательной школе, которую должен периодически посещать для написания контрольных работ. Это не дистанционное образование.

"ЕГЭ - угадайка для дебилов"

Тестирование - всего лишь одна из форм проведения аттестационных мероприятий, которая имеет свои плюсы и минусы. На качество образования влияют совсем другие факторы. Теоретический экзамен по правилам дорожного движения тоже проводится в форме тестирования. Ни разу не слышал, чтобы кто-то его назвал угадайкой для дебилов. Хотя, судя по ситуации на дорогах, оснований не меньше. Давно пора поменять этот экзамен на эссе объемом не менее чем в 1000 слов на тему Как я провел госавтоинспектора. Может тогда аварий и пробок поменьше станет.

Заключение

В заключение я бы хотел еще раз повторить, что дистанционное образование это прежде всего навык, которому можно и нужно учиться. Навык, который будет постоянным спутником наших детей в современном быстром меняющемся мире.

Подробнее..

Перевод Как телефон стал первой из великих технологий дистанционного обучения

04.08.2020 12:21:41 | Автор: admin

Задолго до того, как во время коронавирусной пандемии наступила эпоха Zoom, детям, застрявшим в четырёх стенах своего дома, приходилось продолжать обучение. И им это удавалось благодаря телефонному обучению teach-a-phone.




Пока свирепствует пандемия, в США закрыты все школы, и ученики с трудом пытаются продолжать своё обучение на дому. В Лонг-Бич, Калифорния, группа учеников старших классов первыми придумали хитроумно использовать популярную технологию, чтобы восстановить коммуникации со своими учителями.

Идёт 1919 год, упомянутая пандемия разворачивается из-за т.н. "испанского гриппа". А популярная технология это телефонная связь. Хотя к тому моменту наследию Александра Грейама Белла было уже 40 лет [изобретателем телефона на сегодня считается итальянец Антонио Меуччи / прим. перев.], он всё ещё постепенно меняет мир. В то время телефон был только у половины домохозяйств, имевших доход в районе среднего так утверждается в книге Клода Фишера America Calling: A Social History of the Telephone to 1940. Использование учениками телефона для обучения было настолько инновационной идеей, что про неё даже писали в газетах.

Однако этот пример не сразу запустил волну удалённого обучения при помощи новых технологий. Многие телефонные коммутаторы во время пандемии испанского гриппа не справлялись с запросами пользователей, и даже публиковали объявления с просьбами удержаться от звонков за исключением экстренных случаев. Возможно, именно из-за этого эксперимент из Лонг-Бич не получил широкого распространения. США удавалось избегать сравнимого по тяжести кризиса здравоохранения и повсеместного закрытия школ более ста лет, пока не пришёл коронавирус.

Однако и без таких событий, как испанский грипп, многие дети в начале и середине XX века не ходили в школу по болезни. Мы, пожиная плоды множества медицинских открытий и прорывов, забываем, какое количество смертельных заболеваний было повседневной реальностью для наших родителей, дедушек и бабушек. В 1952 году из-за локальных вспышек полиомиелита количество заболевших в США приблизилось к 58 000. В том году под руководством Джонаса Солка была разработана одна из первых вакцин против полиомиелита.

Через два десятилетия после вспышки испанского гриппа телефон снова проявил себя в качестве инструмента для удалённого обучения. И на этот раз с последствиями.

Много лет школы обучали привязанных к дому детей по старинке. Они приносили учёбу к ним домой при помощи учителей-передвижников. Однако такой подход был дорогим и плохо масштабировался. На слишком малое количество учителей приходилось слишком много учащихся. В сельской местности один только переход учителя от дома к дому съедал большую часть рабочего времени. Плюсом для учащихся было то, что они тратили на уроки всего час-два в неделю.


AT&T и местные телефонные компании рекламировали услуги обучения по телефону, рассказывая о них потенциальным пользователям и зарабатывая хорошую репутацию.

В 1939 году Департамент образования Айовы возглавил пилотную программу, в рамках которой учителей начали сажать не за руль, а на телефон. Началось всё в городе Ньютон, наиболее известным своим производством кухонной бытовой техники Maytag. Если верить статье Уильяма Даттона в Saturday Evening Post от 1955 года, двое больных учеников Таня Райдер, 9-летняя девочка с артритом, и Бетти Джин Карнэн, 16-летняя девочка, восстанавливавшаяся после хирургической операции начали учиться по телефону. Система, которую соорудили добровольцы с местной телефонной компании, стала первым примером того, что позже получит названия teach-a-phone, school-to-home телефон или просто волшебная коробка.

Вскоре к Тане и Бетти присоединились и другие. В 1939 году Дороти Роуз Кейв из Маркуса, Айова, подхватила остеомиелит, редкую костную инфекцию, на годы приковавшую её к постели. Доктора только в 1940-х годах обнаружили, что её успешно можно вылечить пенициллином. В статье в Sioux City Journal от 1942 года вспоминали, как местная телефонная компания протянула телефонный кабель на семь километров, чтобы связать её ферму с ближайшей школой. Она использовала телефон не только для обучения, но и для прослушивания концертов, которые давали её одноклассники и их баскетбольных игр.

К 1946 году уже 83 ученика из Айовы обучались по телефону, и эта идея проникла и в другие штаты. К примеру, в 1942 году Фрэнк Хьютнер из Блумера, Висконсин, оказался парализованным, когда школьный автобус, в котором он ехал с дебатов, перевернулся. Проведя 100 дней в больнице, а потом нагоняя своих одноклассников по всем предметам, он наткнулся на статью о программе teach-a-phone в Айове. Его родители убедили местный колледж установить всё необходимое оборудование. Хьютнер прославился как первый человек, успешно закончивший колледж, а потом и юридическую школу, обучаясь по телефону.

К 1953 году по меньшей мере 43 штата взяли на вооружение технологию дистанционного обучения. Одобрив ученика, они обычно брали на себя почти всю стоимость телефонных услуг. В 1960 году она составляла от $13 до $25 в месяц, что в 2020 году соответствует ценам от $113 до $218. Хотя иногда такие организации, как Elks и United Cerebral Palsy помогали платить по счетам.

Улучшая технологию teach-a-phone


Как сегодняшние школы взяли на вооружение Zoom сервис, который изначально разрабатывали для коммерческих предприятий так и самые первые системы технологии teach-a-phone просто переделывали из недавно появившихся интеркомов для офисов под названием Flash-A-Call. Однако пользователи сталкивались с шумами во время разговоров между школами и домами учащихся. Более того, как писал Даттон в Saturday Evening Post, уроки арифметики иногда прерывались голосами домохозяек, звонивших сделать заказ на доставку продуктов.

Подобные технические проблемы вдохновили Bell System и компанию Executone, изготавливавшую оборудование для коммерческой связи, на создание специального оборудования для связи школы и домов. В результате учащиеся, сидевшие дома (а иногда и в больнице), получали гаджет, напоминающий настольное радио, с кнопкой, на которую можно было нажать для разговора. Он по выделенной телефонной линии соединялся с другим устройством в классе, воспринимавшим голоса учителя и учащихся и передававшим их удалённому ребёнку. Школьные передатчики делались портативными, и обычно их в течение учебного дня таскали из класса в класс учащиеся-добровольцы.

И всё равно посторонний шум создавал проблемы. Негромкие звуки высокой частоты усиливаются, и звук сломавшегося поблизости от телефона в классе карандаша отдаётся в комнате Руффина оружейным выстрелом, писал в 1948 году Блейн Фриланд в газете Cedar Rapids Gazette о Неде Руффине, 16-летнем жителе Айовы, страдающем от острой ревматической лихорадки.

Школы набирались опыта в работе с технологией teach-a-phone, и узнавали её сильные и слабые стороны. Родному языку можно было спокойно учить одним лишь голосом. Математику передавать было сложнее некоторые вещи нужно было писать на доске. Но школы изо всех сил старались реализовать телефонное обучение. В 1948 году в газете Айовы Ottumwa Daily Courier написали о том, что местной ученице, Марте Джин Мейер, страдающей ревматической лихорадкой, на дом специально привезли микроскоп, чтобы она могла заниматься биологией.

В итоге школы обычно решали обучать удалённо детей не моложе четвёртого класса. Считалось, что у более мелких детей просто не хватит усидчивости с этим столкнулись все воспитатели детских садов, пытавшиеся в этом году удаленно управлять 5-летними детьми. При этом от прихода учителей на дом не отказывались полностью; это оказалось полезным вспомогательным инструментом, особенно для проведения экзаменов, которые трудно проводить удалённо.

Самым важным в истории с teach-a-phone оказалась эффективность этой технологии. В исследовании 1961 года выяснили, что 98% учащихся, использовавших эту технологию, успешно сдавали экзамены, при том, что в среднем по стране с этим справлялось только 85% учеников. Авторы отчёта решили, что ученики, созванивавшиеся со школой, были больше заинтересованы в учёбе, и у них было больше времени заниматься ею, чем у их более здоровых и беспечных одноклассников.

Вкупе с плюсами обучения эта система была полезной ещё и для восстановления товарищеского духа, недоступного детям, остававшимся дома из-за болезни. Телефонная связь со школой придаёт запертым дома ученикам чувство принадлежности к коллективу, писал Норрис Миллингтон в 1959 году в журнале Family Weekly. Комната ученика раскрывается до целого мира, контакт с которым не заканчивается с окончанием занятий. В следующем году была опубликована статья об ученике из Ньюкирка, Оклахома, по имени Джин Ричардс, страдавшем от заболевания почек. Он привык включать свой teach-a-phone за полчаса до начала занятий, чтобы поболтать со своими школьными друзьями.

Большие города


Хотя система teach-a-phone родилась в сельской местности, она в итоге смогла пригодиться и в более густонаселённых областях. Некоторые программы удалённого обучения в мегаполисах пошли дальше простого подключения запертых дома детей к традиционным классам. Они начали проводить полностью виртуальные занятия, в которых каждый ученик участвовал удалённо. В 1964 году в Лос-Анджелесе работало 15 центров телеобучения, каждый из которых обслуживал по 15-20 учеников. Учителя использовали телефоны с автонабирателем, и дозванивались до домов учеников по выделенным однонаправленным линиям. Ученики участвовали в обучении при помощи устройств громкой связи, аренда которых стоила порядка $7,5/мес.

Также школы перемежали телефонные занятия с другими технологиями дистанционного обучения. В Нью-Йорке ученики слушали радиопередачи, которые прозвали старшие классы в прямом эфире, а потом обсуждали услышанное по телефону. Также существовала более интересная система, разработанная в GTE, которую назвали доска по проводам. Учитель мог делать записи электронной ручкой на планшете, и результаты передавались по проводам на удалённые телеэкраны. Эта технология была не только спасением для запертых в четырёх стенах людей, но и обещала связать самые бедные классы с самыми гениальными учителями, находящимися за много миль от них, как восхищённо писали в AP в 1966 году. Однако технология не получила широкого распространения как и более новые технологии дистанционного обучения, не сдержавшие своих разрекламированных обещаний.

Системы удалённого обучения были настолько полезными, что продолжали существовать в 1980-е и 1990-е в том же виде, в котором они жили и в предыдущие десятилетия. В конце 1970-х и начале 1980-х самым знаменитым пользователем этих технологий был Дэвид Веттер, мальчик в пузыре из Хьюстона, чей тяжёлый комбинированный иммунодефицит не давал ему выйти за пределы защитной комнаты, устроенной в его доме. У него был teach-a-phone, при помощи которого он звонил в близлежащие школы, что придавало его жизни некий налёт нормальности, до тех пор, пока не умер в 1984 году в возрасте 12 лет.

С приближением XXI века новый технический элемент, наконец, навсегда изменил удалённое обучение: передача видео. Сначала для обучающих видеоконференций требовалось оборудование стоимостью от $18 000, и работало оно по IDSN, одному из ранних видов широкополосной связи, существовавшему тогда, когда большинство домов и школ подключалось по диалапу. Фонд Talia Seidman Foundation, основанный родителями девочки, в семь с половиной лет умершей от рака мозга, начал продвигать эту технологию и покрывать стоимость оборудования для того, чтобы школы могли обучать учеников, не способных посещать школу лично.

Сегодня такие сервисы, как Zoom, Microsoft Teams и Google Meet, и ноутбуки с видеокамерами сделали удалённое видеообучение куда как более доступным. Для десятков миллионов учеников, которых коронавирус заставил учиться дома, эти технологии и вовсе становятся незаменимыми. Причём у этой идеи ещё остаётся большой потенциал для развития. Некоторые школы уже используют роботов для удалённого присутствия, например, от компании VGo. Эти управляемые удалённо устройства на колёсах, в которые встроены камеры и видеоэкраны, могут служить глазами и ушами ученика, не имеющего возможности приехать лично. В отличие от старых коробочек teach-a-phone, роботы телеприсутствия могут взаимодействовать с одноклассниками и кружить по комнатам по своему желанию, вплоть до участия в хоре или в походах вместе с классом.

Но, несмотря на все свои преимущества, далеко уведшие этих роботов от телефонных систем XX века, они всё равно остаются, по сути, видеотелефонами на колёсах. Они дают остающимся дома ученикам возможность обучаться и ассимилироваться, помогают детям преодолевать сложные проблемы, облегчая одиночество их тяжёлой ситуации. Для жителей Айовы, в числе первых начавших пользоваться системой teach-a-phone более 80 лет назад, такие роботы показались бы научной фантастикой, но в то же время они бы высоко оценили их потенциал и пользу.
Подробнее..

IT-гиганты создают дешевую замену колледжам шанс для талантливых бедняков или катастрофа для массового образования?

25.08.2020 14:18:31 | Автор: admin
Google запускает образовательные курсы Google Career Certificates. Это маленький шаг для большой компании, но большой скачок для мировой индустрии образования: в корпорации подчеркивают, что обучают учеников основным навыкам, которые необходимы для получения работы, при этом для прохождения курсов не требуется ученой степени или предыдущего опыта. Google говорит: вам больше не нужен колледж, пишут зарубежные СМИ и задаются вопросом: если курс стоимостью 300 долларов позволяет найти работу за 93 тыс. долларов в год, то кто пойдет учиться в колледжи и университеты? На самом деле, в Google оценивают годовые зарплаты своих выпускников начиная с 66 тыс. долларов в год (к примеру, на позиции дата-аналитика), но разница такой зарплаты со стоимостью курсов все равно впечатляет.

Объявление о запуске курсов было сделано еще в июне. Платные тренинги пока не запущены, при этом уже можно записаться на бесплатные курсы.
image

Новые сертификаты Google Career Certificates основаны на наших существующих программах, чтобы открыть путь к карьере в сфере ИТ-поддержки для людей без высшего образования, объясняет Кент Уокер, старший вице-президент по глобальным связям Google. Запущенная в 2018 году программа сертификации ИТ-специалистов Google стала самым популярным сертификатом на Coursera: тысячи людей нашли новую работу и увеличили свои доходы после завершения этого курса.

Компания обещает помочь выпускникам с поиском работы, да и сама не прочь пополнить свой штат. При найме на работу мы теперь будем рассматривать эти новые сертификаты о карьере как эквивалент четырехлетней степени для соответствующих должностей, написал в Твиттере Кент Уокер.

Google не одинок: не зря эксперты говорят о формировании рынка образования и навыков будущего с условным названием EduNet. Незадолго до поисковика аналогичную образовательную программу запустила компания Microsoft с целью обучить до 25 млн человек и облегчить доступ к цифровым навыкам для людей, которые больше всего пострадали от потери работы, в том числе бедняков, женщин и меньшинств. Акцент сделан на том, что полученные навыки пригодятся в эпоху COVID-19. Есть похожие программы и у других IT-гигантов, например, у IBM. Кто-то запускает курсы на своих платформах, кто-то на площадках наподобие Coursera или Udemy. Всего в мире насчитывается более 11 тыс. популярных образовательных программ. Объем рынка онлайн-образования на 2019 год оценивался до 205 млрд долларов (по оценке Global Market Insights). К 2023-му объем мирового рынка онлайн-образования может превысить 282 млрд долларов (при среднегодовых темпах роста на уровне 710 %). Есть только одно но: слушатели онлайн-курсов страшно недисциплинированны. По статистике, до конца обучение проходят от 5 до 13 %, максимум 15 % слушателей. По данным Гарвардского университета (анализ выполнен на основе программ Coursera), это еще более скромная цифра 4 %. То, что на выпускников онлайн-курсов сложно полагаться, плохая новость для работодателей и для общества в целом. Нет ли опасности, что рынок наводнят неучи? Однако для каждого человека в отдельности это отличная возможность получить хорошую подготовку по доступной цене. Если же мотивации на усердную учебу хватит на полгода, можно оказаться на голову выше конкурентов-недоучек.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru